Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 8. Английская музыка ХХ В. Б. Бриттен↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Отсутствие национальной композиторской школы в Англии в XIX в. Начало возрождения английской музыки в ХХ в. в творчестве Э. Элгара (1857–1934) и его современников. Оратория Элгара «Сновидение Геронтия» (1900) как рубежное произведение. Другие известные его сочинения: симфонические вариации «Энигма» (1899), Симфонии № 1 (первая в истории английской музыки, 1908) и № 2 (более популярна, 1911), Скрипичный (1910) и Виолончельный (1919) концерты. Первые значительные английские оперы Ф. Дилиуса (1862–1934): «Деревенские Ромео и Джульетта» (1901), «В летнем саду» (1908). Характер английского музыкального возрождения как английского позднего романтизма, господствовавшего на протяжении первой половины ХХ в. Виднейшие представители английского музыкального возрождения: Р. Воан-Уильямс (1872–1958), Г. Холст (1874–1934) и его популярная оркестровая сюита «Планеты» (1916), Дж. Айрленд (1879–1962) (оркестровая и камерная музыка), А. Бакс (1883–1953) (оркестровая и камерная музыка), П. Уорлок (1894–1930) (вокальные миниатюры и хоры), Фр. Бридж (1879–1941). Следующее поколение продолжило традиции английского музыкального возрождения: А. Блисс (1891–1975), Э. Дж. Моран (1894–1950), Э. Маконки (1907–1994), Э. Раббра (1901–1986), М. Типпет (1905–1998). Бенджамин Бриттен (1913–1976). Учился частно у Фр. Бриджа и Дж. Айрленда. В молодости работал под влиянием творчества И.Ф. Стравинского, Г. Малера, М. Равеля, А. Берга («Воццек»), С.С. Прокофьева, но со временем национально-индивидуальное (от Перселла) пересилило. Музыка мелодична (вокальна), прозрачна по фактуре и довольно проста. С 50-х гг. стиль усложняется – 12-тоновость (опера «Поворот винта»), гетерофония. Оперы (всего 11): «Питер Граймс» (1945), «Альберт Херринг» (бытовая комедия, 1947), «Билли Бадд» (психологическая драма, 1951), «Глориана» (историческая, большая, 1953), «Сон в летнюю ночь» (сказочная, 1960) и др. Церковные притчи (драмы): «Река кроншнепов» (1964), «Пещное действо» (1968), «Блудный сын» (1968). Хоры: Te Deum (1934), «Рождественские гимны» (для детского хора и арфы, 1942), «Святой Николай» (кантата, 1948), Весенняя симфония (1949), «Военный реквием» (1961). Простая симфония (1934), Вариации на тему Фр. Бриджа (1937), фортепианный и скрипичный концерты (1938, 1939), Симфония-реквием (1940), «Путеводитель» (1946), Симфония для виолончели (1963). Три квартета (1941, 1945, 1975), виолончельная соната (1961) и три сюиты соло (1964, 1967, 1974). Композиторы П. Р. Фриккер (1920–1990), Х. Сёрл (1915–1982), Р. Беннет (род. 1936). Три английских авангардиста: П. М. Дэвис (род. 1934), А. Гёр (род. 1932), Х. Бёртуисл (род. 1934).
Тема 9. Итальянская музыка ХХ в. Феруччо Бузони (1866–1924) – сын немки и итальянца – противопоставил свою «младоклассичность» романтизму и импрессионизму, хотя соприкасался с атональностью (ценил А. Шенберга). Был знаком с И. Брамсом. Контрапунктическая фантазия для фортепиано (тема из «Искусства фуги» И.С. Баха, 1910), опера «Турандот» (традиции комедии дель арте, 1917) и неоконченная философская опера «Доктор Фауст» (1916–1924). Группа 1880-х – И. Пиццетти (1880–1968), Дж.Ф. Малипьеро (1882–1973), А. Казелла (1883–1947). Эти трое, а также О. Респиги и Фр. Альфано именуются в Италии «пятеркой великих». Отарино Респиги (1879–1936) – занимался у Римского-Корсакова. В симфонических поэмах «Фонтаны»(1916), «Пинии Рима»(1924), «Празднества Рима» (1928) близок импрессионизму. Скрипичный Григорианский концерт (1921) и сюита для малого оркестра «Птицы» на музыку композиторов XVII–XVIII вв. в стиле неоклассицизма. Становление итальянского авангарда. Г. Петрасси (1904–2003), неоклассицизм, а с 50-х гг. – атональность и атематизм; оперы, балеты, цикл из 8 концертов для оркестра. Л. Даллапиккола (1904–1975) в середине 30-х первым из итальянцев обратился к серийной технике. Дж. Шельси (1905–1988), до 70-х не известен, а в 80-х стал культовым классиком. Период после Второй мировой войны. Основоположник второго авангарда в Италии Бруно Мадерна (1920–1973). В 1954 г. вместе с Л. Берио основал студию электронной музыки в Милане. Поздняя опера «Сатирикон» (1973) – полистилистика, глумливые цитаты из классики, но и высокая лирика. Лучано Берио (1925–2003). Театрализованный цикл «Секвенции» для какого-либо инструмента соло (13) для флейты, арфы, тромбона, гитары, фагота, аккордеона и др. (1958–1996), «Круги», «Эпифании» (греч. богоявление), «Секвенция III» и т.