Древнерусская духовность как итог христианизации Руси. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древнерусская духовность как итог христианизации Руси.



Крещение Руси определило характер культуры русского средневековья, несмотря на подспудное «пульсирование» языческой восточнославянской культуры, как культуры христианской. Христианство византийского образца составило ценностно-смысловое «ядро» всей древнерусской культуры, какие бы внешние формы она ни принимала. Архитектура и живопись, музыка и поэзия, историческое познание (в виде летописания) и философская мысль, естественно-научные представления древнерусских людей и технические изобретения, хозяйственно-экономический уклад и формы политической организации общества и внешних связей с зарубежными государствами — все было освящено христианской традицией, религиозными идеалами и ритуалами, авторитетом Библии и отцов церкви. И в этом отношении в древнерусской христианской культуре не было ничего принципиально отличного от христианской культуры западноевропейского средневековья.

церковь понималась как духовная опора сильной централизованной авторитарной власти государства; светская же власть императора, царя или князя рассматривалась церковью как земное воплощение основополагающих религиозных идей. Монарх являлся не только помазанником Божиим, но и живым воплощением Бога на земле — аналогом Царя Небесного и «Богом земным». Характерно, что поводом для всенародного почитания первых русских святых оказывается не твердость их веры, не аскетические принципы благочестивой жизни, не стойкость в утверждении идеалов христианства сами по себе, но именно факт кроткого, жертвенного приятия жестокой насильственной смерти.

Древнерусская культура, на протяжении веков сплачиваемая и объединяемая государственно-религиозной идеологией, мощным ритуалистическим культом и церковными институтами самодержавия и православия, на протяжении XVII в. фактически утратила цельность и духовное единство. Развивавшиеся исподволь дивергентные социокультурные процессы подготавливали переход России в Новое время. Начинался новый этап в истории русской культуры, принципиально отличный от древнерусского. Однако заложенные в период русского средневековья основания цивилизации не только существенно не изменились в Новое время, но и закрепились в российском типе цивилизации, хотя и на иной социальной и культурной почве.

 

18.«Революция» представлений о человеке Мощный всплеск в культурной жизни многих европейских стран, который пришелся в основном на XIV — XVI столетия, а в Италии начался еще в XIII в., принято называть эпохой Возрождения (Ренессанса). Первоначально новое явление в европейской культурной жизни выглядело как возвращение к забытым достижениям античной культуры в области науки, философии, литературы, искусства, возвращение к классической «золотой латыни». Так, в Италии разыскивались рукописи античных писателей, извлекались из забытья произведения античной скульптуры, архитектуры. Однако было бы неверно толковать Ренессанс как простое возвращение к античности, ибо его представители вовсе не отбрасывали достижения средневековой культуры и с известной долей критичности относились к античному наследию. Феномен Возрождения — это весьма многогранное явление в культурном развитии Европы, стержнем которого было новое мировоззрение, новое самосознание человека. В отличие от античного взгляда на окружающий мир, в котором человек призван учиться у природы, мыслители Возрождения полагали, что человек, наделенный Богом свободной волей, является творцом самого себя и этим выделяется из природы. Как видим, такое понимание сути человека не только отличается от античного, но и вступает в противоречие с постулатами средневековой теологии. В центре внимания мыслителей Возрождения находился человек, а не Создатель, как высшее мерило всего сущего, в силу чего подобная система взглядов получает название «гуманизм». Идеи гуманизма о том, что в человеке важны его личные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля и образованность, а отнюдь не социальное положение и происхождение, ложились на благодатную почву. В результате более чем двухвековой эпохи Ренессанса мировая культура обогатилась духовными сокровищами, ценность которых непреходяща.Возрождение стало означать эмансипацию науки и искусства от богословия, охлаждение к христианской этике, зарождение национальных литератур, стремление человека к свободе от ограничений католической церкви. То есть Возрождение, в сущности, стало означать гуманизм. города, не имевшие достаточных природных ресурсов, процветали. Они связывали между собой приморские страны. Особую роль в обогащении городов сыграли крестовые походы.Итак, городская культура создавала новых людей, формировала новое отношение к жизни, создавала атмосферу, в которой рождались великие идеи и великие произведения. Бог становится ближе к человеку. Он мыслится пантеистически (бог слит с миром, он одухотворяет мир). Поэтому-то мир и влечет человека. Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из главных мировоззренческих задач эпохи Возрождения.

