Ресурсирование своего прошлого



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ресурсирование своего прошлого



А теперь покончим с теорией (конечно же, на время, а так — пущай живет) и перейдем к практике, сиречь работе с вашим иногда печальным прошлым. С чего начнем? Да с создания необходимого и достаточного условия применения всех последующих психотехнологий, а именно построения Обобщенной Линии Жизни (разумеется, вашей).

Для начала я прошу подобрать подходящее для работы помещение. А им может быть все что угодно, включая комнату в вашей квартире, если в ней будут соблюдены два условия: полное одиночество (вас никто не будет отвлекать и беспокоить) и свободное (по прямой) пространство не менее 3—4 метров (позднее вы поймете, почему). Теперь встаньте как бы сбоку этого свободного пространства и представьте, что на полу (или на земле, если работаете на природе) проходит воображаемая Линия Вашей Жизни. Определитесь, где относительно вас будет находиться прошлое (слева или справа), а где — будущее (справа или слева), после чего где-то поблизости от центра линии определите точку настоящего и поместите на нее так называемый маркер (в качестве оного годится все что угодно, хотя я обычно работаю с листками для заметок). Теперь, глядя в свое прошлое, также определите, где его начало, а точнее, момент вашего рождения, после чего отметьте его подобным использованному или иным маркером. После обратите свой взор в будущее, представьте, что оно для вас бесконечно (не стоит программировать себя на раннюю смерть и уж тем более определять точную ее дату, хотя это возможно при некоторых других вариантах работы с данной психотехнологией, точнее, с системой психотехнологий, с коими вы более глубоко ознакомитесь далее), как бы даже выходит за пределы того помещения, в котором вы сейчас находитесь. Однако разметьте тот отрезок линии будущего, который находится в пределах данного помещения, где вы находитесь.

Сделали? Что ж, прекрасно, теперь вы получили чрезвычайно мощный инструмент для вашего экстенсивного самосовершенствования — так называемую Обобщенную Линию Жизни (ОЛЖ). О том, какие такие чудеса на ней можно совершать, вы узнаете далее, а пока попробуйте, особо не напрягаясь, сделать первую и в то же время весьма важную процедуру, позволяющую ввести в прошлое то, чего вам в нем недоставало. Скажите, аив самом деле, если вы обратитесь к своему прошлому — и с точки зрения совершенства, и просто так — то чего вам более всего в нем хватало? Спокойствия? Уверенности? Счастья? Определитесь с этим четко и непредвзято. А определившись, попробуйте ответить на следующий вопрос: ежели вам, например, не хватало спокойствия, то какого цвета, было бы это спокойствие, если бы оно имело цвет? Синего? А если бы вы выбирали между порошком и аэрозолем, то чем было бы это синее спокойствие? Порошком? Что ж, теперь вы уже полностью созрели для того, чтобы приступить к первой из процедур по редактированию вашей личной истории — психотехнологии ресурсирования прошлого. За счет того самого ресурса, которого вам в этом самом прошлом так не хватало (в данном случае спокойствия) и который ваше мудрое бессознательное и представило вам в виде синего порошка (напоминаю, что в отличие от нашего сознания бессознательные структуры и образования оперируют не словами и знаками, но образами и символами, где, как вы уже отчасти знаете, очень-очень важное значение имеет цвет). Для того чтобы это самое ре-сурсирование осуществилось, теперь, когда вы уже имеете образ ресурса, воссоздайте, пожалуйста, свою Обобщенную Линию Жизни. Встав сбоку от этой линии, представьте, что рядом с вами находится аэродром, на котором прямо сейчас стоит грузовой самолет, заправляемый двадцатью (тридцатью, сорока — на сколько хватит фантазии) тоннами (тоннами, а не тонами!) синего порошка спокойствия. Заправка заканчивается, и вы с любопытством, но пока отстраненно наблюдаете, как экипаж самолета занимает свои места, а сам он выруливает на взлетно-посадочную полосу, взлетает и направляется к самому началу вашей ОЛЖ — моменту вашего рождения. Грузовые люки самолета открываются, и из него на вашу Обобщенную Линию Жизни начинает сыпаться синий порошок спокойствия, который начинает как бы пропитывать вашу ОЛЖ, начиная с момента вашего появления на свет. Самолет медленно, не торопясь, летит все дальше и дальше — из прошлого в настоящее, а синий порошок спокойствия густо и плотно засыпает весь прошлый отрезок вашей ОЛЖ. В некоторых ее местах он (самолет) даже как бы зависает или начинает делать круги, просыпая или высыпая усиленную порцию спокойствия в те места, где его особенно не хватало, а вы просто с любопытством, но внимательно следите за этим процессом, при необходимости осуществляя дозаправку. И когда в конце-концов самолет долетит до настоящего, вы позволите ему засыпать синим порошком спокойствия также и ваше будущее — вплоть до самого необозримого пока конца вашей ОЛЖ и даже дальше, за ее пределы. А потом самолет возвращается и приземляется неподалеку от момента вашего рождения, и вы понимаете, что настал ваш час принять в себя внесенное в ваше прошлое спокойствие. Вы идете (сбоку) в начало ОЛЖ, вступаете на линию в момент своего рождения, и как бы окутываетесь этим синим спокойствием, которое как бы проникает в вас через ступни. А после очень медленно двигаетесь по ОЛЖ из прошлого в настоящее, предоставив вашему бессознательному уникальную возможность пересмотра всего того, что было в вашей же прошлой жизни через призму или фильтр синего спокойствия. А когда в конце концов вы приходите в настоящее, то позволяете себе остановиться там и посмотреть в будущее, опять-таки наполненное и даже переполненное спокойной синью. И, представив, что над всей вашей линией будущего как бы натянут ажурный мостик, пройдитесь по нему над вашим будущим, ощущая, как спокойствие пронизывает грядущее и одновременно вас...

