Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Рассказы и повести А.П. Чехова.
Процесс пробуждения обыденного сознания представляет собой основной проблемный стержень зрелого творчества Чехова.
Одной из важных особенностей идейно - нравственного развития личности в чеховском изображении было то, что развитие это совершалось не целенаправленно, сознательно и последовательно, а как это обычно и бывает в повседневной жизни «рядового» человека как будто бы случайно, стихийно; непосредственными поводами для него служили отдельные, не связные между собой и часто малосознательные бытовые факты. Особенность чеховского психологизма можно выразить так: это психологизм скрытый, косвенный, психологизм подтекста. Способы и приемы психологического изображения у Чехова во многом отличаются от тех, которые мы наблюдали у его предшественников. Чехов не стремился сконцентрировать все штрихи, так или иначе характеризующие внутренний мир персонажа в данный момент, в относительно законченном фрагменте текста, - наоборот, «разбрасывает» их по тексту, постоянно прижимая собственно психологическое изображение деталями сюжета и предметного мира. Психологическое состояние персонажа, складываясь из этих штрихов, выясняется постепенно и незаметно для читателя, у которого не остается впечатления пристального авторского внимания к внутреннему миру героя.
Чехов использует одновременно разные формы психологического изображения: внутренний монолог, не собственно - прямая речь, авторское психологическое сообщение, психологическая деталь - впечатление, прием умолчания. У всех этих форм одна и та же задача - воссоздать психологическое состояние героя. Чеховское психологическое повествование ненарочито, и картина душевного состояния персонажа возникает в сознании читателя как бы сама собой, без целенаправленных усилий автора. Еще одна важная черта чеховского психологизма: он не детализирует внутренний мир героев, то есть не стремится последовательно описать и разъяснить каждое душевное движение, каждый элемент внутренней жизни. Одной из форм является не собственно -прямая внутренняя речь, во многом потеснившая ту форму внутреннего монолога, которая была характерна для предшественников Чехова и получила наиболее совершенное воплощение в творчестве Л. Толстого. Внутренний монолог в его традиционной форме несколько отдаляет автора и читателя от персонажа, или, может быть, точнее: он нейтрален в этом отношении. При этом авторский комментарий к внутреннему монологу четко отделен от самого монолога, автор знает больше, анализирует внутреннее состояние точнее, чем сам герой.
Одним из наиболее действенных способов вызвать читательское сопереживание и сотворчество является использование деталей — намеков, своего рода всех, которые помогают читателю «подбавить недостающее» в соответствии с авторским замыслом. Близко к описанному приему и использование Чеховым художественной детали в психологическом пейзаже. Если кратко охарактеризовать главную особенность его пейзажа, то можно сказать, что психологическое состояние персонажей не прямо воссоздается, а «приписывается» нейтральным самим по себе картинам природы. Детали «мира вещей» чаще всего используются Чеховым как форма психологического изображения самым простым и естественным способом: в повествовании подчеркнуто, что детали предметного мира даны в субъективном восприятии героев. Восприятие детали предметного мира используется Чеховым для воссоздания не одних только отрицательных эмоций по поводу грубости и пошлости жизни.
Заслуга Чехова в развитии психологизма состоит, прежде всего, в том, что в его творчестве получили художественное освоение новые формы и аспекты внутренней жизни человека.
Основные приёмы и способы психологического изображения
Средства психологического изображения
| Аналитические
средства автора
| Мимический
психологизм
| Самораскрытие
персонажа
| Мимика, жест, смех, манера говорения
| Диалог
Диалог с подтекстом.
«Скрытый диалог»
Двойной диалог
Двуплановый диалог
| Прямой авторский
комментарий
| Паузы,
умолчания,
недоговоренность,
намеки
| Исповедь (устная; письменная – дневник, письмо, журнал)
| Психологизированный портрет: от лица автора-повествователя, от лица героя-персонажа, от лица персонифицированного рассказчика и др.
| Психологические
ремарки,
реплики
| Внутренний монолог
Несобственно-прямая речь
Поток сознания (формы предсознания)
| Психологизированный пейзаж,
музыка,
мир звуков
| Сон, видение, грезы, галлюцинации, кошмары,
двойничество (разорванное сознание бессознательное)
| Психологическая деталь
|
Иван Сергеевич Тургенев
(1818–1883)
Роман «Отцы и дети» (1862)
Конфликты романа
Внешний
| Внутренний
| Противостояние разных поколений.
