V. Лекция учителя «А. Н. Островский — создатель русского национального театра. Место Островского в русской литературе». Запись тезисов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V. Лекция учителя «А. Н. Островский — создатель русского национального театра. Место Островского в русской литературе». Запись тезисов.



Что собой представляет русская драматургия до Островского? «Драматическая русская литература представляет собою странное зрелище, — писал Белинский в 1845 году. — У нас есть комедия Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя — и, кроме них, нет ничего, решительно ничего хоть сколько-нибудь замечательного, даже сколько-нибудь сносного».

В 40-е гг. ХIХ в. на сцене процветали напыщенные мелодрамы (драматическое произведение, в котором неправдоподобные ужасы сочетаются с преувеличенной чувствительностью, а герои — либо злодеи, либо образцы добродетели), бессодержательные водевили (одноактная комическая пьеса легкого содержания, сопровождаемая песнями и танцами). В 1849 г. молодой драматург А. Н. Островский написал пьесу «Свои люди — сочтемся!». Н. А. Добролюбов, признавая необычайный талант Островского, писал: «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные ее стороны». Пьесы Островского, — писал критик, — «это не комедии интриг и не комедии характеров собственно, а нечто новое, чему мы дали бы название «пьес жизни».

Поведение действующих лиц в пьесах Островского определяется их общественным и семейным положением, каждый обладает своими индивидуальными чертами, которые проявляются в том, как он воспринимает свое общественное и семейное положение, как действует в данных типических обстоятельствах. Индивидуальность и типичность героев Островского раскрывается не только в их поведении, но и в речи. Драматург с необыкновенным мастерством характеризует людей с помощью диалога.

Островский — замечательный мастер композиции драматического произведения. В первом действии — экспозиции драмы — знакомит зрителя с предшествующими событиями и сложившимися взаимоотношениями между действующими лицами. После представления экспозиции действие развивается во все нарастающем темпе и приходит к естественной развязке. При этом драматург заставляет своего героя вступать в контакт с разными лицами, и каждая такая встреча делает данную развязку все более неминуемой.

Для повышения сценичности пьес Островский умело использует приемы контраста, сочетает драматические и комические моменты. Важным фактором является также выбор места действия. Островский часто выносит действие из помещения на улицу, вводит случайного прохожего, толпу горожан. Социально острая и психологическая драма Островского явилась большим завоеванием в истории театра.

Л. Н. Толстой назвал Островского «общенародным писателем». Действительно, творчество драматурга близко широким кругам народа. В своих произведениях Островский изобразил все слои русского общества, дал реалистичную картину русской жизни 40-80-х годов ХIX века, а в исторических пьесах показал далекое прошлое нашей Родины. Наряду с драматургическим творчеством Островский много времени и сил уделял общественной деятельности. Он был создателем «Артистического кружка», «Общества русских драматических писателей», постоянно помогал молодым драматургам, руководил постановкой своих пьес в Малом театре, занимался воспитанием артистов. Им написано большое число статей, писем, проектов и предложений, касающихся репертуара русской сцены и пересмотра законов и положений о театре.

Он боролся с наплывом пошлых, безыдейных пьес с способствовал становлению русского драматического искусства. Островский всю жизнь мечтал основать русский народный театр. Особенно заботливо относился Островский к Малому театру. «Московская сцена, — писал он, — должна быть рассадником, национальной школой искусства для русских артистов и для русской публики». Ни до, ни после Островского, ни один драматург России не устанавливал с театром таких тесных контактов.

Малый театр, основанный в 1824 г. — особый театр. Его принято называть «вторым московским университетом». Часто можно было услышать: «В Москве два университета — на Моховой (МГУ) и на Театральной». «Мы учились в университете, а воспитывались в Малом театре».

Так мог сказать о себе и А. Н. Островский. С гимназических лет он стал завсегдатаем Малого театра. Он писал о себе: «Я знал Московскую труппу с 1840 года...» Имеет большое значение и другой факт: Малый театр первым обратился к драматургии запрещенного автора (в 1853 году была поставлена комедия «Не в свои сани не садись», которая прошла с большим успехом).

