Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Линейные и нелинейные интерпретации истории: общая характеристика.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Существуют два подхода к определению общей направленности исторического процесса: линейный (стадиально-поступательный) и нелинейный. Линейный подход оценивает историю как поступательное восхождение общества к более совершенным состояниям на основе преемственности накопленного опыта, знаний, а также как нисхождение общества к более простым состояниям. В рамках линейного подхода выделяют такие интерпретации истории, как регрессизм (античная философия, философия Древнего Востока, экологический пессимизм) и прогрессизм (Л. Морган, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс). Понятие общественного прогресса отражает процесс поступательного движения общества по восходящей линии, ведущего к усложнению системно-структурной организации общества. Противоположен прогрессу социальный регресс — это процесс упрощения, деградации общества.Наиболее развитой вариант прогрессистского подхода представлен в марксистской концепции общественно-экономических формаций. В чистом виде ни в одной стране общественно-экономическая формация не обнаруживается: всегда присутствуют такие общественные связи и учреждения, которые принадлежат другим формациям. «Чистых» формаций не бывает также потому, что единство общего понятия и конкретного явления всегда противоречиво и общество всегда находится в процессе развития.В целом К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (социалистическая). Также им было указано на особый политико-экономический тип общества (фактически на шестую формацию) — «азиатский способ производства». Методы исторического познания. Одним из основополагающих методов изучения истории считается сравнительный метод. Он предполагает качественное и количественное сопоставление исторических явлений во времени и пространстве. Все события в истории имеют начало, длительность и окончание, они также чаще всего привязаны к определенному месту. Сравнительный подход позволяет внести упорядоченность в череду объектов исторического исследования. К нему вплотную примыкает типологический метод исследования, позволяющий классифицировать факты и явления социальной действительности, распределяя их по вполне определенным категориям.Диалектическая логика учит рассматривать все события истории с системной точки зрения. Системный метод познания помогает раскрыть глубинные внутренние механизмы возникновения, становления и угасания явлений. Все исторические события при этом предстают перед исследователем во взаимосвязанной форме, вытекая одно из другого.Существует также ретроспективный метод познания явлений в истории. С его помощью можно проникать далеко в прошлое, последовательно выявляя причины событий, их роль в общем историческом процессе. Раскрытие причинно-следственной связи – одна из основных функций данного метода познания. Морфологические критерии человека. Морфологический критерий – это особенности внешнего и внутреннего строения особей одного- вида.1.прямохождение,2.азвитая кисть верхних конечностей для изготовления орудий,3.высокоразвитый головной мозг.-гоминидная триада. Научность как принцип исторического познания. История в этом случае – особая наука (или комплекс наук), занимающаяся изучением прошлого человеческих обществ во всем его многообразии. Исходя из этого, предметом исторической науки можно назвать все проявления жизни человечества, начиная с зарождения социума и до настоящего времени. Соответственно, главной задачей истории (основным её предназначением) следует считать познание (изучение и осмысление) прошлого человечества – познание, необходимое для понимания современного состояния человеческого общества и предвидения его развития в будущем.В исторической науке имеет место специализация по нескольким принципам: 1. по временному (хронологическому) охвату; в историческом процессе выделяются основные эпохи (традиционно – первобытность, античность, средневековье, новое/новейшее время) и отдельные их периоды;2. по пространственному (географическому) охвату; всемирная история может быть представлена как история отдельных континентов (история Африки, Латинской Америки), регионов (балканистика, история Ближнего Востока), стран (китаистика), народов или групп народов (славяноведение);3. по различным сферам человеческой деятельности (политической, правовой, экономической, военной, научной и т.д.).Кроме того, историческая наука включает в себя несколько особых отраслей: археологию, изучающую прошлое по вещественным источникам; этнографию, изучающую ныне живущие народы и этнические общности, их быт и культуру; источниковедение, разрабатывающее теорию и методику изучения и использования исторических источников и т д. Неолитическая революция и ее роль в истории человека. Неолити́ческая револю́ция (или «неолитизация») — переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве. Повышение производительности труда вело к увеличению численности населения, созданию сравнительно больших вооруженных отрядов, охраняющих территорию, разделению труда и т д. Появление письменности — атрибут окончания доисторического периода, который обычно совпадает с окончанием неолита и вообще каменного века. Неолитическую революцию можно трактовать как разрушение гармоничного сосуществования человека с природой, отныне он оказывается в оппозиции к ней, подстраивая окружающую среду под свои нужды, что приводит к возникновению цивилизации и технического прогресса. Новое время как период всемирно-исторического процесса. Но́вое вре́мя (или новая история) — период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем.Понятие «новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. Критерием определения «нового времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Понятие «новое время» было воспринято историками и утвердилось в научном обиходе, но смысл его во многом остаётся условным — не все народы вступили в этот период одновременно. Несомненно одно: в данный отрезок времени происходит возникновение новой цивилизации, новой системы отношений, европоцентристского мира и т д.
Новейшее время как период в истории человечества. Новейшее время — период в истории человечества с 1918 года по настоящее время или с 1917 года (когда в России произошла социалистическая революция)[1]. Впервые термин «новейшее время» использует Гегель в начале XIX века в работе Философия истории.Начиная с середины 1940-х годов и до сегодняшнего дня быстрыми темпами продолжаются изменения. Появились такие технологические разработки, как компьютеры,ядерное оружие, генная инженерия и нанотехнологии. Экономическая глобализация, вызванная достижениями в области коммуникационных и транспортных технологий, повлияла на повседневную жизнь во многих частях мира. Такие культурные и институциональные формы, как демократия, капитализм и охрана окружающей среды, усилили своё влияние. Основные трудности и проблемы, такие, как болезни, войны, бедность, насильственный радикализм, а в последнее время вызванное человечеством изменение климата, поднялись с ростом населения мира.
Обьект и предмет истории.
Объект истории человечества - это прошлое человечества.Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расследование», «узнавание», «установление». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов.В римской историографии[1] это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре «историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном.В настоящее время мы используем слово «история» в двух смыслах: во-первых, для обозначения рассказа о прошлом, во-вторых, когда речь идет о науке, изучающей прошлое. Предмет истории - это то, что субъект считает главным, ведущим в прошлом, её путеводная нить, детерминанта[2].Наука познает объективный мир через предметы-приоритеты изучения в нем. Это может быть движение к Богу, общество, личность и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 839; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.114.228 (0.007 с.) |