Возникновение философии, ее предмет и функции.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение философии, ее предмет и функции.



Философия – одна из древнейших и важнейших областей человеческого знания. Она возникла в VII – VI вв. до н. э. в трех мировых культурах – древнегреческой, древнеиндийской и древнекитайской. Появлению философии наряду с формированием в них личностного начала способствовали следующие духовные предпосылки или источники. К этим предпосылкам можно отнести народную мудрость. Это знание задолго до изобретения письменности было словесно организовано в форме пословиц, поговорок, легенд, былин, афоризмов и т.д. Мифология была другим духовным источником философии. В процессе рационализации мифологии происходила трансформация ее образов в мифологии философии, т.е. неразвитых философских положений, формировалось логико-теоретическое мышление. Возникновение философии означало постепенный переход от мифов к самостоятельному, независимому от внешнего авторитета размышлению человека о мире, о человеческой судьбе.

Третьим духовным источником философииоказалось возникающее научное знание. Оно способствовало развитию объективного и точного наблюдения явлений природы. Его влияние, в частности, сказалось на использовании в философии такого логического приема из области математики как доказательство выдвигаемых положений.

Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости». Есть еще одно значение этого термина, которое мало отражено в учебной литературе: в переводе с древнеиндийского языка этот термин означает «видение истины».

Уже в древности философия была не просто пустым мудрствованием, как считают некоторые авторы, ссылаясь на древнегреческий перевод данного термина, а знаменовало собой всякое разумное познание. Процесс формирования философии с момента ее возникновения происходил в русле развивающегося научного знания и в неразрывной связи с ним. Успех человеческой деятельности всегда зависел от того, насколько люди понимали реальные связи между предметами и явлениями окружающего мира. Этим и порождена потребность накапливать знания об отдельных явлениях неживой и живой природы, об отношении человека к этим явлениям. Эти знания сначала были нерасчлененными, сюда входили элементы специальных знаний и общие воззрения на мир и самого человека. Всю эту совокупность знаний о природе и человеке стали называть философией, а всех, кто размышлял над этими вопросами, называли философами. Философ – это мудрец, если точнее – друг мудрости. Мудрость всегда увязывалась людьми со знаниями. И не просто с многознанием. Как сказал один из первых греческих философов Гераклит Эфесский (540 – 480 до н. э.): «Многознание уму не научает». Мудрое знание – это особое знание: не внешних явлений, но внутренней сущности вещей. Возникновение философии знаменовало собой теоретическое отношение человека к миру, которое явилось порождением его практического отношения. Поэтому немецкий мыслитель Гегель писал, что философия есть современная эпоха, постигнутая в мышлении.

Философское понимание мира отличается обобщенным и целостным характером. Содержательным его ядром будет построение целостной картины мира и определение места человека в нем. Для обозначения этого ядра употребляется термин «мировоззрение».

Мировоззрение – это совокупность наиболее общих взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, программу его поведения, действия. Ядром теоретического мировоззрения являются философские знания.

Понятийное отражение мира, связанное с абстрактным мышлением и теоретическим познанием, представляет собой второй уровень, который можно назвать рациональным мировоззрением. Именно на уровне понятийного постижения мира выявляется коренное отличие философии от других видов мировоззрения, а сама философия предстает как теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Оно призвано вскрыть рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека, а также взаимоотношения между ними.

В тесной связи с изменением понятия философии находилась и эволюция представлений о ее предмете. В истории философии имеют место различные подходы к определению предмета философииПредмет философии – это то, чем она занимается, что изучает. Многие философы связывали рассмотрение предмета философии с вопросом ее структурированности. Именно так смотрели на философию Аристотель, Декарт и Гегель. По мнению Аристотеля (384 – 322 г.г. до н. э.), философия включает в себя три области знания.

1.Теоретическую, или учение об умозрительно постигаемой первооснове мира. Это – «первая философия», которую со временем стали именовать метафизикой, а также математика и физика.

2.Практическую, в которую входят экономика, политика и этика.

3.Поэтическую, включающую – поэтику, риторику и т. д.

Аналогичную мысль, но в более образной форме, в XVII в. высказал Р. Декарт (1596 – 1650). В предисловии к своей книге «Начала философии» он писал: «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие от этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике». Под метафизикой здесь подразумевается учение о первопричине, основе мира. Три части философии выделял и Гегель: логика, как учение об основах всего сущего, философия природы, или натурфилософия, и философия духа. Таким образом, начиная с античности и вплоть до Гегеля считали, что философия занимается более общими вещами, «вечными» и «божественными» первоначалами. Философия – это учение о первопричинах или о первосущностях вещей. В целом такое понимание предмета философии сохранялось очень долго и считалось классическим.

