В концепции мира, утверждаемой Петром, на место «красоты» ставится «польза». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В концепции мира, утверждаемой Петром, на место «красоты» ставится «польза».



29 Романтизм как умонастроение в конце XVIII - первой половине XIX в. Романтизм возник в 1790-е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону. Его идейной почвой были кризис рационализма Просвещения, художественные поиски предромантических течений (сентиментализм, «штюрмерство»), Великая французская революция, немецкая классическая философия. Романтизм — это эстетическая революция, которая вместо науки и разума (высшей культурной инстанции для эпохи Просвещения) ставит художественное творчество индивидуума, которое становится образцом, «парадигмой» для всех видов культурной деятельности. Основная черта романтизма как движения — стремление противопоставить бюргерскому, «филистерскому» миру рассудка, закона, индивидуализма, утилитаризма, атомизации общества, наивной веры в линейный прогресс — новую систему ценностей: культ творчества, примат воображения над рассудком, критику логических, эстетических и моральных абстракций, призыв к раскрепощению личностных сил человека, следование природе, миф, символ, стремление к синтезу и обнаружению взаимосвязи всего со всем. Парадоксы романтизмаПарадоксальным образом романтизм соединял культ личной неповторимости индивидуума с тяготением к безличному, стихийному, коллективному; повышенную рефлективность творчества — с открытием мира бессознательного; игру, понимаемую как высший смысл творчества, — с призывами к внедрению эстетического в «серьезную» жизнь; индивидуальный бунт — с растворением в народном, родовом, национальном. Эту изначальную двойственность романтизма отражает его теория иронии, которая возводит в принцип несовпадение условных стремлений и ценностей с безусловным абсолютом как целью. К основным особенностям романтического стиля надо отнести

игровую стихию, которая растворяла эстетические рамки классицизма; обостренное внимание ко всему своеобычному и нестандартному (причем особенному не просто отводилось место во всеобщем, как это делал барочный стиль или предромантизм, но переворачивалась сама иерархия общего и единичного); интерес к мифу и даже понимание мифа как идеала романтического творчества; символическое истолкование мира; стремление к предельному расширению арсенала жанров; опору на фольклор, предпочтение образа понятию, стремления — обладанию, динамики — статике;

Эксперименты по синтетическому объединению искусств; эстетическую интерпретацию религии, идеализацию прошлого и архаических культур, нередко выливающуюся в социальный протест; эстетизацию быта, морали, политики.

Философы-романтикиГлавные представители романтизма в литературе — Новалис, Жан Поль, Э. Т. А. Гофман, У. Вордсворт, В. Скотт, Дж. Байрон, П. Б. Шелли, В. Гюго, А. Ламартин, А. Мицкевич, Э. По, Г. Мелвилл, М. Ю. Лермонтов, В. Ф. Одоевский; в музыке — Ф. Шуберт, К. М. Вебер, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен;

в изобразительном искусстве — живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебл, У. Тернер, в России — О. А. Кипренский, А. О. Орловский. Разочарование в идеалах Просвещения, в результатах Великой французской революции, отрицание утилитаризма современной действительности, принципов буржуазного практицизма, жертвой которых становилась человеческая индивидуальность, пессимистический взгляд на перспективы общественного развития, умонастроения "мировой скорби" сочетались в романтизме со стремлением к гармонии миропорядка, духовной целостности личности, с тяготением к "бесконечному", с поисками новых, абсолютных и безусловных идеалов. Острый разлад между идеалами и гнетущей реальностью вызывал в сознании многих романтиков болезненно-фаталистическое или проникнутое негодованием чувство двоемирия, горькую насмешку над несоответствием мечты и действительности, возведённую в литературе и искусстве в принцип " романтической иронии ". Своего рода самозащитой от нарастающего нивелирования личности стал присущий романтизму глубочайший интерес к человеческой личности, понимаемой романтиками как единство индивидуальной внешней характерности и неповторимого внутреннего содержания.

