Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика древнеиндийской философии.

Поиск

Древнеиндийское общество делилось на варны - большие социальные группы, которые впоследствии легли в основу кастовой системы. Варн было четыре: брахманы - жрецы, кшатрии - воины и чиновники, вайшьи - земледельцы, ремесленники и торговцы, шудры - слуги. Деление на варны освящалось религией. Брахманы оказывали значительное влияние на индийское общество, так как они были носителями образованности.

Первые зачатки философского мышления в Древней Индии появились около 2500-2000 гг. до н. э. Они содержатся в древнейшем памятнике индийской литературы - Ведах (в переводе с древнеиндийского языка санскрита - знание). Веды состоят из четырех самостоятельных сочинений (самхит): Ригведа - сборник гимнов, Яджурведа - руководство по жертвоприношениям, Самаведа - религиозные песнопения, Атхарваведа - магические заклинания. В течение столетий складывались религиозно-философские комментарии к Ведам - Упанишады (санскр. - сидеть рядом с учителем), в которых были развиты представления о мире и человеке. Упанишады являются истоками древнеиндийской философии, именно они способствовали переходу от мифологии к философии.

Древнеиндийская философия подразделялась на две большие группы школ или даршан: ортодоксальные школы (признающие авторитет Вед) и неортодоксальные школы (не признающие авторитет Вед). Большинство из них были ортодоксальными (астика): веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. К неортодоксальным (настика) относились локаята (чарвака) и адживика, а также течения, представленные в форме религиозно-философских учений джайнизма и буддизма.

Все индийские философские школы отличаются общностью духовно-нравственных взглядов:

- индивидуальная душа (Атман) и вселенская душа (Брахман) подобны;

- Брахман не имеет формы и вечен;

- видимый мир - иллюзия (майя);

- душа проходит через цикл жизней (сансару) и ее последующая жизнь определяется последствиями действий (кармой);

- душа способна достичь освобождения (мокши);

- во Вселенной все вещи едины.

Согласно взглядам древних индийских философов целью познания мира является не теоретическое его осмысление, а практическое руководство добродетельной жизнью. Философские размышления необходимы, прежде всего, для духовного и нравственного совершенствования человека.

Кратко охарактеризуем основные философские школы. Вначале ортодоксальные:

Санкхья (перевод с санскр. - размышление, число, исчисление). Это одна из наиболее популярных ортодоксальных философских школ Древней Индии, создание которой приписывается мудрецу Капиле (VI -V вв. до н. э.). Она признает авторитет Вед, но считает бытие Бога недоказуемым. По санкхью в мире существуют две силы - пракрити (материя) и пуруша (дух). Первая активна, вторая - пассивна. При соприкосновении пракрити и пуруши нарушается равновесие в мире, и возникают предметы, наполняющие Вселенную: на первой ступени образуется основа всего материального, а также мировой дух и разум. На второй - индивидуализирующее начало всего сущего. Далее образуются пять элементов - земля, вода, воздух, огонь и эфир. Санкхья - это попытка отыскать путь к духовному освобождению, отделению духа от материи, что позволит человеку избавиться от постоянных перерождений и приведет к вечному счастью - мокше.

Йога (перевод с санскр. - соединение, сосредоточение). Одна из наиболее известных ортодоксальных школ, основателем которой считается мудрец Патанджали (II - III вв. до н. э.). Главное содержание йоги - разработка практического пути к освобождению от страданий через тренировку тела и духа. Йога означает прекращение зависимости чистого духа или "я" от деятельности тела, чувств, а также ума, который ошибочно отождествляется с "я". Учение йоги выделяет восемь ступеней самосовершенствования: отказ от неправильного поведения; соблюдений непреложных правил; правильная поза для сосредоточения; управление дыханием; отвлечение органов чувств от объектов; сосредоточение внимания; созерцание предмета, удерживаемого вниманием; просветление.

Йога оказала заметное влияние на развитие религиозно-философской мысли Индии, а особенно на буддизм.

