Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лирика Пушкина второй половины 1820-х-1830-х годов. Мотивы, аспекты образа автора, стиль. Пушкинский «протеизм».Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Мы заинтересованы в периодах: - период ссылки в Михайловское – август 1824 – сентябрь 1826 - творчество второй половины 20-х, до начала болдинской осени - Болдинская осень – сентябрь-ноябрь 1830 - творчество 1830-х – 1831-36 гг. 1) Ссылка в Михайловское Пушкин – изгнанник, но теперь за ним установили надзор, он не имеет права выезжать из Михайловского. В Михайловском Пушкин получил известие о внезапной смерти Александра 1-го. Михайловский период стал для Пушкина временем эстетических ориентиров. Худ. система лишилась цельности и определенности, хар-ной для периода южной ссылки. Устремился к неизведанному. Двигался к новым принципам изображения человека, впоследствии названными реалистическими. Предпосылки к реализму, романтизм все равно сохраняется. В Михайловском завершены «Цыганы», «К морю». Мотивы и образы романтизма ощутимы в стихотворениях «Разговор книгопродавца с поэтом», «Желание славы», «Андрей Шенье», «Пророк». Сила ром. инерции – наибольшая. Тем не менее, Пушкин начал пытаться преодолеть жанровые и стилистические каноны романтизма. Меняется стиль любовной лирики – слово поэта фиксирует психологическую уникальность переживаний («К ***», «Сожженное письмо», «Признание»). Создает цикл стихотворений «подражания корану» и «песни о стеньке разине», образность восточной поэзии и рус. фольклора. Центральные главы ЕО – отход от ром-ма. Веха в творческом самоопределении Пушкина-реалиста – «Борис Годунов». Соотношение истории и личности, истории и народа, интерес к переломным эпохам России. Трагедия монарха и трагедия народа. Объективно пытался разобраться в реальной сложности взаимоотношений власти и народа. Многие критиковали Пушкина – он опережал лит. своего времени. 2) Творчество второй половины 20-х Хронологические рамки периода определены важными событиями – разговор с Николаем I в 1826 и приезд в Болдино для уст-ва имущественных дел. Размышления о современности привели поэта к теме Петра I. «Стансы», неокон. «Арап Петра великого», «Полтава». В «Cтансах» - призыв Николаю I во всем быть похожим на «пращура». «Полтава» - ед. истор. gоэма Пушкина. Героическая концепция личности Петра 1 и петровской эпохи. Новый подход к истории, впоследствии проявившийся в «Капитанской дочке». Размышления о поэте получили законченный, концептуальный хар-р – «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту». Усилился интерес к философ. проблематике – «Воспоминания», «Предчувствие», «Анчар» и прочие. Отразили жизненный опыт поэта, круг тревожащих фил. вопросов. Лирика второй половины 1820-х свободна от жанровых и стил. огран. Из-за светской жизни с трудом продвигалась работа над «Е.О». Болдинская осень Самый плодотворный период в творчестве Пушкина. Куча разноплан. произв. «Маленькие трагедии» - философско-псих. цикл. «Сказка о попе и его работнике Балде», «История села Горюхино». «Элегия», «Заклинание», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Герой». Именно в ЕО раскрылось движение Пушкина к «поэзии действительности». «Повести Белкина». Прозаический период творчества. Философская линия творчества. Творчество 30-х Чувствует себя беспокойно и несвободно. Радости сем. жизни и вдохновленного твор. труда были нечастыми. Мрачное пророчество «сулит мне труд и горе/грядущего волнуемое море» в «Элегии» - сбылось. Пушкина за «Перед гробницею святой», «Бородинская годовщина» - обвиняют в политическом ренегатстве. Многие произв. не имели успеха и не издавались. Булгарин пишет об оскудении таланта П. Более того, романтизм стал массовым – а понимание о реализме ещё не оформилось. Эксперименты Пушкина противоречили представлением о литературе. Стремился стать духовным вождем рус. просвещенного дворянства. По его мнению, оно всегда было обращено к самодержавию и народу. Символ народа – Пугачев. Размышления о связи самодержавия, просв. дворянства и народа - легли в основу философ-истор концепции 1830-х. «История Пугачева», «Медный всадник». Размышления о прошлом и настоящем России. «Капитанская дочка». Философская лирика 1834-1836 «Пора, мой друг, пора!», «Вновь я посетил», «Из Пиндемонти» - зависеть от царя, зависеть от народа – не все ли нам равно? Бог с ними(необходимость иной свободы, вместо той, что оборачивается бесконечно трескотней, манифест личной свободы), «Капитанская дочка» - раскрывают важнейшие грани творчества послед. Периода. Пушкин устремился к вечному, общечеловеческому – к поэтическому познанию мира и человека. История – стихийная сила. Водоворот истории увлекает человека, препятствует осуществлению его заветных желаний, заставляя бороться за счастье, быть самим собой. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» - бессмертие.
