Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Составитель кандидат искусствоведения доцент Заднепровская Г.В.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. XX ВЕК программа дисциплины цикла ОПДВ по направлению подготовки бакалавров 031700.62 «Изящные искусства» Составитель кандидат искусствоведения доцент Заднепровская Г.В. Пояснительная записка I. Введение Цель курса – создать у студентов целостное представление о крупном срезе современной культуры – музыке XX в. – как исторически развивающемся, тесно связанном с социальными и общекультурными процессами явлении. Такой подход может способствовать глубокому осознанию явлений современности в их связи с традициями и создавать прочные предпосылки для научной и практической деятельности студентов факультета искусств Московского университета. Задачи курса – привить студентам интерес к созданной в ХХ столетии музыке, научить понимать ее язык, образный строй, приобщить студентов к этому пласту музыкальной культуры. Из педагогической практики хорошо известно, что большинство студентов испытывает сложности разного характера при изучении и прослушивании современной музыки. Они касаются как эстетических и философских аспектов осмысления сочинений современных композиторов, так и восприятия музыкального языка. Дать студентам ключ к их пониманию – одна из главных задач курса. В основе программы – изучение творчества композиторов, значение которых для истории мировой культуры уже не вызывает сомнения. Это композиторы Новой венской школы, Хиндемит, Барток, Кодай, французская «шестерка», Бриттен, Гершвин, Варез, Мессиан, Штокхаузен, Прокофьев, Шостакович, Свиридов, Шнитке, Щедрин и др. В итоге изучения курса студенты должны: иметь представление об историческом процессе становления и развития современной музыки и различных ее жанров; представлять себе основную проблематику, затрагиваемую в сочинениях композиторов XX в. Основу данного курса составляют монографические темы. Объясняется это прежде всего малой изученностью материала. Монографический характер построения курса открывает возможность более тщательного и подробного изучения творчества отдельных композиторов. Вместе с тем такой подход к освоению материала позволяет в дальнейшем обобщить факты и составить целостное представление о том или ином направлении в музыке XX в. В монографических темах акцент делается на особенностях творческого мышления композитора, специфике проблематики, анализе образного строя и музыкального языка сочинений. При этом творчество в целом рассматривается в контексте направления, к которому принадлежит автор, с учетом исторических и социальных реалий. Большое внимание уделяется изучению различных жанров современной музыки, поскольку каждый композитор чем-то обогатил тот или иной жанр. Требования к уровню освоения курса Основная форма учебных занятий – практические занятия. Текущий контроль усвоения знаний осуществляется путем разбора конкретных сочинений композиторов ХХ в., оценки рефератов, исследовательских и контрольных работ. Студенты должны уметь: ориентироваться в каждом изучаемом музыкально-историческом периоде; определить на слух произведение по данному фрагменту; определить на слух стиль композитора. Студенты должны знать основные направления и основные этапы развития музыки XX в.; творчество основных представителей композиторских школ; основные закономерности важнейших музыкальных жанров (опера, балет, оратория, кантата, концерт, соната, симфония, романс и др.). Самостоятельная работа студентов по освоению теоретического материала обеспечивается вопросами для самоконтроля по каждой теме. Формами самостоятельной работы студента могут быть: написание научных рефератов и докладов по отдельным проблемам музыки ХХ в. с использование рекомендуемого списка учебной и научной литературы; выполнение контрольных работ и др. Контроль знаний студентов осуществляется путем опроса на семинарских занятиях, написания контрольных работ, проведения итогового зачета по окончании курса.
