Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Приемы и средства комического
Сарказм – едкая, язвительная насмешка с откровенно сатирическим смыслом, обладающая высокой степенью отрицания описываемого явления.
| «Бородавкин <…>. Предводительствовал в кампании против недоимщиков, причем спалил тридцать три деревни, с помощью сих мер, взыскал недоимок два рубля с полтиною». («История одного города»)
| Гипербола –художественный прием, основанный на преувеличении какого-либо свойства изображаемого предмета.
| «…Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
| Литота – выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо свойства или признака (размера, силы, значения и т.д.) предмета, явления.
| «Иванов <…>. Был столь малого роста, что не мог вмещать пространных законов. Умер в 1819 году от натуги, усиливаясь постичь некоторый сенатский указ» («История одного города»)
| Гротеск– тип художественной образности, основанный на сочетании реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического, что позволяет представить жизненное явление в невероятной, неестественной форме. их очевидными.
| «Прыщ <…>. Оказался с фаршированной головой, в чем и уличен местным предводителем дворянства» («История одного города»)
| Пародия – один из приемов комического, подражание другому произведению, автору, литературному направлению с целью осмеяния.
| «Был … в древности народ, головотяпами именуемый, и жил он далеко на севере, там, где греческие и римские историки и географы предполагали существование Гиперборейского моря… По соседству с головотяпами жило независимых племен …, а именно: моржееды, лукоеды, гущеды, клюковники, куралесы, вертячие бобы, лягушечники, лапотники, чернонебые, долбежники, проломленные головы…» («История одного города») (пародия на стиль исторического труда).
| С5.1. Каков художественный смысл финала романа Салтыкова-Щедрина "История одного города"?
С5.2. Сатирическое изображение "хозяев жизни" в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ
Роман «Преступление и наказание»
Центральная проблема – «личность и общество» или «человек и мир», которая реализуется в следующих темах и идеях:
- тема вседозволенности, если нет Бога и бессмертия души;
- тема исповеди без покаяния, «бесстыдной правды»;
- тема последних моментов сознания (тема смертной казни и самоубийства);
- тема сознания, находящегося на грани безумия;
- тема сладострастия, проникшего в сферы сознания и мысли;
- тема «неуместности» и «неблагообразия» жизни, оторванной от народных корней и народной веры;
- тема преступления как следствия «небратского» состояния общества, показателя аномалии общественного сознания.
Специфика жанра романа в творчестве Достоевского
Ф илософский роман
| характерно стремление осмыслить жизненные явления, имеющие общечеловеческое значение: добро и зло, вера и неверие, свобода и необходимость, благородство и подлость, счастье и страдание и т.д.
| Социальный роман
| характерно стремление постичь закономерности развития хаотичной, ломающейся социальной действительности. При этом Достоевский был противником теории «среда определяет характер»; по его мнению, личность, ее духовное состояние играет огромную роль, человек всегда имеет право выбора.
| Психологический роман
| по Достоевскому, человек сложен и неисчерпаем, глубок, «как море».
| Остросюжетный роман
| на роман Достоевского повлиял жанр авантюрного романа, который отличается остросюжетностью, захватывающей повествовательной манерой, симпатией «к униженным и оскорбленным»
| Тяготение к жанру драмы
| Напряженность коллизий, ярко выраженная диалогичность, эффектные сюжетные ходы, тщательно выписанные мизансцены и др.
| Полифонический роман *,
| Роман, отличающийся таким построением, когда центральную мысль произведения не выражает ни автор, ни один из героев, она формируется из одновременного звучания многих равноправных голосов и сознаний.
|
История создания романа
• Замысел написания романа относится, вероятно, ко времени пребывания Ф. М. Достоевского на каторге. 9 октября 1859 г. из Твери он пишет брату: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли я тебе говорил про одну исповедь - роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому нужно пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля... Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения... Исповедь окончательно утвердит мое имя».
| • Замысел романа вынашивался автором более 6 лет.
| • В Висбадене в 1865 г. Достоевский задумал повесть, замысел которой стал основой для будущего романа «Преступление и наказание».
| • Сам Достоевский определяет содержание своего произведения таким образом: «Это - психологический отчет одного преступления... Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты....
В повести моей есть, кроме того, намек на ту мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели, отчасти потому, что он и сам его нравственно требует».
|
Особенности композиции романа также связаны с его содержанием
Преступление
| Наказание
| Занимает 1 часть повествования
| Описывается в 5 частях
| Рассказывается о замысле и совершении преступления
| Рассказывается о влиянии преступления на душу Раскольникова и пути героя к постепенному раскаянию
|
Символика цвета, имен и чисел в романе
Основной цвет романа - желтый:
Герои
| Встречается желтый цвет
| Раскольников
| Желтая каморка с желтенькими обоями; «Тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам».
| Соня
| Комната с «желтоватыми, обшмыганными и истасканными обоями».
| Порфирий Петрович
| Мебель из «желтого отполированного дерева».
| Свидригайлов
| Желтый цвет обоев в комнате гостиницы, где остановился герой.
