Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психопатология нашего детства↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Жизнь подобна луковице: вы сняли только первый слой, а иногда уже плачете. К.Сэдберг
Четыре контура бессознательного Для начала хочу ознакомить вас с удивительно интересной и практичной концепцией контуров человеческого бессознательного Т. Лири (блистательно изложенной Р. Уилсоном в книгах «Квантовая психология» и «Психология эволюции»), концепцией, которая позволит вам сразу и почти до конца понять то, что происходит с любым ребенком в период его «счастливого» детства. Концепцией, которая даст вам возможность определить, каким именно вы стали в результате сомнительных педагогических экспериментов ваших родителей и иже с ними. Отмечу, однако, что речь здесь идет не столько о воспитании, сколько о программировании. Ведь помимо традиционного воспитания существует еще как минимум три применяемые взрослыми и миром в отношении детей схемы обучения/программирования, а именно: • импринтинг, • условные рефлексы, • оперантное обусловливание (кондиционирование). Прошу прощения, но знание это столь важно для понимания данной главы, что я позволю себе немного вас помучить. Так вот, импринтинг - мгновенное запечатление информации - случается не только сразу после рождения (именно о таком импринтинге вы знаете из школьного курса биологии), но и во всех случаях, когда стимул обладает такой силой, что переживание фиксируется в качестве опыта раз и навсегда. Так, все мы только лишь раз пытаемся сунуть руку в огонь, ибо неприятное (мягко говоря) ощущение от ожога раз и навсегда импринтирует в нас почтительное отношение к любому пламени. К сожалению, наряду с экологичными импринтами, мы — особенно в детский период нашей жизни — получаем массу импринтов неэкологичных. Например, достаточно один-единственный раз как следует нахлебаться воды при неудачном знакомстве с водной стихией, чтобы потом почти наверняка получить устойчивую водобоязнь. Условно-рефлекторное обучение заключается в интенсивном подкреплении стимулов, происходящих с большой частотой в течение короткого отрезка времени. Помните, как дедушка Павлов кормил собачек с одновременным позваниванием в колокольчик, отчего вскоре слюна у них стала появляться без пищи, по одному только звонку? Вот так и у нас, людей. Например, когда родители учат ребенка чему-то новому, они подкрепляют его успехи соответствующим стимулом («Сделаешь уроки — получишь конфету»). Однако учтите, что если стимул или действие не подкрепляются, он или оно довольно быстро исчезает.... Ну а программирование оперантным обусловливанием вышеописанное как бы переворачивает — не важно, с головы на ноги или наоборот. Здесь подкрепляются не искусственно привязанные к этому самому подкреплению стимул или действие, а самостоятельно найденное поведение. То есть метод направлен на достижение какой-то цели, не всегда осознаваемой даже родителями. Они вознаграждают то, что им нравится или что их устраивает, но пресекают все то, что им не импонирует или не нравится, загоняя тем самым ребенка. в узкий диапазон действий и поведения—т. е. программируя его нужным их родительскому «я» образом.
Так вот, согласно вышеупомянутой концепции Т. Лири, где-то в глубинах нашего сознания все мы имеем, как минимум, четыре контура бессознательного, характер заполнения которых определяет нашу жизнь и судьбу. Первый из них — оральный контур биовыживания. Эта хитрая система импринтируется матерью или сходным с матерью объектом и кондиционируется (обусловливается) последующим питанием и заботой. В сути своей она представляет собой запечатленный опыт раннего младенчества, из коего вы — еще совсем маленьким ребенком — делаете, однако, судьбоносный вывод о жизни и мире: о доверии этому самому миру. При благоприятном исходе импринтирования и кондиционирования первого контура вы будете миру доверять, считать его интересным, безопасным и в общем-то приятным местом. И, скорее всего, станете, как говорят энэлпе-ры, человеком «к» — то есть тем, кто как бы идет навстречу реалиям и решениям своей жизни и придерживается «наступательной» тактики. Если же импринтирование и кондиционирование окажутся неудачными, базовое доверие к миру не возникнет, и вы навсегда (почти навсегда, ибо восточная версия нейропрограммирования и некоторые специальные психотехнологии позволяют как бы перепрограммировать