д. для жены певицы Кэти Берберян с театральными элементами, «Лаборинтус II» для чтеца, голосов, инструментов и магнитной ленты (1965) – смешение техник и стилей, даже джазовое музицирование. Sinfonie для восьми голосов и оркестра (1968–1969) – манифест постмодернизма, где третья из пяти частей – грандиозный коллаж, включающий темы эстрадного ансамбля «Swingle Singers» и песню, ставшую основой третьей части Третьей симфонии Малера, «Опера» (1970) – сценическая композиция об упадке оперы и всей цивилизации, масштабная коллажная композиция, «Хор» для 40 голосов и 40 инструментов (1976). Луиджи Ноно (1924–1990) учился у Малипьеро и Мадерны, был женат на дочери Шенберга, отрицал буржуазную культуру, но ненавидел и соцреализм как «контрреволюционный». В кантате «Прерванная песнь» (1956) письма нацистских узников преподаны средствами тотального сериализма. В поддержку революционной борьбы написаны: оркестровая пьеса Композиция № 2, «Польский дневник-58», опера «Нетерпимость» (1960), пьеса для меццо и магнитной ленты «Освещенная фабрика» (1964), вокально-электронная композиция «Лес молод и полон жизни» (1966) о борьбе вьетнамских и ангольских партизан. В опере «Под жарким солнцем любви» (1975) раскрыта тема «судьба женщин в эпоху революций» на примере массы сменяющихся женских персонажей, реальных и вымышленных, и вписанных с усложненную ткань цитат революционных песен. Опера «Прометей» (1985) – итог творчества, оркестровая пьеса памяти А. Тарковского «Нет дорог, надо идти» (1987). Сильвано Буссотти (род. 1931) – композитор, живописец, поэт, режиссер.
Раздел II. Отечественная музыка ХХ в. Тема 10. С.С. Прокофьев Сергей Сергеевич Прокофьев (1891–1953). Три периода его жизни и творчества: ранний – русский (до отъезда за границу в 1918 г.), зарубежный и советский – с 1933 г., возвращение на родину. Ранний период творчества (1908–1918) – яркая индивидуальность, художник-новатор. Жанровое многообразие: фортепианные концерты (1-й и 2-й) и сонаты (с 1-й по 4-ю), фортепианные циклы Сарказмы (1914) и Мимолетности (1917), Классическая симфония (1917), «Скифская сюита» (1915), опера «Игрок» (1929), балет «Сказка про шута» (1921), вокальная сказка «Гадкий утенок» (1914), цикл романсов на стихи А. Ахматовой (1916). Главенство жанров фортепианной музыки. Творческое общение с Каратыгиным, Шаляпиным, Дягилевым, Стравинским, Маяковским, Горьким. Зарубежный период (1918–1933) – активная концертная и композиторская деятельность (Япония, США, Германия, Великобритания, Канада, Бельгия, Италия, Испания, Чехословакия). Общение с музыкантами, художниками, артистами (Стоковский, Фуртвенглер, Пикассо, Лифарь, Кусевицкий, Монте). Оперы «Любовь к трем апельсинам» (1921), «Огненный ангел» (1927), балеты «Стальной скок» (1927), «Блудный сын» (1929), II, III, IV симфонии, 3-й, 4-й и 5-й фортепианные концерты, 5-я соната для фортепиано. Новая редакция и постановка оперы «Игрок» и балета «Сказка про шута». Преобладание музыкально-театральных жанров. Постановка оперы «Любовь к трем апельсинам» в Ленинграде в 1926 г., поездка в СССР в 1927-м, где с триумфом прошли его концерты. Поездки в Москву в 1929-м, 1932-м. Возвращение на Родину в 1933 г., работа педагогом-консультантом в Московской консерватории. Третий – советский период творчества (1934–1953). Отечественная, историческая и современная тематика. Отражение русской истории в музыке к кинофильмам «Александр Невский» (1939) и «Иван Грозный», к спектаклю «Борис Годунов», в опере «Война и мир» (1943). Гражданская и Великая Отечественная войны в операх «Семен Котко» (1940) и «Повесть о настоящем человеке» (1948). Тема революции в кантате к XX-летию Октября (1937), тема борьбы за мир – в оратории «На страже мира» (1950). Музыка к спектаклям «Египетские ночи», «Борис Годунов», «Евгений Онегин», к кинофильму «Пиковая дама». Балеты «Ромео и Джульетта» (1938), «Золушка» (1945), фортепианные сонаты (6-я – 9-я), симфонии (V–VII), симфония-концерт для виолончели с оркестром (1950), симфоническая сказка «Петя и волк», лирико-комедийная опера «Обручение в монастыре» (1940). Значение ораториального жанра в поздний период творчества. Тема 11. Д.