Исторический источник и его роль в процессе познания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторический источник и его роль в процессе познания.



Вопросы для зачета.

1. Предмет источниковедения. Его содержание, структура, задачи.

Источникове́дение — вспомогательная отрасль исторической науки (истории), разрабатывающая теорию и историю исторических источников, а также методику их изучения.

Предмет источниковедения — исторический источник и методы его поиска и изучения.

Задачами являются выявление источников, их систематизация и анализ, а также разработка методик, теорий изучения источников.

Структура: Выделяют несколько разделов:

 

1. Теоретическое источниковедение – включает в себя общую теорию источниковедения и отдельных разделов исторической науки

2. Источниковедческая практика – включает в себя аналитико-синтетические работы и прикладное источниковедение, которое просматривается в работах историках конкретиков.

2. Понятие «исторический источник». Выработка определения исторического источника в русской дореволюционной, советской и постсоветской историографии.

Исторический источник – любой аутентичный памятник прошлого, из которого историки могут получить фактический материал для изучения. Это могут быть письменные источники (например, найденные при археологических раскопках законы царя древней Вавилонии Хаммурапи), архитектура, памятники, орудия труда прошлого, фольклор и т.д.

 

Исторический источник и его роль в процессе познания.

Общая классификация исторических источников. Характеристика основных типов источников.

1. Вещественные или материальные источники. Это орудия труда, предметы быта, оружие, утварь, одежда, мебель и т.д. Изучением их занимается археология, музееведение, униформистика. Они интересны тем, что они дают представление о материальной культуре общества, о сырье, тканях и т.п. Материальные памятники свидетельствуют об уровне технологий (шлифовка, закаливание). Недостаток: материальные памятники – немые памятники.

2. Этнографические источники – обычаи, нравы, традиции, обряды. Интересны тем, что передают информацию об обычаях данного общества, о религиозных представлениях общества. Они рассказывают о дописьменном этапе общества. Изучением их занимается этнология (этнография).

3. Лингвистические источники. Это данные языка. Существуют определённые законы развития языка. Учёные пришли к выводу, что славяне отпочковались от индоевропейских народов в середине 2 тыс. до н.э. При этом на основе анализа славянских языков, выяснили, что они обитали там-то и там-то. Изучением языка занимается историческая лингвистика.

4. Фольклорные источники. Это произведения устного народного творчества, а именно пословицы, поговорки, сказки, легенды, былины, саги, анекдоты. Изучением занимается фольклористика. Они интересны тем, что они передают события, факты, которые не находят отражения в письменных источниках. В них находят отражения факты дописьменного периода.

5. Кино-фото источники. Появление связано с развитием науки и техники. В 1839 г. были созданные первые фотографии, в 42 появляются негативы и позитивы. Кино источники появляются с 1895 г., 28 декабря, во Франции (братья Люмьеры). В России с весны 1896 года. Они интересны тем, что дают внешнюю картину событий. Минусы: может не соответствовать исторической действительности.

6. Фоно источники. Это восковые валики, магнитофонные плёнки, компакт диски. В июле 1877 г. Томас Эдисон создал звукозаписывающую аппаратуру, восковые валики. Они интересны тем, что передают звуковую атмосферу.

7. Письменные источники. Занимают главенствующую роль в исторических источниках, т.к. они могли передать самую разнообразную информацию. Могут быть самими разными. Историки в первую очередь ищут такие источники. Изучением письменных источников занимается целый комплекс вспомогательных и специальных исторических дисциплин. Вспомогательные делятся на 2 группы: 1 группа занимает отдельные разновидности письменных источников (эпиграфика – изучает письменность на твёрдых поверхностях), 2 группа занимается изучением отдельных аспектов письменных источников (палеография – занимается внешними разновидностями письма, сфрагистика – печатями). Больше всего этим занимается источниковедение.

Классификация письменных источников. Эволюция видов.

письменные источники делятся на следующие виды: законодательные акты, актовый материал, материалы делопроизводства, политические сочинения и проекты, публицистика, периодика, источники личного происхождения, документы политических партий и общественных организаций, статистические материалы, научные и учебные труды, литературные произведения, экономико-географические описания, сочинения иностранцев, справочные издания. Также выделяются роды источников, каждый из которых представляет собой локально-исторический комплекс объектов определенного типа и назначения. Например, летописи, конце XIX в. была также распространена классификация источников на остатки и предания.

