Проблема происхождения и сущности сознания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема происхождения и сущности сознания.



В философии сложилось ряд концепций происхождения и сущности сознания.

1. Объективно-идеалистическая концепция сознания как надличностной, трансцендентальной идеи (Платоновский мир идей; Гегелевская абсолютная идея; Бог у теологов), лежащей в основе всех форм земного бытия. В этом случае человеческое сознание есть продукт мирового разума.

2. Субъективно-идеалистические концепции рассматривают сознание человека как самодостаточную сущность, содержащую картину самой себя и являющейся субстанцией материального мира (Р. Декарт, Дж. Беркли).

3. Концепция гилозоизма (в переводе с греч - овеществленная жизнь) утверждает, что сознание является атрибутивным свойством всего материального мира. С точки зрения гилозоизма, вся материя одушевлена или, по крайней мере, обладает предпосылками к мышлению (Б. Спиноза).

4. Вульгарный материализм полагает, что сознание имеет материальный характер, оно - результат функционирования определенных частей или образований мозга. Наиболее видные его представители К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт.

5. В концепции социологизации сознание ставится в зависимость от внешней, в том числе и социальной среды. У истоков этих идей стоит Дж. Локк и его последователи, французские материалисты XVIII в., считающие, что человек рождается с душой, сознанием, как чистый лист бумаги.

6. Материалистическая концепция подходит к изучению сознания как сложному, внутренне противоречивому феномену единства материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального.

Все рассмотренные концепции имеют право на существование в рамках философского знания. Разнообразие интерпретаций сознания связано в первую очередь, с вопросом о природе сознания и обоснованием его содержания. Современная наука и философия отдают предпочтение диалектико-материалистической концепции, которая в отличие от других позволяет исследовать различные формы и продукты мыслительной деятельности научными методами. Но и данная концепция не дает логически непротиворечивых и проверяемых на практике ответов на фундаментальные проблемы сознания:

- Как в процессе эволюции неживой природы возникла мыслящая материя?

- Каков механизм превращения материального, биологического раздражения в центральной нервной системе живых организмов в идеальное отражение, в акт сознания?

- Что такое идеальное, какова его природа?

Указанные вопросы непосредственно связаны с общей философской и научной проблемой происхождения человека, решение которой предлагает концепция антропосоциогенеза. В рамках этой концепции сформулированы теории отражения и эволюционно-трудовой природы происхождения человека.

Согласно концепции отражения, сознание является свойством высокоорганизованной материи - головного мозга человека. Из известных современной науке материальных структур именно мозг обладает наиболее сложной организацией. Различают головной и спинной мозг. Мыслительные процессы осуществляются в коре головного мозга. Около 15 млрд. нервных клеток (нейронов) образуют системное целое - мозг, в котором происходят электрохимические, физиологические, биофизические, биохимические, биоэлектрические и другие материальные процессы. Возникнув в результате длительной эволюции живого, мозг человека как бы заключает биологическую эволюцию, замыкая на себя всю информационно-энергетическую систему человеческого организма. Эта грандиозная система, выработанная в длительном процессе эволюции, посредством механизмов возбуждения и торможения способна управлять не только сознанием, но и всей психикой человека, всеми ее структурными и функциональными образованиями. Как результат исторической эволюции живого мозг выступает генетическим продолжением более простых форм и способов связи человека с внешним миром

С философской точки зрения, под сознанием понимают способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных или логических образах.

Из этого определения следует, что сознание тесно связано с понятием отражения. Отражение - всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении в ходе взаимодействия особенностей отражаемого объекта или процесса. Основой и признаком отражения являются взаимодействие материальных систем и возникающие в ходе его адекватные внешним воздействиям изменения (отпечаток, след и т. п.). Отражение в основе своей связано с передачей вещества и энергии. Но главное состоит в воспроизведении одним явлением структурных особенностей другого (отображаемого) объекта.

С простейшей формой отражения мы встречаемся в неорганическом мире. Например, остается след на мокром песке, если прошел человек. Это пассивное отражение. Оно осуществляется в форме механических и физико-химических изменений (реакций).

По мере усложнения организации материи и появления жизни на Земле у простейших организмов (амеба и др.), а также растений сформировалась способность "отвечать" на воздействие внешней среды. Эта форма отражения называется раздражимостью.

Прошли миллионы лет, прежде чем появилась способность ощущения, с помощью которого уже более высоко организованное живое существо на основе сформировавшихся органов чувств (слуха, зрения, осязания и др.) приобрело способность отражать отдельные свойства объектов - цвет, форму, твердость, влажность и т. п. Это стало возможным потому, что у животных появилась нервная система, которая позволяет активизировать их отношения с окружающей средой.

Высшей формой отражения на уровне животного мира является восприятие, которое позволяет охватить объект в его целостности и полноте.