Д. Шостакович Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906–1975).Многообразие жанров: оперы, балеты, симфонии, концерты, вокальные, хоровые, камерные сочинения, киномузыка, оперетты. Истоки музыки Шостаковича – бытовые жанры («слезливый» романс, советская массовая песня, галоп, революционные гимны); жанры барокко (пассакалия, прелюдии и фуги, баховские медитативные арии); творчество Мусоргского, Малера. Этапы творческого пути Шостаковича. Первый – до середины 30-х гг. Ранние симфонии и основные музыкально-театральные сочинения. Второй этап – вторая половина 30-х – 40-е гг. Господство симфонического и камерно-инструментального жанров. Третий – 50-е – до начала 60-х гг.: создание музыки русской революции. Четвертый – с начала 60-х гг. Преобладание вокально-симфонических и камерно-вокальных сочинений. Ранний период: первые попытки сочинять музыку (1915), социальная тема («Гимн свободе», «Траурный марш памяти жертв революции»). Дипломная работа – I симфония – отражение мироощущения человека нового общества. Новый жанр – революционные симфонии: II и III – одночастные с хоровым завершением. Конец 20-х – середина 30-х гг. – период чрезвычайно активной работы в театре и кино: оперы «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда», балеты «Золотой век», «Светлый ручей» и «Болт», музыка к спектаклям «Клоп» Маяковского и «Гамлет» Шекспира, к кинофильмам «Новый Вавилон» и «Встречный». Дружба с В. Мейерхольдом, оказавшим большое влияние на музыкально-театральные сочинения композитора, в частности на его оперы. Критика в 1936 г. в печати оперы «Леди Макбет» и балета «Светлый ручей». Второй период. С 1936 г. и до конца жизни ведущий жанр его творчества – симфония. V симфония (1937) – образец зрелого стиля, содержащий многие черты, характерные для VII, VIII и X симфоний. Последняя из довоенных– VI симфония.Камерные сочинения – фортепианный квинтет. Музыка к кинофильмам: трилогия: «Юность Максима», «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона»; «Человек с ружьем», «Великий гражданин» и др. Годы войны – VII, VIII и IX симфонии, фортепианное трио памяти И.И. Соллертинского, первый скрипичный концерт. Третий период. 50-е гг. знаменуются созданием X симфонии, ряда квартетов, 24 прелюдий и фуг, написанных к 200-летию со дня смерти Баха, музыка к кинофильмам («Встреча на Эльбе», «Молодая гвардия», «Незабываемый 1919-й год», «Овод»), десяти хоровых поэм на слова русских революционных поэтов, получивших отражение в XI симфонии. Симфонии XI и XII посвящены событиям русских революций 1905 и 1917 гг. Последний период –тяготение к вокальному началу, обострение интонационного языка: XIII симфония(1962) для баса, хора басов и симфонического оркестра, поэма «Казнь Степана Разина» (1964) на стихи Е. Евтушенко. Две последние работы воплощают образ смерти. Музыка к кинофильмам «Гамлет» (1964) и «Король Лир» (1971), 15-й квартет, вокально-инструментальная сюита «Сонеты Микеланджело Буонарроти».
Тема 12. Г.В. Свиридов Георгий Васильевич Свиридов (1915–1998).