Драматургия эпохи Возрождения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Драматургия эпохи Возрождения



Семестр

Тема № 1

Древнегреческая драматургия

Задание № 1. Кратко поясните значение крылатых выражений, приведённых ниже. В каких древнегреческих драмах используются мотивы, связанные с этими крылатыми выражениями.

Авгиевы конюшни,

нить Ариадны,

Ахиллесова пята,

Гордиев узел,

кануть в Лету,

между Сциллой и Харибдой,

муки Тантала,

Нарцисс,

Одиссея,

олимпийское спокойствие,

Пигмалион и Галатея,

Прокрустово ложе,

рог изобилия,

Сизифов труд,

яблоко раздора,

ящик Пандоры.

 

Задание № 2. Выберите термины, которые в таблице связаны с процессом развития античного театра, укажите их краткое толкование.

агон азианский стиль александрийская поэзия алкеева строфа анакреонтика аналитики анимизм антода аэды буколическая поэзия вторая софистика гекзаметр гименей гипорхема девтерагонист диатриба дифирамб драма (сатировская драма) дриада идиллия ирония (трагическая ирония) калокагатия катарсис комедия комматий коммос корифей лирика логограф мелос метаморфоза мим миф мифология ном ода орхестра парабаса парод пародия парфений пеан перипетия пиррихий пролог протагонист проскений рапсоды риторика роман сатира сапфическая строфа скена софисты стасим стихомифия театр тетралогия трагедия тритагонист унитарии фетишизм френос тренос) холиямб хор хорег эксод экфрасис элегия элегический дистих энкомий эпиграмма эпиллий эпиникий эпиррема эписодий эпиталамий эпод эпос эристика ямб
       

 

 

Задание № 3. Выберите из приведённой ниже таблицы: 1) имена олимпийского пантеона богов;

2) имена муз; 3) имена нимф; 4) имена героев, которые встречаются в текстах древнегреческих драм.

Мифологические имена

Авгий (авгиевы конюшни) Агамемнон Адмет Адонис Адраст Аид Академ Аконтий Актеон Алкестида Алкиной Алкмена амазонки Амалфея Амфитрион Ананка (Ананке) Андромаха Андромеда Антиной Антигона Аполлон Арахна Аргонавты Арес (Арей) Арета Ариадна Артемида Асканий Асклепий Ата (Ате) Атлант Аттис Афина Афродита Ахилл Ахеронт Аякс Беллерофонт Борей Бриарей Галатея Ганимед Посейдон Приам Прозерпина Прокруст (прокрустово ложе) Прометей Протесилай Психея Радамант Рес Рея сатиры Селена Семела Семирамида Сизиф (сизифов труд) Силен сирены Скамандр Скилла (Сцилла) Смирна Гармония Гарпии Геба Геката Гектор Гекуба Геликон Гемон Гера Геракл (Геркулес) Гермес Гестия Гефест Гея Гименей Даная Дедал Деметра Дика (Дике) Диомед Дионис Диоскуры Долон Дор Европа Египт (Эгипт) Елена Зевс Зефир Золотое руно Золотой век Иапет Ида Икар Ио Иокаста Икарий Ино Ион Ипполит Ирена (Эйрена) Ирида Исида Стикс Сфинкс Талия Танатос Тантал (танталовы муки) Тартар Телемах Терпсихора Тезей (Тесей) Тиресий титаны титаниды Титий Тифон Тиха (Тихе) Уран Урания Фаэтон Фавн Федра Феб Исмена Итака Ифигения Ификл Кадм Калидон Калипсо Каллиопа Каллисто Калхант Кассандра Кастор Кекроп кентавр Кербер (Цербер) Кефал Кибела киклопы Кирка (Цирцея) Клио Клитемнестра (Клитеместра) Креонт Крон Ксанф Майя Марсий Медея Медуза Горгона Мельпомена менады Менелай Ментор Минос Минотавр Мнемосина Мидас мойры Морфей Музы Мусей (Мусейон) Навсикая Наркисс Фемида Феникс Ферсит (Терсит) Фетида Фиест (Тиест) Филоктет Филомена Фрикс Фурии Хаос Харибда хариты Харон Химера Хирон Эа (Эя) эвмениды Эвномия Эвр (Нарцисс) Немейский лев Немесида Неоптолем Нестор Нереиды Нерей Ника Нимфа Ниоба Одиссей Озирис (Осирис) Океан Хрисипп океаниды Олимп Орест Орион оры Орфей Пан Пандора Парис Патрокл Пелей Пегас Пеласг Пенелопа Персефона Пигмалион пигмеи Пилад Пирра Пифия Пифон Пелоп Плутос (Плутон) Полиб Полигимния Полиник Полифем Эвридика Эврилох Эвтерпа Эос Эпиметей Эрато Эреб Эрехтей Эрида Эринии Эрос (Эрот) Этеокл Этна Эфир Эхо Ээт Яблоко раздора Япет (Иапет) Ясон (Язон)  

 

Задание № 4. Тезисно законспектируйте статью

Апт С. К. Античная драма [Электронный ресурс] / Апт С.К. – Режим доступа: www.philology.ru

Составьте композиционные планы древнегреческих трагедии и комедии.