Ньяя (перевод с санскр. - правило, рассуждение). Основателем этой школы считается мудрец Готама (конец I в.), написавший главный текст этого учения - "Ньяя-сутра". Основной задачей жизни человека ньяя считает избавление духа "я" от привязанности к телу. А это возможно лишь при правильном познании действительности. Отсюда то внимание, которое ньяя уделяет технике мышления, основанной на законах логики.

Вайшешика (перевод с санскр. - особенность, различие). Эта система была основана мудрецом Канадой (III - II вв. до н. э.). В космологии вайшешика выделяет семь основных категорий сущего: субстанция, качество, действие, всеобщность, особенность, присущность, небытие. Из них лишь первые три существуют в реальности, три следующие - результат деятельности человеческого разума, причем категория "особенность" играет важнейшую роль в деле познания мир, потому что именно в ней отражается все существующее многообразие природных субстанций. Как и ньяя, вайшешика считает главной целью жизни человека освобождение индивидуального сознания.

Миманса (перевод с санскр. - глубокое размышление, исследование) была основана Джаймини во II в. Согласно этому учению - основное внимание человека должно быть направлено на неукоснительное исполнение своего социального и религиозного долга, который заключается в выполнении всех положенных обрядов и подчинение требованиям своей касты. Поступать так необходимо потому, что законы кармы универсальны и неизменны. Поэтому только праведный образ жизни, по мимансе, может предоставить человеку конечное освобождение.

Веданта (перевод с санскр. - завершение Вед). Это наиболее влиятельная философская школа Индии. Ее основные положения изложены Бадараяной и развиты Шанкарой и Рамануджой (V - II вв. до н. э.). Она целиком и полностью признает верховный авторитет Вед. Веданта утверждает, что есть одна духовная сущность - Брахман, который является творцом мира. Именно Брахман вызывает к жизни все многообразие мира. Для того чтобы постигнуть Брахмана, надо развивать свое духовное начало - Атмана, который тождественен Брахману. Таким образом, постигнув свое "Я", можно будет слиться с Брахманом и достичь покоя как высшей цели жизни.

Неортодоксальные школы:

Локаята или чарвака (перевод с санскр. - направленное на этот мир). Наиболее древняя и распространенная неортодоксальная философская школа Индии. По традиции основание этого даршана приписывают мудрецу Брихаспати, а отдельные сочинения - Чарваке (середина I тысячелетия до н. э.), от имени которого это учение и получило свое второе название. Локаята не признает авторитетов Вед, отрицает существование Бога и души, отвергает идею потустороннего мира и закон кармы. По локаяте мир состоит из четырех элементов: земли, воды, воздуха и огня. Они вечны и находятся во взаимодействии, в результате этого возникает материальный мир. Человеческие свойства: сознание, разум, память, также возникают в результате соединения основных элементов. Источником познания локаята считает ощущения. Целью жизни локаята признает только чувственное наслаждение, отвергая такие морально-нравственные категории, как добродетель и справедливость.

Адживика (перевод с санскр. - неживое, неодушевленное, материальное). Основателем этого учения считается мудрец Маркалидева (VI - V вв. до н. э.). Согласно этому учению в мире существуют четыре вида атомов, их которых состоит космос: земля, вода, огонь и воздух. Из их комбинаций возникает все многообразие мира. По адживике души не существует, а сознание человека - это скопление сверхтонких атомов. Адживика отрицает идеи кармы, сансары и мокши, то есть, по сути - это материалистическое учение.

Тесно связаны с неортодоксальными учения религиозные учения буддизма и джайнизма. Буддизм - самая древняя из мировых религий, возникшая в VI в. до н. э. Его основателем был принц Сиддхартха Гаутама, впоследствии названный Буддой - "Просветленным". Философскую основу своего учения Будда изложил в виде "четырех благородных истин", кратко сводившихся к следующему:

1. Все в мире приводит к страданию.

2. У страдания есть главная причина - это "жажда бытия".

3. Но существует возможность прекратить страдание.

4. Для этого необходимо следовать священному восьмеричному пути.

