Тема 4. Орф и неопримитивизм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Орф и неопримитивизм



Особое место Карла Орфа (1895–1982) в музыке ХХ в. и немецкой музыке. Позднее творческое созревание (только к 40-м гг.), опробование и отказ от сложных художественных стилей и систем. Увлечение в юности творчеством К. Дебюсси. Изучение в 1920 г. старых мастеров (Лассо, Палестрина, Габриели, Монтеверди) под руководством композитора-полифониста Генриха Камински. Важная роль основанной Орфом в 1924 г. школы гимнастики, музыки и танца, создание им своей педагогической системы и сборника Шульверк в 5 томах (материал для простейших форм детского музицирования). Создание собственной редакции «Орфея» Монтеверди (1925).

Основные произведения: трилогия «Триумфы»: «Кармина бурана», «Катулли кармина», «Триумф Афродиты» (текст Сафо и Катулла, 1936, 1942, 1951); две музыкальные пьесы по сказкам братьев Гримм: «Луна» (1938) и «Умница» (1942); античная трилогия: «Антигона», «Эдип-царь» (обе по Софоклу), «Прометей» (Эсхил) (1948, 1959, 1967); «Хитрецы» (баварская комедия, 1952); «Комедия о Воскресении Христа» (пасхальная мистерия, 1955); «Игра о Рождестве Младенца» (рождественская мистерия, 1960); «Сон в летнюю ночь» (пьеса Шекспира, 1962); «Комедия о конце времен» (на древнегреческом языке, 1971). Всего более 15 сценических произведений.

 

Тема 5. Французская «шестерка»

Появление во Франции после Первой мировой войны группы молодых композиторов, отрицавших и романтизм, и импрессионизм Дебюсси и таким образом боровшихся за художественную независимость. Эпатажность, легкожанровость и (или) урбанистическая жесткость (роль политональности) их раннего творчества – и приход к серьезным темам и жанрам в годы зрелости.

Состав «шестерки»: А. Онеггер (1892–1955), Д. Мийо (1892–1974), Ф. Пуленк (1899–1963), Ж. Орик (1899–1983), Л. Дюрей (1888–1979), Ж. Тайефер (1892–1983).

Масштаб творчества Артура Онеггера как театрального композитора и как симфониста. Швейцарское происхождение. Учеба в Парижской консерватории (1911–1916) вместе с Мийо. Ранние оркестровые пьесы, шокировавшие публику; особенно два «симфонических движения»: «Пасифик 231» (1923) и «Регби» (1928) и третье (1933) без названия. Оперы 20-х гг., принесшие Онеггеру успех: «Царь Давид» (драматический псалом, 1921; оратория, 1923; опера-оратория, 1924), «Юдифь» (1926), «Антигона» (музыка к спектаклю, 1922; опера, 1927). Зрелые сценические оратории (новаторский жанр в духе времени) 30-х гг., поднимающие важнейшие, вечные темы, сотрудничество с поэтом П. Клоделем: «Крики мира» (1931), «Жанна д’Арк на костре» (1935), «Николя из Флюэ» (1939), «Пляска мертвых» (1940). Огромная популярность оперетты «Приключения короля Позоля» (1930) (более 400 представлений только первой постановки).

Начало работы над симфониями (Первая, 1930) и расцвет симфонического творчества в 40-е гг. (Вторая для струнных, 1941; Третья «Литургическая», 1946; Четвертая «Базельские удовольствия», 1946). Лаконизм формы (все симфонии трехчастные), насыщенное развитие, драматизм Второй и Третьей, жанровое просветление Четвертой. Трагедийность и пессимизм позднего Онеггера – Пятая симфония Di tre re, 1950; Монопартита для оркестра, 1951. Концерты и камерные ансамбли Онеггера.

Дариус Мийо. Начало сотрудничества с П. Клоделем еще до Первой мировой войны, поездка с ним в Бразилию (1916–1918). Жизнь в США в 1939–1945 гг.