Алгоритм выполнения психотехнологии ресурсирования прошлого (основанной на так называемой «метафоре Антонова») таков («Путеводитель по НЛП». Толковый словарь терминов. Сост. В. Морозов).

1. Любым способом изобразите на полу линию вашей жизни, отметив маркерами ее начало (рождение), настоящий момент и конец (весьма далекий—кстати, его можно не маркировать, но просто представлять как данность).

2. Определите необходимый для настоящего и будущего, но отсутствовавший в вашем прошлом ресурс (спокойствие, уверенность в себе и т. п.) и попросите ваше бессознательное отобразить его цветом, а также репрезентировать в виде порошка или аэрозоли.

3: Вообразите себя пилотом грузового самолета, наполненного этим ресурсом, вне линии прошлого «прилетите» в момент вашего рождения, представьте себе, что вы, «летя» над линией вашего прошлого в настоящее, разбрасываете по ней этот ресурс, обращая особое внимание на те ситуации, где он был совершенно необходим.

4. «Посадите» самолет прямо перед началом того момента, когда вы начали сбрасывать ресурсы, выйдите из него, вступите на линию прошлого и пройдите по ней до настоящего, ощущая, как этот ресурс меняет вас и вашу жизнь.

5. Повторите шаги 2-4 для других необходимых ресурсов.

Примечание: по данной психотехнологии можно работать как со всей линией прошлой жизни, так и с отдельными ее отрезками.

Ну как, освоились с данной психотехнологией? Если да, то настала пора вернуться к четырем контурам бессознательного в концепции Т. Лири и наконец-то осуществить их адекватное заполнение (точнее — перезаполнение). Что, уже догадались, как? Правильно: с использованием вышеописанного, но в варианте психотехнологии ресурсирования четырех контуров бессознательного.

1. Разбейте маркерами ОЛЖ на четыре отрезка, условно соответствующие периодам заполнения биовыживатель-ного (примерно 0-1,5 лет), доминирование (1,5-4 года), рационально-семантического (4-10 лет) и социосексомо-торного (от 10 и далее).

2. Используя основные принципы психотехнологии ресурсирования прошлого, внесите на ОЛЖ ресурс базового доверия к миру и всего прочего, что вам необходимо для биовыживания. Однако внесите эти ресурсы не в период от 0 до 1,5 лет, а от рождения и до настоящего, а также в будущее.

3. Проделайте то, что описано в п. 2 для ресурса доминирования (и уже с ним): заполните им ОЛЖ от примерно 1-1,5 лет до настоящего. Не забудьте также внести его и в ваше будущее.

4. Сделайте это для ресурсов речевой ловкости и прочих необходимых для хорошего заполнения рационально-семантического контура (от 4 лет и далее).

5. Завершите работу, внеся в ОЛЖ ресурсы абсолютной (а не относительной) морали и здорового секса.

