Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Персонаж характеристика (действие)
Похожие статьи вашей тематики
А)Клещ
| 1)Читает книгу «Роковая любовь»
| Б)Актер
| 2)Называет себя рабочим человеком, мечтает
вырваться из ночлежки
| В)Настя
| 3)Торгует пельменями на рынке
| | 4)Сначала не может вспомнить любимые стихи,
а потом их вспоминает
| В6. Установите соответствие между тремя персонажами и репликами, которые они произносят в произведении
ПЕРСОНАЖ РЕПЛИКА
А)Актер
| 1)«Я всю жизнь только переодевался – а зачем?»
| Б)Барон
| 2)«Ушей вовсе нет у верблюда... он – ноздрей
слышит».
| В)Сатин
| 3)«Мне вредно дышать пылью... Мой организм
отравлен алкоголем...»
| | 4)«Люблю непонятные, редкие слова».
| В7. Как называется небольшое высказывание персонажа в пьесе?
С1. Как бы вы объяснили реакцию персонажей на слова Сатина, выраженную в самой большой ремарке отрывка?
С2. В каких еще произведениях так или иначе звучит вопрос «Зачем вы живете? Зачем?» и как эти произведения перекликаются с пьесой М.Горького «На дне»?
ЭПИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Типичные вопросы по эпическим произведениям
(// -такими двумя вертикальными косыми линиями отмечены варианты формулировки одного и того же задания)
1. Как в литературном произведении называется монолог, который произносит герой «про себя»? Внутренний монолог
2. Как в литературоведении называют средство, помогающее описать героя («слабый», «тщедушный»)? // Как называются образные определения, являющиеся традиционным средством художественной изобразительности? Эпитет
3. События в произведении излагаются от лица вымышленного персонажа. Как называется персонаж произведения, которому доверяется повествование о событиях и других персонажах? Рассказчик
4. Как называется род литературы, которому принадлежит произведение? Эпос
5. Как называется намеренное употребление в тексте одинаковых слов, усиливающее значимость высказывания? Повтор
6. Каким термином обозначается способ отображения внутреннего состояния героев, мыслей и чувств? Психологизм
7. Как называется выразительная подробность, несущая в художественном тексте важную смысловую нагрузку? Деталь
8. Фрагмент начинается и заканчивается описанием пожара в Смоленске т.п. Укажите термин, которым обозначается расположение и взаимосвязь частей, эпизодов, образов в художественном произведении.// Каким термином обозначают организацию частей произведения, образов и их связей? Композиция
9. Укажите вид тропа, в основе которого перенос свойств одних предметов и явлений на другие («пламя таланта»). Метафора
10. Укажите жанр, которому относится произведение. Роман, рассказ, повесть, сказка…
В начале фрагмента даётся описание внешности персонажа. Как называется это средство характеристики персонажа? Портрет
В начале эпизода даётся описание ночной станицы. Каким термином обозначается подобное описание?// Каким термином принято обозначать описание природы? Пейзаж
11. К какой жанровой разновидности относится роман? Социально-философский, психологический, социально-бытовой…
Автор создал обобщенный образ «маленького человека». Каким термином принято называть подобные образы? Тип
12. Укажите троп, представляющий собой замену имени собственного описательным оборотом.
