Гуманизм и натурфилософия эпохи Возрождения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гуманизм и натурфилософия эпохи Возрождения.



Философия эпохи Возрождения (от франц. renaisgance - возрождение, ренессанс) охватывает период с ХIV в. по 1 первую половину XVII в. В это время в Западной Европе происходил переход от средневековья к Новому времени, зарождались капиталистические отношения и складывались национальные государства. Наряду с этим возникает городская светская культура. Название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Флософия Возрождения - это оригинальная переработка традиций аристотелизма, платонизма, эпикуреизма, стоицизма и т.д., главным образом в сторону перевеса учения Плато­на над схоластизированным в средние века Аристоте­лем. Эпоха характеризуется процессом секуляризации (освобождения от религии и церковных институтов), происходившим во всех областях культурной и общественной жизни. Самостоятельность по отношению к церкви приобретает не только экономическая и политическая жизнь, но и наука, искусство, философия. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание.Особенность философской мысли эпохи Возрождения состоит в ее антисхоластическом характере, т.е. критическом отношении к средневековой философии.

Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения оказывается его ориентация на искусство. Философия Возрождения антропоцентрична. Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть высшая цель и центр мироздания. Большинство мыслителей гуманисты, т.е. благо человека является для них главной целью социального и культурного развития.

Гуманизм - мировоззрение, опирающееся на идею человека как высшей ценности; утверждающее ценность человека как личности, с правом на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.

Общепризнанным родоначальником гуманистического движения в Ита­лии является поэт и философ Ф. Петрарка. Его основные философские произведения – «Моя тайна», «О своем и чужом невежестве» - посвящены этическим вопросам, а в центре внимания становится внутренний мир человеческой личности в ее земном существовании и творческой деятельности.

Для Петрарки была характерна принципиально новая по сравнению с христианской, саморефлексия, осознание богатства и многомерности человеческой жизни. Возрождение античной культуры, восстановление классической системы ценностей давало новую основу для высокой оценки человека. Отвернувшись от догматических формул, в которых полагалось описывать человека, Петрарка обратился к свободному от всяких догм самосознанию и наблюдению, стремясь проникнуть в глубину человеческой души. Он считал, что творческая личность может достичь полной независимости, самообладания и душевного покоя при наличии внутренней борьбы человека с собственными страстями и постоянного противоборства с окружающим миром. В этом проявлялась свойственная его творчеству индивидуалистическая тенденция.

Петрарка отвергает схоластическую ученость как «болтовню диалектиков», бесполезную для активного, деятельного человека. Полемизируя против культа авторитета в схоластической философии, он подчеркивал, что выступает не против Аристотеля, а против глупых аристотеликов.

Высшим идеалом Петрарки являлось просвещенное благочестие, поскольку он считал, что христианство и классическая античная культура рождают глубокую гармонию.

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV — началу XVI в. по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как несамостоятельной сфере. На первый взгляд происходит возвращение к космоцентризму античного мышления. Однако в понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику. Эта специфика прежде проявляется в том, что природа трактуется пантеистически. Можно отметить общие черты, присущие всем натурфилософским концеп­циям Возрождения. Важнейшей из них является пантеизм ренессансной фи­лософской мысли. Хотя Бог и сохраняется в качестве творческого принципа, направляющего жизнь природы и человека, однако он мыслится при этом в тесном единстве с ними. Следующей важной чертой натурфилософии являет­ся органический взгляд на мир, сущность которого состоит в аналогии меж­ду организмом и природой, в понимании природы как живой и изменяющей­ся. В качестве третьей черты натурфилософии можно назвать идею тожде­ства микрокосма и макрокосма, согласно которой человек, являясь частицей космоса, отражает его в себе. И, наконец, четвертой, хотя, может быть, и не последней чертой, можно назвать страстное стремление передовых людей эпо­хи к овладению силами природы. Это породило их увлечение магией, «тай­ным магическим искусством» воздействия на природу, включавшим в се­бя занятия алхимией, кабаллистическую и пифагорейскую игру в цифры и т.п.

Основателем натурфилософии эпохи Возрождения считается Б. Телезио. Свою натурфилософскую систему Телезио изложил в книге «О природе вещей согласно ее собственным началам». Отвергая все авторитеты древности, включая Аристотеля, он выступает против схоластического псевдообъяснения природы путем нагромождения замысловатых терминов. Если природа - единственный объект познания, то чувства, по мнению Телезио, являются его главными руководителями.

В центре натурфилософии находится учение о силах природы и предположение о единстве этих сил. Он считает, что в природе все нужно объяснять из вещества и силы, из материи и присущих ей сил, действие которых состоит в распространении и сокращении. Теплота уже не вещество, а движение или причина движения, следствием ее являются огонь, воздух и вода. Устранив теологические и религиозные вопросы при изучении природы, система Телезио становится вполне монистической и натуралистической.

Задачу натурфилософии Телезио видит в выявлении подлинных, действи­тельных свойств вещей и извлечении этих свойств «из самих вещей» с учетом чувственной очевидности. Такими выведенными из самой природы нача­лами вещей он считает материю и бестелесные активные силы - тепло и хо­лод. Материя придает вещам телесность и массу, тепло и холод дают им свой­ства и формы. Борьба противоположных начал проявляется в противостоя­нии двух «великих тел» космоса - неба и Земли. Небо есть материя, в кото­рой действует теплое начало, Земля находится в обладании холода. Матери­альная субстанция неба и Земли едина, и небо столь же телесно, как и Земля.