А сейчас я хочу вам рассказать, как можно резко и существенно усилить психотехнологию ресурсирования прошлого — только пока не ждите от меня по этому поводу никаких теоретических комментариев, а просто попробуйте. Опять-таки постройте или воссоздайте свою ОЛЖ. Подойдя к самому ее началу, добавьте отрезок между вашим зачатием и рождением — те самые девять месяцев, которые по стойкому, а главное, подкрепленному многочисленными эмпирическими свидетельствами мнению адептов трансперсональной психологии представляют собой отдельную — вторую — вашу жизнь (третья — промежуток между смертью и зачатием, и вы можете как верить в это, так и нет1). А теперь от точки вашего зачатия отложите еще две ОЛЖ — вашей матери и вашего отца. Точно так же, как только что, добавьте к ним отрезки между их зачатием и рождением, после чего от точек зачатия воссоздайте еще по две линии — родителей папы и мамы (ваших дедушек и бабушек). Теперь определите необходимый лично вам ресурс, опредметьте его (т. е. позвольте вашему мудрому бессознательному показать его цвет и консистенцию), а дальше заправьте этим ресурсом самолет и отправьте его в момент рождения вашего дедушки или бабушки (неважно, по какой линии — отцовской или материнской; определите это сами по принципу «Кому в первую очередь мне хотелось бы предоставить этот ресурс?»). Далее густо засыпьте ОЛЖ ваших предков данным ресурсом, после чего чисто физически встаньте в ее начало (естественно, чьей-то одной линии), закройте глаза и спросите себя: «Ощущаю ли я теперь жизнь моей бабушки или моего дедушки наполненной этим ресурсом?» Если нет, дайте самолету еще раз (а если нужно, то не один) пролететь над ней. Если же да, пройдите по линии из прошлого (момент рождения этих ваших предков) до момента зачатия

' Анекдот. Лежат два близнеца в утробе матери. И один из них, прервав затянувшееся молчание, заявляет: «Знаете, коллега, после длительных размышлений я пришел к выводу, что роды — это еще не конец». — «Что вы! — в негодовании восклицает другой. — Абсолютно антинаучная точка зрения — ведь никто еще не возвращался обратно!» ваших папы или мамы, после чего аналогичным образом отработайте вторую ОЛЖ. Теперь, вступив в момент зачатия одного из ваших родителей, ощутите, как две встретившиеся ОЛЖ удваивают этот ресурс, который к тому же сразу после зачатия начинает множиться и усиливаться за счет деления клеток зародыша, в конце концов и приведшего к появлению ваших папы или мамы. По подобной же схеме вы вносите ресурс в жизни предков второго вашего родителя, после чего можете уже внести его в жизни ваших мамы или папы. К моменту вашего рождения он уже увосьмеряется (2x2x2), и этот восьмикратный ресурс вы по все той же схеме вносите уже и в вашу жизнь — из прошлого в настоящее, а далее в будущее, в котором — очень может быть — вы увидите дальнейшее умножение этого ресурса в жизни ваших детей, внуков и правнуков...

Ниже я привожу несколько более сложный (без использования самолета" из метафоры Антонова), но зато и более полный вариант данной психотехнологии — психотехнологию ре-сурсирования родительской жизни. Разработана она мною на основании модели реимпринтирования родительской линии жизни, описанной в материалах Мастерского курса М. Ат-кинсон (ИГИСП).

1. Материализуйте вашу ОЛЖ на полу. Расположите всю ее на полу. В какой стороне лежит ваше прошлое, в какой — будущее? А где находится настоящее?

2. Трансформируйте ОЛЖ родителей.

а. Давайте найдем на вашей линии времени точку, обозначающую момент вашего зачатия. Встаньте на свою ОЛЖ в этой точке и повернитесь лицом к вашему прошлому за ней.

б. Увидьте ОЛЖ родителей. Позади вас, с каждой стороны, вы можете увидеть линии жизни вашего отца и вашей матери, идущие вперед по направлению к точке, обозначающей момент вашего зачатия. С какой стороны линия матери, с какой — отца? Мы собираемся влить новые ресурсы в жизнь обоих ваших роди- телей. Кто первый мог бы получить эти ресурсы?

в. Включите ресурс в ОЛЖ родителей. Посмотрите вдоль линии жизни вашего отца (матери) назад до времени его (ее) зачатия. Увидьте своих бабушку и дедушку.

Остановитесь перед моментом зачатия вашего отца (матери). Теперь позвольте ресурсам проникнуть в ваших дедушку и бабушку, пока они действительно их не почувствуют. Теперь увидьте своего отца (мать), зачинаемого для этого мира, вбирающего ресурсы от ее (его) родителей, потому что мы впитываем в себя то, что нас окружает. Позвольте ОЛЖ развернуться, ощутите, как ваш отец (мать) развиваются, рождаются, превращаются во взрослого с этими ресурсами. Позвольте ОЛЖ развернуться до вашего зачатия.

г. Проделайте этот шаг для другого родителя.

д. Проверка. Чувствуют ли оба родителя эти ресурсы?

