Раздел III. Творчество М. Ю. Лермонтова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел III. Творчество М. Ю. Лермонтова



Урок 16. Художественный мир М. Ю. Лермонтова………………………………………………………71

Урок 17. Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова…………………………………………… 76

Вариант урока 17. «Пророк» Лермонтова и Пушкина………………………………………………… 79

Урок 18. Лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова………………………………………………… 81

Урок 19. Печорин в отношениях с другими персонажами романа……………………………………. 85

Урок 20. Повести «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань»…………………………………………… 86

Урок 21. «Зачем я жил? Для какой цели родился?» (Работа по новелле «Фаталист»)…………………87

Урок 22. Зачет по творчеству М. Ю. Лермонтова………………………………………………………. 91

Урок 23. Сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова………………………………………………… 92

Приложение к разделу III

Литературный вечер «Кавказ в творчестве М. Ю. Лермонтова»……………………………………… 94

Раздел IV. Творчество Н. В. Гоголя

Урок 24. Этапы биографии и творчества Н. В. Гоголя………………………………………………… 101

Урок 25. Анализ первой главы. Способы выражения авторского сознания в замысле поэмы………104

Уроки 26-29. Изображение поместного дворянства в поэме………………………………………… 106

Урок 30. Чичиков и чичиковщина……………………………………………………………………… 113

Вариант урока 30. Тайны поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»…………………………………… 117

Урок 31. Образ России в поэме «Мертвые души»………………………………………………………120

Уроки 32-33. Творчество Гоголя и наше время. Семинар………………………………………………122

Урок 34. Подготовка к сочинению по поэме «Мертвые души»……………………………………… 123

Раздел V. Творчество А. Н. Островского

Урок 35. А. Н. Островский — создатель русского театра.

Этапы биографии и творчества (1823 – 1886 гг.)……………………………………………. 125

Урок 36. Идейно-художественный анализ комедии

«Свои люди — сочтемся!» («Банкрот», 1847—1849 гг.)………………………………………130

Урок 37. Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие……………………………………… 134

Урок 38. Город Калинов и его обитатели. Д. I-IV……………………………………………………… 137

Урок 39. Образ Катерины. Ее душевная трагедия. Д. II-V…………………………………………… 141

Урок 40. Подготовка к сочинению по пьесе «Гроза»………………………………………………… 145

Урок внеклассного чтения. Художественный мир пьесы «Снегурочка»…………………………… 148

Вариант уроков 37—40. Драма «Бесприданница»

Урок 1 …………………………………………………………………………… 150

Уроки 2-3 ………………………………………………………………………… 152

Урок 4 …………………………………………………………………………… 156

Вариант урока 40. Искушение лейтмотив драмы «Бесприданница»…………………………………158

Раздел VI. Творчество И. А. Гончарова

Урок 41. Основные этапы жизни и творчества И. А. Гончарова (1812-1891 гг.)…………………… 160

Уроки 42-43. Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина»………………...165

Урок 44. Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов»…………………………………… 167

Урок 45. Художественное мастерство Гончарова в романе «Обломов»………………………………169

Вариант урока 45. Историко-философский смысл романа «Обломов»………………………………171

Урок 46. Контрольная работа по творчеству И. А. Гончарова…………………………………………175

Раздел VII. Творчество И. С. Тургенева

Урок 47. Этапы биографии и творчества И. С. Тургенева (1818-1883)……………………………… 178

Урок 48. Рассказы цикла «Записки охотника»………………………………………………………… 180

Урок 49. Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети».

Общественная атмосфера и ее отражение в романе………………………………………….. 184

Урок 50. Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми (гл. 5-11)……………………………………… 187

Урок 51. Базаров и Одинцова (гл. 13-19, 25-27)…………………………………………………………192

Вариант урока 51. «Дуэль Евгения Базарова и Анны Одинцовой»………………………………… 194

Урок 52. Базаров и его родители………………………………………………………………………… 196

Уроки 53-54. Базаров — нигилист……………………………………………………………………… 198

Урок 55. Е. В. Базаров перед лицом смерти…………………………………………………………… 202

Урок 56. Итоговый урок по творчеству И. С. Тургенева……………………………………………… 206

Раздел VIII. Творчество Н. А. Некрасова

Урок 57. Биографическая и творческая справка о Н. А. Некрасове (1821-1878)…………………… 210

