ТОП 10:

Россия при Екатерине II: просвещенный абсолютизм



Смута в России

В 1598 г. умер Фёдор Иванович — последний потомок Ивана Калиты на московском троне. Его брат царевич Дмитрий погиб еще в 1591 г. в Угличе, в чём некоторые обвиняли Бориса. Династия прервалась. Шурин Фёдора Борис Годунов (фактически правил при недееспособном Фёдоре Ивановиче) организовал свое избрание царём на Земском соборе. Но бояре были недовольны незнатным царём, крестьяне — отменой Юрьева дня, казаки — репрессиями властей, дворяне — тяжелой службой.

В 1601 г. начался голод, народ бунтовал. В 1602 г. в Польше объявился «чудом» спасшийся Дмитрий (Лжедмитрий I). В 1604 г. он вторгся в Россию при поддержке поляков и казаков. В 1605 г. Годунов умер, и Лжедмитрий стал царём. Но в 1606 г. он был убит недовольными боярами. На трон взошёл Василий Шуйский. Вскоре против боярского царя вспыхнуло восстание Болотникова. В 1607 г. оно было подавлено, но тут объявился самозванец Лжедмитрий II. Он осадил Москву. Против него Шуйский заключил союз со Швецией. Русские и шведы во главе с М. В. Скопиным-Шуйским отогнали Лже-дмитрия от Москвы, но в 1609 г. в Россию вторглись поляки. Они осадили Смоленск (пал в 1611), разбили русские войска под Клушином и подошли к Москве. Недовольные дворяне свергли Шуйского. Власть взяли бояре («семибоярщина»), которые впустили в Москву поляков и предложили трон польскому королевичу Владиславу, но с условием принятия им православия. Соглашение не состоялось. В 1611 г. было создано 1-е ополчение во главе с П. П. Ляпуновым, очистившее от поляков часть Москвы, но вскоре Ляпунов был убит казаками, с которыми он враждовал. Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде по призыву Кузьмы Минина было создано 2-е ополчение, которое во главе с Д. М. Пожарским освободило в 1612 г. всю Москву. В 1613 г. Земский собор избрал царём Михаила Романова. В1617 г. был заключён Столбовский мир со Швецией, лишивший Россию выхода к Балтике, в 1618 г. — Деулинское перемирие с Польшей. Россия потеряла часть южных и западных земель. Смута ослабила Россию и затормозила ее развитие.

14 Воцарение династии Романовых. Первые Романовы.
Освобождение столицы от поляков было лишь определенным этапом борьбы за возрождение Русского государства. Нужна была сильная центральная власть, которая в то время отождествлялась с царской властью.

В начале 1613 года временным правительством Трубецкого и Пожарского был созван Земский собор, для того чтобы избрать нового царя. Претендентов на престол было несколько. Для того, чтобы как-то сдержать страсти сторонников тех или иных претендентов, по стране был объявлен трехдневный пост, после чего принято единодушное решение избрать царем Михаила Романова. Немалую роль сыграло то, что Романовы были одними из наиболее знатных и уважаемых бояр. Кроме того, сам Михаил не был замешан ни в одной из авантюр Смутного времени.

Избрание Михаила Романова на престол не сопровождалось никаким договором. Это означало, что власть приобрела самодержавный характер. Торжественный въезд царя в столицу состоялся 2 мая 1613 года. Страна, которой предстояло править Михаилу, находилась в тяжелейшем состоянии. Не прекращались внутренние распри и усобицы. На северо-западе часть территории, включая Новгород, захватили шведы. Поляки удерживали западные районы вместе со Смоленском и в любой момент могли повторить поход на Москву, чтобы захватить ее корону для Владислава. Продолжались набеги крымских татар. Михаилу, несмотря на молодость, удалось основать династию, правившую более 300 лет. Третий выборный царь в истории России действовал разумно и мудро. Вступив на престол, он оставил на своих местах всех должностных лиц, что способствовало общему примирению: не было ни одной опалы, ни одного удаления от должности. Главной заботой правительства Михаила стала ликвидация военной опасности: сразу же под Смоленск были посланы войска во главе с Д.М. Черкасским, против шведов под Новгород отправился Д.Т. Трубецкой, а на юг под Астрахань против Заруцкого — И.Н. Одоевский.