II. Тематический план учебной дисциплины
Программа курса Раздел I. Зарубежная музыка XX в. Тема 1. Новая венская школа Общая эволюция от позднего романтизма к экспрессионизму, а затем обращение к серийной технике. Индивидуальный стиль композиторов, особенно заметный при сравнении Берга и Веберна. Глава школы Арнольд Шёнберг (1874–1951). Самый старший из них. Позднеромантический период (1899–1907) был продолжительным и плодотворным. Наиболее значительные произведения: струнный секстет «Просветленная ночь», «Песни Гурре» для солистов, хора и оркестра, большая симфоническая поэма «Пеллеас и Мелизанда», два струнных квартета, шесть сборников песен, хоры. Первая камерная симфония (1907). Второй период (1908–1917) – экспрессионизм как сформировавшееся музыкальное направление (приближение к экспрессионизму Р. Штрауса, Г. Малера и др.). Открытие нового «разговорного пения». Самый показательный пример второго периода – «Лунный Пьеро» (1912), 21 стихотворение (мелодрамы) для голоса и ансамбля из пяти исполнителей. Здесь же две музыкальные драмы: «Ожидание» (1909) и «Счастливая рука» (1913), инструментальные сочинения – пять пьес для оркестра ор. 16 и фортепианные пьесы op. 11 и op. 19. Возвращение к творчеству после перерыва (1917–1921). Пять пьес для фортепиано ор. 23, Серенада для камерного ансамбля и голоса ор. 24 (закончены в 1923). Первые додекафонные сочинения – Сюита для фортепиано ор. 25 (1923), духовой Квинтет ор. 26 (1924), Сюита для фортепиано, кларнетов и струнных ор. 29 (1925), Третий квартет (1927), Вариации для оркестра ор. 31 (1928). Работа в начале 30-х гг. над оперой на собственное либретто «Моисей и Аарон». Свободное смешение разных стилей и техник в последний период (после переезда в США в конце 1933 г.): тональная музыка, атональность, додекафония. Возвращение к тональности в Сюите для струнных соль мажор (1934), Второй камерной симфонии ор. 39 (1938), Вариациях для органа ре минор ор. 40 (1940). Примеры свободной додекафонии – Четвертый квартет, Скрипичный и Фортепианный концерты, Струнное трио, Фантазия для скрипки и фортепиано. Выдающееся значение антифашистской кантаты «Уцелевший из Варшавы» для чтеца (вариант «разговорного пения»), мужского хора и оркестра. Творческое наследие Альбана Берга (1885–1935) небольшое по объему – около 15 сочинений. Тональный период, как и у Веберна, очень короток и представлен одним законченным произведением – Сонатой для фортепиано ор. 1 (1908). Атонально-экспрессионистический стиль наиболее полно выражен в Струнном квартете (1910), Пяти оркестровых песнях (1912), Трех пьесах для оркестра (единственная в своем роде экспрессионистическая симфония, 1914), Камерном концерте для фортепиано, скрипки и 13 духовых (1925) и особенно в опере «Воццек», которую он писал шесть лет (1915–1921). Серийность в наибольшей степени проявляется в «Лирической сюите» (1926), Скрипичном концерте (1935) и неоконченной опере «Лулу». Особое место Антона Веберна (1883–1945) среди нововенцев: меньшая роль экспрессионизма, особый, отрешенно-созерцательный стиль лучших сочинений, ассоциирующихся с горными пейзажами, звездным небом, и отличающихся хрупкими хрустальными звучностями. Намеренный уход от реальности, антагонизм его творчества и бесчеловечной действительности. Роль математических формул и законов симметрии в творчестве Веберна, невиданный лаконизм (все наследие умещается на трех компакт-дисках). Приверженность додекафонии, доведение ее до сериальности. Пять пьес для струнного квартета ор. 5 (1909), шесть пьес для оркестра ор. 6 (1909), шесть багателей для квартета op. 9 и пять пьес для оркестра op. 10 (1911–1913). Большой вокальный период (ор. 12–19) (1915–1925), освоение додекафонии. Лучшие произведения Веберна: Симфония ор. 21 (для камерного состава, 1927–1928), Концерт для девяти инструментов ор. 24 (1931–1934), Три песни ор. 25 (1934), Вариации для фортепиано ор. 27 (1935–1936), Вариации для оркестра ор. 30 (1940, присутствуют драматические военные отголоски), три кантаты («Свет глаз» ор. 26, 1935; №1 ор. 29, 1938–1939; №2 ор. 31, 1941–1943).
Тема 6. О. Мессиан Оливье Мессиан (1908–1992) – композитор, органист, пианист, дирижер, поэт, педагог (класс гармонии, анализа и эстетики музыки, композиции), один из крупнейших теоретиков. Важнейшие труды: «Техника моего музыкального языка» (1944), «Трактат о ритме, цвете и орнитологии» (1949–1992). Ассимилировал некоторые художественные принципы и приемы как старых эпох (например, аrs nova), так и своих предшественников – Дебюсси и Равеля. Особое значение в его творчестве принадлежит григорианскому хоралу. Масса открытий в области ладовой, ритмической, тембровой сторон музыки, техники композиции. Основные темы творчества: религиозная, восточная и птичья – часто переплетены. Первый период (1926–1944). Жанровое разнообразие. В основном церковная музыка для органа: «Явление предвечной церкви» (1932), «Вознесение» – две версии: для органа и для оркестра (1933), «Рождество Господне» (девять медитаций для органа, 1935), «Тела нетленные» (1939), Месса для четырех сопрано и четырех скрипок (1933) и др. Вокальные сочинения: «Вокализ», «Поэмы для Ми» (для голоса и фортепиано, 1936). «Песни земли и неба» (1938). Квартет на конец времени (1941). «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» для фортепиано (1944). Второй период (1945–1953). «Ярави, песнь любви и смерти» (для сопрано и фортепиано, 1945); «Турангалила-симфония» (1948). «Четыре ритмических этюда» (1949–1950). Интерес к сонорике, эксперименты в области конкретной музыки: тембры – длительности. Третий период (1953–1960). Новые приемы игры на фортепиано, новые тембры, краски, агогические приемы. «Каталог птиц» (1958). Последний период (1960–1988). Синтез всех направлений. Создание крупномасштабных сочинений в разных жанрах. «Девять медитаций на таинство Святой Троицы» (1969). «Святой Франциск Ассизкий» – опера ораториального плана на собственное либретто (1983) и «Книга Святого Причастия» (монументальный многочастный цикл, 1988) – итог творческого пути.
