Приемы и средства комического 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приемы и средства комического



Сарказм – едкая, язвительная насмешка с откровенно сатирическим смыслом, обладающая высокой степенью отрицания описываемого явления. «Бородавкин <…>. Предводительствовал в кампании против недоимщиков, причем спалил тридцать три деревни, с помощью сих мер, взыскал недоимок два рубля с полтиною». («История одного города»)
Гипербола –художественный прием, основанный на преувеличении какого-либо свойства изображаемого предмета. «…Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
Литота – выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо свойства или признака (размера, силы, значения и т.д.) предмета, явления. «Иванов <…>. Был столь малого роста, что не мог вмещать пространных законов. Умер в 1819 году от натуги, усиливаясь постичь некоторый сенатский указ» («История одного города»)
Гротеск– тип художественной образности, основанный на сочетании реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического, что позволяет представить жизненное явление в невероятной, неестественной форме. их очевидными. «Прыщ <…>. Оказался с фаршированной головой, в чем и уличен местным предводителем дворянства» («История одного города»)
Пародия – один из приемов комического, подражание другому произведению, автору, литературному направлению с целью осмеяния. «Был … в древности народ, головотяпами именуемый, и жил он далеко на севере, там, где греческие и римские историки и географы предполагали существование Гиперборейского моря… По соседству с головотяпами жило независимых племен …, а именно: моржееды, лукоеды, гущеды, клюковники, куралесы, вертячие бобы, лягушечники, лапотники, чернонебые, долбежники, проломленные головы…» («История одного города») (пародия на стиль исторического труда).

С5.1. Каков художественный смысл финала романа Салтыкова-Щедрина "История одного города"?

С5.2. Сатирическое изображение "хозяев жизни" в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ

Роман «Преступление и наказание»

 

Центральная проблема – «личность и общество» или «человек и мир», которая реализуется в следующих темах и идеях:

- тема вседозволенности, если нет Бога и бессмертия души;

- тема исповеди без покаяния, «бесстыдной правды»;

- тема последних моментов сознания (тема смертной казни и самоубийства);

- тема сознания, находящегося на грани безумия;

- тема сладострастия, проникшего в сферы сознания и мысли;

- тема «неуместности» и «неблагообразия» жизни, оторванной от народных корней и народной веры;

- тема преступления как следствия «небратского» состояния общества, показателя аномалии общественного сознания.

 

Специфика жанра романа в творчестве Достоевского

Ф илософский роман характерно стремление осмыслить жизненные явления, имеющие общечеловеческое значение: добро и зло, вера и неверие, свобода и необходимость, благородство и подлость, счастье и страдание и т.д.
Социальный роман характерно стремление постичь закономерности развития хаотичной, ломающейся социальной действительности. При этом Достоевский был противником теории «среда определяет характер»; по его мнению, личность, ее духовное состояние играет огромную роль, человек всегда имеет право выбора.
Психологический роман по Достоевскому, человек сложен и неисчерпаем, глубок, «как море».
Остросюжетный роман на роман Достоевского повлиял жанр авантюрного романа, который отличается остросюжетностью, захватывающей повествовательной манерой, симпатией «к униженным и оскорбленным»
Тяготение к жанру драмы Напряженность коллизий, ярко выраженная диалогичность, эффектные сюжетные ходы, тщательно выписанные мизансцены и др.
Полифонический роман *, Роман, отличающийся таким построением, когда центральную мысль произведения не выражает ни автор, ни один из героев, она формируется из одновременного звучания многих равноправных голосов и сознаний.

 

История создания романа

• Замысел написания романа относится, вероятно, ко времени пребывания Ф. М. Достоевского на каторге. 9 октября 1859 г. из Твери он пишет брату: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли я тебе говорил про одну исповедь - роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому нужно пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля... Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения... Исповедь окончательно утвердит мое имя».
• Замысел романа вынашивался автором более 6 лет.
• В Висбадене в 1865 г. Достоевский задумал повесть, замысел которой стал основой для будущего романа «Преступление и наказание».
• Сам Достоевский определяет содержание своего произведения таким образом: «Это - психологический отчет одного преступления... Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты.... В повести моей есть, кроме того, намек на ту мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели, отчасти потому, что он и сам его нравственно требует».

