Теория познания Канта как синтез интеллектуальных традиций и основа современной картины мира. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория познания Канта как синтез интеллектуальных традиций и основа современной картины мира.



Родоначальником немецкой классической философии яв- ляется И. Кант (1724—1804). В интеллектуальном разви- тии Канта выделяют два периода: докритический и кри- тический. В докритический период (до 1770г.) Кант вы- ступал, прежде всего, как крупный ученый — астроном, физик, географ. Ему принадлежит первенство в обоснова- нии зависимости приливов и отливов от положения Луны, а также обоснование научной гипотезы о происхождении Солнечной системы из гигантской газовой туманности.

Но специфическая кантовская философия, заложив- шая основы всей немецкой классической философии, сформировалась в так называемый критический период, после опубликования им трех «Критик» — «Критики чис- того разума» (1781 г.), «Критики практического разума» (1788 г.), «Критики способности суждения» (1790 г.). Кант осуществил коренной переворот в постановке и решении философских проблем. В средневековой филосо- фии и философии эпохи Возрождения центральной час- тью философских систем является учение о бытии — он- тологии. Философы Нового времени — Спиноза, Локк, Бэ- кон, Декарт, Беркли и Юм, перенесли акцент на проблемы гносеологии. Кант же делает предметом философии специ- фику познающего субъекта. Кант переосмысливает самое понятие субъекта и впервые в философии ставит вопрос о всеобщности субъекта. В са- мом субъекте Кант различает два уровня: эмпирический (опытный) и трансцендентальный (находящийся по ту сто- рону опыта). К эмпирическому уровню он относит индиви- дуально-психологические особенности человека, к транс- цендентальному — надындивидуальное начало в челове- ке, т.е. всеобщие определения человека как такового, человека как представителя человечества.Кант считает, что достоверное знание — это значит объективное знание. Объективность же, по Канту, отож- дествляется со всеобщностью и необходимостью. Следо- вательно, для того, чтобы знание несло достоверный ха- рактер, оно должно обладать чертами всеобщности и не- обходимости. Объективность знания, считает Кант, обусловливается структурой трансцендентального субъ- екта, его надындивидуальными качествами и свойствами. Познающему субъекту по природе присущи некоторые врожденные (доопытные) формы подхода к действитель- ности, из самой действительности невыводимые: прост- ранство, время, формы рассудка. Пространство и время, по Канту, это не формы бытия вещей, существующих не- зависимо от нашего сознания, а напротив, субъективные формы чувственности человека, изначально присущие че- ловеку как представителю человечества. Пространство — это врожденная доопытная форма внутреннего чувства (или внешнего созерцания). Время — это врожденная фор- ма внутреннего чувства (внутреннего созерцания). Мате- матика как наука и возможна на основе функционирова- ния пространства (геометрия) и времени (арифметика).Доопытные формы чувственности — пространство и время - создают предпосылки достоверности математиче- ского знания. Реализация же этих предпосылок в действи- тельность осуществляется на основе деятельности второй познавательной способности — рассудка. Теорию познания Кан- та можно представить следующим образом: существуют вещи сами по себе. Эти вещи действуют на органы чувств человека, порождают многообразные ощущения. Такие ощущения упорядочиваются доопытными формами чув- ственности — пространством и временем, т. е. располага- ются в традиционном измерении и фиксируются как дли- тельность. На основе этих преобразований формируются восприятия, которые носят субъективный и индивидуаль- ный характер. Деятельность рассудка на основе форм мы- шления — понятий и категорий — придает этим восприя- тиям всеобщий и необходимый характер. Таким образом, вещь сама по себе через каналы органов чувств, формы чувственности и рассудка стала достоянием сознания субъекта, «явилась ему», и он может делать о ней опреде- ленные умозаключения. Вещи, как они существуют в со- знании субъекта, Кант называл явлениями.

Диалектика Г. Гегеля

Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и разви- тия. Этот метод в философии встречался и до Гегеля. Пер- воначально термин «диалектика» означал искусство веде- ния спора и разрабатывался, по преимуществу, в целях совершенствования ораторского искусства. Родоначаль- никами диалектики можно считать Сократа и софистов. Вместе с тем, диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа действительности. Вспомним учение о развитии Гераклита, а позже Зенона, Канта и т. д. Однако только Гегель придал диалектике наиболее развитую и со- вершенную форму.

Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип, вносящий в со- держание науки внутреннюю связь и необходимость. За- слуга Гегеля, по сравнению с его предшественниками, состоит в том, что он дал диалектический анализ всех важ- нейших категорий философии и сформировал три основ- ных закона: закон перехода количественных изменений в качественные, закон взаимопроникновения противопо- ложностей и закон отрицания отрицания. Рассмотрим кратко содержание этих законов. Закон перехода количественных изменений в каче- ственные описывает механизм саморазвития. Гегель дал, прежде всего, определение категорий качества, количест- ва и меры, считая их тремя формами начальной ступени бытия идеи. Качество Гегель характеризовал как тождест- венную с бытием внутреннюю определенность. Качество — это внутренняя определенность предмета, явление, ко- торое характеризует предмет или явление в целом. Каче- ственное своеобразие предметов, явлений выступает, прежде всего, как их специфика, оригинальность, неповто- римость, как то, что отличает данный предмет от другого.Качество любого предмета, явления, по Гегелю, оп- ределяется через его свойства. Свойства предмета — это способность его определенным образом соотноситься, вза- имодействовать с другими предметами. То есть свойства проявляются в отношении между предметами, явлениями и т. д. Сами по себе свойства не существуют. Глубинной ос- новой свойств является качество того или иного предмета, т. е. свойство — это проявление качества в одном из многих отношений данной вещи к другим вещам.Качество выступает как внутреннее основание всех свойств, присущих данной вещи, но это внутреннее осно- вание проявляется только при взаимодействии данного предмета с другими предметами. Число свойств у каждого предмета теоретически бесконечно, ибо в системе универ- сального взаимодействия возможно бесконечное количе- ство взаимодействий. Различия между свойствами пред- мета и его качествами всегда относительны, ибо, то, что является свойством в одном отношении, становится каче- ством в другом отношении. Количество Гегель определял как внешнюю для бы- тия определенность, видел в нем нечто относительно без- различное для той или иной вещи. Например, дом остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше и т. д. Вместе с тем, Гегель рассматривал каче- ство и количество как взаимопроникающие противопо- ложности и считал, что как нет качества без количествен- ных характеристик, так нет и не может быть количества, абсолютно лишенного качественной определенности.Непосредственное конкретное единство качества и количества, качественно определенное количество Гегель выражал в категории меры. Мера — это не просто указа- тель на единство качества и количества.в виде их связи друг с другом, но и указание на определенное соответствие их друг другу. Мера — это единство качественной и коли- чественной определенности предмета, показатель того, что одному и тому же качеству может соответствовать оп- ределенный диапазон количественных характеристик. Следовательно, понятие меры показывает, что качеству принадлежат не каждые, а лишь определенные количест- венные значения. Предельные количественные значения, которые может принимать данное качество, границы количественных интервалов, в рамках которых оно сущест- вует, называются границами меры. Гегель писал, что те или иные предметы и явления могут изменяться — умень- шаться или увеличиваться — в количественном отноше- нии, но если эти количественные изменения протекают в границах специфической для каждого предмета и явления меры, то их качество остается прежним, неизменным. Ес- ли же подобное уменьшение или увеличение перейдет гра- ницы, выйдет за пределы своей меры, то это необходимо приведет к изменению качества: количество перейдет в новое качество. Так, например, «степень температуры во- ды, — писал Гегель, — сначала не оказывает никакого вли- яния на ее капельно-жидкое состояние, но затем, при воз- растании или уменьшении температуры достигается точ- ка, на которой это состояние сцепления качественно изменяется, и вода переходит с одной стороны, в пар, и, с другой — в лед» (Гегель. Соч. Т. 1. — С. 186).

