Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Александр Николаевич Островский

Поиск

(1823–1886)

Драма «Гроза» (1859)

Островский — основоположник национального театра

Традиционный театр Театр Островского
- театр не имел постоянной труппы профессиональных актеров; - спектакль ориентировался на одного ведущего актера; - отсутствовала режиссура, не было тесного взаимодействия между автором и постановщиком; - спектакль не был ориентирован на демократическую аудиторию (на народ) - отстаивает принципы авторского театра; - организован по образцу театров У. Шекспира, Ж.-Б. Мольера, И.-В. Гете; - вводит постоянный состав труппы; - ориентирован на спектакль в целом и равенство всех ролей; - Островский становится одновременно автором и режиссером-постановщиком; - драматург пишет произведения с расчетом на их реальную сценическую постановку; - выводит на сцену купечество; - ориентируется на различные слои общества. Зритель из народа учится разбираться в жизни, искушенный зритель получает «целую перспективу мыслей, от которых не отделаешься»; - Островский делает театр истинно народным, создает для него типично русский репертуар
А. А. Григорьев: «Театр как дело серьезное и народное начался у нас тоже недавно, начался настоящим образом с Островского»
И. А. Гончаров: «У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться: “Театр Островского”»

История создания и постановки

Островский пишет «Грозу» с июня–июля по 9 октября 1859 г.
Автор обращается к злободневным темам своего времени, показывая кризис патриархальных устоев жизни (тема «темного царства») и появление положительного, светлого начала, героини из народной среды (тема «горячего сердца»)
Премьера спектакля состоялась 16 ноября 1859 г. на сцене московского Малого театра и имела огромный успех.
Опубликована в 1860 г. в журнале «Библиотека для чтения»

Русская критика о драме

Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве», 1860 г.
Добролюбов считает, что «темное царство» порождает самодуров и их жертв: «В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца». Этот бунт исходит из глубин народной жизни. Героиня «не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен за ее живую душу». Критик замечает, что «жить в «темном царстве» хуже смерти»
А. А. Григорьев «После “Грозы” Островского», 1860 г.
В «Грозе» показаны фундаментальные начала народной жизни. Островский «не сатирик, а народный поэт. Слово для разгадки его деятельности не “самодурство”, а “народность”». Катерина и Кабанова представляют два полюса народной жизни
Д. И. Писарев «Мотивы русской драмы», 1864 г.
«Темное царство» порождает «карликов и вечных детей». «Первые делают зло активное, вторые — пассивное; первые больше мучают других, чем страдают сами, вторые больше страдают сами, чем мучают других». Героиня — не «луч света», она «вечный ребенок», который своим ужасным поступком, самоубийством, делает «последнюю и величайшую нелепость». Будущее — за Базаровым

Символика названия

Композиционная роль В первом действии начинает надвигаться гроза, когда Катерина упоминает о своей любви. В четвертом гроза предвещает гибель: «Уж ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет! Верно тебе говорю; потому знаю. Либо уж убьет кого-нибудь, либо дом сгорит, вот увидишь». Разражается гроза в кульминационной сцене признания Катерины
Тихон Называет грозой брань своей матери: «Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?»
Кулигин «Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать!» В грозе таятся созидательные и разрушительные силы
Дикой «Гроза-то нам в наказание посылается…»
Катерина Боится грозы: «Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми». Гроза у героини ассоциируетсяс Божьей карой

