Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 1. История зарубежного театра.

Поиск

ИСТОРИЯ ТЕАТРА

Часть 1. История зарубежного театра.

Часть 2. История русского театра

 

Учебная программа

по специальности 05 30 00 - Народное художественное творчество

квалификация «Режиссер любительского театра, преподаватель»

 

 

Москва

2011 г.

 

Утверждена на заседании кафедры режиссуры и мастерства актера

13 октября 2010, протокол №3

 

Рекомендовано к изданию Советом театрально-режиссерского факультета 14 октября 2010, протокол №2

 

ИСТОРИЯ ТЕАТРА: Часть 1. История зарубежного театра.

Часть 2. История русского театра.

Учебная программа по специальности 05 30 00 - Народное художественное творчество, квалификация «Режиссер любительского театра, преподаватель».

 

 

Составитель -

Петрова О. Г.,

кандидат искусствоведения,

профессор

 

 

Рецензент – Хайченко Е.Г., доктор искусствоведения,

профессор кафедры истории и теории зарубежного театра РАТИ (ГИТИСа)

СОДЕРЖАНИЕ

I. Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области культуры и искусства. Специальность 053000 - Народное художественное творчество. 4

II. Введение (цель и задачи курса) 4

III. Балльно-рейтинговая система. 6

IV. Критерии оценки ответа. 7

Часть 1. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ТЕАТРА. 8

I. Тематический план курс. Распределение по видам занятий и часам. 8

II. Содержание курса. 9

III. Рекомендуемая литература. 49

Основная (имеющаяся в библиотеке вуза): 49

Дополнительная литература: 52

IV. Рекомендации к самостоятельной работе студентов. 56

V. Темы семинаров. 59

VI. Примерные темы курсовых работ (2 семестр). 62

VII. Примерные вопросы к экзаменам и зачетам. 63

Часть 2. ИСТОРИЯ РУССКОГО ТЕАТРА. 70

I. Тематический план курса. 70

Распределение по видам занятий и часам. 70

II. Содержание курса. 71

III. Рекомендуемая литература (по всему курсу). 88

Основная (имеющаяся в библиотеке вуза): 88

Дополнительная литература: 90

IV. Рекомендации к самостоятельной работе студентов. 91

Список обязательных для прочтения пьес. 91

V. Темы семинаров. 93

VI. Примерные темы курсовых работ. 97

VII. Примерные вопросы к экзаменам и зачетам. 98

I. Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области культуры и искусства. Специальность 053000 - Народное художественное творчество

СД.Ф.06.02 История театра

Истоки театрального творчества. Античный театр. Театр Средних веков, этап Возрождения, Нового и новейшего времени. Классицизм, романтизм, реализм и модерн в театре Европы и Америки. Творчество крупнейших драматургов, режиссеров, актеров, художников театра. Театральное искусство в традиционных культурах Востока (Индия, Китай, Япония). Теория драмы: драма как структура. Действие и характер в драме. Аристотель о драматическом искусстве. Театр Шекспира. Драма в зеркале истории: действительность, стиль, сюжет. Основы теории драматических стилей и пространственно-временные координаты драматического действия. Крупнейшие реформаторы и теоретики драмы XV-XIX веков. Эволюция законов драмы в новейших стилевых течениях. Русская культурная традиция и театральное искусство России: от скоморохов до наших дней. Театральные взгляды Пушкина, Гоголя, Островского и т.д. Любительские театры России.

Эволюция драматургии России. Эволюция драматургии, актерского искусства и режиссуры в XX веке. Театральный постмодернизм сегодня. На пороге XXI века: значение и место драматического искусства в эпоху новых информационных технологий.

II. Введение (цель и задачи курса)

Цель курса

Выработать у будущего работника сферы театрального искусства представление о значимости роли театра в процессе становления и развития человеческой культуры и человека как такового; дать ему глубокое и объективное представление о происхождении и развитии этого вида искусства, заставить почувствовать неразрывную связь театрального искусства с другими видами человеческого творчества.

Задачи курса

Сформировать у выпускника обширную интеллектуальную базу, вбирающую всесторонние знания из области истории театра и сопряженных искусств; познакомить как с наиболее значительными произведениями драматургии, так и с творчеством её выдающихся интерпретаторов: актёров, режиссёров, художников сцены.; способствовать осознанию синтетической природы театрального искусства, его коллективной сущности; привить навыки сопоставления современного состояния театрального искусства с достижениями его блистательной истории.