При необходимости воспользуйтесь дополнительными источниками по античной литературе.

 

Задание 5. Составьте сравнительную таблицу «Достижения древнегреческих трагиков»

 

Эсхил Софокл Еврипид
1. Темы    
2. Идеи    
3. Художественные образы    
4. Структура трагедии    

Задание № 6.

Вариант 1. Сделайте сравнительный анализ сюжета 1 из древнегреческих мифов и его драматургической (театральной) версии в мировом театральном искусстве (для студентов групп ЗКА, ЗКАТК, ЗКР).

 

Вариант 2. Сделайте сравнительный анализ сюжета 1 из древнегреческих мифов и его кинематографической версии (экранизации) в мировом киноискусстве (для студентов группы ЗКДВ).

Литература

1. Античная мифология: энциклопедия. – М. - СПб.: Экссмо-мидгар, 2004. – 768 с.

2. Зайцев А. И. Древнегреческий героический эпос и «Илиада» Гомера (Гомер. Илиада. – Л., 1990. – С. 395 – 416) [Электронный ресурс] / Зайцев А. И. – Режим доступа: http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/articles/zajcev-geroicheskij-epos.htm

3. Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции [Электронный ресурс] / Н. А. Кун. – Режим доступа: http://www.sno.pro1.ru/lib/kun/index.htm

4. Луков В. А. История литературы: зарубежная литература от истоков до наших дней [Электронный ресурс] / Луков В. А. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 511 с. – Режим доступа: http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=1097&mode=DocBibRecord

5. Лосев А. Ф. Античная литература [Электронный ресурс] / Лосев А. Ф. – Режим доступа: http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/losev/index.htm

6. Пащенко В. У. Антична література: підручник / Пащенко В. У., Пащенко Н. У. – К.: Либідь, 2001. – 718 с.

7. Радциг С. История древнегреческой литературы [Электронный ресурс] / Радциг С. – Режим доступа: http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/radcig-istoriya-drevnegrecheskoj-literatury/index.htm

8. Тронский Н. М. История античной литературы / Н. М Тронский. – М.: Либроком, 2010. – 464 с.

9. Тронский И. М. История античной литературы [Электронный ресурс] / Тронский И. М. – Режим доступа: http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/tronskiy-i-m/index.htm

10. Хрестоматия по античной литературе для высших учебных заведений: в 2-х кн. / сост. Н. Ф. Дератани. – М., 2004. – Т. 1. Греческая литература. – 670 с.

11. Чистякова Н. А. История античной литературы [Электронный ресурс] Чистякова Н. А., Вулих Н. В. – Режим доступа: http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/chiразstyakova-vulih/index.htm

Тема № 2

Древнегреческая лирика

Задание № 1. Прочитайте поэтические произведения древнегреческих лириков (Алкей, Анакреонт, Сапфо, Алкман, Ивик, Тиртей, Архилох. Из их текстов выпишите не менее восьми цитат, поясняющие идейную направленность поэзии каждого из лириков.

Проанализируйте 1 стихотворение одного из древнегреческих лириков по выбору, используя такой план:

План анализа стихотворения

Дата написания и публикации.

Место, занимаемое в творчестве поэта.

Творческая история (Поэтическая традиция).

Основная тема.

Смысл названия.

Лирический сюжет и его движение. Композиция.

Основные структурные части. Основные настроения, тональность стихотворения.

Ведущие лейтмотивы. Опорные слова, их передающие.

Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия.

Лирические персонажи. Их переживания.

Позиция автора (восторг, негодование, элегическая грусть, полемика) и передача его переживаний.

Языковые выразительные средства (метафоры и др.).

Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.

Звучание стихотворения в наши дни.

Задание № 3. Напишите эссе на тему: «Древнегреческая лирика и современность».

Литература

1. Боннар А. Архилох, поэт и гражданин; Сафо с Лесбоса – десятая муза [Электронный ресурс] / Боннар А. // Боннар А. Греческая цивилизация. – Р/на/ Дону: Феникс, 1994. – Режим доступа: http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/bonnar-grecheskaya-civilizaciya/index.htm

2. Гаспаров М. Л. Об античной поэзии: Поэты. Поэтика. Риторика / М. Л. Гаспаров. – М.: Азбука, 2000. – 478 с.