19.Религиозные поиски: Реформация. Протестантская этика и дух капитализма. Обычно формальное начало Реформации связывают с событием 31 октября 1517 г. в Виттенберге, когда никому еще не известный местный монах, доктор теологии Мартин Лютер прибил к дверям церкви свои 95 тезисов с осуждением злоупотреблений продававших индульгенции (грамоты церкви об отпущении грехов).Отпущение грехов начало практиковаться католической церковью еще с XI в. как распространение монашеской практики на мирскую жизнь и осуществлялось первоначально в натуральной форме - за «богоугодные дела» - участие в крестовых походах, паломничества и т.д. Позже, с развитием торговли и денег, церковные грамоты по случаю отпущения грехов стали предоставлять за де ньги, и постепенно эта торговля «священным товаром» приняла самые циничные формы. Запас «святости» и «накопленных» церковью «добрых дел» святых и праведников обменивался по определенной таксе на совершаемые верующим прегрешения и даже на еще не совершенные. Эта практика вызывала повсеместное возмущение и рассматривалась как яркое доказательство кризиса церкви, алчности и жадности ее служителей. Проницательность Лютера здесь проявилась в том, что за выступившим наружу оскорбительным для христианства торгашеским духом церкви он рассмотрел «сатанинскую выдумку» - стремление освободить человека от необходимости внутреннего покаяния, к чему постоянно и неустанно призывает Евангелие. Нельзя заменить полагающиеся человеку в силу его прирожденной грешности очищающие душу страдания, ибо это есть единственно достойный человека путь укрепления веры и нравственной чистоты, т.е. искренней готовности жить по-божески. Фактически Лютер потребовал возврата к нравственным принципам первоначального христианства с присущей ему простотой, искренностью, погруженностью в веру. Человек не должен искать промежуточные инстанции спасения, уповая на них и наделяя их правом наказывать и прощать, ибо тем самым он изменяет Богу, умаляет его величие. Поставив под вопрос право церкви посредничать между человеком и Богом. Лютер пошел дальше и в конечном счете отверг саму скомпрометировавшую себя церковную иерархию во главе с «бесовским князем» папой. Папство он квалифицирует как «антихристово установление», искушающее человека, провоцирующее его на плохие дела, которые легко искупить внешним благочестием, участием в церковных таинствах и обрядах или же, как это практикуют самые закоренелые грешники, покупкой отпущения грехов. Оно по сути дела украло у человека Бога и занялось спекулятивной продажей его милости. Лютер отвергает ложное деление общества на священничество и мирян, также отвергает и большинство таинств, составляющих католический культ и обрядность - святых и ангелов, культ богородицы, поклонение иконам и святым мощам, чистилище - рассматривая их как разновидность некоей церковной магии. Спасение, считает он, возможно только посредством перенесения его из сферы внешнего благочестия во внутреннее пространство сознания - в личное верование человека. Основное содержание Лютеровской Реформации: возможности личного спасения одной только верой, признании условности папства и всей церковной иерархии, в утверждении равенства всех верующих в вопросах веры перед Богом, что приводило к принципу «всеобщего священства» и значительному сокращению дорогостоящей церковной иерархии и культа. Новое понимание религии как непосредственной личной связи человека с Богом, нанесло сильнейший удар, по католической церкви, духовному и политическому оплоту феодализма, ограничение церковного авторитета в вопросах веры и нравственности, понимание свободы совести как неотчуждаемого личного достояния, отстаивание нравственного значения труда и освящение деловой предприимчивости - вот далеко не полное перечисление заслуг, обусловивших вклад М.Лютера в становление раннебуржуазной идеологии и культуры.Радикальным продолжателем Реформации стал Ж.Кальвин, основавший одно из самых мощных течений протестантизма. Кальвинизм еще более упростил христианский культ и богослужение, придав церкви республиканский характер (выборность руководства церкви мирянами), отделил ее от государства, хотя и оставил самостоятельной политической силой. Кальвин усилил и упростил учение о божественном предопределении, доведя его до абсолютного фатализма: удел одних людей еще до их рождения - спасение и небесное блаженство, а других - погибель и вечные муки, и ничто этого изменить не в силах, ни действия человека, ни его вера. Человек спасается не потому, что верит, а верит потому, что ему выпало на долю спасение. Реформация способствовала процессу появления человека буржуазного общества - автономного индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках, подготавливая этим почву для идеи прав человека. В носителях протестантских идей выразился новый, буржуазный, тип личности с новым отношением к миру.

