Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика древнеиндийской философии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Древнеиндийское общество делилось на варны - большие социальные группы, которые впоследствии легли в основу кастовой системы. Варн было четыре: брахманы - жрецы, кшатрии - воины и чиновники, вайшьи - земледельцы, ремесленники и торговцы, шудры - слуги. Деление на варны освящалось религией. Брахманы оказывали значительное влияние на индийское общество, так как они были носителями образованности. Первые зачатки философского мышления в Древней Индии появились около 2500-2000 гг. до н. э. Они содержатся в древнейшем памятнике индийской литературы - Ведах (в переводе с древнеиндийского языка санскрита - знание). Веды состоят из четырех самостоятельных сочинений (самхит): Ригведа - сборник гимнов, Яджурведа - руководство по жертвоприношениям, Самаведа - религиозные песнопения, Атхарваведа - магические заклинания. В течение столетий складывались религиозно-философские комментарии к Ведам - Упанишады (санскр. - сидеть рядом с учителем), в которых были развиты представления о мире и человеке. Упанишады являются истоками древнеиндийской философии, именно они способствовали переходу от мифологии к философии. Древнеиндийская философия подразделялась на две большие группы школ или даршан: ортодоксальные школы (признающие авторитет Вед) и неортодоксальные школы (не признающие авторитет Вед). Большинство из них были ортодоксальными (астика): веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. К неортодоксальным (настика) относились локаята (чарвака) и адживика, а также течения, представленные в форме религиозно-философских учений джайнизма и буддизма. Все индийские философские школы отличаются общностью духовно-нравственных взглядов: - индивидуальная душа (Атман) и вселенская душа (Брахман) подобны; - Брахман не имеет формы и вечен; - видимый мир - иллюзия (майя); - душа проходит через цикл жизней (сансару) и ее последующая жизнь определяется последствиями действий (кармой); - душа способна достичь освобождения (мокши); - во Вселенной все вещи едины. Согласно взглядам древних индийских философов целью познания мира является не теоретическое его осмысление, а практическое руководство добродетельной жизнью. Философские размышления необходимы, прежде всего, для духовного и нравственного совершенствования человека. Кратко охарактеризуем основные философские школы. Вначале ортодоксальные: Санкхья (перевод с санскр. - размышление, число, исчисление). Это одна из наиболее популярных ортодоксальных философских школ Древней Индии, создание которой приписывается мудрецу Капиле (VI -V вв. до н. э.). Она признает авторитет Вед, но считает бытие Бога недоказуемым. По санкхью в мире существуют две силы - пракрити (материя) и пуруша (дух). Первая активна, вторая - пассивна. При соприкосновении пракрити и пуруши нарушается равновесие в мире, и возникают предметы, наполняющие Вселенную: на первой ступени образуется основа всего материального, а также мировой дух и разум. На второй - индивидуализирующее начало всего сущего. Далее образуются пять элементов - земля, вода, воздух, огонь и эфир. Санкхья - это попытка отыскать путь к духовному освобождению, отделению духа от материи, что позволит человеку избавиться от постоянных перерождений и приведет к вечному счастью - мокше. Йога (перевод с санскр. - соединение, сосредоточение). Одна из наиболее известных ортодоксальных школ, основателем которой считается мудрец Патанджали (II - III вв. до н. э.). Главное содержание йоги - разработка практического пути к освобождению от страданий через тренировку тела и духа. Йога означает прекращение зависимости чистого духа или "я" от деятельности тела, чувств, а также ума, который ошибочно отождествляется с "я". Учение йоги выделяет восемь ступеней самосовершенствования: отказ от неправильного поведения; соблюдений непреложных правил; правильная поза для сосредоточения; управление дыханием; отвлечение органов чувств от объектов; сосредоточение внимания; созерцание предмета, удерживаемого вниманием; просветление. Йога оказала заметное влияние на развитие религиозно-философской мысли Индии, а особенно на буддизм. Ньяя (перевод с