Наибольшую опасность для России представляла Польша. Король Сигизмунд и его сын Владислав, ссылаясь на договор 1610 года, не признавали Михаила Романова и настаивали на своих правах в отношении русского престола. В 1618 году близ деревни Деулино, недалеко от Троице-Сергиевского монастыря, было заключено перемирие. Поляки вернули часть территории, но оставили за собой Смоленск и Чернигов. Осталось за Польшей и Запорожье.

Конфликт со Швецией закончился подписанием в 1617 году Столбовского (близ Тихвина) мирного договора. На основании его Россия теряла Балтийское побережье, за которое шла борьба на протяжении всего XVI века, но получила обратно исконно русские земли, в том числе и Новгород.

Территория России по окончании Смуты заметно сократилась, но главное, закончился период хаоса, не стало угрозы независимости России. Это явилось результатом осознания обществом необходимости пожертвовать всем ради спасения отечества. За годы правления первого царя из дома Романовых Россия постепенно возродилась из руин, покончила с последствиями Смуты, после принятия Уложения 1649 года вступила в период стабилизации.

16 характерные черты развития основных стран Востока в 15-17 веках
На Востоке к концу XV в. сложилось несколько регионов с развитой цивилизацией. На Ближнем и Среднем Востоке — Османская империя; на Юге, Юго-Востоке, Дальнем Востоке — Индия, Китай, Япония и др. Уровень развития производительных сил в некоторых восточных странах в XV—XVII вв. не уступал европейскому, но тем не менее эти страны не только не создали нового типа экономики, но часто даже регрессировали. Некоторые общие причины этого заключаются в особенностях социально-политического устройства, духовном своеобразии восточного типа общества. Одним из крупнейших государств на Востоке была Османская империя, достигшая своего могущества в XVI в. при султане Сулеймане I, прозванном Великим турком. Ее владения раскинулись в Азии, Африке, Европе. Мощный турецкий флот контролировал почти весь Средиземноморский бассейн. Расцвет Османской империи базировался на ограблении завоеванных территорий. Главным фактором, сдерживающим развитие новых тенденций, была деспотическая власть, не ограниченная законом. Сама специфика образования Османской империи побуждала власть к активному административному вмешательству в экономический процесс. Другим фактором, сдерживающим капиталистическое развитие на мусульманском Востоке, было отсутствие этнического и культурного единства, необходимого для формирования национальной государственности и рынка. Сопровождавшие процесс завоеваний разрушение материальных и культурных ценностей, изменение частнособственнических отношений, национальная и религиозная рознь привели к усилению внеэкономического принуждения и давления на непосредственных производителей и в конечном итоге к рефеодализации. Китайская модель феодализма, несмотря на специфические черты, отличающие ее от мусульманского мира, также характеризовалась статичностью общественной системы, что обусловило подавление импульсов нового типа развития. В начале XVII в. в Китае особенно усилился процесс концентрации земель в руках крупных землевладельцев. Широкое распространение получили частные мануфактуры, особенно в шелкоткацком, хлопчатобумажном, фарфоровом, железоделательном производстве. В земледелии, ремесленном производстве применялся наемный труд. В государственном ремесле и мануфактурах началась частичная отмена отработочной системы. Несмотря на наличие денежного обращения и элементы рыночного хозяйства, китайская экономика носила распределительный характер. Ограничивающее воздействие на развитие новой системы общественных отношений оказывала и идеология конфуцианства с ее ориентацией на чинопочитание, соблюдение традиций. Отличная от традиционного Востока общественная структура сложилась в Японии. Здесь на протяжении всего средневековья не сформировался механизм центральной деспотической власти. Напротив, сложилась дифференциация светской (сёгунат) и духовной (император) власти. С конца XV в. в Японии началось укрупнение феодальной собственности. На смену среднему феодальному землевладению приходят крупные — княжества. Укрепление их мощи вело к ослаблению центральной власти. Острые социальные конфликты XV—XVI вв. свидетельствовали о наличии социальных групп, готовых поддержать переход к новой системе отношений. Самые крупные восстания в это время проходили под знаменем секты икко, деятельность которой представляла собой японский вариант религиозной реформации. Социальной опорой секты икко были широкие слои укреплявшегося среднего крестьянства, боровшегося за узаконение своих прав на землю, а также часть мелких, средних феодалов и духовенства.Таким образом, если на Западе в XVI—XVII вв. наблюдается технический прогресс, формирование нового типа экономики и социальных отношений, то на Востоке происходит в конечном итоге замедление социально-экономического развития, несмотря на аналогичный или даже более высокий исходный уровень развития производительных сил. Причины различий лежат в политической, идеологической и социокультурной среде.