содержание этого контура, но об этом далее) посчитаете этот мир враждебным, небезопасным и малоприятным. И, скорее всего, превратитесь в человека «от» — т. е. того, кто старается оградиться или просто уйти от реалий и решений жизнедеятельности и придерживается «отступательной» доктрины. Пожалуйста, как следует обдумайте вышеописанное. Ведь из него следует, что та самая судьба, которая, как мы знаем, пребывает в нас самих, закладывается еще в младенчестве! И то, будем ли мы демонстрировать в своей жизни наступа-тельность, позитивный настрой, страсть к переменам и исследованиям, а также просто независимость или, наоборот, постоянное беспокойство, привычку рано сдаваться и «уми-, рать раньше смерти», укорененность и негативное отношение к любым переменам, а также просто зависимость (не от себя, а от других) — определяется всего-навсего тем, как (удачно или нет) был импринтнрован и кондиционирован первый, биовыживательный, контур нашего мозга-компьютера! Не хочу далее распространяться на эту тему: если вы действительно желаете в ней разобраться, лучше прочтите книгу Р. Уилсона «Психология эволюции». Но одно все же скажу: по некоторым данным, 90 % всех живущих на Земле людей имеют в той или иной степени негативное «заполнение» орального контура. Не отсюда ли и проистекает наша вечная депрессивность, угрюмость, постоянное ожидание чего-то плохого, беспокойство и страхи, а также просто неприятие того, что на самом деле представляет собой бесценный дар — жизнь в этом мире, который воистину прекрасен! Но мы всей этой красоты просто не может ни увидеть, ни оценить. И еще: качество импринтирования орального контура определяет и отношение человека к деньгам — спокойное или трепетное, ибо именно они в нашем мире стали эквивалентом биовыживания — «биовыживательными бумажками», как их ехидно окрестил Р. Уилсон. Второй из «низших» контуров — анальный эмоционально-территориальный. Данный контур импринтируется и кондиционируется на этапе раннего детства, когда ребенок начинает ходить и определять свое место в семье и ближнем окружении. Здесь крайне важным и опять-таки судьбоносным является его статус - положение в системе отношений, образующих среду маленького человечка. Если этот статус оказывается достаточно высок и признаваем другими (т. е. вас не унижали и не принижали, а признавали как субъекта, имеющего определенные права), импринтирование и кондиционирование осуществится по благоприятному варианту, и вы будете демонстрировать сильное «я», уверенность в себе и стремление доминировать. Если же все происходило с точностью до наоборот (т. е. вас ребенком ни в грош не ставили родные и близкие), вы будете жить под игом слабого «я», сомнений и неуверенности в себе, а также склонности к подчинению. И судьба ваша — бессознательно, а значит, неумолимо, незаметно для вас — будет складываться соответствующим образом. При неудачном импринтировании эмоционально-территориального контура вы вряд ли когда-нибудь выбьетесь в начальники и будете отдавать приказы. Скорее, наоборот — их до конца дней будут отдавать вам. Кто? Да все, кто вас окружает, включая супруга(у) и даже детей, кои все будут командовать вами без зазрения совести. Теперь, после столь печальной информации (но печальной только в том случае, если вы не хотите меняться, взяв свою судьбу в собственные руки), сообщу еще кое-что, тоже. печальное. Характер импринтирования и кондиционирования первых двух контуров задает то, что вполне можно назвать жизненной позицией. Простейшая ее (жизненной позиции) диаграмма вы глядит следующим образом (рис. 1). Идти «К» Идти «От»
В данной схеме я просто «скрестил» возможные характеристики биовыживательного контура человека (они расположены по горизонтали) и потенциальные особенности его эмоционально-территориального контура (по вертикали). В результате получилось, что почти всех живущих на Земле людей можно отнести к одному из четырех получившихся секторов: дружелюбной силы, дружелюбной слабости, враждебной слабости и враждебной силы. По Р. Уилсону («Психология эволюции»), люди «дружелюбной силы»— это естественные и уважаемые общественные лидеры: полезные, внимательные, действительно дружелюбные и уверенные в себе. Правда, они часто портят людей своей добротой, слишком многое прощают, иногда просто соглашаются с каждым, и любят управлять преимущественно теми, кто не может управлять собой. Люди «враждебной силы»—типичные