Судьба жанра романтической поэмы в творчестве Лермонтова («Мцыри» и «Демон»). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Судьба жанра романтической поэмы в творчестве Лермонтова («Мцыри» и «Демон»).



Поэма "Мцыри" создана в 1839 г., т. е. тогда, когда в русской литературе больше десятка лет мощно развивается реалистическое направление (Грибоедов, Пушкин, Гоголь). Чтобы романтическое произведение в этот период стало событием и осталось бы таким навсегда, оно должно было быть написано совсем иначе.

Поэма ― новаторское произведение-русского романтизма. Уже в эпиграфе, взятом из Библии ― сказание об Ионафане, автор подготавливает к исключительной судьбе героя, вводя архетипический образ медовой тропы (он встречается в лирике Лермонтова ― "Бульвар" ― я в поэме "Боярин Орша" ― в сцене осуждения Арсения, где о медовой тропе говорят судьи). В поэме "Мцыри" медовую тропу, т. е. запретную, но желанную, приводящую к гибели, если за персонажем нет защищающего его народа, как в Легенде об Ионафане, выбирает сам герой. По ней он идет, чтобы «узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы». Но эта общая идея свободы, типичная для романтического мироощущения, погружена у Лермонтова в конкретное бытие героя - он стремится попасть на родину. Цена, которую Мцыри готов отдать " за несколько минут между крутых и темных скал" родной земли, необыкновенно высока: " рай и вечность". До такого уровня не поднимается ни один персонаж в русском романтизме. Именно эти строки были исключены цензурой.

Мцыри лишается автором обязательной таинственности, нам известна его биография; нет гиперболизма в портрете. Взаимоотношения человека и природы также решаются автором на новом уровне: человек и природа ― не соперники, природа ― не фон для переживаний, они равноправные участники в огромном и общем космическом мире. Так же, как и человека, Лермонтов изображает природу в различных состояниях. Картины природы в этой поэме особенно ценил Белинский: " Вся природа несла ему (Лермонтову), свои дары, когда он писал поэму«. Человек побеждает природу ― Мцыри убивает барса, но в этой схватке теряет силы. Природа, ставшая врагом, закрывает герою путь на родину. Только в предсмертные минуты Мцыри вновь наступает единение с природой. Герой Лермонтова ощущает себя частью космического мира, он наблюдает разные уровни его ― от пропастей ущелья до неба. Сравнение Мцыри с цветком прошло у Лермонтова заметную эволюцию от первых замыслов к поэме «Мцыри».

Романтическая поэма немыслима без любовного мотива. Он начинается встречей убежавшего юноши с грузинкой. Появившись в сюжете лишь раз, ее образ отзовется в другом очень распространенном романтическом образе русалки, ундины, гетевской Лорелеи. Смысл пребывания этих сверхъестественных красавиц всегда одинаков ― они подчиняют героя. У Лермонтова, умирающий в бреду Мцыри видит рыбку, слышит ее успокаивающую песню. Набор характерных примет для грузинки и рыбки одинаков (золотая тень ― золотая чешуя; голос сладко вольный ― серебристый голосок, мрак очей так глубок ― взор грустно нежен и глубок). Мцыри приходит в себя, он не подчиняется зову сказочной рыбки остаться с ней в воде, где " привольное житье и холод и покой". Герой Лермонтова не может изменить своему великому идеалу.

Творческая история поэмы " Демон" также начинается с юношеского периода. Тогда образ Демона рассматривается юным автором односторонне: " собранье зол ― его стихия". Причиной выбора пути зла героем становится несчастная любовь, измена или смерть возлюбленной. Только во второй половине тридцатых годов образ романтического героя наполняется сложнейшим комплексом размышлений и страданий, а вся поэма приобретает философскую окраску.

В предшествующей литературе ни одну поэму мы не называли философской. Что же есть в лермонтовской поэме, что позволяет относить ее к этому жанру? Это проблема добра и зла, из которой сразу вырастает проблема смысла жизни. Решается эта проблема Лермонтовым на библейском материале, к которому до русского поэта обращались Мильтон, Томас Мур, А. де Виньи, Байрон, Гете и т. д. Каждый из предшественников акцентировал свое понимание вопроса. Лермонтов никого из них не повторяет. Его философская концепция, как и сюжет поэмы, оригинальны и связаны с его творчеством, с присущим ему духом отрицания чуждых идейно-художественных норм.