Связь сосновополагающими традициями русской классической музыки. Тема России и народа. Глубоко национальные средства раскрытия этой темы. Основная жанровая категория музыки – песня (от коротких языческих попевок до протяжных лирических, от плача и причета до хлестких частушек, от знаменного распева до революционных гимнов). Жанрово-стилистическое богатство музыки Свиридова обусловлено тем, что она охватывает все песенные жанры русской фольклорной и профессиональной традиции, возникшие и утвердившиеся в разные периоды в русской культуре. Обращение к поэзии Есенина, Блока, Пушкина, Маяковского, Твардовского, Пастернака. Ведущие жанры творчества – камерно-вокальные и хоровые циклы. Песни на стихи Р. Бернсадля баса и фортепиано (1955). Девять песен: «Осень» (у Маршака –«Давно ли цвел зеленый дол»), «Возвращение солдата», «Джон Андерсен», «Робин», «Горский парень», «Финдлей», «Всю землю тьмой заволокло», «Прощай», «Честная бедность», посвященных преданности Родине, верности в дружбе и любви, трудолюбию, таланту, мечте о дружбе людей; любовная лирика. «Патетическая оратория» (1959). Текст оратории «смонтирован» из различных произведений Маяковского (поэма «Хорошо», стихотворения «Левый марш», «Наш марш», «Разговор с товарищем Лениным», «Необычайное приключение поэта, случившееся с ним летом на даче»). Состоит из семи частей: «Марш», «Рассказ о бегстве генерала Врангеля», «Героям Перекопской битвы», «Наша земля», «Здесь будет город-сад», «Разговор с товарищем Лениным», «Солнце и поэт». Исполнительский состав: ведущий солист-бас, в эпизоде – меццо-сопрано, смешанный хор из 160–200 певцов, оркестр с расширенным составом меди, орган, два рояля. Хоровая поэма «Памяти Сергея Есенина», певца старой России, ее деревни, природы. Колокольные звучания и разные звончатые элементы в этой поэме – ведущий жанрово-интонационный комплекс, выступают как символ есенинской Руси в музыке. Свиридов – преемник русской музыкальной традиции претворения колокольности, тесно связанной с жизнью народа. Традиции Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова, Стравинского. «Пушкинский венок» (1978) для хора a capella, за исключением двух центральных номеров на античную тематику. Избранные для цикла стихи охватывают весь временной диапазон творчества поэта – от юношеской «Наташи» (1814) до строф, написанных незадолго до смерти. Десять разнообразных по тематике, жанрам, хоровой фактуре номеров «сплетены» вместе. Свиридов определил жанр этого цикла как хоровой концерт. «Курские песни» (1963). Жанр кантаты. Обращение к фольклорным истокам. Обработка первоисточника, чтобы он соответствовал нормативам профессиональной музыки, т.е. в духе традиций русской классики. Кантата создана на основе подлинных народных песен, опубликованных в сборнике «Народные песни Курской области» (М., 1957). Песни собраны в 1954 г. экспедицией, возглавляемой А.В. Рудневой. Духовные сочинения последних лет.
Тема 13. А.Г. Шнитке Альфред Гарриевич Шнитке (1934–1998) – крупнейший композитор-новатор второй половины XX в. Проблематика творчества – философская и этическая. Соединение музыкальных явлений австро-немецкой (Шютц, Бах, Моцарт, Бетховен, Вагнер, Брукнер, Малер, Шенберг, Веберн) и русской традиций (древнее знаменное пение, торжественное концертное). Жанровые модели католической музыки (реквием, месса, страсти). Влияние Стравинского как отправная точка полистилистических исканий. Философско-этические традиции музыки, идущие от Шостаковича. Мастер полистилистики: коллаж, цитирование, стилевые аллюзии, жанры классической и популярной музыки, музыкальные символы духовности (например, тема-монограмма ВАСН). Полистилистика как конфронтация стилистически разнородных тематических построений (например, «История доктора Иоганна Фауста») и как стилистически сложный интонационный синтез (Хоровой концерт на стихи армянского монаха Х в. Григора Нарекаци). Многообразие жанров: хоровые произведения, балеты, оперы, музыка к спектаклям и 60 кинофильмам. Главная область творчества – инструментальная музыка: камерные сочинения, концерты, симфонии. Излюбленные интонационные комплексы (обертоновый ряд), микроинтервалика. Камерные сочинения: две сонаты для скрипки и фортепиано, инструментальные и вокально-инструментальные ансамбли, фортепианные сочинения, ансамбли необычного состава (Септет, Серенада и Гимны: I гимн – виолончель, арфа, литавры; II – виолончель, контрабас; III – виолончель, фагот, клавесин, колокола; IV – виолончель, контрабас, фагот, клавесин, арфа, литавры, колокола). 13 инструментальных концертов для разных составов. Concerto grosso № 1 (1977) из шести частей: Прелюдия, Токката, Речитатив, Каденция, Рондо и Постлюдия. Девять симфоний.