Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Судьба и ориентация во времениСодержание книги
Поиск на нашем сайте
«Времена не выбирают», — не без горечи заметил известный поэт. — В них живут и умирают». Прав ли он? С одной стороны, да. Ибо хотим мы того или нет, но живем сейчас, в настоящем, а вся наша жизнь и судьба разворачиваются на вполне конкретном временном отрезке — дороге длиною в жизнь, которая, увы, задана до нас и помимо нас некими загадочными причинами, условиями и обстоятельствами (для объяснения которых нам бы пришлось уйти в область эзотерического знания). С другой стороны, нет. Поскольку и на этом кратком отрезке протяженностью в какие-то жалкие 70 лет чисто физически непрерывно пребывая в собственном настоящем, мы все-таки совершаем выбор времени, в котором предпочитаем жить. Ибо каждый из нас, живущих на этой земле людей, совершенно бессознательно отдает свои предпочтения — прошлому, настоящему или будущему. И со-• гласно нейролингвистического программирования (здесь и далее я использую некоторые материалы Мастерского курса М, Аткинсон), всех нас можно разделить на три типа: • предпочитающих прошлое, • живущих в настоящем, • ориентирующихся на будущее. Люди, действиями которых руководит прошлое, особое внимание придают тому, «как это обычно было». Ощущение времени связано для них с мощными убеждениями в том, какими следует быть вещам. Такие люди предпочитают ориентироваться на то, что традиционно, или на то, что руководит их и других действиями неким опять-таки традиционным образом. Употребляемые ими слова и суждения главным образом относятся к прошлому, а в жизни они обычно ориентируются по причинно-следственным соображениям, сравнениям и каузальным (т. е. причинным, по-латыни) связям. Как правило, руководствующиеся прошлым являются консервативными людьми, причем порой весьма артистического склада (кстати, в эту категорию попадают большинство врачей и пациентов). К. Юнг назвал их «чувствователями». Люди, действиями которых руководит настоящее, самым важным считают момент «сейчас» — то, что происходит сию минуту, непосредственно в настоящем. Время для них -- это то, что происходит «здесь и теперь», и потому настоящие, опять-таки сиюминутные интересы, эмоции и чувства перевешивают у них обстоятельства прошлого и обязательства будущего. Речевые высказывания у таких людей относятся, главным образом, к настоящему, а в жизненных ситуациях они руководствуются контекстом (где и когда) и местоположением. Отдельные события для субъектов, живущих в настоящем, это действительно раздельные вещи или инциденты, которые не соединяются для них друг с другом в причинно-следственные цепочки (такие люди держат события как бы по-отдельности). Руководствующиеся настоящим люди часто бывают атлетами и деятелями. К. Юнг назвал их «ощущателями» — в том смысле, что они испытывают свои ощущения в настоящее время, прямо сейчас. Ну а у людей, действиями которых руководит будущее, именно «футуристические» возможности, прогнозы или планы перевешивают при организации их деятельности настоящие или прошлые соображения и обстоятельства. В разговоре они подчеркивают важность планирования будущего и обычно оказываются весьма диссоциированными от своих прошлых воспоминаний. Как и руководствующиеся прошлым, такие люди ориентируются по причинно-следственным связям и зависимостям, а также строят каузальные связи. Однако, естественно, что будущее для них куда как важнее. Подобные субъекты видят время структурированным —таким, в котором одно событие ведет к другим событиям и видно, что случилось сначала, а что потом. Ориентированные на будущее — обычно философы в подлинном смысле этого слова, люди, которые развивают новые идеи. К. Юнг назвал их «интуиторами» — от слова «интуиция». К этой же категории относятся и так называемые вневременные люди — например, ученые, которые живут как бы вне времени. Юнг обозначил их как «мыслители». Зачем вам это знать? А как вы собираетесь строить свою судьбу? Если только по будущему (т. е. вы — человек, ориентированный на будущее), то это еще может оказаться более или менее