Английский театр эпохи Возрождения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Английский театр эпохи Возрождения.



Английский гуманизм—один из этапов идеологической подготовки буржуазной революции 1640-42 гг. Широкое развитие английской драмы и театра в XVI в. Сочетание народных и гуманистических традиций в английской драматургии. Формирование жанров трагедии, комедии и хроники в ранней английской драме. Драматурги — предшественники Шекспира — так называемые «университетские умы». Гуманистическая проблематика их творчества, разнообразие тематики и жанров. Джон Лили (ок. 1554—1606) — родоначальник английской «высокой» комедии. Демократизм пьес Роберта Грина (1558—1592), патриотизм и фольклорный колорит героической комедии «Джордж Грин, векфильдский полевой сторож» (1592). Томас Кид (1558—1592) и обличение им хищнического индивидуализма аристократии, первые опыты создания гуманистической трагедии с титаническими характерами («Испанская трагедия», ок. 1585).

Кристофер Марло (1564—1593) — крупнейший предшественник Шекспира. Атеизм, вольномыслие и демократизм Марло. Ренессансная этика «доблести» в драматургии Марло. Титанические образы в трагедиях «Тамерлан Великий» (1587—1588) и «Трагическая история доктора Фауста» (1588). Эволюция творчества Марло, отказ от культа сильной индивидуальности, разоблачение власти золота («Мальтийский еврей», ок. 1588). Особенности реализма Марло («Эдуард II», ок. 1592).

Вильям Шекспир (1564—1616) — величайший драматург эпохи Возрождения. Шекспир в оценках классиков марксизма и русской революционно-демократической критики. Гуманизм и народ­ность его творчества. Биография Шекспира.

Стремление к охвату всего многообразия жизненных явлений, смешение трагического и коми­ческого, возвышенного и низменного; многоплановость компози­ции в пьесах Шекспира. Титанизм шекспировских образов, изображение характеров в их многосторонности и развитии. Богатство языка. Высокая поэтичность творчества. Связь драма­тургических принципов Шекспира с условиями театра его эпохи. Периодизация творчества Шекспира. Оптимистическое восприятие Шекспиром действительности в первый период его твор­чества. Исторические хроники Шекспира, выражение в них его политических взглядов. Поэтический историзм Шекспира. Крити­ка феодализма, тирании, утверждение идеи национальной монар­хии. Исторические хроники «Король Ричард III» (1592), «Король Генрих IV» (1597). Образ Фальстафа. Пушкин о Фальстафе.

Трагедия «Ромео и Джульетта» (1594), ее оптимистический характер, торжество новой гуманистической морали над феодаль­но-сословными отношениями.

Комедии Шекспира первого периода, их гуманистические идеи. Отражение в комедиях веры в возможность гармонического развития общества и человеческой личности, освобожденных от феодальных связей. Прославление свободной, активной человеческой личности и гуманистического мироощущения. Женские образы у Шекспира. «Укрощение строптивой» (1593), борьба против условностей и фальши господствующей общественной морали. Комедия «Венецианский купец» (1596). Проблема гуманистической морали в «Венецианском купце». Пушкин о характере Шейлока. Комедия «Двенадцатая ночь», критика в ней пуританизма. Образы шутов, их юмор. Преодоление гуманистических иллюзий во втором периоде творчества.

Великие трагедии Шекспира — вершина его творчества. Трагическое у Шекспира. «Гамлет» (1601) — тема кризиса гума­нистического мировоззрения, разрыв между гуманистическими идеалами и действительностью. Гамлет как судья общества. Философский смысл трагедии. Белинский о трагедии «Гамлет».

«Отелло» (1604). Конфликт между идеалами гуманизма и реальной общественной практикой. Критика сословных и расовых предрассудков эпохи.

«Король Лир» (1605). Духовная эволюция героя трагедии, осознание им несправедливости общественного устройства. Добролюбов о социально-философском смысле трагедии. Тема народных бедствий в «Короле Лире». Образ Шута в трагедии.

«Макбет» (1606) как трагедия ренессансного индивидуализма.

«Римские» трагедии Шекспира («Юлий Цезарь», 1599; «Антоний и Клеопатра», «Кориолан», 1607). Их философская и политическая проблематика.

«Мрачные комедии» Шекспира. «Мера за меру» (1604).

Третий период творчества Шекспира. Особенности поэтики пьес третьего периода. Поэтическая условность действия, романтическая приподнятость характеров. Вера в конечное торжество правды и человечности («Зимняя сказка», 1611; «Буря», 1612).

Значение Шекспира в истории мирового и русского театра.

Бен Джонсон (1573—1637) — крупнейший после Шекспира драматург английского Возрождения. Особенности реализма ею комедий. Теория «юмора», ее рационалистический характер. Коме­дия «Вольпоне» (1609), разоблачение в ней стяжательства и по­рождаемой им аморальности. Обличение пуритан в «Варфоломеевской ярмарке» (1612).

