Основные ценности эпохи Просвещения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные ценности эпохи Просвещения



Выдвинув идею формирования личности, просветители показали, что человек обладает разумом, духовной и физической силой. Люди приходят в мир равными, со своими потребностями, интересами, удовлетворение которых — в установлении разумных и справедливых форм человеческого общежития. Умы просветителей волнует идея равенства: не только перед богом, но и перед законами, перед другими людьми. Идея равенства всех людей перед законом, перед человечеством — первый характерный признак эпохи Просвещения. Избавление от всех социальных неурядиц просветители видели в распространении знаний. И не без их участия в эпоху Просвещения победу одержал рационализм, развившийся в западноевропейской мысли еще в Средние века. В статье «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» И. Кант писал: Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им...1 Неудивительно, что религия в той форме, в какой преподносила ее церковь, казалась просветителям-атеистам в пылу борьбы крайностей врагом человека. В глазах просветителей-деистов2 Бог превратился в силу, которая лишь внесла определенный порядок в извечно существовавшую материю. В эпоху Просвещения стало особенно популярным представление о Боге как великом механике и о мире как огромном механизме. Благодаря достижениям естественных наук возникло представление, что время чудес и загадок миновало, что все тайны мироздания раскрыты и Вселенная, и общество подчиняются логичным, доступным человеческому разуму законам. Победа разума — второй характерный признак эпохи. Третий характерный признак эпохи Просвещения — исторический оптимизм. Эпоха Просвещения по праву может быть названа «золотым веком утопии». Просвещение прежде всего включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преобразовывая политические и социальные устои. Ориентиром для создателей утопий XVIII в. служило «естественное» или «природное» состояние общества, не ведающего частной собственности и угнетения, деления на сословия, не утопающего в роскоши и не обремененного нищетой, не затронутого пороками, живущего сообразно разуму, а не «по искусственным» законам. Это был исключительно вымышленный, умозрительный тип общества, который, по замечанию Руссо, возможно, никогда и не существовал и который, скорее всего, никогда не будет существовать в реальности. Возрожденческий идеал свободной личности приобретает атрибут всеобщности. И ответственности: человек Просвещения думает не только о себе, но и о других, о своем месте в обществе. В центре внимания просветителей — проблема наилучшего общественного устройства. Просветители верили в возможность построения гармонического общества.

Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений обусловили основные доминанты культуры XVIII в Главными очагами Просвещения были Англия, Франция, Германия. С 1689 г. — года последней революции в Англии — начинается эпоха Просвещения. Это была славная эпоха, начатая одной революцией и закончившаяся тремя: промышленной — в Англии, политической — во Франции, философской и эстетической — в Германии. За сто лет — от 1689 до 1789 гг. — мир изменился. Все больше выветривались остатки феодализма, все громче заявляли о себе буржуазные отношения, окончательно утвердившиеся после Великой французской революции.

XVIII столетие подготовило также господство буржуазной культуры. На смену старой, феодальной идеологии пришло время философов, социологов, экономистов, литераторов нового века Просвещения. В философии Просвещение выступало против всякой метафизики (науки о сверхчувственных принципах и началах бытия). Оно содействовало развитию любого рода рационализма (признающего разум основой познания и поведения людей), в науке — развитию естествознания, достижение которого оно часто использует для обоснования научной правомерности взглядов и веры в прогресс. Не случайно, что и сам период Просвещения в некоторых странах называли именами философов. Во Франции, например, этот период называли веком Вольтера, в Германии — веком Канта. В истории человечества просветителей волновали глобальные проблемы: Как появилось государство? Когда и почему возникло неравенство? Что такое прогресс? И на эти вопросы находились столь же рациональные ответы, как и в тех случаях, когда речь шла о «механизме» мироздания. В области морали и педагогики Просвещение проповедовало идеалы гуманности и возлагало большие надежды на магическую силу воспитания. В области политики, юриспруденции и общественно-экономической жизни — освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом, перед человечеством. Эпохе впервые пришлось решать в столь острых формах давно известный вопрос о достоинстве человека. В разных сферах деятельности он трансформировался по-разному, но неизбежно приводил к принципиально новым, новаторским по своей сути открытиям. Если говорить об искусстве, например, то не случайно именно эта эпоха столь неожиданно для себя, но столь результативно вынуждена была откликнуться не только на проблему «искусство и революция», но и на проблему художественного открытия, рожденного в недрах формирующегося нового типа сознания. Просветители были материалисты и идеалисты, сторонники рационализма, сенсуализма (основой познания и поведения считали ощущения) и даже божественного провидения (уповали на волю Бога). Часть из них верила в неизбежный прогресс человечества, другая — рассматривала историю как общественный регресс. Отсюда и своеобразие конфликта между историческим сознанием эпохи и вырабатывавшимся ею же историческим знанием — конфликта тем более обострявшегося, чем обстоятельнее определяла сама эпоха свои исторические предпочтения, особую роль в текущем и грядущем развитии человечества. Как течение общественной мысли Просвещение представляло собой некое единство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Это прежде всего цели и идеалы Просвещения, такие, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм, в том числе церковных.