Тема 7. Музыка США Джордж Гершвин (1898–1937)–американский композитор, пианист. Систематического образования не получил. Сочетание элементов джазовой импровизации и афроамериканского фольклора, американской эстрадной музыки и различных форм европейской музыки (Рапсодия в блюзовых тонах для фортепиано с оркестром, 1924; Концерт для фортепиано с оркестром, 1925; прелюдии для фортепиано, 1926), французского импрессионизма, веризма, балладной оперы. Приобрел известность благодаря своим бродвейским мюзиклам, тексты к которым писал его брат Айра Гершвин. В музыкально-сценических сочинениях нередко обращается к злободневным темам. Вершина творчества – опера «Порги и Бесс» (1935), охватывающая различные музыкальные жанры. В 1936 г. приезжает в Голливуд, знакомится с А. Шёнбергом, пишет песни для нескольких кинофильмов. Чарльз Айвз (1874–1954) – американский композитор. Ученик Х. Паркера. В 1889–1902 гг. – органист в различных церквях, в 1907–1929 гг. – занятия композицией в свободное от руководства страховой компанией в Нью-Йорке время. В творчестве находит отражение философия трансцендентализма. Выработал своеобразный творческий стиль, независимый от европейских традиций. Синтез популярной и профессиональной музыки, сплав разнородных элементов неоднородной американской культуры. Использовал новаторские приемы, многие из которых предвосхитили искания композиторов Западной Европы, в том числе четвертитоновую систему, серийную технику; политональность, алеаторику, коллаж и др. Основные произведения: кантата «Небесная страна» (1889), пять симфоний (1898–1915), сюиты, камерно-инструментальные ансамбли, две фортепианные сонаты, пьесы для органа и др. Эдгар Варез (1883–1965) – американский композитор, француз по национальности, музыкально-общественный деятель, дирижер. Ученик А. Русселя, д’Энди. С 1915 г. жил в Нью-Йорке, в 1928–1933 гг. вернулся в Париж. Один из основателей Международной гильдии композиторов (1921), Панамериканской ассоциации композиторов (1928). Занимался поиском новых музыкальных звучаний. Считал музыку «организованным шумом». Основные сочинения: «Гипериризма» для духовых и ударных (1923); «Интегралы» для камерного оркестра и ударных (1925); «Ионизация» для 13 исполнителей-ударников – первое в западной музыке самостоятельное произведение, не содержащее звуков определенной высоты; «Экваториал» для органа, труб, тромбона, двух волн Мартено и баса (1934). Автор работ по электронной музыке и музыкально-критических статей. Тема 10. С.С. Прокофьев Сергей Сергеевич Прокофьев (1891–1953). Три периода его жизни и творчества: ранний – русский (до отъезда за границу в 1918 г.), зарубежный и советский – с 1933 г., возвращение на родину. Ранний период творчества (1908–1918) – яркая индивидуальность, художник-новатор. Жанровое многообразие: фортепианные концерты (1-й и 2-й) и сонаты (с 1-й по 4-ю), фортепианные циклы Сарказмы (1914) и Мимолетности (1917), Классическая симфония (1917), «Скифская сюита» (1915), опера «Игрок» (1929), балет «Сказка про шута» (1921), вокальная сказка «Гадкий утенок» (1914), цикл романсов на стихи А. Ахматовой (1916). Главенство жанров фортепианной музыки. Творческое общение с Каратыгиным, Шаляпиным, Дягилевым, Стравинским, Маяковским, Горьким. Зарубежный период (1918–1933) – активная концертная и композиторская деятельность (Япония, США, Германия, Великобритания, Канада, Бельгия, Италия, Испания, Чехословакия). Общение с музыкантами, художниками, артистами (Стоковский, Фуртвенглер, Пикассо, Лифарь, Кусевицкий, Монте). Оперы «Любовь к трем апельсинам» (1921), «Огненный ангел» (1927), балеты «Стальной скок» (1927), «Блудный сын» (1929), II, III, IV симфонии, 3-й, 4-й и 5-й фортепианные концерты, 5-я соната для фортепиано. Новая редакция и постановка оперы «Игрок» и балета «Сказка про шута». Преобладание музыкально-театральных жанров. Постановка оперы «Любовь к трем апельсинам» в Ленинграде в 1926 г., поездка в СССР в 1927-м, где с триумфом прошли его концерты. Поездки