Первая симфония (1972) создавалась параллельно с музыкой к последнему кинофильму М. Ромма «И все-таки я верю». Вторая (1980) написана под впечатлением посещения монастыря Сан-Флориан в австрийском городе Линц, где жил, работал и похоронен великий австрийский симфонист, автор многих духовных сочинений Антон Брукнер. Это симфония-месса для хора и большого оркестра. В произведении шесть частей: 1 – Kyrie, 2– Gloria, 3 и 4 – Credo, 5– Sanctus и Benedictus, 6 – Agnus Dei. Третья симфония(1981) написана на открытие нового концертного зала Гевандхауз в Лейпциге и посвящена австро-немецкой музыке, ее прошлому и настоящему. Обилие квазицитат, мотивы-символы, монограммы. Обертоновый ряд как основа. Четвертая симфония(1984, одночастная) написана для солистов и камерного оркестра или для симфонического оркестра, солирующих фортепиано, клавесина и челесты, певцов-солистов и хора. Пятая симфония(1988) – четырехчастный цикл для симфонического оркестра, сливается с жанром Concerto grosso. В конце творческого пути композитора симфония становится главенствующим жанром. В 90-е гг. были написаны Шестая, Седьмая, Восьмаяи незавершенная Девятая симфонии. Реквием для солистов, хора и восьми инструментов (1975). Кантата«История доктора Иоганна Фауста» ( 1983). Исполнительский состав: тенор (Рассказчик), бас (Фауст), контртенор и контральто (Мефистофель), смешанный хор (повествователь, ученики и друзья Фауста). Текст кантаты – две последние главы из первого печатного издания о Фаусте, которое называется «Народная книга. История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике» (1587). Концерт для смешанного хора на cтихи Г. Нарекаци (1983–1984) из «Книги скорби» в русском переводе. Сочинения для театра. Первый балет «Лабиринты» (либретто В. Васильева) (1971), сценическая композиция для пантомимы «Желтый звук» (либретто В. Кандинского) (1974). Балет «Эскизы» (хореографическая фантазия на темы Гоголя) (1985). Самое значительное балетное сочинение Шнитке – «Пер Гюнт» (либретто Д. Ноймайера по драме Г. Ибсена) (1987). В балете три акта, пролог и эпилог. По мнению Шнитке, Пер проходит три жизненных круга и четвертый – воображаемый, на который Ибсен только намекает. Оперы «Фауст» и «Джезуальдо», «Жизнь с идиотом» (либретто В. Ерофеева) – социальная сатира. Много музыки для драматического театра и кино. Для Театра на Таганке были написаны «Ревизская сказка» по Гоголю (на эту музыку в Большом театре ставился балет) и музыкальная притча «Доктор Живаго». Музыка к «Маленьким трагедиям» Пушкина в постановке М. Швейцера. Тема 14. Р.К. Щедрин Родион Константинович Щедрин (род. 1932) – художник объективного типа. Его музыка – не исповедь, не самовыражение, а эпический рассказ о мире контрастов и кричащих противоречий. Три ракурса его осмысления: фольклор, начало которого теряется в языческих временах; русская православная музыка в форме ее национально-самобытного пласта – знаменного распева, а также традиционно разрабатывающейся колокольности; русская классическая литература (Пушкин, Гоголь, Толстой, Чехов). Жанровое многообразие: оперы, балеты, симфонии, камерно-инструментальная музыка. Музыкальный театр как ведущий жанр. Проявление театральной природы дарования композитора во всех жанрах его творчества. Программность многих инструментальных сочинений. Первый период – до 1966 г. Частушка (до завершения Второй симфонии в 1965 г.) – один из основных жанров творчества; опера «Не только любовь» (1961); концерт для оркестра «Озорные частушки» (1963). Балет «Конек-горбунок» (1955) по сказке П. Ершова. В ранних фортепианных пьесах («Юмореска», «Тройка», «В подражание Альбенису», «Бассо остинато») и Первом концерте определился фортепианный стиль – токкатный, прокофьевский.