3. Свиясов Е. В. Сафо и русская любовная поэзия XVIII – нач. XX вв. [Электронный ресурс] / Свиясов Е. В. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. – c. 5 – 19, 317 – 331. – Режим доступа: http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/articles/sviyasov-safo.htm

Тема № 3

Древнеримская литература

Задание № 1. Подготовьте сообщение (объем – 3 стр.) на тему: «Культурно-исторические связи древнеримской и древнегреческой литературы».

 

Задание № 2. Определите оригинальные художественные черты древнеримской литературы в сравнении с греческой литературой.

Литература

1. Гаспаров М. Л. Поэт и поэзия в римской культуре [Электронный ресурс] / Гаспаров М. Л. // М.Л. Гаспаров. Избранные труды Т.1 «О поэтах». – М.,1997. – С. 49 – 80. – Режим доступа: http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/articles/gasparov-poet-i-poeziya.htm

2. Дуров В. С. Поэт золотой середины. Жизнь и творчество Горация [Электронный ресурс] / Дуров В. С. // (Гораций. Собрание сочинений. – Спб., 1993. – С. 5 – 20). – Режим доступа:
http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/articles/durov-poet-zolotoj-serediny.htm

3. Иловайский Д. И. Развитие литературы и её золотой век [Электронный ресурс] / Иловайский Д.И. – Режим доступа: http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/articles/ilovajskij-razvitie-literatury.htm

4. Морева-Вулих Н. Римський классицизм: творчество Вергилия, лирика Горация / Морева-Вулих Н. – СПб., 2000. – 272 с.

5. Ярхо В. Драматургия Теренция: уроки человечности [Электронный ресурс] / Ярхо В. – Режим доступа: http://www.philology.ru/literature3/yarkho-85.htm

 

Тема № 4

Литература Средневековья и эпохи Возрождения

Задание № 1. Дайте письменный краткий, но при этом аргументированный ответ на один из вопросов:

 

Определите композицию и значение рамы в «Декамероне» Боккаччо.

Объясните смысл двойного заглавия в «Декамероне» Боккаччо.
Какие черты рыцарского романа пародируются в «Дон Кихоте» Сервантеса?
Почему роман Сервантеса «Дон Кихот» представляет собой духовную автобиографию писателя?
Какое значение имеет мистика чисел в «Божественной комедии» Данте?
Охарактеризуйте композицию в «Божественной комедии» Данте.
Приведите примеры аллегорий в «Божественной комедии» Данте.
Определите жанр «Ромео и Джульетты» У. Шекспира.
Перечислите основные мотивы «Сонетов» Шекспира.
На какие две части распадается «Книга песен» Петрарки?
Охарактеризуйте эпоху Возрождения как особый период в истории европейской литературы и культуры.
Определите основные сюжетные линии в комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь».

 

Задание № 2. Ответьте на вопросы, используя учебники по мировой литературе соответствующего периода.

1. Средневековье – это _____________________________________________________

Периодизация эпохи средневековья:

а) Раннее средневековье - __________века

б) Зрелое средневековье - ____________века

в) Позднее средневековье - ___________века

 

2. __________век – падение Римской империи

 

3. Особенности средневекового мировоззрения:

_______________________________________________

 

4. Время создания «Песни о моем Сиде»_________________

 

5. Перевод прозвища «сид»_____________________________

 

6. Основные темы поэмы

________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

 

7. Характеристика Сида

__________________________________________________________________________________

 

8. Основные жанры клерикальной литературы

_________________________________________________________________

 

9. Ваганты – это__________________________________________________________

 

10. Имена основных поэтов-клириков

__________________________________________________________________________________

11. Основные темы поэзии вагантов

__________________________________________________________________________________

12. Авторы рыцарской поэзии во Франции, Германии

__________________________________________________________________________________

13. Альба – это________________________________________________________;

кансона – это_________________________________________________________;

тенсона – это_________________________________________________________

 

14. Источники рыцарских романов

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Три типа рыцарских романов

__________________________________________________________________________________

16. Особенности рыцарского романа

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. Особенности городской литературы

__________________________________________________________________________________

 

18. Фаблио – это_________________________________________________________;

шванки – это___________________________________________________________;

аллегорический эпос – это_____________________________________________

 

19. Перевод драматического жанра «миракль»_______________________

 

20. Определение «фарса»______________________________________________

 

21. Школа, к которой принадлежал Данте на раннем этапе своего творчества____________________________________________________________

 

22. Определение «сонета»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

23. Фамилия человека, назвавшего комедию Данте «Божественной». Причина, по которой он это сделал

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание № 3

Тест

по темам «Античность» и «Средневековье»

 

1. К какому поколению древнегреческих богов принадлежит Зевс:

1) 2) 3) 4)

 

2. Отметить богов, которые не относятся к первому поколению:

Гея, Никта, Уран, Посейдон, Тартар, Эрос, Афина.

 

3. Назовите римские соответствия греческим богам:

Зевс —, Гера —, Аид —, Посейдон —, Арес —, Гефест —.

