ТОП 10:

Мотив маскарада в поэме Е. Баратынского “Цыганка” и драме М. Лермонотова “Маскарад”.



«Маскарад» Лермонтова. Маскарад - образ не просто жизненной борьбы, но борьбы под чужой личиной, образ скрытого соперничества. Маска уравнивает разные положения; маска скрадывает душевные различия; маска делает незаметными внутренние колебания и нерешительность. Маскарад – знак необычной естественности, откровенности, обнаружения того, что в повседневной жизни сдавлено приличием и этикетом. Личина маскарада становится антимаской, а незакрытое лицо ежедневного общения – притворной маской (баронесса Штраль, скрывающаяся под маской благовоспитанности и холодности, на маскараде говорит со Зведичем языком сердца и страсти). Маскарад – образ самой светской конвенциальности, разрешаемой этикетом неправильности, включая и такую «неправильность», как искреннее чувство. Суть маскарада не в искренности, а в особой установке на представление, на выход из повседневной колеи.

«Цыганка» Баратынского. Борьба одного героя с другим (благодаря такой борьбе Арсений и Елецкой «поднимаются», а Нина и Сара «опускаются»). Борьба протекает в светской повседневности, в соперничестве. Образы бала и маскарада: бал – олицетворенный образ соперничества, тонкой и неявной борьбы; люди предаются общему веселью и действу, между тем одни выигрывают, другие терпят поражение. К этим значениям бала маскарад добавляет своё: люди борются друг с другом под чужой личиной, присваивая иной образ: Вера является без маски, а возвышенные речи, которые под маской говорит ей Елецкой, вопреки ожиданию, искренни. Сара (цыганка) остаётся за чертой общего действия, именуемого маскарадом, она не может участвовать в соперничестве, в борьбе на равных началах, неся на себе нестираемую печать отвержения.

Песня пахаря” как воплощение жанра “песни” в творчестве А. Кольцова: авторская точка зрения, герой, стилистика.

 

Ну! тащися, сивка,

Пашней, десятиной,

Выбелим железо

О сырую землю.

 

Красавица зорька

В небе загорелась,

Из большого леса

Солнышко выходит.

 

Весело на пашне.

Ну, тащися, сивка!

Я сам-друг с тобою,

Слуга и хозяин.

Весело я лажу

Борону и соху,

Телегу готовлю,

Зерна насыпаю.

Весело гляжу я

На гумно из скирды,

Молочу и вею...

Ну! тащися, сивка!

 

Пашенку мы рано

С сивкою распашем,

Зернышку сготовим

Колыбель святую.

 

Его вспоит, вскормит

Мать-земля сырая;

Выйдет в поле травка -

Ну! тащися, сивка!

 

Выйдет в поле травка -

Вырастет и колос,

Станет спеть, рядиться

В золотые ткани.

 

Заблестит наш серп здесь,

Зазвенят здесь косы;

Сладок будет отдых

На снопах тяжелых!

 

Ну! тащися, сивка!

Накормлю досыта,

Напою водою,

Водой ключевою.

 

С тихою молитвой

Я вспашу, посею.

Уроди мне, боже,

Хлеб - мое богатство!

 

Творческий потенциал Алексея Кольцова наиболее сильно выразился в его песенной лирике. В его «песнях» прослеживаются мотивы бодрости, веселья, энергии дружбы и т. д.

Позитивное настроение в песенной лирике того времени было обусловлено положительной ситуацией в буржуазной среде. Буржуазия находилась на подъеме в начале 19 века, однако, все еще была связана с крестьянством. Это тоже можно проследить в песенном творчестве А. Козлова.

Так, в его произведении «Песня пахаря» говорится о крестьянском труде. В первую очередь это заметно по стилю речи лирического героя в тексте произведения:

«Ну! тащися, сивка!»

 

Эту фразу лирический герой неоднократно повторяет в своей песне, поэтому рассмотрим стилистические особенности его речи на примере фразы.

