Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Характеристика персонажа персонаж
А. Имел он все, что надобно для счастья: 1. Павлуша Веретенников
Почет завидный, истинный,
Не купленный ни деньгами, ни страхом: 2. Дед Савелий
Строгой правдою, умом и добротой.
Б. …Старик убогонький,
Живал когда-то в Питере, 3. Яким Нагой
Да угодил в тюрьму:
С купцом тягаться вздумалось.
В. С большущей сивой гривою, 4. Ермил Гирин
Чай, двадцать лет не стриженной,
С большущей бородой,
Дед на медведя смахивал.
С1 К стилю каких жанров фольклора обращается Некрасов, создавая образ Матрены Тимофеевны?
С2 В главе «Крестьянка» Н.А.Некрасов отразил судьбу русской женщины. Кто еще из русских писателей создал в своем творчестве полнокровные женские судьбы и в чем они сопоставимы с судьбами героини Некрасова?
Александр Александрович Блок
Поэма «Двенадцать» (1918)
Особенности композиции
Поэма состоит из двенадцати глав и построена по принципу кольца (кольцевая композиция).
ГЛАВЫ
| СМЫСЛОВОЕ ТОЛКОВАНИЕ
|
1 и 12 главы
|
Из хаоса только один путь – к Богу
|
2 и 11 главы
| Герои, «апостолы новой веры», приведут мир к беснованию (сравнить: Ф.М Достоевский роман «Бесы»)
|
3 и 10 главы
| Цель нового пути приводит к духовной слепоте («Не видать уже друг друга за четыре за шага»), а слепые, зовущие мир к новой вере, неизбежно приводят его к пропасти.
|
4 и 9 главы
| Зарождение конфликта:
· ждет разрешения противоречие в отношениях героев: Катька-Ванька- Петруха,
· так же своего часа ждет и старый мир, стоящий на перекрестке. Один «безмолвный вопрос» объединяет обе главы ожиданием выбора героев на разных уровнях. Своеволие или воля? Своеволие – это бунт богоборчества или, что страшнее, богоотречения.
· Воля – выбор возможных решений..
|
5 и 8 главы
| Поругание любви происходит уже в сознании героини Катьки («с юнкерьем гулять ходила- с солдатьем теперь пошла»), и это провокация к агрессии и предпосылка к случайному убийству. Духовный раскол Катьки приносит ей, как искупление, нелепую смерть, дабы блуд не прогрессиро-вал, дабы душа не разложилась окончательно до полного омертвения. И имя ей Блок дает символично: имя Екатерина (разг. Катерина) происходит от греческого слова "катариос" - чистый, непорочный. Того же корня слово "катарсис" - очищение.
|
6 и 7 главы
| СЕРДЦЕВИНА поэмы,
в которой случайно, но вполне закономерно происходит убийство человека (Катьки), открывающее путь или к ПРОЗРЕНИЮ и покаянию, или к еще более тяжким преступлениям. Решает все духовный выбор человека.
|
Организующий мотив поэмы «Двенадцать» –
Мотив пути
реальное шествие двенадцати символическое движение
красногвардейцев по улицам истории, метафора смены
зимнего Петрограда поколений
Основные образы-символы в поэме
Вечер, ночь
| Традиционно символизирует завершение, конец цикла, в данном случае – конец исторической эпохи (конец «старого мира»). По Блоку, начало нового цикла всецело зависти от того, как человек проживет «вечер» и «ночь», т.е. от каждого человека зависит, наступит ли «утро» и каким оно будет.
| Снег
| Символ замкнутого пространства, плена, невозможности возвращения к прошлому, в этом кроется двоякая природа символа: с одной стороны, это подтверждение идеи неизбежности конца «старого мира», с другой, - грозное предупреждение о катастрофическом разрыве между эпохами, об исчезновении связи между ними.
| Ветер, вьюга
| Традиционно символизирует обновление, но в поэме ветер перерастает во вьюгу, т.е. в снежный вихрь, природа которого такова, что человек, оказавшийся в его эпицентре может быть как вознесен на верх, к небу, к свету, так и затянут в омут, в воронку – низвергнут в преисподнюю, из которой нет возврата.
| Буржуй на перекрестке, писатель-вития, товарищ поп, барыня в каракуле
| Образы, символизирующие старый мир, восходят к блоковской «театральной» символике: они решены в стилистике представления кукольного театра, где одна за другой появляются куклы-типы в сопровождении хлестких и нелицеприятных комментариев Петрушки.
| Двенадцать
| Символика числа двенадцать, во-первых, явно связана с идеей цикла и его завершенности (12 месяцев в году), во-вторых, отсылает к библейской традиции – 12 апостолов, учеников Христа, призванных нести свет новой веры миру. В данном случае можно говорить и о реально-конкретном значении – красногвардейцы патрулировали группами по 12 человек.
| Ванька
| Традиционно значение этого образа связывают с персонажем комедии масок Арлекином (по Блоку, Арлекин - существо, лишенное души), в котором преобладает плотское, телесное начало. Некоторые исследователи прочитывают символику этого образа в контексте евангельского текста, соотнося его с фигурой Иуды, предавшего идеалы Христа.
