Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Часть 1. История зарубежного театра.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
I. Тематический план курс. Распределение по видам занятий и часам.
Итоговый контроль: после завершения изучения курса «Истории театра», студенты сдают государственный междисциплинарный экзамен «История и эстетика театра», (10-й семестр). II. Содержание курса Тема 1. Театральное искусство Античности Древняя Греция. Особенности мировоззрения Древней Греции: антропоцентризм, калокагатия, агонистика. Гармония и соразмерность как основа эстетических идеалов. Отражение в греческом искусстве явлений социально-политической жизни. Решение основных жизненных вопросов с подлинно демократических и гуманных позиций. Социально-исторические принципы зарождения драмы в Греции в период формирования рабовладельческих полисов (VI в. до н. э.). Роль культа Диониса в формировании греческого театра и жанров греческой драматургии (трагедии, комедии, сатировской драмы). Аристотель о возникновении трагедии и комедии. Платон о задачах искусства (10 глава «Государства»). Древнегреческая трагедия до Эсхила. Феспид, выделение из хора особого исполнителя — гипокрита (ответчика). Фриних (ок. 540— ок. 470 до н. э.). Эсхил (525—456 до н.э.) — основоположник греческой трагедии в ее установившихся формах. Драматизация и переосмысление мифологических сказаний в соответствии с актуализацией проблематики. «Персы» (472) — единственная дошедшая до нас греческая трагедия на исторический сюжет. Высокий патриотизм и гуманизм «Персов», прославление афинской демократии и свободолюбия греческого народа. «Прометей прикованный». Страстный протест против всякого насилия и угнетения, богоборчество и гуманизм. Титанизм образа Прометея, могучая поэтическая сила трагедии. Трилогия «Орестея» (458) — наиболее зрелое произведение Эсхила. Утверждение идей государственности и гражданского правопорядка. Рок и свободная воля героя при выборе решения. Усиление действенной линии, развитие диалога, углубление характеров. Софокл (ок. 496 — 406 до н.э.) — поэт расцвета афинской рабовладельческой демократии. Общественное значение трагедий Софокла. Защита традиционной полисной религии и морали. Вера в справедливость существующего миропорядка. Герои трагедий Софокла — «люди, изображенные такими, какими они должны быть» (Аристотель). Действенное изображение человека, его борьбы и душевных переживаний. Благородство и величие героев Софокла, цельность и простота их характеров. «Антигона» (ок. 442). Общественный смысл конфликта между Антигоной и Креонтом. Героизм и самопожертвование Антигоны, ее нравственная победа над Креонтом. «Царь Эдип» (ок. 429). Проблема рока и свободы человеческой личности. Понятие о субъективной и объективной вине героя. Проблема вины и ответственности героя за свершенные им деяния. Эдип — символ вечного стремления человечества к знанию, к открытию тайн макро- и микрокосмоса. «Электра». Идея справедливого возмездия. Тираноборческий пафос трагедии. «Эдип в Колоне» (406) —завершение темы Эдипа в творчестве Софокла. Идея оправдания благородного героя, совершившего невольное преступление. Прославление Афин и их демократических порядков. Театральные реформы Софокла. Роль хора как действующего лица в трагедиях Софокла. Важность хоровых партий для решения основного конфликта трагедий. Еврипид (ок. 480—406 до н. э.). Отражение в творчестве социального и идейного кризиса афинской демократии последней четверти V в. до н. э. Свободное обращение с мифами. Снижение героического идеала человека; изображение людей «такими, каковы они есть в действительности» (Аристотель). Острота конфликтов в трагедиях Еврипида. Глубокое проникновение в мир душевных переживаний человека. Еврипид как «трагичнейший из поэтов» (Аристотель). Внесение в трагедию бытовых элементов. Усложнение интриги. «Медея» (431). Трагическая раздвоенность образа Медеи. Изображение внутреннего разлада в душе героини — открытие Еврипида, оказавшее колоссальное влияние на трагедию нового времени. «Ипполит» (428). Новизна тематики трагедии для афинской сцены V в. до н. э. Образ Ипполита — «мудреца», отрешенного от жизни, созданный под воздействием современных Еврипиду философских учений. «Электра» (ок. 413). Миф без героического ореола. Приближение действующих лиц и обстановки к быту. «Киклоп» — единственная дошедшая до нас полностью сатировская драма. «Ифигения в Авлиде» (поставлена в 405). Образ юной героини, жертвующей собой для славы отчизны. Патриотические мотивы в этой трагедии. Драматургические особенности трагедий Еврипида и применявшиеся им средства театральной выразительности. Общий характер эволюции греческой драмы от Эсхила до Еврипида. Упадок трагедии после Еврипида, связанный с растущим кризисом демократических полисов и падением интереса к общественной жизни. Греческая комедия, ее фольклорные истоки. Структура древней аттической комедии (агон, парабаса и т. д.), роль песенно-танцевального элемента в ней. Роль древней аттической комедии в общественной и культурной жизни Афин. Аристофан (ок. 446—ок. 385 до н.э.)