Пушкинский протеизм: «Протеизм» Пушкина и Белинский, и Гоголь связывают с проблемой выражения авторской личности. «Чем совершеннее становится Пушкин как художник, — писал Белинский в упомянутой статье, — тем более скрывалась и исчезала его личность за чудным, роскошным миром его поэтических созерцаний». «Все наши русские поэты: Державин, Жуковский, Батюшков удержали свою личность, — утверждает Гоголь. — У одного Пушкина ее нет. Что схватишь из его сочинений о нем самом? Поди улови его характер как человека!».
Для Белинского и Гоголя Пушкин был, разумеется, величайшей творческой индивидуальностью. Речь шла о другом — об отсутствии в поэзии Пушкина того единого центрального образа, который на языке современного литературоведения принято называть лирическим героем.
В советской литературе о Пушкине вопрос этот уже ставился и решался отрицательно. Г. А. Гуковский писал по этому поводу: «У него автор-герой не один для всех произведений, а разный в разных произведениях, и разный он потому, что он образован, обусловлен разными социально-историческими условиями. У Пушкина... нет того единства стиля и тона, которое характерно для Жуковского, нет и единого лирического героя».
Недавно вопрос об образе автора в лирике Пушкина поставил Н. Л. Степанов в своей книге «Лирика Пушкина». Н. Л. Степанов не только стремится ограничить применение понятия лирический герой к поэзии Пушкина, но и вообще возражает против злоупотребления этим термином.5 Склонность к этому несомненно существует сейчас в нашем литературоведении. Под единую категорию лирического героя подводятся самые разные способы выражения авторского сознания, тем самым стирается их специфика, ускользает их познавательный смысл.
В подлинной лирике, разумеется, всегда присутствует личность поэта, но говорить о лирическом герое имеет смысл только тогда, когда она облекается некими устойчивыми чертами — биографическими, психологическими, сюжетными.
Лирический герой не существует в отдельном стихотворении. Это непременно единство если не всего творчества, то периода, цикла, тематического комплекса.
В лирике Пушкина с ее принципиальной многотемностью, многогранностью единство такого рода не могло возникнуть. В ней существовало иное внутреннее единство авторской точки зрения. Это было интенсивно развивающееся, динамическое единство; и в своем развитии творчество Пушкина вместило разные воплощения авторского Я.
В период завершения первой главы «Онегина» и создания «Бориса Годунова», на рубеже перехода от субъективно-романтической к «объективной» манере Пушкин неодобрительно отзывается о творческих принципах Байрона, писавшего поэмы «о себе самом», «распределившего» между своими героями «отдельные черты своего характера». Автобиографизму такого типа (назовем его условно лирическим) противостоит Пушкинский протеизм — способность перевоплощения, не лишающая героя его собственного лица, но открывающая в нем родственно-близкие автору черты.
12.Своеобразие русской романтической поэмы (И. Козлов, К, Рылеев). Русская романтическая поэма на фоне западноевропейской (“восточные поэмы” Байрона). Во второй половине 1820-х – начале 1830-х годов русская поэма выработала главные моменты романтического конфликта. Конфликт был заострён и в какой-то мере упрощён – обычная участь художественных решений при переходе от великих первооткрывателей в массовую литературу (в сравнении с Пушкиным). Романтическая поэма в таких образцах, как «Войнаровский» Рылеева и «Чернец» Козлова, не так проста. Она ведет к важным моментам поэтики романтизма. Портрет. Особая постановка центрального персонажа в описании его внешности, в портрете, она ощутима уже в первом появлении персонажа. Описание центрального персонажа – постановка героя на особое место. В «Безумной» Козлова нет центрального персонажа, но некоторые его функции переданы героине, соблазнённой крестьянской девушке. У Байрона особая постановка персонажа чувствуется уже в первом его появлении («Осада Коринфа»). Цель – обособить персонажа как носителя наивысшей степени определённых качеств, как лицо, резко возвышающееся над другими. Портрет персонажа в русской поэме составляется описанием чела, волос, глаз (взгляда), улыбки (смеха). Это соответствует «составу» портрета в байроновской поэме, также построенному из 4-х элементов. Чело, как правило, бледное, прорезанное морщинами, нахмуренное. Волосы черные, густые, контрастирующие с бледностью чела. Взгляд гордый, огненный, властный, проницательный. Улыбка язвительная, надменная. Необыкновенная подвижность лица. Внешний облик оставляет впечатление силы, резкой дисгармоничности и незаурядности. Отличие