в Москву в 1929-м, 1932-м. Возвращение на Родину в 1933 г., работа педагогом-консультантом в Московской консерватории. Третий – советский период творчества (1934–1953). Отечественная, историческая и современная тематика. Отражение русской истории в музыке к кинофильмам «Александр Невский» (1939) и «Иван Грозный», к спектаклю «Борис Годунов», в опере «Война и мир» (1943). Гражданская и Великая Отечественная войны в операх «Семен Котко» (1940) и «Повесть о настоящем человеке» (1948). Тема революции в кантате к XX-летию Октября (1937), тема борьбы за мир – в оратории «На страже мира» (1950). Музыка к спектаклям «Египетские ночи», «Борис Годунов», «Евгений Онегин», к кинофильму «Пиковая дама». Балеты «Ромео и Джульетта» (1938), «Золушка» (1945), фортепианные сонаты (6-я – 9-я), симфонии (V–VII), симфония-концерт для виолончели с оркестром (1950), симфоническая сказка «Петя и волк», лирико-комедийная опера «Обручение в монастыре» (1940). Значение ораториального жанра в поздний период творчества. Тема 11. Д.Д. Шостакович Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906–1975).Многообразие жанров: оперы, балеты, симфонии, концерты, вокальные, хоровые, камерные сочинения, киномузыка, оперетты. Истоки музыки Шостаковича – бытовые жанры («слезливый» романс, советская массовая песня, галоп, революционные гимны); жанры барокко (пассакалия, прелюдии и фуги, баховские медитативные арии); творчество Мусоргского, Малера. Этапы творческого пути Шостаковича. Первый – до середины 30-х гг. Ранние симфонии и основные музыкально-театральные сочинения. Второй этап – вторая половина 30-х – 40-е гг. Господство симфонического и камерно-инструментального жанров. Третий – 50-е – до начала 60-х гг.: создание музыки русской революции. Четвертый – с начала 60-х гг. Преобладание вокально-симфонических и камерно-вокальных сочинений. Ранний период: первые попытки сочинять музыку (1915), социальная тема («Гимн свободе», «Траурный марш памяти жертв революции»). Дипломная работа – I симфония – отражение мироощущения человека нового общества. Новый жанр – революционные симфонии: II и III – одночастные с хоровым завершением. Конец 20-х – середина 30-х гг. – период чрезвычайно активной работы в театре и кино: оперы «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда», балеты «Золотой век», «Светлый ручей» и «Болт», музыка к спектаклям «Клоп» Маяковского и «Гамлет» Шекспира, к кинофильмам «Новый Вавилон» и «Встречный». Дружба с В. Мейерхольдом, оказавшим большое влияние на музыкально-театральные сочинения композитора, в частности на его оперы. Критика в 1936 г. в печати оперы «Леди Макбет» и балета «Светлый ручей». Второй период. С 1936 г. и до конца жизни ведущий жанр его творчества – симфония. V симфония (1937) – образец зрелого стиля, содержащий многие черты, характерные для VII, VIII и X симфоний. Последняя из довоенных– VI симфония.Камерные сочинения – фортепианный квинтет. Музыка к кинофильмам: трилогия: «Юность Максима», «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона»; «Человек с ружьем», «Великий гражданин» и др. Годы войны – VII, VIII и IX симфонии, фортепианное трио памяти И.И. Соллертинского, первый скрипичный концерт. Третий период. 50-е гг. знаменуются созданием X симфонии, ряда квартетов, 24 прелюдий и фуг, написанных к 200-летию со дня смерти Баха, музыка к кинофильмам («Встреча на Эльбе», «Молодая гвардия», «Незабываемый 1919-й год», «Овод»), десяти хоровых поэм на слова русских революционных поэтов, получивших отражение в XI симфонии. Симфонии XI и XII посвящены событиям русских революций 1905 и 1917 гг. Последний период –тяготение к вокальному началу, обострение интонационного языка: XIII симфония(1962) для баса, хора басов и симфонического оркестра, поэма «Казнь Степана Разина» (1964) на стихи Е. Евтушенко. Две последние работы воплощают образ смерти. Музыка к кинофильмам «Гамлет» (1964) и «Король Лир» (1971), 15-й квартет, вокально-инструментальная сюита «Сонеты Микеланджело Буонарроти».