 

4. Кто из перечисленных авторов не является лириком:

Алкей, Анакреонт, Сапфо, Аристофан, Лонг.

 

5. Кто из перечисленных авторов не является, в современном понимании, драматургом:

Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан, Гесиод, Эзоп.

 

6. Кто из перечисленных авторов относится к древним римлянам, а не к древним грекам:

Еврипид, Ювенал, Лукреций, Апулей, Аристофан, Гесиод.

 

7. Какой миф, в трактовке современной мифологической школы, лежит в основе пьесы «Эдип-царь»:

а) миф о рождении земли, б) миф о смерти солнечного царя, в) миф о рождении героя.

 

8. Определить страну происхождения эпопеи:

«Беовульф», «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о моем Сиде».

 

9. На каком языке написана лирика вагантов:

немецком, французском, английском, латинском.

 

10. Чья поэзия является «рыцарской»:

вагантов, менестрелей, труверов, трубадуров.

 

11. Какой из перечисленных концептов не характеризует «рыцарскую» литературу:

социальная детерминация, тайная любовь, двоемирие, этикет.

 

Задание № 9. Соотнесите страну и год возникновения эпохи Возрождения

 

Италия XIII век
Франция, Германия XVI век
Англия, Испания XV век
  XIV век

Задание № 10. Ответьте на вопросы, используя учебники по соответствующему периоду развития мировой литературы.

 

1. Эпоха, чьи эстетические принципы возрождали деятели Ренессанса

__________________________________________________________________________________

2. Определение понятия «гуманизм»

_________________________________________________________________________________

3. Цели гуманистов

__________________________________________________________________________________

4. Причины, по которым Ф. Петрарка считается первым европейским гуманистом

__________________________________________________________________________________

 

5. Название поэмы, за которую Петрарка получил лавровый венок_________________

6. Название поэтического сборника Ф. Петрарки о любви

__________________________________________________________________________________

7. Новаторские черты, внесенные Петраркой в любовную лирику

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Жанровое определение «новеллы»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Основные темы «Декамерона» Боккаччо

__________________________________________________________________________________

 

10. Напишите названия драматических произведений Сервантеса

________________________________________________________________________________

11. Назовите количество частей романа «Дон Кихот» и год их выпуска

______________________________________________________________________________

12. Сформулируйте основную идею романа

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

13. Напишите имена драматургов – предшественников У. Шекспира, и что он использовал из их творчества в своих сочинениях

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Изложите кратко суть шекспировского вопроса

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

15. Охарактеризуйте суть содержания исторических хроник У. Шекспира

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. К какому выводу приходит лирический герой из сборника сонетов У. Шекспира?

__________________________________________________________________________________

17. Поясните слова А. С. Пушкина: «Отелло» – это трагедия обманутого доверия»»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

18. Раскройте суть трагического конфликта в драме «Король Лире»У. Шекспира

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

19. Объясните, почему «Ромео и Джульетту» называют «светлой трагедией» У. Шекспира

_____________________________________________________________________________

 

Задание № 11. Сонеты У. Шекспира

Прочитайте сонеты У. Шекспира, напишите эссе на тему «Сущность любви в сонетах У. Шекспира»

Задание № 3.

Тест

Трагедия У. Шекспира «ГАМЛЕТ»

Ответьте на следующие вопросы:

 

1. Кого Полоний отправляет во Францию шпионить за Лаэртом?

(A) Рейнальдо

(Б) Офелию

(В) Озрика

(Г) Марцелла.

 

2. В каких местах в пьесе появляется призрак?

(A) валы замка и большой зал Эльсинора

(Б) палатка Фортинбраса и покои Гамлета

(В) валы замка и покои Гертруды

(Г) покои Гертруды и большой зал Эльсинора.

 

3. Как Клавдий убивает Короля Гамлета?

(A) нанося удар ему через ковер / гобелены

(Б) вливает яд в ухо

(В) приказывает, чтобы его повесили

(Г) отравляя его бокал.

 

4. В университете какого города учились Гамлет и Горацио?

(A) Париж

(Б) Оксфорд

(В) Геттинген

(Г) Виттенберг.

 

5. Чей череп Гамлет находит на кладбище?

(A) бывшего придворного шута

(Б) Озрика

(В) Офелии

(Г) своего отца.

 

6. Кто из перечисленных героев не может видеть призрака?

(A) Марцелл

(Б) Гамлет

(В) Гертруда

(Г) Гораций.

 

7. Кто сопровождает Гамлета по дороге в Англию?

(A) Корнелий и Вольтиманд

(Б) Розенкранц и Гильденстерн

(В) Марцелл и Бернард

(Г) Лаэрт и Рейнальдо.

 

8. Где Гамлет и Лаэрт борются во время похорон Офелии?