Урок 58. Основные темы и идеи лирики Н. А. Некрасова…………………………………………… 212

Урок 59. Горькая доля народа пореформенной России…………………………………………………217

Уроки 60-61. Душа народа русского......................................................................................................... 221

Урок 62. Народ в споре о счастье…………………………………………………………………………225

Урок 63. Идейный смысл рассказов о грешниках……………………………………………………… 230

Урок 64. Проверочная работа…………………………………………………………………………… 233

Урок 65. Народ и Гриша Добросклонов………………………………………………………………… 234

Уроки 66-67. Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо»…………………………………… 236

Раздел IX. Творчество Ф. И. Тютчева

Урок 1 (69). Этапы биографии и творчества Ф. И. Тютчева

Основные темы и идеи лирики. Лирика природы…………………………………………… 237

Урок 2 (70). Любовная лирика Ф. И. Тютчева………………………………………………………… 244

Урок 3 (71). Философская лирика Тютчева…………………………………………………………… 250

Вариант проведения урока 3 (71) ……………………………………………………………………… 253

Урок 4 (72). Итоговый урок по творчеству Тютчева……………………………………………………260

Раздел X. Творчество А. А. Фета

Урок 5 (73). Этапы биографии и творчества А. А. Фета……………………………………………… 260

Урок 6 (74). Основные мотивы творчества А. А. Фета………………………………………………… 263

Урок 7 (75). Проверочная работа.

Анализ стихотворений А. Фета (2 стихотворения на выбор)…………………………………267

Урок 8 (76). Резервный…………………………………………………………………………………… 273

Раздел XI. Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина

Урок 9 (77). «Я писатель, в этом мое признание». Этапы биографии и творчества

М. Е. Салтыкова-Щедрина. Художественный мир писателя………………………………… 273

Уроки 10-11 (78-79). Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина — синтез его творчества………………… 275

Урок 12 (80). Логическая схема «Сказки Салтыкова-Щедрина» ………………………………………279

Вариант уроков 10-12 (78-80). «История одного города» как сатирическое произведение………. 282

Урок 13 (81). Итоговый по творчеству Салтыкова-Щедрина………………………………………… 288

Дополнительный материал для углубленного изучения

романа «Господа Головлевы». Общий обзор романа………………………………………… 289

Раздел XII. Творчество Ф. М. Достоевского

Уроки 14-15 (82-83). Ф. М. Достоевский (1821-1881). Этапы биографии и творчества…………… 294

Урок 16 (84). Роман «Преступление и наказание».

В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего»…………………………………………… 304

Уроки 17-18 (85-86). «Потрясенный, выбитый из колеи герой»

или Раскольников среди униженных и оскорбленных……………………………………… 308

Урок 19 (87). Идея Раскольникова о праве сильной личности…………………………………………311

Уроки 20-21 (88-89). Преступление Раскольникова…………………………………………………… 313

Уроки 22-23 (90-91). Раскольников и «сильные мира сего»……………………………………………317

Уроки 24-25 (92-93). «Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать»……………325

Уроки 26-27 (94-95). Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой…………………………328

Уроки 28-29 (96-97). Воскрешение человека в Раскольникове через любовь………………………. 330

Урок 30 (98). Итоговый урок…………………………………………………………………………… 333

Вариант проведения уроков 16-30 (84-98). Уроки по роману Ф. М. Достоевского «Идиот»

Урок 16 (84). История создания романа «Идиот». Смысл названия…………………………… 337

Урок 17 (85). Христианские мотивы в романе «Идиот»………………………………………… 340

Урок 18 (86). Мифология в романе. Фамилии в романе. Рогожин и Епанчина…………………341

Уроки 19-21 (87-89). Личность и судьба князя Мышкина……………………………………… 345

Уроки 22-23 (90-91). История любви князя Мышкина к Настасье Филипповне……………… 350

Урок 24 (92). Психологические мотивы в романе «Идиот»…………………………………… 353

Урок 25 (93). Роль Рогожина в раскрытии образа князя Мышкина…………………………… 354

Урок 26 (94). Женские образы в романе «Идиот»……………………………………………… 358

Урок 27 (95). Обобщающий урок по роману «Идиот» ………………………………………… 361

Уроки 28-29 (96-97). Сочинение по роману «Идиот»…………………………………………… 364

Урок 30 (98). Резервный…………………………………………………………………………… 365

Раздел XIII. Творчество Н. С. Лескова

Урок 31 (99). Художественный мир произведений Н. С. Лескова…………………………………… 365

Уроки 32-33 (100-101). «Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие………… 367

Вариант проведения уроков 32-33 (100-101). Н. С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»…… 369

Урок 34 (102). Итоговый урок по творчеству Н. С. Лескова……………………………………………374

Раздел XIV. Творчество Л. Н. Толстого

Уроки 35-36 (103-104). По страницам великой жизни.