Проявляется в отношениях Павла Петровича и Базарова, Николая Петровича и Аркадия, Базарова и его
родителей
| Борьба между мировоззрением и чувствами Базарова, неприменимость его теории на практике
|
Сюжет романа
Глава 1.
Экспозиция Кирсановых
| Жизненная история Николая Петровича, ожидающего приезда сына Аркадия
| Главы 2–3.
Экспозиция Базарова
| Даны портрет и первая характеристика главного героя романа — Евгения Васильевича Базарова, приятеля
Аркадия, приехавшего вместе с ним. «Чудесный малый, такой простой» (Аркадий о Базарове)
| Главы 4–11.
Завязка внешнего
конфликта. Развитие действия
| Базаров знакомится с дядей Аркадия, Павлом Петровичем Кирсановым. Между героями разворачивается идейная полемика, непримиримость
их взглядов оборачивается презрением со стороны Базарова и ненавистью со стороны Павла Петровича
| Главы 12–13.
Подготовка развития
Внутреннего конфликта
| Борьба чувств и миропонимания Базарова, пародийное изображение «провинциальных нигилистов»
| Глава 14.
Завязка внутреннего
конфликта
| На балу у губернатора происходит знакомство Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой
| Главы 15–17.
Развитие действия
| Поездка Базарова и Аркадия в Никольское, неожиданные чувства Базарова
| Главы 18–19.
Кульминация
внутреннего конфликта
| Объяснение героя с Одинцовой, отъезд Базарова
| Главы 20–21.
Усугубление внутреннего
конфликта
| Посещение приятелями родительского дома Базарова, поездка в Никольское, возвращение в Марьино
| Главы 22–23.
Развитие внешнего
конфликта
| Базаров и Павел Петрович снова сталкиваются в их интересе к Фенечке, девушки из народа, родившей
ребенка Николаю Петровичу. Павлу Петровичу Фенечка напоминает прежнюю любовь — Нелли, Базаров же через ухаживания за Фенечкой пытается самоутвердиться после неудачи с Одинцовой
| Глава 24.
Кульминация
и развязка внешнего
конфликта
| Между Базаровым и Павлом Петровичем
происходит дуэль, в результате которой Павел Петрович получает легкое ранение, а Базаров уезжает из Марьина. Идейная борьба отходит на второй план, в отношениях между героями доминируют личные чувства
| Главы 25–26.
| Базаров через город *** едет в Никольское. Он разрывает отношения с Кирсановыми, с Аркадием, своим единственным другом, с Одинцовой. Герою не удается сохранить цельность собственной личности и мировоззрения
| Глава 27.
Усугубление и разрешение внутреннего
конфликта
| В родительском доме, где живы воспоминания
о детстве, проявляются естественные, непосредственные чувства — то, что Базаров пытался подавлять в себе, вооружившись
«новейшими теориями». Во время одной из операций Базаров через порез в пальце заражается тифом. Со смертью героя происходит развязка внутреннего конфликта, неразрешимого
в жизни
| Глава 28.