3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Дисциплина «История театра», содержащая сведения по истории зарубежного и русского театра, является одной из наиболее важных среди дисциплин общепрофессионального цикла. Её изучение способствует формированию у студента ценностных и художественных ориентиров, играющих важнейшую роль в процессе формирования разносторонне развитой творческой личности, свободно ориентирующейся в многообразных проблемах театрального искусства.

Требования к уровню освоения содержания курса

К концу изучения курса «Истории театра» студент должен иметь полноценное представление о наиболее существенных произведениях мировой драматургии в её исторической эволюции, уметь охарактеризовать особенности различных школ актёрского искусства и режиссуры в их исторической конкретике; свободно ориентироваться в теоретическом и практическом наследии режиссуры, в вопросах современной театральной культуры.

III. Балльно-рейтинговая система

 

Составляющие пункты итоговой оценки Оцениваемые элементы Максимальная оценка
Посещение занятий Активность на занятиях, уровень восприятия темы 3 балла за занятие
Участие в семинарах Выступление с докладом 10 баллов
Дополнения, короткие сообщения 5 баллов
Рубежный контроль Выявление уровня освоения пройденного материала 10 баллов
Письменная работа Полнота раскрытия темы 10 баллов
Оригинальность интерпретации темы 5 баллов
Наличие соответствующего теме сопроводительного материала 5 баллов  
20 баллов
Максимальное количество за семестр: 70 баллов
Экзамен, зачет   Знание пройденного материала в целом 10 баллов
Самобытность в интерпретации конкретных вопросов 10 баллов
Умение дать современную оценку исторических явлений   10 баллов
30 баллов
Максимальная итоговая оценка: 100 баллов

 

 

IV. Критерии оценки ответа

Вопросы к экзаменам и зачетам составлены таким образом, чтобы дать возможность отвечающему продемонстрировать как конкретные познания в области истории и эстетики театрального искусства, так и представление о театрально-историческом процессе в целом. Задача экзаменуемого - продемонстрировать умение творчески мыслить, отбирать наиболее существенное и ценное. Главное – показать свое видение проблемы или темы, её идейно-исторический контекст.

Отлично (30 баллов) студент получает в том случае, если сумеет проявить не только фактологические знания, но и продемонстрирует творческое, индивидуальное видение материала.

Хорошо (20 баллов) ставится тем студентам, которые, продемонстрировав знание материала в целом, однако не смогли представить его ярко и интересно, а ограничились констатацией общеизвестных положений и фактов.

Удовлетворительно (10 баллов) получают студенты, не сумевшие в полной мере осветить вопросы, содержащиеся в билете, продемонстрировали лишь частичное фрагментарное знание материала.

Неудовлетворительная оценка ставится в случае недостаточного знания материала или при отсутствии полноценных знаний как таковых.

II. Содержание курса

Тема 1. Театральное искусство Античности

Древняя Греция.

Особенности мировоззрения Древней Греции: антропоцентризм, калокагатия, агонистика. Гармония и соразмерность как основа эстетических идеалов.

Отражение в греческом искусстве явлений социально-политической жизни. Решение основных жизненных вопросов с подлинно демократических и гуманных позиций.

Социально-исторические принципы зарождения драмы в Греции в период формирования рабовладельческих полисов (VI в. до н. э.). Роль культа Диониса в формировании греческого театра и жанров греческой драматургии (трагедии, комедии, сатировской драмы). Аристотель о возникновении трагедии и комедии. Платон о задачах искусства (10 глава «Государства»).

Древнегреческая трагедия до Эсхила. Феспид, выделение из хора особого исполнителя — гипокрита (ответчика). Фриних (ок. 540— ок. 470 до н. э.).

Эсхил (525—456 до н.э.) — основоположник греческой трагедии в ее установившихся формах. Драматизация и переосмысление мифологических сказаний в соответствии с актуализацией проблематики.

«Персы» (472) — единственная дошедшая до нас греческая трагедия на исторический сюжет. Высокий патриотизм и гуманизм «Персов», прославление афинской демократии и свободолюбия греческого народа.

«Прометей прикованный». Страстный протест против всякого насилия и угнетения, богоборчество и гуманизм. Титанизм образа Прометея, могучая поэтическая сила трагедии.

Трилогия «Орестея» (458) — наиболее зрелое произведение Эсхила. Утверждение идей государственности и гражданского правопорядка. Рок и свободная воля героя при выборе решения. Усиление действенной линии, развитие диалога, углубление характеров.

Софокл (ок. 496 — 406 до н.э.) — поэт расцвета афинской рабовладельческой демократии. Общественное значение трагедий Софокла. Защита традиционной полисной религии и морали. Вера в справедливость существующего миропорядка.