Если нет, повторяйте шаг 2 до тех пор, пока ответ не будет положительным.

3. Трансформируйте вашу собственную временную ОЛЖ прошлого. Теперь вы можете вступить в момент вашего зачатия родителями, для которых эти ресурсы полностью доступны, так что вы можете их ощутить, как это произошло в тех условиях. Когда будете готовы, шагните вперед, чувствуя, что это — как искупаться в ресурсах, будучи одной клеточкой, что ресурсы окружают вас в ваших родителях, и вы можете отметить, каково впитывать эти состояния через оболочку.

И когда из одной клетки вы делитесь на две, конечно, ресурсы увеличиваются вдвое. Когда эти две клетки в свою очередь делятся на новые две, данные ресурсы увеличиваются еще раз вдвое, и так, продолжая развиваться, ресурсы умножаются во времени. Дайте вашему бессознательному, продвигаясь вперед сквозь время, двигаться к вашему настоящему, изменять вас так, будто эти ресурсы

уже были в вашем опыте.

И вы можете заметить, что иногда это происходит легко, когда вы двигаетесь медленно, а иногда быстрые движения помогают вам завершить трансформацию и сделать ее более полной.

4. Изменения вашей настоящей и будущей ОЛЖ. Теперь, когда вы достигли настоящего, заметьте, как многое продолжает меняться в то время, пока вы движетесь по тому же направлению в будущее.

5. Повторяйте шаги З и 4, наращивая каждый раз фундамент происходящих изменений, пока ответ не достигнет максимума. Варьируйте скорость от нескольких секунд до нескольких минут.

6. Укоренение: привнесение ресурсов в «реальное» прошлое на ОЛЖ. Вам нужно сделать еще одно для того, чтобы закрепить это состояние. Давайте начнем с места перед моментом вашего зачатия еще раз. Теперь вы чувствуете ресурсы полно и совершенно, пронеся их через свое бытие. И когда вы будете готовы, вы можете пойти вперед, ощущая, как ресурсы изменяют вашу ОЛЖ в сравнении с тем, какой она была раньше. Если вы думаете, что при выполнении этого задания могут возникнуть трудности, сделайте это быстро, разрешая вашему бессознательному делать трансформацию до того, как вы заметите, что происходит. Повторяйте до максимальной реакции.

Обратите внимание: весь процесс начинается с получения ресурсов извне (от идеальных родителей) и заканчивается приобретением их внутри.

И еще об одном — тоже очень важном. Первой и исходной психотравмой в данной жизни любого человека выступает травма рождения (в «данной» потому, что некоторые — и весьма существенные — психотравмы мы умудряемся получить прямо в утробе матери и даже еще раньше). А и вправду, какой идиот возвестил, что ребенок, появляясь на свет, кричит от радости? На самом деле он вопит от ужаса, ибо все обстоятельства его рождения психотравматичны. Только что у младенца было ощущение полного океанического слияния с миром, — и вот это слияние грубейшим образом прервано да еще закреплено актом перерезания пуповины. Буквально несколько минут назад он купался в блаженном тепле (температура в матке достигает 37—38 °С) — и вдруг ни с того ни с сего его выпихнули в отнюдь не комфортные 18° (что бы вы ощутили, если бы вам, мокренькому, пришлось пережить перепад температур в 20° в сторону ее понижения — все равно что голым, мокрым да на мороз!). Совсем недавно мир был темным и тихим — и внезапно он стал ослепительным и шумным, режущим глаза и уши. Так вот, многие из нас до конца своих дней живут с этой травмой рождения, так и не пережив ее до уровня «пережевывания», «проглатывания» и «переваривания». Вам же повезет, ибо сейчас я опишу психотехнику, позволяющую как бы смягчить этот Великий Переход, которой я дал несколько вольное название — «Техника НЛП ребесинг». Вольное потому, что в современной практической психологии существует как самостоятельное направление ребесинг, созданный Л. Орром: удивительное, но весьма эффективное сочетание водных процедур (в утробе матери вы плавали именно в воде), дыхания (душа и дух — это все производные данного важнейшего с точки зрения поддержания жизнедеятельности процесса) и уже известных вам аффир-маций — позитивных утверждений, создающих убеждение в собственных силах и праве на жизнь. Однако психотерапия в рамках ребесинга — дело довольно долгое, и потому я предлагаю вам прямо сейчас — в полном соответствии со смыслом термина «ребесинг» (от англ. rebirthing) — родиться заново и пережить свою прошедшую жизнь с других, куда более позитивных позиций.

