Художественный образ героя. Персонаж в литературе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Художественный образ героя. Персонаж в литературе



Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………..3

 

Глава I. Формирование нового взгляда на роль женщин в обществе

в первой половине XIX века

1.1. Понятие образа в литературе……………………………………..7

1.2 Художественный образ героя. Персонаж в литературе…………8

1.3. Отношение общества к женщине XIX века в

Англии……………………………………………………………………..10

1.4. Женский образ в произведениях английских писательниц

30-50 годов 19 века ………………………………………………………...14

Выводы по первой главе…………………………………………………..18

Глава II. Элизабет Беннет: неприятие общественных канонов

2.1. Семейство Беннет: общая характеристика………………………19

2.2. Противостояние Элизабет Беннет: борьба за свободу

нравственного выбора…………………………………………………....... 21

2.3. Элизабет Беннет и Дарси: «через тернии к звездам»……………22

2.4. Брак Шарлот Лукас как вынужденное предприятие…………….24

2.5. Судьба Лидии Беннет как неблагоприятный результат

сумасшедшей спешки на «рынке невест»………………………………..25

Выводы по второй главе…………………………………………………...27

Заключение ………………………………………………………………….28

Список литературы

 

Введение

 

Сегодня популярен образ деловой женщины, стремящейся к карьерному росту. Женщины принимают активное участие в политике, добиваются успеха в профессиональной деятельности, одерживают победы на научном поприще. А когда-то, в 19 веке все было по-другому. Образ домохозяйки, которая должна была растить детей, заботиться о муже, не задумываться о финансовом благополучии семьи, закрепился в умах общества.

Это было время балов, сплетен, разговоров о выгодном замужестве, женитьбе, новых нарядах…С женским мнением никто не считался. Женщина принадлежала мужчине. Она не имела права голоса. Поэтому уже в 18 - первой половине 19 века начинают зарождаться истоки феминизма.

В этот период начинает активную работу молодая писательница Джейн Остин. Среди написанных ею романов нравов - «Гордость и предубеждение», который она писала между октябрем 1796 года и августом 1797 года, то есть сразу после завершения «Элинор и Марианны». Первый вариант романа назывался «Первые впечатления». Причиной изменения заглавия послужило, видимо, то обстоятельство, что в 1801 году в свет вышел роман М. Холфорда под названием «Первые впечатления». Новое название позаимствовано из романа Фанни Берни «Цецилия» (1782). В пятом томе «Цецилии» один из героев, доктор Листер, так резюмирует мораль романа: «Вся эта грустная история — результат Гордости и Предубеждения. Однако запомните: если горести наши проистекают от Гордости и Предубеждения, то и избавлением от них мы бываем обязаны также Гордости и Предубеждению, ибо так чудесно уравновешены добро и зло в мире».

Джейн Остин родилась 16 декабря 1775 года в городке Стивентон, графство Хэмпшир. Её отец, Джордж Остин, был приходским священником.

 

Происходил он из старинной кентской семьи, был просвещённым и широко образованным человеком. Его жена, Кассандра Ли, также принадлежала к старинному, но обедневшему роду. Помимо Джейн в семье было шестеро мальчиков и одна девочка (Кассандра). Джейн Остин была предпоследним ребенком. Несмотря на высокую детскую смертность в те годы, все они выжили. Старший брат, Джеймс (1765—1819), имел склонность к литературным занятиям: писал стихи, прозу. Второй брат, Джордж (1766—1838) был психически неполноценным, говорить так и не научился. Ради него Джейн изучила азбуку немых. Третьего брата, Эдварда (1767—1852), усыновили богатые бездетные родственники, что открыло перед ним широкие возможности — из джентри он перешёл в состав дворянства. Два других брата, Френсис Уильям и Чарльз Джон, были военными моряками, и дослужились до адмиральского чина. Но особенная дружба связывала Джейн с сестрой Кассандрой. С ней она делилась всеми своими замыслами и посвящала в свои секреты. Остин были прочтены Шекспир, Голдсмит, Юм, Ридчарсон, Филдинг, Стерн, Мария Эджуорт, Фанни Берни. Из поэтов предпочитала Каупера, Томсона, Томаса Грея. Формирование личности Джейн Остин проходило в интеллектуальной обстановке — среди книг, постоянных бесед о литературе, обсуждений прочитанного и происходящего.