Первая симфония (1958) близка Первому фортепианному концерту и состоит из трех частей – Рондо, Токката и Тема с вариациями. Опера «Не только любовь» (1965) по мотивам рассказов С. Антонова. Многообразие используемых жанров (страдания, лирические частушки, частушки-причеты и диалоги, бойкие, плясовые, откровенно насмешливые). Второй период открывают Второй фортепианный концерт (1966) и Вторая симфония. Интерес к технике современной композиции во всем многообразии ее выразительных средств. Фортепианные циклы прелюдий и фуг – 12 в диезных тональностях (1964) и 12 в бемольных (1970). Полифоническая тетрадь – 25 прелюдий (1972). Второй концерт для оркестра «Звоны» (1968). «Поэтория» (1968) – концерт для поэта в сопровождении женского голоса, хора и симфонического оркестра на стихи А. Вознесенского – продолжение жанра хоровых поэм Г.В. Свиридова «Памяти Сергея Есенина» и «Патетическая оратория». Оратория «Ленин в сердце народном» (1969) – дань традиционной для искусства советского периода ленинской теме. «Кармен-сюита» (1967) – оркестровая транскрипция оперы Бизе.«Анна Каренина» (1971) – крупнейшее достижение Щедрина в балетном жанре. Первое воплощение в балете персонажей романа Л. Толстого. Интенсивная симфонизация балета. Третий период творчества. Третий фортепианный концерт «Вариации и тема» (1973) отличают драматизм и экспрессивность образов. Поэма «Казнь Пугачева», Строфы из «Евгения Онегина» – для хора без сопровождения (1981). Опера «Мертвые души» (1976) – одна из вершин этого жанра в музыке XX в.; два духовно не соприкасающихся мира – народ и помещики. Полифонические сочинения, посвященные 300-летию со дня рождения И.С. Баха, – «Музыкальные приношения» для органа и камерного ансамбля (1983) и «Музыка для города Кёттена» для камерного оркестра (1985). Балет «Чайка» (1979) – развитие линии сюжетов русской классической литературы (Толстой, Гоголь, Чехов, Пушкин – строфы из «Евгения Онегина»). Три драматургических плана – символический, исторический и условно-реалистический. «Дама с собачкой» (1985) – одноактный балет по рассказу А. Чехова. Четвертый период – с начала 90-х гг. Два фортепианных концерта, первый имеет подзаголовок «Диезные тональности». Третья симфония «Лица русских сказок» (2000) – продолжение фольклорного направления в творчестве. Третий концерт для оркестра «Старинная музыка российских провинциальных цирков», Четвертый – «Хороводы» и Пятый – «Русские песни» развивают русскую тему. Хоровые сочинения – русская литургия «Запечатленный ангел» для хора без сопровождения со свирелью (флейта) и хор «Многая лета» с фортепиано и ударными. В 1994 г. обращение к опере «Лолита» на собственное либретто по роману В. Набокова. Необычный жанровый облик, включение разговорной речи, шесть сюжетных музыкальных линий. Хоровая опера «Боярыня Морозова» (2006). Вопросы для самопроверки 1. Тип художника, к которому относится композитор – новатор, завершитель или мастер, не делающий принципиально новых открытий в той или иной области музыки и не обобщающий на новом этапе наиболее значительные традиции предшествующего периода, работающий в русле старых или новых тенденций. 2. Сущность основного вклада композитора в мировое и национальное музыкальное искусство. 3. Основные черты мировосприятия и особенности художественного мышления композитора. 4. Ведущая тема творчества, преобладающая тематика (программно-литературная основа) сочинений. 5. Основополагающие факты, определяющие периодизацию творчества. 6. Факторы, влияющие на каждый период композиторского творчества. 7. Суть общей направленности эволюции композиторского творчества. 8. Наиболее характерные для каждого периода творчества черты (тематика, жанры и особенности стиля). 9. Наиболее значительные произведения каждого периода творческого пути.
Вопросы к зачету 1. Характеристика творчества композиторов Новой венской школы. 2. Основные жанры в творчестве композиторов Новой венской школы. 3. Творчество Б. Бартока. 4. Основные жанры в творчестве Б. Бартока. 5. Творчество П. Хиндемита 6. Основные жанры в творчестве П. Хиндемита. 7. Творчество К. Орфа. 8. Основные жанры в творчестве К. Орфа. 9. Характеристика творчества композиторов французской «шестерки» (А. Онеггер, Д. Мийо, Ф. Пуленк). 10. Основные жанры в творчестве композиторов французской «шестерки» (А. Онеггер, Д. Мийо, Ф. Пуленк). 11. Творчество О. Мессиана. 12. Основные жанры в творчестве О. Мессиана. 13. Характеристика творчества композиторов американской школы XX в. (Дж. Гершвин, Ч. Айвз). 