 

Особенности композиции романа также связаны с его содержанием

 

Преступление Наказание
Занимает 1 часть повествования Описывается в 5 частях
Рассказывается о замысле и совершении преступления Рассказывается о влиянии преступления на душу Раскольникова и пути героя к постепенному раскаянию

 

Символика цвета, имен и чисел в романе

Основной цвет романа - желтый:

Герои Встречается желтый цвет
Раскольников Желтая каморка с желтенькими обоями; «Тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам».
Соня Комната с «желтоватыми, обшмыганными и истасканными обоями».
Порфирий Петрович Мебель из «желтого отполированного дерева».
Свидригайлов Желтый цвет обоев в комнате гостиницы, где остановился герой.
Старуха-процентщица Одета в «истрепанную и пожелтелую кацавейку», комната об­ставлена мебелью из желтого дерева.
Желтый цвет в романе создает дополнительное ощущение болезненности, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, истеричности и одновременно затхлости и безысходности.

 

У Достоевского тщательно продуманы имена и фамилии героев:

Имя Его значение в романе
Раскольников «Раскол» - «раздвоение» - с одной стороны страстная любовь к людям, с другой - полное безразличие к своим интересам.
София Смиренномудрие, Соня Мармеладова - смиренно несет крест, вы­павший на ее долю, и верит в победу добра и справедливости.
Лебезятников Человек, способный подличать, лебезить, поддакивать. Но автор переводит героя в новую категорию (сцена со сторублевкой), когда честное сердце Лебезятникова не выдерживает и он вступается за Сонечку и раскрывает замысел Лужина.
Авдотья Романовна (сестра Раскольникова) Прототипом этой героини является Авдотья Яковлевна Панаева, первая любовь писателя.
Разумихин Рассудительный Лужин, ошибаясь, называет героя «Рассудкиным».
Лизавета Ивановна «Елисавета» - почитающая Бога.

 

Число «три» в романе

Герой Как связан с числом «3»
Марфа Петровна Оставила три тысячи рублей Дуне по завещанию.
Соня Вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек.
Соня Катерине Ивановне «выложила тридцать целковых».
Марфа Петровна Выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч сребреников.
Свидригайлов Хотел предложить Дуне до тридцати тысяч.
Раскольников Трижды позвонил в колокольчик старухи.
Раскольников Трижды встречается с Порфирием Петровичем.
Дуня Стреляет в Свидригайлова в трех шагах.
Разумихин Три часа дожидается, пока проснется Раскольников.
Свидригайлов Вручает Соне три билета.
Марфа Петровна «Три раза приходила» к Свидригайлову.
Раскольников Думает, что у Сони три дороги, когда она стоит в трех шагах от стола.
Соня В ее комнате три больших окна.

 

Число «семь» в романе

♦ Согласно учению пифагорийцев, число 7 является символом святости, здоровья и разума, Число 7 называют «истинно святым числом», так как число 7-это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа 4, числа, которое относят к числам мирового порядка. Напрашивается вывод, что число 7 является символом «союза» Бога с че­ловеком, символом общения между Богом и его творением.
Деталь, эпизод романа Как связано с числом «7»?
Сам роман Состоит из 6 частей и эпилога.
1-я и 2-я части романа Состоят из 7 глав.
7 часов вечера Роковое время для Раскольникова, так как на это время он назначает убийство старухи-процентщицы.
7 лет каторги Такой срок определен в качестве наказания герою романа.
7 лет Прожил Свидригайлов со своей женой, Марфой Петровной.
7 детей У портного Капернаумова.
Раскольников в 7 лет Видит сон, в котором представляет себя семилетним мальчиком.
730 шагов До дома старухи-процентщицы.

 

Теория Раскольникова

В романе автор представляет теорию Раскольникова

о «делении людей на два разряда»

Обыкновенные люди Необыкновенные люди
«Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных». «Имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово».
Живут в послушании. Переступают закон во имя лучшего.
Эти люди не могут заслуживать к себе сожаления, их жизнь ничего не стоит, если ей придется жертвовать для достижения великих целей «особенным людям». Если ради своей идеи таким людям необходимо бу­дет переступить «через труп, через кровь», то они «внутри себя, по совести» могут «дать себе разре­шение перешагнуть через кровь».
«Обыкновенный» человек, слабый и бессильный, не способный изме­нить своей участи. Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон - «необыкно­венные» люди, давали новые законы жизни, меняли жизнь, разрушая старое, не останавливаясь перед необходимостью пролития крови.
Раскольников в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей. Но при этом Раскольников путь к счастью людей видит в необходи­мости насилия и пролития крови.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.62 (0.013 с.)