Герои трагедий Софокла — «люди, изображенные такими, какими они должны быть» (Аристотель). Действенное изображение человека, его борьбы и душевных переживаний. Благородство и величие героев Софокла, цельность и простота их характеров.

«Антигона» (ок. 442). Общественный смысл конфликта между Антигоной и Креонтом. Героизм и самопожертвование Антигоны, ее нравственная победа над Креонтом.

«Царь Эдип» (ок. 429). Проблема рока и свободы человеческой личности. Понятие о субъективной и объективной вине героя. Проблема вины и ответственности героя за свершенные им деяния. Эдип — символ вечного стремления человечества к знанию, к открытию тайн макро- и микрокосмоса.

«Электра». Идея справедливого возмездия. Тираноборческий пафос трагедии. «Эдип в Колоне» (406) —завершение темы Эдипа в творчестве Софокла. Идея оправдания благородного героя, совершившего невольное преступление. Прославление Афин и их демократических порядков.

Театральные реформы Софокла. Роль хора как действующего лица в трагедиях Софокла. Важность хоровых партий для решения основного конфликта трагедий.

Еврипид (ок. 480—406 до н. э.). Отражение в творчестве социального и идейного кризиса афинской демократии последней четверти V в. до н. э. Свободное обращение с мифами. Снижение героического идеала человека; изображение людей «такими, каковы они есть в действительности» (Аристотель). Острота конфликтов в трагедиях Еврипида. Глубокое проникновение в мир душевных переживаний человека. Еврипид как «трагичнейший из поэтов» (Аристотель). Внесение в трагедию бытовых элементов. Усложнение интриги.

«Медея» (431). Трагическая раздвоенность образа Медеи. Изображение внутреннего разлада в душе героини — открытие Еврипида, оказавшее колоссальное влияние на трагедию нового времени.

«Ипполит» (428). Новизна тематики трагедии для афинской сцены V в. до н. э. Образ Ипполита — «мудреца», отрешенного от жизни, созданный под воздействием современных Еврипиду философских учений.

«Электра» (ок. 413). Миф без героического ореола. Приближение действующих лиц и обстановки к быту.

«Киклоп» — един­ственная дошедшая до нас полностью сатировская драма.

«Ифигения в Авлиде» (поставлена в 405). Образ юной героини, жертвующей собой для славы отчизны. Патриотические мотивы в этой трагедии.

Драматургические особенности трагедий Еврипида и применявшиеся им средства театральной выразительности.

Общий характер эволюции греческой драмы от Эсхила до Еврипида. Упадок трагедии после Еврипида, связанный с растущим кризисом демократических полисов и падением интереса к общественной жизни.

Греческая комедия, ее фольклорные истоки. Структура древней аттической комедии (агон, парабаса и т. д.), роль песенно-танцевального элемента в ней. Роль древней аттической комедии в общественной и культурной жизни Афин.

Аристофан (ок. 446—ок. 385 до н.э.)— «отец комедии», «ярко выраженный тенденциозный поэт» (Энгельс). Эволюция творчества Аристофана. Народный характер комедий Аристофа­на, связь их с традициями аттического комоса. Острая политическая направленность творчества Аристофана. Комедия «Ахарняне» и «Всадники» (424), критика в них внутренней и внешней политики афинской демократии периода кризиса. Отношение Аристофана к Пелопоннесской войне, борьба за мир («Мир», «Лисистрата» — 411 г.). Образ демагога в комедии «Всадники». «Облака» (423) - нападки на философию софистов и новую систему воспитания юношества. «Лягушки» (405), критика идейных и художественных основ драматургии Еврипида.

Аристотель (384—'322 до н.э.). «Поэтика» - первое дошедшее до нас систематическое изложение теории поэтического искусства. Учение Аристотеля об искусстве как «подражании» (творческом отображении) жизни. Учение о трагедии и ее составных элементах. Учение о ка­тарсисе, утверждение воспитательного значения трагедии. Современные истолкования учения Аристотеля о катарсисе.

Роль государства в организации театральных представлений в Древней Греции. Всенародный характер празднеств. Театральные состязания. Институт хорегов. Устройство театра: орхестра, скена, места для зрителей (театрон). Проскений; параскении; пароды. Театральные машины в театре V в. до н.э. (эккиклема и эорема). Декорации. Зрители. Хор в греческом театре, его общественная и художественная роль.

Новая аттическая комедия. Менандр (ок. 343—ок. 291 до н.э.).