санскр. - правило, рассуждение). Основателем этой школы считается мудрец Готама (конец I в.), написавший главный текст этого учения - "Ньяя-сутра". Основной задачей жизни человека ньяя считает избавление духа "я" от привязанности к телу. А это возможно лишь при правильном познании действительности. Отсюда то внимание, которое ньяя уделяет технике мышления, основанной на законах логики. Вайшешика (перевод с санскр. - особенность, различие). Эта система была основана мудрецом Канадой (III - II вв. до н. э.). В космологии вайшешика выделяет семь основных категорий сущего: субстанция, качество, действие, всеобщность, особенность, присущность, небытие. Из них лишь первые три существуют в реальности, три следующие - результат деятельности человеческого разума, причем категория "особенность" играет важнейшую роль в деле познания мир, потому что именно в ней отражается все существующее многообразие природных субстанций. Как и ньяя, вайшешика считает главной целью жизни человека освобождение индивидуального сознания. Миманса (перевод с санскр. - глубокое размышление, исследование) была основана Джаймини во II в. Согласно этому учению - основное внимание человека должно быть направлено на неукоснительное исполнение своего социального и религиозного долга, который заключается в выполнении всех положенных обрядов и подчинение требованиям своей касты. Поступать так необходимо потому, что законы кармы универсальны и неизменны. Поэтому только праведный образ жизни, по мимансе, может предоставить человеку конечное освобождение. Веданта (перевод с санскр. - завершение Вед). Это наиболее влиятельная философская школа Индии. Ее основные положения изложены Бадараяной и развиты Шанкарой и Рамануджой (V - II вв. до н. э.). Она целиком и полностью признает верховный авторитет Вед. Веданта утверждает, что есть одна духовная сущность - Брахман, который является творцом мира. Именно Брахман вызывает к жизни все многообразие мира. Для того чтобы постигнуть Брахмана, надо развивать свое духовное начало - Атмана, который тождественен Брахману. Таким образом, постигнув свое "Я", можно будет слиться с Брахманом и достичь покоя как высшей цели жизни. Неортодоксальные школы: Локаята или чарвака (перевод с санскр. - направленное на этот мир). Наиболее древняя и распространенная неортодоксальная философская школа Индии. По традиции основание этого даршана приписывают мудрецу Брихаспати, а отдельные сочинения - Чарваке (середина I тысячелетия до н. э.), от имени которого это учение и получило свое второе название. Локаята не признает авторитетов Вед, отрицает существование Бога и души, отвергает идею потустороннего мира и закон кармы. По локаяте мир состоит из четырех элементов: земли, воды, воздуха и огня. Они вечны и находятся во взаимодействии, в результате этого возникает материальный мир. Человеческие свойства: сознание, разум, память, также возникают в результате соединения основных элементов. Источником познания локаята считает ощущения. Целью жизни локаята признает только чувственное наслаждение, отвергая такие морально-нравственные категории, как добродетель и справедливость. Адживика (перевод с санскр. - неживое, неодушевленное, материальное). Основателем этого учения считается мудрец Маркалидева (VI - V вв. до н. э.). Согласно этому учению в мире существуют четыре вида атомов, их которых состоит космос: земля, вода, огонь и воздух. Из их комбинаций возникает все многообразие мира. По адживике души не существует, а сознание человека - это скопление сверхтонких атомов. Адживика отрицает идеи кармы, сансары и мокши, то есть, по сути - это материалистическое учение. Тесно связаны с неортодоксальными учения религиозные учения буддизма и джайнизма. Буддизм - самая древняя из мировых религий, возникшая в VI в. до н. э. Его основателем был принц Сиддхартха Гаутама, впоследствии названный Буддой - "Просветленным". Философскую основу своего учения Будда изложил в виде "четырех благородных истин", кратко сводившихся к следующему: 1. Все в мире приводит к страданию. 2. У страдания есть главная причина - это "жажда бытия". 3. Но существует возможность прекратить страдание. 