Итак, пройдите (пока сбоку или вне ОЛЖ) в момент своего рождения и встаньте на этой точке, повернувшись лицом к прошлому. Представьте, что вы стоите перед дверью, и за ней в данный конкретный момент совершается великий акт вашего рождения. Может быть, вы даже слышите сейчас стоны своей матери, которые прерывает и перекрывает ваш первый крик — как мы уже понимаем, далеко не торжествующий. Затем дверь отворяется, и акушерка в белом халате и таком же чепце выносит вас, только что родившегося: маленький красный комочек, преисполненный ужаса перед предстоящей ему жизнью. И вы берете самого себя на руки и начинаете нежно баюкать этого младенца, повторяя столь необходимые ему и вам, но не сказанные вовремя фразы: «Я люблю тебя», «Ты желанен миру и мне», «Я никогда не покину тебя», «У тебя все будет хорошо».

Повторяйте эти и аналогичные им фразы (которые подскажет вам ваше бессознательное) до тех пор, пока — внимание, ключевой момент! — малыш на ваших руках не начнет сначала неуверенно, а потом уже искренне и радостно улыбаться — вам и миру. И только после того, как это произойдет, приступайте ко второй фазе данной психотехнологии. Объясните младенцу, что вы пришли из его будущего, в котором он/вы сложились и состоялись, но хотите помочь ему и себе сделать это будущее более светлым и приятным. И сейчас, как ангел-хранитель, вы предоставите себе и ему уникальную возможность заново прожить эту жизнь, но уже как бы под охраной в вашем лице. Вы берете ребенка за руку и начинаете вместе с ним медленно продвигаться из прошлого в настоящее, разъясняя и заново понимая смысл всего того, что когда-то произошло с вами, а также оберегая его-себя от всех бед и напастей, выпавших на вашу долю. Идя с вами по ОЛЖ, ваше Внутреннее Дитя взрослеет и мудреет, а когда вы вместе с ним придете в настоящее, оно достигнет вашего возраста и сольется с вами, а сами вы вольетесь в себя, расчистив прошлое и подарив своему Ребенку — по сути себе — чувство уверенности и безопасности, которой, ох, как не хватало и не хватает вам во всей вашей жизни... Делается эта психо-технология НЛП-ребесинга так.

1. Используя пространство, находящееся вне вашей ОЛЖ, пройдите в самое ее начало и встаньте на эту линию в точке, немного отстоящей от момента вашего рождения.

2. Представьте, что вы присутствуете при собственном рождении. Как только вы появитесь на свет, обратите все ваши чувства к новорожденному младенцу, возьмите его на руки, заключите в объятия и просто приласкайте, од-новременно нежно глядя себе, только что рожденному, в глаза. Когда заметите, что ваше новорожденное «я» возвращает вам этот взгляд или просто видит вас, обратитесь

к своему Внутреннему Ребенку и скажите, что вы любите и понимаете его и что поможете ему вырасти и стать взрослым. Убедите ваше Дитя, что оно пришло в безопасный мир, в котором вы обеспечите ему необходимую защиту и помощь. Заверьте вашего Внутреннего Ребенка, что он. никогда не будет чувствовать себя одиноким или обиженным, что он может стать, кем захочет и каким захочет; что ему не придется больше бороться за победу и терпеть поражения, потому что вы, его взрослое сознание, поможете своему Дитя пройти через любые испытания. Объясните вашему Внутреннему Ребенку, что ему не грозит чувст-. во одиночества или страха, потому что вы вознаградите его таким вниманием, что он (вы) будет расти в атмосфере любви и безопасности. Убедите свое Дитя, что ему не нужно будет прибегать к отчаянным попыткам обратить на себя внимание (которые закрепляются в виде невротических и психосоматических симптомов), потому что вы будете слушать и слышать его. И слушаться везде, где это действительно надо.

3. Взяв свое Дитя мысленно за руку, проведите его по своей жизни (из прошлого в настоящее), оберегая своего Внутреннего Ребенка от всех бывших в ней напастей и снабжая свое Дитя любыми необходимыми, но не обнаружившимися там и тогда ресурсами, которые, однако, есть у вас здесь и теперь — то есть в полном смысле слова став родителем самому себе.

 

Психотерапия личной истории

Разобравшись с ресурсированием, пойдем дальше и оз-. накомимся с тем, что можно окрестить психотерапией личной истории, которая заключается на поиске и переработке вполне конкретных психотравматических инцидентов, за-импринтировавших вас на неэкологичную жизнь и судьбу. В чисто практическом плане подобная работа основывается на так называемой модели SCORE. Эта самая английская аббревиатура расшифровывается следующим образом: S (symptom)

— симптом, С (cause)

 

— причина, О (outcome)

— результат, R (resource)

— ресурс, • Е (effect)

 

— эффект. А графически может быть представлена так (рис. 4):

 

РИС. 4.