Перифраз
13. Знаковый образ, смысл которого выходит за пределы предметного значения. Символ
14. Каким термином принято обозначать часть произведения, где изображаются обстоятельства, предваряющие основные события сюжета? Экспозиция
15. Каким термином обозначают совокупность событий, повороты и перипетии действия в произведении? Сюжет
16. Каким термином обозначается заключительный компонент произведения? Эпилог
17. Художественное время и пространство – важнейшие характеристики авторской модели мира. Какой традиционный пространственный ориентир использует Гончаров для создания образа символически насыщенного замкнутого пространства? Дом
18. Какая художественная категория позволяет предать сопряженность прошлого, настоящего и будущего? Время
19. Как называют форму иносказания, характерную для басен, притчей? Аллегория
20. Укажите название приёма художественного преувеличения, при котором правдоподобие уступает место фантастике, карикатуре. Гротеск
21. Как в литературных произведениях называется разновидность описания, позволившая автору воссоздать обстановку жилища? Интерьер
ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО
РОМАН
Произведение
| Традиции
| Новаторство
| А.С.Пушкин
«Капитанская дочка»
|
|
| А.С.Пушкин
«Евгений Онегин»
|
|
| М.Ю.Лермонтов
«Герой нашего времени»
|
|
| И.С.Тургенев
«Отцы и дети»
|
|
| М.Е.Салтыков-Щедрин
«История одного города»
|
|
| Л.Н.Толстой
«Война и мир»
|
|
| Ф.И.Достоевский
«Преступление и наказание»
|
|
| И.А.Гончаров
«Обломов»
|
|
| М.А.Шолохов
«Тихий Дон»
|
|
| М.А.Булгаков
«Мастер и Маргарита»
|
|
|
Александр Сергеевич Пушкин
Роман «Капитанская дочка» (1836) Жанр — роман
| Метод — реалистический | Роман написан от первого лица, в форме мемуаров главного героя Петра Андреевича Гринева
| «Капитанская дочка» — последнее прозаическое произведение Пушкина
| Сюжет На семнадцатом году жизни отец Петра отправляет его на военную службу. Петр в сопровождении слуги Савельича отправляется в Оренбург. В Симбирске, остановившись
в трактире на ночлег, он знакомится с ротмистром Зуриным, которому проигрывает на бильярде крупную сумму — сто рублей
| Подъезжая к Оренбургу, Гринев с Савельичем попадают в буран. Найти дорогу им помогает случайный человек, он выводит кибитку Гринева на постоялый двор. В благодарность за оказанную услугу Петр дарит незнакомцу свой заячий тулуп
| Гринев приезжает в Оренбург и по назначению отправляется в Белогорскую крепость, которая на деле оказывается простой деревушкой, окруженной деревянным забором.
Там он знакомится с комендантом крепости Иваном Кузьмичом Мироновым, его женой Василисой Егоровной и дочерью Машей. В доме Мироновых Гринев становится практически членом семьи, он влюбляется в дочь хозяев Машу Гринев сближается с поручиком Швабриным, который кажется ему образованным и интересным человеком. Вскоре между ними происходит ссора: поводом послужили стихи, написанные Гриневым Маше. Швабрин критикует стихи и нелестно отзывается о Маше. Между героями происходит дуэль, Гринев ранен. Маша ухаживает за ним и объясняет поведение Швабрина. Как оказалось, он претендовал на ее руку, но получил отказ. Петр пишет отцу о намерении жениться. Тот, имеющий «триста душ», не желает женитьбы своего сына на бесприданнице. Маша не хочет выходить за Гринева без благословения его родителей
| Вскоре крепость захватывают мятежники во главе с Емельяном Пугачевым. Коменданта и других офицеров, не пожелавших присягнуть на верность самозванцу, вешают. Гибнет под ударом сабли и Василиса Егоровна. Швабрин переходит на сторону Пугачева. Гринева же Пугачев милует. Как оказалось, Пугачев и был тем бродягой, которому
Гринев подарил тулуп | Пугачев отпускает Гринева и Савельича, сам же готовит наступление на Оренбург. Маша, заболевшая от потрясений, остается в крепости. По прибытии в Оренбург Гринев
встречается с генералом и докладывает о случившемся. Гринев просит освободить Белогорскую крепость, однако генерал и другие военные считают это слишком рискованным мероприятием. Гринев получает письмо от Маши, в котором она сообщает ему, что Швабрин принуждает ее выйти за него замуж. С помощью Пугачева Гринев освобождает Машу и отправляет ее к своим родителям в качестве невесты. Сам Гринев остается в армии