Показывая переход количества в качество, Гегель обращал внимание на обратный процесс, выраженный этим законом, а именно, на переход качества в количество. Эти взаимопереходы Гегель рассматривал как бесконеч- ный процесс, который, по его мнению, состоит в том, что ко- личество, переходя в качество, отнюдь не отрицает каче- ства вообще, но отрицает лишь данное определение каче- ство, место которого одновременно занимает другое качество. Это вновь образованное качество означает но- вую меру, то есть новое конкретное единство качества и количества, которое делает возможным дальнейшее коли- чественное изменение нового качества и переход количе- ства в качество. Гегель показал, что переход от одной меры к другой, от одного качества к другому совершается всегда в резуль- тате перерыва постепенного количественного изменения, в результате скачка. Скачок — это всеобщая форма пере- хода от одного качественного состояния к другому. Гегель характеризует скачок как сложное диалектическое состо- яние. Скачок — это единство бытия и небытия, означаю- щее, что старого качества уже нет, а нового качества еще нет, и одновременно, прежнее качество еще есть, а новое — уже есть. Скачок — это состояние борьбы нового со ста- рым, отмирание прежних качественных определенностей и замена их новыми качественными состояниями. Не су- ществует другого вида перехода от одного качественного состояния в другое помимо скачка. Однако скачок может принимать бесконечное многообразие форм в соответст- вии со спецификой той или иной качественной определен- ности. Второй закон диалектики — закон взаимопроникно- вения противоположностей вскрывает в развитии его внутренний источник, импульс, побудительную силу. Ос- новой всякого развития, с точки зрения этого закона, явля- ется борьба противоположных сторон, тенденций того или иного процесса, явления. При характеристике действия этого закона Гегель оперирует категориями: тождество, различие, противоположности, противоречия. Тождество — категория выражающая равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу. Различие — это категория, выражающая отношение не- равенства объекта самому себе или объектов друг другу. Противоположность — это категория, отражающая взаи- моотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга. Противоречие — это процесс взаимопроникнове- ния и взаимоотрицания противоположностей. Категория противоречия является центральной в данном законе. При раскрытии действия этого закона, прежде всего, Гегель подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями. Он дока- зывал, что истинные действительные противоположности постоянно находятся в состоянии взаимопроникновения, что они представляют собой движущиеся, взаимосвязан- ные и взаимодействующие тенденции и моменты. Нераз- рывная взаимосвязь и взаимопроникновение противопо- ложностей выражаются в том, что каждая из них, в каче- стве своей противоположности, имеет не просто некую иную, а свою иную противоположность и существует как такова я лишь постольку, поскольку существует эта ее про- тивоположность. Взаимопроникновение противополож- ностей Гегель показывал на примере таких явлений как магнетизм и электричество. «Северный полюс в магните, — писал он, — не может быть без южного. Если разрежем магнит на две половины, то у нас не окажется в одном куске северный полюс, а в другом — южный. Точно также и в электричестве положительное и отрицательное электри- чество не суть два различных, отдельно существующих флюида» (Гегель. Соч. Т.1. —С. 205).

Другой неотъемлемой стороной диалектического про- тиворечия является взаимное отрицание сторон и тенден- ций. Именно поэтому, стороны единого целого суть проти- воположности, они находятся не только в состоянии взаи- мосвязи, взаимообусловленности, но и взаимоотрицания, взаимоисключения, взаимоотталкивания. Гегель подчер- кивал, что противоположности в любой форме их конкрет- ного единства находятся в состоянии непрерывного движе- ния и такого взаимодействия между собой, которое ведет к их взаимным переходам друг в друга, к развитию взаимо- проникающих противоположностей, взаимопредполагаю- щих одна другую и в то же время борющихся, отрицающих друг друга. Именно такого рода взаимоотношения противо- положностей Гегель называл противоречиями. Противоречия, согласно учению Гегеля, являются внутренней основой развития мира. Развитие представ- ляет собой процесс становления, обострения и разреше- ния противоречий. Попробуем описать этот процесс. Каж- дый предмет первоначально существует как тождество самому себе, в котором содержатся определенные разли- чия. В начале различия носят несущественный характер, затем превращаются в существенные и, наконец, перехо- дят в противоположности. Противоположности, в данном случае, отражают взаимоотношения таких внутренне присущих любому предмету сторон, которые равным об- разом отличаются друг от друга, но своими действиями, функциями одновременно обусловливают и исключают друг друга. Развитие противоположностей достигает ста- дии противоречия, которая фиксируется моментом един- ства и борьбы противоположностей. Вот эта стадия ста- новления противоречия, которая характеризуется кон- фликтом, острым противостоянием сторон, разрешается переходом противоположностей не только друг к другу, но и в более высокие формы развития данного предмета. Разрешение любого конфликта противоречий представ- ляет собой скачок, качественное изменение данного объ- екта, превращение его в качественно иной объект, отрицание новым объектом старого, возникновение новых, иных противоречий, присущих объекту нового качества.