Восьмеричный путь или колесо сансары в самом общем виде состоит из:

а) правильных взглядов, свободных от суеверий и заблуждений;

б) правильных возвышенных и мудрых мыслей;

в) правильной, доброжелательной и правдивой речи;

г) правильных, честных и чистых действий;

д) правильных усилий (самовоспитания и самообладания);

е) правильного поведения, куда входит и отказ от причинения страданий;

ж) правильного, активного и изучающего внимания;

з) правильного сосредоточения, то есть глубокой медитации, размышлений над сутью жизни.

Будда подчеркивал, что он открыл "дхарму" - мировой закон, освобождающий живые существа от кошмаров существования. Первоначально буддизм существовал в том виде, в каком его преподал сам Будда, позже начались расхождения, раздробившие единую религию на несколько направлений: чань и дзэн-буддизм, ламаизм. Главное в буддийском учении - это стремление к избавлению от страданий, стремление к нирване. Сам Будда говорил: "Как неизмеримый океан имеет один вкус - вкус соли, так и мое учение имеет один вкус - вкус спасения". Согласно буддизму, зная "четыре благородные истины" и "священный восьмеричный путь спасения", можно навсегда избавиться от воплощения в материальном мире. Будда учил, что жизнь человека определяет карма - закон воздаяния за совершенные поступки. Карму, по буддийскому учению, нельзя исправить ни жертвами, ни упованием на богов, которые тоже подчиняются ее неумолимым законам. Только правильный образ жизни - "движение по пути спасения" разрушает карму.

Наше сознание, под воздействием кармы, творит Вселенную, наполненную страданием. Сознание это не цельно, не едино, а состоит из множества отдельных дхарм - "образов", отдельных психологических состояний или настроений, первооснов сознания. От того, как под воздействием кармы сложатся после смерти человека его дхармы, и зависит его новое воплощение в следующей жизни. Дхармы - основа всего и поэтому возможно воплощение и в животное, и в демона, и в бога. Буддист должен стремиться к тому, чтобы дхармы успокоились, влились в нирвану - состояние покоя и бесстрастия.

Понятно, что представление о мире как о потоке мятущихся частиц сознания - дхарм приводило к тому, что в первоначальном буддизме нет учения о богах как о властителях жизни и смерти, владыках, сотворивших Вселенную и определяющих ее судьбу. Будда утверждал, что боги существуют, как существует все, порожденное нашим сознанием. Они кажутся могущественнее обычного человека, но также подвержены действию кармы, и так же вовлечены в колесо сансары. Воплощение же в бога гораздо хуже воплощения в человека, так как человек имеет возможность достичь просветления, а бог, пока вновь не воплотится в человека, - нет. На пути к совершенству верующий должен постоянно упражняться в том, чтобы достичь абсолютного безразличия ко всему и угасания всех желаний. Лучшим путем для этого является медитация.

Джайнизм. Учение джайнов возникло в VI в. до н. э. Основателем джайнизма считается Вардхамана. В 557 г. до н. э. он возглавил группу верующих, воспринявших его толкование ведийских символов. С этого времени Вардхаману называют "Махавира" - "великий герой" или "Джина" - "победитель". По последнему имени членов его учения и стали называть джайнами или джайнистами.

Главной идеей джайнизм признает необходимость освобождения от материального мира и пут кармы. Основой всего джайны признают душу, которая едина у всех существ Вселенной. Душа оживляет костную материю, пробуждает ее к творению жизненных форм. Нужно вырваться из цепи перевоплощений, разрушив карму и разделив душу и материю. Оригинальность учению Вардхаманы придает та роль, которую играет в ней могущество человека. Это единственная сила, которой поклоняются джайны. Джина, победитель, освободивший свою душу и достигший полного бесстрастия - вот истинный бог джайнизма. Карму человека формируют действия, желания и страсти, поэтому в качестве пути спасения джайнисту предписывается полнейший аскетизм, доходящий до отказа носить одежду (так поступают "дигамбары" - "одетые сторонами света") и добровольной голодной смерти. Община джайнов состоит из двух групп верующих - аскетов, строго выполняющих все заветы Вардхаманы, и простых последователей, которые, продолжая вести обычную жизнь, толкуют обязанности изнуряющих плоть как моральные предписания. Каждый джайнист должен обладать тремя сокровищами (триратна):

а) верить, что Джина победил мир и освободился;

б) знать, что, следуя его путем, можно самому освободиться от оков материи;

в) преодолевать свою "карму" и выполнять пять обетов: не убивать ни одно живое существо, не лгать, ничего не брать без разрешения, хранить целомудрие и совершенствоваться в отречении от мира.