начальники, к которым, увы, относится и большинство политических деятелей (особенно в нашей стране — поясню далее, почему). Они тоже хорошие лидеры, но авторитарные, холодные, бесчувственные, а часто еще и самовлюбленные и хвастливые. Люди «дружелюбной слабости» лидерами становятся редко, ибо они самокритичны, застенчивы, робки, легко поддаются чужому влиянию и частенько ищут кого-нибудь, кто отдавал бы приказы и взял бы руководство на себя. Ну а люди «враждебной слабости» быть лидерами, пожалуй, просто не могут, поскольку они никому не верят, восстают против всех, бывают весьма резки и злопамятны, обожают желчный сарказм, притом часто на всех и вся жалуются. Ну и как вам это? Не слишком обнадеживает? Еще бы! Зато помогает достаточно точно предсказать судьбу—как отдельного человека, так и больших групп и даже целых народностей. Так, хотите вы того или нет, но сейчас в нашей стране тон задают только два типа людей: «враждебной силы» — наверху и «враждебной слабости» — внизу. Эта объединяющая верхи и низы враждебность хорошо передана в известной притче о том, как Бог, пригласив к себе русского, предложил ему просить все, что душе угодно, но зная притом, что сосед получит в два раза больше. Подумав, русский попросил Бога выбить ему один глаз... Так что «хромая».судьба России во многом имеет, так сказать, психологические корни. Например, с упорством маньяков мы выбираем недееспособную думу, причем еще и наивно удивляемся беспринципности и коррумпированности власть имущих. Но в том-то и дело, что, по все тому же Р. Уилсону, в ситуацию борьбы за эту самую власть вступают только люди «дружелюбной» и «враждебной силы»: первые—для того чтобы помочь другим, а вторые — потому что не могут представить «у руля» никого другого, кроме себя. Но далее представитель «дружелюбной силы»: уступит человеку «вра-ждебной силы» не потому, что зло сильнее, а оттого, что хочет, чтобы у всех все было хорошо, а этого не будет, если его оппонент не окажется наверху! Это о людях власти. Ну а то, как отреагируют низы, тоже вполне предсказуемо. Людей «дружелюбной слабости» просто не интересует, кто будет у власти, ибо главное для них—чтобы кто-то другой принимал решения. А вот людям «враждебной слабости» вообще на это наплевать, ибо независимо от того, кто будет «у руля», они будут все только саркастично и желчно высмеивать, избегая в то же время любых действий, связанных с их собственной личной ответственностью. А теперь последний важный момент, связанный с первыми двумя контурами (и то, почему я сказал, что к четырем секторам можно отнести почти всех, но не всех). В принципе идеальным политиком (и идеальным человеком) может быть отнюдь не «усредненный» (как бы находящийся в перекрестье) тип (как вы, возможно, подумали), а так называемая уравновешенная личность — т. е. та, которая будет не однобокой, но способной входить в каждый квадрант сообразно ситуации и обстоятельствам, занимая в то же время действительно центральную позицию (с понятием и феноменом «центра» вы еще познакомитесь). На диаграмме это можно отобразить в виде такого круга (рис. 2): Внутренняя затемненная площадь будет в нем представ-. лять индивидуальность воистину «центрового» субъекта, а окружающая «серая зона» — его способность, если необходимо, сдвигаться в любой квадрант. Следующая, третья система нашего мозга — так называемый взаимосвязывающий семантический контур, и о нем можно говорить, не вдаваясь в особые подробности, ибо это то, что часто называют интеллектом, а иногда и интеллигентностью (хотя правильнее было бы назвать «интеллектуевостью»), иначе говоря, всего-навсего способность владеть языком и оперировать понятиями. Импринтируется и кондиционируется он в дошкольные и первые школьные годы, а определяет способности человека к логическому постижению мира, систематизации, выводам и умозаключениям. Те, у кого этот контур импринтирован и кондиционирован успешно, обычно считаются умными (увы, в нашем обществе способность трепать языком на «высокие»темы почему-то считается главным критерием ума). Те же, у кого это произошло неудачно (а с учетом потрясающих «успехов» отечественной системы образования и тем более грядущей ее нивелировки таких становится все больше и больше) — наоборот, тупыми или просто глупыми. Последний—четвертый из «низших» систем человеческого мозга — контур именуется моральный социосексуальный. В принципе, импринтируется он первыми