Тема 12. Г.В. Свиридов Георгий Васильевич Свиридов (1915–1998).Связь сосновополагающими традициями русской классической музыки. Тема России и народа. Глубоко национальные средства раскрытия этой темы. Основная жанровая категория музыки – песня (от коротких языческих попевок до протяжных лирических, от плача и причета до хлестких частушек, от знаменного распева до революционных гимнов). Жанрово-стилистическое богатство музыки Свиридова обусловлено тем, что она охватывает все песенные жанры русской фольклорной и профессиональной традиции, возникшие и утвердившиеся в разные периоды в русской культуре. Обращение к поэзии Есенина, Блока, Пушкина, Маяковского, Твардовского, Пастернака. Ведущие жанры творчества – камерно-вокальные и хоровые циклы. Песни на стихи Р. Бернсадля баса и фортепиано (1955). Девять песен: «Осень» (у Маршака –«Давно ли цвел зеленый дол»), «Возвращение солдата», «Джон Андерсен», «Робин», «Горский парень», «Финдлей», «Всю землю тьмой заволокло», «Прощай», «Честная бедность», посвященных преданности Родине, верности в дружбе и любви, трудолюбию, таланту, мечте о дружбе людей; любовная лирика. «Патетическая оратория» (1959). Текст оратории «смонтирован» из различных произведений Маяковского (поэма «Хорошо», стихотворения «Левый марш», «Наш марш», «Разговор с товарищем Лениным», «Необычайное приключение поэта, случившееся с ним летом на даче»). Состоит из семи частей: «Марш», «Рассказ о бегстве генерала Врангеля», «Героям Перекопской битвы», «Наша земля», «Здесь будет город-сад», «Разговор с товарищем Лениным», «Солнце и поэт». Исполнительский состав: ведущий солист-бас, в эпизоде – меццо-сопрано, смешанный хор из 160–200 певцов, оркестр с расширенным составом меди, орган, два рояля. Хоровая поэма «Памяти Сергея Есенина», певца старой России, ее деревни, природы. Колокольные звучания и разные звончатые элементы в этой поэме – ведущий жанрово-интонационный комплекс, выступают как символ есенинской Руси в музыке. Свиридов – преемник русской музыкальной традиции претворения колокольности, тесно связанной с жизнью народа. Традиции Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова, Стравинского. «Пушкинский венок» (1978) для хора a capella, за исключением двух центральных номеров на античную тематику. Избранные для цикла стихи охватывают весь временной диапазон творчества поэта – от юношеской «Наташи» (1814) до строф, написанных незадолго до смерти. Десять разнообразных по тематике, жанрам, хоровой фактуре номеров «сплетены» вместе. Свиридов определил жанр этого цикла как хоровой концерт. «Курские песни» (1963). Жанр кантаты. Обращение к фольклорным истокам. Обработка первоисточника, чтобы он соответствовал нормативам профессиональной музыки, т.е. в духе традиций русской классики. Кантата создана на основе подлинных народных песен, опубликованных в сборнике «Народные песни Курской области» (М., 1957). Песни собраны в 1954 г. экспедицией, возглавляемой А.В. Рудневой. Духовные сочинения последних лет.