При всех романтических условностях образ главного героя и современниками и потомками воспринимался как образ не сверхъестественного заоблачного персонажа, а реально страдающего человека. Как автор, как его лучшие современники тридцатых годов, лермонтовский герой стремится к познанию Истины. Именно так определена автором самая характерная черта Демона: познанья жадный. Только обладающий истиной может, по Лермонтову, чувствовать себя свободным, и в поэме выстраивается " цепочка": познание ― истина ― свобода, а герой утверждает: " Я царь познанья и свободы". За стремление к истине герой изгнан из рая и становится Демоном, злым духом. Он наказан бесплодностью чувств: " И все, что пред собой он видел, Он презирал иль ненавидел". Исцелением героя, в соответствии с романтической концепцией, может стать любовь. Но возлюбленная Демона должна отличаться от всех прочих не только необыкновенной красотой. Ее идеальный образ Лермонтов передает в редакции поэмы под названием " редакция Лопухиной" или Берлинская (где она впервые была опубликована). Тамара получает особенный дар «жадной страсти», т. е. способности сопереживания-сострадания (ср. с Пушкинской трактовкой «Блажен, кто знает сладострастье...»).

У Демона на пути к любви возникают препятствия. В монастырь к Тамаре он проникает, научившись сострадать, а не презирать. Лермонтов создает соответствующий образ камня, прожженного слезой, «слезою адскою, как пламень, нечеловеческой слезой». Но следующего испытания ― забвения прошлого ― Демон пройти не может и не хочет. Ценой бездумного отношения к прошлому счастье для него невозможно. Такое решение характерно было для мыслящего поколения тридцатых годов. О том же независимо от Лермонтова писал Герцен: " Мы живем на рубеже двух миров ― оттого особая тяжесть, затруднительность жизни для мыслящих людей. Старые убеждения, все прошедшее миросозерцание потрясены ― но они дороги сердцу. Новые убеждения, многообъемлющие и великие, не успели еще принести плода... Множество людей осталось без прошедших убеждений и без настоящих. Другие механически спутали долю того и другого и погрузились в печальные сумерки. Люди внешние предаются в таком случае ежедневной суете; люди созерцательные ― страданию: во что бы то ни стало, ищут примирения, потому что с внутренним раздором, без краеугольного камня нравственному бытию человек не может жить».

Таким образом, в «Демоне» Лермонтов по-новому решает трагедию своего поколения, затерянного в «аравийской пустыне» безвременья, заблудившегося, по словам Чаадаева, в мире. Герой поэмы одинок, хотя подобных ему духов вокруг немало, но они не слышат, не понимают друг друга, не узнают. Для раскрытия внутреннего мира автор использует монолог. Признания Демона созвучны словам Арбенина и Печорина, все они измучены «вечной борьбой без торжества, без примиренья». Как характер романтический Демон в самом себе сочетает противоречивые черты, а его надежды и желания (хочу я с небом примириться, хочу любить, хочу молиться, хочу я веровать добру) осуществиться не могут.

На иной уровень поднимается Лермонтовым проблема, взаимоотношений с природой. Единство чувства и интеллекта, жизни природы и человеческого разума ― основа идеального гармонического мира, но героев окружает иной мир, где преступленья, казни, «где не умеют без боязни ни ненавидеть, ни любить». Что остается человеку в таком мире? Для героини смерть, после нее за принесенные страдания рай, но Демону туда не попасть, а герою ― вечное одиночество, вечное блуждание в мире без приюта. Вот такая человеческая трагедия стала основой философской поэмы Лермонтова.

В последний раз к образу злого духа Лермонтов обратился в поэме «Сказка для детей», но прежний «могучий образ» будет заменен другим (этот чорт совсем иного сорта), ароматический пафос сменится ироническим повествованием. Помимо романтических поэм Лермонтовым написаны реалистические (или сатирические) «Тамбовская казначейша», «Сашка». «Песня про купца Калашникова» (1837), точно воспроизводящая при оригинальности сюжета все закономерности и правила поэтики устного народного творчества, считается величайшим достижением Лермонтова. В созданных характерах отражены черты героев народной поэзии, и в то же время общая концепция не выходит за рамки идейно-политической системы Лермонтова. На фоне русского средневековья изображены герои-антагонисты: опричник Кирибеевич как воплощение неограниченного личностного начала и купец Калашников как герой-мститель. В отличие от романтической традиции Лермонтов возвышает героя — простого человека и наказывает героя-эгоиста. Образ Ивана Грозного решен не в духе концепции Карамзина, а в соответствии с фольклорными представлениями. Именно с публикацией «Песни» (без имени ссыльного автора) появляется в печати первый отзыв Белинского о Лермонтове: «Наша литература приобретает сильное и самобытное дарование».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 670; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.134.169 (0.008 с.)