Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мировоззренческие принципы декаданса. Декаданс в Европе и России
Декаданс – мировоззрение, возникшее в литературе и искусстве конца XIX - начала ХХ века, отвергающее общепринятую, обывательскую мораль, культивирующее красоту, нередко сопровождающееся эстетизацией греха и порока, отвращением к реальности, противопоставлением «серой жизни» иных миров, в том числе и загробного. Понятие декаданса – одно из центральных в критике культуры Ф.Ницше, связывавшего декаданс с возрастанием роли интеллекта и ослаблением изначальных жизненных инстинктов, воли к власти, индивидуализмом. В литературоведении слово «декадент» было впервые применено французскими критиками для обозначения своеобразности творческой манеры Готье и Бодлера. Конец XIX – начало ХХ века ознаменовано глубоким кризисом, охватившим всю европейскую культуру, явившимся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели. Именно с этим связывают возникновение декадентского мировоззрения. Примерно с середины XIX века западная философия начинает претерпевать значительные изменения. Причинами их явились социально-исторические процессы этого периода, ряд научных открытий и проблем, а также особенности философского мышления Нового времени. Классический рационализм рушился, чему способствовало и быстрое угасание влиятельной гегелевской школы. Начинались активные поиски нестандартных идей, подходов и концепций миропонимания. Именно в этот период появляются ростки новых философских направлений, которые прорастут и обильно зацветут уже в ХХ веке. А некоторые продолжат свое развитие и в ХХI веке. В контексте данной проблемы нас интересует философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше как критикрационализма гегелевской системы. Центральное понятие философии Шопенгауэра – «воля», чье главное свойство – борьба или соперничество. В человеческом «феноменальном» мире все предопределено. Воля исходит из ноуменального мира и привносит в природу движение, делает ее вечным потоком изменения и становления. Вообще мировидение Шопенгауэра окрашено в мрачные тона. Он постоянно говорит о наполненности мира злом, бессмысленностью и несчастьем, об отсутствии человечности и забвении бога. Мир человека – худший из возможных. Неудивительно, что свое учение Шопенгауэр называет пессимизмом. Ницше пошел дальше. Центральное понятие философии Шопенгауэра он трансформирует в «волю к власти». Ницше стремится к радикальной переоценке ценностей. Общество и культура, согласно его убеждениям, поражены декадансом (упадком). Здесь он порой доходит до полного нигилизма, отвергая христианство, мораль, сострадание, гуманизм, демократию и науку. Бог умер, морали и истины не существует, все дозволено. «Смерть бога» - это одновременно, по Ницше, процесс «открытия себя», а такое открытие неизбежно сопровождается «освобождением от морали». На этом пути и состоялось в конце XIX века оформление декаданса, как особенного качества общества и культуры этой эпохи. В искусстве декаданс был явлением неоднородным, охватившим и объединившим в своих рядах поэтов, придерживающихся самых разноречивых взглядов. Родоначальником декаданса, равно как и многих модернистских течений, можно считать романтизм, когда автор посягнул на роль самого Бога и объявил себя создателем параллельных миров (" В уме своем я создал мир иной" – М.Ю. Лермонтов), при этом мир внешний в своей данности занимал весьма скромное место в иерархии ценностей. У всех декадентов есть еще одна общая черта – они не хотят быть самими собой, а стараются воплотить в себе какой-нибудь образец искусства. Декаденты вечно стараются пересоздать мир и сочиняют планы по спасению человечества, которые отличаются одновременно горячей любовью к ближнему, трогательной искренностью, нелепостью и почти невероятным незнанием действительности. Они торопятся жить. Они нанизывают темные и странные слова, от которых у слушателей ум заходит за разум. Требование эстетики декаданса заключается в том, чтобы стих совершенно независимо от своего содержания вызывал одним сочетанием звуков определенное настроение. Слово должно действовать звуком, речь должна превратиться в музыку. Один из главных признаков декаданса – мистицизм. Наряду с мистицизмом существует эготизм. Если эготист – писатель, то он будет измышлять философские системы для оправдания своих идей, или начнет воспевать их в красноречивой прозе, в звучных стихах. Таким образом, возникает демонизм. Как видим, философия и эстетика декаданса складывались в оппозиции к «точным» наукам, рационализму, всем рационалистическим философским