За Малым театром закрепилось название «Дом Островского». Сюда он приходил ежедневно. Свои новые пьесы автор обязательно читал артистам сам, тем самым он задавал исполнителям верный тон. Островский был режиссером-постановщиком своих пьес; он распределял роли, сам проводил репетиции с актерами, воспитывал в них новую исполнительную культуру. «Школа естественной и выразительной игры на сцене, которою прославилась московская труппа и которой представителем в Петербурге был Мартынов, образовалась одновременно с появлением моих первых комедий и не без моего участия».

Это признание драматурга объясняет, почему именно здесь, у входа в Малый театр, установлен памятник А. Н. Островскому (скульптор Н. А. Андреев, 1929 г.). А. Н. Островский изображен сидящим в кресле, в знакомом по портрету Перова просторном халате на беличьем меху. В руках записная книжка, карандаш. Печать глубокой сосредоточенности лежит на всем облике драматурга. Погруженный в глубокие раздумья, он каждый вечер встречает зрителей, которые приходят в «Дом Островского». Многие актеры своим подлинным творческим рождением обязаны А. Н. Островскому. Это Александр Евстафьевич Мартынов (1816-1860)— один из лучших комических актеров; Ольга Осиповна Садовская (1846-1919) — выпускница Артистического кружка, ученица Островского, одна из лучших актрис Малого театра; Любовь Павловна Косицкая (1827-1868) и др.

В последний год жизни Островского под давлением общественности были официально признаны его заслуги: он был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и руководителем театрального училища. Но приняться за эту работу он не успел: 14 (2) июня 1886 г. драматург скончался.

И сегодня в репертуаре наших театров пьесы Островского занимают значительное место. Творчество Островского получило мировое при знание.

 

Домашнее задание

1. Пересказ по учебнику.

2. Вопрос № 1 с. 48 (устно) по теме урока.

3. Прочитать пьесу «Свои люди — сочтемся» и письменно заполнить анкету (у каждого ученика в тетради записаны вопросы):

Какое впечатление произвело произведение, что в нем особенно запомнилось, почему?

— Какие проблемы в нем ставит автор?

— Какие проблемы, по-твоему, надо обсудить в классе?

— Какие мысли у тебя возникли и хочешь ли ты поделиться ими с товарищами?

— По какой проблеме, с чтением и анализом какой главы (эпизода, отрывка, стихотворения) ты хотел бы выступить на уроке?

— Что ты оцениваешь иначе, чем автор, и почему?

— Какие трудности встретились при чтении? Какие слова и выражения остались непонятными? Какие страницы, эпизоды не осознал до конца?

— Какие вопросы возникли в процессе чтения?

— Какие высказывания автора или его героев привлекли твое внимание?

4. Индивидуальное задание: составить тест (10 вопросов с вариантами ответов) на проверку знания текста комедии — 5 учеников на листочках.

5. Опережающее задание: прочитать пьесы «Гроза», «Бесприданница».

 

Урок 36. Идейно-художественный анализ комедии

«Свои люди — сочтемся!» («Банкрот», 1847—1849 гг.)

Цель урока: раскрыть своеобразие комедии «Свои люди — сочтемся!»

Оборудование: текст комедии, иллюстрации П. Боклевского.

 

Ход урока

Пояснение

Изучение данной пьесы проводится в рамках внеклассного чтения, по этому значительная часть работы по прочтению и анализу произведения должна проводиться учащимися дома.

 

I. Проверка домашнего задания

1. Повторение материала предыдущего урока «А. Н. Островский как создатель русского национального театра» (2 ученика).

2. Назвать основные этапы жизни и творчества А. Н. Островского (1 ученик отвечает, 1 рецензирует и дополняет ответ).

3. Проверка знания текста комедии «Свои люди — сочтемся!» (4 ученика обмениваются листочками с тестом; 1 ученик задает вопросы классу).

4. Проверка восприятия комедии (беседа по анкетированию).

 

II. Запись эпиграфа и плана урока

Я считаю на Руси три трагедии:

«Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор».

На «Банкроте» я ставлю номер четвертый.

В. Ф. Одоевский

 

План:

1. История написания комедии. Название.

2. Содержание и идейная направленность пьесы.

3. Пьеса в оценке современников.

