А.Т.Твардовский «Василий Тёркин» 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А.Т.Твардовский «Василий Тёркин»



Вёл беседу Тёркин.

 

– Вам, ребята, с серединки

Начинать. А я скажу:

Я не первые ботинки

Без починки здесь ношу.

Вот вы прибыли на место,

Ружья в руки – и воюй.

А кому из вас известно,

Что такое сабантуй?

 

– Сабантуй – какой-то праздник?

Или что там – сабантуй?

– Сабантуй бывает разный,

А не знаешь – не толкуй.

 

Вот под первою бомбежкой

Полежишь с охоты в лежку,

Жив остался – не горюй:

Это – малый сабантуй.

 

Отдышись, покушай плотно,

Закури и в ус не дуй.

Хуже, брат, как минометный

Вдруг начнется сабантуй.

Тот проймет тебя поглубже, –

Землю-матушку целуй.

Но имей в виду, голубчик,

Это – средний сабантуй.

 

Сабантуй – тебе наука,

Враг лютует – сам лютуй.

Но совсем иная штука

Это – главный сабантуй.

 

Парень смолкнул на минуту,

Чтоб прочистить мундштучок,

Словно исподволь кому-то

Подмигнул: держись, дружок...

 

– Вот ты вышел спозаранку,

Глянул – в пот тебя и в дрожь:

Прут немецких тыща танков...

 

В1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

В2. Как называется сатирический приём, основанный на противоположном значении употреблённого выражения и использованный в строках: «Отдышись, покушай плотно, / Закури и в ус не дуй…»?

1) гротеск; 2) ирония; 3) аллегория; 4) сравнение.

В3. В строке «Ваг лютует – сам лютуй…» использовано выражение, употреблённое в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначенными предметами есть сходство. Назовите это художественно-выразительное средство.

 

В4. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его высказываний (со слов: «Вам, ребята, с серединки…»).

 

В5. Укажите название стиля речи, использованного в следующей строке: «Хуже, брат, как миномётный…».

 

В6. Определите размер, которым написан фрагмент.

 

Анна Андреевна Ахматова

Поэма «Реквием»

 

Смысл названия

В своих записных книжках Ахматова называет поэму по-латыни «Regueim». Латинское название наталкивает на мысль, что ее жанровая природа связана с музыкальной формой «Реквиема» Моцарта. Это предположение доказывает многочисленное варьирование в поэме сходных мотивов, напоминающих музыкальные лейтмотивы, и то, что в 30-40 годы Ахматова серьезно занималась изучением личности Моцарта и его творчества, в особенности «Реквиема».

 

История создания

Первые наброски «Реквиема» относятся к 1934 году. Сначала Ахматова планировала создать лирический цикл, который через некоторое время был переименован в поэму. Наиболее плодотворно она работала над поэмой в 1938—1940 годах и вернулась к ней позже, в 1960-е годы. Ахматова сжигала рукописи «Реквиема» после того, как прочитывала людям, которым доверяла (в частности, Лидии Чуковской). Поэма существовала лишь в памяти самых близких лиц, заучивавших строфы из нее наизусть. В 1960-е гг. «Реквием» начал распространяться в самиздате. В 1963 году один из списков поэмы попал за границу, где впервые был опубликован полностью (мюнхенское издание 1963 г.).

 

Эпиграф

Эпиграфом к поэме стали строки, являющиеся, в сущности, признанием в сопричастности ко всем бедствиям родной страны. Ахматова честно признается, что вся ее жизнь была тесно связана с судьбой родной страны, даже в самые страшные периоды: Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл — Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был.

 

Композиция поэмы

Первые две главы образуют пролог, а две последние — эпилог. Они несколько отличаются от всей остальной части поэмы. «Реквием» полон лирических переживаний, а эти четыре стиха более тяготеют к обобщению, к эпосу. После пролога следуют четыре первых главы. Это своеобразные голоса матерей из прошлого — времен стрелецкого бунта, глава будто из шекспировской трагедии и собственный ахматовский голос из 10-х годов. V и VI главы — кульминация поэмы, апофеоз страдания героини. Следующие четыре стиха посвящены теме памяти.