| Окончание военной кампании совпадает с арестом Гринева. Представ перед судом, он уверен, что сможет оправдаться, однако его оговаривает Швабрин, заявляя, что Гринев — шпион, которого Пугачев отправил в Оренбург. Гринев осужден, его ждет позор и ссылка в Сибирь на вечное поселение, но Маша спасает его, обращаясь за милостью к самой императрице
| Темы романа Историческая | Любовная | Основная тема — восстание Пугачева
1773–1774 гг. | Частная тема — любовь и верность Петра Гринева и Маши Мироновой, Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны
| Политематичность «Капитанской дочки»
| В «Капитанской дочке» отражены все наиболее важные темы позднего периода творчества Пушкина:
- место «маленького человека» в исторических событиях (Гринев, Маша);
- нравственный выбор в сложных обстоятельствах (Иван Кузьмич, Швабрин, Гринев);
- закон и милосердие (Пугачев и Гринев, императрица и Маша);
- народ и власть;
- тема семейных отношений (Мироновы, Гриневы) | Система эпиграфов В романе 17 эпиграфов: один относится ко всему роману, 16 предпосланы главам
| Эпиграфы несут важную смысловую нагрузку: отражают авторскую позицию, акцентируют тему, задают эмоциональную тональность, вводят повествование в контекст русской культуры
| Большая часть эпиграфов (10 из 17) — из народного творчества. Это создает атмосферу народности и отражает содержание произведения
| Общий эпиграф («Береги честь смолоду») определяет главную идею — в любых обстоятельствах необходимо хранить верность долгу и чести. Это отцовский завет главному герою перед началом его самостоятельной жизни. Эпиграф показывает общность взглядов автора и рассказчика
| Эпиграфами к главам романа служат пословицы, народные песни, цитаты из произведений литературы XVIII в. (Я. Б. Княжнин, М. М. Херасков, Д. И. Фонвизин), часто в переработанном виде
|
Симметричность композиции
Две сюжетные линии Историческая
| Частная | Описание восстания Емельяна Пугачева
| Отношения Петра Гринева и Маши Мироновой, семейная жизнь Мироновых и Гриневых
| Два мира Народный
| Дворянский
| Во главе — Пугачев, выходец из народа. Военный совет у Пугачева — живое обсуждение, на котором принимается оптимальное решение
| Во главе — Екатерина II. Представитель — генерал. Военный совет дан сатирически, военная теория без понимания реальной ситуации приводит к губительному решению
| Сопоставление сюжетных ситуаций Маша Миронова оказывается в беде
| Петр Гринев оказывается в беде
| Причина — суровые законы народного восстания
| Причина — законы дворянской
государственности | Гринев спасает Машу, обращаясь за помощью к крестьянскому царю
| Маша спасает Гринева, обращаясь за помощью к императрице
|
Роман «Капитанская дочка»
Тест
Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела... "Стой! стой!" раздался голос, слишком мне знакомый, - и я увидел Савельича, бежавшего нам на встречу. Пугачев велел остановиться. "Батюшка, Петр Андреич!" - кричал дядька. - "Не покинь меня на старости лет посреди этих мошен..." - А, старый хрыч! - сказал ему Пугачев. - Опять бог дал свидеться. Ну, садись на облучок. "Спасибо, государь, спасибо, отец родной!" - говорил Савельич усаживаясь. - "Дай бог тебе сто лет здравствовать за то, что меня старика призрил и успокоил. Век за тебя буду бога молить, а о зайчьем тулупе и упоминать уж не стану". Этот зайчий тулуп мог наконец не на шутку рассердить Пугачева. К счастию, самозванец или не расслыхал или пренебрег неуместным намеком. Лошади поскакали; народ на улице останавливался и кланялся в пояс. Пугачев кивал головою на обе стороны. Через минуту мы выехали из слободы и помчались по гладкой дороге. Легко можно себе представить, что чувствовал я в эту минуту. Через несколько часов должен я был увидеться с той, которую почитал уже для меня потерянною. Я воображал себе минуту нашего соединения... Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба, и который по странному стечению обстоятельств таинственно был со мною связан. Я вспоминал об опрометчивой жестокости, о кровожадных привычках того, кто вызывался быть и избавителем моей любезной! Пугачев не знал, что она была дочь капитана Миронова; озлобленный Швабрин мог открыть ему всё; Пугачев мог проведать истину и другим образом... Тогда что станется с Марьей Ивановной? Холод пробегал по моему телу, и волоса становились дыбом... Вдруг Пугачев прервал мои размышления, обратясь ко мне с вопросом: "О чем, ваше благородие, изволил задуматься?" - Как не задуматься, - отвечал я ему. - Я офицер и дворянин; вчера еще дрался противу тебя, а сегодня еду с тобой в одной кибитке, и счастие всей моей жизни зависит от тебя. "Что ж?" - спросил Пугачев. - "Страшно тебе?" Я отвечал, что быв однажды уже им помилован, я надеялся не только на его пощаду, но даже и на помощь. "И ты прав, ей богу прав!" - сказал самозванец. - "Ты видел, что мои ребята смотрели на тебя косо; а старик и сегодня настаивал на том, что ты шпион, и что надобно тебя пытать и повесить; но я не согласился", - прибавил он, понизив голос, чтоб Савельич и татарин не могли его услышать, - "помня твой стакан вина и зайчий тулуп. Ты видишь, что я не такой еще кровопийца, как говорит обо мне ваша братья". Я вспомнил взятие Белогорской крепости; но не почел нужным его оспоривать, и не отвечал ни слова… - А ты полагаешь идти на Москву? Самозванец несколько задумался и сказал в пол-голоса: "Бог весть. Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою". - То-то! - сказал я Пугачеву. - Не лучше ли тебе отстать от них самому, заблаговременно, да прибегнуть к милосердию государыни? Пугачев горько усмехнулся. - Нет, - отвечал он; - поздно мне каяться.Для меня не будет помилования. Буду продолжать как начал. Как знать? Авось и удается! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою. - А знаешь ты, чем он кончил? Его выбросили из окна, зарезали, сожгли, зарядили его пеплом пушку и выпалили! -Слушай,- сказал Пугачев с каким-то диким вдохновением. – Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-на-все только тридцать три года? - Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать, да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст! - Какова калмыцкая сказка? - Затейлива, - отвечал я ему. - Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину. Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал. Оба мы замолчали, погрузясь каждый в свои размышления. Татарин затянул унылую песню; Савельич, дремля, качался на облучке. Кибитка летела по гладкому зимнему пути... А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
В1. Куда отправились герои фрагмента?
В2. От чьего лица ведётся повествование в романе?
В3. Как называется жанр повествования от лица автора о реальных событиях прошлого, участником и очевидцем которых он был?
В4. Укажите название композиционного элемента текста, который занимает важное место в данном фрагменте, воспроизводя речевое обращение персонажей.
В5. Как в литературоведении называют средство иносказательной выразительности «Холод пробегал по моему телу, и волоса становились дыбом»?
В6. Как в литературоведении называют средство иносказательного изображения отвлечённой идеи при помощи конкретного образа, использованный в сказке, которую рассказал Пугачёв?
В7. Укажите название изобразительного средства: «унылая песня», «по гладкому зимнему пути» и др.
В8. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и присущими им качествами личности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
А) Гринёв 1) преданность, забота, житейская мудрость
Б) Пугачёв 2) жестокость в сочетании с благодарностью и великодушием
В) Савельич 3) гордость и склонность к предательству
4) честность, благородство, смелость, чувствительность
В9. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА
А) Гринёв 1) сопровождает освобождённую из Белогорской крепости
Б) Пугачёв Машу домой
В) Савельич 2) избегает тюрьмы и каторги, помилованный императрицей
3) отправлен на поселение в Сибирь
4) осуждён на смертную казнь
С1. Чем закончится история жизни главных героев романа и в чём смысл такого финала?
