Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы и источники изучения истории. Выдающиеся российские историкиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Научное познание исторических процессов обеспечивается использованием определенных методов исследования. Метод (от греч. method- путь к чему-либо) есть способ построения и обоснования какой-либо системы знаний. Метод – это способ изучения истор-х законом-ей через их конкретное проявление. На практике применяются несколько методов, причем только те или иные элементы каждого из них. Исходя из многомерности подходов к исследованию исторических событий, можно выделить некоторые основные методы изучения истории: хронологический, системный, сравнительный, типологический, историко-генетический. При изучении истории применяются также метод социологических исследовании, ретроспективный метод и некоторые другие. - Хронологический метод заключается в том, что явления истории изучаются строго во временном (хронологическом) порядке, это последовательное изложение истории. В чистом виде этот метод применяется довольно редко, главным образом при составлении исторических хроник, отдельных исторических событий и биографий. - Сравнительный метод является одним из самых распространенных методов изучения и исследования истории. Он основывается на признании известной повторяемости исторических событий в мировой истории, на закономерностях исторического события, явления. Его суть состоит в их сравнении для установления как общих закономерностей, так и различий. Для этого метода характерно выражение: «история развивается по восходящей спирали». Этот метод часто применяется с типолог-м. Пример сравнительного метода: октяб-я и февр-я революции, гражданские войны в России и США, нэп и военный коммунизм. - Типологический метод служит для того, чтобы упорядочить истор-е явления на основе присущих им общих признаков. Пример тип-о метода: крестьянские восстания (Пугачёв, Разин, Болотников), русско-турецкие войны (первая при Фёдоре Алексеевиче, мирные договора, войны, рев-ии). - Системный метод представляет систематизацию исторических знаний и рассмотрение исторических процессов в контексте мирового развития. Сведение исторических событий в одно целое, систематизируя сведения полученные из разных исторических источников. Пр-р систе-о метода – методологические принципы. - Историко-генетический метод – это последовательное раскрытие свойств и ф-ций изучаемого объекта в процессе его применения. - Метод социологических исследований применяется в основном при изучении современности и политической истории. Среди его приемов можно назвать – анкетирование, опрос, интервью и т.д. - Ретроспективный метод основан та том, что прошлое, настоящее и будущее тесно связаны между собой. Это дает возможность восстановления прошлого даже при отсутствии всех источников, относящихся к изучаемому периоду. Все эти методы применяются при изучении истор-х источников. Исторический источник – это любое, сохранившееся до наших дней, свидетельство о деятельности человека в прошлом. Под источниками изучения истории понимаются все остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни и деятельности человека. Специальная научная дисциплина об исторических источниках, приемах их выявления, критики и использования в работе историка называется источниковедением. Все исторические источники можно разделить на 6 групп: 1. Наиболее многочисленная группа источников - это письменные источники (эпиграфические памятники, т.е. древние надписи на камне, металле, керамике, и проч.; граффити - тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде; берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге, печатные материалы и др.). Письменный источник – фраза, имеющая связанный смысл. 2. Вещественные памятники (орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, украшения, монеты, оружие, остатки жилищ, архитектурные сооружения и т.д.). 3. Этнографические памятники - сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов. 4. Фольклорные материалы - памятники устного народного творчества, т.е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты и т.д.) 5. Лингвистические памятники - географические названия, личные имена и т.д. 6 Кино- и фотодокументы. Также изобразительные источники и фонические. Фонический источник отличается разным звучанием (новгородцы - новгородчи). Как разновидность источников отдельно выделяются: Документы политических партий и движений; документы государственных органов; архивы; произведения государственных и общественных деятелей; мемуары; официальная периодическая печать прошлых лет. Проблемы историка с историческими источниками: сохранности, датировки, подлинности или фальсификации, интерпритации. Изучение в совокупности всех видов источников позволяет воссоздать достаточно полную и достоверную картину исторического процесса.
: Отечественная историография. Выдающиеся российские и советские историки. В России, историческая наука прошла долгий путь развития, который характерен для любой страны. Важным этапом в переходе от летописей к историческому исследованию является последняя четверть 17в. Именно тогда появились работы, основанные на критике источников и рациональном изучении причинно-следственных связей событий в рамках авторских концепций. Наиболее яркие из них – «Созерцание краткое» и «Известие истинное» Сильверстра Медведева, «Генеалогия» Игнатия Римского-Корсакова, «Скифская история» Андрея Лызлова. Эти работы заложили фундамент отечественной исторической науки, которая вскоре, в 18 в, достигла значительных успехов. Среди выдающихся учёных того времени – «отец русской историографии» Татищев, Миллер, Щербатов, Болтин, Шлецер. Навсегда вошли в сокровищницу науки и культуры России труды корифеев исторической мысли 19 в. (Карамзина, Соловьёва, Ключевского); историков-концептуалистов, создавших оригинальные построения истории нашей страны (Полевого, Костомарова, Милюкова); учёных, заложивших основы отечественной археографии, источниковедения и историографии (Каченовского, Строева, Бестужева-Рюмина); исследователей, разрабатывавших конкретные проблемы российской истории (Забелина, Семевского, Павлова-Сильванского). Большой вклад в развитие отечественной исторической науки внесли учёные 20 в. При этом они придерживались различных схем и построений в изучении прошлого. Лаппо-Данилевский, например, следовал неокантианской теории ист-ого познания, Кареев изучал её позитивистско-плюралистическую версию, Шпет – феноменологическую. Новые теорико-философские и логические подходы к пониманию смысла и хода истории сосуществовали с эмпирическими исследованиями, научное значение которых сохранилось до наших дней (труды Платонова, Кизеветтера, Богословского). С марксистских позиций рассматривали движущие силы исторического процесса Плеханов, Ленин, Рожков, Покровский. После Октяб-й рев-ии марксистская идеология и методология становятся господствующими в Советской России. В годы сталинской диктатуры многообразие в подходах к историческим явлениям и процессам сменяется их единым толкованием. Репрессии, обрушившиеся на историков, догматическое следование «марксистско-ленинской теории» в сталинской интерпритации, ограничение контактов с зарубежными исследователями – всё это нанесло огромный урон российской истор-й науке. Тем не менее, советские учёные Дружинин, Зимин, Новосельский, Пашуто, Тихомиров и многие другие, продолжая и развивая традиции дореволюционной историографии, создали немало превосходных истор-х трудов. Весомый вклад в науку 20 в. внесли историки русского зарубежья (Вернадский, Николаевский). Значительный шаг вперёд в изучении прошлого нашего Отечества сделан в последние годы. Это позволяет по-новому подойти к освещению многих проблем истории России.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.98 (0.008 с.) |