Темы и проблематика новой комедии — семейные конфликты, вопросы брака, воспитания и т. п. Постоянные типы-маски. Искусное ведение сложной интриги — достижение новой комедии. Менандр — самый выдающийся представитель новой аттической комедии. «Брюзга» — единственная полностью дошедшая до нас комедия. «Третейский суд». Человечность образов Менандра. Популярность Менандра в античном мире.

Древний Рим.

Римское рабовладельческое общество и его отличие от греческого. Истоки римского театра. Обрядовые игры и шуточные песни италийских земледельцев; фесценнины. Приглашение этрусских плясунов для исполнения первых сценических игр (364 г. до н. э.), введение мимических плясок в распорядок «римских игр». Сатурналии. Ателлана и ее маски (Макк, Папп, Буккон, Доссен). Первые римские драматурги: Ливий Андроник (ум. ок. 204). Драматические жанры в Риме: трагедия — на мифологический сюжет, на исторический сюжет (претекста); комедия — на римский сюжет (тогата), на греческий сюжет (паллиата).

Плавт (ок. 254—184 до н. э.). Плебейская направленность его творчества. Свободное отношение к греческим сюжетам, приспособление их к условиям римской сцены и вкусам публики. Соединение в пьесах Плавта приемов новой аттической комедии с элементами народного шутовского италийского театра.

Отражение отдельных сторон римской действительности: роста ростовщичества, распада устоев патриархальной семьи, сводничества и т. д. Введение черт римской жизни в греческую комедию.

Герои комедий Плавта. Образы ловких рабов-интриганов («Хвастливый воин»). Эвклион — первый образ «скупого» в мировом театре («Клад»), «Хвастливый воин» — осмеяние офицера-наемника. «Пленники» — тип «трогательной» комедии «Близнецы» («Менехмы») — блестящий образец комедии интриги. Динамичность действия. Широкое применение буффонады. Музыкально-вокальный элемент в комедиях Плавта, кантики.

Теренций (ок. 185—159 до н. э.). Ориентация творчества Теренция на аристократию, тяготевшую к греческой культуре. Проблематика произведений Теренция. Разработка им жанра серьезной комедии («Свекровь»). Гуманистические тенденции его драматургии. Темы семьи и воспитания («Братья»). Тонкость психологической характеристики.

Организация театральных представлений на государственных праздниках. Постановка спектаклей при триумфах, погребении знатных людей, при выборах высших магистратов и т. д. Отсутствие постоянного театрального здания в Риме вплоть до середины I в. до н. э. Постройка Помпеем первого постоянного каменного театра (55 до н.э.). Отличие римского театрального здания от греческого. Римские актеры, их бесправное социальное положение. Объединение актеров в труппы. Отсутствие театральных масок до кон­ца II в. до н. э. Эзоп и Росций – первые знаменитые актеры, имена которых сохранила история. Введение маски и котурнов (ок. 110 до н. э.).

Политика императоров вобласти театральной культуры; использование театра в целях отвлечения народных масс от политической борьбы. Постепенное исчезновение из репертуара серьезной драмы.

Трагедии Сенеки (ок. 4 до н. э. — 65 н. э.}. «Эдип», «Медея», «Федра». Политические и философские взгляды Сенеки. Отраже­ние кризиса античного мироощущения в трагедиях Сенеки. Персонажи его трагедий — люди, одержимые сильными страстями. Одноплановость и статичность героев Сенеки. Риторический элемент в его трагедиях. Мысли о пагубности человеческих страстей.

Мим как самый распространенный жанр эпохи империи. Большое количество действующих лиц в некоторых мимах; применение сложной сценической техники; грубый натурализм мимов, ориентация на внешнюю зрелищность. Оттеснение театра разного рода зрелищами

Театральное здание и сцена.

Театральное здание и сцена XVI—XVII вв. Влияние точных наук и живописи итальянского Возрождения на искания театральных художников. Изобретение перспективной декорации в начале XVI в. Появление театральной архитектуры. Описание ренессансной сцены в книге «Об архитектуре» Себастиана Серлио (1545). Театр «Олимпико» в Виченце, построенный по проекту Андрео Паляадио (1580—1585). Подвижные декорации (теларии), изобретение (1573) кулисных декораций.

Развитие театральной архитектуры и декорационно-постано­вочного искусства барокко в XVII в., связанное в основном с представлениями опер. Переход к публичным спектаклям - открытие в Венеции первого ярусного оперного театра «Сан Кассиано» (1637).

Трагедия.