С2. Какие признаки исторического произведения можно выделить в «Капитанской дочке» и какие русские писатели изображали в своих произведениях исторические события?
Варианты сочинений С1 и С2
С1. В чём двойственность отношения автора и его героя к явлению «русского бунта»?
Главным историческим персонажем в повести является Емельян Пугачев — предводитель крестьянского восстания. Он - беглый донской казак “лет сорока”, выдающий себя за покойного царя Петра III. Образ Пугачева раскрывается Пушкиным неоднозначно, противоречиво и многосторонне. Автор наделил его как положительными, так и отрицательными чертами. С одной стороны, это талантливый военачальник, хороший организатор, человек недюжинного ума, трезво оценивающий своих соратников, сильный и мужественный предводитель. К сильным сторонам образа Пугачева относятся такие черты его характера, как справедливость, доверительное отношение к людям, умение быть благодарным (“Все обходились между собой как товарищи”), смелость, решительность, бесстрашие, свободолюбие, широта натуры, доброта. Пугачев обладает чувством юмора, умеет найти выход из создавшейся ситуации. Жестокость при расправе с офицерами и их семьями, безграмотность, хвастовство, склонность к авантюризму, тщеславие, самоуверенность являются слабыми сторонами образа Пугачева.
С2. В каких произведениях отечественной классики авторы обращались к теме народного бунта и в чём их можно сопоставить с пушкинской «Капитанской дочкой»?
Тема «русского бунта» нашла свое отражение в нескольких произведениях русской литературы, но, несомненно, свое начало в литературе XIX века она берет с романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Работая над этим произведением, писатель пользовался многочисленными историческими источниками, совершил поездку по местам пугачевского бунта, записывал рассказы очевидцев. В «Капитанской дочке» перед нами предстает Пушкин – художник, раскрывающий тему народного «бунта» в высшей степени художественно. Пейзажная зарисовка – описание разбушевавшейся стихии, бурана - является грозным предзнаменованием другой, не менее грозной, стихии –– народного бунта. Снежный буран предсказывает те страшные события, которые скоро всколыхнут Россию, - войну под предводительством Пугачева. В центре внимания Пушкина оказывается личность самого Е.Пугачева. Этот человек изображается писателем не только как монументальная политическая фигура, но и как человек со всеми своими достоинствами и недостатками.
«Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный», - говорит Пушкин в повести «Капитанская дочка». Действительно, нельзя без содрогания читать, как восставший народ, руководимый Пугачевым, ведет себя как обезумевшая толпа. Пугачевское войско грабит и убивает людей. Так, ворвавшись в Белогорскую крепость, убивает отказавшихся дать присягу, в том числе - несчастного коменданта крепости Ивана Кузьмича; убивают жестоко, через повешение, всенародно. Народный бунт для Пушкина- процесс неизбежный, но бесперспективный.
Картины народного бунта встречаются и в поэме «Мертвые души». Гоголь упоминает о происшествии, случившемся в селе Великая Спесь, крестьяне которого, объединившись с крестьянами другого села, «снесли с лица земли земскую полицию в лице заседателя, какого- то Дробяжкина». Обычно крестьяне, смирные и спокойные, терпеливо переносили произвол помещиков и чиновников, но иногда, и чем ближе к времени отмены крепостного права, тем чаще они расправлялись со своими обидчиками. «Повесть о капитане Копейкине», целиком запрещенная цензурой, отдельная новелла, вошедшая в состав поэмы «Мертвые души», повествует о героическом офицере, участнике войны1812года, Копейкине, который оказался ненужным после окончания войны; правительство забыло о его заслугах перед отечеством, и покалеченный патриот оказался без средств к существованию. Более того: министр, нисколько не стыдясь, советует ветерану «самому поискать себе средств». И тогда Копейкин решил заявить о себе, своих правах единственно оставшимся ему способом: собирает вокруг себя беглых солдат; банда,сформированная Копейкиным, грабит все, принадлежащее «казне», то есть государству, становясь таким образом «благородным разбойником»: грабит он только грабителей народа, отнимает излишек.