Понятие критики исторических источников. Проблема критики в российском дореволюционном, советском и постсоветском источниковедении.

Методы и приемы источниковедческой критики, ее этапы.

Основные принципы и методы критического анализа исторических источников

Критика источников, ее основные задачи

Понятие источниковедческой критики. Критика источников в российской исторической науке XIX – начала XX вв. Труды В.О.Ключевского, А.С.Лаппо-Данилевского. Проблемы критики источников в советском источниковедении (Н.Н.Авдеев, С.Н.Валк, А.А.Зимин, С.М.Каштанов, Б.Г.Литвак, А.П.Пронштейн, Л.Н.Пушкарев и др.). Современные представления, новые тенденции в критике исторических источников. (И.Н.Данилевский, О.М.Медушевская, А.К.Соколов и др.).

Источниковедческий анализ как система исследовательских процедур. Задачи источниковедческого анализа. Выделение логических этапов решения исследовательских задач. Эвристический этап источниковедческого исследования. Формирование источниковой базы исследования.

Задачи изучения происхождения источника. Определение времени, места, обстоятельств и мотивов, исторических условий возникновения источника. Способы атрибуции текста. Проблема авторства. Проблема подлинности источников. История текста источника. История публикации. Интерпретация исторического источника. Герменевтические подходы к изучению источников.

Задачи изучения содержания источника. Определение степени достоверности, полноты, тенденциозности, субъективности источника.

Внешняя критика

Писчий материал, графика письма, пометы, резолюции, штампы, печати. Внешние особенности источника. Использование методов вспомогательных исторических дисциплин. Изучение текста источника, его редакций и списков. Проблема публикаций текста, их разновидности.

Внутренняя критика

Изучение содержания. Установление степени достоверности, полноты. Наличие политической и субъективной тенденции в источнике. Построение гипотезы. Основные методы источниковедческого анализа: сравнительно-сопоставительный, количественный, ретроспективный, реконструктивный и др.

Источниковедческий синтез

Значение источника для изучения исторических фактов. Исторический источник: текст и контекст. Оценка исторического источника как исторического и культурного явления.

Методы и приемы обработки данных источника. Комплексный подход в источниковедческом анализе и повышение информативных возможностей источника. Использование сравнительно-исторического и сравнительно-типологического подходов в анализе источников.

Древнейшие русские письменные источники (IX – XIII вв.) Общая характеристика.

Общерусское летописание XVI в. и его особенности.

Летописи XVII в. Хронографы и их особенности.

Понятие о законодательном акте как историческом источнике. Его специфика и основные тенденции развития на Руси в XI – XVII вв.

Понятие об актах. Методы изучения. Формуляр.

Особенности формы, содержания и анализа литературных и публицистических произведений XI – XVII вв. Основные их разновидности.

Вопросы для зачета.

1. Предмет источниковедения. Его содержание, структура, задачи.

Источникове́дение — вспомогательная отрасль исторической науки (истории), разрабатывающая теорию и историю исторических источников, а также методику их изучения.

Предмет источниковедения — исторический источник и методы его поиска и изучения.

Задачами являются выявление источников, их систематизация и анализ, а также разработка методик, теорий изучения источников.

Структура: Выделяют несколько разделов:

 

1. Теоретическое источниковедение – включает в себя общую теорию источниковедения и отдельных разделов исторической науки

2. Источниковедческая практика – включает в себя аналитико-синтетические работы и прикладное источниковедение, которое просматривается в работах историках конкретиков.

2. Понятие «исторический источник». Выработка определения исторического источника в русской дореволюционной, советской и постсоветской историографии.

Исторический источник – любой аутентичный памятник прошлого, из которого историки могут получить фактический материал для изучения. Это могут быть письменные источники (например, найденные при археологических раскопках законы царя древней Вавилонии Хаммурапи), архитектура, памятники, орудия труда прошлого, фольклор и т.д.

 

Исторический источник и его роль в процессе познания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 5248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.8 (0.016 с.)