экологичным. Ведь планировать свое будущее — в общем-то, и значит делать свою судьбу (если, конечно, не только планировать, но еще и делать). Хотя и в данном случае вы будете все-таки ограничены в своей жизнедеятельности— тем, что настойчиво стремясь в будущее, никогда не будете довольны настоящим (все достигнутое вами очень быстро как бы обесценится), и при этом свое собственное прошлое будете отбрасывать так же быстро и неумолимо, как ракета — отработанную ступень... Но это, повторяю, еще куда ни шло. Хуже, если вы станете строить свою судьбу, ориентируясь на прошлое, что бессмысленно и безнадежно, ибо прошлые умственные «карты» сейчас устаревают куда быстрее, чем планы быстро строящихся городов. Или просто не будете этого делать, поскольку живете в настоящем — по принципу «День прошел — и ладно». Но если вы не делаете усилий, чтобы держаться на плаву и двигаться к цели, вы рискуете оказаться на мели, а то и просто утонуть. И еще одно соображение. Вы ведь не просто предпочитаете прошлое, настоящее или будущее, но часто и просто подчиняете ему свою жизнь. Например, ориентируясь на будущие успехи, начисто отказываете себе в радостях настоящего. Или, предпочитая прошлое, намеренно исключаете и настоящее, и будущее. Или, живя настоящим, просто манкируете своим будущим. Нужны примеры? Пожалуйста! Возьмите трудоголиков — бизнесменов, руководителей и/или чиновников, которые отказывают себе в настоящих радостях жизни ради будущей власти, славы или богатства (при том, что многое из этого у них есть уже прямо сейчас — вполне достаточно для жизни, особенно если учесть, что в саване карманы не предусмотрены, а вся достигнутая ценою жизни власть и слава в лучшем случае обеспечат пышные похороны). Или вдов, а также «разведенок», которые поставили на себе крест и живут, либо храня никому не нужную верность прошлому, либо принося себя в жертву будущему своих детей. Или бездельников и шалопаев, которых из вежливости именуют плейбоями и которые просто прожигают свою жизнь — не вспоминая прошлое, не делая никаких выводов и не задумываясь о будущем. А теперь вернитесь к началу этого раздела и еще раз вспомните о том, что все свои решения мы можем принимать, ориентируясь на прошлое, настоящее или будущее. Подумайте над тем, как в общем-то это глупо, когда бессознательно считаешь, что какие-то отрезки времени важнее (опять-таки прошлое, настоящее или будущее). Обратите внимание на то, что — тем не менее — «сидение» в прошлом (особенно ассоциированное) «якорит» наше внимание, отвлекая нас от настоящего и будущего, и допустимо только в случае сентиментального путешествия «по волне моей памяти» (в противном случае безвозвратное погружение в прошлое означает депрессию). И озаботьтесь типичными ловушками временных ориентаций, иначе говоря, подчинением. • настоящего — будущему, что не дает возможность быть счастливым здесь и сейчас (счастье — это ассоциированное состояние, а ассоциироваться с будущим практически невозможно, его просто еще нет); • настоящего — прошлому, что также лишает нас удовольствий текущего момента (в этом случае вы, уйдя в сентиментальное путешествие «там и тогда», рискуете прийти к серьезной депрессии и в ней остаться); •. будущего — прошлому, когда вы попросту прекращаете жить (в полном соответствии с лаконичной формулой М. Эриксона, как-то обмолвившегося, что некоторые люди умирают в 25 лет — просто их до 80 не хоронят), ибо воистину мертв тот, у кого нет будущего; • будущего — настоящему, когда вы, как бабочка-однодневка или стрекоза из басни Крылова, бездумно и беспутно прожигаете свою жизнь, не замечая признаков надвигающихся гроз и приближающейся зимы (отчего в конце концов и остаетесь у разбитого корыта). А после, в порядке этакой медитации с осмыслением, подумайте над удивительно мудрой (может быть это шутка, а может и нет) мыслью, которая пришла мне во время обучения на Мастерском курсе М. Аткинсон и каковую я собственноручно начертал на полях своего конспекта: «Будущее нужно иметь, в противном случае оно поимеет тебя*. Думаю достаточно. Скорее всего, вам и так уже многое стало ясно