Пьер Корнель (1 606—1684) — создатель монументальной героической трагедии Творческая эволюция Корнеля. Становление классицизма в его творчестве. Трагикомедия «Сид» (1636) и изображение в ней характерного для классицизма трагического конфликта долга и чувства, утверждение патриотических идей, рационалистическое раскрытие образов. Критика «Сида» Французской Академией. Пересмотр Корнелем своих творческих позиций. «Гораций» (1640) как обра­зец политической трагедии классицизма. Воспевание в трагедиях Корнеля гражданского героизма, прославление идеальной госу­дарственности, культ воли и разума. Колебания Корнеля в период подготовки Фронды и их отражение в его трагедиях «второй манеры» («Родогуна», 1644, и др.). Пушкин о Корнеле.

Жан Расин (1639—1699) —образцовый трагический поэт клас­сицизма, создатель любовно-психологической трагедии. Основные идейные мотивы трагедий Расина. «Андромаха» (1667) - обличение деспотизма и эгоистических страстей, вера в возможность победы разумного начала. Творче­ская эволюция Расина. Расин как один из величайших поэтов Франции. Углубление внутренних противоречий в его мировоззре­нии. «Фсдра» (1677). Крушение веры в возможность гармонического сочетания личного счастья и общественного долга.

Обращение Расина к библейской тематике. Тираноборческая тенденция в последней трагедии Расина «Гофолия» (1691). Особенности художественно­го метода Расина. Пушкин и Герцен о Расине.

Трагическая сцена и актеры. Стиль классицистского исполнения трагедии, требование «облагороженной природы» и соблюде­ние норм аристократического вкуса. Костюм трагического актера второй половины XVII в. (так называемый «римский костюм»), отсутствие в нем исторической и этнографической точности. Условное оформление трагического спектакля.

Комедия.

Традиции народного комедийного театра во Франции.

Мольер (Жан-Батист Поклен, 1622—1673) — создатель национальной ко­медии во Франции. Становление творческого метода Мольера в русле классицистской эстетики. Органическое усвоение им традиций народного театра (фарс, комедия масок). Мольер как основоположник сатирического направле­ния во французском театре. Своеобразие реализма Мольера, пре­одолевающего сословную ограниченность и абстрактную идеали­зацию классицизма, догматическую нормативность его эстетики, но сохраняющего классицистские черты в методе построения характеров, в развитии сюжета.

Путь Мольера к высокой комедии. Борьба Мольера с аристократическими предрассудками («Смешные жеманницы», 1659). Протест против собственнической идеоло­гии, патриархальной морали и угнетения женщин («Школа жен», 1662). «Школа жен» как образец жанра высокой комедии. Вели­кие комедии Мольера — «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп». «Тартюф» (1664—1669) — разоблачение ханжества и лицемерия как социального зла, показ отупляющего воздействия религии на сознание человека. «Дон Жуан» (1665) — разоблачение мораль­ного разложения, эгоизма, цинизма аристократии. «Мизантроп» (1666) — борьба против пустоты и лживости придворного общества, попытка создания образа вольнолюбивого героя. «Скупой» (1668) — разоблачение скупости буржуазии, вла­сти золота, извращающего природные качества человека и внося­щего разложение в семью. «Мещанин во дворянстве» (1670) - образец жанра комедии-балета, подготовившего возникновение французского музыкального театра. Пушкин и Белинский о своеобразии художест­венного метода Мольера. Мольер как актер и режиссер. Труппа Мольера. Борьба Мольера за новый тип спектакля. Основание в Париже театра «Комеди Франсез» (1680).

Романтизм в Англии.

Джордж Гордон Байрон (1788—1824} — великий поэт, круп­нейший представитель английского романтизма. Высокая идей­ность творчества Байрона, связь его с демократическим движени­ем первой четверти XIX в. Центральная тема драматургии Байро­на — трагическое крушение просветительских иллюзий в обстанов­ке торжествующей реакции. «Манфред» (1817) как выражение романтической философии «мировой скорби». Пафос тираноборчества в итальянских трагедиях Байрона («Марино Фальеро», 1820). Гуманизм, богоборчество, борьба за попранные права человека в мистерии «Канн» (1821). Психологическая драма «Вернер, или Наследство» (1822)

Перси Биши Шелли (1792—1822). Связь его творчества с де­мократическим и национально-освободительным движением эпохи. Революционный характер романтизма Шелли. Тираноборческая тема в драме «Ченчи» (1819).

Актер-романтик Эдмунд Кин. Шекспировские образы Э. Кина: Шейлок, Ричард III, Макбет, Отелло и др.

Романтизм в театральной культуре Франции .