Сюжет и композиция

Действие первое Действие начинается в «общественном саду на высоком берегу Волги» в городе Калинове. Дикой распекает своего племянника Бориса, который зависит от воли дяди. Кабанова с сыном Тихоном, дочерью Варварой и невесткой Катериной гуляют в саду. Мать все время упрекает Тихона и Катерину в нелюбви к ней. Хочет, чтобы сын был построже с женой. Катерина рассказывает Варваре о своем детстве, о прекрасной жизни с маменькой, о своем несчастливом положении в замужестве. Надвигается гроза
Действие второе Варвара признается, что знает о любви Катерины к Борису. Тихон уезжает, во время прощания Кабанова велит сыну дать приказания жене, как вести себя. Варвара дает Катерине ключ от калитки, чтобы девушка увиделась с Борисом
Действие третье Кабанова общается с Диким. Ночью в саду Варвара встречается с Кудряшом, Катерина и Борис объясняются в любви
Действие четвертое Тихон возвращается домой. Гремит гром, Катерина не может молчать о своем грехе, признается при всех, что она десять ночей встречалась с Борисом
Действие пятое Тихон рассказывает Кулигину, как любит жену и страдает в одиночестве. Варвара сбегает из дома. Катерина прощается с уезжающим в Сибирь по воле Дикого Борисом и бросается в Волгу. Тихон обвиняет мать в смерти жены, жалеет, что он сам остался жив

 

Автор расширяет пространство сценического действия. События происходят в «Грозе» не только в комнатах, но и на природе, и эта природа становится неотъемлемой частью сюжета

Система персонажей

«Темное царство» Жертвы «темного царства»
Самодуры, угнетатели. Своей властью подавляют все человеческое в окружающих. Представители косного, неподвижного», типа мышления: Кабаниха; Дикой Катерина; Тихон; Борис; Варвара; Кулигин; Кудряш

Главные герои

Катерина

Детство До замужества жизнь Катерины была наполнена красотой, поэзией, любовью. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла», «пойдем с маменькойв церковь, все и странницы,у нас полон дом был странниц; да богомолок…», «ничего мне не надобно, всего у меня было довольно.А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…» Выйдя замуж, она теряет свой внутренний рай. Теперь и голоса «поют, точно кого хоронят»
После замужества Жизнь в доме Кабановой «все как будто из-под неволи». Катерина вынуждена покоряться безрассуднымуказаниям свекрови, слушать упреки.Она все время находится в состоянии внутреннейнесвободы
О Катерине Борис: «Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то будто светится». Варвара: «Ты какая-то мудреная». Катерина: «Такая уж я зародилась, горячая!»
Отношение к мужу «Как не любить! Мне жалко его очень!» Катерина чувствует к Тихону только жалость, настоящей искренней любви между ними нет. После признания осознает: «Ласка-то его мне хуже побоев»
Предвестия гибели Барыня: «Вот красота-то куда ведет. (Показывает на Волгу.) Вот, вот, в самый омут». Катерина: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь». «Нет, мне не жить! Уж я знаю, что не жить». Тихону: «Быть беде без тебя! Быть беде!» «Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что». «Нет, я знаю, что умру. Ох, девушка, что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или... уж и не знаю». Любовь искренняя невозможна в пространстве «темного царства». Она приводит только к смерти
Отличие от других героев Катерина чиста душой, трепетно относится к Богу, боится греха. Любит детей — ангелов божьих. Внутренние моральные устои не позволяют ей лгать, притворяться. Главное для Катерины — быть свободной: «Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?» Она боится не людской молвы, а Божьей кары: «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»
Смерть Измена законному мужу для нее — величайший грех: «Душу свою я ведь погубила». Но жить в нелюбви девушка не в состоянии. Борис уезжает и не берет ее с собой в Сибирь. В дом, где «все и ходят» за ней «целый день и смеются» «прямо в глаза», она вернуться не может. «В могиле лучше... Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо... Все равно, что смерть придет, что сама... а жить нельзя! Грех!» Существовать во внутреннем конфликте с собой Катерина больше не в силах, как и не готова она согласиться на неполную, неподлинную жизнь. Героиня совершила грех, за который не находит себе прощения. Она делает выбор: лучше не жить вовсе, чем мучиться в «темном царстве». С этической точки зрения самоубийство оказывается единственным выходом. Смерть для Катерины — избавление. Н. А. Добролюбов говорит о финале драмы: «Тихон, бросаясь на труп жены, вытащенный из воды, кричит в самозабвении: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» <…> Слова Тихона <…> заставляют зрителя подумать <…> обо всей этой жизни, где живые завидуют умершим, да еще каким — самоубийцам!»

