Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 1. История зарубежного театра.

Поиск

I. Тематический план курс. Распределение по видам занятий и часам.

Темы лекционных циклов Лекции Семинары Самостоятельная работа
1. Театральное искусство Античности.      
2. Театр западно-европейского Средневековья      
3. Театральная культура эпохи Возрождения.      
4. Театральное искусство эпохи классицизма.      
5. Западно-европейский театр эпохи Просвещения.      
6.Западно-европейский театр XIX века.      
7. Западно-европейский театр рубежа XIX-XХ веков.      
8 Формирование режиссуры в европейском театре 2-ой пол XIX века.      
9. Театр Западной Европы и США ХХ века      
Итого: 86 часов 12 часов 75 часов
Общий объем курса 173 часа
Экзамен 3 семестр
Зачеты 1 и 2 семестры
Курсовая работа 2 семестр

 

Итоговый контроль: после завершения изучения курса «Истории театра», студенты сдают государственный междисциплинарный экзамен «История и эстетика театра», (10-й семестр).

II. Содержание курса

Тема 1. Театральное искусство Античности

Древняя Греция.

Особенности мировоззрения Древней Греции: антропоцентризм, калокагатия, агонистика. Гармония и соразмерность как основа эстетических идеалов.

Отражение в греческом искусстве явлений социально-политической жизни. Решение основных жизненных вопросов с подлинно демократических и гуманных позиций.

Социально-исторические принципы зарождения драмы в Греции в период формирования рабовладельческих полисов (VI в. до н. э.). Роль культа Диониса в формировании греческого театра и жанров греческой драматургии (трагедии, комедии, сатировской драмы). Аристотель о возникновении трагедии и комедии. Платон о задачах искусства (10 глава «Государства»).

Древнегреческая трагедия до Эсхила. Феспид, выделение из хора особого исполнителя — гипокрита (ответчика). Фриних (ок. 540— ок. 470 до н. э.).

Эсхил (525—456 до н.э.) — основоположник греческой трагедии в ее установившихся формах. Драматизация и переосмысление мифологических сказаний в соответствии с актуализацией проблематики.

«Персы» (472) — единственная дошедшая до нас греческая трагедия на исторический сюжет. Высокий патриотизм и гуманизм «Персов», прославление афинской демократии и свободолюбия греческого народа.

«Прометей прикованный». Страстный протест против всякого насилия и угнетения, богоборчество и гуманизм. Титанизм образа Прометея, могучая поэтическая сила трагедии.

Трилогия «Орестея» (458) — наиболее зрелое произведение Эсхила. Утверждение идей государственности и гражданского правопорядка. Рок и свободная воля героя при выборе решения. Усиление действенной линии, развитие диалога, углубление характеров.

Софокл (ок. 496 — 406 до н.э.) — поэт расцвета афинской рабовладельческой демократии. Общественное значение трагедий Софокла. Защита традиционной полисной религии и морали. Вера в справедливость существующего миропорядка.

Герои трагедий Софокла — «люди, изображенные такими, какими они должны быть» (Аристотель). Действенное изображение человека, его борьбы и душевных переживаний. Благородство и величие героев Софокла, цельность и простота их характеров.

«Антигона» (ок. 442). Общественный смысл конфликта между Антигоной и Креонтом. Героизм и самопожертвование Антигоны, ее нравственная победа над Креонтом.

«Царь Эдип» (ок. 429). Проблема рока и свободы человеческой личности. Понятие о субъективной и объективной вине героя. Проблема вины и ответственности героя за свершенные им деяния. Эдип — символ вечного стремления человечества к знанию, к открытию тайн макро- и микрокосмоса.

«Электра». Идея справедливого возмездия. Тираноборческий пафос трагедии. «Эдип в Колоне» (406) —завершение темы Эдипа в творчестве Софокла. Идея оправдания благородного героя, совершившего невольное преступление. Прославление Афин и их демократических порядков.

Театральные реформы Софокла. Роль хора как действующего лица в трагедиях Софокла. Важность хоровых партий для решения основного конфликта трагедий.

Еврипид (ок. 480—406 до н. э.). Отражение в творчестве социального и идейного кризиса афинской демократии последней четверти V в. до н. э. Свободное обращение с мифами. Снижение героического идеала человека; изображение людей «такими, каковы они есть в действительности» (Аристотель). Острота конфликтов в трагедиях Еврипида. Глубокое проникновение в мир душевных переживаний человека. Еврипид как «трагичнейший из поэтов» (Аристотель). Внесение в трагедию бытовых элементов. Усложнение интриги.

«Медея» (431). Трагическая раздвоенность образа Медеи. Изображение внутреннего разлада в душе героини — открытие Еврипида, оказавшее колоссальное влияние на трагедию нового времени.

«Ипполит» (428). Новизна тематики трагедии для афинской сцены V в. до н. э. Образ Ипполита — «мудреца», отрешенного от жизни, созданный под воздействием современных Еврипиду философских учений.

«Электра» (ок. 413). Миф без героического ореола. Приближение действующих лиц и обстановки к быту.

«Киклоп» — един­ственная дошедшая до нас полностью сатировская драма.

«Ифигения в Авлиде» (поставлена в 405). Образ юной героини, жертвующей собой для славы отчизны. Патриотические мотивы в этой трагедии.

Драматургические особенности трагедий Еврипида и применявшиеся им средства театральной выразительности.

Общий характер эволюции греческой драмы от Эсхила до Еврипида. Упадок трагедии после Еврипида, связанный с растущим кризисом демократических полисов и падением интереса к общественной жизни.