Все без исключения романы Джейн Остин автобиографичные. Она не могла писать иначе. В них есть особая изюминка. Сохранилось несколько высказываний. Джейн Остин о работе над стилем романа. Подхватывая слова Вальтера Скотта, сравнившего ее произведения с миниатюрами на слоновой кости, она говорит, что «они не более двух дюймов в ширину, и я пишу на них такой тонкой кистью, что, как ни огромен этот труд, он дает мало эффекта». «Наверное, — добавляет она, — читатель был бы столь же доволен, будь узор менее тонок и закончен… впрочем, художник ничего не может делать неряшливо»[Kampwirth,2004].

 

Однако вот уже на протяжении многих лет роман «Гордость и предубеждение» остается самым читаемым во всем мире. В нем кладезь ума и природная сдержанность, ирония и чувственность, любовь и преданность.

В романе подчеркивается зависимость женщины от выгодного брака как оплота финансового благополучия и защищенности.

Тема нашей работы– «Особенности женского образа в творчестве Джейн Остин (на материале романа «Гордость и предубеждение»). Новизна исследования состоит в выявлении типологических особенностей женского образа и факторов давления общества на женщину в романе Джейн Остин «Гордость и Предубеждение».

Предмет исследования - характеристика женских образовв романе.

Объектом исследования является роман нравов Джейн Остин

«Гордость и предубеждение», выпущенный «в свет» в 1813 году.

Цель нашей работы: проанализировать соотношение «женщина и социум» с точки зрения свободы выбора избранника и будущего вступления в брак в романе Джейн Остин «Гордость и предубеждение».

Для достижения поставленной цели в ходе работы были определены следующие задачи:

1) проанализировать судьбы героинь романа с точки зрения стереотипов, навязываемых обществом того времени: Элизабет Беннет и Шарлот Лукас;

2) сопоставить женский образ, загнанный в рамки стереотипами данной эпохи, с образами героинь Джейн Остин;

3) определить формы давления общества на женщину Англии XIX века и способы преодоления стереотипов в романе Джейн Остен «Гордость и предубеждение».

 

В ходе исследования были использованы методы историко-литературного, системного, сопоставительного анализа.

Практическая значимость работы заключается в том, что собранные материалы могут быть использованы на занятиях по творчеству Джейн Остин в учебных заведениях.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. В первой части изложена сущность поставленной проблемы, а также обозначены факторы влияния общества на женщину викторианской эпохи. Вторая часть представляет собой описание женских образов, рассматривается становление «новой женщины». После каждой главы сделаны выводы. В конце работы дано заключение, представлен список литературы.

 

 

 

Глава I. Формирование нового взгляда на роль женщин в обществе в первой половине XIX века

Понятие образа в литературе

Что есть художественный образ? Эстетический словарь под редакцией А. А. Беляева дает следующее определение: «специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств художника, которое рождается в его воображении, воплощается в создаваемом им произведении в той или иной материальной форме (звуковой, жестомимической, словесной)» [ Беляев,1999:67].

В каждом виде искусства художественный образ имеет особую структуру, обусловленную, с одной стороны, особенностями выражаемого в нем духовного содержания, а с другой - характером материала, в котором содержание это воплощается[Беляев,1999:69]. Так, в архитектуре образ статичен, в литературе динамичен, в живописи изобразителен, в музыке-интонационален.

Говоря о литературе как об особом виде искусства, мы вслед за Г. О. Винокуром, понимаем, что в этой сфере образ художественный представляется нам «нечто, само в себе, внутри себя обладающее некоторой содержательной ценностью» [Винокур,1998:56], так как язык становится одновременно и средством, и предметом искусства.

Художественная речь – это «не просто форма, но и определенное содержание, ставшее формой образа» [Винокур,1998:48 ]. Таким образом, одно содержание, выражающееся в звуковой форме (слове), служит формой другого содержания (образа). В целом мы можем утверждать, что образсодержательная форма.

 

Хочется отметить, что следует различать понятия «словесный образ» и «художественный образ». [Рудяков,1999:123]

Словесный образ может использоваться и в других видах литературы, тогда его значение можно определить как форму наглядного представления действительности (например, горный хребет, рукав реки). Художественный образ отличается тем, что он представляет собой способ конкретно-чувственного воспроизведения действительности с позиций определенного эстетического идеала (например, холодный ужас, жгучий стыд) [Рудяков,1999:123]. Рассмотрим подробнее понятие художественного образа героя в литературе.