опытами возникновения и удовлетворения полового влечения (необязательно оргазма, как утверждает Р. Уилсон, но всегда таких эротических вариантов, которые буквально «взяли за живое»). А далее, в процессе кондиционирования, на этот своеобразный фундамент накладываются всяческие нормы и табу общества и/ил и ближайшего окружения. В результате образуется система, которая отвечает за локальное — местное и уместное — определение «морального» и «аморального». Учтите: мораль всегда локальна. Абсолютной морали просто не существует. Так, у некоторых северных народностей до сих пор вполне моральным считается предлагать жену понравившемуся гостю. То же самое когда-то было и у сванов, которые, однако, считали вполне моральным еще и убить гостившего у них субъекта — но только после того, как, получив положенное гостеприимство, он покинет пределы селения. Локальность и относительность морали проявляется и в том, что она меняется со временем. Так, 80 лет назад дамы обязаны были щеголять в строгих цельных купальниках, а нынче уже никто не падает в обморок при виде бикини или даже топлесс, хотя подобная «вольность» поборников морали того времени довела бы до сердечного приступа или даже инфаркта... Помимо морали, социосексуальный контур контролирует еще и сексуальное наслаждение, продолжение рода и «роди-тельство». Удачное импринтирование и кондиционирование этого контура порождает гибких и терпимых в ценностях и нравственных ориентациях людей, неуклонно придерживающихся, однако, высших моральных принципов (типа десяти заповедей или индийской Ямы), которые для них давно стали не внешним догматом, но внутренней собственной системой оценки Добра и Зла. Неуспешность же в социо-сексуальном импринтировании и кондиционировании приводит к тому, что подобный человек становится либо трудновыносимым для окружающих моралистом и догматиком, либо, наоборот, совершенно аморальным существом. Здесь эти две крайности сходятся, и неслучайно журналисты в нашем отечестве то и дело «застукивают» очередного высокопоставленного моралиста за весьма аморальными действиями типа «групповухи» в бане или посещения девочек в частном борделе... Закончить свой краткий обзор четырех контуров—систем человеческого мозга — хотел бы упоминанием о том, что у каждого из людей существует свой любимый контур, сильнее всего импринтированный и оттого наиболее часто используемый. И если вы оглянетесь вокруг, то сможете увидеть их (контуров) представителей. И «нарциссистов» первого контура — тех, кто, буде перед ними возникнет проблема, станут либо искать того, на кого переложить ее решение, либо злобствовать и гневаться, потому что проблема существует и ее приходится решать. И «эмоционалистов» второго контура, которые в аналогичной ситуации будут буквально отгонять от себя проблему, как саркастически пишет Р. Уилсон, «угрожающе раздуваясь и рыча, как это делают млекопитающие». И «рационалистов» третьего контура, каковые будут подходить к проблеме планомерно и аналитически — и не решат ее, если проблема будет иррациональной, а таковой может быть даже эмоционально-территориальное поведение со-седа-«эмоционалиста» («Либерал — это тот, кто выходит из комнаты, как только в ней начинается драка»). И конечно же, «моралистов» четвертого контура, кои будут искать моральное решение — «как поступить честно и нравственно». А если вам этого покажется мало или вы не захотите вглядываться в себя и других, просто вспомните, что при любом кризисе люди первого контура сметают с прилавков магазинов буквально все (в т. ч. и ненужное), обеспечивая столь близкое их сердцу биовыживание. Люди второго контура поднимают угрожающе-жалобный вой, требуя немедленно призвать к ответу виновных. Люди третьего контура тихо сходят с ума, пытаясь рационально объяснить иррациональное поведение правительства и чиновников. А люди четвертого контура более всего возмущаются безнравственностью власти, которая очередной раз нарушила якобы взятые ею на себя моральные обязательства. Итак, получается, что судьба человека в очень большой степени как бы записана в четырех контурах — системах его. мозга. По сути, я и предлагаю вам ее переписать, переим- принтировав и перекондиционировав негативные и. неэкологичные записи вашей Книги Судьбы. О том, как это сделать в разрезе контуров бессознательного, вы узнаете из следующей главы. А пока пойдем дальше и разберемся с проблемой психопатологии вашего детства.