Греческая комедия, ее фольклорные истоки. Структура древней аттической комедии (агон, парабаса и т. д.), роль песенно-танцевального элемента в ней. Роль древней аттической комедии в общественной и культурной жизни Афин.

Аристофан (ок. 446—ок. 385 до н.э.)— «отец комедии», «ярко выраженный тенденциозный поэт» (Энгельс). Эволюция творчества Аристофана. Народный характер комедий Аристофа­на, связь их с традициями аттического комоса. Острая политическая направленность творчества Аристофана. Комедия «Ахарняне» и «Всадники» (424), критика в них внутренней и внешней политики афинской демократии периода кризиса. Отношение Аристофана к Пелопоннесской войне, борьба за мир («Мир», «Лисистрата» — 411 г.). Образ демагога в комедии «Всадники». «Облака» (423) - нападки на философию софистов и новую систему воспитания юношества. «Лягушки» (405), критика идейных и художественных основ драматургии Еврипида.

Аристотель (384—'322 до н.э.). «Поэтика» - первое дошедшее до нас систематическое изложение теории поэтического искусства. Учение Аристотеля об искусстве как «подражании» (творческом отображении) жизни. Учение о трагедии и ее составных элементах. Учение о ка­тарсисе, утверждение воспитательного значения трагедии. Современные истолкования учения Аристотеля о катарсисе.

Роль государства в организации театральных представлений в Древней Греции. Всенародный характер празднеств. Театральные состязания. Институт хорегов. Устройство театра: орхестра, скена, места для зрителей (театрон). Проскений; параскении; пароды. Театральные машины в театре V в. до н.э. (эккиклема и эорема). Декорации. Зрители. Хор в греческом театре, его общественная и художественная роль.

Новая аттическая комедия. Менандр (ок. 343—ок. 291 до н.э.).

Темы и проблематика новой комедии — семейные конфликты, вопросы брака, воспитания и т. п. Постоянные типы-маски. Искусное ведение сложной интриги — достижение новой комедии. Менандр — самый выдающийся представитель новой аттической комедии. «Брюзга» — единственная полностью дошедшая до нас комедия. «Третейский суд». Человечность образов Менандра. Популярность Менандра в античном мире.

Древний Рим.

Римское рабовладельческое общество и его отличие от греческого. Истоки римского театра. Обрядовые игры и шуточные песни италийских земледельцев; фесценнины. Приглашение этрусских плясунов для исполнения первых сценических игр (364 г. до н. э.), введение мимических плясок в распорядок «римских игр». Сатурналии. Ателлана и ее маски (Макк, Папп, Буккон, Доссен). Первые римские драматурги: Ливий Андроник (ум. ок. 204). Драматические жанры в Риме: трагедия — на мифологический сюжет, на исторический сюжет (претекста); комедия — на римский сюжет (тогата), на греческий сюжет (паллиата).

Плавт (ок. 254—184 до н. э.). Плебейская направленность его творчества. Свободное отношение к греческим сюжетам, приспособление их к условиям римской сцены и вкусам публики. Соединение в пьесах Плавта приемов новой аттической комедии с элементами народного шутовского италийского театра.

Отражение отдельных сторон римской действительности: роста ростовщичества, распада устоев патриархальной семьи, сводничества и т. д. Введение черт римской жизни в греческую комедию.

Герои комедий Плавта. Образы ловких рабов-интриганов («Хвастливый воин»). Эвклион — первый образ «скупого» в мировом театре («Клад»), «Хвастливый воин» — осмеяние офицера-наемника. «Пленники» — тип «трогательной» комедии «Близнецы» («Менехмы») — блестящий образец комедии интриги. Динамичность действия. Широкое применение буффонады. Музыкально-вокальный элемент в комедиях Плавта, кантики.

Теренций (ок. 185—159 до н. э.). Ориентация творчества Теренция на аристократию, тяготевшую к греческой культуре. Проблематика произведений Теренция. Разработка им жанра серьезной комедии («Свекровь»). Гуманистические тенденции его драматургии. Темы семьи и воспитания («Братья»). Тонкость психологической характеристики.

Организация театральных представлений на государственных праздниках. Постановка спектаклей при триумфах, погребении знатных людей, при выборах высших магистратов и т. д. Отсутствие постоянного театрального здания в Риме вплоть до середины I в. до н. э. Постройка Помпеем первого постоянного каменного театра (55 до н.э.). Отличие римского театрального здания от греческого. Римские актеры, их бесправное социальное положение. Объединение актеров в труппы. Отсутствие театральных масок до кон­ца II в. до н. э. Эзоп и Росций – первые знаменитые актеры, имена которых сохранила история. Введение маски и котурнов (ок. 110 до н. э.).

Политика императоров вобласти театральной культуры; использование театра в целях отвлечения народных масс от политической борьбы. Постепенное исчезновение из репертуара серьезной драмы.

Трагедии Сенеки (ок. 4 до н. э. — 65 н. э.}. «Эдип», «Медея», «Федра». Политические и философские взгляды Сенеки. Отраже­ние кризиса античного мироощущения в трагедиях Сенеки. Персонажи его трагедий — люди, одержимые сильными страстями. Одноплановость и статичность героев Сенеки. Риторический элемент в его трагедиях. Мысли о пагубности человеческих страстей.

Мим как самый распространенный жанр эпохи империи. Большое количество действующих лиц в некоторых мимах; применение сложной сценической техники; грубый натурализм мимов, ориентация на внешнюю зрелищность. Оттеснение театра разного рода зрелищами



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.104 (0.008 с.)