Театр и актерское искусство. Формирование английского профессионального театра. Постройка специальных зданий. Театр «Глобус». Состав труппы публичных театров. От­сутствие актрис. Актерское искусство английского театра. Шек­спир об актерском искусстве. Эдуард Аллейн (1566 — 1626) — типичный актер дошекспировской драмы (роли в трагедиях Марло). Ричард Бербедж (1567 — 1619) — исполнитель ведущих ролей в драмах Шекспира и выразитель реалистических устремлений в английском сцениче­ском искусстве. Комические актеры (Ричард Тарльтон, Вильям Кемп), их связь с фарсовой традицией. Принципы постановки и оформления спектакля. Связь формы английской драмы с устройством театра.

Тема 4. Театральное искусство эпохи классицизма

Классицизм — ведущее направление во французском искусстве XVII в. Утверждение главенства государства, общества над интересами отдельной личности. Пре­обладание гражданских, героических и патриотических мотивов. Связь классицизма с рационализмом Декарта. Нормативный характер поэтики классицизма. Ориентация на античные образцы. Принцип подражания «прекрасной природе», стремление изображать действительность в самых общих, «вечных» проявлениях. Классицистская теория жанров, разделение их на высокие и низкие. Закон трех единств (действия, времени, места), его связь с классицистски истолкованной идеей правдоподобия. Требование предельной концентрации действия в драматическом произведении.

Борьба классицистов с реакционным аристократическим ис­кусством. Основные этапы развития классицизма. Эстетическая теория Никола Буало (1636—1711) как итог развития искусства классицизма XVII в. («Поэтическое искусство», 1674).

Основание в Париже театра «Маре» (1629), его руководитель Мондори (Гийом Дежильбер, 1594—1651).

Трагедия.

Пьер Корнель (1 606—1684) — создатель монументальной героической трагедии Творческая эволюция Корнеля. Становление классицизма в его творчестве. Трагикомедия «Сид» (1636) и изображение в ней характерного для классицизма трагического конфликта долга и чувства, утверждение патриотических идей, рационалистическое раскрытие образов. Критика «Сида» Французской Академией. Пересмотр Корнелем своих творческих позиций. «Гораций» (1640) как обра­зец политической трагедии классицизма. Воспевание в трагедиях Корнеля гражданского героизма, прославление идеальной госу­дарственности, культ воли и разума. Колебания Корнеля в период подготовки Фронды и их отражение в его трагедиях «второй манеры» («Родогуна», 1644, и др.). Пушкин о Корнеле.

Жан Расин (1639—1699) —образцовый трагический поэт клас­сицизма, создатель любовно-психологической трагедии. Основные идейные мотивы трагедий Расина. «Андромаха» (1667) - обличение деспотизма и эгоистических страстей, вера в возможность победы разумного начала. Творче­ская эволюция Расина. Расин как один из величайших поэтов Франции. Углубление внутренних противоречий в его мировоззре­нии. «Фсдра» (1677). Крушение веры в возможность гармонического сочетания личного счастья и общественного долга.

Обращение Расина к библейской тематике. Тираноборческая тенденция в последней трагедии Расина «Гофолия» (1691). Особенности художественно­го метода Расина. Пушкин и Герцен о Расине.

Трагическая сцена и актеры. Стиль классицистского исполнения трагедии, требование «облагороженной природы» и соблюде­ние норм аристократического вкуса. Костюм трагического актера второй половины XVII в. (так называемый «римский костюм»), отсутствие в нем исторической и этнографической точности. Условное оформление трагического спектакля.

Комедия.

Традиции народного комедийного театра во Франции.

Мольер (Жан-Батист Поклен, 1622—1673) — создатель национальной ко­медии во Франции. Становление творческого метода Мольера в русле классицистской эстетики. Органическое усвоение им традиций народного театра (фарс, комедия масок). Мольер как основоположник сатирического направле­ния во французском театре. Своеобразие реализма Мольера, пре­одолевающего сословную ограниченность и абстрактную идеали­зацию классицизма, догматическую нормативность его эстетики, но сохраняющего классицистские черты в методе построения характеров, в развитии сюжета.

Путь Мольера к высокой комедии. Борьба Мольера с аристократическими предрассудками («Смешные жеманницы», 1659). Протест против собственнической идеоло­гии, патриархальной морали и угнетения женщин («Школа жен», 1662). «Школа жен» как образец жанра высокой комедии. Вели­кие комедии Мольера — «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп». «Тартюф» (1664—1669) — разоблачение ханжества и лицемерия как социального зла, показ отупляющего воздействия религии на сознание человека. «Дон Жуан» (1665) — разоблачение мораль­ного разложения, эгоизма, цинизма аристократии. «Мизантроп» (1666) — борьба против пустоты и лживости придворного общества, попытка создания образа вольнолюбивого героя. «Скупой» (1668) — разоблачение скупости буржуазии, вла­сти золота, извращающего природные качества человека и внося­щего разложение в семью. «Мещанин во дворянстве» (1670) - образец жанра комедии-балета, подготовившего возникновение французского музыкального театра. Пушкин и Белинский о своеобразии художест­венного метода Мольера. Мольер как актер и режиссер. Труппа Мольера. Борьба Мольера за новый тип спектакля. Основание в Париже театра «Комеди Франсез» (1680).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 629; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.229.62.45 (0.01 с.)