и сейчас вас интересуют два важных вопроса. Первый: как определить, что именно предпочитаете вы — прошлое, настоящее или будущее? И второй: что с этими предпочтениями делать? Определение и изменение временных предпочтений Как определить, кто вы по вашим временным предпочтениям? А что, вы еще не определились? Ну, тогда попробуйте ответить на следующие вопросы техники определения временных предпочтений (М. Аткинсон и материалам Мастерского курса ИГИСП). • Как вы убеждаетесь в чем-либо? По прошлому опыту, по тому, что происходит в настоящем, или по будущим возможностям? • Что из трех «опознавательных ключей» — ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ и БУДУЩЕЕ — имеет для вас первоочередность? • 0 чем чаще идет разговор: о прошлом, настоящем или будущем? И что имеет подчиненный, а что— подчиняющий характер? Определились? Тогда — в первом приближении, ибо вы многое еще узнаете о собственном времени из данной главы — начнем менять свои предпочтения. А точнее, расширять их, чтобы стать подлинным Властелином бремени, легко и удобно живущим и прошлым, и настоящим, и будущим, то есть обрести ту самую компетентность во времени, которая, поданным самоактуализационного теста, является первой из двух главных шкал, отражающих уровень самоактуализации личности. Компетентность, которая, наконец-то, позволит вам, во-первых, в полной мере переживать настоящий момент вашей жизни во всей его полноте (а не как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей жизни), а во-вторых, видеть свою жизнь целостной (т. е. ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего). Психотехнология, с помощью которой можно добиться подобной вне- и внутривременности, вам еще не совсем знакома. Дело в том, что предпочтение прошлому, настоящему или будущему — это так называемые мета-программы (бессознательные предпочтения). И их нужно не столько менять, сколько расширять работу с так называемыми полярными мнениями. -И они точно так же расширяются в результате работы с полярными линиями. Делается же психотехнология стирания предпочтений между прошлым, настоящим и будущим следующим образом. 1. Любым способом создайте на полу линию времени достаточной протяженности (не меньше 2-3 метров). Определите, ориентируясь на свои собственные внутренние ощущения, какой ее конец будет соответствовать прошлому, а какой — будущему (настоящее все равно окажется посередине, хотя и не обязательно в центре, и сравнение отрезков прошлого и будущего лишний раз продемонстрирует вам нюансы ваших предпочтений). Если надо, от-маркируйте эти концы и центр, желательно чем-нибудь символическим, хотя можно и просто листами бумаги. 2. Вспомните любой из моментов своей жизни, когда вы были полностью ориентированы на будущее, полны надежд и планов. Ассоциировавшись в VAK этого паттерна, встаньте на маркер «будущее» и заякорите свое «футуристическое» предпочтение. 3. Опять-таки вспомните тот (любой) момент своей жизни, когда вы были переполнены воспоминаниями о про-шлом, живо и зримо переживали минувшее (разумеется, приятное). Ассоциируйтесь в VAK и заякорите паттерн на маркере «прошлое». 4. Наконец, вспомните любой из тех моментов, когда вы полностью пребывали в настоящем — например, купались, загорали, катались на лыжах или развлекались как-либо. Ассоциируйтесь в VAK и заякорите паттерн на маркере «настоящее». 5. Теперь, став перед линией времени примерно посередине, встаньте на ту ее точку, которая примерно соот-. ветствует вашим временным предпочтениям. Определите, какой конец дальше от вас (прошлое или будущее), повернитесь к нему спиной и начните медленно пятиться к этому концу, одновременно как бы все более погружаясь в соответствующие предпочтения и приближаясь к его пику. 6. Дойдя до одного конца линии времени, повернитесь на ней, и все так же спиной медленно пройдите ее до противоположного конца, одновременно усиливая в себе VAK соответствующего предпочтения. Сделайте эти «проходы» из конца в конец несколько раз. 7. Сойдите с линии времени, очистите ментальный экран или просто вспомните о «здесь и теперь», после чего опять повернитесь