Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы и источники изучения истории. Выдающиеся российские историки

Поиск

Научное познание исторических процессов обеспечивается использованием определенных методов исследования. Метод (от греч. method- путь к чему-либо) есть способ построения и обоснования какой-либо системы знаний. Метод – это способ изучения истор-х законом-ей через их конкретное проявление. На практике применяются несколько методов, причем только те или иные элементы каждого из них. Исходя из многомерности подходов к исследованию исторических событий, можно выделить некоторые основные методы изучения истории: хронологический, системный, сравнительный, типологический, историко-генетический. При изучении истории применяются также метод социологических исследовании, ретроспективный метод и некоторые другие.

- Хронологический метод заключается в том, что явления истории изучаются строго во временном (хронологическом) порядке, это последовательное изложение истории. В чистом виде этот метод применяется довольно редко, главным образом при составлении исторических хроник, отдельных исторических событий и биографий.

- Сравнительный метод является одним из самых распространенных методов изучения и исследования истории. Он основывается на признании известной повторяемости исторических событий в мировой истории, на закономерностях исторического события, явления. Его суть состоит в их сравнении для установления как общих закономерностей, так и различий. Для этого метода характерно выражение: «история развивается по восходящей спирали». Этот метод часто применяется с типолог-м. Пример сравнительного метода: октяб-я и февр-я революции, гражданские войны в России и США, нэп и военный коммунизм.

- Типологический метод служит для того, чтобы упорядочить истор-е явления на основе присущих им общих признаков. Пример тип-о метода: крестьянские восстания (Пугачёв, Разин, Болотников), русско-турецкие войны (первая при Фёдоре Алексеевиче, мирные договора, войны, рев-ии).

- Системный метод представляет систематизацию исторических знаний и рассмотрение исторических процессов в контексте мирового развития. Сведение исторических событий в одно целое, систематизируя сведения полученные из разных исторических источников. Пр-р систе-о метода – методологические принципы.

- Историко-генетический метод – это последовательное раскрытие свойств и ф-ций изучаемого объекта в процессе его применения.

- Метод социологических исследований применяется в основном при изучении современности и политической истории. Среди его приемов можно назвать – анкетирование, опрос, интервью и т.д.

- Ретроспективный метод основан та том, что прошлое, настоящее и будущее тесно связаны между собой. Это дает возможность восстановления прошлого даже при отсутствии всех источников, относящихся к изучаемому периоду.

Все эти методы применяются при изучении истор-х источников.

Исторический источник – это любое, сохранившееся до наших дней, свидетельство о деятельности человека в прошлом.

Под источниками изучения истории понимаются все остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни и деятельности человека. Специальная научная дисциплина об исторических источниках, приемах их выявления, критики и использования в работе историка называется источниковедением.

Все исторические источники можно разделить на 6 групп:

1. Наиболее многочисленная группа источников - это письменные источники (эпиграфические памятники, т.е. древние надписи на камне, металле, керамике, и проч.; граффити - тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде; берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге, печатные материалы и др.). Письменный источник – фраза, имеющая связанный смысл.

2. Вещественные памятники (орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, украшения, монеты, оружие, остатки жилищ, архитектурные сооружения и т.д.).

3. Этнографические памятники - сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов.

4. Фольклорные материалы - памятники устного народного творчества, т.е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты и т.д.)

5. Лингвистические памятники - географические названия, личные имена и т.д.

6 Кино- и фотодокументы.

Также изобразительные источники и фонические. Фонический источник отличается разным звучанием (новгородцы - новгородчи).

Как разновидность источников отдельно выделяются: Документы политических партий и движений; документы государственных органов; архивы; произведения государственных и общественных деятелей; мемуары; официальная периодическая печать прошлых лет.

Проблемы историка с историческими источниками: сохранности, датировки, подлинности или фальсификации, интерпритации.

Изучение в совокупности всех видов источников позволяет воссоздать достаточно полную и достоверную картину исторического процесса.

 

: Отечественная историография. Выдающиеся российские и советские историки.

В России, историческая наука прошла долгий путь развития, который характерен для любой страны. Важным этапом в переходе от летописей к историческому исследованию является последняя четверть 17в. Именно тогда появились работы, основанные на критике источников и рациональном изучении причинно-следственных связей событий в рамках авторских концепций. Наиболее яркие из них – «Созерцание краткое» и «Известие истинное» Сильверстра Медведева, «Генеалогия» Игнатия Римского-Корсакова, «Скифская история» Андрея Лызлова. Эти работы заложили фундамент отечественной исторической науки, которая вскоре, в 18 в, достигла значительных успехов. Среди выдающихся учёных того времени – «отец русской историографии» Татищев, Миллер, Щербатов, Болтин, Шлецер. Навсегда вошли в сокровищницу науки и культуры России труды корифеев исторической мысли 19 в. (Карамзина, Соловьёва, Ключевского); историков-концептуалистов, создавших оригинальные построения истории нашей страны (Полевого, Костомарова, Милюкова); учёных, заложивших основы отечественной археографии, источниковедения и историографии (Каченовского, Строева, Бестужева-Рюмина); исследователей, разрабатывавших конкретные проблемы российской истории (Забелина, Семевского, Павлова-Сильванского).

Большой вклад в развитие отечественной исторической науки внесли учёные 20 в. При этом они придерживались различных схем и построений в изучении прошлого. Лаппо-Данилевский, например, следовал неокантианской теории ист-ого познания, Кареев изучал её позитивистско-плюралистическую версию, Шпет – феноменологическую. Новые теорико-философские и логические подходы к пониманию смысла и хода истории сосуществовали с эмпирическими исследованиями, научное значение которых сохранилось до наших дней (труды Платонова, Кизеветтера, Богословского). С марксистских позиций рассматривали движущие силы исторического процесса Плеханов, Ленин, Рожков, Покровский. После Октяб-й рев-ии марксистская идеология и методология становятся господствующими в Советской России. В годы сталинской диктатуры многообразие в подходах к историческим явлениям и процессам сменяется их единым толкованием.

Репрессии, обрушившиеся на историков, догматическое следование «марксистско-ленинской теории» в сталинской интерпритации, ограничение контактов с зарубежными исследователями – всё это нанесло огромный урон российской истор-й науке. Тем не менее, советские учёные Дружинин, Зимин, Новосельский, Пашуто, Тихомиров и многие другие, продолжая и развивая традиции дореволюционной историографии, создали немало превосходных истор-х трудов. Весомый вклад в науку 20 в. внесли историки русского зарубежья (Вернадский, Николаевский). Значительный шаг вперёд в изучении прошлого нашего Отечества сделан в последние годы. Это позволяет по-новому подойти к освещению многих проблем истории России.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.98 (0.008 с.)