Понятно, что он обращается к своей лошади - «сивке». «Сивка» - это разговорное название лошади сивой масти. Герой призывает лошадь идти, используя слово «тащися». Глагол «тащись» тоже указывает на неофициальную речь. Значит, в первой же фразе песни мы видим, что речь лирического героя не отличается серьезностью, присущей высокому стилю. В этой песне используется разговорная речь.

Более того, окончание глагола «тащися» характерно для народной, крестьянской речи. Можно сделать вывод, что стилистику речи в этом тексте отличает разговорность и народность.

Такие черты проявляются и в занятиях, о которых говорит лирический герой.

 

«Пашенку мы рано

С сивкою распашем,

Зернышку сготовим

Колыбель святую».

 

Герой говорит о засеивании поля. Это истинно крестьянское занятие. Значит, лирический герой в песне — это крестьянин, говорящий о своих делах. Мы видим, что образ лирического героя в произведении создается при помощи стилистики его речи и рассказов о том, чем он занимается. Это характерно для жанра песни. Лирический герой поет свою песню, в которой рассказывает о действии, призывая к нему, и так представляет себя.

В конце песни герой начинает говорить о будущем:

 

«Заблестит наш серп здесь,

Зазвенят здесь косы;

Сладок будет отдых

На снопах тяжелых!»

 

Видно, что герой ждет результата, который принесет его труд. Получается, что герой в своей песне описывает последовательность мыслей и действий крестьянина. Он с энтузиазмом говорит о своей работе, которую потом выполняет, и далее будет наслаждаться результатом, который она принесла. В этом проявлена позиция автора. Оптимизм и энергия в песне переплетаются с вышеупомянутой последовательностью. Значит, автор одобряет то, о чем говорится в тексте, и согласен с позицией лирического героя.

Город без имени” В. Одоевского как антиутопия.

Антиутопия - пародия на жанр утопии либо на утопическую идею. Если утописты предлагали человечеству рецепт спасения от всех социальных и нравственных бед, то антиутописты, как правило, предлагают читателю разобраться, как расплачивается простой обыватель за всеобщее счастье.

В произведении Одоевского "Город без имени" герои встречают человека, который рассказывает им о величественной колонии, на развалинах которой они находятся.

Система управления колонией строится на получении выгоды и пользы. Все занятия жителей колонии направлены на то, чтобы получить пользу, и оцениваются соответственно с ее количеством. Такая система в колонии какое-то время обеспечивает в ней идеальный порядок.

Однако, с течением времени правители колонии начинают использовать обман и различные уловки, чтобы завоевывать соседние территории. Так колония разрастается, и по мере его роста у жителей появляются разные взгляды на то, что принесет им и колонии пользу. К примеру, жителям крайних городов выгодно сотрудничать с соседними странами, а жители центральных городов хотели бы завоевать эти страны, чтобы расширить территорию колонии и своих городов. Так, между жителями колонии начинаются разногласия. Постепенно в колонии начинают царить все более коварные законы.

Кульминацией произведения можно считать момент, когда в рассказе о колонии появляется пророк. Это человек, который пытается убедить жителей колонии, что если они продолжат жить в лицемерии и коварстве, с неба на них сойдет наказание.

В этот момент герой в произведении вступает в конфликт с установившейся властью. Такой тип кульминации произведения считается типичным для антиутопии.

Далее колония действительно сгорает от молний, попавших на ее территорию во время грозы.

Интересен конец произведения. Он представляет собой монолог трактирщика о том человеке, который рассказывал про колонию. Трактирщик говорит, что этот отшельник однажды выступал перед людьми с проповедью. В этой проповеди отшельник, якобы, обвинял народ в безнравственности и угрожал гибелью.

Здесь размывается граница между рассказом отшельника о колонии и реальным миром произведения. Нельзя сказать, что рассказ о колонии - это и есть вымышленная проповедь отшельника. Колония действительно существовала, т.к. герои в начале произведения видят ее развалины. Однако, для остальных людей рассказ отшельника является проповедью.

Таким образом, Одоевский как бы примеряет историю, произошедшую с колонией, на реальный мир.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.202.88 (0.007 с.)