 

17 Европа на пути модернизации общественной и духовной жизни. Эпоха просвещения.
XV-XVII вв. в Западной Европе называются эпохой Возрождения. Однако объективно эту эпоху следовало бы характеризовать как эпоху Перехода, потому что она является мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени. Именно в эту эпоху закладываются предпосылки буржуазных общественных отношений, меняется отношение церкви и государства, формируются мировоззрение гуманизма как основы нового секулярного сознания. В полной мере становление характерных черт эпохи Нового времени осуществляется в XVIII веке. Модернизация — это сложный многогранный процесс, протекавший в Европе в течение полутора столетий и охвативший все сферы жизни общества. В сфере производства модернизация означала индустриализацию — постоянно нарастающее использование машин. В социальной сфере модернизация тесно связана с урбанизацией — небывалым ростом городов, который привел к преобладающему их положению в экономической жизнедеятельности общества. В духовной сфере модернизация связана с секуляризацией — высвобождением всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви, их обмирщения, а также интенсивное развитие грамотности, образования, научного знания о природе и обществе. Государственная власть, социальное устройство общества также лишается божественной санкции. Они истолковываются как человеческий продукт и подлежат, если это нужно, изменениям. Не случайно Новое время — это эпоха социальных революций, сознательных попыток насильственно переустроить общественную жизнь. В целом можно сказать, что Новое время создало Нового человека. Человек Нового времени, модернизованный человек — это мобильная личность, которая быстро приспосабливается к изменениям, происходящим в окружающей среде. Идейной основой модернизации общественной жизни в Новое время стала идеология Просвещения. XVIII в. в Европе также называют Эпохой Просвещения. Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и политике. Они выработали новое мировоззрение, призванное раскрепостить человеческую мысль, освободить ее от рамок средневекового традиционализма. Философской основой мировоззрения эпохи Просвещения был рационализм. Идеологи Просвещения, отражая взгляды и потребности буржуазии в ее борьбе против феодализма и его духовной опоры католической церкви, рассматривали разум как наиболее важную характеристику человека, предпосылку и наиболее яркое проявление всех его других качеств: свободы, самодеятельности, активности и т.д. Человек, как разумное существо, с точки зрения деятелей Просвещения, призван переустроить общество на разумных основаниях.

 

18 Петр 1: борьба за преобразование традиционного общества в россии.
Петровские реформы кардинально изменили русскую культуру. Причем термин «культура» здесь понимается в самом широком смысле – от быта и речи до высокого искусства. Царь считал своим долгом навести "добрый порядок" в гражданской жизни государства. В самом начале 18 в. царь был озабочен внешним видом подданных.

Сближение с западом проявилось и в том, что Петр I прилагал массу усилий к тому, чтобы русский человек и внешностью походил на европейца. Законодательно было установлено обложение налогом тех, кто носил бороду. Знатные и богатые платили по 50 руб. за бороду, остальные по 2 гривны. Сохранившийся до нашего времени указ 1705 года обязывал все население страны, за исключением священников, монахов и крестьян брить бороды и усы. В такой же форме Петр I организовал борьбу с долгополым платьем. 12 февраля 1699 года состоялось шуточное освящение у Лефортова дворца. Поэтому в январе 1700г. в Москве, в ряде людных мест были повешены листы с царским указом: боярам, думным чинам, служивым, приказным и торговым людям носить иноземные короткие кафтаны. Эти перемены повлияли и на русскую легкую промышленность, стали развиваться мастерские и фабрики, производящие новые виды тканей, кружева, обувь, головные уборы, пряжки, застежки и другие украшения. Петр и здесь не остался равнодушным к происходящему. Иногда царь специальными указами обязывал фабрикантов прежде производить и пускать в продажу предметы для нового быта, а затем, при выполнении этих условий они могли производить и продавать другие промышленные товары. Дворянский быт изменялся и в следствие того, что царь заставлял дворян учиться, служить в армии и флоте, в учреждениях гражданского управления.