4. Вступительное слово учителя.

 

III. Слово учителя

А. Н. Островский начал писать еще в студенческие годы. Его литературные взгляды складывались под влиянием Белинского и Гоголя: молодой человек с самого начала исторического пути объявил себя приверженцем реалистической школы. В гоголевской манере были написаны первые очерки и драматические этюды Островского.

4 декабря 1847 года Островский, чередуясь с артистом Провом Садовским, читал свою пьесу «Свои люди — сочтемся!» в доме М. П. Погодина, издателя журнала «Москвитянин». Слушатели приняли ее с восторгом. Присутствовавший на чтении Н. В. Гоголь тут же написал одобрительный отзыв и передал его автору. Первое название пьесы «Банкрут» (в современном языке «банкрот»).

— Давайте подумаем над эпиграфом сегодняшнего урока. Что имел в виду под словом «трагедия» В. Ф. Одоевский?

(Слово «трагедия» здесь употреблено в значении подлинно высокого драматического произведения.)

 

IV. Содержание комедии, герои, идейная направленность (выступления учащихся, элементы беседы)

В заголовок комедии вынесены слова одного из героев Подхалюзина: «Свои люди — сочтемся!». Раскройте смысл названия комедии. Найдите в пьесе сцену, где содержатся слова, подкрепляющие это название.

— Возрастает ли смысл пьесы из заглавия — пословицы или опровергает ее?

— Какие фрагменты текста четвертого действия проявляют это? Прокомментируйте их.

— Перескажите кратко содержание пьесы.

— Что высмеивает комедия? Кто ее главный герой? Охарактеризуйте его.

(В комедии высмеяны грубый и жадный купец — самодур Самсон Силыч Большов. Его самодурство не знает никаких границ, пока он чувствует под собой твердую почву — богатство.)

— Что же губит героя? В чем идея комедии?

(Но жадность губит его. Желая разбогатеть еще больше, Большов, по совету ловкого и хитрого приказчика Подхалюзина, переводит на его имя все свое имущество и объявляет себя несостоятельным должником, банкротом.)

 

Комментарий учителя.

Такие злонамеренные банкротства стали частыми явлениями в России 40-х годов ХIХ века. И сегодня, в период приватизации и после нее распространены преднамеренные банкротства предприятий, основная цель которых — смена собственника и перевод предприятия под собственный контроль, а так же официальное списание долгов перед кредиторами в т. ч. перед государством (налоги). Сегодня пред намеренное банкротство является уголовно наказуемым деянием.

 

Пронырливый приказчик Лазарь Елизарович Подхалюзин становится мужем Липочки и присваивает имущество своего тестя. Большова сажают в «яму» (долговую тюрьму). Его можно спасти, уплатить кредиторам небольшую часть долгов. Но зять и родная дочь Липочка не чувствуют никакой жалости и отказывают старику в помощи.

— Поразмышляйте, чем можно объяснить эту жестокость?

(Самсон Силыч Большов — деспот, не знавший «никакого удержу». Вся семья трепетала перед ним. «Старая карга», «Убирайся к свиньям!», «Что ты рот-то разинул!» — так обращался он к домашним. О дочери он говорил: «Мое детище, хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю» (пахтать— сбивать)». Неудивительно, что в семье, где отношения основаны на страхе и унижении, нет ни взаимной любви, ни уважения к человеку.)

— Проследите по тексту, как зреет замысел Большова объявить себя банкротом?

— Какие обстоятельства способствовали тому, что он решился на это преступление?

— Сопоставьте речь этого действующего лица в д. III, явл. 4 и в д. IV, явл.4. Какие изменения вы заметили? Чем их объяснить?

Театральный критик А. Н. Баженов (1835-1867 гг.) видел недостаток игры актера М. С. Щепкина в том, что «зверя Большова г-н Щепкин очеловечил. А в последнем действии играл так, что заставлял зрителей искренне сочувствовать своему герою...»

— Возникло ли у вас сочувствие при чтении комедии? Почему?

(В финале пьесы Большов пострадал от детей. Наверное, несмотря на актерскую игру, зритель (и читатель) будет испытывать сложное чувство. Ведь единственной причиной произошедшего с ним, является он сам.)