Л. Н. Толстой — человек, мыслитель, писатель……………………………………………… 375

Вариант проведения уроков 35-36 (103-104)

Урок 1 …………………………………………………………………………… 381

Урок 2 …………………………………………………………………………… 385

Урок 37 (105). Роман «Война и мир» — роман-эпопея: проблематика, образы, жанр……………… 389

Уроки 38-39 (106-107). Эпизод «Вечер в салоне Шерер.

Петербург. Июль 1805 г.» (т. I, ч. 1, гл. 1-6, 12-13, 18-25)………………………………… 394

Урок 40 (108). Именины у Ростовых. Лысые горы…………………………………………………… 399

Урок 41 (109). Изображение войны 1805-1807 гг. (т. I)……………………………………………… 403

Урок 42 (110). Поиск плодотворной общественной деятельности

П. Безухова и А. Болконского (т. II, ч. 1-3)…………………………………………………… 408

Уроки 43-44 (111-112). Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа………………413

Урок 45 (113). Отечественная война 1812 г. Философия войны в романе (т. III)…………………… 416

Уроки 46-47 (114-115). Изображение войны 1812 года…………………………………………………417

Уроки 48-49 (116-117). Кутузов и Наполеон в романе…………………………………………………424

Урок 50-51 (118-119). Партизанская война. Бегство французов из России.

Последний период войны и ее воздействие на героев…………………………………………427

Урок 52 (120). «Мысль народная» в романе «Война и мир»……………………………………………429

Вариант урока 52 (120). Простой народ как ведущая сила

исторических событий и источник настоящих норм морали…………………………………431

Урок 53 (121). Эпилог романа…………………………………………………………………………… 433

Урок 54 (122). Образ Наташи Ростовой………………………………………………………………… 435

Урок 55 (123). Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова………………………440

Уроки 56-57 (124-125). Семья в романе «Война и мир»……………………………………………… 442

Вариант уроков по роману «Анна Каренина» Л. Н. Толстого

Урок 1. Авторский замысел и история создания романа…………………………………………452

Урок 2. Особенности жанра, сюжета и композиции романа…………………………………… 455

Урок 3. «Мысль семейная» в романе «Анна Каренина»………………………………………… 458

Урок 4. Семинар. Образ Левина в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»………………… 460

Уроки 5-6. Семинар. Трагическая судьба Анны Карениной…………………………………… 463

Урок 7. Изображение светского общества в романе…………………………………………… 467

Урок 8. Художественные особенности романа……………………………………………………469

Раздел XV. Творчество А. П. Чехова

Урок 58 (126). Общественно-политическая жизнь России

в 80-90-е годы ХIХ века и ее отражение в литературе……………………………………… 472

Урок 59 (127). Этапы биографии и творчества А. П. Чехова………………………………………… 473

Уроки 60-61 (128-129). Маленькая трилогия. Идейно-художественное своеобразие.

Рассказы «Человек в футляре, «Крыжовник», «О любви»…………………………………… 476

Урок 62 (130). Тема гибели души в рассказе «Ионыч»…………………………………………………484

Уроки 63-64 (131-132). Конфликт в пьесе «Вишневый сад».

Действующие лица и авторское отношение к ним…………………………………………… 488

Варианты проведения уроков по пьесе «Вишневый сад» (4 часа)

Урок 63 (131). Принципы «новой драмы». История создания пьесы «Вишневый сад»……… 498

Урок 64 (132). Своеобразие конфликта в чеховской драме.

Два сюжета пьесы «Вишневый сад»……………………………………………… 501

Урок 65 (133). «Подводное течение» в пьесе. Особенности чеховского диалога………………503

Урок 66 (134). Система образов и главный образ пьесы………………………………………… 506

Урок 65 (133). Итоговый урок по творчеству А. П. Чехова…………………………………………… 507

Раздел XVI. Два урока по зарубежной литературе

Уроки 67-68 (135-136). Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832) и его трагедия «Фауст»……………… 509

Вариант уроков 67-68 (135-136) по зарубежной литературе.