. Разительные перемены произошли и в дворцовом быту. Этому способствовала личность царя. Упрощались традиции, исчезала скованность. В городской быт в петровское время вошли гуляния по торжественным датам, в честь той или иной победы. В моде были праздничные фейерверки, на площадях выставляли угощение.

19 Эпоха Дворцовых переворотов в России
Эпоха дворцовых переворотов началась в России, со смертью Петра I. За короткий период времени, на русском престоле побывало большое количество правителей. Главная историческая причина эпохи дворцовых переворотов в России - указ Петра I «О престолонаследии». Петр изменил порядок передачи власти, и теперь Император мог сам назначить своего приемника. А вот завещать престол кому-либо Петр I не успел. 28 января 1725 года Петра Алексеевича не стало. С этого момента, в России, и началась «Эпоха дворцовых переворотов».

Русский престол стал предметом противоборства между различными политическими кланами. Значимую роль в борьбе между представителями знатных дворянских фамилий стала играть гвардия. Переход власти от одного самодержавца к другому, в Эпоху дворцовых переворотов, осуществлялся с большой легкостью. Дело в том, что эти перевороты не меняли политического строя в государстве, лишь меняли правителя. Со сменой правителя происходила и перегруппировка сил при дворе. Одни семьи дворян, из правящих, переходили в «оппозицию» и ждали удобного момента для очередного переворота. Другие же переходили из «оппозиции» в класс правящей элиты, и всеми способами пытались сохранить свое влияние.

После смерти Петра I русской императрицей стала Екатерина I, и правила она с 1725 по 1727 годы. Фактически вся власть в этот период находилась в руках Александра Даниловича Меншикова. Не изменилась ситуация и в первые несколько месяцев правления Петра II. Позже Меншиков был сослан в ссылку, и ключевую роль при дворе стал играть Верховный тайный совет в лице клана Долгоруких и Голицыных. Петр II правил с 1727 по 1730. Следующим правителем России в период Эпохи дворцовых переворотов стала Анна Иоанновна. Она правила ровно десять лет, с 1730 по 1740 годы. Эти годы ознаменованы засильем в Российской Империи иностранцев, авантюристов и личностей весьма сомнительных. Процветало казнокрадство и бюрократия. С 1740 по 1741 год власть над русским обществом была в руках Иоанна Антоновича и его матери Анны Леопольдовны, провозглашенный регентшей малолетнего императора.

В среде русского общества росло недовольство засильем немцев, и под эту ноту на престол в ходе переворота взошла дочь Петра I – Елизавета Петровна. Правление Елизаветы Петровны стало глотком свежего воздуха, триумфом русского национального самосознания, после унизительной политики Анны Иоанновны. Наследником Елизаветы Петровны стал племянник Императрицы - Петр III Федорович. Правил он с 1761 по 1762 год. Вошел в русскую историю как император - самодур, укравший у России победу в Семилетней Войне. Летом 1762 года русский престол заняла Екатерина II, жена Петра III.

Большую роль в этом дворцовом перевороте опять же сыграла гвардия. Преемником Екатерины II стал Павел I. Павел Петрович был сыном Екатерины и Петра III. Павел I издал новый указ о престолонаследии, согласно которому, власть переходила от отца к старшему сыну. Эпоха дворцовых переворотов в России, закончилась со смертью Павла I, который был убит заговорщиками. Новым Императором России, стал его сын Александр I.

 

Крымская война.