Согласно модели SCORE, в настоящее время, работая с чем-то проблемным, мы имеем дел» с симптомом, который рассматривается не сам по себе, а как следствие какой-то имевшейся в прошлом причины. Целью нашей работы выступает получение в будущем некоего желаемого состояния, или результата, каковое, став вашим достоянием, немедленно . Приведет к весьма позитивным эффектам — исходно или по условиям экологичных изменений в вашей последующей жизнедеятельности (вы просто пойдете вперед). Добиваемся мы этого за счет ресурсов, в кои, как вам уже известно, в НЛП включается все, что может быть задействовано для достижения результата, но в основном физиология, состояния, мысли, чувства, переживания наряду с конкретными психотехнологиями их предоставления.

В качестве причины любого симптома в модели SCORE как раз и рассматривается некое событие, которое в силу своей психотравматичности или значимости было как бы импринтировано в психику (бессознательное) человека и в результате породило нарушение комплекса реакций в данной конкретной области поведения. При этом то, прошлое и не переработанное происшествие, случившееся там и тогда, но проявляющееся здесь и теперь, может быть как минимум двух видов. Первый условно можно назвать психотравмой, а второй — собственно импринтом. Разница небольшая, но весьма существенная. В случае психотравмы вы, как правило, были главным (если не единственным) субъектом ужас как неприятного действа: сами тонули, сами обжигались, сами разбивались и т. п. В варианте же импринта вы скорее всего выступали лицом подчиненным, а главное, действие совершалось некими Негативными,3начимыми Другими, то есть в данном варианте критического инцидента вас бросали, били, насиловали и т. д. и т. п. Такая вот вроде бы весьма незначительная разница определяет, однако, то, по какой технике вы будете работать с прошлыми происшествиями: изменения личной истории в случае индивидуальных психотравм или реимпринтирования в варианте собственно импринта. Хотя вся разница в алгоритмах этих техник заключается в том, что при изменении личной истории выдаете такие необходимые там и тогда (но присутствующие только здесь и теперь) ресурсы себе и только себе, а при реимпринтиро-вании в первую очередь ресурсируете Негативных Значимых Других (даря им нечто разумное, доброе и вечное) и только потом себя, любимого. Впрочем, скоро вы все это поймете, так сказать, детально и на практике.

Итак, представим, что вы работаете с таким пресловутым, но совершенно необходимым для экологичной жизни и судьбы качеством, как уверенность в своих силах. Воссоздав Обобщенную Линию Жизни, вы вначале можете как бы за-мотивировать себя на эту самую уверенность (можете, потому что это необязательная часть процедур), для чего, вставши на ОЛЖ в точке настоящего, в полном соответствии с логикой модели SCORE представляете, что в недалеком будущем вы получите искомый результат — т. е. уверенность в своих силах. После чего, примерно определив и отмаркировав точку этого получения, встаете на нее, ассоциируетесь с будущей уверенностью и как бы купаетесь в ней. А далее представляете, что несколько позже этот результат—уверенность—приведет к весьма позитивному эффекту: экологичным и радостным изменениям в вашей жизни. Примерно определив и, отмаркировав место, где эти эффекты проявятся, вступаете в них и позволяете себе помечтать о том, как здорово изменится ваша жизнь, отношения и взаимоотношения.

Теперь вне ОЛЖ вернитесь в настоящее, станьте лицом к будущему и буквально спросите себя, адресовав вопрос внутрь и вглубь: ну что, я тебя убедил? Могу я теперь быть уверенным или что-то все-таки еще мешает? И если вместо четкого и радостного «да» вы, представляя будущую уверенность, внезапно ощутите симптом — какое-то неприятное физическое ощущение или чувство (не пытайтесь его классифицировать!), то можете быть уверены (каков каламбур!): есть нечто в вашем прошлом, что помешает вам обрести вожделенную уверенность в своих силах.

Что ж, тогда приступим к основной фазе работы (предыдущую, как вы уже поняли, энэлперы часто опускают, потому что если человек пришел с, например, мучавшим его много лет чувством страха темноты, вряд ли стоит его мотивировать на избавление от этого страха, правда, в случае наличия так называемых вторичных выгод — некой пользы от неприятности — делать это все-таки приходится). Стоя в точке настоящего (лицом к будущему и спиной к прошлому), ощутите это самое неприятное и физическое полно и совершенно. А теперь очень-очень медленно начните пятиться назад, в прошлое (именно спиной, ибо в этом случае включается и используется периферийное зрение бессознательного, а не фовиальное — сознательного), чутко вслушиваясь в себя и оценивая интенсивность базового неприятного ощущения.