Тема 13. А.Г. Шнитке Альфред Гарриевич Шнитке (1934–1998) – крупнейший композитор-новатор второй половины XX в. Проблематика творчества – философская и этическая. Соединение музыкальных явлений австро-немецкой (Шютц, Бах, Моцарт, Бетховен, Вагнер, Брукнер, Малер, Шенберг, Веберн) и русской традиций (древнее знаменное пение, торжественное концертное). Жанровые модели католической музыки (реквием, месса, страсти). Влияние Стравинского как отправная точка полистилистических исканий. Философско-этические традиции музыки, идущие от Шостаковича. Мастер полистилистики: коллаж, цитирование, стилевые аллюзии, жанры классической и популярной музыки, музыкальные символы духовности (например, тема-монограмма ВАСН). Полистилистика как конфронтация стилистически разнородных тематических построений (например, «История доктора Иоганна Фауста») и как стилистически сложный интонационный синтез (Хоровой концерт на стихи армянского монаха Х в. Григора Нарекаци). Многообразие жанров: хоровые произведения, балеты, оперы, музыка к спектаклям и 60 кинофильмам. Главная область творчества – инструментальная музыка: камерные сочинения, концерты, симфонии. Излюбленные интонационные комплексы (обертоновый ряд), микроинтервалика. Камерные сочинения: две сонаты для скрипки и фортепиано, инструментальные и вокально-инструментальные ансамбли, фортепианные сочинения, ансамбли необычного состава (Септет, Серенада и Гимны: I гимн – виолончель, арфа, литавры; II – виолончель, контрабас; III – виолончель, фагот, клавесин, колокола; IV – виолончель, контрабас, фагот, клавесин, арфа, литавры, колокола). 13 инструментальных концертов для разных составов. Concerto grosso № 1 (1977) из шести частей: Прелюдия, Токката, Речитатив, Каденция, Рондо и Постлюдия. Девять симфоний.Первая симфония (1972) создавалась параллельно с музыкой к последнему кинофильму М. Ромма «И все-таки я верю». Вторая (1980) написана под впечатлением посещения монастыря Сан-Флориан в австрийском городе Линц, где жил, работал и похоронен великий австрийский симфонист, автор многих духовных сочинений Антон Брукнер. Это симфония-месса для хора и большого оркестра. В произведении шесть частей: 1 – Kyrie, 2– Gloria, 3 и 4 – Credo, 5– Sanctus и Benedictus, 6 – Agnus Dei. Третья симфония(1981) написана на открытие нового концертного зала Гевандхауз в Лейпциге и посвящена австро-немецкой музыке, ее прошлому и настоящему. Обилие квазицитат, мотивы-символы, монограммы. Обертоновый ряд как основа. Четвертая симфония(1984, одночастная) написана для солистов и камерного оркестра или для симфонического оркестра, солирующих фортепиано, клавесина и челесты, певцов-солистов и хора. Пятая симфония(1988) – четырехчастный цикл для симфонического оркестра, сливается с жанром Concerto grosso. В конце творческого пути композитора симфония становится главенствующим жанром. В 90-е гг. были написаны Шестая, Седьмая, Восьмаяи незавершенная Девятая симфонии. Реквием для солистов, хора и восьми инструментов (1975). Кантата«История доктора Иоганна Фауста» ( 1983). Исполнительский состав: тенор (Рассказчик), бас (Фауст), контртенор и контральто (Мефистофель), смешанный хор (повествователь, ученики и друзья Фауста). Текст кантаты – две последние главы из первого печатного издания о Фаусте, которое называется «Народная книга. История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике» (1587). Концерт для смешанного хора на cтихи Г. Нарекаци (1983–1984) из «Книги скорби» в русском переводе. Сочинения для театра. Первый балет «Лабиринты» (либретто В. Васильева) (1971), сценическая композиция для пантомимы «Желтый звук» (либретто В. Кандинского) (1974). Балет «Эскизы» (хореографическая фантазия на темы Гоголя) (1985). Самое значительное балетное сочинение Шнитке – «Пер Гюнт» (либретто Д. Ноймайера по драме Г. Ибсена) (1987). В балете три акта, пролог и эпилог. По мнению Шнитке, Пер проходит три жизненных круга и четвертый – воображаемый, на который Ибсен только намекает. Оперы «Фауст» и «Джезуальдо», «Жизнь с идиотом» (либретто В. Ерофеева) – социальная сатира. Много музыки для драматического театра и кино. Для Театра на Таганке были написаны «Ревизская сказка» по Гоголю (на эту музыку в Большом театре ставился балет) и музыкальная притча «Доктор Живаго». Музыка к «Маленьким трагедиям» Пушкина в постановке М. Швейцера. Тема 14. Р.