В крымской войне участвовали Россия, Османская империя, Англия Франция и Сардиния. Каждая из них имела собственные расчеты в этом военном конфликте. Для России первостепенное значение имел режим черноморских проливов. В 30-40 е годы 19 века русская дипломатия вела напряженную борьбу за наиболее благоприятные условия в разрешении этого вопроса . в 1833 с Турцией был заключен Ункяр–Искелесийский договор .По нему проливы закрывались для иностранных военных кораблей, а Россия получила право свободного провода через них своих военных судов. В 40 е годы ситуация изменилась на основе ряда соглашений с европейскими государствами проливы впервые попали под международный контроль и были закрыты для всех военных флотов. В результате русский флот оказался запертым в черном море. Россия опираясь на свою военную мощь стремилась заново решить проблему проливов, усилить свои позиции на ближнем востоке и Балканах. османская империя хотела вернуть территории, потерянные в результате русско-турецких войн конца 18- первой половины 19 веков. Англия и Франция надеялись сокрушить Россию, как великую державу , лишить ее влияния на ближнем востоке и балканском полуострове. общеевропейский конфликт на ближнем востоке начался в 1850 году когда между православным и католическим духовенством в Палестине разгорелись споры о том, кто будет владеть Святыми местами в Иерусалиме и Вифлееме. православную церковь поддерживала Россия, а католическую – Франция . спор между священно служителями перерос в противостояние двух европейских держав.

История крымской войны делиться на два этапа: первый – русско-турецкая кампания ( ноябрь 1853- апрель1854 ). Второй ( апрель 1854- февраль 1856). Россия вынуждена была вести борьбу против коалиции европейских государств. Основные события первого этапа – синопское сражение (ноябрь 1853) адмирал П.С. Нахимов разгромил турецкий флот в синопской бухте а подавил береговые батареи. Это активизировало Англию и Францию они объявили войну России. Главной целью объединенного англо-французского командования стал захват Крыма и Севастополя – военно морская база России. 2 сентября 1854 года союзники начали высадку экспедиционного корпуса в районе Евпатории. сражение на реке Альма в сентябре 1854 года русские войска проиграли. в октябре 1854 союзники осадили Севастополь основная часть русской армии предпринимала отвлекающие операции сражение под Инкерманом ( ноябрь 1854) наступление на Евпаторию, сражение на черной речке,- эти военные действие не помогли

консервативное, либеральное и революционное, которые отражали интересы различных слоёв общества.

севостопальцам. В августе 1855 года начался последний штурм Севастополя после падения Малахова кургана продолжение обороны было затруднено, большая часть Севастополя была занята союзными войсками, однако найдя там одни развалины они вернулись на свои позиции. На кавказском театре военных действия развивались более успешно для России. Турция вторглась в Закавказье, но потерпела крупное поражение после чего русские войска стали действовать на ее территории. В ноябре 1855 года пала турецкая крепость Карс в конце марта 1856 года был подписан парижский мирный трактат. Россия не понесла значительных территориальных потерь у нее была отторгнута лишь южная часть Бессарабии однако она потеряла право покровительства дунайским княжеством и Сербией. Самым тяжелым и унизительным было условие о «Нейтрализации черного моря» России запретили иметь на черном море военно-морские силы, военные арсеналы и крепости.

 

Смута в России

В 1598 г. умер Фёдор Иванович — последний потомок Ивана Калиты на московском троне. Его брат царевич Дмитрий погиб еще в 1591 г. в Угличе, в чём некоторые обвиняли Бориса. Династия прервалась. Шурин Фёдора Борис Годунов (фактически правил при недееспособном Фёдоре Ивановиче) организовал свое избрание царём на Земском соборе. Но бояре были недовольны незнатным царём, крестьяне — отменой Юрьева дня, казаки — репрессиями властей, дворяне — тяжелой службой.

В 1601 г. начался голод, народ бунтовал. В 1602 г. в Польше объявился «чудом» спасшийся Дмитрий (Лжедмитрий I). В 1604 г. он вторгся в Россию при поддержке поляков и казаков. В 1605 г. Годунов умер, и Лжедмитрий стал царём. Но в 1606 г. он был убит недовольными боярами. На трон взошёл Василий Шуйский. Вскоре против боярского царя вспыхнуло восстание Болотникова. В 1607 г. оно было подавлено, но тут объявился самозванец Лжедмитрий II. Он осадил Москву. Против него Шуйский заключил союз со Швецией. Русские и шведы во главе с М. В. Скопиным-Шуйским отогнали Лже-дмитрия от Москвы, но в 1609 г. в Россию вторглись поляки. Они осадили Смоленск (пал в 1611), разбили русские войска под Клушином и подошли к Москве. Недовольные дворяне свергли Шуйского. Власть взяли бояре («семибоярщина»), которые впустили в Москву поляков и предложили трон польскому королевичу Владиславу, но с условием принятия им православия. Соглашение не состоялось. В 1611 г. было создано 1-е ополчение во главе с П. П. Ляпуновым, очистившее от поляков часть Москвы, но вскоре Ляпунов был убит казаками, с которыми он враждовал. Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде по призыву Кузьмы Минина было создано 2-е ополчение, которое во главе с Д. М. Пожарским освободило в 1612 г. всю Москву. В 1613 г. Земский собор избрал царём Михаила Романова. В1617 г. был заключён Столбовский мир со Швецией, лишивший Россию выхода к Балтике, в 1618 г. — Деулинское перемирие с Польшей. Россия потеряла часть южных и западных земель. Смута ослабила Россию и затормозила ее развитие.