к ней и встаньте на точку, которая теперь соответствует вашему временному предпочтению (скорее всего, это будет уже даже не точка, но довольно-таки протяженный отрезок в центральной части линии). Разведите руки, мысленно возьмитесь за полюса предпочтений прошлого и будущего и, одновременно ощущая себя в настоящем, как бы притяните к себе эти полюса, дабы они воссоединились в вас. Вышеизложенное —, только начало знакомства с ролью времени в вашей судьбе. Более детально мы сможем ее обсудить, если обратимся к моделированию ментальных способностей (ММС, эмпринт, МАРР, Исследование Будущего) — системе и терминам, защищенным авторским правом М. Лебо и Л. Камерон-Бэндлер.. Рассмотрим эту модель по главной и весьма сложной для понимания работе ее авторов — Л. Камерон-Бэндлер, Д. Гордон, М. Лебо, «Эмпринт-метод». А за основу возьмем вашу «хромую» судьбу, каковую вы решили изменить. Оценка по эмпринт-методу С чего начинается этот безусловно важный процесс изменения? С щенки ситуации, в которой вы оказались. В эм -принт-методе она называется тестовая категория, каковая носит целиком к полностью временной характер. Ибо оценивать свою жизнь вы можете • по прошлому (П), • по настоящему (Н), • по будущему (Б). Это только кажется, что все равно, по чему оценивать. Представьте, например, что вам под 50, а за плечами у вас куча не столько взлетов, сколько падений. Правда, вы недавно получили неплохую работу и, более того, довольное вашим усердием начальство утверждает, что где-то через годик дает вам совершенно самостоятельный участок деятельности, о котором вы давно мечтали. Теперь (внимание!) вопрос: как вы оцениваете свою (его) жизнь? В том-то и дело, что если в качестве тестовой категории оценки вы используете прошлое, иначе чем неудачником вы себя (его) не назовете. Если в таковом качестве выступает настоящее, жизнь свою вы сможете оценить как нормальную и приемлемую. Ну а если вы используете тестовую категорию будущего, то, скорее всего, будете считать, что вам (ему) очень и очень «свезло» в жизни. Определить свою собственную тестовую категорию, а также ее же, но для любых (близких и не очень) людей вы можете с помощью простых вопросов: • Вы оцениваете прошлое, настоящее или будущее? • Когда вы думаете о ______, вы размышляете о том, как это было, как это есть или как это будет? • Это соображения о прошлом, настоящем или будущем? Выявление тестовой категории очень важно, ибо она определяет (во многом) ход дальнейших рассуждений и. действий. К сожалению, мы редко учитываем в своих оценках и прошлое, и настоящее, и будущее, предпочитая пользоваться только какой-то одной тестовой категорией. Но, например, политик, оценивающий ситуацию в нашей стране исключительно по прошлому (коммунист) или только лишь по будущему (реформатор), никогда не оценит ситуацию во всей ее полноте. Уж лучше тогда прагматичная оценка по настоящему, которую демонстрируют господа «медведи» из «Единой России». А, скажем, ваш подчиненный, используя в оценке какого-то проекта только лишь прошлое, скорее всего, так и не сможет обнаружить в нем новых возможностей и утопит начинание в нездоровом пессимизме и консерватизме, в то время как его коллега, опирающийся на будущее, наоборот, запросто побежит «впереди паровоза». Следующее, что вам надо сделать (и что вы, скорее всего, сделали бессознательно) — это разобраться с критериями ваших оценок. Некими стандартами, на которых вы осуществляли тестирование. А действительно: на основании чего вы оценивали свою жизнь, судьбу как нормальную, удачную или несложившуюся? По критериям (стандартам) материального.