в русской поэме: Чернец у Козлова. Печаль рядом с пасмурностью и робость с дикостью – новое. Войнаровский – «унылость», печаль. Романтическая поэма 20-х – 30-х годов не только подхватывает этот контраст, но передает его ещё сильнее и подчас – утрирование. Она больше расслабляет мрачную энергию байроновского портрета. В рус. ром. поэме в описании внешности героя остаётся печать его превосходства над другими («Войнаровский»). Широкое распространение приобрёл байроновский параллелизм: душевные переживания персонажа – буря в погоде. Буря и родственные ей явления способны служить достаточным эквивалентом душевных волнений героя в моменты отчуждения. К бурям, штормам, обвалам, ночному мраку главный герой испытывает непреодолимое влечение. Печать высокости сопряжена с описанными деталями, но иногда и нет. Рус. ром. Поэма сохраняет печать высокости и значительности в портрете персонажа. Она её смягчает с помощью некоторой этнографической окраски, правда, очень умеренной (вроде голубых глаз – вместо типично «байроновских» черных). Главное – деталями психологического, отчасти сентиментального плана, явно ослабляющими бурную энергию байроновского персонажа. Пример несмягченной суровости и мрачности внешнего облика – персонаж рылеевского «Гайдамака» (демоническая деталь – хохот); «Войнаровский» - герой Мазепа. Среди других. Соотношение центрального персонажа с другими. Он значительнее и ярче их. У Байрона превосходство центр.перс. – уже в его способности оказывать гипнотическое влияние на других. Превосходство ц.п. нередко закрепляется формально: если он не одинок, то обычно стоит во главе группы людей. Положение Войнаровского: между ним и другими невидимая грань, по отношению к другим он холоден, сдержан, молчалив, суров. Войнаровский нарисовал в своем воображении типичную схему поведения байронического героя. В жизни контраст между ц.п. и другими сглаживается. Если хотя бы один человек способен прорвать блокаду непонимания и холодности вокруг главного героя, то общее его отношение с окружающими лишается беспросветно-мрачного, жесткого колорита. «Чернец»: смягчение контраста выражается и в том, что ц.п. (в отличие от байроновского героя) не стоит во главе какой-либо группы людей (разбойников, пиратов, мятежников). Он на это и не претендует и один пускается во все тяжкие. Герой «Чернеца», бросив родимый край, семь лет один бродил по «ущельям мрачным и горам». Ц.п. поэмы Рылеева выбран такой герой, который не стоит во главе движения, лишь в немногих случаях ц.п. занимает главенствующее положение. Но в другой персонаж Рылеева – Мазепа – возглавляет борьбу против царя. Отчуждение. Как правило, позиция персонажа асоциальна, противостоит господствующей гос. власти или же национальному объединению. Ц.п. поэм Рылеева (Войнаровский и др) – повстанцы. Многие совершили преступление – убийство или просто нарушили какой-нибудь моральный закон, традицию (крестьянская девушка в «Безумной», отдавшаяся возлюбленному и подвергнутая за это остракизму). У Байрона позиция ц.п. – как предводителя разбойников, пиратов и тп – также резко асоциальна или резко противопоставлена нац. объединению. отчуждение начинается ещё до ухода к разбойникам или к враждебной армии. Ц.п. ещё до решительного шага ощущает своё одиночество – это уже его потенциальное бегство. Особая позиция байроновского героя – в новом окружении он сохраняет то же одиночество. Герой Байрона дважды объединён: вместе с новым отчуждением против остального мира и, опираясь на самого себя, против нового окружения. Вся внутренняя жизнь, протекая в глубине, остается недоступной окружающим, сфера внутренней жизни героя остается недоступной читателю. У Байрона решительный шаг венчает процесс отчуждения. В конфликте ц.п. с окружением может быть большее или меньшее обострение, но не может быть перемирия, восстановления равновесия. В рус. ром. поэме также встречается такой тип коллизии, когда отчуждение ц.п. до решительного шага развивается с нарастающей силой, не знает ни перемирия, ни восстановления – это байронический тип отчуждения. «Чернец»: -под влиянием сиротства, сурового детства начинается процесс отчуждения почти в классической форме: с разрывом связей с окружением, бегством в дикую природу; -счастливая любовь снимает признаки отчуждения, устанавливает гармонические отношения между ц.п. и миром; -после того как разрушен «желанный брак» (после коварства дальнего родственника невесты) и возлюбленная умирает, возникает ситуация отчуждения с усиленными симптомами: одиночеством, бегством из родного края, попыткой найти успокоение на природе; -постепенно думы светлеют, и у героя возникает упование на встречу с любимой в небесах; стремление к людям, к родным местам, к миру; -случайная встреча с убийцей, резкая форма отчуждения – убийство; -бегство в монастырь, чтобы искупить «буйное страданье» прошлого. Духовное развитие ц.