14. Основные жанры в творчестве композиторов американской школы (Дж. Гершвин, Ч. Айвз). 15. Характеристика творчества композиторов английской школы XX в. (Б. Бриттен). 16. Основные жанры в творчестве композиторов английской школы XX в. (Б. Бриттен). 17. Характеристика творчества композиторов итальянской школы XX в. 18. Основные жанры в творчестве композиторов итальянской школы XX в. Темы рефератов 1. Камерно-инструментальное творчество композиторов Новой венской школы. 2. Оперное творчество композиторов Новой венской школы. 3. Опера Б. Бартока «Замок герцога Синяя Борода». 4. Квартеты Б. Бартока как отражение эволюции стиля композитора. 5. Симфоническое творчество П. Хиндемита. 6. Оперное творчество П. Хиндемита. 7. Вокально-инструментальное творчество К. Орфа. 8. Камерно-инструментальное творчество композиторов французской «шестерки». 9. Симфоническое творчество О. Мессиана. 10. Фортепианное творчество О. Мессиана. 11. Опера «Порги и Бесс» Дж. Гершвина. 12. «Военный реквием» Б. Бриттена. 13. Жанры английской музыки XX в. 14. Жанры итальянской музыки XX в. 15. Оперное творчество С.С. Прокофьева. 16. Симфоническое творчество С.С. Прокофьева. 17. Балетное творчество С.С.Прокофьева. 18. Основные жанры в творчестве С.С. Прокофьева. 19. Творчество Д.Д. Шостаковича. 20. Основные жанры в творчестве Д.Д. Шостаковича. 21. Творчество Г.В. Свиридова. 22. Основные жанры в творчестве Г.В. Свиридова. 23. Творчество А.Г. Шнитке. 24. Основные жанры в творчестве А.Г. Шнитке. 25. Творчество Р.К. Щедрина. 26. Основные жанры в творчестве Р.К. Щедрина. Литература Тема 1 Основная 1. Лаул Р. О творческом методе А. Шенберга // Вопросы теории и эстетики музыки. Л., 1969. Вып. 9. 2. Михайлов Ал.В. Возвращение к естественности // Советская музыка. 1985. №7. 3. Павлишин С. Творчество А. Шенберга, 1899–1908 гг. // Музыка и современность. М., 1969. Вып. 6. 4. Соллертинский И.И. Арнольд Шенберг. Л. 1934. 5. Тараканов М.Е. Музыкальный театр А. Берга. М., 1976. 6. Холопов Ю. О трех зарубежных системах гармонии // Музыка и современность. М., 1966. Вып. 4. 7. Холопова В. О композиционных принципах скрипичного концерта А. Берга // Музыка и современность. М., 1969. Вып. 6. 8. Шахназарова Н. Об эстетических взглядах Шенберга // Кризис буржуазной культуры и музыка. М., 1973. Вып. 2. 9. Шнеерсон Г. О письмах Шенберга. // Музыка и современность. М., 1966. Вып. 4. Дополнительная 1. Друскин М. О Веберне // О западно-европейской музыке ХХ века. М., 1973. 2. Кудряшев Ю. Некоторые черты художественного мировоззрения А. Веберна // Кризис буржуазной культуры и музыки. М., 1973. Вып. 2. 3. Холопова В., Холопов Ю. А. Веберн. М., 1984. Тема 2 Основная 1. Кодай З. Избранные статьи. М., 1982. 2. Нестьев И. Бела Барток. Жизнь и творчество. М., 1969. 3. Сабольчи Б. История венгерской музыки. Будапешт, 1964. 4. Уйфалуши Й. Бела Барток. Жизнь и творчество. Будапешт, 1971. Дополнительная 1. Барток Б. О значении народной музыки // Советская музыка. 1965. № 2. 2. Головинский Г. Композитор и фольклор. М., 1981. Тема 3 Основная 1. Левая Т.Н., Леонтьева О.Т. П. Хиндемит. М., 1974. 2. Музыка XX века. Очерки. Ч. 2. Кн. 4. М., 1984. Дополнительная 1. П. Хиндемит. Статьи и материалы. М., 1979. Тема 4 1. Леонтьева О.К. Орф. М., 1984. 2. Музыка XX века. Очерки. Ч. 2. Кн. 4. М., 1984. Тема 5 1. Дюмениль Р. Современные французские композиторы группы «Шести» Л., 1964. 2. Филенко Г. Французская музыка 1-й половины XX века. М., 1983. 3. Ф. Пуленк. Я и мои друзья. Л., 1977. Тема 6 1. Екимовский В. О. Мессиан. М., 1987. 2. Мелик-Пашаева К.Л. Творчество О. Мессиана. М., 1987. 3. Музыка XX века. Очерки. Ч. 2. Кн. 4. М., 1984. Тема 7 1. Волынский Э. Гершвин. М., 1988. 2. Григорьев Л., Платек Я. Дж. Гершвин. М., 1956. 3. Ивашкин А. Чарльз Айвз и музыка XX века. М., 1989. 4. История зарубежной музыки XX век. М., 2005. 5. Конен В.Д. Пути американской музыки. М., 1977. Тема 8 1. История зарубежной музыки XX век. М., 2005. 2. Ковнацкая Л. Английская музыка XX века. М., 1986. 3. Ковнацкая Л. Бенджамин Бриттен. М., 1974. Тема 9 1. Берио Л. Постижение музыки – это работа души // Советская музыка. 1989. № 1. 2. Богоявленский С.