благополучия («зарабатываю меньше, чем остальные»)? Жилищных условий («до сих пор живу в коммуналке»)? Или карьеры («все еще старший инженер на загибающемся заводе»)? В том-то и дело, что критерии этой самой оценки у вас, безусловно, есть. Но они могут быть, во-первых, неосознаваемыми, а во-вторых, неполными и неэкологичными. Ведь это не более чем «карта», по определению, никогда не равная «территории», но определяющая ее оценку. И если, например, в качестве критерия нынешнего положения в стране вы используете спад производства или/и инфляцию, получается, что все ужасно и надо срочно эвакуироваться куда подальше или возвращаться в социализм. А если таковыми у вас выступает обилие любых товаров и свобода делать то, что хочешь, не привязываясь к государственным структурам и реализуя любые возможности, то все, наоборот, если не прекрасно, то, во всяком случае, хорошо (вы что, уже забыли пустые прилавки и крепостную зависимость от «постоянного места работы» при полной невозможности действительно хорошо заработать, как это было совсем недавно?). Собственные и чужие критерии для любой области жизнедеятельности вы легко можете выявить с помощью следующих вопросов: • Что для вас главное в? • На что вы обращаете внимание в? • Что вы оцениваете, когда ________
? Критерии ваши, однако, не существуют сами по себе. Они обязательно находят свое выражение в эквивалентах критериев — тех признаках, по которым вы узнаете о подтверждении или нарушении своего критерия. Разница между критериями и эквивалентами критериев часто неуловима, но она обязательно должна присутствовать и быть определенной — в том плане, что вы должны знать, по каким эквивалентам оцениваете. Ведь, например, эквивалентом столь любимого демократами критерия «обнищание населения» (полное его название вообще-то «уровень материального благосостояния населения», но это так, научной строгости ради, мы ведь, с вами не ученые, а практики) для вас может выступать средняя зарплата по стране в долларовом эквиваленте. Или не-способность дожить до собственной следующей рублевой зарплаты, а также просто невозможность получить заработанное. И это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Ваши эквиваленты критериев тем более должны быть реалистичны и экологичны, ибо именно они задают туннель реальности: ваших оценок. И если эквивалентом критерия «материальное благополучие» для вас является 1 000 000 долларов в банке, «Мерседес»-600 и вилла на Мальте, вы вряд ли будете счастливы в жизни, поскольку всего этого, скорее всего, так и не добьетесь. А не добьетесь не только потому, что не относитесь к когорте «новых русских», но еще и оттого, что, обнаружив невыполнимость своих ожиданий, просто опустите руки и пустите все на самотек. И так везде и всюду. Вы планируете создать красивую фигуру? А кто там у вас выступает эквивалентом критерия? Клаудиа Шиффер и 40 кг? Но вы же попросту ниже ее на 20 сантиметров и у вас совершенно другое телосложение! Так что, даже если вам хватит упорства и ценой неслыханных испытаний и невиданных мучений вы добьетесь своих 40 килограммов живого (скорее дохлого) веса, то все, что поймут, глядя на вас, окружающие — так это справедливость утверждения, что тощая корова никогда не станет грациозной ланью. Определить эквиваленты своих критериев можно посредством следующих вопросов • Что для вас важно в? * Что означает?Как бы вы описали? Замечание напоследок: в каких репрезентативных системах (VAK.D)' у вас предстают эквиваленты критериев? Если только в одной (или визуальной, или кинестетической, или аудиальной, или дискретной), вы явно не правы. Привлекательный вид чего угодно (V) вовсе не гарантирует его (чего 1 Просто объясню: мир может представляться (репрезинтироваться) человеку либо во внешних и внутренних образах (V — visual); либо в звуках (А — audial); либо в ощущениях (К — kinestetic), либо во всяких, внешних и внутренних словах, цифрах, графиках и т. п. (D — disсret). угодно) удобства (К). А совет знакомых или слова авторитетного ведущего (А) могут, мягко говоря, не соответствовать истине, отчего куда лучше будет самому разобраться в характеристиках желаемого (D). Поэтому, «работая» с эквивалентами критериев, старайтесь расширять их репрезентацию до полного VAKD. Ну а определить свою собственную репсистему эквивалента критерия можно с помощью простого вопроса: • Как вы узнаете, что? • Вы это видите, слышите, чувствуете или престо читаете об этом? • Что вам нужно, чтобы узнать о —увидеть, услышать, почувствовать или прочитать? Референтная категория суждений и планов, причинно-следственность, категории принуждения и подчинения А теперь вернемся ко времени. Точнее, к тому, как вы его используете на следующей стадии реорганизации или планирования любого вашего действия, жизнедеятельности в целом или даже вашей судьбы. Чтобы оценить, что было, и спланировать, что будет, вы ведь должны иметь какую-то базу данных для этого самого планирования или оценки, то, на что вы будете опираться, принимая решения. В эмпринт-мето-де сия «опорная база» называется референтная категория и описывается с помощью трех систем признаков: Прошлое Время Настоящее Будущее Характер Истинное информации