| Катька
| Традиционно значение этого образа связывают с персонажем комедии масок Коломбиной (по Блоку, Коломбина – воплощение женского начала), доминантной чертой которой является безрассудная страсть, несущая гибель и разрушение.
| Петруха
| Традиционно значение этого образа связывают с персонажем комедии масок Пьеро (по Блоку, Пьеро – воплощение души), для которого понятия жизнь и страдание немыслимы друг без друга. Ряд исследователей указывают на возможность соотнесения образа Петрухи с образом апостола Петра.
| Мировой пожар
| Значение образа связанно с символикой Апокалипсиса, конца света, но в трактовке младосимволистов «конец света не есть конец бытия», это начало новой эры, которая может стать как царством Христа, так и царством Антихриста. Символика огня здесь также неоднозначна: 1) очищающее пламя (необходимо очистить землю от скверны прежде, чем начнется новая эра); 2) неконтролируемая беспощадная стихия, сметающая все на своем пути; 3) пламень жертвенного костра (для того, чтобы новая эра была прекрасной, необходима жертва, которая искупит грехи старого мира).
| Паршивый пес (пес голодный)
| Символ старого мира, в свете христианской символики ассоциируется с нечистотой. (Собака редко упоминается в Библии, и только в отрицательном смысле.)
| Исус Христос
| Воплощение прекрасной Души Мира, избавленной от оков Хаоса, символ истинного пути.
| Музыка
| Центральный символический образ поэмы, по Блоку, музыка – это воплощение гармонии, которая позволит преодолеть хаос и сделать мир прекрасным.
|
Тест
А.Блок
«Двенадцать»
B1
| Как называется литературное направление конца XIX—начала XX веков, одним из ярких представителей которого являлся А. А. Блок?
| B2
| Как в литературоведении называется художественный образ, раскрывающийся через сопоставление с другими понятиями и содержащий в себе множество смыслов (например, ветер и вьюга в поэме А. А. Блока «Двенадцать»)?
| ВЗ
| Какой литературный прием использует А. А. Блок в начале и в конце поэмы «Двенадцать». противопоставляя образы? Черный вечер. Позади — голодный пес <...> Белый снег. Впереди — Исус Христос.
| B4
| К какому лирическому жанру относится приведенный фрагмент поэмы А. А. Блока «Двенадцать»? Как пошли наши ребята В красной гвардии служить — В красной гвардии служить — Буйну голову сложить! Эх ты, горе-горькое, Сладкое житье! Рваное пальтишко, Австрийское ружье! Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови — Господи, благослови!
| B5
| Что символизирует собой «поджавший хвост паршивый пес», «пес голодный», «пес безродный», «нищий пес голодный» в поэме А. А. Блока «Двенадцать»?
|
Владимир Владимирович Маяковский
Поэма «Облако в штанах» (1915): любовная драма – драма жизни
Смысл названия поэмы
Поэма первоначально называлась «Тринадцатый апостол». По церковному учению, Христос имел двадцать учеников (апостолов), «старые распространили по миру его учение Они были проповедниками нового мировоззрения, новой религии. Маяковский тоже объявил себя «апостолом», только — тринадцатым! В этом была лукавая издевка! Когда Маяковский принес в цензуру поэму и ее там прочитали, ему прямо заявили «Что вы, на каторгу захотели?» Вынужденный снять название «Тринадцатый апостол», подчеркивавшее всесторонность «апостольской проповеди», Маяковский заменил его новым: «Облако в штанах». Этим, разумеется, не изменялась сущность произведения. Однако новое название акцентировало уже один «крик»: долой вашу любовь!
Молодой Маяковский изнутри взрывал господствовавшую традицию. Само название «Облако в штанах» декларировало протест против «нежной», келейной трактовки любви, независимо от ее связи с альковом, серафимом или рестораном. Название сатирично. Традиционная любовь — «звезда», «солнце», «алтарь», «облако», «злато-лира», «ананасы в шампанском»... И вот — любовь неожиданно облекается в.... штаны! Поэт как бы говорит: уж если обязательно нужна обсахаренная нежность, «небесность» и т. п., то он согласен уступить, но… сохраняя иронию: …хотите— буду безукоризненно нежный, не мужчина, а — облако в штанах! Вместе с тем новое название имело и другой смысл. Соединяя любовь с подчеркнуто будничным («штаны»), поэма предвещала новую трактовку темы. В ней теперь ясно звучит голос повседневной, неприкрашенной жизни.
| Лирический герой – «тринадцатый апостол» -
символ бунта, отрицания мира, сотворенного Богом:
«четыре крика четырех частей» поэмы
Долой
Вашу любовь!
| Долой
ваше искусство!
| Долой
ваш строй!
| Долой
Вашу религию!
| Мечта о чистой любви, когда отношения основаны не по законам выгоды, корысти, «купли-продажи»
| Потребность в демократическом искусстве улицы в противовес элитарной эстетски снобистскому искусству салонов
| Жажда бунта – мечта об анархически необузданной стихии, которая сметет с лица земли существующий строй
| Отрицание Бога, допустившего и освящающего установившийся миропорядок с искаженными представлениями о морали, искусстве, отношениях между людьми и социальными отношениями
|
|