— Кому из героев пьесы вы бы посочувствовали?

Ученики предлагают свои версии и обсуждают их все вместе.

(Образы Подхалюзина и Липочки скорее вызывают негодование и возмущение читателей и зрителей. Хотя и эти герои заслуживают сочувствия, если задуматься над тем, что в старости их ждет такое же отношение их детей к ним, которые вырастут в такой же обстановке, как и они.

Больше всех человеческого отношения заслуживает Аграфена Кондратьевна. Но и на ней лежит часть вины за то, что Липочка стала такой, какой мы ее увидели. Потакание матери сформировало полное отсутствие сострадания и любви в душе Липочки.)

 

Комментарий учителя.

Самсон Силыч — типичный самодур. Один из героев Островского в пьесе «В чужом пиру похмелье» так объясняет значение этого слова: «Самодур — это называется, коли вот человек никого не слушает, ты ему хоть кол на голове теши, а он все свое». В комедиях Островского и в критических статьях Добролюбова понятие «Самодурство» приобретает широкий обобщающий смысл, становится синонимом сова «деспотизм». В комедии показано, как вырастают самодуры.

— Как показан процесс становления «самодурства» в Большове?

(Большов, в молодости мелкий торговец, натерпелся от самодуров, научился лебезить и кланяться добрые люди Самсошкою звали, подзатыльниками кормили». Разбогатев, он стал давать подзатыльники сам.)

— В чем проявилось «искажение человечности» в Большове в заключительном действии? Одинок ли в своем самодурстве Большов?

(Такой же путь проделал и Лазарь Елизарыч Подхалюзин. При помолвке он уговаривается с Липочкой: старики «почудили на своем веку, теперь нам пора».)

— Кто еще может быть отнесен к взрастающим самодурам?

(Есть еще одно действующее лицо — Тишка. Им все помыкают, у всех он на побегушках, без счета получает он подзатыльники, но перепадает ему и подачка. Ташка, над которым «всякая шваль командует» втихомолку собирает капиталец: «Полтина серебром — это нынче Лазарь дал. Да намедни, как с колокольни упал, Аграфина Кондратьевна гривенник дали, да четвертак в орлянку выиграл, да третевось хозяин забыл на при лавке целковый», — подсчитывает он. По копеечке, по гривенничку копит он, и со временем и Тишка выйдет в люди».)

— Каковы композиционные особенности пьесы?

(Как в любой комедии в пьесе ярко выражен конфликт, основой которого являются материальные отношения. Экспозицией являются первые девять явлений первого действия, которые не связаны с основной интригой. Экспозиция задумана автором таким образом для того, чтобы показать как можно ярче и достоверней купеческий быт.)

— Какие особенные приемы использованы автором в пьесе?

(Автором был использован прием трехкратного повторения одного и того же мотива: Подхалюзин трижды обманывает Большова, сваху, стряпчего. Поэтому обман становится привычным делом.

В пьесе можно заметить фольклорные мотивы такие, как пословицы, поговорки (учащиеся приводят примеры из текста).)

— Какова особенность финала пьеса? Что необычного вы заметили?

(Автор нарушил замкнутость композиции пьесы и позволил своим героям (Рисположенскому и Подхалюзину) обратиться к читателю (зрительному залу), тем самым активизируя его внимание.)

 

Слово учителя.

Комедия отличается правдивостью изображения жизни, типичностью образов, яркостью бытовых картин. Драматург показал — и это было шагом вперед в истории драматического искусства, — как общественное и имущественное положение людей определяет их психологию и поведение. Деньги дают и власть, и силу, и почет — этому учит всех окружающих пример Большова. Страсть к наживе развращает людей, развивает в них хитрость и лицемерие. В этом обществе царствует закон: «человек человеку — волк». И издевательской иронией звучат слова Подхалюзина: «Свои люди — сочтемся!» Пьеса о купце, попавшем в «яму», не свелась к изображению картин купеческого быта: она превратилась в обличение общественных отношений, основанных на имущественном неравенстве и жажде наживы, в сатиру на самодурство.

