Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
V. Сообщение «Комедия «Банкрот» в оценке современников»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Передовые люди России высоко оценили комедию Островского. «...Для нашего времени... необходима сатира, только сатира умная, благородная, — записывает в свой дневник находящийся в Ново-Петровской крепости Т. Г. Шевченко. — Такая, например, как «Жених» Федотова или «Свои люди — сочтемся!» Островского и «Ревизор» Гоголя». Иначе встретили это произведение правящие круги. Пьеса была напечатана в журнале «Москвитянин» в 1850 году, но постановка ее и повторное издание были запрещены цензурным комитетом. На это решение царь наложил резолюцию: «Совершенно справедливо, напрасно напечатано, играть же запретить». По распоряжению царя за Островским был установлен полицейский «присмотр». Комедия была поставлена только после смерти Николая I в 1861 году, через двенадцать лет после ее написания, — сначала в Петербурге, потом в Москве. В московском спектакле были заняты выдающиеся актеры М. С. Шепкин, П. М. Садовский, В. И. Живокини. Шумная овация была устроена артистам и автору после окончания спектакля. Молодежь, встретившая Островского в артистическом подъезде, вынесла его на руках на улицу, без шубы, двадцатиградусный мороз, намереваясь нести его так до дома. Благоразумие взяло верх: кто-то набросил на него шубу, его усадили в сани. Толпа из нескольких сотен человек сопровождала его до самого дома, пробудив весь Яузский квартал. Только через 20 лет, в 1881 году пьеса была поставлена в неискаженном виде под руководством самого А. Н. Островского.
Домашнее задание 1. После появления комедии «Свои люди — сочтемся!» в литературном мире за Островским утвердилась слава «Колумба Замоскворечья» или «Пржевальского внутренней Азию». Почему? 2. Ответить на вопросы: — Почему комедия из жизни купечества приобретает общечеловеческое звучание? — Отражает ли название комедии сущность ее основного конфликта? — Какие нравственные проблемы подняты в комедии? — Вызывает ли кто-либо из персонажей комедии симпатии? — Почему пьеса «Свои люди — сочтемся!» имела шумный успех? 3. Читать драму «Гроза», подготовиться устно к беседе по предварительному анкетированию. 4. Индивидуальное задание: Творческая история «Грозы». Смысл названия.
Урок 37. Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие Цель урока: раскрыть идейно-художественное своеобразие пьесы, жизненные позиции героев, душевную трагедию Катерины. Оборудование: тексты пьесы, репродукция картины И. И. Левитана «Вечер. Золотой плес», аудиозапись явлений пьесы, иллюстрации.
Ход урока I. Проверка домашнего задания Слушаем ответы на вопросы домашнего задания.
II. План урока 1. Творческая история драмы «Гроза». 2. Тема, идея, конфликт пьесы. 3. Композиция пьесы, жанр.
III. Беседа по первому восприятию пьесы и слово учителя — Какое впечатление произвела на вас пьеса? Что особенно за помнилось, почему? — О чем это произведение? Какие проблемы ставит в ней Островский? — Кто из героев заинтересовал, кто остался загадкой? Пьеса «Гроза» была написана Островским в течение лета и осени 1859 г., в этом же году поставлена на сцене, напечатана же была в 1860 году. Это период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества. Название «Гроза» — это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение. В драме отразился подъем общественного движения, те настроения, которыми жили передовые люди эпохи 50-60 годов.
IV. Сообщение ученика «Творческая история драмы «Гроза». (см. дополнительный материал) — Какие события, наблюдения, переживания автора отразились в содержании пьесы?