Это было связано со спецификой философского знания и его отличием от знаний естественнонаучных. Специальные знания основываются на чувственном опыте, поэтому их рассматривали как неполные, поверхностные, односторонние. Знания же философские были получены в процессе размышления, поэтому их считали более глубокими и всесторонними. Философия, таким образом, дает абсолютную, вечную истину, а специальные знания – относительную истину. Именно поэтому философию и называли «наукой наук», «золотым крестом над храмом познания». Такова одна из наиболее ранних и распространенных точек зрения на предмет философии.

Начиная с III в. до н. э. наряду с философией развиваются и специальные науки, такие как астрономия, математика, механика и др. Этот процесс дифференциации научного знания все более усиливался, и уже в XIX веке некоторые представители специальных наук пришли к следующему заключению: широко развитая сеть специальных наук оказалась настолько мощной и разветвленной, что уже не осталось ничего в мире, что не изучалось бы той или иной естественной или общественной наукой. Наука постепенно сделала философию ненужной. Только наука может дать теперь положительное, (позитивное) знание. Значит, «наука - сама себе философия» считали они. Это течение в истории философии получило название позитивизма. Оно было популярно в западной философии в XX веке. Философия в позитивистском понимании оказалась как бы в положении шекспировского короля Лира, который был достаточно богат до тез пор, пока не выросли его дочери. Когда же они достигли зрелого возраста, отец разделил свои богатства между дочерьми и … оказался никому не нужным, вынужден был пойти по миру с сумой. Таким образом, к XIX веку по вопросу о предмете философии сложились две крайние точки зрения: «философия есть наука наук» и «наука – сама себе философия».

В современной философии по-разному рассматривается предмет философии. Для субъективно-антропологических учений, широко распространенных в западной философии, характерным является акцент внимания на проблеме отдельного человека, его сознания, на всеобщем в существовании индивидуума. Предметом философии считается здесь «целостный человек». Для онтологических философских учений предметом философии выступает мир в целом.

Философия интересуется не только одним человеком, но и всем миром. Для философского подхода характерно вычленение во всем частном всеобщего и изучение его. Причем не всякое всеобщее в бытии составляет предмет философии, а лишь такое, которое связано с отношением к нему человека. Поэтому определение предмета философии через всеобщее в системе «мир - человек» представляется вполне правомерным. Философия выступает как система взглядов на мир в целом и на отношение человека как целостного существа к этому целостному миру. Причем взаимоотношения между сторонами этой системы подразделяются на следующие аспекты: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический.

Более полное и конкретное раскрытие предмета, специфики философии и ее роли в обществе становится возможным благодаря обращению к ее функциям. Раскрытие функций философии является, по существу, более конкретным ответом на вопрос о ее предназначении и будущности.

Исходя из специфики философии и в соответствии с двумя разными, относительно самостоятельными ее сторонами - теоретической и методологической - выделяют две главные функции философии: мировоззренческую и общеметодологическую.

Философия не дает ни политических рецептов, ни экономических рекомендаций. И тем не менее она оказывает сильнейшее воздействие на общественную жизнь. Ее воздействие проявляется в обосновании жизненной позиции человека, различных социальных групп и общества в целом, их социальной и мировоззренческой ориентации. Поэтому важнейшей функцией философии в системе культуры оказывается мировоззренческая. Отвечая на вопросы «Что такое мир?», «Что такое человек?», «Каков смысл человеческой жизни?» и многие другие, философия выступает как теоретическая основа мировоззрения.

Выяснение методологического значения философии является весьма важным для раскрытия ее специфики как определенной системы знания. В зависимости от методов той или иной философии и способов их использования осуществляется реализация ее методологической функции. Правда, имеются философские направления, в частности - «критический реализм» (К. Поппер), которые отрицают саму возможность существования философского метода исследования. Тем не менее многие философские школы, в современной западной философии, выполняя свою методологическую функцию, разрабатывают свое понимание философских методов познания, достижения истины.

Наиболее интенсивно разработка методологической функции философии осуществлялась в тех философских направлениях, которые были ориентированы на науку и, в частности, в марксистской философии. Вместе с тем, здесь методологическая функция понимается шире, нежели ориентация только на науку, поскольку философия ориентируется на всю культуру.

Методологическая функция философии реализуется путем разработки на основе всеобщих форм бытия соответствующих принципов, требований к субъекту, ориентирующих его в познавательной и практической деятельности. Методологическая функция философии определяется ее философско-теоретическим содержанием. Взятая в методологическом отношении, философия выступает как система регулятивных принципов и методов.

Наряду с двумя базовыми или исходными функциями довольно часто выделяют также следующие функции: онтологическую, гносеологическую, гуманистическую, аксиологическую, культурно-воспитательную, отражательно-информационную, логическую, эвристическую, координирующую, интегрирующую, прогностическую и т.д. Исчерпывающий анализ функций вряд ли возможен и он не может ограничиться даже теми двумя десятками функций, которые выделяются некоторыми исследователями. Такое их многообразие обусловлено тем, что связи философии с жизнью весьма сложны и многообразны, а по мере развития самой философии их число значительно возрастает, увеличивая тем самым и ее функции.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 743; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.234.191.202 (0.007 с.)