14 Воцарение династии Романовых. Первые Романовы.
Освобождение столицы от поляков было лишь определенным этапом борьбы за возрождение Русского государства. Нужна была сильная центральная власть, которая в то время отождествлялась с царской властью.

В начале 1613 года временным правительством Трубецкого и Пожарского был созван Земский собор, для того чтобы избрать нового царя. Претендентов на престол было несколько. Для того, чтобы как-то сдержать страсти сторонников тех или иных претендентов, по стране был объявлен трехдневный пост, после чего принято единодушное решение избрать царем Михаила Романова. Немалую роль сыграло то, что Романовы были одними из наиболее знатных и уважаемых бояр. Кроме того, сам Михаил не был замешан ни в одной из авантюр Смутного времени.

Избрание Михаила Романова на престол не сопровождалось никаким договором. Это означало, что власть приобрела самодержавный характер. Торжественный въезд царя в столицу состоялся 2 мая 1613 года. Страна, которой предстояло править Михаилу, находилась в тяжелейшем состоянии. Не прекращались внутренние распри и усобицы. На северо-западе часть территории, включая Новгород, захватили шведы. Поляки удерживали западные районы вместе со Смоленском и в любой момент могли повторить поход на Москву, чтобы захватить ее корону для Владислава. Продолжались набеги крымских татар. Михаилу, несмотря на молодость, удалось основать династию, правившую более 300 лет. Третий выборный царь в истории России действовал разумно и мудро. Вступив на престол, он оставил на своих местах всех должностных лиц, что способствовало общему примирению: не было ни одной опалы, ни одного удаления от должности. Главной заботой правительства Михаила стала ликвидация военной опасности: сразу же под Смоленск были посланы войска во главе с Д.М. Черкасским, против шведов под Новгород отправился Д.Т. Трубецкой, а на юг под Астрахань против Заруцкого — И.Н. Одоевский.

Наибольшую опасность для России представляла Польша. Король Сигизмунд и его сын Владислав, ссылаясь на договор 1610 года, не признавали Михаила Романова и настаивали на своих правах в отношении русского престола. В 1618 году близ деревни Деулино, недалеко от Троице-Сергиевского монастыря, было заключено перемирие. Поляки вернули часть территории, но оставили за собой Смоленск и Чернигов. Осталось за Польшей и Запорожье.

Конфликт со Швецией закончился подписанием в 1617 году Столбовского (близ Тихвина) мирного договора. На основании его Россия теряла Балтийское побережье, за которое шла борьба на протяжении всего XVI века, но получила обратно исконно русские земли, в том числе и Новгород.

Территория России по окончании Смуты заметно сократилась, но главное, закончился период хаоса, не стало угрозы независимости России. Это явилось результатом осознания обществом необходимости пожертвовать всем ради спасения отечества. За годы правления первого царя из дома Романовых Россия постепенно возродилась из руин, покончила с последствиями Смуты, после принятия Уложения 1649 года вступила в период стабилизации.