Основные жизненные позиции В психологии их еще называют эмоциональными установками. Что, в общем-то, не совсем точно, поскольку речь идет о базовых представлениях человека: о себе, о других и о мире в целом. Дело в том, что еще до рождения у любого ребенка складываются некие исходные представления, впоследствии задающие все его отношение к жизни в широком смысле слова (да и саму по себе жизнь). Представление о том, насколько благополучен он сам, насколько благополучны другие и насколько благополучен мир, в котором ему предстоит жить. У подавляющего большинства детей к моменту рождения эта «карта благополучия» внутренне благополучна, то есть соответствует идеальному варианту «все о' кэй»: я, другие и мир (к редким исключениям относятся те, кого хотели убить еще в утробе матери, сделав аборт; или те, вынашивание которых происходило с выраженными патологиями). Однако далее травма рождения (крайне неприятный и плохо организованный процесс), родительское программирование и воздействие значимых других, приводит к тому, что основная жизненная позиция пришедшего в этот мир человека меняется, а после как бы фиксируется. О тех немногих, которые сумели в буквально нечеловеческих условиях сохранить фиксированную эмоциональную установку «Я благополучен— другие благополучны» (во избежание сложности анализа позиция человека относительно мира обычно опускается), я ничего писать не буду: во-первых, ни в какой особой психологической помощи они не нуждаются, а во-вторых, таковых действительно просто мало — ну очень-очень мало. Что же касается тем, кому не повезло, то прежде всего (и, возможно, чаще всего) в силу ряда обстоятельств они принимают в качестве основной экзистенциальной позиции принцип «Я неблагополучен - другие благополучны». Возникает это как из-за беспомощности ребенка, его целиком и полностью зависимой позиции во время и после родов, так и вследствие более поздней его заброшенности родителями и значимыми другими. Однако как бы ни генерировалась эта самая экзистенциальная позиция, рано или! поздно многочисленные наши обиды и унижения находят свое выражение в ощущении беспомощности и ненужности себя («я не благополучен») при полном или относительном признании благополучия определяющих его жизнь и управляющих ею всесильных взрослых («другие благополучны»). Бывает (но реже, значительно реже), что человек принимает другую основную экзистенциальную позицию: «Я благополучен — другие неблагополучны». Обычно происходит это в силу двух причин: либо подчеркивания превосходства ребенка над прочими и остальными (когда он растет в атмосфере всепрощения, почитания себя, но принижения и подавления других), либо наоборот, при постоянных унижениях, угрожающих здоровью (как психическому, так и физическому), а то и самой жизни (когда для того, чтобы преодолеть свою приниженность и беспомощность, а то и просто выжить, ребенок как бы «опускает» мучителей, признавая их неблагополучие; и возвышает себя; любым образом оправдывая собственное благополучие и, возможно, исключительность). Наконец, еще реже, но все же бывает, что человек принимает еще одну — самую безнадежную — экзистенциальную позицию: «Я неблагополучен — другие неблагополучны». Эмоциональную установку безнадежного отчаяния и опустошающего душу бессилия, когда все, что остается, только «тонуть» дальше, опускаясь на самое дно, и обреченно ждать, когда же все это, наконец, кончится. Понятно, что ни одна из трех вышеперечисленных экзи-стенциальных позиций не может считаться подлинно благополучной в широком смысле этого слова. Ибо люди, живущие с установкой «Я неблагополучен — вы благополучны», во все века и времена и даже в самых что ни на есть благоприятных условиях живут тяжело и грустно, не претендуют на успех и результат, отказываются от инициативы и ответственности, недостаточно уверены в себе, низко оценивают свои жизнь и деятельность, а также часто и вяло болеют (и психически, точнее психологически, и физически). Те, что «бытийствуют» с установкой «я благополучен — вы неблагополучны», наоборот, постоянно демонстрируют надменное превосходство, чванливость и самодовольство; подавляют и принижают других, используя их в качестве только лишь инструмента для достижения собственных целей; борются со всеми и вся, терроризируя близких; устраивают бесконечные разборки и обнаруживают врагов даже там, где их и в помине не было. Ну а те, которые буквально (и только лишь) существуют с установкой «Я неблагополучен — вы