Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В «Юрии Милославском» Загоскин добился органического слияния исторических фактов и вымысла.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Документальный материал в «Юрии Милославском» не имеет и характера иллюстративности, свойственной «Последнему новику» Лажечникова. Загоскин почти не цитирует исторических деятелей, в романе нет эффектных исторических сцен, не обусловленных движением сюжета. Следуя методу В. Скотта, Загоскин стремится раскрыть нравы через жизнь народа, которую он списывал с современности, так как считал, что «домашний простонародный быт того времени почти ничем не отличался от нынешнего». Обращаясь к историческим фактам, Загоскин часто пользуется рассказом «от автора», но наряду с этим пытается, на основе опыта В. Скотта, применить новые приемы слияния «правды и вымысла». Исторические факты он вводит в повседневный быт народа. О восстании в Москве против поляков читатель узнает из разговоров на постоялом дворе, здесь же репликами стрельца, купца и земского дается первая характеристика князя Пожарского, тяготы иностранной интервенции вырисовываются в эпизоде с хозяйкой постоялого двора, которая, прежде чем накормить постояльцев, выясняет, к какой политической группировке они принадлежат. Если для В. Скотта роман был средством воспроизвести историю посредством вымысла, то у Загоскина история служит для обоснования определенных политических идей и прежде всего идеи православия и соединения всех сословий вокруг престола. Н.А.Полевой:
По мнению Полевого «русская история, русская старина не только могут быть источником поэтических созданий и романов исторических, но, может быть, их должно почесть одним из богатейших источников для поэта и романиста». Полевой одним из первых обращается к событиям удельной борьбы на Руси XIV--XV вв. (повесть "Симеон Кирдяпа. Русская быль XIV века", 1828; опубл. в 1832 г.; роман "Клятва при гробе Господнем", 1832), пишет рассказы о крестьянском и купеческом быте, стремясь раскрыть внутренний мир простых людей, взглянуть на все происходящее с ними и вокруг них как бы глазами самого народа. Новаторство П. сразу оценил Белинский, отметив, что в "Симеоне Кирдяпе" впервые была постигнута "поэзия русской древней жизни", которую П. понял "вернее всех наших романистов". «Клятва при Гробе Господнем» (1832) – первый исторический роман Н. А. Полевого, в целом благоприятно встреченный читателями. «Русская быль» - так определяет жанр «Клятвы при Гробе Господнем» автор. Роман о Дмитрии Шемяке, думается, не только направлен против Н. М. Карамзина, как и «История русского народа», но и указывает на те события отечественной истории, которые Н. А. Полевой считал ключевыми. Полевой точно датирует время действия, его герои - реальные исторические персонажи. Исторической основой романа стали события, происходившие между 1433 и 1441 г. Это кульминационные годы борьбы за Великокняжеский престол между Василием Васильевичем (внуком Дмитрия Донского) и Юрием Дмитриевичем (братом Дмитрия Донского). Русские князья интересуют Полевого не только как воины, стратеги, понимающие перспективы развития их княжества, но и как обычные люди, которые имеют право влюбляться, ревновать и т. д. В «Клятве при Гробе Господнем» исторический дискурс подчиняет себе романное повествование, что создает новый, не сводимый к вальтерскоттовскому, тип исторического романа. Исторический материал не выводится в описательные вставки, а становится «зерном» развития романной интриги. Вымысел в равной степени пронизывает историческое (фактографическое) и романное повествования. Присутствует романизация исторического. И. И. Лаженичков: В середине 20-х годов в рамках романтического направления определилось иное отношение к документальным источникам. Интуитивное проникновение в историю не мыслится без ответственной предварительной работы с материалом. Романтические методы использования документальных источников, намеченные в повестях Бестужева, нашли продолжение в романе Лажечникова «Последний новик», над которым он начал работать в 1826 г (издан в 1833 г). Как и в «Арапе Петра Великого» Пушкина, действие романа Лажечникова отнесено к русским историческим событиям начала XVII века и непосредственно связано с личностью и деятельностью Петра I. В начале царствования Николая I в связи с его подавлением восстания, а затем обещаниями либеральных реформ, выход из создавшегося общественно-исторического тупика видели в осуществлении назревших преобразований «манием царя» - просвещенного монарха, действующего так же решительно и энергично, как действовал в свое время Петр I. Сюжет «Последнего новика» основан на вымышленном событии. Исторические деятели появляются только в некоторых сценах романа. Взаимоотношение правды и вымысла трактуется как механическое соединение романической интриги и исторических материалов, поэтому документальные данные несут вспомогательную нагрузку, пристраиваются к романическому сюжету. Однако, если сравнить роман Лажечникова с повестями Бестужева, то видно, как изменилось представление об «историческом колорите». Орнамент «Последнего новика» — это уже не живописная и эффектная костюмерия, которую с увлечением описывал Бестужев. Он превратился в сложное сооружение, в котором цитаты из документов, легенды и романтические описания старинных замков сочетаются с бытовыми реалистическими сценками, заимствованными из исторических анекдотов. Вымысел в «Последнем новике» определяет ход исторических событий, вместо того чтобы объяснить его. Изобилие исторических фактов, не связанных с сюжетными линиями романа, привело к утрате композиционного единства и внутренней художественной правды. Вопрос исторической правды в художественном произведении был поднят Пушкиным в связи с выходом второго романа Лажечникова «Ледяной дом» (1835). Этот роман, так же как и «Последний новик», написан на основе большого числа источников, в том числе и мемуарных, но теперь исторические события стоят в центре повествования. Роман воспроизводит один из трагических периодов русской истории — царствование Анны Иоанновны и борьбу «верховников» во главе с ее кабинет-министром Артемием Волынским с Бироном. Романическая история перемещается на второй план, становится средством психологической характеристики героя. Документальные сведения органически сливаются с фабулой романа, и романическая интрига «без насилия» входит в историческую среду. А.С.Пушкин: Возможность создания реалистического романа в пушкинскую пору связывалась с расширением круга его источников. Дневники и анекдоты, фиксирующие мельчайшие наблюдения над образом жизни, привычками, поведением окружающих лиц, помогали воссоздать быт, нравы, характеры эпохи, обусловленные временем и средой. Нравы воспринимаются как составная часть исторического процесса, а бытовые документальные материалы мыслятся как важнейший источник познания прошлого. В частности, они важны для Пушкина при работе над «Арапом Петра Великого» (задуман и начат ок. 1827 г). Работая над «Арапом Петра Великого», Пушкин заимствовал материал главным образом у историка Корниловича, т. е. брал его из вторых рук. Задумав новый исторический роман из времен пугачевщины, он сам становится историком. Первоначальный замысел «Капитанской дочки» был связан с конкретным историческим фактом перехода дворянина-офицера Шванвича на сторону Пугачева. Пушкин нашел упоминание об этом в архивах. Затем Шванвича заменили пощаженный Пугачевым Башарин, затем некий пастор, тоже помилованный Пугачевым. А затем Пушкин пришел к окончательному варианту романа. Реализм романа связан со способом подачи документального материала. Романическое происшествие органически соединено с историческими событиями. Это достигается прежде всего сплетением судеб исторического лица Пугачева и вымышленного — Гринева. Именно поэтому этот роман считают вершинным произведение жанра. Н.В.Гоголь: Для Гоголя, как и для Загоскина важна была концепция «православие, самодержавие, народность». В «Тарасе Бульбе» он создает образ эпического национального героя. Произведение написано в форме авторского повествования, т.е. никаких приемов «фиктивного автора, например, форм мемуаров, записок и т.д., в них нет. Читатель сразу, без всяких предисловий и описаний, оказывается в центре событий, происходивших много лет назад. Подчеркивается не только дистанция между прошлым и современностью, но и связь между ними. Нет указаний на конкретные даты. Но есть – в первой же главке – намеки на это время. Далее, обращает на себя внимание драматизированность повествования, особенно заметная в сравнении с эпичностью В. Скотта и А. Пушкина. В подлинно «драматическом» повествовании точка зрения персонажа должна быть увидена читателем непосредственно, а не через посредство повествователя. В повести изображается культурный кризис – упадок культуры казачества – а культурный кризис невозможно точно локализовать во времени: он протекает гораздо дольше, чем конфликт социально-политический. Главным героем является их отец, человек старшего поколения, уже вполне определившийся в жизни, с прочным социальным положением и твердыми нравственными ценностями. Именно его именем названа повесть, и именно его роль – главная в сюжете повести. По его семье проходит раскол, знаменующий собой кризис патриархальной казачьей культуры. При этом для самого Тараса нет границы между общественной и частной жизнью: они для него слиты до неразличимости. Характерно, что и этот персонаж в конце погибает. Совсем не похоже на романы Вальтера Скотта, где для главных героев обычно все заканчивалось счастливо. Отход от исторического романа: Исторический роман занимал передовые позиции в русской литературе в течение десяти лет, вершиной его, по общепринятому мнению, стала «Капитанская дочка» А. С. Пушкина (1836), но уже к 1840-м интерес к произведениям этого жанра начинает спадать. К 1860-м годам интерес к истории угасает. Исторический роман окончательно уходит на периферию. Появляется только запоздалый роман А. К. Толстого «Князь Серебряный» (начатый задолго до того) и романы Г. П. Данилевского.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.161.43 (0.01 с.) |