4. Для этого необходимо следовать священному восьмеричному пути. Восьмеричный путь или колесо сансары в самом общем виде состоит из: а) правильных взглядов, свободных от суеверий и заблуждений; б) правильных возвышенных и мудрых мыслей; в) правильной, доброжелательной и правдивой речи; г) правильных, честных и чистых действий; д) правильных усилий (самовоспитания и самообладания); е) правильного поведения, куда входит и отказ от причинения страданий; ж) правильного, активного и изучающего внимания; з) правильного сосредоточения, то есть глубокой медитации, размышлений над сутью жизни. Будда подчеркивал, что он открыл "дхарму" - мировой закон, освобождающий живые существа от кошмаров существования. Первоначально буддизм существовал в том виде, в каком его преподал сам Будда, позже начались расхождения, раздробившие единую религию на несколько направлений: чань и дзэн-буддизм, ламаизм. Главное в буддийском учении - это стремление к избавлению от страданий, стремление к нирване. Сам Будда говорил: "Как неизмеримый океан имеет один вкус - вкус соли, так и мое учение имеет один вкус - вкус спасения". Согласно буддизму, зная "четыре благородные истины" и "священный восьмеричный путь спасения", можно навсегда избавиться от воплощения в материальном мире. Будда учил, что жизнь человека определяет карма - закон воздаяния за совершенные поступки. Карму, по буддийскому учению, нельзя исправить ни жертвами, ни упованием на богов, которые тоже подчиняются ее неумолимым законам. Только правильный образ жизни - "движение по пути спасения" разрушает карму. Наше сознание, под воздействием кармы, творит Вселенную, наполненную страданием. Сознание это не цельно, не едино, а состоит из множества отдельных дхарм - "образов", отдельных психологических состояний или настроений, первооснов сознания. От того, как под воздействием кармы сложатся после смерти человека его дхармы, и зависит его новое воплощение в следующей жизни. Дхармы - основа всего и поэтому возможно воплощение и в животное, и в демона, и в бога. Буддист должен стремиться к тому, чтобы дхармы успокоились, влились в нирвану - состояние покоя и бесстрастия. Понятно, что представление о мире как о потоке мятущихся частиц сознания - дхарм приводило к тому, что в первоначальном буддизме нет учения о богах как о властителях жизни и смерти, владыках, сотворивших Вселенную и определяющих ее судьбу. Будда утверждал, что боги существуют, как существует все, порожденное нашим сознанием. Они кажутся могущественнее обычного человека, но также подвержены действию кармы, и так же вовлечены в колесо сансары. Воплощение же в бога гораздо хуже воплощения в человека, так как человек имеет возможность достичь просветления, а бог, пока вновь не воплотится в человека, - нет. На пути к совершенству верующий должен постоянно упражняться в том, чтобы достичь абсолютного безразличия ко всему и угасания всех желаний. Лучшим путем для этого является медитация. Джайнизм. Учение джайнов возникло в VI в. до н. э. Основателем джайнизма считается Вардхамана. В 557 г. до н. э. он возглавил группу верующих, воспринявших его толкование ведийских символов. С этого времени Вардхаману называют "Махавира" - "великий герой" или "Джина" - "победитель". По последнему имени членов его учения и стали называть джайнами или джайнистами. Главной идеей джайнизм признает необходимость освобождения от материального мира и пут кармы. Основой всего джайны признают душу, которая едина у всех существ Вселенной. Душа оживляет костную материю, пробуждает ее к творению жизненных форм. Нужно вырваться из цепи перевоплощений, разрушив карму и разделив душу и материю. Оригинальность учению Вардхаманы придает та роль, которую играет в ней могущество человека. Это единственная сила, которой поклоняются джайны. Джина, победитель, освободивший свою душу и достигший полного бесстрастия - вот истинный бог джайнизма. Карму человека формируют действия, желания и страсти, поэтому в качестве пути спасения джайнисту предписывается полнейший аскетизм, доходящий до отказа носить одежду (так поступают "дигамбары" - "одетые сторонами света") и добровольной голодной смерти. Община джайнов состоит из двух групп верующих - аскетов, строго выполняющих все заветы Вардхаманы, и простых последователей, которые, продолжая вести обычную жизнь, толкуют обязанности изнуряющих плоть как моральные