неблагополучны»,. чаще всего проводят свою жизнь в домах для хронических больных, наркологических, психиатрических и соматических стационарах, местах лишения свободы и даже просто в бомжатниках; и либо кончают с собой, либо бессмысленно и обреченно ждут этого конца, не имея ни сил ни ресурсов на жизнь, и даже не ожидая никакой помощи. А теперь о том, как с помощью пусть и не очень сложной, но достаточно действенной психотехнологии, можно изменить свою базовую экзистенциальную позицию. Сделать это не так уж и сложно, если понять, что эта позиция реализуется во вполне конкретных убеждениях: о себе, о других и об окружающем мире, и что изменение данных убеждений вполне способно изменить и ее самое. Все, что вам надо — это воспользоваться следующей психотехнологией изменения базовой экзистенциальной позиции. 1. Расслабьтесь любым известным вам способом. 2. Теперь, пребывая в релаксации, попробуйте ответить на следующие вопросы: попробуйте в том смысле, что от вет этот вы не должны сознательно искать или, упаси вас боже, конструировать — он должен как бы сам возникнуть в вашей голове, всплыв из глубин вашего бессознательного. • Какова ваша первая самая негативная мысль о самом себе? • Какова ваша вторая самая негативная мысль о самом себе? • Какова самая негативная мысль вашей мамы о вас? • Какова самая негативная мысль вашего палы о вас? • Какова самая негативная мысль о вас, пришедшая из детства из общения со сверстниками и взрослыми? • Какова самая негативная мысль о вас в школе, где вы учились? • Какова еще одна самая негативная мысль о вас значимых людей из вашего периода взросления? 3. Исходя из этих семи (или меньшего числа) мыслей, составьте бескомпромиссное суждение о самом себе: «Я на сегодняшний день». Это суждение и представляет собой негативную часть вашей базовой экзистенциальной позиции в части представлений о самом себе: неспецифический закон, который неумолимо и непреклонно управляет вашей жизнью. Приведу простой воображаемый пример построения подобного «базового суждения». Предположим, что при ответе на первый вопрос в голове некоего воображаемого субъекта всплыла мысль: «Неудачник». При ответе на второй: «Никчемная личность». При ответе на третий: «Умрешь под забором!» При ответе на четвертый: «Плохо кончишь!» При ответе на пятый: «Слабак». А вот при ответе на шестой и седьмой вопросы Из глубин памяти почему-то ничего не всплыло (если это не подсознательный блок, то, значит, ему хоть здесь повезло). Итоговое суждение «Я на сегодняшний день» в этом случае может выглядеть следующим образом: «Я никчемная личность, слабак и неудачник, который плохо кончит и умрет под забором». . Ничего себе позиция? Но ведь именно она, точнее, оно, это суждение и составляет суть и основу судьбы и жизнедея-тельности данного воображаемого субъекта! И повсеместно-повседневно реализуется в его поведении, деятельности и общении... Стоит ли тогда удивляться, если жизнь данного человека сложится самым неудачным образом, ибо он до тех пор, пока не изменит свой сценарий, будет оставаться Рожденным Проигрывать. Как изменить базовую позицию и стать Выигрывающим? Об этом чуть далее, поскольку мы разобрались только лишь с представлениями о себе («Я неблагополучен», причем как именно). Так что пойдем дальше — по аналогичной схеме. 4. Продолжая пребывать в релаксации, ответьте на еще одну серию вопросов. • Какова ваша первая самая негативная мысль о других людях (людях вообще)? • Какова ваша вторая самая негативная мысль о других людях (людях вообще)? • Какова самая негативная мысль о других людях (людях вообще) вашей мамы? • Какова самая негативная мысль о других людях (людях вообще) вашего папы? • Какова самая негативная мысль о других людях (людях вообще), пришедшая из детства из вашего общения со сверстниками и взрослыми? • Какова самая негативная мысль о других людях (людях вообще), бытовавшая в школе, где вы учились? • Какая самая негативная мысль о других людях (людях вообще) запомнилась вам из общения со значимыми людьми из вашего периода взросления? 