Третий закон диалектики — закон отрицания отри- цания отражает, по Гегелю, общий результат и направ- ленность процесса развития. Всяческое отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состоя- нияв другое. Однако, отрицание, по Гегелю, непросто унич- тожение старого новым. Оно обладает диалектической природой. Эта диалектическая природа проявляется в том, что отрицание представляет собой единство трех основ- ных моментов: 1) преодоление старого; 2) преемственность в развитии; 3) утверждение нового. Отрицание отрицания в двойном виде включает в се- бя эти три момента и характеризует цикличность разви- тия. Эту цикличность Гегель, прежде всего, связывал с про- хождением в процессе развития трех стадий: утверждение или положение (тезис), отрицание или противоположение этого утверждения — (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). Эту су- щественную сторону действия закона — отрицание отри- цания — Гегель демонстрирует как на абстрактном уровне, уровне движения чистой мысли, так и на конкретных при- мерах. Процесс отрицание отрицания, как чисто логичес- кий процесс, складывается, по Гегелю, так, что мысль сна- чала полагается, затем противополагается самой себе и, наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью, в ко- торой борьба снятых ею предыдущих мыслей, как проти- воположностей, является движущей силой дальнейшего развития логического процесса. На уровне природы дейст- вие этого закона Гегель иллюстрирует на примере роста растения. Берем, например, зернышко овса. Бросим его в землю. Из него, прорастает стебель, отрицающий это зер- нышко. Стебель через какое-то время начинает колоситься и дает новое зерно, но уже в десятикратном и более разме- ре. Произошло отрицание отрицания. Гегель придает значение этому тройственному рит- му, но не сводит цикличность в этой «триаде». Главное в этой цикличности состоит в том, что в развитии осуществ- ляется повторение прошлого, возвращение к исходному состоянию, «якобы к старому», но на принципиально иной качественной основе Поэтому процесс развития носит по- ступательный характер. Поступательность и повторяе- мость придают цикличности спиралевидную форму. Это означает, что процесс развития представляет собой не пря- мую, а восходящую линию, обязательно включающую в себя возврат, «якобы к старому», и переходящую на но- вую, более высокую ступень. Каждая новая ступень богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени. Этот процесс обозначен в гегелевской философии терми- ном «снятие». Таким образом, процесс развития характе- ризуется поступательным движением расширяющейся спирали. Помимо диалектического истолкования категории и разработки трех законов, диалектический метод Гегеля включает в себя также принципы анализа действительно- сти, как восхождение от абстрактного к конкретному, со- ответствие исторического и логического, всесторонности и другие Это наследие вошло в сокровищницу мировой фи- лософской мысли.

25 Учение Г. Гегеля об историческом процессе История является «развитием духа во времени», имеется в виду «мировой дух». Выражение «мировой дух», т. е. дух, движущийся в «мировой истории», известно уже по «Феноменологии духа». История имеет свою цель. Эта цель — развитие свободы, свободы гражданина в «гражданском» обществе. Поскольку реализация свободы, по Гегелю, с необходимостью заключает в себе и то, что дух сам осознает себя свободным, история является также и «прогрессом в осознании свободы». С этой точки зрения Гегель различает три основных этапа мировой истории. Древние восточные народы знали, что свободным является лишь один-единственный человек; греки и римляне полагали, что свободной является определенная группа людей, и лишь современные «германские» народы полностью осознали, что все люди свободны.

По мнению Гегеля, принципом исторического развития является отражение состояния общества. Важное место в истории, в частности, принадлежит так называемым «всемирно действующим индивидам», подлинным историческим героям, интересы, потребности и страсти которых ведут к свершениям эпохального значения. Их действия, понятно, вытекают также из эгоистических побуждений. Однако в данный момент является поистине важным то, что эти побуждения покоятся на определенном сознании, что позволяет реализовать, общую «волю мирового духа». Типичным примером является Александр Македонский и Цезарь. Прогресс в осознании свободы, образующий внутренний смысл истории, не должен, по Гегелю, пониматься в чисто субъективном смысле, т. е. как адекватная рефлексия свободы. Внутренний характер идеи у Гегеля всегда должен стать внешним, чтобы идея стада реальностью. Объективизацией свободы в истории является государство. Оно — «предмет, в котором свобода обретает и переживает свою объективность... ». Этим самым, по Гегелю, образуется единство истории и государства. Народы, которые не образовали государства, не принадлежат истории, они внеисторичны. Движение исторического мирового духа проходит по степеням, свобода реализуется постепенно, в следовании ограниченных во времени- исторических эпох Каждую из них представляет определенный характерный «народный дух» (Volksgeist), т. е. народ, который в данную эпоху стал по причине своего характера -по своему пониманию общественной нравственности, государственного устройства и т. д.— наиважнейшим в историческом смысле. Как только он выполнил свою историческую роль, он передает эстафету следующему и навсегда уходит в сторону. Необходимое следование «народных духов» в истории, по Гегелю, выглядит следующим образом. Ниже всех стоят народы восточного мира — Древний Китай, Индия и Персия. После них следует греческий мир, общины Древней Греции, которые сменяет универсальная империя римлян. Высшую эпоху мировой истории представляет германский мир, охватывающий христианские народы Западной Европы. Реализация политической свободы приводит историю, по Гегелю, к последней стадии, к нашему миру, к нашим дням. Реализацию свободы как универсального человеческого права Гегель считает явлением мирового значения, которое начала французская революция. Поэтому революция для него — несмотря на все предубеждения, с которыми он относится к революционному террору,— является величайшим явлением истории. «Был это прекрасный восход солнца».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.012 с.)