16 характерные черты развития основных стран Востока в 15-17 веках
На Востоке к концу XV в. сложилось несколько регионов с развитой цивилизацией. На Ближнем и Среднем Востоке — Османская империя; на Юге, Юго-Востоке, Дальнем Востоке — Индия, Китай, Япония и др. Уровень развития производительных сил в некоторых восточных странах в XV—XVII вв. не уступал европейскому, но тем не менее эти страны не только не создали нового типа экономики, но часто даже регрессировали. Некоторые общие причины этого заключаются в особенностях социально-политического устройства, духовном своеобразии восточного типа общества. Одним из крупнейших государств на Востоке была Османская империя, достигшая своего могущества в XVI в. при султане Сулеймане I, прозванном Великим турком. Ее владения раскинулись в Азии, Африке, Европе. Мощный турецкий флот контролировал почти весь Средиземноморский бассейн. Расцвет Османской империи базировался на ограблении завоеванных территорий. Главным фактором, сдерживающим развитие новых тенденций, была деспотическая власть, не ограниченная законом. Сама специфика образования Османской империи побуждала власть к активному административному вмешательству в экономический процесс. Другим фактором, сдерживающим капиталистическое развитие на мусульманском Востоке, было отсутствие этнического и культурного единства, необходимого для формирования национальной государственности и рынка. Сопровождавшие процесс завоеваний разрушение материальных и культурных ценностей, изменение частнособственнических отношений, национальная и религиозная рознь привели к усилению внеэкономического принуждения и давления на непосредственных производителей и в конечном итоге к рефеодализации. Китайская модель феодализма, несмотря на специфические черты, отличающие ее от мусульманского мира, также характеризовалась статичностью общественной системы, что обусловило подавление импульсов нового типа развития. В начале XVII в. в Китае особенно усилился процесс концентрации земель в руках крупных землевладельцев. Широкое распространение получили частные мануфактуры, особенно в шелкоткацком, хлопчатобумажном, фарфоровом, железоделательном производстве. В земледелии, ремесленном производстве применялся наемный труд. В государственном ремесле и мануфактурах началась частичная отмена отработочной системы. Несмотря на наличие денежного обращения и элементы рыночного хозяйства, китайская экономика носила распределительный характер. Ограничивающее воздействие на развитие новой системы общественных отношений оказывала и идеология конфуцианства с ее ориентацией на чинопочитание, соблюдение традиций. Отличная от традиционного Востока общественная структура сложилась в Японии. Здесь на протяжении всего средневековья не сформировался механизм центральной деспотической власти. Напротив, сложилась дифференциация светской (сёгунат) и духовной (император) власти. С конца XV в. в Японии началось укрупнение феодальной собственности. На смену среднему феодальному землевладению приходят крупные — княжества. Укрепление их мощи вело к ослаблению центральной власти. Острые социальные конфликты XV—XVI вв. свидетельствовали о наличии социальных групп, готовых поддержать переход к новой системе отношений. Самые крупные восстания в это время проходили под знаменем секты икко, деятельность которой представляла собой японский вариант религиозной реформации. Социальной опорой секты икко были широкие слои укреплявшегося среднего крестьянства, боровшегося за узаконение своих прав на землю, а также часть мелких, средних феодалов и духовенства.Таким образом, если на Западе в XVI—XVII вв. наблюдается технический прогресс, формирование нового типа экономики и социальных отношений, то на Востоке происходит в конечном итоге замедление социально-экономического развития, несмотря на аналогичный или даже более высокий исходный уровень развития производительных сил. Причины различий лежат в политической, идеологической и социокультурной среде.

 

17 Европа на пути модернизации общественной и духовной жизни. Эпоха просвещения.
XV-XVII вв. в Западной Европе называются эпохой Возрождения. Однако объективно эту эпоху следовало бы характеризовать как эпоху Перехода, потому что она является мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени. Именно в эту эпоху закладываются предпосылки буржуазных общественных отношений, меняется отношение церкви и государства, формируются мировоззрение гуманизма как основы нового секулярного сознания. В полной мере становление характерных черт эпохи Нового времени осуществляется в XVIII веке. Модернизация — это сложный многогранный процесс, протекавший в Европе в течение полутора столетий и охвативший все сферы жизни общества. В сфере производства модернизация означала индустриализацию — постоянно нарастающее использование машин. В социальной сфере модернизация тесно связана с урбанизацией — небывалым ростом городов, который привел к преобладающему их положению в экономической жизнедеятельности общества. В духовной сфере модернизация связана с секуляризацией — высвобождением всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви, их обмирщения, а также интенсивное развитие грамотности, образования, научного знания о природе и обществе. Государственная власть, социальное устройство общества также лишается божественной санкции. Они истолковываются как человеческий продукт и подлежат, если это нужно, изменениям. Не случайно Новое время — это эпоха социальных революций, сознательных попыток насильственно переустроить общественную жизнь. В целом можно сказать, что Новое время создало Нового человека. Человек Нового времени, модернизованный человек — это мобильная личность, которая быстро приспосабливается к изменениям, происходящим в окружающей среде. Идейной основой модернизации общественной жизни в Новое время стала идеология Просвещения. XVIII в. в Европе также называют Эпохой Просвещения. Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и политике. Они выработали новое мировоззрение, призванное раскрепостить человеческую мысль, освободить ее от рамок средневекового традиционализма. Философской основой мировоззрения эпохи Просвещения был рационализм. Идеологи Просвещения, отражая взгляды и потребности буржуазии в ее борьбе против феодализма и его духовной опоры католической церкви, рассматривали разум как наиболее важную характеристику человека, предпосылку и наиболее яркое проявление всех его других качеств: свободы, самодеятельности, активности и т.д. Человек, как разумное существо, с точки зрения деятелей Просвещения, призван переустроить общество на разумных основаниях.