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в кровь и плоть западной цивилизации. Просветители происходили из разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенства, служащих, представителей торгово-промышленных кругов. Разнообразны были и условия, в которых они жили. В каждой стране просветительское движение носило отпечаток национальной самобытности.

 

27 Рационализм как умонастроение эпохи Просвещения XVIII в. в истории Западной Европы называется эпохой Просвещения. В английской философии идеи этой эпохи.наиболее яркое выражение нашли в творчестве Дж. Локка, Дж. Толанда и др., во Франции — в работах Ф. Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбаха, в Германии — в произведениях Г. Лессинга, И. Гердера, молодого Канта и Г. Фихте. Одной из важнейших характеристик философии эпохи Просвещения является рационализм. В прошлой 1, теме мы уже встречались с рационалистическим учением Р. Декарта. В отношении учения Декарта термин рациона- лизм употребляется для характеристики гносеологичес- ких и логико-методологических установок. Рационализм Iтрактуется как гносеологическое учение, утверждающее, что основным инструментом познания является разум. Ощущения и опыт имеют в познании вторичное значение. В этом смысле рационализм противостоит сенсуализму и [эмпиризму. Сенсуализм придает решающее значение че- ловеческим чувствам, ощущениям и восприятиям, а эмпи- ризм на первое место в познании выдвигает опыт. Однако в истории философии имеет место и более широкий подход к понятию рационализм. Тогда он рассматривается как ши- рокое идейно-теоретическое течение, выражающее взгля- ды, потребности, общественные настроения определенных социальных классов, слоев, групп на определенном этапе общественного развития. А на основе этих умонаст- роений он вырабатывает определенные методологические установки для ориентации человека в практической дея- тельности и познании. Рационализм, как правило, связы- вается с идейными устремлениями передовых, прогрес- сивных сил общества, находящихся на восходящей стадии своего развития. Для него характерны возвеличивание че- ловеческого индивида как активного, свободного и равно- правного существа, исторический оптимизм, вера в без- граничные возможности человека в познании и преобра- зовании природы. В этом смысле противоположным рационализму по- нятием является иррационализм. Он выдвигается на аван- сцену истории в период кризиса общественных структур. Представителям иррационализма в большей мере прису- ща пессимистическая оценка познавательных и деятель- но-преобразовательных возможностей человека, отрица- ния исторического и социального прогресса, скептицизма и агностицизм. Об иррационализме речь пойдет при ха- рактеристике философии конца XIX — середины XX в. Для философии эпохи Просвещения, как уже отмечалось ранее, характерно умонастроение рационализма.