Огромная творческая продуктивность Мийо: 15 опер, 17 балетов, 12 больших и 6 ранних камерных симфоний, оркестровые сюиты, 12 концертов, 18 струнных квартетов (всего более 50 ансамблей), более 70 произведений для хора и голоса с сопровождением, 25 произведений для фортепиано и двух фортепиано (знаменитые «Бразильские танцы», «Скарамуш», «Карнавал в Новом Орлеане»), песни.

Выделяются: трилогия «Орестея» по Эсхилу в обработке Клоделя – музыка к спектаклям «Агамемнон» (1913), «Хоэфоры» (1914), «Эвмениды» (1922); оперы монументальных размеров («Христофор Колумб», 1928; «Максимилиан», 1930; «Боливар», 1943). Опера «Давид» (1953, премьера в Иерусалиме на древнееврейском языке). Ранние балеты («Бык на крыше», 1919; «Сотворение мира», 1923; «Голубой вагон», 1924). Симфонии № 3 (Te Deum, c хором, 1946) и № 4 (1947, к 100-летию революции 1848 г., пять частей с программными названиями), «Провансальская сюита» для оркестра (1936).

Франсис Пуленк. Ранняя известность благодаря легким, жизнерадостным вокально-инструментальным циклам «Негритянская рапсодия» (1917) и «Зверинец» (1919). Учеба у известного композитора Ш. Кёклена.

Небольшое количество произведений во всех жанрах. Роль песенной лирики (около 50 романсов и песен, очень популярных во Франции, титул «французский Шуберт»). Ранние балеты («Лани», 1924; «Утренняя серенада» и фортепианный концерт, 1929) и концерты для клавесина («Сельский», 1928) и для двух фортепиано (1932). Выдающиеся хоровые произведения (кантата «Засуха», 1937, и антивоенная кантата для двойного хора a capella «Лик человеческий», 1943), особенно духовные (Месса, 1937; Stabat Mater, 1951; четыре мотета на Рождество, 1952; Gloria, 1959), в которых найден неповторимый простой и выразительный стиль. Своеобразие каждой из трех опер: пародийно-эпатажная «Груди Терезия» (1947), религиозно-трагедийная «Диалоги кармелиток» (1957) и камерная лирическая моноопера «Человеческий голос» (1959). Другие произведения зрелого стиля: третий, последний, балет «Примерные животные» (1942), сольные канаты (без хора) «Бал-маскарад» (1932) и «Дама из Монте-Карло» (1961), концерты для органа, струнных и литавр (1938) и для фортепиано (1949), фортепианный секстет (с духовыми, 1939), камерные сонаты, особенно три последние – флейтовая, кларнетовая и гобойная (1956, 1962, 1962).

Другие члены «шестерки». Балеты Жоржа Орика «Докучные» (1923), «Матросы» (1925) для С.П. Дягилева и «Федра» (1950) (по Расину). Камерные ансамбли Луи Дюрея (три квартета – 1917, 1922, 1928),члена компартии, известного также хорами и песнями. Наиболее известные произведения Жермен Тайефер – балет «Продавец птиц» (1923), скрипичная соната №1 (1924), оркестровая увертюра (1932).

Тема 6. О. Мессиан

Оливье Мессиан (1908–1992) – композитор, органист, пианист, дирижер, поэт, педагог (класс гармонии, анализа и эстетики музыки, композиции), один из крупнейших теоретиков. Важнейшие труды: «Техника моего музыкального языка» (1944), «Трактат о ритме, цвете и орнитологии» (1949–1992).

Ассимилировал некоторые художественные принципы и приемы как старых эпох (например, аrs nova), так и своих предшественников – Дебюсси и Равеля. Особое значение в его творчестве принадлежит григорианскому хоралу. Масса открытий в области ладовой, ритмической, тембровой сторон музыки, техники композиции. Основные темы творчества: религиозная, восточная и птичья – часто переплетены.