системам. Они (декаденты) стремились исходить из признания значимости иррациональной глубины человека и утверждали личность в качестве самоцели, а не орудия, средства борьбы в отличие от традиционного народнического и потом марксистского толкования личности. Декаданс – дитя исторически неопределенной, несозревшей ситуации. Он видел человека в непонятном, таинственном мире, коммуникации с которым могут состояться лишь через намеки и недосказанности. Декаданс отражал колеблющееся, как пламя свечи на ветру, мироощущение человека, не уверенного ни в полной реальности мира, ни в его будущем. Но если граница познаваемого и непознаваемого принципиально непреодолима, то что же, собственно говоря, остается делать человеку и художнику, кроме как отдаться настроениям ужаса и восторга этого « пограничного» существования на последнем берегу безграничного океана мировой «тайны»? (Тайна и бездна – любимые образы поэзии декаданса). Остается или просто отдаться этим настроениям и ощущению своего человеческого ничтожества, лишенного дара проникновения в таинственную суть вещей, осознать себя личностью, творящей мир по воле прихоти собственных фантазий, или попытаться передать ощущение своей духовной причастности к вселенской «тайне», не обрекая себя на бесплодные потуги анализа, только размыкающего мир на мертвые элементы. Но, стремясь постигнуть мир и его тайну в их целостности интуитивно и, намекая созданным образом на присутствие «тайны» целого. Принципиальная отъединенность человека от непонятного ему мира и может быть названа собственно «декадансом». Одной из центральных идей романтизма и его наследника - декаданса – является идея двоемирия. Суть этой идеи – в сущности двух реальностей, так или иначе связанных между собой. Особенность декадентского двоемирия в том, что между двумя реальностями нет метафизической границы, поэтому говорить о двух реальностях невозможно. Декаденты по-своему отразили трагизм положения человека, не сумевшего найти свое место в мире, сотрясаемом грандиозными социальными конфликтами, пытались отыскать новые способы для художественного осмысления мира. Им принадлежат серьезные открытия в области поэтики, ритмической реорганизации стиха, усиления в нем музыкального начала. Русские декаденты с необычайной остротой, по сравнению с их предшественниками в поэзии, были захвачены чувством бесконечности мира, как и бесконечности внутренней жизни человека. Перед ним заново открывалась душа – «бездна» и мир – «бездна без предела». В свете такого мировосприятия – бытового и социального – эти начала человека и его жизни казались лишь «масками», поверхностными проявлениями личности, недостаточными для подлинного искусства. Новое искусство, согласно их виденью, должно было стать искусством синтеза, знаком иного, сокрытого и беспредельного бытия. Принесенный на русскую почву декаданс, восприняли как некое новое миропонимание, как особый тип культуры и жизнетворчества. Поэты хотели предъявить эстетические требования не только к поэзии, но и к собственной жизни, пытались строить ее «способами искусства». «Декадентское бытие формировало личности, обладавшие яркими, неординарными характерами и захватывающими судьбами». Декаденты жили особой жизнью. Может быть, вообще ни на что не похожей. Они пытались претворить искусство в действительность, а действительность в искусство, за деревьями не видели леса, стихи часто заслоняли собой поэзию. Провозгласив культ личности, перед ней не поставили никаких задач, кроме саморазвития. Требовалось лишь непрестанное горение, движение – безразлично во имя чего. Все пути были открыты с одной лишь обязанностью – идти как можно быстрей и как можно дальше. Можно было прославлять и бога и дьявола. Разрешалось быть одержимым чем угодно: требовалась лишь полнота одержимости. Непрестанное стремление перестраивать мысль, жизнь, отношения, обиход в угоду очередному «переживанию» влекло декадентов к непрестанному, почти непрерывному актерству перед самими собой – к разыгрыванию собственной жизни как бы в театре жестоких импровизаций. Расплаты же были не театральные. Декаданс, как характерное явление, тем не менее, не может быть отнесен целиком к какому-либо определенному одному или нескольким направлениям в искусстве. В условиях нынешних настроений «конца века» многое переоценивается и пересматривается. В связи с чем, еще долгое время актуальным останется вопрос о декадентском мировоззрении и мотивах декаданса, так или иначе проявляющихся в творчестве различных, в том числе современных художников слова.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.162.113 (0.006 с.) |