Отражает тему народного бунта и повесть Пушкина «Дубровский».Тема, нашедшая отражение в повести, подсказана писателю самой российской историей: в тридцатых годах растет количество крестьянских волнений, поскольку крестьяне были доведены до отчаяния бесправием и жестокостью помещиков, стихийно восставали против своих господ, убивали, поджигали барские усадьбы. В повести Пушкина, помимо любовной линии(истории романтических взаимоотношений Дубровского и Маши Троекуровой); авантюрного сюжета(вражды двух самолюбивых дворян) нас привлекает фигура Дубровского – дворянина, мстителя за обиды и несправедливости, борющегося с оружием в руках вместе со своими крестьянами против помещиков и чиновников. Автор повести показал, как нарастает народное возмущение и протест против угнетения и насилия.
Таким образом, в рассмотренных нами произведениях тема русского бунта раскрывается писателями – Пушкиным в «Капитанской дочке» и «Дубровском», Гоголем в «Повести о капитане Копейкине», как вынужденное стихийное восстание народа, как процесс неизбежный, ибо народ доведен до ужасного состояния, но бесперспективный; гуманисты Пушкин и Гоголь не преемлят такого пути, ибо путь этот – жестокий, кровавый.
Александр Сергеевич ПушкинРоман «Евгений Онегин» Жанр «Евгений Онегин» — общественно-психологический роман в стихах
| В ноябре 1823 г. Пушкин писал Вяземскому: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница!»
| Роман в стихах | в прозе | Определяющее лирическое начало. Образ автора — композиционный центр романа. Роман в стихах шире романа героев
| В центре — повествование о событиях и героях
| Жанр «свободного романа», где лирическое и эпическое равноправно, позволяет автору легко переходить от основного повествования к лирическим отступлениям. Произведение как бы пишется на глазах читателя, меняется в диалоге с жизнью
| Онегинская строфа Особым образом организованная строфа, состоящая из 14 строк. Обычно представляет собой законченный по смыслу и форме фрагмент текста, написанный 4-стопным ямбом. Онегинская строфа позволяет передавать повествовательные, разговорные, лирические интонации, диалоги
героев, создает эффект импровизации. | 1. «Мой дядя самых честных правил,
2. Когда не в шутку занемог,
3. Он уважать себя заставил
4. И лучше выдумать не мог. | А
b
А
b | перекрестная
рифмовка | 5. Его пример другим наука;
6. Но, Боже мой, какая скука
7. С больным сидеть и день и ночь,
8. Не отходя ни шагу прочь! | С
С
d
d | парная | 9. Какое низкое коварство
10. Полуживого забавлять,
11. Ему подушки поправлять,
12. Печально подносить лекарство, | Е
f
f
Е | кольцевая | 13. Вздыхать и думать про себя:
14. Когда же черт возьмет тебя!» | g
g | куплет (двустишие) | Прописные буквы (А, С, Е) обозначают женские рифмы, строчные (b, d, f, g) — мужские.
| Онегинской строфой написан весь роман, кроме:
- письма Татьяны;
- письма Онегина;
- песни девушек | Композиция Восемь глав организованы по принципу симметрии (зеркальности) и параллелизма.
Симметрия выражается в:
особом попарно антитетичном (по принципу антитезы) расположении героев:
Онегин - Ленский
Татьяна - Ольга
повторении сюжетной ситуации главных героев (Татьяна и Онегин практически меняются ролями): встреча — письмо — объяснение:
| Татьяна | Онегин | Встреча, зарождение любви | В деревне. Татьяна влюблена, Онегин холоден
| В Москве. Онегин влюблен, Татьяна холодна
| Письмо
(композиция писем параллельна) | «Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать».
«Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одномИ день и ночь до новой встречи».