 

V. Работа с текстом

Беседа

Представьте гостиную в доме богатого купца Большова. Дочка его Олимпиада Самсоновна — Липочка — беседует со свахой Устиньей Наумовной о женихах.

Послушаем их беседу (чтение по ролям).

— Как речь героини характеризует ее?

(Островский —мастер речевой характеристики. Он наделяет своих персонажей речью, раскрывающей их психологию, взгляды на жизнь, идеалы. Липочка щеголяет иностранными словечками «натурально», «формально», «видимый резон» и т. д., но часть искажает и употребляет не к месту. О женихе она говорит: «Чем не капидон?», о себе: «Так вот и рябит меланхолия в глазах». Но наряду с «благородными» словами Липочка говорит и «али», «пуще», «беспременно». Совсем «не по-деликатному» разговаривает она с маменькой: «Подите вы со своими советами!», «Что ж мне, потакать вашим глупостям!» Пустое и невежественное существо, Липочка убеждена, что она «гораздо других образованнее». Ее затаенная мечта — потанцевать с военным: «Ах, прелесть! Восхищение. И усы, и эполеты, и мунжир, а у иных даже шпоры с колокольчиками». Ее представление о счастье — выйти замуж «не за мужчину какого-нибудь», а за «благородного».)

 

Комментарий учителя.

Характеристика Липочки подтверждает слова Островского, сказанные Н. Я. Соловьеву: «У меня нет не только ни одного характера или положения, но нет и ни одной фразы, которая бы строго не вытекала из идеи», В «Банкроте» осмеиваются не отдельные лица, а уродливые общественные отношения и порожденные им характеры. Смешное в этой комедии, как и в реальной жизни, неотделимо от трагического.

— Какую из двух трактовок характера Липочки вы считаете более верной? Обоснуйте свое мнение текстом комедии:

«Липочка — одна из самых больших удач в первой комедии Островского. (...) В своем пристрастии к танцам и французскому языку, в презрении к «необразованным родителям» и желании покорить «благородного» жениха Липочка выглядит поначалу безвредной дурочкой. Но в этой закатывающей глаза девице дремлет, как сказал бы Чехов, прожорливый крокодил. Липочка — барышня разбитная, и хотя Подхалюзин танцевать не умеет и по-французски не может двух слов связать, она живо смекает свои выгоды. «Ведь мы не мещане какие-нибудь», — говорит Липочка, тем самым прекрасно обнажая свою мещанскую суть. Подхалюзину близки ее понятия и идеалы, и с чисто приказчичьей галантностью, он обещает ей и шляпку, «какую почудней», и потолки в доме, расписанные по моде «капидонами» и «пукетами». Зато попавшему в беду отцу не ждать от них снисхождения». (В. Я. Лакшин)

«Отворачиваясь с возмущением от глупости и невежества, Липочка тянется к уму и благородству. Причем в ее представлении истинное благородство вмещает в себя все, что нужно для жизни возвышенной и чистой, которая так не похожа на ее тягостное существование в родном доме. Вот как она искренне жалуется на свою судьбу: «Ах, если бы вы знали, Лазарь Елизарыч, какое мне житье здесь! У маменьки семь пятниц на неделе; тятенька как не пьян, так молчит, а как пьян, так прибьет того и гляди. Каково это терпеть образованной барышне! Вот как бы я вышла за благородного, так я бы и уехала из дому и забыла бы обо всем этом». Казалось бы, в признании Липочки просматривается знакомый конфликт: натура тонкая и благородная погибает среди людей грубых и необразованных. Но вся пикантность этого разговора состоит в том, что Лазарь Елизарыч (...) и есть Подхалюзин. Тот самый «дурак необразованный», который каким-то образом сумел стать рядом с ней, дотянуться до ее образованности и благородства». (А. П. Валагин.)

 

2. Инсценирование или выразительное чтение сцен

Следующие сцены читаем и комментируем характеры героев, ярко выраженных в поступках, словах:

— д. I, явл.10, 11 — Большов, Рисположенский, Подхалюзин;

— д IV, явл. 3, 4 — Олимпиада Самсоновна, Подхалюзин, Устинья Наумовна, Аграфена Кондратьевна, Большов, Тишка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1894; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.145.52 (0.047 с.)