20.Становление научного знания. Пантеизм как философская традиция. В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Это обусловлено развитием производства и науки. Изобретения книгопечатания, компаса, самопрялки, парохода, доменно-металлургического процесса, возобновление интереса к астрономии, физике, анатомии, физиологии, развитие экспериментального естествозна ния — все это расширяло человеческий кругозор, укреп- ляло власть человека над природой. Изменяется средне- вековая картина мира. Математическое обоснование ге- лиоцентрической системы мира, данное польским ученым Н. Коперником, нанесло существенный удар средневековой геоцентрической системе. Открытие Коперника, опро- вергшее представление об исключительном характере Земли и человечества, позволяли предложить существование бесконечного количества других небесных тел, по- добных Земле и Солнцу. Философия в эпоху Возрождения воспринималась, прежде всего, как натурфилософия, философия природы. Происходит возврат к идеям платонизма и неоплатонизма. Взаимоотношения Бога и мира утрачивают откровенно теистический характер. На смену теизму приходит пантеизм («Бог во всем»). Христианский Бог здесь утрачивает трансцендентный, над природный характер, он как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется. Единое есть все. Это философская установка служит основой для пантеистического мировоззрения. Из утверждения, что единое не имеет противоположности. Философ Кузанский делает вывод, что единое тождественно беспредельному, бесконечному. Бесконечное — это то, больше чего ничего быть не может. Поэтому Кузанский называет его максимумом, единое же — это минимум. Центральным пунктом философии Николая Кузанского является учение о совпадении противоположностей — абсолютного максимума и абсолютного минимума. Пантеистическое приближение бесконечного Бога к природе привело к новому истолкованию происхождения Вселенной и устройству Космоса. Не выступая открыто против идеи креационизма, Кузанский фактически устраняет принцип творения мира Богом. Он представляет отношения мира и Бога как отношения целого и части. Бог, с точки зрения итальянского философа, — это «бесконечный максимум», а бесконечный мир, Вселенная — это «ограниченный максимум». Ограниченный максимум про- изошел от абсолютного максимума не вследствие сверхъестественного творения, а посредством ограничения, поскольку все конечные или ограниченные вещи находят свое место где-то между абсолютным максимумом и абсолютным минимумом.

Осуществленное Николаем Кузанским отождествление единого с беспредельным абсолютным максимумом разрушает ту картину Космоса, на которую опиралось ан- тичное и средневековое мировоззрение. Античная и средневековая космология исходила из признания центра мира и тем самым из его конечности. Согласно взглядам Николая Кузанского, центр и окружность Космоса — это Бог, потому мир не бесконечен, однако его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, в которых он был бы замкнут. Таким образом, вводится идея отсутствия у мира стабильного центра, каким в средневековой космологии считалась Земля. Так Николай Кузанский подготавливает Коперниковскую революцию в астрономии, устранившую геоцентрическую систему строения мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.187 (0.036 с.)