| Старуха-процентщица
| Одета в «истрепанную и пожелтелую кацавейку», комната обставлена мебелью из желтого дерева.
| Желтый цвет в романе создает дополнительное ощущение болезненности, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, истеричности и одновременно затхлости и безысходности.
|
У Достоевского тщательно продуманы имена и фамилии героев:
Имя
| Его значение в романе
| Раскольников
| «Раскол» - «раздвоение» - с одной стороны страстная любовь к людям, с другой - полное безразличие к своим интересам.
| София
| Смиренномудрие, Соня Мармеладова - смиренно несет крест, выпавший на ее долю, и верит в победу добра и справедливости.
| Лебезятников
| Человек, способный подличать, лебезить, поддакивать. Но автор переводит героя в новую категорию (сцена со сторублевкой), когда честное сердце Лебезятникова не выдерживает и он вступается за Сонечку и раскрывает замысел Лужина.
| Авдотья Романовна (сестра Раскольникова)
| Прототипом этой героини является Авдотья Яковлевна Панаева, первая любовь писателя.
| Разумихин
| Рассудительный Лужин, ошибаясь, называет героя «Рассудкиным».
| Лизавета Ивановна
| «Елисавета» - почитающая Бога.
|
Число «три» в романе
Герой
| Как связан с числом «3»
| Марфа Петровна
| Оставила три тысячи рублей Дуне по завещанию.
| Соня
| Вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек.
| Соня
| Катерине Ивановне «выложила тридцать целковых».
| Марфа Петровна
| Выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч сребреников.
| Свидригайлов
| Хотел предложить Дуне до тридцати тысяч.
| Раскольников
| Трижды позвонил в колокольчик старухи.
| Раскольников
| Трижды встречается с Порфирием Петровичем.
| Дуня
| Стреляет в Свидригайлова в трех шагах.
| Разумихин
| Три часа дожидается, пока проснется Раскольников.
| Свидригайлов
| Вручает Соне три билета.
| Марфа Петровна
| «Три раза приходила» к Свидригайлову.
| Раскольников
| Думает, что у Сони три дороги, когда она стоит в трех шагах от стола.
| Соня
| В ее комнате три больших окна.
|
Число «семь» в романе
♦ Согласно учению пифагорийцев, число 7 является символом святости, здоровья и разума, Число 7 называют «истинно святым числом», так как число 7-это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа 4, числа, которое относят к числам мирового порядка. Напрашивается вывод, что число 7 является символом «союза» Бога с человеком, символом общения между Богом и его творением.
| Деталь, эпизод романа
| Как связано с числом «7»?
| Сам роман
| Состоит из 6 частей и эпилога.
| 1-я и 2-я части романа
| Состоят из 7 глав.
| 7 часов вечера
| Роковое время для Раскольникова, так как на это время он назначает убийство старухи-процентщицы.
| 7 лет каторги
| Такой срок определен в качестве наказания герою романа.
| 7 лет
| Прожил Свидригайлов со своей женой, Марфой Петровной.
| 7 детей
| У портного Капернаумова.
| Раскольников в 7 лет
| Видит сон, в котором представляет себя семилетним мальчиком.
| 730 шагов
| До дома старухи-процентщицы.
|
Теория Раскольникова
В романе автор представляет теорию Раскольникова
о «делении людей на два разряда»
Обыкновенные люди
| Необыкновенные люди
| «Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных».
| «Имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово».
| Живут в послушании.
| Переступают закон во имя лучшего.
| Эти люди не могут заслуживать к себе сожаления, их жизнь ничего не стоит, если ей придется жертвовать для достижения великих целей «особенным людям».
| Если ради своей идеи таким людям необходимо будет переступить «через труп, через кровь», то они «внутри себя, по совести» могут «дать себе разрешение перешагнуть через кровь».
| «Обыкновенный» человек, слабый и бессильный, не способный изменить своей участи.
| Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон - «необыкновенные» люди, давали новые законы жизни, меняли жизнь, разрушая старое, не останавливаясь перед необходимостью пролития крови.
| Раскольников в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей. Но при этом Раскольников путь к счастью людей видит в необходимости насилия и пролития крови.
|
Социальные истоки теории
| Личные жизненные обстоятельства (нищета, неустроенность сестры и матери, отсутствие перспектив), убожество окружающего мира («петербургские» сцены в романе).
| Философские истоки
| Мечты о совершенстве и гармонии бытия, которые при сложившемся в современном мире порядке вещей можно воплотить, только преступив нравственный закон; незначительность жертвы (убийство старухи-процентщицы) в данном случае оправдывает великую цель: счастливое будущее многих людей.
| Теория «наполеонизма»
| Мысль об исключительном праве «сильной личности», которой все позволено; оправдание «крови по совести».
| Ошибочность теории
| Бесчеловечность средства достижения благородной цели; «кровь по совести» на деле превращается в цепь кровавых преступлений, которым не видно конца. Раскольников, преступивший нравственный закон внутри себя, обречен на душевные муки.
|
|