ТОП 10:

Проза Лермонтова. От “Вадима” к “Герою нашего времени”: композиция, сюжет, характер центрального персонажа.



«Вадим» - 1833-34, неоконченное произведение. Упоминается Пугачевское движение – 1773-75.

Центральный персонаж – «уродец» - горбатый, кривоногий, нищий Вадим. Герой одержим жаждой мщения, одержим местью. Главное его желание – расквитаться с Борисом Петровичем, убийцей отца его, разделившего его с сестрой. Он отчасти безумен – в конце его месть приобретает эпический размах, даже крестьянские мужики удивляются изощренностью предполагаемой им мести. Обретя сестру, он делится с ней своими коварными планами и сначала девушка доверяется ему, но впоследствии мысли братца становятся ей противны. Более того, она влюбляется в Юрия – сына Бориса Петровича. Любовь воскрешает в ней ненадолго угасшее «человеческое».

Сюжет есть сюжет, думаю, не стоит про него писать, ибо это долго, а тем, кто читал – понятно.

Построение композиции отчасти сходное с построением «Героя нашего времени» - от загадки к разгадке характера героя. Поначалу Вадим не представляется настоящим чудовищем, коим оказывается в конце. Более того, первоначально мы не знаем о главном герое, о его прошлом ничего. Впоследствии узнаем больше. Узнаем сущность характера, пути его формирования. Проанализировать по сюжету.

Роман "Герой нашего времени" был задуман в конце 1837 года и завершен в 1839 году. Главной темой романа стала демонстрация социально-типической личности дворянского круга. Отчасти идея романа строилась на событиях 25 декабря, когда на Сенатскую площадь вышла прогрессивная дворянская молодежь, самая передовая ее часть. Восстание декабристов потерпело поражение. В России наступило время реакции, время ярых гонений на прогрессивную мысль. Наступило время политического затишья.

Главной для Лермонтова стала задача показать личность, типическую для этого трудного для России времени, осудить личность, порожденную этой мертвой средой, странную, мятущуюся, противоречивую.

Сюжетообразующим персонажем романа, помимо рассказчика, является Григорий Печорин. Он проходит через все произведение и является связующим звеном между его частями. Пожалуй, его можно назвать преемником Онегина, "лишним человеком" для своей эпохи. Романтик по характеру и поведению, человек исключительных способностей, выдающего ума и сильной воли, он необычайно одинок. Лермонтов -романтик, романтические черты столь же свойственны и его герою. Главное его стремление - свобода. "Я готов, - говорит Печорин, - на все жертвы... но свободы своей не продам". Обрисовка социально-психологического портрета Печорина и его спутников искусно довершается архитектоникой всего романа.

Сюжет романа строится фрагментарно. Каждую часть произведения можно вполне считать самостоятельным рассказом. Единство мысли, вложенной автором в произведение, и общий герой делают роман единым неразрывным литературным произведением.

В романе множество героев и разнообразие событий, в которых одни или другие принимают активное участие. Такое разнообразие не случайно, у него есть служебное назначение - раскрывать различные грани главного героя, грани его характера и показать широкую картину изображаемого в романе времени.

Причем к каждой части романа автор подходит по-разному. Например, глава "Тамань" поэтична и лирична, "Княжна Мери" проникнута иронико-сатирическим пафосом, особенно в изображении "водяного общества", мрачная по настроению глава "Фаталист".

Романтическое воплощение конфликта нашло отражение в общем построении сюжета и форме произведения. "Тамань" построена по романтическим законам: исключительные характеры (Ундина, Янко, слепой мальчик); романтический пейзаж (море, ночь, шторм); история встреч Печорина с Ундиной носит явно романтический характер (присутствует момент тайны, неожиданности, страсти); приключение - также весьма романтическое - делает сюжет интригующим. Однако начало и конец этой части нарушают романтические каноны. Авторское отношение к Тамани, как "самому скверному городишке из всех приморских городков России", где он "чуть не умер с голоду" и где его "вдобавок хотели утопить", снимает романтический налет с новеллы. Да, по жанру "Тамань" можно отнести к новелле. Здесь присутствуют и неожиданные повороты сюжета, которые предполагает этот жанр, и приключения, и некая тайна, а концовка противоречит всему развитию основного сюжета.

Хронологически "Тамань" должна быть первой частью романа, так как она открывает дневник Печорина. Печорин едет на Кавказ по казенной надобности. Следующим рассказом по хронологии событий должен быть "Княжна Мери". Действие начинается с момента приезда героя в Пятигорск, затем в Кисловодск, дуэль и ее последствия происходят в крепости N после знакомства Печорина с Максим Максимычем.