Романтизм стал первым художественным направлением, в котором со всей определённостью проявилось осознание творческой личности как субъекта художественной деятельности. Романтики открыто провозгласили торжество индивидуального вкуса, полную свободу творчества. Придавая самому творческому акту решающее значение, разрушая препоны, сдерживавшие свободу художника, они смело уравнивали высокое и низменное, трагическое и комическое, обыденное и необычное. Романтизм захватил все сферы духовной культуры: литературу, музыку, театр, философию, эстетику, филологию и другие гуманитарные науки, пластические искусства. Но вместе с тем он не был уже тем универсальным стилем, каким был классицизм. В отличие от последнего романтизм почти не имел государственных форм своего выражения (поэтому он не затронул существенным образом архитектуру, повлияв в основном на садово-парковую архитектуру, на зодчество малых форм и на направление так называемой псевдоготики ). Будучи не столько стилем, сколько общественным художественным движением, романтизм открывал дорогу дальнейшему развитию искусства в XIX в., проходившему не в форме всеобъемлющих стилей, а в виде отдельных течений и направлений. Также впервые в романтизме не был полностью переосмыслен язык художественных форм: в известной мере сохранились стилевые основы классицизма, существенно видоизменённые и переосмысленные в отдельных странах (например, во Франции). При этом в рамках единого стилевого направления получила большую свободу развития индивидуальная манера художника.

30 Материализм: синтез теории, утопии и практики. Марксизм Разрешением идей, сформулированных в немецкой клас- сической философии, после Л. Фейербаха занимались К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895). Их фило- софское учение, в определенном смысле, можно рассмат- ривать как завершающий этап развития немецкой клас- сической философии. Тесная связь философии марксизма с немецкой классической философией особенно наглядна при изучении творческой биографии К. Маркса.

Под влиянием Л. Фейербаха написана важнейшая работа того времени «Экономическо-философские руко- писи 1844 года». В этой работе Маркс выступает в защиту уманизма, основанного на идее свободной, универсальной творческой сущности человека. Реализации этой сущнос- ти, по Марксу, препятствуют различные виды человечес- кого отчуждения: отчуждение человека от природы, от- чуждение от своей собственной «родовой» сущности, от- чуждение человека от человека и отчуждение человека от общества. В основе всех форм отчуждения, по мнению Маркса, лежит отчуждение труда, базирующегося на ча- стнособственнических отношениях. Обратный отчуждению процесс Маркс на- зывает процессом присвоения человеком своей подлин- ной родовой сущности, в ходе которого коренным образом меняется отношение человека к природе и к другим лю- дям. На основе концепции присвоения он создает гранди- озное по гуманистическому пафосу учение общественно- исторической, предметно-практической сущности чело- века. В этой концепции он стремится представить человеческую деятельность как глобальный процесс оче- ловечивания мира, преобразующего природу «по мерке каждого вида», то есть в соответствии с самими законами природы и, в то же время, налагающего на природу свои/ характеристики, без чего природа не смогла бы возвысить- ся до человека, стать фактором человеческого бытия. Маркс не противопоставляет человека природе. На- против, он всемерно подчеркивает, что человек это часть природы и ее продукт. Вместе с тем, по его мнению, чело- век не просто часть природы, а высший продукт ее разви- тия, природное существо особого рода. Человек — это уни- версально-всеобщая сила природы. Возможность этого за- чожена в физиологической конституции человека как >рганизма. наделенного такими достоинствами как чело- веческме руки, мозг, язык и др. В силу этих качеств чело- век способен к любому роду деятельности, к овладению си- лами природы, превращением этих сил в свои собственные силы и способности. Реализация этой возможности осуще- ствляется, по Марксу, в производственной деятельности, в труде. Именно в труде проявляется специфичность бы- тия человека, принципиальное отличие человека от жи- вотного в их отношении к материальному миру, к природе.

С самого начала творчества К. Маркса начала про- являться социальная ориентация его философии, которая в дальнейшем получила все более глубокое и всестороннее развитие. В результате Маркс значительно расширил сфе- ру действия материализма. Материалистический подход был распространен на область общественных явлений. Од- ним из важнейших открытий, сделанных К. Марксом, Ф. Энгельсом и другими марксистами называют материа- листическое понимание истории. С точки зрения Маркса и Энгельса, это понимание ис- тории заключается в том, чтобы, исходя из материального производства непосредственных средств для жизни, сна- чала объяснить систему производственных отношений между людьми, а затем на этой основе — и политическое устройство общества, право, мораль, религиозные и дру- гие духовные явления. Установление зависимости сознания людей от их общественного бытия и его главного вида — материального производства — позволило Марксу пе- реосмыслить роль духовной деятельности человека. По мнению Маркса, идеи и теории пусть даже самые ради- кальные и благожелательные не могут служить причина- ми исторических изменений реальности. Они лишь отра- жают объективную реальность и могут быть применены лишь тогда, когда в этой реальности создадутся благопри- ятные возможности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.221.113 (0.006 с.)