Следить вам нужно за двумя вещами: неожиданными всплесками этого самого ощущения (что соответствует дополнительным критическим инцидентам), и —. главное — за тем, когда именно оно внезапно исчезнет (что будет соответствовать моменту базового происшествия, сиречь причине). И дополнительные критические инциденты, и базовое происшествие вам конечно же, следует отмаркировать.

Теперь, то диссоциируясь от базового происшествия, то ассоциируясь с ним (то есть как бы входя в прошедшее, то выходя из него, и даже сходя с ОЛЖ), попробуйте вспомнить, что же именно случилось там и тогда. Позвольте как бы всплыть этому воспоминанию. И не удивляйтесь, если всплывшее покажется вам сущим пустяком (не случайно же кто-то сказал, что детство — возраст, когда крупные трагедии воспринимаются как мелкие неприятности, а мелкие неприятности достигают уровня и масштаба крупных трагедий), хотя это, может как раз оказаться амнезированной (намеренно забытой вами) трагедией. Если сразу вспомнить базовое происшествие не получается, попробуйте поработать через, так сказать, систему наводящих вопросов, ответы на которые вы, однако, ищете не логически, а интуитивно. На какой период вашего детства или отрочества падает происшествие? Сколько вам тогда было лет? Данное происшествие пришлось на лето, осень, зиму или весну? Произошло оно дома, в школе, на улице или в каком-то другом месте? В какое время дня все это случилось? Подобные вопросы позволяют как бы распечатать или раскрыть запертые подвалы нашей памяти и буквально вынести на свет все то, что хранилось в темных глубинах нашей психики.

Теперь, после того как вы нашли базовое происшествие, его надлежит проработать. Как именно? Да как угодно, но это «как угодно» определяется уровнем и глубиной происшествия. Ежели оно теперь представляется не очень существенным, то вы можете просто несколько раз быстро пересмотреть все то, что происходило там и тогда, но в конце обязательно диссоциированно (т. е. видя все как бы со стороны).

 

Однако один лишь перепросмотр базового происшествия (его лучше всего делать с разных позиций восприятия, например, себя, другого и «третейского судьи»; различных перспектив; например, «с птичьего полета» и сточки зрения сидящей рядом лягушки, а также с точки зрения различных реальных и вымышленных людей: отца, матери, старшего брата, супермена, духовного учителя, мастера единоборств) далеко не всегда позволяет его разрешить (лучше всего он работает с дополнительными критическими инцидентами). Поэтому познакомлю вас с буквально универсальным способом разрешения любых неприятностей и пакостей, способом, который вам уже отчасти знаком и который торжественно именуется десенсибилизацией посредством движений глаз (ДПД Г). Суть его довольно-таки проста и заключается в том, что за счет использования движений глаз, организован-ных определенным образом, тот самый «непережеванный, непроглоченный и непереваренный кусок», о котором упоминал Ф. Пераз, легко и непринужденно усваивается нашей психикой. Кстати, вы уже пользовались немного усеченным и упрощенным вариантом этой техники, когда внедряли в себя новые убеждения. А это значит, что ее использование, скорее всего, не вызовет у вас особых затруднений.

Полная схема использования психотехнологии десенсибилизации посредством движений глаз в виде прямой инструкции выглядит следующим образом (описание ее я делаю по книге Ф. Шапиро «Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз»).

1. Подумайте о своей неприятности и сосредоточьтесь на образе, который представляет либо всю ее, либо наиболее травмирующую вас ее часть.

2. Определите или сформулируйте утверждения, характерные для вашего отрицательного самоопределения — той негативной мысли-самооценки, которая сопровождает эту неприятность (или которую вы из нее вынесли), например:

Я бессилен(на).

Я ничего не могу предпринять.

Я ничтожество.

Я не могу преуспеть..

Я не достоин(на) успеха.

3. Создайте суждение, которое будет отражать ваше положительное самоопределение по поводу данной неприятности — то, что должно присутствовать в вашем сознании и бессознательном вместо негативной самооценки, в которой вы застряли. Например:

Я обладаю необходимыми ресурсами.

Я могу многое сделать.

Я — человек, достойный уважения.

Я вполне могу преуспеть.

Я достоин(на) успеха.

4. Оцените собственную веру в это новое положительное самоопределение по семибалльной шкале, где 1 — «полностью не верю», а 7 — «полностью верю». Не удивляй тесь тому, что оценка ваша находится в пределах 1-2 баллов—так, увы, и должно пока быть.