5. Исходя из этих семи (или меньшего числа) мыслей составьте бескомпромиссное суждение о других людях: «Люди в общем и целом». Предположим, что при ответе на первый вопрос у нашего испытуемого всплыло: «Все люди сволочи!»; на второй — «Думают только о себе»; на третий — «Каждый блюдет свой интерес»; на четвертый — «Никому нельзя верить», на пятый — «Они всегда обижают»; на шестой — «Лохи недоношенные», а на седьмой — «Смеется тот, кто смеется последним». Итоговое суждение «Люди в общем и целом» в этом случае может принять следующий вид: «Люди — лохи и сволочи, которые думают только о себе и блюдут каждый свой интерес. Они всегда обижают, никому нельзя верить, и хорошо еще, что смеется тот, кто смеется последним». Стоит ли удивляться, узнав содержание базовой экзистенциальной позиции в части «Другие» («другие не благополучны»), прочитав эту часть сценария нашего гипотетического субъекта, что у него совсем нет друзей, зато имеется куча врагов, часть из которых ему уже отомстили за такие воззрения, и что не так давно от него ушла четвертая жена! Однако и это еще не все о базовых позициях. Остается, как вы, наверное, поняли, представление об окружающем мире. б. Все так же релаксируя, ответьте на последнюю серию вопросов. ' • Какова ваша первая самая негативная мысль об окружающем вас мире? • Какова ваша вторая самая негативная мысль об окружающем вас мире? • Какова самая негативная мысль об окружающем мире вашей мамы? • Какова самая негативная мысль об окружающем • Какова самая негативная мысль об окружающем мире, пришедшая из детства, из вашего общения со сверстниками и взрослыми? • Какая самая негативная мысль об окружающем мире бытовала в школе, где вы учились? • Какова самая негативная мысль об окружающем мире. значимых людей из вашего периода взросления? Опять-таки представим, что (коротко) ответы нашего ги-потетического субъекта были следующими: «Дерьмо», «Неуютное место» (оба ответы его), «Послаблений не будет» (мама); «Если не ты его, то он тебя» (папа) и «Планета наша для счастья не оборудована» (кто-то из детства), а более ничего так и не всплыло. Тогда итоговое суждение «Окружающий мир» можно сформулировать так: «Окружающий мир — это дерьмо и неуютное место, поскольку планета наша для счастья не оборудована, и если не ты его, то он тебя. А послаблений не будет». В принципе, своеобразное ядро базовой экзистенциальной позиции налицо. И потому, право же, стоит буквально сразу перейти к психотехнологии изменения базовых позиций, которая делается следующим образом. 1. Насчитайте количество суждений в каждом блоке. В данном случае их пять в блоке «Я», семь в блоке «Другие» и опять-таки пять в блоке «Окружающий мир». 2. Составьте списки равного количества позитивных мыслей (представлений) по каждому из этих блоков. 3. Превратите их в позитивные же суждения (по одному для каждого блока). 4. Переверните свои суждения на 180°, переделав их из «негатива» в «позитив». 5. И всякий раз, когда вы видите себя в зеркале, обращаясь к себе на «ты», вслух и по возможности убедительно проговаривайте (глядя на свой прекрасный лик)
• позитивные суждения, созданные из позитивных же мыслей и представлений; • «перевернутую» на 180° и ставшую теперь позитивной сценарную фразу. Для примера возьмем блок «Я» из вышеприведенного. Первое, что нам здесь нужно — это равное количество позитивных мыслей о себе, в каковые вы в то же время верите (то есть то, что является истиной). Фразы эти, сформулированные в суждение, станут как бы паролем, «отмычкой» вашего бессознательного, которое в ответ снимет блоки и барьеры и «пропустит» в себя новую экзистенциальную позицию — позитивную. Например, ценой долгих размышлений наш «испытуемый» составил следующий список позитивных представлений о себе (и все они — истина): • добрый, • честный, • морально устойчивый, • искренний, • чувствующий. После этого он «переворачивает» свой старый сценарий «Я», в результате чего получилось примерно следующее:
Старый сценарий
Новый сценарий Проигрывающего Выигрывающего - я никчемная личность,
я полноценная личность, слабак,
я достаточно силен, неудачник,
я удачлив, , который плохо кончит,
у меня все в жизни будет хорошо, и умрет под забором. и я добьюсь всего, чего хочу. Обратите внимание: поворот на 180° у нас здесь совершался не буквально, а близко по смыслу. И еще одно: в позитивном сценарии нигде не должна фигурировать частица «не» (т. е. если раньше было «Я глуп», то стать не «Я не глуп» а например, «Я достаточно умен»). Теперь всякий раз, видя себя в зеркале, вы должны вслух (если вы одни) или про себя (если кто-то присутствует) проговаривать следующий текст (с «ты», потому что в результате образуется биокибернетическая петля обратной связи): «Ты (имя) добрый, честный, морально-устойчивый, искренний и чувствующий. А еще ты полноценная личность и ты достаточно силен и удачлив. У тебя все в жизни будет хорошо, и ты добьешься всего, чего хочешь». Психология о сценариях жизнедеятельности Теперь обратимся к упомянутым сценариям. По общепринятому в современной психологии определению, психологический сценарий представляет собой бессознательный жизненный план—некую драму (хотя иногда и комедию), имеющую начало, середину и конец («расплату»).