предписания. Каждый джайнист должен обладать тремя сокровищами (триратна): а) верить, что Джина победил мир и освободился; б) знать, что, следуя его путем, можно самому освободиться от оков материи; в) преодолевать свою "карму" и выполнять пять обетов: не убивать ни одно живое существо, не лгать, ничего не брать без разрешения, хранить целомудрие и совершенствоваться в отречении от мира. Синтезировал все религиозно-философские поиски Древней Индии индуизм - одна из крупнейших в современном мире по числу последователей национальная религия, сформировавшаяся в первом тысячелетии до нашей эры. Индуизм во многом определяет индийский образ жизни и включает всю сумму жизненных и философских принципов, социальных и этических ценностей, обрядов, культов и праздников, санкционированных Ведами, а также мифов, легенд и многочисленных богов. Толерантная гигантская система индуизма включает в себя даже те религиозно-философские учения и практики, которые возникли как противовес индуизму (буддизм, джайнизм, сикхизм). Важной составной частью индуизма являются предания и мифы, эпические сказания, особенно поэма "Рамаяна" и история борьбы богов и героев "Махабхарата", часть которой - "Бхагавадгита" содержит своеобразное философское обоснование индуизма. Целью философского познания мира, согласно традиционным взглядам индийских мудрецов, является не чистая теория или простое любопытство, а практическое руководство для правильной и добродетельной жизни. Философское знание необходимо в первую очередь для насыщения жизни человека глубинным духовным смыслом, исправления имеющихся недостатков, для нравственного самосовершенствования, то есть, для практического применения.
Элейская школа. Элейская школа возникла в городе Элея - греческой колонии в Южной Италии. Идейным предшественником элейской школы считается Ксенофан из города Колофона (ок. 570-478 до н. э.). Он много путешествовал и называл себя бродячим поэтом. Свои взгляды Ксенофан излагал в поэтической форме. Так свой главный труд "О природе" он написал в виде поэмы. Первоначалом мира считал землю, полагая, что "все рождается из земли и все в землю уходит". Ксенофан критиковал представления о множестве богов, которыми поэты и народная фантазия населили Олимп. Философ считал, что люди измыслили богов по своему подобию. Если бы быки, лошади и львы, говорил Ксенофан, могли рисовать, они изображали бы своих богов в виде быков, лошадей и львов. О природе богов и обо всем остальном не может быть истинного знания, а может быть лишь мнение. Ксенофан является одним из первых представителей пантеистического мировоззрения. Он считал, что мир вечен и неуничтожим, представляет собой нечто единое, и это единое есть бог, который сросся со всем. Природе Ксенофан приписывал черты, противоречащие мифам и религиозным взглядам. Вере в существование под Землей ада он противопоставляет учение о бездонности Земли, вере в божественность светил - представление об их естественной природе. Собственно основателем элейской школы был Парменид (ок. 540-470 до н. э.). Он был другом и учеником Ксенофана. Парменид прославился составлением законов для родной Элеи, которые действовали там долгое время. Философия Парменида направлена против учения Гераклита о всеобщем движении, изменении. Мир, по Пармениду, вещественный шар, в котором нигде нет пустоты и, следовательно, движение невозможно, так как мировое пространство заполнено все целиком. Всякая мысль, утверждал Парменид, есть мысль о существующем. Поэтому несуществующее, или небытие, никак нельзя мыслить как несуществующее; то есть несуществующего нет. Поэтому невозможно возникновение и уничтожение, ибо то и другое предполагает возможность небытия, несуществования. Из абсолютной заполненности пространства следует, что мир един и что в нем нет частей. Всякое множество только обман чувств. Из этого же, по мнению Парменида, следует вывод о невозможности движения, возникновения, уничтожения. Ничто не возникает и не уничтожается. Представления о движении, изменении - это лишь представления о мире простых людей, от которых следует отличать философию как учение об истине.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1812; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.153.77 (0.012 с.) |