— «отец комедии», «ярко выраженный тенденциозный поэт» (Энгельс). Эволюция творчества Аристофана. Народный характер комедий Аристофана, связь их с традициями аттического комоса. Острая политическая направленность творчества Аристофана. Комедия «Ахарняне» и «Всадники» (424), критика в них внутренней и внешней политики афинской демократии периода кризиса. Отношение Аристофана к Пелопоннесской войне, борьба за мир («Мир», «Лисистрата» — 411 г.). Образ демагога в комедии «Всадники». «Облака» (423) - нападки на философию софистов и новую систему воспитания юношества. «Лягушки» (405), критика идейных и художественных основ драматургии Еврипида. Аристотель (384—'322 до н.э.). «Поэтика» - первое дошедшее до нас систематическое изложение теории поэтического искусства. Учение Аристотеля об искусстве как «подражании» (творческом отображении) жизни. Учение о трагедии и ее составных элементах. Учение о катарсисе, утверждение воспитательного значения трагедии. Современные истолкования учения Аристотеля о катарсисе. Роль государства в организации театральных представлений в Древней Греции. Всенародный характер празднеств. Театральные состязания. Институт хорегов. Устройство театра: орхестра, скена, места для зрителей (театрон). Проскений; параскении; пароды. Театральные машины в театре V в. до н.э. (эккиклема и эорема). Декорации. Зрители. Хор в греческом театре, его общественная и художественная роль. Новая аттическая комедия. Менандр (ок. 343—ок. 291 до н.э.). Темы и проблематика новой комедии — семейные конфликты, вопросы брака, воспитания и т. п. Постоянные типы-маски. Искусное ведение сложной интриги — достижение новой комедии. Менандр — самый выдающийся представитель новой аттической комедии. «Брюзга» — единственная полностью дошедшая до нас комедия. «Третейский суд». Человечность образов Менандра. Популярность Менандра в античном мире. Древний Рим. Римское рабовладельческое общество и его отличие от греческого. Истоки римского театра. Обрядовые игры и шуточные песни италийских земледельцев; фесценнины. Приглашение этрусских плясунов для исполнения первых сценических игр (364 г. до н. э.), введение мимических плясок в распорядок «римских игр». Сатурналии. Ателлана и ее маски (Макк, Папп, Буккон, Доссен). Первые римские драматурги: Ливий Андроник (ум. ок. 204). Драматические жанры в Риме: трагедия — на мифологический сюжет, на исторический сюжет (претекста); комедия — на римский сюжет (тогата), на греческий сюжет (паллиата). Плавт (ок. 254—184 до н. э.). Плебейская направленность его творчества. Свободное отношение к греческим сюжетам, приспособление их к условиям римской сцены и вкусам публики. Соединение в пьесах Плавта приемов новой аттической комедии с элементами народного шутовского италийского театра. Отражение отдельных сторон римской действительности: роста ростовщичества, распада устоев патриархальной семьи, сводничества и т. д. Введение черт римской жизни в греческую комедию. Герои комедий Плавта. Образы ловких рабов-интриганов («Хвастливый воин»). Эвклион — первый образ «скупого» в мировом театре («Клад»), «Хвастливый воин» — осмеяние офицера-наемника. «Пленники» — тип «трогательной» комедии «Близнецы» («Менехмы») — блестящий образец комедии интриги. Динамичность действия. Широкое применение буффонады. Музыкально-вокальный элемент в комедиях Плавта, кантики. Теренций (ок. 185—159 до н. э.). Ориентация творчества Теренция на аристократию, тяготевшую к греческой культуре. Проблематика произведений Теренция. Разработка им жанра серьезной комедии («Свекровь»). Гуманистические тенденции его драматургии. Темы семьи и воспитания («Братья»). Тонкость психологической характеристики. Организация театральных представлений на государственных праздниках. Постановка спектаклей при триумфах, погребении знатных людей, при выборах высших магистратов и т. д. Отсутствие постоянного театрального здания в Риме вплоть до середины I в. до н. э. Постройка Помпеем первого постоянного каменного театра (55 до н.э.). Отличие римского театрального здания от греческого. Римские актеры, их бесправное социальное положение. Объединение актеров в труппы. Отсутствие театральных масок до конца II в. до н. э. Эзоп и Росций – первые знаменитые актеры, имена которых сохранила история. Введение маски и котурнов (ок. 110 до н. э.). Политика императоров вобласти театральной культуры; использование театра в целях отвлечения народных масс от политической борьбы. Постепенное исчезновение из репертуара серьезной драмы. Трагедии Сенеки (ок. 4 до н. э. — 65 н. э.}. «Эдип», «Медея», «Федра». Политические и философские взгляды Сенеки. Отражение кризиса античного мироощущения в трагедиях Сенеки. Персонажи его трагедий — люди, одержимые сильными страстями. Одноплановость и статичность героев Сенеки. Риторический элемент в его трагедиях. Мысли о пагубности человеческих страстей. Мим как самый распространенный жанр эпохи империи. Большое количество действующих лиц в некоторых мимах; применение сложной сценической техники; грубый натурализм мимов, ориентация на внешнюю зрелищность. Оттеснение театра разного рода зрелищами
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.104 (0.008 с.) |