(A) в близлежащем лесу

(Б) около могилы Офелии

(В) внутри церкви

(Г) в самой могиле.

 

9. Кто из перечисленных ниже героев остается в пьесе в живых?

(A) Фортинбрас, Горацио и Озрик

(Б) Принц Гамлет, Полоний и Гертруда

(В) Клавдий, Розенкранц и Гильденстерн

(Г) Офелия, Лаэрт и Король Гамлет.

 

10. В чьем изложении истории Дании Шекспир нашел материал исторического фона своей пьесы?

(A) Эдип из Фив

(Б) Саксон Грамматик

(В) Пер Гюнт

(Г) Дионисий Финн.

 

11. Кто произносит известную фразу «Какая-то в державе датской гниль»?

(A) Горацио

(Б) Гамлет

(В) Клавдий

(Г) Марцелл.

 

12. Как умирает Офелия?

(A) ее закалывает Клавдий

(Б) ее душит Гамлет

(В) она перерезает свои запястья

(Г) она тонет в реке.

 

13. Чью историю Гамлет просит разыграть актеров, когда их труппа прибывает в замок Эльсинор?

(A) Приама и Гекуба

(Б) Антония и Клеопатры

(В) Гертруды и Клавдия

(Г) его отца.

 

14. От чего, с точки зрения Полония, Гамлет сошел с ума?

(A) он слишком переживает из-за смерти своего отца

(Б) он презирает Клавдия, женившегося на Гертруде

(В) он влюблен в Офелию

(Г) он ревнует к Лаэрту и желает вернуться в университет.

 

15. Кто из героев пьесы умирает в пьесе последним?

(A) Горацио

(Б) Гамлет

(В) Клавдий

(Г) Фортинбрас.

 

16. Сколько героев умирает в пьесе?

(A) два

(Б) пять

(В) семь

(Г) восемь.

 

17. Кто произносит знаменитый монолог «Быть или не быть»?

(A) Клавдий

(Б) Гамлет

(В) Призрак

(Г) Лаэрт.

 

18. В какой стране погибают Розенкранц и Гильденстерн?

(A) Норвегия

(Б) Дания

(В) Англия

(Г) Польша.

 

19. Почему Гамлет не решается убить Клавдия сразу после представления пьесы странствующими актерами?

(A) Клавдий молится

(Б) Клавдий спит

(В) Клавдий просит милости у суда

(Д) Гертруда находится в соседней комнате.

20. Кто убил отца Фортинбраса?

(A) Принц Гамлет

(Б) Лаэрт

(В) дядя Фортинбраса

(Г) отец Гамлета

 

21. Кто из героев произносит первые строки пьесы?

(A) Бернардо

(Б) Франциско

(В) Гамлет

(Г) Горацио.

 

22. В каком году из перечисленных ниже вероятней всего был написан «Гамлет»?

(A) 1570

(Б) 1601

(В) 1581

(Г) 1610.

 

23. Какой из героев говорит из-под сцены в конце 1-го действия?

(A) Призрак

(Б) Гамлет

(В) Клавдий

(Г) Полоний.

 

24. Кто возвращает Гамлета в Данию после его изгнания?

(A) Горацио

(Б) Клавдий

(В) группа пиратов

(Г) группа монахов.

 

25. Какая из ловушек, устроенных для Гамлета Клавдием и Лаэртом, оказывается самой результативной в убийстве?

(A) отравленный кубок

(Б) заточенный меч

(В) отравленный кинжал

(Г) отравленный меч.

Литература

1. Погребная Я. В. История зарубежной литературы Средних веков и Возрождения: учеб. пособ. [Электронный ресурс] / Погребная Я. В. – Режим доступа: http://svr-lit.niv.ru/svr- lit/pogrebnaya-srednie-veka/index.htm

2. Литература эпохи Возрождения: учебник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hi-edu.ru/e-books/LR/cont.htm

3. Литература эпохи Возрождения; Возрождение в Англии: У. Шексипр // Козлова О.В. История мировой литературы / О.В. Козлова. – Казань: Изд-во Каз. гос. техн. ун-та, 2010. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hollyhouse.ucoz.ru/publ/3

 

Тема № 5

Литература Барокко. Драматургия Лопе де Веги и Педро Кальдерона

Задание № 1. Выпишите из справочной литературы по искусствоведению и литературоведению определения термина барокко. Сравните их.

Ответьте на вопрос:

Какие художественные и композиционные черты характерны для барочной литературы?

 

Задание № 2. Составьте план-конспект по теме «Драматургическая теория Лопе де Веги».