Утверждая физическую, материальную однородность Вселенной и отбрасывая качественное противопоставление небесного и земного мира, Телезио выдвигает положение об однородности пространства. Пространство, по его мнению, является условием существования тел, их вместилищем. Время существует объективно и как длительность совершенно не зависит от движения. В учении о «жизненном духе» Телезио подчеркивает единство всей живой природы, включая человека. Тела животных и человека состоят из тождественных вещей и отличие «духа человека» от «духа животных» лишь в большей «тонкости», «тепле», «благородстве». Разумная душа не свободна от материи, от человеческого тела. Учения о физической однородности пространств и закономерностей, материальной субстанции пролагали путь новой космологии.

Высшим достижением философской мысли эпохи Возрождения является пантеистическая натурфилософия Д. Бруно. К его основным произведениям относятся «О причине, начале и едином», «О бесконечности, Вселенной и мирах», «О героическом энтузиазме». Свои теоретические интересы Бруно сконцентрировал на решении натурфилософских проблем, считая, что цель философии состоит в познании природы. Основой для ее достижения являлось разделение предметов веры и разума, не допускающее вмешательства религии в философскую и научную область.

Проблема соотношения природы и Бога решается Бруно с позиций последовательного натуралистического пантеизма, т.е. растворения Бога в природе. Бог, совпадающий с природой, заключен «в вещах». Он не противостоит природе как творец и создатель, а находится в самой природе как внутреннее деятельное начало. Максимальное сближение Бога и природы имеет следствием своеобразную реабилитацию материи, которая есть не что иное как «божественное бытие в вещах».

Трактовка природы в произведениях Бруно носит органистический характер, чувственные и интеллектуальные свойства микрокосма переносятся на всю природу. Отсюда следует гилозоистическое и панпсихическое истолкование бытия. Бруно признает существование духовного субстрата - мировой души, присущей всему. Она является движущим принципом конкретных вещей и всего мира, который определяет их целостность, гармонию и целесообразность. Другим проявлением органицизма было убеждение Бруно не только в одушевленности, но и населенности бесчисленных миров. Он предполагал существование разных форм жизни (чувственной и разумной), отличных от тех, которые имеют место на Земле.

Бруно считал, что основной единицей бытия является монада, которая рассматривается им как телесное и духовное начало, как атом и в качестве математической точки. Верховной субстанцией является монада монад или Бог, в котором совпадают все противоположности. Порождением бесконечной божественной мощи считалась бесконечная вселенная. Вне вселенной нет ничего, ибо она представляет собой все бытие. Во вселенной все подвержено возникновению и уничтожению и лишь она вечна и неподвижна. Космология Бруно уравнивает Землю и Солнечную систему со всеми бесконечными звездными системами и кладет начало преодолению аристотелевско-схоластического дуализма земного и небесного.

 

Пространство и время.

 

Вопрос о сущности пространства и времени связан различными группами проблем:

 

1. Вопрос о гносеологическом статусе понятий «пространство» и «время». Являются ли они характеристиками материального бытия или характеризуют устройство нашего сознания?

Выделяют два направления:

а)Идеализм связан с отрицанием объективной природы пространства и времени и признанием их зависимости от различных форм сознания, которые выступают первопричиной их существования.

б)Материализм трактует пространство и время – это объективные и всеобщие формы существования материи. Но в рамках материализма следует различать взгляды метафизического и диалектического материализма. Ряд философов-материалистов и естествоиспытателей (Демокрит, Ньютон), признавая объективное существование пространства и времени, считали, что они существуют сами по себе, независимо от материи.

 

2. Вопрос об отношении пространства и времени к субстанции.

При ответе на этот вопрос сложились два самостоятельных направления:

а)Cубстанциальная концепция - пространство и время самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Соответственно отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между двумя видами самостоятельных субстанций. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов.

Представители:

Демокрит - пространство и время есть емкости, «пустоты», в которых размещается все многообразие мира, как комбинации движущихся атомов. Пространство и время абсолютно и неизменно.

И. Ньютон - пространство и время это «чистая» протяженность и «чистая» длительность, в которых помещаются материальные объекты. Можно убрать из пространства все, что там размещалось, а пространство останется и свойства его сохранятся. То же обстоит и со временем. Оно протекает одинаково, и его течение ни от чего не зависит, ибо время — это чистая длительность, постоянная шкала для измерения всех конкретных изменений.

б)Реляционная концепция (от слова relatio — отношение) пространство и время не самостоятельные сущности, а системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем. Истоки в философии Аристотеля и находят свое продолжение в философии Г. Лейбница. Неразрывную связь пространства и времени с материей отстаивал А.Энштейн. Частная теория относительности доказывает взаимосвязь пространства и времени, а общая теория относительности – связь пространства и времени с материей. Суть теории относительности, писал А. Эйнштейн такова: «раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы и пространство и время».

В настоящее время пространство и время признаются формами существования движущейся материи.

Пространство - порядок расположения сосуществующих материальных объектов.

Время – это последовательность развития материальных объектов, отношение координации между сменяющими друг друга объектами или их состояниями.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.151.199 (0.015 с.)