Оноре де Бальзак (1799-1850). Повесть «Гобсек». Изображение

губительной силы и власти денег……………………………………………………………… 515

 

Тест по творчеству М. Ю. Лермонтова

Вариант I………………………………………………………………………………………… 520

Вариант II…………………………………………………………………………………………521

Тест по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»………………………………………………………… 522

Тест по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»…………………………………………………… 523

Тест по пьесе А. Н. Островского «Гроза»

Вариант I………………………………………………………………………………………… 524

Вариант II…………………………………………………………………………………………525

Тест по роману И. А. Гончарова «Обломов»

Вариант I………………………………………………………………………………………… 526

Вариант II…………………………………………………………………………………………527

Тест по творчеству И. С. Тургенева

Вариант I………………………………………………………………………………………… 528

Вариант II…………………………………………………………………………………………529

Тест по творчеству Н. А. Некрасова

Вариант I………………………………………………………………………………………… 530

Вариант II…………………………………………………………………………………………531

Тест по теории литературы……………………………………………………………………………… 532

Тест по роману Ф. И. Тютчева

Вариант I………………………………………………………………………………………… 533

Вариант II…………………………………………………………………………………………535

Тест по роману Ф. М. Достоевского

Вариант I………………………………………………………………………………………… 537

Вариант II…………………………………………………………………………………………539

Тест по повести «Леди Макбет Мценского уезда»…………………………………………………… 541

Тест по повести «Очарованный странник»………………………………………………………………542

Тест по роману Л. Н. Толстого

Вариант I………………………………………………………………………………………… 543

Вариант II…………………………………………………………………………………………545

Тест по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»……………………………………………………………547

Список использованной литературы…………………………………………………………………… 549

 

 

От авторов

Уважаемые коллеги! Настоящее 3-е издание пособия было переработано с учетом всех предложенных замечаний. Основными задачами переработки были: стремление к универсализации книги (соответствие всем современным курсам по литературе в средней школе), максимально возможная вариативность освещения материала, введение новой дополнительной информации для углубленного изучения и проведения нестандартных уроков.

Таким образом, пособие может быть использовано для работы по программам В. Я. Коровиной, Т. Ф. Курдюмовой, Г. И. Беленького и др., в комплексе с учебниками:

— Ю. В. Лебедева «Русская литература ХIХ в.» (М.: Просвещение),

— В. И. Коровина «Русская литература ХIХ в.» (М.: Просвещение),

— А. Н. Архангельского (Ч. 1) и Ю. В. Лебедева (Ч. 2) — (М.: Дрофа), А. Г. Кутузова «В мире литературы» (М.: Дрофа),

— Г. Н. Ионина (М.: Мнемозина).

Особенностями нашего пособия является соответствие реальному ходу урока и его полифункциональность. Педагог может заимствовать из него как полные сценарии уроков, так и использовать их частично, встраивая в собственный план урока. Подробные сценарии занятий содержат изложение хода урока, его целей, описание оборудования урока, методических приемов, необходимые для его организации, рекомендации домашнего задания, массу интересных и информативных статей на различные темы

Кроме того, в книге содержится обширный дополнительный материал, существенно облегчающий подготовку преподавателя к занятию. Это и увлекательные рассказы об обстоятельствах написания того или иного художественного произведения, о реальных прототипах героев, мнения известных литературных критиков и знатоков литературы о том или ином герое, произведении, и тесты, и занимательные викторины, служащие выявлению знаний учеников, а заодно развивающие ассоциативное литературное мышление, В пособии приведена и дополнительная литература для углубленного изучения отдельных тем.

Данное пособие имеет автономный характер: в принципе его одного достаточно для квалифицированной подготовки учителя к занятию. Оно полностью соответствует утвержденной государственной программе и написано авторами, долгие годы преподававшими русскую литературу в школе, т. е. учитывает нужду именно в практическом руководстве по проведению уроков литературы.

Надеемся, что эта книга не обманет ваших ожиданий и действительно поможет в вашей педагогической деятельности. Желаем успеха.

 

Сравнительная характеристика программ литературного образования для 10 класса



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.23.89 (0.063 с.)