 

Тест

А.А.Ахматова

«Реквием»

 

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, -

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

 

В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):

- А это вы можете описать?

И я сказала:

- Могу.

Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом.

1 апреля 1957

Ленинград

ПОСВЯЩЕНИЕ

Перед этим горем гнутся горы,

Не течет великая река,

Но крепки тюремные затворы,

А за ними "каторжные норы"

И смертельная тоска.

Для кого-то веет ветер свежий,

Для кого-то нежится закат -

Мы не знаем, мы повсюду те же,

Слышим лишь ключей постылый скрежет

Да шаги тяжелые солдат.

Подымались как к обедне ранней.

По столице одичалой шли,

Там встречались, мертвых бездыханней,

Солнце ниже и Нева туманней,

А надежда все поет вдали.

Приговор. И сразу слезы хлынут,

Ото всех уже отделена,

Словно с болью жизнь из сердца вынут,

Словно грубо навзничь опрокинут,

Но идет... шатается... одна...

Где теперь невольные подруги

Двух моих осатанелых лет?

Что им чудится в сибирской вьюге,

Что мерещится им в лунном круге?

Им я шлю прощальный мой привет.

Март 1940

 

«Реквием» А.А.Ахматова

В1 Укажите название авангардистского течения в поэзии начала XX века, оказавшего влияние на творчество А.А.Ахматовой.

В2Тексту поэмы предшествует цитата, выражающая основную идею произведения. Как называется этот элемент композиции произведения?

В3 К какому средству художественной изобразительности прибегает Ахматова, чтобы показать масштаб трагедии: «Перед этим горем гнутся горы, Не течет великая река»?

В4 «Смертельная тоска», «по столице одичалой», «осатанелых лет» - какой троп использует автор?

В5Укажите название фигуры речи, состоящей в повторе начала стихотворной строки:

Для кого-то веет ветер свежий,

Для кого-то нежится закат.

В6 Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных автором в выделенном фрагменте (цифры укажите в порядке возрастания).

1. Анафора

2. Олицетворение

3. Гипербола

4. Инверсия

5. Метонимия

В7 Определите стихотворный размер «Посвящения».

 

 

С1Какие средства художественной изобразительности помогают понять авторскую точку зрения на события, изображенные в поэме?

С2 В данном произведении отражена эпоха массовых репрессий в нашей стране; как автор характеризует это время? Кто еще из писателей отразил эту трагическую страницу нашей истории?

 

 

Типичные вопросы по лирическим произведениям

1. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение?// К какой жанрово-тематической разновидности поэзии относится данное стихотворение?

Пейзажная, гражданская, любовная, дружеская, медитативная (Тютчев «Певучесть есть в морских волнах…»), философская…

2. Как называется стилистическая фигура, основанная на изменении прямого порядка слов?// Какую стилистическую фигуру, состоящую в нарушении общепринятого порядка слов, использует поэт для создания …? Инверсия

3. Термин, которым в литературоведении называют изобразительно-выразительное средство, позволяющее переносить значение по сходству с одного предмета на другой? (Средство иносказательной выразительности). Метафора

4. Укажите название стилистического приёма, который использует поэт, начиная строки с одного и того же слова. Анафора

5. Как называется характер рифмовки? Кольцевая, перекрёстная, смежная <парная>

6. К какому поэтическому жанру относится данное стихотворение?

Ола, элегия, посвящение <послание>, эпиграмма…

7. Как называется поэтический приём, основанный на повторении гласных звуков? Ассонанс

8. Как называется поэтический приём повтора одинаковых согласных звуков?

Аллитерация

9. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.92.194 (0.011 с.)