Эпилог
| Через шесть месяцев после смерти Базарова состоялись свадьбы Аркадия с сестрой Одинцовой, Катей Локтевой, и Николая Петровича с Фенечкой. Павел Петрович уехал
за границу. Анна Сергеевна Одинцова вышла замуж «не по любви, а по убеждению». Могилу Базарова навещают его старые родители
|
Евгений Васильевич Базаров
Нигилизм Базарова
Базаров называет себя нигилистом (от лат. nihil — ничто). Комплекс убеждений Базарова — не художественное преувеличение, в его образе отражаются характерные черты представителей демократической молодежи 1860-х гг. Нигилисты отрицают современный им общественный уклад, выступают против преклонения перед любыми авторитетами, отвергают принципы, принятые на веру, отрицают искусство и красоту, любые чувства, в том числе и любовь, объясняют физиологически
| «Мы догадались, что болтать, все только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведет только к пошлости и доктринерству; мы увидали, что и умники наши, так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, бессознательном творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и черт знает о чем, когда дело идет о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит, когда все наши акционерные общества лопаются единственно оттого, что оказывается недостаток в честных людях, когда самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке»
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
«Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки»
| «Всякий человек сам себя воспитать должен — ну хоть как я, например...»
| «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание —мы отрицаем».
«Мы ломаем, потому что мы сила»
| «— Да ведь надобно же и строить. — Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить».
«Так что ж? вы действуете, что ли? Собираетесь действовать? — Базаров ничего не отвечал»
|
Динамика образа Базарова
В начале романа Базаров предстает как уверенный в правоте и неоспоримости своего взгляда на жизнь человек. Однако постепенно живая жизнь вносит коррективы в его мировоззрение
| Тургенев проводит Базарова через испытания любовью и смертью — двумя онтологическими ситуациями, через которые, по Тургеневу, только и возможно истинное познание жизни. (Онтология (от греч. уn (уntos) — сущий
и logos — учение) — раздел философии, изучающий основы бытия, мироустройства, его структуру)
| Первоначальная самоуверенность Базарова исчезает, его внутренняя жизнь становится все более сложной и противоречивой. «Шоры» нигилизма раздвигаются, перед героем предстает жизнь во всей своей сложности
| Перед смертью Базаров становится проще и мягче: он не противится, когда отец настаивает на исповеди перед кончиной, просит Одинцову «приласкать» его родителей. В сознании героя происходит полная переоценка ценностей:
«И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично»
|
Образ Евгения Базарова
Внешний облик
| «Высокого роста в длинном балахоне с кистями», «обнаженная красная рука». Лицо «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету… оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум»
| Происхождение
| Разночинец: «У отца небольшое именьице. Он прежде полковым доктором», «Мой дед землю пахал»
| Образование
| «Главный предмет его – естественные науки. Да он все знает. Он в будущем году хочет держать на доктора».
| Отношение к воспитанию
| «Всякий человек сам себя воспитать должен»
| Отношение к родителям
| «- Ты их любишь, Евгений?
- Люблю, Аркадий».
| Черты характера
| Ум, сила воли, трудолюбие, сильно развитое самолюбие, умение подчинить себе других: «Базаров умен и знающ», «Жизнь в Марьине текла своим порядком: Аркадий сибаритствовал, Базаров работал»
| Общественно-политические взгляды
| «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… подумаешь, сколько иностранных… и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны»; «Исправьте общество, болезней не будет», «Свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок.»
| Особенности мировоззрения
| Нигилист, вульгарный материалист: «Я уже доложил вам, что ни во что не верю»,
«- В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем.
- Все?
- Все.
- Как? не только искусство, поэзию … но и … страшно вымолвить…
- Все…»;
«Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой».
| Отношение к любви
| «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения.»;«Это что за фигура?.. На остальных баб не похожа… У нее такие плечи, каких я не видывал давно…»; «Этакое богатое тело!.. Хоть сейчас в анатомический театр.», «Баба с мозгом. Ну, и видала же она виды»;
«Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно…»
| Отношение к природе, к искусству
| «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Рафаэль гроша медного не стоит…», «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»
| Отношение народу
| Критическое отношение к недостаткам народа: «Что ж, коли он (народ) заслуживает презрения!», «Мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке.»
| Особенности речи Базарова
| Краткость выражения, использование многочисленных пословиц и поговорок, афористичность речи, четкая формулировка мыслей, при необходимости обращение к формам ораторской речи, включение в речь научных терминов и понятий, резкая, отрывистая интонация
|
|