Синтезировал все религиозно-философские поиски Древней Индии индуизм - одна из крупнейших в современном мире по числу последователей национальная религия, сформировавшаяся в первом тысячелетии до нашей эры. Индуизм во многом определяет индийский образ жизни и включает всю сумму жизненных и философских принципов, социальных и этических ценностей, обрядов, культов и праздников, санкционированных Ведами, а также мифов, легенд и многочисленных богов. Толерантная гигантская система индуизма включает в себя даже те религиозно-философские учения и практики, которые возникли как противовес индуизму (буддизм, джайнизм, сикхизм). Важной составной частью индуизма являются предания и мифы, эпические сказания, особенно поэма "Рамаяна" и история борьбы богов и героев "Махабхарата", часть которой - "Бхагавадгита" содержит своеобразное философское обоснование индуизма.

Целью философского познания мира, согласно традиционным взглядам индийских мудрецов, является не чистая теория или простое любопытство, а практическое руководство для правильной и добродетельной жизни. Философское знание необходимо в первую очередь для насыщения жизни человека глубинным духовным смыслом, исправления имеющихся недостатков, для нравственного самосовершенствования, то есть, для практического применения.

 

Элейская школа.

Элейская школа возникла в городе Элея - греческой колонии в Южной Италии. Идейным предшественником элейской школы считается Ксенофан из города Колофона (ок. 570-478 до н. э.). Он много путешествовал и называл себя бродячим поэтом. Свои взгляды Ксенофан излагал в поэтической форме. Так свой главный труд "О природе" он написал в виде поэмы. Первоначалом мира считал землю, полагая, что "все рождается из земли и все в землю уходит".

Ксенофан критиковал представления о множестве богов, которыми поэты и народная фантазия населили Олимп. Философ считал, что люди измыслили богов по своему подобию. Если бы быки, лошади и львы, говорил Ксенофан, могли рисовать, они изображали бы своих богов в виде быков, лошадей и львов. О природе богов и обо всем остальном не может быть истинного знания, а может быть лишь мнение.

Ксенофан является одним из первых представителей пантеистического мировоззрения. Он считал, что мир вечен и неуничтожим, представляет собой нечто единое, и это единое есть бог, который сросся со всем. Природе Ксенофан приписывал черты, противоречащие мифам и религиозным взглядам. Вере в существование под Землей ада он противопоставляет учение о бездонности Земли, вере в божественность светил - представление об их естественной природе.

Собственно основателем элейской школы был Парменид (ок. 540-470 до н. э.). Он был другом и учеником Ксенофана. Парменид прославился составлением законов для родной Элеи, которые действовали там долгое время. Философия Парменида направлена против учения Гераклита о всеобщем движении, изменении. Мир, по Пармениду, вещественный шар, в котором нигде нет пустоты и, следовательно, движение невозможно, так как мировое пространство заполнено все целиком. Всякая мысль, утверждал Парменид, есть мысль о существующем. Поэтому несуществующее, или небытие, никак нельзя мыслить как несуществующее; то есть несуществующего нет. Поэтому невозможно возникновение и уничтожение, ибо то и другое предполагает возможность небытия, несуществования. Из абсолютной заполненности пространства следует, что мир един и что в нем нет частей. Всякое множество только обман чувств. Из этого же, по мнению Парменида, следует вывод о невозможности движения, возникновения, уничтожения. Ничто не возникает и не уничтожается. Представления о движении, изменении - это лишь представления о мире простых людей, от которых следует отличать философию как учение об истине.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1812; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.153.77 (0.012 с.)