Виктор Гюго (1802—1885) — ведущий драматург французско­го романтизма. Политическая эволюция Гюго накануне 1830 г. Предисловие к драме «Кромвель» (1827) как выражение эстети­ки романтического театра. Драмы «Марион Делорм» (1829), «Эрнани» (1829). Революционное звучание пьес Гюго накануне Июльской революции (премьера «Эрнани», 1830). Драмы 30-х годов. «Король забавляется» (1832), «Мария Тюдор» (1833), «Рюи Блаз» (1838). Утверждение вдрамах Гюго образа романтического героя-одиночки, борца против насилия и несправедливости.

Александр Дюма-отец (1802—1870). Романтические драмы А.Дюма: «Антони» (1831), «Ричард Дарлингтон» (1831). «Кин, или Беспутство и гений» (1836).

Драматургия Альфреда де Виньи (1797—1863). Драма «Чаттертон» (1835). Глу­бокое психологическое раскрытие образов, трагический колорит пьесы. Белинский о «Чаттертоне».

Альфред де Мюссе (1810—1857). Романтические и реалистические элементы в содержании его драм. Образ молодого человека XIX столетия — внутренне раздвоенно­го, скептического (драма «Прихоти Марианны», 1833). Историче­ская драма «Лорензаччо» (1834), трагедия борца-одиночки. Комедии-пословицы Мюссе, их близость к лирической драме («Любовью не шутят», 1834).

Крупнейший представитель неоромантизма во Франции — Эдмон Ростан (1868—1918). Его первые пьесы: «Романтики» (1891); «Принцесса Греза» (1895). Противопоставление двух типов героя: прозаика-дельца и идеалиста-романтика. Мастерство в построении интриги, поэтичность замыслов Ростана. Разработка Ростаном библейских мотивов в пьесе «Самаритянка» (1897). Постановка в театре Порт-Сен-Мартен пьесы Ростана «Сирано де Бержерак» (1897). Воплощение в образе Сирано некоторых черт француз­ского национального и народного характера. Мастерство построе­ния пьесы, ее сценичность. Виртуозность и выразительность сти­ха.

Формирование «Новой драмы».

Общая характеристика «Новой драмы». Синтетическоий характер идейно-эстетической базы этого направления. Использование различных художественных приемов и стилей для отражения острейших проблем современности.

Генрик Ибсен (1828—1906)—крупнейший норвежский драма­тург. Влияние освободительной борьбы в Норвегии и событий 1848 года на формирование его мировоззрения. Романтическая направленность ранних драм Ибсена, их национально-героическая тематика. Создание образа идеального героя и противопоставление его современному обществу. Режиссерская деятельность Ибсена в театрах Бергена и Христиании. Разрыв Ибсена с нор­вежским обществом и отъезд за границу. Драма «Бранд» (1865)—конфликт идеала и реальности. «Пер Гюнт» (1866), критика романтического ухода от действительности и изображение распада человеческой личности.

Социальные драмы — вершина творчества Ибсена. Острая критика жизненных устоев современного общества. «Стол­пы общества» (1877). «Кукольный дом» (1879). «Привидения» (1881). Драма «Враг народа» (1882). Использование символистских приемов и нарастание идеалистических умонастроений в поздних пьесах («Дикая утка», «Строитель Сольнес», «Росмерсхольм» и др.).

Бьёрнстьерке Бьёрнсон. (1832—1910) — норвежский писатель и драматург. Близость его творческой позиции к Ибсену. Драма «Банкротство» (1875). «Свыше наших сил» (2 части, 1883—1895). Философско-этическая и социальная проблематика дилогии.

Август Стриндберг (1849—1912) — шведский писатель и дра­матург. Ранние исторические драмы Стриндберга («Мастер Улаф», 1872), их реалистический характер. Усложнение проблематики в пьесах «Отец» (1887), «Фрекен Юлия» (1889), «Пляска смерти» (1900) и др. Предисловие к «Фрекен Юлии» — развернутый манифест скандинавского нату­рализма. Своеобразие понимания Стриндбергом натурализма как «великого натурализма», «грандиозного искусства», которое «отыскивает точки, где свершается великое», «любит зрелища, ка­ких нельзя видеть каждый день», «радуется борьбе природных сил». Теория драматического характера. Отстаивание жанра одноактной пьесы как «формулы будущей драмы». Преобладание символистских тенденций в трилогии «Путь в Дамаск» (1898— 1901). Исторические драмы Стриндберга. («Эрик XIV», «Королева Кристина»).