 

Выводы по первой главе

Подводя итоги по первой главе, мы пришли к следующим выводам:

1) 18- начало19 века ознаменовался женским течением, вошедшим в историю под названием феминизм;

2) женщины начинают понимать всю несправедливость мужчин по отношению к ним и предпринимают попытки изменить свой статус в обществе;

3) образ женщины-матери и хранительницы очага частично, но все, же уходит в прошлое;

4)писательницы-феминистки в своих произведениях все чаще пытаются найти ответ на «женский вопрос».

В главе нами были даны определения «художественного образа», «художественной формы», показаны отличия (на примерах словосочетаний) между словесным и художественным образами, рассмотрен вопрос, связанный с отношением общества к женщине 19 века в Англии. В целом хочется сказать, что формирование нового взгляда на роль женщин в обществе в первой половине XIX века шло очень медленно, преодолевая препятствия и двигаясь вперед с еще большей силой. Женщины смогли доказать, что с ними можно считаться. Во второй главе мы будем рассматривать образ главной героини Элизабет Беннет на основе романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение», покажем становление ее внутренней свободы, ее взаимосвязь с английским обществом и его устоями.

 

 

Глава II. Элизабет Беннет: неприятие общественных канонов

Ного выбора

Как уже говорилось выше, героини Джейн Остин достаточно сильные для того времени барышни, которые могли противостоять обществу, его законам и несправедливому отношению со стороны «сильного пола».Но основная сюжетная линия постепенно усложнятся с прочтение романа. Так, в какой-то момент в доме мистера Беннета возникает его кузен мистер Коллинз, который, согласно английским законам о майорате, после кончины мистера Беннета, не имеющего наследников мужского пола, должен войти во владение их поместьем Лонгборн, вследствие чего миссис Беннет с дочерьми могут оказаться без крыши над головой.

Мистер Коллинз приезжает в Лонгборн не случайно: он решает, как того требует его сан (или это больше влияние леди де Бёр), вступить в законный брак, он остановливает свой выбор на семействе кузена Беннета, уверенный, что не встретит отказа: ведь его женитьба на одной из мисс Беннет автоматически сделает счастливую избранницу законной хозяйкой Лонгборна. Выбор его падает, разумеется, на Джейн, но узнав, что Джейн связывает теплое чувство с мистером Бингли и, возможно, свадьба в скором времени, немедленно переключает свое внимание на Элизабет.

Элизабет отклоняет предложение господина Коллинза, причем это сопровождается комическим недопониманием со стороны Коллинза «…believes she is just playing coy»[ Bloom,2000: 2]. Элизабет, в свою очередь, не думает, что брак является единственным благородным условием для образованной женщины. Она отвергает фиктивный брак и является его ярой противницей, несмотря ни на какие жизненные условия. Коллинз «предупреждает», что возможно подобных предложений может больше и не поступить, набивая тем самым себе цену. Но все тщетно. В отличие от Шарлот Лукас, близкой ее подруги, Элизабет никогда не нарушила бы свой принцип и свою целостность и не стала бы закапывать свои таланты, выходя

замуж за господина Коллинза, тщеславного, ограниченного, и напыщенного дурака. Те же, по ее мнению, кто выходит замуж ради денег, должны отдавать себе отчет в том, что плата за комфорт, благополучие может оказаться слишком высокой - отчужденность, равнодушие, потеря интереса в жизни. Уж лучше быть одинокой считает она, чем одинокой вдвоем в браке-сделке.

Быть в состоянии отклонить подходящее предложение брака было неслыханно, ведь семья и без того не особо обеспеченная, могла лишиться еще и дома.В случае заключения брака между Элизабет и Коллинзом имение осталось бы в семье Беннетов. Таким образом, Элизабет подвергает риску свою семью, не желая совершить подобную жертву, как данное замужество.

 

Выводы по второй главе

Глава вторая была посвящена проблеме неприятия общественных канонов одной из героинь, Элизабет Беннет, когда девушке 18-19 века запрещалось выбирать спутника жизни самостоятельно. Брак по расчету представлялся неким долгом перед семьей. Доказательство тому брак Шарлот Лукас и мистера Коллинза.

Была дана общая характеристика семьи Беннет, с которой связаны главные события в романе.

Нами были рассмотрены взаимоотношения Элизабет и Дарси как успешная битва за любовь, способность людей перебороть свою гордость и закрыть глаза на предубеждение.

Также мы приводили доводы по поводу самоцели брака для женщин. Брак для женщины 18-19 века представлялся особым предприятием, основой финансовой защищенности, из-за которого иногда лишались здравого рассудка. Яркий тому пример брак Лидии Беннет, младшей сестры семейства Беннет.