5. Теперь, уже по дёсятибалльной'шкале, оцените уровень своего собственного беспокойства по поводу исходной неприятности. Здесь 10 баллов будут соответствовать максимальному беспокойству, а 1— минимальному. Опять-таки не удивляйтесь оценке в 8-9-10 баллов — иначе и быть не должно, ведь эта неприятность намертво застряла в вас и никуда не хочет уходить без посторонней помощи. А вот уровень оценок в 3-4 балла говорит о том, что вы занимаетесь ерундой — с этим вполне можно справиться и без всякого НЛП и ДПДГ.

6. Теперь сделайте последнее в плане подготовки к десенсибилизации посредством движений глаз: Определите оптимальную скорость и амплитуду движения ваших глаз с помощью собственной (но лучше чьей-нибудь) руки в коей «точкой фиксации взгляда будут выступать два сомкнутых пальца—указательный и средний. Проделайте это оценочное определение для:

• горизонтальных движений ,

• вертикальных движений ,

• «диагональных» движений ,

• движений по кругу ,

• «большой восьмерки» — вертикальной и горизонтальной ,

• «крестообразных» движений .

Выберите то из движений, которое вам больше всего по

нравилось, с него и начните.

7. Вспомните VAKD своей неприятности и, думая о ней и следя за рукой, проделайте серию из 24 движений глаз, например, начав с горизонтальных. Окончив серию, вы бросьте все из головы и сделайте глубокий вдох и выдох.

После чего вернитесь к образу и исследуйте

• то, что вы сейчас испытываете по поводу этого образа;

• то, что вы теперь думаете о своей неприятности.

А затем оцените уровень вашего беспокойства по десятибалльной шкале. И повторяйте все вышеописанное до тех пор, пока уровень вашего беспокойства по поводу неприятности не снизится до приемлемого для вас (точных норм здесь нет, хотя достижение 2-3 баллов близко к достаточному).

8. Теперь сосредоточьтесь на представлении выбранного вами положительного самоопределения (просто думайте о нем) наряду (одновременно) с воспоминанием о вашей неприятности (ее образе) и продолжите серию сопровождающих руку движений глаз до тех пор, пока вера в это самое положительное представление не достигнет приемлемого для вас уровня (обычна 5 и выше).

9. И, наконец, после того как положительное самоопределение достаточно утвердится, удерживая и его, и образ неприятности, исследуйте, не осталось ли у вас где-то в теле неприятных ощущений или напряжений. Если таковые обнаружатся, сфокусируйтесь на них и осуществляйте необходимое количество серий движений глаз до тех пор, пока все не уйдет—и эти ощущения, и то, что «всплывет», пока вы будете их прорабатывать.

ДПДГ — воистину универсальный метод, с помощью которого можно работать с чем угодно неприятным: психо-травмами, навязчивыми воспоминаниями, фобиями и т. п. Однако в контексте психотерапии личной истории вы ну никак не должны останавливаться на том, что в десенсибилизации посредством движений глаз является финалом. Нет, с обретенным вами новыми спокойствием и пониманием (и с новым убеждением Относительно себя или ситуации) вы должны еще раз вернуться в момент, предшествовавший базовому происшествию, войти в него, убедиться в том, что вам теперь там и тогда хорошо и покойно, после чего медленно пройти из прошлого в настоящее, как бы наделяя этим спокойствием, а еще новыми пониманием и убеждениями весь последующий период вашей жизни. А придя в настоящее, проверьте, присутствует ли в нем при мысли о все той же уверенности прежнее неприятное ощущение, и если нет, просто завершайте работу. Если оно все-таки проявляется, еще раз проверьте базовое происшествие и, ежели там все «чисто», аналогичным образом проработайте каждый из дополнительных критических инцидентов. Алгоритм данного варианта психотехнологии проработки импринтирующих происшествий выглядит так (Ф. Фанч. «Пути преобразования. Общие модули процессинга»).

1. Начните с ощущения, которое сейчас нежелательно.

2. Точно опишите ощущение: где оно находится и какие " у него особенности восприятия (визуальные, аудиальные и кинестетические).

3. Почувствуйте ощущение прямо сейчас.

4. Попросите свое бессознательное, чтобы оно дало появиться самому существенному происшествию, в котором есть это ощущение.

5. Если нужно, соберите происшествие из разрозненных «осколков» восприятий.

6. Легко и отстраненно переживите (пройдите) происшествие от начала до конца,

7. Сделайте это еще раз, если п



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.231 (0.026 с.)