Герхарт Гауптман (1862—1946) — крупнейший представитель немецкой драматургии к. XIX — н. XX вв. Отражение в его творчестве противоречий идеологии немецкой буржуазной ин­теллигенции. Ранние пьесы: «Перед восходом солнца» (1889) и «Праздник примирения» (1890). Драма «Одинокие» (1891). Социальная драма «Ткачи» (1892). Сатирическая комедия «Бобровая шуба» (1893). Символистская дра­ма «Вознесение Ганнеле» (1893), проникнутая элементами мисти­ки. Проблема творческой личности и ницшеанские мотивы в дра­матической сказке «Потонувший колокол» (1896). Существование в творчестве Гауптмана в 1900-х гг. двух тенденций — реалистиче­ской и символистской. Драмы: «Возчик Геншель» (1898), «Михаэль Крамер» (1900). Трагикомедия «Крысы» (1911). «Перед заходом солн­ца» (1932). Глубокий психологизм и гуманистическое звучание лучших пьес Гауптмана.

Оскар Уайльд («Веер леди Уиндермир», 1892; «Идеальный муж», 1895; «Как важно быть серьезным», 1895). Реалистический характер коме­дий, их близость к традициям комедии Реставрации. Философско-поэтическая драма «Саломея».

Бернард Шоу (1856—1950) — крупнейший представитель кри­тического реализма в английской драматургии на рубеже XIX и XX вв., основоположник театра нового типа — театра идей. Его борьба за интеллек­туальную, остро социальную пьесу, ниспровержение приемов и принци­пов викторианской «хорошо сделанной» салонной драматургии. Шоу и Ибсен. Восприятие Шоу «квинтэссенции ибсенизма» как резкого, безоговорочного обличения фальши социальных и мо­ральных устоев буржуазного общества. Острая критика социаль­ных законов капитализма конца XIX в. в так называемых «непри­ятных» пьесах — «Дома вдовца» (1892), «Профессия миссис Уоррен» (1894). Петрова О. Критика лживости буржуазной морали в «приятных» пьесах («Человек и оружие», 1894, «Кандида», 1895 и др.). Разоблачение империалистической экспансии и политики колониализма в исто­рических драмах «Ученик дьявола» (1897), «Цезарь и Клеопатра» (1898). Пьесы «Человек и сверхчеловек» (1903), «Другой остров Джона Буля» (1904), «Майор Барбара» (1905), «Пигмалион» (1913). Особен­ности драматургического метода Шоу. Пристальное внимание к созданию «музыкальной пар­титуры спектакля». «Фанта­зия в русском стиле на английские темы» — «Дом, где разбивают­ся сердца» (1917)—эпическое произведение о духовном кризисе европейской интеллигенции. Опыт творческого освоения Шоу дра­матургических принципов Л. Н. Толстого, Чехова.

Драматургия «абсурда».

Пессимизм, проповедь бессмысленности бытия и обреченности человека в пьесах Эжена Ионеско (1909 -1994), Самуэля Беккета (1906 -1989), Жана Жене (1910- 1986) как выражение панических настроений обывателя. Трагические мотивы одиночества, страха перед жизнью, роднящие драматургию «абсурда» с фило­софией экзистенциализма. Иррационализм, усложненность, запу­танная метафоричность и разложение традиционной драматурги­ческой формы в пьесах Ионеско «Лысая певица» (1950), «Урок» (1951), «Стулья» (1952). Обращение Ионеско к сатирической эксцентриаде в пьесе «Носорог» (1959). Крайний пессимизм и безысходность в пьесе Ионеско «Король умирает» (1962). Появ­ление гуманистических мотивов в пьесе-притче «Жажда и голод» (1965). Нигилизм и смакование ужасов и преступлений в пьесах «Игры в убийство» (1970) и «Макбет» (1972). Реакционность политических высказываний Ионеско.

Утверждение хаотичности мира в драматургии С. Беккета.

Пьесы «В ожидании Годо» (1952), «Конец игры» (1957) и «Счаст­ливые дни» (1961), проникнутые чувством безысходности, рисую­щие пассивность и умирание человека. Зловещая символика, соче­тание философских аллегорий с грубым физиологизмом образов как отличительные черты метода Беккета.

Усложненноть формы, пышная зрелищность произведений Жана Жене. Пьесы «Служанки» (1946), «Негры» (1959), «Балкон» (1960) и другие — фантасмагории, поэтизирующие насилие, пре­ступления, анархический бунт.

Драматургия Швейцарии.

Творчество Макса Фриша (1911- 1991) и Фридриха Дюрренматта (1921- 1990). Развитие форм интеллектуальной драмы в их пьесах. Связь и полемика с Брехтом. «Бидерман и поджигатели» (1958), «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» (последняя редакция —1962 г.), «Биография» (1967).