 

Задание № 3. Заполните таблицу «Типология драматургии Лопе де Веги»

 

1. Драма чести Указать названия    
2. «комедия плаща и шпаги» Указать названия    
3. Указать названия  
4. и т. д. Указать названия    

 

Задание № 4. Письменно изложите в форме эссе собственное пояснение-интерпретацию символистического названия драмы П. Кальдерона «Жизнь есть сон», предварительно прочитав текст этого произведения. Объем работы – до 1-ой страницы формата А4, шрифт – 14, интервал – 1, поля страниц – 1,5 см.

Литература

1. Артамонов С. Д. История зарубежной литературы XVII – XVIII веков / С. Д. Артамонов. – М.: Просвещение, 1978. – С. 32 – 86.

2. Давиденко Д. И. История зарубежной литературы XVII – XVIII веков [Электронный ресурс] / Давиденко Д. И., Величко М. О. – Режим доступа: http://uchebnikionline.com/kulturologia/istoriya_zarubizhnoyi_literaturi_xvii-xviii_stolittya_-_davidenko_gy/istoriya_zarubizhnoyi_literaturi_xvii-xviii_stolittya_-_davidenko_gy.htm

3. Ерофеева Н. Е. Зарубежная литература. XVII век / Ерофеева Н. Е. – М.: Дрофа, 2004. – С. 28 – 45.

4. Испанская барочная драматургия XVII века // Вераксич И. Ю. История зарубежной литературы XVII – XVIII веков: курс лекций [Электронный ресурс] / Вераксич И. Ю. – Режим доступа: http://mspu.by/files/lit/veraksich_posobie_1718v.pdf

5. Плавскин З.И. Испанская литература XVII – середины XIX века. – М., 1978. – С. 3 – 81.

6. Штейн А.Л. История испанской литературы / Штейн А.Л. – М.: Едиториал УРСС, 2001. – С. 191 – 277.

Тема № 6

Драматургия классицизма

Литература

1. Артамонов С. Д. История зарубежной литературы XVII – XVIII веков / С. Д. Артамонов. – М.: Просещение, 1988. – 345 с.

2. Артамонов С. Д. История зарубежной литературы ХVІІ – ХVІІІ в. / С. Д. Артамонов. – М.: Просвещение, 1978. – 300 с.

3. Витченко А. Драматургия эпохи классицизма: хрестоматия / Витченко А. – Луганск, 2003. – 46 с.

4. Давиденко Г. Й. Історія зарубіжної літератури XVII – XVIII ст. / Давиденко Г. Й. – К.:Центр учбової літератури, 2009. – 292 с.

5. Зарубежная литература XVII – XVIII в.: хрестоматия / сост. С. Д. Артамонов. – М.: Просвещение, 1982. – 608 с.

6. История зарубежной литературы ХVII века: учеб. пособие / ред. Н. П. Пахсарьян. – М.: Просвещение, 2007. – 487 с.

7. Рабле. Мольер. Вольтер. Гюго. Жорж Санд. Золя: биографические повествования / сост. Н. Ф. Болдырев. ─ Челябинск: Урал - LTD, 1998. ─ 516 с.

8. Брежнева Н. Луганский драматический репетирует пьесу о жизни господина Мольера / Н. Брежнева // Молодогвардеец. – 2007. – № 3. ─ С. 15.

9. Кокшенева К. Под прицелом – Мольер / К. Кокшенева // Наш современник. – 2008. – № 6. ─ С. 240 – 246.

Тема № 7

Литература

1. Артамонов С.Д. История зарубежной литературы XVII – XVIII веков / С.Д. Артамонов. – М.: Просвещение, 1978. – С. 451–483.

2. Андреев Л. Г. История французской литературы / Л. Г. Андреев, Н. П. Козлова, Г. К. Косиков. — М.: Высшая школа, 1987. – 543 с.

3. Грандель Ф. Бомарше. – М., 1979. – Режим доступа: http://modernlib.ru/books/grandel_f/bomarshe/read_1/

4. История зарубежной литературы XVIII века / под ред. З. И. Плавскина. — М.: Высш. шк., 1991. – 338 с.

5. Момджян Х. Н. Французское Просвещение 18 века / Момджян Х. Н. – М., 1983. – 447 с.

6. Обломиевский Д. Д. Бомарше[Электронный ресурс] / Д. Д. Обломиевский. – Режим доступа:http://www.philology.ru/literature3/oblomievsky-88a.htm

7. Разумовская М.В. Литература XVII – XVIII веков / М. В. Разумовская, Г. В. Синило, С.В. Солодовников; под ред. Я.Н. Засурского. – Минск: Университетское, 1989. – С. 177 – 180.

8. Театр эпохи Просвещения // Дживелегов А., Бояджиев Г. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. –
Режим доступа: http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/istoriya-zapadnoevropejskogo-teatra/index.htm

9. Штейн А. Л. История французской литературы / А. Л. Штейн. — М.: Просвещение, 1988. – 336 с.

 

Тема № 8

Немецкая литература эпохи Просвещения. Творчество Й.-В. Гёте.