Отражение как результат взаимодействия объектов не прекращается после завершения этого процесса, а продолжает существовать в отражающем объекте как след, отпечаток отражаемого явления. Это отраженное многообразие структур и свойств взаимодействующих явлений получило название информации, понимаемой как содержание процесса отражения. Этимологически понятие "информация" означает ознакомление, разъяснение, сообщение. Наиболее употребительные определения информации сводятся к следующим:

- сообщение, описание фактов;

- новости, новые сведения;

- уменьшение неопределенности в результате сообщения;

- передача, основа связи и управления в живой природе и машинах. Всякая информация обладает тремя основными параметрами: содержанием, количеством, ценностью.

Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле возникает живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительности. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к возникновению мозга, центральной нервной системы, психики животных, а затем психики человека и его сознания. Но его формирование у человека предполагает наличие определенных биологических, в том числе и физиологических предпосылок. Сознание человека могло возникнуть только на уровне общества, а способность человека мыслить - лишь при вступлении его во взаимосвязь с другими людьми, с возникновением общественных отношений и культурным производством.

К биологическим предпосылкам сознания наука относит:

- психическую деятельность животных, связанную с функционированием центральной нервной системы и головным мозгом;

- зачатки орудийной деятельности, инстинктивный труд человекоподобных предков, потребовавший освободить передние конечности в сочетании с прямохождением;

- стадная форма обитания животных и возникновение звуковой сигнализации для передачи информации. Но эти предпосылки еще не достаточны для появления человеческого сознания. Его появление наука связывает с историей становления человеческого общества. Процесс антропосоциогенеза насчитывает примерно 5 млн. лет, из которых более 95% ушло на формирование первых коллективов.

В связи с переходом человека к производству орудий труда можно говорить о трех взаимосвязанных следствиях этого процесса.

Во-первых, принципиально новое качество жизнедеятельности человека с неизбежностью обусловливает изменение физиологических функций организма и соответственно изменение его существенных биофизиологических качеств. Человек переходит к прямохождению, перераспределяются роли конечностей, обновляется принцип кровообращения и т. д. Эти изменения физиологических функций организма создают биологически благоприятные условия для активизации деятельности мозга и его развития. Мозг первобытного человека уже существенно превышает по объему и весу мозг человекообразной обезьяны и отличается гораздо большей сложностью своего строения.

Во-вторых, процесс изготовления орудий труда, миллиарды раз из поколения в поколение повторяемые производственные операции с помощью орудий труда накапливают опыт человека. Логика все усложняющихся практических действий постепенно закрепляется в логике мышления, тренируя и развивая мозг, расширяя информационные возможности.

В-третьих, совершенствующийся производственный процесс одновременно усложняет и всю гамму жизненных проявлений индивидов. Становятся более многогранными и сложными их отношения между собой. Расширяется и усложняется их общение, в котором появляются социальные мотивы: общение по поводу орудий и результатов труда, отношения субординации и координации и т. д., расширяется диапазон социальных ролей и их регуляция.

Все это вызвало к жизни и новое средство общения, средство передачи усложняющейся информации. В дополнение к первой сигнальной системе, присущей животным, появляется специфически человеческая система связи - вторая сигнальная система - речь, язык.

Итак, вне труда, вне общества, вне языка нет и не может быть ни человека, ни его сознания. Это значит, что мозг сам по себе не может мыслить по-человечески. Он становится органом человеческого сознания тогда, когда человек вовлекается в общественно-трудовую жизнь, развивает культуру. Обладает сознанием, мыслит не мозг, а человек с помощью мозга. Подчеркнем, что способность мыслить не наследуется, а передается от поколения к поколению через культуру в процессе социализации человека. Чтобы мозг конкретного человека обрел способность мыслить, его обладатель должен быть с детства включен в систему общественных связей и развивался в соответствии требованиями и нормами общества, в котором он живет. Нельзя стать личностью, не овладев общественным опытом.

Одной из наиболее характерных черт сознания является его идеальность. Идеальное - это такая динамическая, подвижная модель объекта, в которой выражено его содержание и которая свободна от всех его реальных социоприродных свойств.

К идеальному можно отнести все то, чего нет в окружающем нас мире, но что конструируется человеком в связи с теми или иными объективными обстоятельствами: мысленные или чувственные модели реальной действительности, моральные или правовые нормы, схемы ритуальных действий, обычаи, те или иные алгоритмы профессиональной деятельности и т. п.

