Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А.Т.Твардовский «Василий Тёркин»

Поиск

Вёл беседу Тёркин.

 

– Вам, ребята, с серединки

Начинать. А я скажу:

Я не первые ботинки

Без починки здесь ношу.

Вот вы прибыли на место,

Ружья в руки – и воюй.

А кому из вас известно,

Что такое сабантуй?

 

– Сабантуй – какой-то праздник?

Или что там – сабантуй?

– Сабантуй бывает разный,

А не знаешь – не толкуй.

 

Вот под первою бомбежкой

Полежишь с охоты в лежку,

Жив остался – не горюй:

Это – малый сабантуй.

 

Отдышись, покушай плотно,

Закури и в ус не дуй.

Хуже, брат, как минометный

Вдруг начнется сабантуй.

Тот проймет тебя поглубже, –

Землю-матушку целуй.

Но имей в виду, голубчик,

Это – средний сабантуй.

 

Сабантуй – тебе наука,

Враг лютует – сам лютуй.

Но совсем иная штука

Это – главный сабантуй.

 

Парень смолкнул на минуту,

Чтоб прочистить мундштучок,

Словно исподволь кому-то

Подмигнул: держись, дружок...

 

– Вот ты вышел спозаранку,

Глянул – в пот тебя и в дрожь:

Прут немецких тыща танков...

 

В1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

В2. Как называется сатирический приём, основанный на противоположном значении употреблённого выражения и использованный в строках: «Отдышись, покушай плотно, / Закури и в ус не дуй…»?

1) гротеск; 2) ирония; 3) аллегория; 4) сравнение.

В3. В строке «Ваг лютует – сам лютуй…» использовано выражение, употреблённое в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначенными предметами есть сходство. Назовите это художественно-выразительное средство.

 

В4. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его высказываний (со слов: «Вам, ребята, с серединки…»).

 

В5. Укажите название стиля речи, использованного в следующей строке: «Хуже, брат, как миномётный…».

 

В6. Определите размер, которым написан фрагмент.

 

Анна Андреевна Ахматова

Поэма «Реквием»

 

Смысл названия

В своих записных книжках Ахматова называет поэму по-латыни «Regueim». Латинское название наталкивает на мысль, что ее жанровая природа связана с музыкальной формой «Реквиема» Моцарта. Это предположение доказывает многочисленное варьирование в поэме сходных мотивов, напоминающих музыкальные лейтмотивы, и то, что в 30-40 годы Ахматова серьезно занималась изучением личности Моцарта и его творчества, в особенности «Реквиема».

 

История создания

Первые наброски «Реквиема» относятся к 1934 году. Сначала Ахматова планировала создать лирический цикл, который через некоторое время был переименован в поэму. Наиболее плодотворно она работала над поэмой в 1938—1940 годах и вернулась к ней позже, в 1960-е годы. Ахматова сжигала рукописи «Реквиема» после того, как прочитывала людям, которым доверяла (в частности, Лидии Чуковской). Поэма существовала лишь в памяти самых близких лиц, заучивавших строфы из нее наизусть. В 1960-е гг. «Реквием» начал распространяться в самиздате. В 1963 году один из списков поэмы попал за границу, где впервые был опубликован полностью (мюнхенское издание 1963 г.).

 

Эпиграф

Эпиграфом к поэме стали строки, являющиеся, в сущности, признанием в сопричастности ко всем бедствиям родной страны. Ахматова честно признается, что вся ее жизнь была тесно связана с судьбой родной страны, даже в самые страшные периоды: Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл — Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был.

 

Композиция поэмы

Первые две главы образуют пролог, а две последние — эпилог. Они несколько отличаются от всей остальной части поэмы. «Реквием» полон лирических переживаний, а эти четыре стиха более тяготеют к обобщению, к эпосу. После пролога следуют четыре первых главы. Это своеобразные голоса матерей из прошлого — времен стрелецкого бунта, глава будто из шекспировской трагедии и собственный ахматовский голос из 10-х годов. V и VI главы — кульминация поэмы, апофеоз страдания героини. Следующие четыре стиха посвящены теме памяти.