«... Психологический сценарий, — пишут авторы книги «Рожденные выигрывать» М. Джеймс и Д. Джонгвард, — имеет поразительное сходство с театральным сценарием. И в том, и в другом есть список исполнителей, определены диалоги, действия, сцены, темы и сюжеты, которые движутся к кульминации и оканчиваются занавесом. Психологический сценарий — это план действий жизненной драмы личности, который предписывает, где лич-ность подойдет к концу своей жизни и каким путем она будет к нему идти. Эта драма исполняется личностью неосознанно, хотя некоторые и могут случайно ее осознать. Сценарий личности может походить на сентиментальную драму, фантастическое приключение, трагедию, сагу, фарс,.. роман, веселую комедию или скучную пьесу, которая надоела актерам и нагоняет сон на зрителей. Различные драмы в различной степени могут быть конструктивными, деструктивными или непродуктивными, то есть никуда не ведущими. Драма жизни начинается с момента рождения. Сценарий записывается в состоянии «я» ребенка через трансакции (взаимодействия — С.К.) между родителями и ребенком. По мере своего роста дети приучаются играть различные роли — героев, героинь, злодеев, жертв, спасителей — и неосознанно ищут тех, кто играет дополнительные роли. Когда они становятся взрослыми, то исполняют свои сценарии в контексте того социального окружения, в котором живут и которое имеет собственные драматические формы... Личности следуют сценариям, нации следуют сценариям... Жизнь каждой личности — это единственная в своем роде драма, которая может включать элементы семейного и культурного сценариев. Взаимодействие этих сценариев влияет на жизненную драму каждой личности и тем самым разворачивается в истории народа» (М. Джеймс и Д. Джонгвард, «Рожденные выигрывать»). Прошу прощения за пространную цитату, но мне не хотелось своими словами пересказывать то, что сказано удивительно точно и недвусмысленно. Все, что остается добавить, так это то, что ваш собственный сценарий складывается не только по воле родителей и прочих значимых других; в нем очень большую роль играют сюжеты любимых или поразивших ваше воображение в детстве сказок. И еще: в создании вашего личного сценария участвуют • национальные сценарии (например, «Мы, евреи, вечно гонимые люди»); • субкультурные сценарии (например, «Мы работяги, и нам не до высоких рассуждений»); • семейные сценарии (например, «Мы, Ивановы, никогда не высовывались»). Основной сюжет сценария возникает в раннем детстве. С трех до семи лет мы только лишь добавляем детали, так что к моменту поступления в школу сценарный план вашей жизни, как правило, является уже завершенным. Правда, он может быть слегка или изрядно пересмотрен в юношеские годы, но оттого, к сожалению, не становится ни менее жестким, ни менее заданным (или задающим). По своеобразному «результирующему» признаку все сценарии можно подразделить на три типа: Победителя (выигрывающего), Побежденного (проигрывающего) и Непобедителя (не участвующего в игре). Люди со сценарием Победителя, как правило, достигают своих целей и при этом радуются своим достижениям. В отличие от них Побежденные либо не достигают своих целей, либо — и это весьма интересно! — остаются недовольны своими достижениями и просто жизнью, которая для них всегда некомфортна и неприятна. Что же касается Непобедителей, то они терпеливо тянут лямку, несут свою ношу, не рискуя изменить жизнь. И хотя при этом они редко серьезно проигрывают, но зато точно почти не выигрывают, ибо единственно беспроигрышный вариант — тот, когда все остаются «при своих». Кстати, в зависимости от той самой, ранее упоминавшейся «расплаты» — конца, или финала, сценария — Побежденные как бы классифицируются по трем степеням. Предусмотренные сценарием неудачи и потери Побеждённых первой степени, как правило, невелики и — отличительный признак — могут обсуждаться с окружающими. Сценарные проблемы Побежденных второй степени куда более глубоки, а главное, как бы не обсуждаемы — их не принято «муссировать» в обществе. Ну а сценарии Побежденных третьей степени обы
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.192.109 (0.014 с.) |