Марфа Игнатьевна Кабанова

Кабанова живет по Домострою. Она является самодуром, деспотом, мешает жить окружающим Кулигин: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем»
Кабанова считает, что жена должна бояться мужа, а муж имеет право ее бить «Если она тебя бояться не будет, то меня и подавно. Какой же порядок в доме будет-то?» Тихон о жене: «Я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. Жаль мне смотреть-то на нее, пойми ты это, Кулигин. Маменька ее поедом ест, а она, как тень какая, ходит безответная». Тихон пытается противиться маменьке, но не в силах этого сделать до конца. Он не готов к решительным действиям, хотя все понимает, прекрасно осознает положение, видит и внутренне не приемлет несправедливость
Кабанова не испытывает Настоящих чувств. Для нее главное, чтобы все было по правилам «Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе мужглава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!»
Речь ее переполнена грубыми выражениями. Говорит всегда в повелительном тоне «Разговаривай еще! Ну, ну, приказывай. Чтоб и я слышала, что ты ей приказываешь! А потом приедешь спросишь, так ли все исполнила». «Чтоб в окна глаз не пялила»
Из ее дома сбегает дочь. Кабанова оказывается Виновной в смерти Катерины Тихон: «Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы...»
В пространстве, где живут герои: - властвует логика Дикого: «Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все». В семьях Дикогои Кабановой все живут по правилам Домостроя, стараются, но не могут угодить своим домашним тиранам: «столько у тебя народу в доме, а на тебя на одного угодить не могут»; - тяжело выжить честному и доброму человеку. Борис: «Больно трудно мне здесь, без привычки-то. Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им»; - трагична сама атмосфера. Умный и честный Кулигин замечает: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе…» - властвуют деньги: «у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать»; 􀁸􀀃 невозможна счастливая семейная жизнь: «здесь что вышла замуж, что схоронили — все равно»; 􀁸􀀃 царит самодурство: «не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!»

Тест

А.Н.Островский «Гроза»

Дикой. Ишь ты, замочило всего. (Кулигину.) Отстань ты от меня! Отстань! (С сердцем.) Глупый человек!
Кулигин. Савел Прокофьич, ведь от этого, ваше степенство, для всех вообще обывателей польза.
Дикой. Поди ты прочь! Какая польза! Кому нужна эта польза?
Кулигин. Да хоть бы для вас, ваше степенство, Савел Прокофьич. Вот бы, сударь, на бульваре, на чистом месте, и поставить. А какой расход? Расход пустой: столбик каменный (показывает жестами размер каждой вещи), дощечку медную, такую круглую, да шпильку, вот шпильку прямую (показывает жестом),простую самую. Уж я все это прилажу и цифры вырежу уже все сам. Теперь вы, ваше степенство, когда изволите гулять или прочие которые гуляющие, сейчас подойдете и видите, который час. А то этакое место прекрасное, и вид, а все, а как будто пусто. У нас тоже, ваше степенство, и проезжие бывают, ходят туда наши виды смотреть, все-таки украшение — для глаз оно приятней.
Дикой. Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором! Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать,' дурака, или нет. Что я тебе — ровный, что ли! Ишь ты, какое дело нашел важное! Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать.
Кулигин. Кабы я со своим делом лез, ну тогда был бы я виноват. А то я для общей пользы, ваше, степенство. Ну что значит для общества каких-нибудь рублей десять! Больше, сударь, не понадобится.
Дикой. А может, ты украсть хочешь; кто тебя знает.
Кулигин. Коли я свои труды хочу даром положить, что же я могу украсть, ваше степенство? Да меня здесь все знают, про меня никто дурно не скажет.
Дикой. Ну и пущай знают, а я тебя знать не хочу.
Кулигин. За что, сударь Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?
Дикой. Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец! Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю.
Кулигин. Бог с вами, Савел Прокофьич! Я, сударь, маленький человек, меня обидеть недолго. А я вам вот что доложу, ваше степенство: *И в рубяще почтенна добродетель!»
Дикой. Ты у меня грубить не смей! Слышишь ты!
Кулигин. Никакой я грубости вам, сударь, не делаю; а говорю вам потому, что, может быть, вы и вздумаете когда что-нибудь для города сделать. Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело. Вот хоть бы теперь то возьмем: у нас грозы частые, а не заведем мы громовых отводов.
Дикой (гордо). Все суета!
Кулигин. Да какая же суета, когда опыты были?
Дикой. Какие-такие там у тебя громовые отводы?
Кулигин. Стальные.
Дикой (с гневом). Ну, еще что?
Кулигин. Шесты стальные.
Дикой (сердясь более и более). Слышал, что шесты, аспид ты этакой; да еще-то что? Наладил: шесты! Ну, а еще что?
Кулигин. Ничего больше.
Дикой. Да гроза-то что такое, по-твоему, а? Ну, говори.
Кулигин. Электричество.
Дикой (топнув ногой). Какое еще там елестричество! Ну, как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А, говори! Татарин?
Кулигин. Савел Прокофьич, ваше степенство, Державин сказал:
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю.
Дикой. А за эти слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст! Эй, почтенные, прислушайте-ко, что он говорит!
Кулигин. Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю. (Махнув рукой, уходит.)
Дикой. Что ж ты, украдешь, что ли, у кого! Держите его! Этакой фальшивый мужичонко! С этим народом какому надо быть человеку? Я уж не знаю. (Обращаясь к народу). Да вы, проклятые, хоть кого в грех введете! Вот не хотел нынче сердиться, а он, как нарочно, рассердил-таки. Чтоб ему провалиться! (Сердито). Перестал, что ль, дождик-то?
1 - й. Кажется, перестал.
Дикой. Кажется! А ты, дурак, сходи да посмотри. А то — кажется!
1-й (выйдя из-под сводов). Перестал!