Надуманное
Опыт
Личностный Информационный
Все это только кажется сложным. На самом деле, принимая решение, мы всегда пользуемся какой-то информацией. Первая посылка эмпринт-метода — откуда пришла информация: из прошлого, настоящего или будущего. Например, размышляя в недавнем прошлом (всего-то чуть более семи лет тому назад!) о судьбах страны, Зюганов и К0 опирался на информацию из прошлого («Ах, как было хорошо при социа-лизме!»); Гайдар со товарищи — из будущего («Как будет здорово при развитом капитализме!»); а, например, Лужков в его бытность не публичным политиком, но крепким хозяйственником — из настоящего («Сохраним и преумножим достижения Москвы!»). При этом истинной базой данных обладал (тогда, но не теперь), пожалуй, только последний — и у лидера коммунистов, и у первого из младрреформаторов она была надуманная (первые восхищались никогда не существовавшими реально благами социализма—по принципу «жить было лучше, жить было веселее»; а вторые восторгались монетаристским раем, каковой, к сожалению, в основном существует только в воображении М. Фридмена и его российских последователей). Наконец, опять-таки только Юрий Михайлович использовал личностный (или просто личный) опыт, который у него действительно есть — ни коммунисты, ни младореформаторы в то время лично не переживали (толком или в достаточной степени) ни преимуществ социализма, ни благ капитализма. Так что, принимая важные решения (или присутствуя при их принятии), обязательно задайтесь (задайте) серией(ю) вопросов: • На чем основывается ваше заключение или ре-шение (на прошлом, настоящем или будущем)? • Какой информацией вы пользовались (прошлой, настоящей или будущей)? • Это на самом деле было, или вы об этом прочли или услышали Характер информации
• Вы в этом участвовали или узнали об этом, а потом представили? • Это просто информация или личный опыт? Опыт
• Вы это переживали или просто описываете, каким могло бы быть ваше переживание? Вообще-то (если быть уж совсем честным), анализируя то или иное решение, даже мне не всегда удается отличить истинные и надуманные референции от личностных и информативных — граница между ними зачастую оказывается чисто условной. Но одно здесь безусловно и важно: то, что, принимая действительно важные решения, вы должны озаботиться проверкой полноты информационной базы, иначе ваши решения могут оказаться ошибочными. Например, все мы сплошь и рядом принимаем решения, основываясь исключительно на референциях прошлого (скажем, упорно ездим отдыхать в одно и то же место, потому что там когда-то было хорошо — а потом недоумеваем, почему мы так плохо отдохнули; так ведь все меняется, и очень может быть, что бывший оазис давно уже превратился в свалку). Или бросаемся в бизнес, исходя из надуманных референций о «райской» жизни «новых русских», не подозревая, что жить нам отныне придется в поту и страхе. Или приобретаем нечто, основываясь на информативных референциях рекламы, даже не пытаясь хотя бы в воображении пропустить предлагаемое этой самой рекламой через личные переживания... Следующий момент эмпринт-метода также прямо касается наших решений и временной их ипостаси. Называется он причина—следствие и описывает то, как мы рассуждаем о возможных последствиях наших решений. Ведь, анализируя нечто, вы обычно приходите к выводу, что одно вытекает из другого, то есть образует причинно-следственную зависимость. В процессе собственной жизни мы накапливаем и расширяем систему наших выводов «если..., то...» (например: если