К. Щедрин Родион Константинович Щедрин (род. 1932) – художник объективного типа. Его музыка – не исповедь, не самовыражение, а эпический рассказ о мире контрастов и кричащих противоречий. Три ракурса его осмысления: фольклор, начало которого теряется в языческих временах; русская православная музыка в форме ее национально-самобытного пласта – знаменного распева, а также традиционно разрабатывающейся колокольности; русская классическая литература (Пушкин, Гоголь, Толстой, Чехов). Жанровое многообразие: оперы, балеты, симфонии, камерно-инструментальная музыка. Музыкальный театр как ведущий жанр. Проявление театральной природы дарования композитора во всех жанрах его творчества. Программность многих инструментальных сочинений. Первый период – до 1966 г. Частушка (до завершения Второй симфонии в 1965 г.) – один из основных жанров творчества; опера «Не только любовь» (1961); концерт для оркестра «Озорные частушки» (1963). Балет «Конек-горбунок» (1955) по сказке П. Ершова. В ранних фортепианных пьесах («Юмореска», «Тройка», «В подражание Альбенису», «Бассо остинато») и Первом концерте определился фортепианный стиль – токкатный, прокофьевский.Первая симфония (1958) близка Первому фортепианному концерту и состоит из трех частей – Рондо, Токката и Тема с вариациями. Опера «Не только любовь» (1965) по мотивам рассказов С. Антонова. Многообразие используемых жанров (страдания, лирические частушки, частушки-причеты и диалоги, бойкие, плясовые, откровенно насмешливые). Второй период открывают Второй фортепианный концерт (1966) и Вторая симфония. Интерес к технике современной композиции во всем многообразии ее выразительных средств. Фортепианные циклы прелюдий и фуг – 12 в диезных тональностях (1964) и 12 в бемольных (1970). Полифоническая тетрадь – 25 прелюдий (1972). Второй концерт для оркестра «Звоны» (1968). «Поэтория» (1968) – концерт для поэта в сопровождении женского голоса, хора и симфонического оркестра на стихи А. Вознесенского – продолжение жанра хоровых поэм Г.В. Свиридова «Памяти Сергея Есенина» и «Патетическая оратория». Оратория «Ленин в сердце народном» (1969) – дань традиционной для искусства советского периода ленинской теме. «Кармен-сюита» (1967) – оркестровая транскрипция оперы Бизе.«Анна Каренина» (1971) – крупнейшее достижение Щедрина в балетном жанре. Первое воплощение в балете персонажей романа Л. Толстого. Интенсивная симфонизация балета. Третий период творчества. Третий фортепианный концерт «Вариации и тема» (1973) отличают драматизм и экспрессивность образов. Поэма «Казнь Пугачева», Строфы из «Евгения Онегина» – для хора без сопровождения (1981). Опера «Мертвые души» (1976) – одна из вершин этого жанра в музыке XX в.; два духовно не соприкасающихся мира – народ и помещики. Полифонические сочинения, посвященные 300-летию со дня рождения И.С. Баха, – «Музыкальные приношения» для органа и камерного ансамбля (1983) и «Музыка для города Кёттена» для камерного оркестра (1985). Балет «Чайка» (1979) – развитие линии сюжетов русской классической литературы (Толстой, Гоголь, Чехов, Пушкин – строфы из «Евгения Онегина»). Три драматургических плана – символический, исторический и условно-реалистический. «Дама с собачкой» (1985) – одноактный балет по рассказу А. Чехова. Четвертый период – с начала 90-х гг. Два фортепианных концерта, первый имеет подзаголовок «Диезные тональности». Третья симфония «Лица русских сказок» (2000) – продолжение фольклорного направления в творчестве. Третий концерт для оркестра «Старинная музыка российских провинциальных цирков», Четвертый – «Хороводы» и Пятый – «Русские песни» развивают русскую тему. Хоровые сочинения – русская литургия «Запечатленный ангел» для хора без сопровождения со свирелью (флейта) и хор «Многая лета» с фортепиано и ударными. В 1994 г. обращение к опере «Лолита» на собственное либретто по роману В. Набокова. Необычный жанровый облик, включение разговорной речи, шесть сюжетных музыкальных линий. Хоровая опера «Боярыня Морозова» (2006). Вопросы для самопроверки 1. Тип художника, к которому относится композитор – новатор, завершитель или мастер, не делающий принципиально новых открытий в той или иной области музыки и не обобщающий на новом этапе наиболее значительные традиции предшествующего периода, работающий в русле старых или новых тенденций. 2. Сущность основного вклада композитора в мировое и национальное музыкальное искусство. 3. Основные черты мировосприятия и особенности художественного мышления композитора. 4. Ведущая тема творчества, преобладающая тематика (программно-литературная основа) сочинений. 5. Основополагающие факты, определяющие периодизацию творчества. 6. Факторы, влияющие на каждый период композиторского творчества. 7. Суть общей направленности эволюции композиторского творчества. 8. Наиболее характерные для каждого периода творчества черты (тематика, жанры и особенности стиля). 9. Наиболее значительные произведения каждого периода творческого пути.