Почему же так произошло? Ответ на этот вопрос следует искать в социально-экономических, политичес- ких и идеологических процессах, происшедших в эпоху Просвещения. Прежде всего, следует отметить, что эпоха Просвещения — это период разложения феодальных от- ношений и интенсивного развития капитализма, глубо- ких перемен в экономической, социально-политической и духовной жизни народов стран Западной Европы. По- требности капиталистического способа производства стимулировали развитие науки, техники, культуры, про- свещения и образования. Изменения в общественных от- ношениях и общественном сознании служили предпо- сылкой для раскрепощения умов, освобождения челове- ческой мысли от феодально-религиозной идеологии, становления нового мировоззрения. Яркую характерис- тику рационализма эпохи Просвещения дал Ф. Энгельс. «Великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближающейся революции, выступили крайне революционно. Никаких внешних авторитетов какого бы то ни было рода они не признавали. Религия, понимание при- роды, государственный строй — все было подвергнуто са- мой беспощадной критике, все должно было предстоять перед судом разума и либо оправдать свое существова- ние, либо отказаться от него. Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. — С. 16).В этот период рационализм, состоящий на различ- ных по философско-мировоззренческой и политической радикальности учений, отражая взгляды, настроения, по- требности буржуазии в ее борьбе против феодализма, аб- солютизма и их опоры — католической церкви, по ряду важных вопросов выступал с общих позиций. В центре всех философских школ, систем, течений того времени нахо- дится, как правило, активно действующий субъект, спо- собный познавать и изменять мир в соответствии со своим разумом. Разум рассматривается в рационалистических системах в качестве источника всей субъективной дея- тельности человека. Человек, согласно этой теории, по сво- ей сущности, по своей «природе» является разумным су- ществом. Разум, как сущностная характеристика субъек- та, выступает в рационализме как предпосылка и как наиболее яркое проявление всех других характеристик: свободы, самодеятельности, активности и т. д. Человек, как разумное существо, с точки зрения рационализма, при- зван стать властелином мира, перестроить общественные отношения на разумных основаниях. На этой основе дек- ларировалось право человека быть равным другому, быть свободным в своих решениях и действиях, разрабатыва- лись меры по обеспечению гражданских и политических свобод. Эти свободы рассматривались «как неотъемлемое право всякой нации и всякого общества, в виду того, что они существенно необходимы для сохранения и процвета- ния общественных союзов» (Гольбах П. Избр. философ, произв. В 2-х тт. Т. 2. — М., 1963. — С. 533) Однако общая позиция представителей разных философских школ, течений и направлений эпохи Про- свещения не исключала различного решения ими как мировоззренческих вопросов, так и конкретных про- блем теории познания. Поэтому при анализе методологии рационализма наряду с вычленением общих поло- жений, необходимо акцентировать внимание и на раз- личии учений. Весь рационализм при построении философской те- ории исходит из установки о подобии и конечном совпаде- нии разума и результатов человеческой деятельности. На основе этой установки характеристики субъективной де- ятельности человека и, прежде всего, человеческая со- знательность (рациональность, целесообразность), были взяты ими в качестве прообраза, модели всего миропоряд- ка. Мир предстает в рационалистических системах зако- носообразным, самоупорядоченным, самовоспроизводя- щимся. Но в конкретной интерпретации устройства этого ми- ра представители различных мировоззренческих ориен- тации обнаруживают различные подходы. Идеалистичес- кий рационализм мистифицирует рациональный аспект взаимоотношений человека с миром и стремится доказать, будто бы разумное, рациональное существует вне и неза- висимо от человеческой деятельности и ее объективиза- ции. В этих учениях разум как специфическая, сущност- ная характеристика человека отделяется от его обладате- ля, затем наделяется самостоятельным существованием, то есть объективируется. В результате получается образ субстанции, по своим основным характеристикам анало- гичной деятельности человека, в которой неразрывно свя- заны цель и средство, результат и действие, реализация и замысел. Представители же материалистического рацио- нализма субстанциональное, законосообразное устрой- ство мира связывают с внутренне присущими материи свойствами. «Вселенная, — пишет Гольбах, — это колос- сальное соединение всего существующего, повсюду яв- ляет нам материю и движение...», и далее — «природа существует сама по себе, действует в силу своей собст- венной энергии и никогда не может быть уничтожена» (Гольбах П. Избр. философ, произв. В 2-х тт. Т. 1. — М., 1963. — С. 88, 504). Вечное пространственно-временное существование материи и ее непрерывное движение яв- ляются для французских материалистов XVIII в. несо- мненным фактом.

 

28 Особенности российского ПросвещенияXVIII век в России, или «век Русского Просвещения», — период в развитии русской культуры, означавший постепенный переход от древнерусской культуры к культуре Нового времени (русской классической культуре XIX в.), начало которому положили петровские реформы (первая последовательная попытка модернизации России «сверху»). Главное содержание петровских реформ составила секуляризация культуры (т. е. ее «обмирщение»), разрушившая средневековую цельность древнерусской культуры, несмотря на все ее внутренние противоречия, сплошь религиозной и «застывшей» как система готовых эталонов, клише, форм этикета. Будучи логическим продолжением драматических процессов русского религиозного раскола XVII в., полоса петровских реформ, проникнутая пафосом секуляризации, расчленила единую до того русскую культуру (синкретическую «культуру-веру») на собственно «культуру» и собственно «веру», т.е. фактически на две культуры: светскую и религиозную (духовную). При этом религиозная часть русской культуры уходила на периферию национально-исторического развития, а новообразовавшаяся секулярная, светская культура укоренялась в центре культурной и общественной жизни, приобретая самодовлеющий характер.

В то же время осуществленная Петром I церковная реформа способствовала сакрализации важнейших светских институтов и феноменов культуры, в том числе тех, что в принципе не включались в кругозор верующего человека и понимались скорее как антипод святости, нежели ее мирской аналог. Это вело к порождению и распространению в массовом сознании нового и специфического для русской культуры явления — «светской святости», выражавшейся в таких различных по своему характеру чертах, как сакрализация личности монарха (культ Петра, Екатерины II и др.), государственное и национальное самодовольство, сакрализация классиков культуры (особенно ярко заявившая о себе по отношению к отечественной литературе в XIX в.: культ Пушкина и борьба за первое место на «литературном Олимпе», обострение критической и философской полемики, самоутверждение наук — естественных и гуманитарных и пр.) Именно в это время стала складываться способность «религиозной энергии русской души» «переключаться и направляться к целям, которые не являются уже религиозными» (Н. Бердяев), т.е. социальным, научным, художественным, политическим и т.д., впоследствии особенно ярко проявившаяся в атеистическом и материалистическом фанатизме разночинской интеллигенции второй половины XIX в., в ее увлечении естествознанием, политикой, техникой — нередко фетишизируемыми и рассматриваемыми в отрыве от целого культуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.35.148 (0.009 с.)