Явление третье.

Варвара и потом Борис.
В а р в а р а. Кажется, он!
Б о р и с (проходит в глубине сцены). Сс-сс!
Б о р и с (оглядывается). Поди сюда. (Манит рукой.)
Б о р и с (входит). Что нам с Катериной-то делать? Скажи на милость!
Б о р и с. А что?
В а р в а р а. Беда ведь, да и только. Муж приехал, ты знаешь ли это? И не ждали его, а он приехал.
Б о р и с. Нет, я не знал.
В а р в а р а. Она просто сама не своя сделалась!
Б о р и с. Видно, только я и пожил десяток деньков, пока! его не было. Уж теперь не увидишь ее!

(А.Н. Островский «Гроза»)

В1. Каков жанр произведения, из которого взят фрагмент?

В2. Представителем какого сословия, изображенного Островским, является Дикой?

В3. Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирую­щими (упоминающимися) в данном фрагменте, и присущими им качествами личности.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРЕРСОНАЖИ КАЧАСТВА ЛИЧНОСТИ
А) Дикой   1) образованность, ум, конформизм
Б) Борис   2) невежество, грубость, алчность
В) Кулигин 3) приспособленчество, праздность, бездуховность  
  4) покорность, бесхарактерность, чувствительность


В4.
Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРЕРСОНАЖИ ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА
А) Дикой   1) уезжает в Сибирь
Б) Борис   2) вытаскивает Катерину из воды
В) Кулигин   3) высылает племянника из Калинова
  4) бросает упрек матери

В5. Изображенное в приведенной сцене действие разворачивается через речевое общение персонажей. Как в литературоведении называют обмен репликами героев драматургического произведения?

В6. Речь героев и действие в данной сцене сопровождаются комментариями («С сердцем», «показывает жестами размер каждой вещи», «с гневом» и др.). Как в драматургии называются подобные авторские комментарии?

В7. Дикой упоминает городничего, который не принимает непосредственного участия в пьесе. Как называется такой персонаж?

С2. Какие драматургические средства и как помогают автору раскрыть характеры героев в приведенном фрагменте?
СЗ. Почему Кулигин называет себя «маленьким человеком» и в каких произведениях русской литературы раскрывается тема «маленького человека»?