Основные идейные мотивы пьес Дюрренматта — индивидуум и государство: «Ромул Великий» (1956), «Геркулес и Авгиевы конюшни» (1962), «Визит старой дамы» (1955), «Метеор» (1965), «Играем Стриндберга» (1969).

Итальянская драматургия.

Эдуардо Де Филиппо (1900—1984) — крупнейший драматург-реалист Италии. Гуманизм, психологическая глубина пьес Де Филиппо. Их национальное своеобразие, яркая буффонность и ост­рая гротесковость: «Неаполь-миллионер» (1945), «Эти при­зраки» (1946), «Филумена Мартурано» (1946), «Моя семья» (1955), «Искусство комедии» (1965), «Цилиндр» (1966). «Контракт» (1967), «Монумент» (1970), «Экзамены не кончаются никогда» (1973).

Драматургия США.

Теннеси Уильямс (1914—1983) — наиболее популярный американский драматург. Психологические драмы «Стеклянный зверинец» (1945) и «Трамвай «Желание» (1947). Гуманистические мотивы драм «Орфей спускается в ад» (1957) и «Ночь игуаны» (1962). Мотивы одиночества, отчаяния и болезни в поздних пьесах — «Вопль» («Пьеса для двоих», 1968), «Преду­преждение малым кораблям» (1972), «Гардероб для летнего оте­ля», 1980).

Артур Миллер (1915 - 2005). Критический показ американских капиталистов, нажившихся на военных поставках в ранней пьесе «Все мои сыновья» (1947). Трагедия среднего американца, гибель иллюзий «успеха» в драме «Смерть коммивояжера» (1949). Ис­пользование приемов античной драматургии в дилогии «Вид с моста» (1955). Тема ответственности человека перед обществом, «После грехопадения» (1964) и «Случай в Виши» (1965).

Эдвард Олби (род. 1928). Влияние идей экзистенциализма и приемов «театра абсур­да» в некоторых пьесах Олби — «Крошка Алиса» (1964). Психологические пьесы: «Случай в зверинце» (1958); «Смерть Бесси Смит» (1959), «Все в саду» (1967), «Кто боится Вирджинии Вульф» (1962), «Морской пейзаж» (1975), «Леди из Дюбюка» (1980), «Три высоких женщины» (1995).

Литература по темам курса.

Литература по темам.

Италия

Баткин Л. М. Итальянские гуманисты. Стиль жизни. Стиль мышления. М., 1978.

Дживелегов А. К. Итальянская народная комедия. 2-е изд. М., 1962.

Испания

Балашов Н. И. Испанская классическая драма. М., 1975.

Силюнас В. Испанский театр XVI-XVII вв. М., 1998.

Англия

Аникст А. А. Творчество Шекспира. М., 1963.

Аникст А. А. Театр эпохи Шекспира. М., 1965.

Аникст А. А. Шекспир. Ремесло драматурга. М., 1974.

Аникст А. А. Первые издания Шекспира. М., 1974.

Пинский Л. Е. Шекспир. Основные начала драматургии. М., 1971.

Шведов Ю. Ф. Эволюция шекспировской трагедии. М., 1975.

V. Темы семинаров.

На семинарских занятиях проверяется готовность студента самостоятельно и непредвзято представить ту и ли иную тему, аргументировано и убедительно представить собственное видение проблемы или фактологического материала. Основой выступлений является знание непосредственно первоисточника: драматургии или авторских произведений деятелей театра и умение четко сформулировать свое отношение к ним.

 

VI. Примерные темы курсовых работ (2 семестр).

Темы курсовых работ формулируются на основе пройденного ранее или изучаемого во 2-м семестре материала с учетом особенностей будущей профессиональной деятельности студента. Поскольку в данном случае студентами являются будущие представители режиссерской профессии, то и темы в основном связаны с возможными вариантами сценического прочтения пьес. Важным моментом является самостоятельной выбор студентом именно той темы, которая его интересует. Манера изложения материала тоже может быть свободной, приближающейся по форме к эссе. Абсолютно неприемлемо формальное переписывание уже существующих работ, повторение чужих мыслей. Прежде всего, оценивается личное видение темы, стремление осветить её непредвзято, ярко, исходя из собственного видения её особенностей. Студент может предложить и собственную тему, согласовав её с преподавателем. Приветствуются разного рода приложения, помогающие студенту более образно отразить собственное понимание пьесы, более точно отразить его сце



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 613; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.217 (0.018 с.)