Вопросы к зачету 1. Характеристика творчества композиторов Новой венской школы. 2. Основные жанры в творчестве композиторов Новой венской школы. 3. Творчество Б. Бартока. 4. Основные жанры в творчестве Б. Бартока. 5. Творчество П. Хиндемита 6. Основные жанры в творчестве П. Хиндемита. 7. Творчество К. Орфа. 8. Основные жанры в творчестве К. Орфа. 9. Характеристика творчества композиторов французской «шестерки» (А. Онеггер, Д. Мийо, Ф. Пуленк). 10. Основные жанры в творчестве композиторов французской «шестерки» (А. Онеггер, Д. Мийо, Ф. Пуленк). 11. Творчество О. Мессиана. 12. Основные жанры в творчестве О. Мессиана. 13. Характеристика творчества композиторов американской школы XX в. (Дж. Гершвин, Ч. Айвз). 14. Основные жанры в творчестве композиторов американской школы (Дж. Гершвин, Ч. Айвз). 15. Характеристика творчества композиторов английской школы XX в. (Б. Бриттен). 16. Основные жанры в творчестве композиторов английской школы XX в. (Б. Бриттен). 17. Характеристика творчества композиторов итальянской школы XX в. 18. Основные жанры в творчестве композиторов итальянской школы XX в. Темы рефератов 1. Камерно-инструментальное творчество композиторов Новой венской школы. 2. Оперное творчество композиторов Новой венской школы. 3. Опера Б. Бартока «Замок герцога Синяя Борода». 4. Квартеты Б. Бартока как отражение эволюции стиля композитора. 5. Симфоническое творчество П. Хиндемита. 6. Оперное творчество П. Хиндемита. 7. Вокально-инструментальное творчество К. Орфа. 8. Камерно-инструментальное творчество композиторов французской «шестерки». 9. Симфоническое творчество О. Мессиана. 10. Фортепианное творчество О. Мессиана. 11. Опера «Порги и Бесс» Дж. Гершвина. 12. «Военный реквием» Б. Бриттена. 13. Жанры английской музыки XX в. 14. Жанры итальянской музыки XX в. 15. Оперное творчество С.С. Прокофьева. 16. Симфоническое творчество С.С. Прокофьева. 17. Балетное творчество С.С.Прокофьева. 18. Основные жанры в творчестве С.С. Прокофьева. 19. Творчество Д.Д. Шостаковича. 20. Основные жанры в творчестве Д.Д. Шостаковича. 21. Творчество Г.В. Свиридова. 22. Основные жанры в творчестве Г.В. Свиридова. 23. Творчество А.Г. Шнитке. 24. Основные жанры в творчестве А.Г. Шнитке. 25. Творчество Р.К. Щедрина. 26. Основные жанры в творчестве Р.К. Щедрина. Литература Тема 1 Основная 1. Лаул Р. О творческом методе А. Шенберга // Вопросы теории и эстетики музыки. Л., 1969. Вып. 9. 2. Михайлов Ал.В. Возвращение к естественности // Советская музыка. 1985. №7. 3. Павлишин С. Творчество А. Шенберга, 1899–1908 гг. // Музыка и современность. М., 1969. Вып. 6. 4. Соллертинский И.И. Арнольд Шенберг. Л. 1934. 5. Тараканов М.Е. Музыкальный театр А. Берга. М., 1976. 6. Холопов Ю. О трех зарубежных системах гармонии // Музыка и современность. М., 1966. Вып. 4. 7. Холопова В. О композиционных принципах скрипичного концерта А. Берга // Музыка и современность. М., 1969. Вып. 6. 8. Шахназарова Н. Об эстетических взглядах Шенберга // Кризис буржуазной культуры и музыка. М., 1973. Вып. 2. 9. Шнеерсон Г. О письмах Шенберга. // Музыка и современность. М., 1966. Вып. 4. Дополнительная 1. Друскин М. О Веберне // О западно-европейской музыке ХХ века. М., 1973. 2. Кудряшев Ю. Некоторые черты художественного мировоззрения А. Веберна // Кризис буржуазной культуры и музыки. М., 1973. Вып. 2. 3. Холопова В., Холопов Ю. А. Веберн. М., 1984. Тема 2 Основная 1. Кодай З. Избранные статьи. М., 1982. 2. Нестьев И. Бела Барток. Жизнь и творчество. М., 1969. 3. Сабольчи Б. История венгерской музыки. Будапешт, 1964. 4. Уйфалуши Й. Бела Барток. Жизнь и творчество. Будапешт, 1971. Дополнительная 1. Барток Б. О значении народной музыки // Советская музыка. 1965. № 2. 2. Головинский Г. Композитор и фольклор. М., 1981. Тема 3 Основная 1. Левая Т.Н., Леонтьева О.Т. П. Хиндемит. М., 1974. 2. Музыка XX века. Очерки. Ч. 2. Кн. 4. М., 1984. Дополнительная 1. П. Хиндемит. Статьи и материалы. М., 1979. Тема |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.99.18 (0.013 с.) |