много работать, то добьешься успеха), но крайне редко видоизменяем их, поскольку каждая такая вот причинно-следственная зависимость становится ничем другим, как убеждением. Ну а о том, как жестко и четко наши убеждения определяют нашу жизнь, вы уже знаете: Так что, планируя, например, свою будущую судьбу, вы все равно исходите из прошлых убеждений по поводу причины и следствия — убеждений, которые давно уже стали (или всегда были) неэкологичными. Прислушайтесь к себе и другим. И, возможно, вы обнаружите, что значительная часть нашей речи посвящена как раз выражению наших собственных причинно-следственных убеждений — они «всплывают» всякий раз, когда вы произносите «если..., то...», «значит», «поэтому», «следовательно», «потому что» или «когда»." Опять обратимся к политике и вспомним убеждение многих: «Если вернется социализм, снова станет хорошо». Почему станет, если никогда не было? Но сотни тысяч (хорошо, что уже не миллионы) людей, опираясь на эту ложную фиксированную идею, занимаются почти исключительно тем, что ругают реформы — жаль только, что не после работы (что было бы нормально), а вместо работы (что возможно только у нас). Как работать с ограничивающими убеждениями и фиксированными идеями, вы уже знаете. Ну а определить собственные или других причинно-следственные связи можно с помощью вопросов: • Как вы приходите к выводу, заключение? • Что из чего вытекает? • Почему это так? Однако учтите, что авторы эмпринт-метода вводят в причину—следствие очень важный момент: время. Те самые прошлое (П), настоящее (Н) и будущее (Б), каковое всегда предстает в наших каузальных зависимостях. Например: «Было плохо — и будет плохо» (П -> Б), «Сейчас хорошо— и будет хорошо» (Н -> Б), «Мы богато жили, потому что был социализм» (П -> П). Так что, анализируя собственные решения с точки зрения причины—следствия, попробуйте определить, какую именно цепочку времен у нижеприведенных вы используете при построении своих зависимостей: А определив, как следует обдумайте экологичность выявленной причинно-следственной связи. Ради расширения вашего собственного туннеля реальности «прокрутите» выявленное убеждение по всем вышеприведенным вариантам временных связей. Очень может быть, что оно само собой расфиксируется. Или вы (ну, разумеется, чисто случайно) набредете на иную, куда более стоящую идею. Теперь (наконец-то!) о двух последних аспектах эмпринт-метода: категориях принуждения и подчинения. В принципе, они вам уже отчасти известны изданного раздела. Скажите, вот вы сейчас занялись перепрограммированием своей судьбы. Что принудило вас к этому? Прошлое, о котором не хочется вспоминать? Настоящее, которое просто ужасно? Или будущее, которое хочется сделать достойным себя? Вот это и есть та самая категория принуждения, о которой мы писали, выше и которая определила, какой из тестов или оценок выльется в поведение. Однако это еще не все. Читать мою книгу интересно (надеюсь), но сложно (уверен). А делать предписанные техники и упражнения.еще сложнее. Так что может случиться, что вы все это бросите. Почему? Как так, вы же хотели совсем другого — исправить свою судьбу?! Да потому что сработала та самая категория подчинения, и вы просто-напросто подчинили себя настоящему. Свое прекрасное и долговременное будущее — не очень-то интересному и действительно сиюминутному настоящему. И так бывает почти всегда и почти у всех. Принимая алкоголь на вечеринке, вы ощущаете себя весьма хорошо и приятно (тестирование настоящего), хотя смутно или даже четко представляете, что завтра вам будет плохо от похмелья (тестирование будущего). Что перевесит и что подчинит вас — настоящее (кайф) или будущее (похмелье)? Боюсь, что настоящее. Ведь все мы регулярно забрасываем важные дела и не выполняем судьбоносные решения именно потому, что подчиняем себя настоящему. Не занимаемся физкультурой и спортом, потому что сейчас тяжко и больно, хотя потом могли бы иметь здоровое тело. Курим, потому что сейчас приятно, хотя потом мы можем распрощаться и со здоровьем, и с жизнью. Словом, откладываем на завтра то, что не просто можно, но нужно было бы сделать сегодня — и все в угоду чему-то другому из этого самого сегодня. Создание принуждающего и действительно подчиняющего вас будущего — основа успеха всех тех людей, кото-рые действительно чего-то добились в жизни. Дабы вы тоже попали в их когорту и ваши благие намерения не оказались прямой дорогой в ад, прямо сейчас сделайте следующее упражнение —психотехнологию создания неотразимого будущего Л. Камерон-Бэндлер (по материалам тренинга М. Аткинсон «Стратегия продаж», ИГИСП). 