 

18 Петр 1: борьба за преобразование традиционного общества в россии.
Петровские реформы кардинально изменили русскую культуру. Причем термин «культура» здесь понимается в самом широком смысле – от быта и речи до высокого искусства. Царь считал своим долгом навести "добрый порядок" в гражданской жизни государства. В самом начале 18 в. царь был озабочен внешним видом подданных.

Сближение с западом проявилось и в том, что Петр I прилагал массу усилий к тому, чтобы русский человек и внешностью походил на европейца. Законодательно было установлено обложение налогом тех, кто носил бороду. Знатные и богатые платили по 50 руб. за бороду, остальные по 2 гривны. Сохранившийся до нашего времени указ 1705 года обязывал все население страны, за исключением священников, монахов и крестьян брить бороды и усы. В такой же форме Петр I организовал борьбу с долгополым платьем. 12 февраля 1699 года состоялось шуточное освящение у Лефортова дворца. Поэтому в январе 1700г. в Москве, в ряде людных мест были повешены листы с царским указом: боярам, думным чинам, служивым, приказным и торговым людям носить иноземные короткие кафтаны. Эти перемены повлияли и на русскую легкую промышленность, стали развиваться мастерские и фабрики, производящие новые виды тканей, кружева, обувь, головные уборы, пряжки, застежки и другие украшения. Петр и здесь не остался равнодушным к происходящему. Иногда царь специальными указами обязывал фабрикантов прежде производить и пускать в продажу предметы для нового быта, а затем, при выполнении этих условий они могли производить и продавать другие промышленные товары. Дворянский быт изменялся и в следствие того, что царь заставлял дворян учиться, служить в армии и флоте, в учреждениях гражданского управления.

. Разительные перемены произошли и в дворцовом быту. Этому способствовала личность царя. Упрощались традиции, исчезала скованность. В городской быт в петровское время вошли гуляния по торжественным датам, в честь той или иной победы. В моде были праздничные фейерверки, на площадях выставляли угощение.

19 Эпоха Дворцовых переворотов в России
Эпоха дворцовых переворотов началась в России, со смертью Петра I. За короткий период времени, на русском престоле побывало большое количество правителей. Главная историческая причина эпохи дворцовых переворотов в России - указ Петра I «О престолонаследии». Петр изменил порядок передачи власти, и теперь Император мог сам назначить своего приемника. А вот завещать престол кому-либо Петр I не успел. 28 января 1725 года Петра Алексеевича не стало. С этого момента, в России, и началась «Эпоха дворцовых переворотов».

Русский престол стал предметом противоборства между различными политическими кланами. Значимую роль в борьбе между представителями знатных дворянских фамилий стала играть гвардия. Переход власти от одного самодержавца к другому, в Эпоху дворцовых переворотов, осуществлялся с большой легкостью. Дело в том, что эти перевороты не меняли политического строя в государстве, лишь меняли правителя. Со сменой правителя происходила и перегруппировка сил при дворе. Одни семьи дворян, из правящих, переходили в «оппозицию» и ждали удобного момента для очередного переворота. Другие же переходили из «оппозиции» в класс правящей элиты, и всеми способами пытались сохранить свое влияние.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.218.187 (0.011 с.)