Трагедия «Фауст» Й.-В. Гёте

Задание № 1. Пользуясь рекомендуемой литературой, письменно дайте обобщающие ответы на следующие вопросы:

1) какие литературные источники стали основой для создания Гёте его знаменитой трагедии «Фауст»?

2) в чём заключается роль пролога в композиции трагедии?

3) какие проблемы составляют философскую сущность трагедии?

4) как в трагедии отражаются идеи эпохи Просвещения?

5) нашёл ли Фауст смысл человеческого бытия в конце своего пути?

6) какую идейно-художественную роль выполняет образ Мефистофеля в трагедии?

Рекомендуемая литература

Основная

1. Артамонов С. Д. История зарубежной литературы XVII – XVIII веков / С. Д. Артамонов. – М.: Просещение, 1988. – С. 511 – 519, 540 – 551.

2. Гёте И. В. Фауст: трагедия / пер. с нем. Н. А. Холодковского. — Х.: Фолио, 2009. — 511 с.

3. Гете Й. В. Твори: Гец фон Берліхінген із залізною рукою. Егмонт. Страждання молодого Вертера / пер. з нім. Є. Поповича. — К.: Дніпро, 1982. — 311 с.

4. Глазкова Т. Ю. Немецкоязычная литература: учеб. пособ. / Глазкова Т. Ю. – М.: Флинта, Наука, 2010. – С. 35 – 55.

5. Давиденко Г. Й. Історія зарубіжної літератури XVII – XVIII ст. / Давиденко Г. Й. – К.: Центр учбової літератури, 2009. – С. 157 – 170, 203 – 205.

6. Зарубежная литература XVII – XVIII в.: хрестоматия / сост. С. Д. Артамонов. – М.: Просвещение, 1982. – 608 с.

7. Луков В. А. История литературы: зарубежная литература от истоков до наших дней [Электронный ресурс] / Луков В. А. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 511 с. – Режим доступа: http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=1097&mode=DocBibRecord

8. Луков В. А. История литературы: зарубежная литература от истоков до наших дней / В. А. Луков. — М.: Академия, 2006. — С. 249 – 256.

9. Манн Ю. В. Мировая художественная культура. XIX век. Литература / Манн Ю. В., Стукалова О. В., Олесина Е. П. – СПб.: Питер, 2007. – С. 38 – 42.

10. Тихонова О.В. История зарубежной литературы XVII – XVIII вв.: учеб. пособ. для вузов [Электронный ресурс] / Тихонова О.В. – Режим доступа: http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/tihonova-posobie/index.htm

Дополнительная

1. Артемчук І. Афоризми у «Фаусті» Ґете / переклади М. Лукаша, М. Холодковського,. Пастернака, І. Франка // Всесвіт. – 2000. – № 9-10. – С. 144 – 154.

2. Аствацатуров А.Г. Поэзия. Философия. Игра: Герменевтическое исследование творчества И.В. Гёте, Ф. Шиллера, В.А. Моцарта, Ф. Ницше / Аствацатуров А.Г. – Санкт-Петербург: Геликон Плюс, 2010. — 496 с.

3. Голошумова Г. С. И. В. Гете: воспитание искусством / Голошумова Г. С., Сандриева А. Н. // Педагогика. – 2003. – № 8. – С. 71 – 77.

4. Лімборський І. Просвітництво як літературна епоха: проблеми сучасної інтерпретації / Лімборський І. // Сучасність. – 2003. – № 5. – С. 106 – 113.

5. Ігнатенко М. «Маленькі шедеври» Ґете / Ігнатенко М. // Зарубіжна література. – 1996. – № 14- 15. – С. 12.

6. Фіськова С. Історія німецької літератури: періоди, напрямки розвитку, постаті / Фіськова С. – Л.: ПАІС, 2003. – 340 с.

7. Сандриева А. Н. Жанр романа воспитания в творчестве Гете / Сандриева А. Н., Голошумова Г. С. // Искусство и образование. – 2003. – № 2 (24). – С. 53 – 65.

8. Шалагінов Б. Б. «Фауст» Гете: містерія. Міф. Утопія: до проблеми духовної сутності людини в німецькій літературі на рубежі 18 – 19 ст. / Б. Б. Шалагінов. – К.: Вежа, 2002. – 279 с.

9. Шалагінов Б. Б. Трагедія Гете «Фауст» / Б. Б. Шалагінов // Зарубіжна література в навчальних закладах. – 2004. – № 12. – С. 2 – 5.

 

Семестр

Тема № 9

Основная

1. Вітченко А. О. Матеріали для самостійної роботи студентів за темою «Нова європейська драма». Творчість Г. Ібсена / А. О. Вітченко. – Луганськ, 2004. – 52 с.