Идеальное - это психическое явление, которое представлено всегда лишь в сознательном состоянии отдельного человека. Это специфическое отображение мира, свойственное только человеку. Можно сказать, что идеальное есть субъективная реальность, существующая в восприятии, представлении или мышлении человека. Эти модели или образы таковы, что человек может включать их в свою деятельность. Он может их изменять, модифицировать, создавать на их основе материальные объекты. Иначе говоря, идеальное есть способность личности иметь информацию в "чистом" виде и оперировать ею во времени. Способностью к идеальному обладает только человек. Сознание человека отличается от психики высших животных следующими чертами:

- сознание человека творчески активно. Животные лишь воспроизводят в психических образах предметный мир, а сознание человека в идеальной форме создает образы того, чего нет в материальном мире;

- сознание человека конструктивно. Психическая деятельность животных направлена на приспособляемость вида к изменяющимся условиям жизни, а сознание человека ориентировано на преобразование мира;

- сознание человека целесообразно. Животные реализуют в своей психической деятельности либо генетически заложенную программу, либо индивидуально приобретенный опыт, не передаваемый по наследству. Сознание человека направлено на достижение идеально сформулированной цели;

- сознание человека обладает самосознанием. Реализуя программу своей жизнедеятельности, животные не анализируют свои действия, и не дают им оценок. У человека в процессе деятельности и сознания формулируется совокупность взглядов на себя как на индивидуального и социального субъекта.

Самосознание определяется как осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, переживаний, интересов, своего положения в обществе. Самосознание - это целостная оценка самого себя как чувствующего, мыслящего и действующего субъекта. Когда внимание человека сосредоточено на восприятии внешних объектов, осознание себя в отношении с этими объектами проявляется нечетко. Явные формы самосознания имеют место тогда, когда сознание человека становится предметом его анализа или рефлексии (отражения себя).

Сознание человека универсально по форме и объективно по содержанию. Так, психика животного индивидуальна и генетически избирательна, она отражает те объекты и их качества, которые необходимы для сохранения и продолжения вида. Человеческое сознание способно раскрыть объект в его сущностных свойствах и отразить предмет по меркам его собственного вида, т. е. объективно. Полученное человеком знание не остается его индивидуальным достоянием. В зависимости от степени объективности, адекватности предмету, это знание становится всеобщим, универсальным. Степень объективности и универсальности сознания индивида является следствием уровня развития сознания людей определенной эпохи.

Способом существования сознания и общения человека с человеком является язык - система знаков, имеющих значения. У животных имеется первая сигнальная система, на основе которой формируются условные рефлексы. У человека в дополнение к этой системе складывается вторая сигнальная система - язык, специфическая система связи, общения, передачи информации. В сравнении со звуковой и жестовой способностью животных передавать информацию отличительная особенность языка проявляется в том, что обработка знаков (например, скорость чтения, речи, письма и т. п.) не наследуется, а приобретается в процессе социализации человека. Как способ существования сознания речь находится с ним в сложной функциональной взаимосвязи. Они не существуют друг без друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает и выражает существенное в этом отражении. В языке сочетается идеальная основа (информация) и способ ее передачи посредством материального носителя. С одной стороны, развитие сознания, обогащение его информационной насыщенности развивает речь, но, с другой - развитие речи как совершенствующийся способ существования сознания развивает сознание. Язык влияет на стиль мышления, его манеру, приемы и способы.

Существуют разные виды речи: устная, письменная и внутренняя. Мыслительный процесс всегда осуществляется посредством того или иного вида речи, даже если эта речь не находит непосредственного, чувственно наблюдаемого выражения. Здесь работают сложные нейрофизиологические процессы взаимосогласованной деятельности мозга и речевого аппарата. Каждый нервный импульс, поступающий в речевой аппарат из мозга, воспроизводит в нем адекватное сигналу понятие или соответствующий ряд понятий. Именно понятия являются первичными элементами речи, а поскольку понятия формируются как результат некоторых обобщений, то и мышление, сознание всегда есть процесс обобщенного отражения действительности. То есть, мышление всегда понятийно и именно этим принципиально отличается от более ранних форм отражения. Именно язык как способ существования сознания характеризует качество сознания как высшей формы отражения действительности.

Но информация, циркулирующая на уровне сознания, функционирует не только с помощью устной или письменной речи, т. е. естественного языка, но и в других знаковых системах, в различных искусственных и символических языках (музыкальном, математическом, эсперанто, кибернетическом, танцев, жестов и т. п.).

Знаки - это материальные предметы, процессы и действия, играющие роль "заместителя" реальных вещей и явлений. Они используются для приобретения, хранения, преобразования и передачи информации. Знаковые системы возникли и развиваются как особая материальная форма, в которой осуществляется мышление, и фиксируются информационные процессы в жизнедеятельности людей. Естественный язык является наиболее распространенной знаковой системой. Среди неязыковых знаков выделяют: знаки-копии; знаки-признаки; знаки-сигналы; знаки-символы. Большое распространение на современном уровне развития сознания получили системы знаков искусственных языков: кодовые системы, формулы, схемы, диаграммы и т. д.

Особая интенсификация и информационная плотность современного развития общества не только порождает новые языки и знаковые системы, но и науки о них. В последнее столетие сформировалась новая научная дисциплина о принципах строения и функционирования знаковых систем - семиотика. Отражением предельной интенсификации информации в современном обществе и необходимости освоения новых форм и способов ее получения, переработки, хранения и передачи стало возникновение научного направления - информатики. Но основной мерой бытия сознания остается система понятий естественного языка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 993; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.127 (0.02 с.)