 

Тест

А.А.Ахматова

«Реквием»

 

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, -

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

 

В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):

- А это вы можете описать?

И я сказала:

- Могу.

Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом.

1 апреля 1957

Ленинград

ПОСВЯЩЕНИЕ

Перед этим горем гнутся горы,

Не течет великая река,

Но крепки тюремные затворы,

А за ними "каторжные норы"

И смертельная тоска.

Для кого-то веет ветер свежий,

Для кого-то нежится закат -

Мы не знаем, мы повсюду те же,

Слышим лишь ключей постылый скрежет

Да шаги тяжелые солдат.

Подымались как к обедне ранней.

По столице одичалой шли,

Там встречались, мертвых бездыханней,

Солнце ниже и Нева туманней,

А надежда все поет вдали.

Приговор. И сразу слезы хлынут,

Ото всех уже отделена,

Словно с болью жизнь из сердца вынут,

Словно грубо навзничь опрокинут,

Но идет... шатается... одна...

Где теперь невольные подруги

Двух моих осатанелых лет?

Что им чудится в сибирской вьюге,

Что мерещится им в лунном круге?

Им я шлю прощальный мой привет.

Март 1940

 

«Реквием» А.А.Ахматова

В1 Укажите название авангардистского течения в поэзии начала XX века, оказавшего влияние на творчество А.А.Ахматовой.

В2 Тексту поэмы предшествует цитата, выражающая основную идею произведения. Как называется этот элемент композиции произведения?

В3 К какому средству художественной изобразительности прибегает Ахматова, чтобы показать масштаб трагедии: «Перед этим горем гнутся горы, Не течет великая река»?

В4 «Смертельная тоска», «по столице одичалой», «осатанелых лет» - какой троп использует автор?

В5 Укажите название фигуры речи, состоящей в повторе начала стихотворной строки:

Для кого-то веет ветер свежий,

Для кого-то нежится закат.

В6 Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных автором в выделенном фрагменте (цифры укажите в порядке возрастания).

1. Анафора

2. Олицетворение

3. Гипербола

4. Инверсия

5. Метонимия

В7 Определите стихотворный размер «Посвящения».

 

 

С1 Какие средства художественной изобразительности помогают понять авторскую точку зрения на события, изображенные в поэме?

С2 В данном произведении отражена эпоха массовых репрессий в нашей стране; как автор характеризует это время? Кто еще из писателей отразил эту трагическую страницу нашей истории?

 

 

Типичные вопросы по лирическим произведениям

1. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение?// К какой жанрово-тематической разновидности поэзии относится данное стихотворение?

Пейзажная, гражданская, любовная, дружеская, медитативная (Тютчев «Певучесть есть в морских волнах…»), философская…

2. Как называется стилистическая фигура, основанная на изменении прямого порядка слов?// Какую стилистическую фигуру, состоящую в нарушении общепринятого порядка слов, использует поэт для создания …? Инверсия

3. Термин, которым в литературоведении называют изобразительно-выразительное средство, позволяющее переносить значение по сходству с одного предмета на другой? (Средство иносказательной выразительности). Метафора

4. Укажите название стилистического приёма, который использует поэт, начиная строки с одного и того же слова. Анафора

5. Как называется характер рифмовки? Кольцевая, перекрёстная, смежная <парная>

6. К какому поэтическому жанру относится данное стихотворение?

Ола, элегия, посвящение <послание>, эпиграмма…

7. Как называется поэтический приём, основанный на повторении гласных звуков? Ассонанс

8. Как называется поэтический приём повтора одинаковых согласных звуков?

Аллитерация

9. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 633; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.69.134 (0.012 с.)