V. Лекция учителя и беседа о жанре и композиции пьесы Лекция — Как вы считаете, о чем эта пьеса, какова ее тема? Идея? — В чем заключается конфликт? Попытаемся понять, как отвечают на эти вопросы литературоведы. «Гроза» была разрешена драматической цензурой к представлению в 1859 г, а напечатана в январе 1860 г. По просьбе друзей Островского цензор И. Нордстрем, благоволивший к драматургу, представил «Грозу» как пьесу не социально-обличительную, сатирическую, а любовно-бытовую, ни словом не упомянув в своем рапорте ни о Диком, ни о Кулигине, ни о Феклуше. В самой общей формулировке основную тему «Грозы» можно определить как столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между утесняемыми и утеснителями, между стремлением людей к свободному проявлению своих человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в предреформенной России общественными и семейно-бытовыми порядками. Тема «Грозы» органически связана с ее конфликтами. Конфликт, составляющий основу сюжета драмы, — это конфликт между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности. Основной конфликт — Катерины и Бориса с окружающей их средой — объединяет все остальные. К нему присоединяются конфликты Кулигина с Диким и Кабанихой, Кудряша с Диким, Бориса с Диким, Варвары с Кабанихой, Тихона с Кабанихой. Пьеса является правдивым отражением общественных отношений, интересов и борьбы своего времени. Общая тема «Грозы» влечет за собой и ряд частных тем: а) рассказами Кулигина, репликами Кудряша и Бориса, поступками Дикого и Кабанихи Островский дает подробную характеристику материально-правового положения всех слоев общества той эпохи; б) излагая взгляды и мечты Кулигина, автор знакомит нас с воззрениями, господствовавшими в жизни людей, с уровнем культурных запросов и состоянием общественных нравов; в) рисуя жизнь, интересы, увлечения и переживания действующих лиц «Грозы», автор с разных сторон воспроизводит общественный и семейно-бытовой уклады купечества и мещанства. Тем самым освещается проблема социальных и семейно-бытовых отношений. Ярко обрисовано положение женщины в мещанско-купеческой среде; г) отображен жизненный фон и проблемы того времени. Герои говорят о важных для своей поры общественных явлениях: о возникновении первых железных дорог, о холерных эпидемиях, о развитии торгово-промышленной деятельности в Москве и т. д.; д) наряду с социально-экономическими и бытовыми условиями, автор мастерски нарисовал и окружающую природу, разное отношение к ней действующих лиц. Итак, говоря словами Гончарова, в «Грозе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов». Предреформенная Россия представлена в ней и своим социально-экономическим, и культурно-нравственным, и семейно-бытовым обликом.
Беседа — Какова композиция пьесы? (Экспозиция — картины волжского простора и духоты калиновских нравов (д. I, явл. 1-4). Завязка — на придирки свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво отвечает: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не доказываю». Первое столкновение (д. I, явл. 5). Далее идет развитие конфликта между героями, в природе дважды собирается гроза (д. I, явл. 9). Катерина признается Варваре, что полюбила Бориса — и пророчество старой барыни, отдаленный удар грома; конец д. IV. Грозовая туча ползет, как живая, полубезумная старуха грозит Катерине смертью в омуте и аде, и Катерина признается в грехе (первая кульминация), падает без чувств. Но гроза так и не обрушилась на город, только предгрозовое напряжение. Вторая кульминация — Катерина произносит последний монолог, когда прощается не с жизнью, которая уже нестерпима, а с любовью: «Друг мой! Радость моя! Прощай! (д. V, явл. 4). Развязка — самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, Тихона, который, будучи живым, завидует умершей жене: Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить да мучиться!..» (д. V, явл. 7). — Каково жанровое своеобразие пьесы «Гроза»? (По всем признакам жанра, пьеса Гроза — трагедия, так как конфликт между героями приводит трагическим последствиям. Есть в пьесе и элементы комизма (самодур Дикой с его нелепыми, унижающими человеческое достоинство требованиями, рассказы Феклуши, рассуждения калиновцев), которые помогают увидеть бездну, готовую поглотить Катерину и которую безуспешно пытается осветить светом разума, добра и милосердия Кулигин. Сам Островский назвал пьесу драмой, этим подчеркивая широкую распространенность конфликта пьесы, повседневность изображенных в ней событий.)
Домашнее задание 1. Пересказ лекции. 2. Учебник. Пересказ «Творческая история «Грозы». 3. Опережающее задание. Учить наизусть на выбор отрывки: — д I, явл. 3 Кулигин: «Жестокие нравы, сударь, …Я, говорит, потрачусь, да уж и ему станет в копеечку». — д. I, явл. 7. Катерина: «Какая я была резвая!... Точно я снова жить начинаю, или... уж и не знаю». (Без слов Варвары). — д. III, явл. 3. Кулигин: «Вот какой, сударь, у нас городишко... Да вот пара!» 4. Перечитать д. I. Знакомство с героями, городом. Подготовиться к беседе. 5. Индивидуальное задание: Сообщение «Город Калинов и его обитатели, острая сатира на купечество».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.200.151 (0.01 с.) |