«Но так и быть! Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слезы лью
Твоей защиты умоляю...» | «Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит!»
«Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!»
«Но так и быть: я сам себе
Противиться не в силах боле;
Все решено: я в вашей воле
И предаюсь моей судьбе» | Ожидание ответа | «Но день протек, и нет ответа
Другой настал: все нет как нет»
| «Ответа нет. Он вновь посланье:
Второму, третьему письму
Ответа нет» | Объяснение | В саду. Реакция Онегина:
«Блистая взорами, Евгений
Стоит, подобно грозной тени...»
Отповедь Евгения:
«И был бы счастлив… сколько мог!
Но я не создан для блаженства…»
«Я вас люблю любовью брата
И, может быть, еще нежней»
| В гостиной. Реакция Татьяны:
«Она навстречу. Как сурова!
Его не видят, с ним ни слова…»
Отповедь Татьяны:
«А счастье было так возможно,
Так близко!.. Но судьба моя
Уж решена.»
«Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна» | четкой параллели между сном Татьяны и происходящим на именинах. Схожи атмосферы происходящего, описания гостей и чудищ
|
Главные герои
Евгений Онегин Первый «лишний человек» в русской литературе | Воспитание
и образование | Онегин получил воспитание, типичное для того времени:
«Служив отлично-благородно,
Долгами жил его отец»,
«Monsieur l’Abbе, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой»,
«Что занимало целый день
Его тоскующую лень, —
Была наука страсти нежной».
Главный герой живет по обычаям и законам светского общества. Будучи натурой незаурядной (общение с Кавелиным и Чаадаевым, портрет Байрона и бюст Наполеона в кабинете), он томится от пустоты светской жизни, не
находя применение своим силам | Авторская оценка
| «Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум».
Автор — друг Евгения и в то же время его творец, часто называет героя «мой Онегин»
| Черты характера
| Характер Онегина противоречив, как противоречиво его время. Скука, хандра («сплин»), разочарованность в жизни, скепсис — основные черты «лишнего человека»
| Жизнь в деревне
| «Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил».
«И в голос все решили так,
Что он опаснейший чудак».
«Все дружбу прекратили с ним».
Онегин живет в деревне затворником, однако дружит с Ленским и семейством Лариных
| Отношение к Татьяне
| При первой встрече с Татьяной Онегин видит в ней особую душевную прелесть, поэтический идеал:
«“<…> Скажи: которая Татьяна?” / — Да та, которая грустна / И молчалива, как Светлана, / Вошла и села у окна. — / “Неужто ты влюблен в меньшую?” / — А что? — “Я выбрал бы другую, / Когда б я был, как ты, поэт”».
Получив от Татьяны письмо с признанием в любви, «Онегин живо тронут был». Однако семейная жизнь герою представлялась скукой, а обманывать Татьяну он не хотел. Он объясняется с ней
| Дружба с Ленским
| «Они сошлись. Волна и камень, / Стихи и проза, лед и пламень / Не столь различны меж собой. / Сперва взаимной разнотой / Они друг другу были скучны; / Потом понравились; потом / Съезжались каждый день верхом,
/ И скоро стали неразлучны». Онегин не прошел испытание дружбой. На
именинах Татьяны, чувствуя негодование изза того, что попал на «многолюдный пир», и видя смущение героини, Евгений решает подшутить над Ленским, приглашая Ольгу на танцы. Следует вызов на дуэль. Онегин, внутренне укоряя себя за глупую безрассудность, не может пойти против «общественного мненья» и отменить дуэль, исходом которой становится
смерть друга. Онегин уезжает в путешествие
| Любовь к Татьяне | В последней главе Онегин предстает пылким, любящим. Он пишет письма, повсюду следует за Татьяной, принимается вновь за чтение книг, испытывает настоящие чувства. Однако любовь его обречена: Татьяна отказывается предавать мужа. Финал романа открытый: судьба героев неизвестна
| Татьяна Ларина «Милый идеал» автора, «русская душою», искренняя, чистая,
способная глубоко и преданно любить | Черты характера
| «Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой».
«Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна».
Ей близка природа. («Она любила на балконе / Предупреждать зари восход»). Татьянеинтересны рассказы няни, гадания. Она веритв вещие сны. Любит читать романы, но не подвлиянием моды:
«Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо».
Татьяна мерит все литературными мерками, живет романами, из них черпает знания о жизни
| Мать и отец Татьяны
| Мать Татьяны и Ольги, Прасковья, была без любви выдана замуж и увезена в деревню, но быстро привыкла к помещичьей жизни, читала любовные романы, вела хозяйство и умело управляла мужем. Отец Татьяны, Дмитрий
Ларин, любил жену и во всем на нее полагался.
«Они хранили в жизни мирной / Привычки милой старины». Отец ничего не читал, матьбыла «от Ричардсона без ума».
«И так они старели оба.
И отворились наконец
Перед супругом двери гроба».
| Любовь к Онегину
| Татьяна испытывает искренние чувства, однако
«Давно сердечное томленье / Теснило ей
младую грудь; / Душа ждала... кого-нибудь».
Она пишет письмо по законам литературы, но в то же время оригинально и зрело. Она предполагала два варианта развития своей судьбы: счастливый или гибельный, а Онегин поступил не по законам литературы, а по законам жизни. «Этим он обескуражил романтическую героиню, которая была готова и к “счастливым свиданьям”, и к “гибели”, но не к переключению своих чувств в плоскость приличного светского поведения, а Пушкин продемонстрировал ложность всех штампованных сюжетных схем» (Ю. Лотман). После отъезда Онегина Татьяна попадает в его дом и «по чертам его карандаша» или «ногтяна полях книг», по самому подбору книг начинает его «постигать»: «И ей открылся мир иной»
| Последнее
объяснение
с Онегиным
| В последней главе Татьяна предстает изменившейся:
«Как изменилася Татьяна!
Как твердо в роль свою вошла!
Как утеснительного сана
Приемы скоро приняла!
Кто б смел искать девчонки нежной
В сей величавой, в сей небрежной
Законодательнице зал?»
Она по-прежнему любит Онегина, однако долг перед другим человеком для нее важнее личных чувств:
«Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».
В отповеди Татьяны много несправедливых упреков Евгению, который испытывает не «мелкое чувство», а настоящую любовь. Приняв на себя роль, превратив жизнь в «маскарад», героиня не может отказаться от этого.
Она обязана быть верной мужу, поэтому ее «урок» Онегину обусловлен честностью и чувством нравственного долга
| Владимир Ленский Молодой юноша, восторженно-мечтательный романтик | Черты
характера,
образование | «С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч».
Герой полон юношеской отваги, благородных порывов. Выступает антиподом Онегина, однако имеет с другом много общего: оба отчуждены от помещичьей среды, оба стремятся познать «добро и зло», найти смысл жизни и т. д.
| Отношение к любви
| «Он верил, что душа родная
Соединиться с ним должна…»,
«Ах, он любил, как в наши лета
Уже не любят; как одна
Безумная душа поэта
Еще любить осуждена…».
Ленский влюблен в Ольгу, непостоянную, романтичную, ветреную
| Речь поэта
| «Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туманну даль,
И романтические розы…»
«Он пел поблеклый жизни цвет
Без малого в осьмнадцать лет».
Автор с иронией относится к поэту и его речи, переполненной романтическими штампами и подчеркнуто тривиальными рифмами. Однако это также авторская насмешка над всеми романтиками и над своими ранними стихотворениями
| Автор пророчит Ленскому два варианта его будущего: прозаический и романтический. Однако поэт умирает на дуэли
| Ольга Ларина Романтическая героиня, лишенная внутренней глубины | Черты характера
| «Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила,
Глаза как небо голубые;
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,
Все в Ольге... но любой роман
Возьмите и |
|