Антон Павлович Чехов

«Вишнёвый сад»

1. Прошлое время в пьесе

Что представляют собой последние хозяева вишневого сада, живущие больше прошлым, чем настоящим?
Раневская Любовь Андреевна
Богатая дворянка, которая ездила в Париж на лошадях и на балах у которой танцевали генералы, бароны, адмиралы, имела дачу даже на юге Франции. Прошлое стоит теперь перед Раневской в виде цветущего вишневого сада, который предстоит продать за долги. Отличительные черты героини: • Безволие, неприспособленность, романтическая восторженность, неустойчивость психики, неумение жить. • В ее характере, на первый взгляд, много хороших черт. Она внешне обаятельна, любит природу, музыку. Это, по отзывам окружающих, милая, «добрая, славная» женщина, простая и непосредственная. Раневская доверчива и искренна до восторженности. Но в душевных переживаниях ее нет глубины: настроения ее мимолетны, она сентиментальна и легко переходит от слез к беззаботному смеху. • Она как будто чутка, внимательна к людям. А между тем, какая душевная пустота скрывается за этим внешним благодушием, какое равнодушие и безразличие ко всему, что выходит за пределы ее личного благополучия.
Гаев, брат Раневской
Безвольный, никчемным, всю жизнь прожил в имении, ничего не делая. Он сознается, что проел свое состояние на леденцах. Единственное его занятие — бильярд. Он весь погружен в размышления о различных комбинациях бильярдных ходов: «желтого в середину… Дублет в угол!»
Представители прошлого
• Люди, привыкшие беспечно жить, не работая. Они даже не могут осмыслить своего положения. Эти герои — последние представители вырождающегося дворянства. У них нет будущего. А.М. Горький тонко отмечает, что Раневская и ее брат — это люди «эгоистичные, как дети, и дряблые старики. Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя, ничего не понимая».

 

2. Настоящее время в пьесе

Кто из героев является представителем времени настоящего?

Лопахин
Купец, вышедший из рядов крепостного крестьянства, умный, энергичный делец новой формации.
Отличительные черты героя: • Огромная энергия, предприимчивость, широкий размах работы Лопахин правильно разбирается в положении владельцев вишневого сада и дает им практический совет, от которого хозяева сада отказываются. • Лопахин становится хозяином имения, созданного руками его прадедов. Он с торжеством говорит: «Если б отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот Ермолай купил имение, прекрасней которого нет ничего на свете!»
Место и значение Лопахина в пьесе можно объяснить словами Пети Трофимова: «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадется ему на пути, так и ты нужен».

 

3. Будущее время в пьесе

С кем из героев связывает свои представления о будущем автор пьесы?

Петя Трофимов
Бедный студент-разночинец, честным трудом пробивающий себе дорогу в жизнь. Жизненный путь его складывается нелегко. Его уже два раза увольняли из университета, он не всегда бывает сыт и может оказаться без крыши над головой.
Отличительные черты героя: • Трофимов живет верой в светлое будущее родины. «Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там, вдали! Вперед! Не отставай, друзья!» Петя Трофимов остро видит сегодняшние беды и одушевлен мечтой о будущем. В мечтах он обогнал время, но реально он беспомощен не меньше Раневской. Он наделен чувством собственного достоинства. • Он бескорыстен и трогателен, умен и справедлив. Но он не герой.
Монологи Пети в пьесе не приводят ни к каким конкретным поступкам. Может, поэтому Петя иногда кажется разглагольствующим пустозвоном, который в непонятном возбуждении опровергает все подряд, но ничего не может предложить взамен. Он берет на себя непосильную задачу, но пока решить ее не может.

 

Чехов не наделяет абсолютной правотой ни господ (представителей уходящего времени), ни купца Лопахина (героя дня сегодняшнего), ни студента Трофимова (смело заглядывающего в будущее). Никто из них не может спасти Россию, указать путь ее развития и деятельно участвовать в ее преображении.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 646; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.217.159 (0.012 с.)