п. протекает волнообразно (трижды – обострение процесса отчуждения, трижды – восстановление отношений с миром, с людьми. «Войнаровский»: -прошлое ц.п. рисуется в мягких, почти идиллических красках, нет намека на разлад; -участие в мятеже Мазепы: отпадение от центральной власти, борьба с соотечественниками, месть и убийство; -последняя фаза жизненного пути Войнаровского протекает под знаком отчуждения. У Байрона герой сохраняет одиночество, дважды отъединен: от мира и от нового окружения (Чернец отъединен от окружающих, но не от их «дела»; Войнаровский находит среди повстанцев своих единомышленников, отдается делу). Герой Байрона чувствует себя почти одинаково и в свободно выбранной и в навязанной ему ситуации. Мотивы отчуждения. Байрон: «причины личные, романические: с одной стороны – обманутое честолюбие и задетая гордость, с другой – переживание любви… В «Корсаре и в «Чайльд Гарольде» выдвигается другая причина: разочарование в людях…» (Жирмунский). Потеря возлюбленной переживается как некое чрезвычайное, кризисное событие, как катастрофа миропорядка, влекущая за собой непримиримую борьбу со всем – не только с земным, но и с небесным. Мотивировка отчуждение у Байрона – неприятие всего сущего порядка вещей. Месть: ц.п. впадает в излишества мести, руки в крови людей, прямо не причастных к его бедам. Это месть всему миру, и в его лице – Богу. Рус. поэма: разочарование в людях, в их достоинствах, идеалах. Месть в «Чернеце»: месть концентрируется на определённом виновнике. Его горе нарушает нормальные отношения с миром и ввергает в состояние душевной смуты, хаоса. *Мотив сиротства: Байрон («Абидосская невеста»). «Чернец»: сиротство как мотив разочарования и отчуждения. Впоследствии, лишенный семейного счастья, отцовства, он переживает муку отчуждения. «Войнаровский»: мотивировка гражданская, общественная по содержанию. Он идет против самодержавной власти за идеалы свободы, в декабристском её понимании. Любовь. Байроновская концепция любви близка к общеромантической своим идеальным, высшим значением, но она противостоит ей мятежностью. Переживая своё отпадение от мира, он делает исключение только для любимой. Его любовь – оборотная сторона мести человечеству, единственная подлинная его связь с миром. В любви ц.п. – не слияние с Богом, но отпадение от Бога и человечества. Во всех восточных поэмах обстоятельства разлучают любящих. Рус. поэма сохраняет романтическое содержание. Любовь – вхождение в область высших идеальных ценностей, поэтому гибель возлюбленной, измена или отвергнутая любовь означают распадение «связи времен». Чувство к женщине не сопряжено с ненавистью к человечеству. Подчеркивается несовместимость любовного чувства с проявлениями порока и гордости. *В «Войнаровском» любовный мотив не разработан (его возлюбленная «гражданка и супруга», идет за мужем на каторгу, делит его заботы и горе). Верность романтическому типу коллизии – любовь терпит крушение. Развязка коллизии. Проблема развязки коллизии – разрешим ли процесс отчуждения. Все герой поэм Байрона умираю или исчезают навсегда (погибают за дело, в котором у них особая позиция; умирают непокорные, бросая вызов, не примирившись ни с человечеством, ни с Богом). Процесс отчуждения неразрешим, это удостоверяет смерть. Рус. поэма: в большинстве случаев – смерть ц.п. Но ни герои Рылеева, ни герои Козлова не отделяют себя от дела, к которому причастны. Смерть Чернеца – признание недостижимости скромных, «домашних» целей, которые он перед собой ставил; признание неразрешимости ситуации. Смерть героев типа Войнаровского – также признание неразрешимости ситуации. Смерть венчает процесс отчуждения; на уровне ц.п. конфликт неразрешим, а его исход почти всегда не примирительный. Некоторые итоги. С одной стороны, рус. ром. поэма смягчает черты угрюмого демонизма в портрете ц.п., ослабляет контраст с окружением, делает более сложным и волнообразным процесс отчуждения, конкретизирует его мотивы до моральной, подчас практической цели. Но, с другой стороны, она сохраняет печать высокости и превосходства главного героя над остальными, поддерживает идею контраста, двояко констатирует неразрешимость ситуации – неосуществленной любовью и неизбежностью гибели ц.п.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1973; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.56.251 (0.016 с.) |