1. Сконструируйте полный мысленный образ себя в возрасте на 5 лет старше. Возможно, вам поможет представление того, что вы как бы смотритесь в магическое зеркало, отражающее будущее. 2. Когда вы сможете разглядеть себя ясно, представьте, что вошли в этот образ и оказались собой в будущем. Почувствуйте, каково быть этим более зрелым человеком. Ощутив все это, возвращайтесь назад, выйдите из образа будущего себя и увидьте себя в настоящем, перед собой — себя же в будущем (в зеркале). 3. Спросите будущего себя, что он (она) хотели бы от вас получить. Внимательно выслушайте ответ. 4. Немного отодвинув будущего себя в сторону, выберите область вашей жизни, в которой вы не слишком заботились о себе (финансовое положение, дети, здоровье, карьера, внешность и т. д.), после чего сделайте оценку вашего сегодняшнего положения, отметив негативное и позитивное. 5. Попробуйте провести такую же оценку вашей заботы о себе 5 лет назад. 6. Оцените, какой вклад внесло ваше поведение того времени (улучшающий или ухудшающий ситуацию) в ваше настоящее положение. 7. Вообразите, в чем вы были бы еще хуже, если вели себя не подходящим образом последние пять лет. 8. Выясните, что еще вы могли бы сделать (больше, чем вы уже сделали) на протяжении последних пяти лет, что привело бы к гораздо лучшему состоянию дел на сегодня. 9. А теперь нарисуйте для себя две картины будущего. Первая — вы через пять лет от сегодняшнего момента, переживший все то/чего действительно хотите в этой области вашей жизни. И вторая—вы через пять лет от сегодняшнего момента, переживший все, что вы бы не хотели пережить за эти годы. Каждая картинка должна достаточно живо походить на реальность вашего будущего с желательными и нежелательными обстоятельствами. 10. Посмотрите на ваше желаемое будущее и спросите себя: «Как я могу сделать это реальностью?». Найдите по крайней мере три вещи, которые стоит сделать, чтобы будущее стало реальным. 11. Теперь посмотрите на картинку своего не желаемого состояния и спросите себя: «Как я могу сделать так, чтобы этого не случилось?» Как минимум, найдите три вещи, которых стоит избежать. 12. Теперь еще раз посмотрите на свое желаемое будущее. Каждый раз, когда вы будете увлечены действиями, приближающими его, вы сможете чувствовать, что действительно влияете на этот процесс. Представьте, как вы заботитесь о том, чтобы сделать что-то действительно ценное, и в то же время видите образ себя в будущем — себя счастливого и удовлетворенного результатами...
Упражнение 21. Определите, к какому из трех типов людей вы относитесь—предпочитающих прошлое, живущих в настоящем или ориентирующихся на будущее. Оцените, не попали ли вы в ловушки временных ориентации (подчинения настоящего будущему, настоящего прошлому или будущего прошлому). Обдумайте, как это влияло, влияет и может повлиять на вашу жизнь и судьбу.
Упражнение 22. Осуществите стирание предпочтений между прошлым, настоящим и будущим. Упражнение 23. Проанализируйте в порядке тренировки с помощъю эмпринт-метода любое из принятых вами в недавнем прошлом решение.
Упражнение 24. А теперь оцените то, по каким паттернам и категориям этого метода вы планируете свою жизнь и судьбу.
Упражнение 25. Ориентируясь на все то, что вы определили для себя в прошлой главе, попробуйте хотя бы в первом приближении создать для себя неотразимое будущее по технике Л. Камерон-Бэндлер.
ГЛАВА 6 ЛИНИИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Внутренняя психологическая работа подделывает причины под совершившиеся факты. Э. Титченер
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.195 (0.019 с.) |