2. Давиденко Г. Й. Історія зарубіжної літератури ХХ століття: навч. посіб. / Г. Й. Давиденко, Г. М. Стрельчук, Н. І. Гречаник.— К.: ЦУЛ, 2009. — С. 111 – 118, 119 – 127, 152 – 170, 332 – 334, 340 – 347.

3. Жук М. И. История зарубежной литературы конца ХІХ – начала ХХ века: учебное пособие / М. И. Жук. ─ М.: Флинта, Наука, 2011. ─ С. 101 – 104, 158 – 172, 173 – 193.

4. Зарубежная литература конца ХІХ – начала ХХ вв.: учеб. пособ. [Электронный ресурс] / под ред. В. М. Толмачева. – М.: Академия, 2003. – 496 с. – Режим доступа: http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/literatura-19-20-veka-tolmachev/index.htm

5. Зарубежная литература конца ХІХ – начала ХХ вв.: учеб. пособ. / под ред. В. М. Толмачева. – М.: Академия, 2003. – С. 6 – 28, 76 – 108, 179 – 197, 230 – 246, 314 – 330.

6. Зингерман Б. И. Очерки истории драмы 20 века: Чехов, Стриндберг, Ибсен, Метерлинк, Пиранделло, Брехт, Гауптман, Лорка, Ануй [Электронный ресурс] / Б. И. Зингерман. — М.: Наука, 1979. — 392 с. — Режим доступа: http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=15541&mode=DocBibRecord

7. Леонова Е. А. Немецкая литература ХХ в. Германия. Австрия: учеб. пособие / Е. А. Леонова. – М.: Флинта, 2010. – 360 с.

8. Шервашидзе В. В. Западноевропейская литература ХХ века: учеб. пособ. / В. В. Шервашидзе. – М.: Флинта, 2010. – С. 40 – 48.

9. Шоу Б. Пьесы / Б. Шоу; пер. с англ. — М.: Художественная литература, 1969. — 704 с.

10. Шоу Б. Пьесы / Б. Шоу; пер. с англ. — М.: Правда, 1982. — 352 с.

11. Шоу Б. Пьесы / Б. Шоу. — М.: Худ. лит., 1969. — 703 с.

12. Шоу Бернард. Дом, где разбиваються сердца / Бернард Шоу; пер. С. П. Бобров, М. П. Богословская. — М.: Правда, 1982. — [128 с.].

Дополнительная

1. Адмони В. Генрик Ибсен и его творческий путь [Электронный ресурс] / Адмони В. – Режим доступа: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/articles-nor/admoni-genrik-ibsen.htm

2. Мартынова А. С. Картина «фаустовской души» в Ich-Drama А. Стриндберга и немецкого экспрессионизма / А. С. Мартынова // Филологические науки. – 1996. – № 1. – С. 46 – 55.

3. История зарубежной литературы ХІХ века / под ред. Н. Соловьевой. – М.: Высш. шк., 2007. – 656 с.

4. Понімаш Г. Б. Жіноче питання у драматургії кінця ХІХ – поч. ХХ ст. / Г. Б. Понімаш // Зарубіжна література в навчальних закладах. – 2003. – № 9. – С. 52 – 61.

5. Чуличкова Н. Морис Метерлинк. Уроки счастья [Электронный ресурс] / Чуличкова Н. // Человек без границ. – Режим доступа: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/articles-belg/chulichkova-moris-meterlink.htm

Тема № 11

Рецензия на книгу

Рецензия также является жанром литературной критики, газетно-журнальной публикации, но в то же время ее справедливо считают и жанром библиографии (она возникла из библиографического описания книги). Обычно в рецензии одновременно дается библиографическое описание книги, информация о ее содержании, композиции, поднятых в ней проблемах. Её характеризует небольшой объём и краткость. Присутствует также критический разбор и оценка книги, ее темы, идейного содержания, языка и стиля, указывается значение в ряду других работ писателя, ее роль в литературном процессе и в обществе. Все это сближает рецензию с критической статьей, однако она меньше по объему, как уже было замечено ранее. Рецензент занимается в первую очередь новинками, о которых практически еще никто не писал, по поводу которых еще не успело сложиться определенное мнение. В классике рецензент обнаруживает, прежде всего, возможность её актуального, остросовременного прочтения. Любое произведение нужно рассмотреть в контексте современной жизни и современного литературного процесса: оценить его именно как новое явление. Такая злободневность является непременным признаком рецензии.

Условно выделяют следующие основные виды рецензии:

небольшая критическая или публицистическая статья (часто полемического характера), в которой рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем;

эссе – это в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование;

развернутая аннотация, в которой раскрывается содержание произведения, особенности композиции, полиграфическое исполнение, мастерство иллюстратора и одновременно содержится его оценка (часто в самом подборе материала);

авторецензия, в которой излагается взгляд автора на свое произведение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.317 с.)