Первый период (1926–1944). Жанровое разнообразие. В основном церковная музыка для органа: «Явление предвечной церкви» (1932), «Вознесение» – две версии: для органа и для оркестра (1933), «Рождество Господне» (девять медитаций для органа, 1935), «Тела нетленные» (1939), Месса для четырех сопрано и четырех скрипок (1933) и др. Вокальные сочинения: «Вокализ», «Поэмы для Ми» (для голоса и фортепиано, 1936). «Песни земли и неба» (1938). Квартет на конец времени (1941). «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» для фортепиано (1944).

Второй период (1945–1953). «Ярави, песнь любви и смерти» (для сопрано и фортепиано, 1945); «Турангалила-симфония» (1948). «Четыре ритмических этюда» (1949–1950). Интерес к сонорике, эксперименты в области конкретной музыки: тембры – длительности.

Третий период (1953–1960). Новые приемы игры на фортепиано, новые тембры, краски, агогические приемы. «Каталог птиц» (1958).

Последний период (1960–1988). Синтез всех направлений. Создание крупномасштабных сочинений в разных жанрах. «Девять медитаций на таинство Святой Троицы» (1969). «Святой Франциск Ассизкий» – опера ораториального плана на собственное либретто (1983) и «Книга Святого Причастия» (монументальный многочастный цикл, 1988) – итог творческого пути.

 

Тема 7. Музыка США

Джордж Гершвин (1898–1937)–американский композитор, пианист. Систематического образования не получил. Сочетание элементов джазовой импровизации и афроамериканского фольклора, американской эстрадной музыки и различных форм европейской музыки (Рапсодия в блюзовых тонах для фортепиано с оркестром, 1924; Концерт для фортепиано с оркестром, 1925; прелюдии для фортепиано, 1926), французского импрессионизма, веризма, балладной оперы. Приобрел известность благодаря своим бродвейским мюзиклам, тексты к которым писал его брат Айра Гершвин. В музыкально-сценических сочинениях нередко обращается к злободневным темам.

Вершина творчества – опера «Порги и Бесс» (1935), охватывающая различные музыкальные жанры. В 1936 г. приезжает в Голливуд, знакомится с А. Шёнбергом, пишет песни для нескольких кинофильмов.

Чарльз Айвз (1874–1954) – американский композитор. Ученик Х. Паркера. В 1889–1902 гг. – органист в различных церквях, в 1907–1929 гг. – занятия композицией в свободное от руководства страховой компанией в Нью-Йорке время.

В творчестве находит отражение философия трансцендентализма. Выработал своеобразный творческий стиль, независимый от европейских традиций. Синтез популярной и профессиональной музыки, сплав разнородных элементов неоднородной американской культуры. Использовал новаторские приемы, многие из которых предвосхитили искания композиторов Западной Европы, в том числе четвертитоновую систему, серийную технику; политональность, алеаторику, коллаж и др.

Основные произведения: кантата «Небесная страна» (1889), пять симфоний (1898–1915), сюиты, камерно-инструментальные ансамбли, две фортепианные сонаты, пьесы для органа и др.

Эдгар Варез (1883–1965) – американский композитор, француз по национальности, музыкально-общественный деятель, дирижер. Ученик А. Русселя, д’Энди. С 1915 г. жил в Нью-Йорке, в 1928–1933 гг. вернулся в Париж. Один из основателей Международной гильдии композиторов (1921), Панамериканской ассоциации композиторов (1928). Занимался поиском новых музыкальных звучаний. Считал музыку «организованным шумом». Основные сочинения: «Гипериризма» для духовых и ударных (1923); «Интегралы» для камерного оркестра и ударных (1925); «Ионизация» для 13 исполнителей-ударников – первое в западной музыке самостоятельное произведение, не содержащее звуков определенной высоты; «Экваториал» для органа, труб, тромбона, двух волн Мартено и баса (1934). Автор работ по электронной музыке и музыкально-критических статей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.136 (0.008 с.)