С. Итальянская музыка 1-й половины XX века. Л., 1986. 3. Божич Р. Луиджи Ноно в зеркале времени // Советская музыка. 1991. № 7. 4. Игнашева О. Луиджи Даллапиккола об опере и о себе // Советская музыка. 1983. №6. 5. История зарубежной музыки XX век. М., 2005. 6. Кириллина Л.В. Итальянская опера 1-й половины XX века. М., 1996. Тема 10 Основная 1. Мартынов И. Сергей Прокофьев. Жизнь и творчество. М., 1974. 2. Нестьев И. Жизнь Прокофьева. М., 1975. 3. Прокофьев. Автобиография. М., 1982. Дополнительная 1. Асафьев Б.В. Третий фортепианный концерт Прокофьева // Асафьев Б.В. Избранные труды. М., 1967. 2. Алфеевская Г. Третья соната – «Царевна-лягушка» // Музыкальная академия. 2000. №2. 3. Василенко С. Балеты Прокофьева. М.-Л., 1965. 4. Данько Л. Оперы С. Прокофьева. М., 1963. 5. Дельсон В. Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева. М., 1973. 6. Никитина Л. «Огненный ангел» С. Прокофьева как метафора русского Эроса // Отечественная музыкальная культура XX века. К итогам и перспективам. М., 1993. 7. Орджоникидзе Г. Фортепианные сонаты Прокофьева. М., 1971. 8. Полякова Л. «Война и мир» С.С. Прокофьева. М., 1971. 9. Слонимский С. Симфонии Прокофьева. М.-Л., 1964. 10. Степанов О. Театр масок в опере С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». М., 1972. Тема 11 Основная 1. Данилевич Л. Дмитрий Шостакович. Жизнь и творчество. М., 1980. 2. Мейер К. Шостакович: жизнь, творчество, время. СПб., 1998. 3. Сабинина М. Шостакович-симфонист. М., 1976. 4. Шостакович: между мгновениями и вечностью. Документы, материалы, статьи. СПб., 1993. Дополнительная 1. Бобровский В. Камерно-инструментальные ансамбли Шостаковича. М., 1971. 2. Мартынов И.И. Шостакович. М., 1970. 3. Богданова А. «Катерина Измайлова» Д. Шостаковича. М., 1968. 4. Орджоникидзе Г. Казнь Степана Разина // Музыка и современность. М., 1966. Вып. 4. 5. Паисов Ю. Пятнадцатая симфония Д. Шостаковича // Музыкальный современник. М., 1979. Вып.3. 6. Цукер А. Тема народа у Шостаковича и традиции Мусоргского // Вопросы теории и эстетики музыки. Л., 1971. Вып.10. Тема 12 Основная 1. Книга о Свиридове. Размышления, высказывания, статьи, заметки. М., 1983. 2. Свиридов Г.В. Музыка как судьба / Сост. А. Беленькая. М., 2002. 3. Сохор А. Георгий Свиридов. М., 1972. 4. Сохор А. Музыкальная драматургия вокально-симфонических произведений Свиридова // Музыкальный современник. М., 1979. Вып. 3. Дополнительная 1. Живов В. «Патетическая оратория» Свиридова. М., 1973. 2. Измайлова Л. Посвящается Пушкину (концерт для хора Г. Свиридова) // Музыка России. М., 1982. Вып. 4. 3. Нестьев И. «Пушкинский венок» Свиридова // Советская музыка. 1980. №1. 4. Полякова Л. «Курские песни» Г.В. Свиридова. М., 1970. 5. Полякова Л. Вокальные циклы Свиридова. М., 1971. 6. Элик М. Поэма «Памяти Сергея Есенина» Г. Свиридова. М., 1971. Тема 13 Основная 1. Альфреду Шнитке посвящается. М., 2001. Вып.2. 2. Савенко С. Портрет художника в зрелости (А.Г. Шнитке) // Советская музыка. 1981. № 9. 3. Холопова В. Композитор Альфред Шнитке. М., 2003. 4. Холопова В., Чигарева Е. Альфред Шнитке. Очерк жизни и творчества. М., 1990. Дополнительная 1. Ивашкин А. Вторая симфония А. Шнитке: Аннотация к концерту. М., 30.01.1981. 2. Ивашкин А. Реквием А. Шнитке: Аннотация к концерту. М., 16.04.1980. 3. Савенко С. «Пер Гюнт» А. Шнитке: Аннотация к концерту. М., 1989. Тема 14 Основная 1. Тараканов Е. Творчество Родиона Щедрина. М., 1980. 2. Холопова В. Путь к центру. Композитор Родион Щедрин. М., 2000. Дополнительная 1. Алфеевская Г. Бизе – Щедрин. Кармен-сюита //Алфеевская Г. Кармен. Интонации и смыслы. М., 2004. 2. Дьячкова Л. Оратория Щедрина «Ленин в сердце народном» //Музыка и современность. М., 1974. Вып. 8. 3. Косачева Р. Многоликость мира художника (заметки о драматургии и образном строе Третьего концерта Р. Щедрина) // Музыка России. М., 1976. Вып. 1. 4. Лихачева И. 24 прелюдии и фуги Р. Щедрина. М., 1978. 5. Лихачева И. Музыкальный театр Родиона Щедрина. М., 1977. 6. Лихачева И. Опера «Мертвые души» Р. Щедрина: Путеводитель. М., 1981.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.45.187 (0.021 с.) |