Развитие хронологического сюжета следует в повести "Бэла", когда Печорин начинает службу в крепости. Максим Максимыч описывает его приезд: "Раз, осенью, пришел транспорт с провиантом; в транспорте был офицер, молодой человек, лет двадцати пяти". В следующей по хронологии повести "Фаталист" разворачиваются события, когда во время службы в крепости Печорин едет в казачью станицу "на левом фланге". После смерти Бэлы герой переезжает в Грузию, в другой полк. В главе "Максим Максимыч" пути героя лежат в Персию. И завершает повествование "Предисловие к журналу Печорина", из которого мы узнаем о смерти героя: "Это известие меня очень обрадовало: оно давало мне право печатать эти записки, и я воспользовался случаем поставить свое имя под чужим произведением".

Композиция романа обратная. Все части ее переставлены. На самом деле главы строятся так: "Бэла", "Максим Максимыч", "Предисловие к журналу Печорина", "Тамань", "Княжна Мери", "Фаталист". И это построение романа не случайно. Именно благодаря этому приему автор показывает героя в развитии, а конфликт личности с окружающим миром решается при помощи разнообразных средств, характерных для позднего Лермонтова: романтических в сочетании с явно антиромантическими приемами; романтической иронии и реалистических средств изображения характеров персонажей. По определению В.Г.Белинского, "части романа расположены сообразно с внутренней необходимостью...". Композиция романа обусловлена наличием тайны в характере героя, которая раскрывается от части к части.

Возвращаясь к определению жанра каждой главы, по поводу части "Максим Максимыч" можно сказать, что это - рассказ. Характеры обрисованы кратко, композиционный центр - портрет Печорина, причем автор продемонстрировал его психологические черты, соответствие внешнего и внутреннего мира Печорина, противоречия героя, внутренний конфликт. В "Журнале Печорина" характер героя показан изнутри.

"Княжна Мери" - психологическая повесть. Образная система помогает раскрытию характера главного героя. Здесь не скрывается отношение героя к "водяному обществу", к женщине, к любви. Он уже не такая загадка для читателя: "Да, я уже прошел тот период жизни душевной, когда ищут только счастия, когда сердце чувствует необходимость любить сильно и страстно кого-нибудь, теперь я только хочу быть любимым, и то очень немногими". Его откровения звучат с горечью, он понимает, что "стал неспособен к благородным порывам", он не знает, "зачем... жил", осознает, что его "любовь никому не принесла счастья", что "любил для себя, для собственного удовольствия". Пелена "тайны" упала - характер Печорина раскрыт, и в "Фаталисте" происходит осмысление, философская трактовка образа героя. Рок, судьба, в которую не верит Печорин, существуют, и безверие - наказание, причина сомнений, колебаний, сознание собственной ненужности.

В раскрытии конфликта "Героя нашего времени" большую роль играют рассказчики, причем их три: Максим Максимыч, автор и сам Печорин. С "трех сторон" образ героя и его конфликт становятся ярче, рельефнее и многограннее.

Конфликтом произведения является конфликт личности и общества, причем более болезненный, чем в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Ведь Печорин "бешено гоняется за жизнью", но ничего от нее не получает, а Онегин и не стремится ничего получить. Печорин так объясняет свое состояние: "... во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное, мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство: путешествовать".

Вообще мотив путешествия - характерный прием для романтического произведения и элемент биографии "лишних людей". Здесь мы наблюдаем прямые реминисценции с жизнью и судьбой Онегина.

Конфликт общества и личности воплотился не в типическом показе личности, но и в изображении представителей "водяного общества", их жизни и развлечений. Глубокой иронией пропитано отношение героя к "семействам степных помещиков", к женам местных начальников - "хозяйкам вод", к "водяной молодежи", к их миру сплетен, нарядов и балов.

Именно благодаря иронии, выступающей средством раскрытия конфликта романа, воплощены проблемы личности. Раскрывается конфликт и в названии произведения - 'Герой нашего времени". Ирония звучит явно, - какой Печорин герой? В предисловии к роману автор сетует, что русская публика "не угадывает шутки, не чувствует иронии": "Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии".

"Герой нашего времени" - сложное произведение. Это и роман-путешествие, и роман-исповедь, и роман-очерк. Но в своей общей тенденции - это социально-психологический и философский роман. Бурные споры о нем не затихают и в наши дни.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.233.78 (0.006 с.)