 

Заключение

В викторианскую эпоху мужчины обладали всеми возможными правами и свободой нравственного выбора в обществе. Женщины играли ведущую роль на протяжении всего XIX века только в домохозяйстве.

Джейн Остин, которую возмущало зависимое, несвободное в плане нравственного выбора, положение современниц одной из первых создала образ свободной женщины, которая самостоятельно принимает решения, в частности решение выйти или не выходить замуж за того или иного мужчину, способная преодолеть все жизненные трудности и давление со стороны общества с гордо поднятой головой.

Создав образ Элизабет Беннет Остин дала нам понять, что через нее она разрушает все общественные стереотипы и каноны, поступая тем самым правильно и честно с нравственной точки зрения. Это вызов обществу.

В литературе за героиней Джейн Остеин (Элизабет Беннет) закрепилось определение – «новая женщина».

Джейн Остин жила в обществе, где в ходу была «ярмарка невест», она едва ли не первой из английских романисток заговорила о том, что выходить замуж без любви безнравственно, что деньги никак не могут считаться единственным мерилом счастья.

Вопросы брака, ответственности в выборе спутника и спутницы, которые несут родители и сами молодые люди, - одна из главных тем в «Гордости и предубеждении».

При том, одиночество порой, дает понять Джейн Остин, возможно, основываясь на собственном опыте, бывает лучше, чем одиночество вдвоем в браке-сделке.

Представив положение женщин в Англии XIX века и сопоставив главную героиню романа со стереотипами английского общества викторианской эпохи, мы выявили особенности образа «новой женщины», стремящейся к

свободе выбора, ломающей стереотипы общества относительно брака и относительно поведения девушки – бесприданницы в обществе. Она на всё имеет свое мнение, зачастую расходящееся с общепринятым.

Проанализировав схожие на первый взгляд жизненные ситуации, связанные с замужеством, мы прихожим к выводу, что мотивы, движущие героинями, различны. Шарлот Лукас, например, выходит замуж за нелюбимого, чтобы спасти положение своей семьи. Лидия Беннет же спешит выйти замуж лишь из-за приобретения иного общественного статуса. Она убеждена, чем скорее девушка выйдет замуж, тем лучше.

Таким образом, новая героиня Джейн Остин отличается от викторианского идеала женщины. Она считает себя человеком, имеющим право на свободный нравственный выбор. Элизабет Беннет, ко всему прочему, превосходит героинь романа в уровне своего интеллектуального и духовного развития, не принимая викторианский идеал брака и любви.

 

Список литературы

1. Бахтин, М. М.Эстетика словесноготворчества. М:Просвещение,1999

2. Беляев, А. А. Эстетика. Словарь.М.: Просвещение, 1999

3. Винокур, Г.О. Изб. раб. по русск. яз. М.: 1959.

4. Кожинов,В.В. Слово как форма образа// Слово и образ: Сб. статей. М, 1999..

5. Остен, Д. Гордость и предубеждение. М.: 2007 Атрель

6. Рудяков,Н.А. Основы стилистического анализа художественного произведения. Кишинев, 1999.

7. Уоллер, Морин. "Лондон. 1700 год".Смоленск: Русич, 2003

8. Хализев, В.Е. Теория литературы.М: Высшая школа,2002

9. Чемберлен, Эдвард.Angliae Notitia. М.: 1998

10. Bloom, Harold.Comprehensive Research and Study Guides.England.2000

11. Элиот, Джордж. «Мидлмарч» М.: 1987

12. Austen,Jane. Pride and Prejudice.Сибирское университетское издательство, 2010

13. Кampwirth, Karen., Feminism and the Legacy of Revolution: Nicaragua, El Salvador, Chiapas, Ohio UP 2004

 

 

Электронные ссылки

11. http://www.womenclub.ru/womenworld/164/page_2.htm

12. http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/mihalskaya-anikin-angliya/jane-austen.htm

13. Образhttp://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=124547

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………..3

 

Глава I. Формирование нового взгляда на роль женщин в обществе

в первой половине XIX века

1.1. Понятие образа в литературе……………………………………..7

1.2 Художественный образ героя. Персонаж в литературе…………8

1.3. Отношение общества к женщине XIX века в

Англии……………………………………………………………………..10

1.4. Женский образ в произведениях английских писательниц

30-50 годов 19 века ………………………………………………………...14

Выводы по первой главе…………………………………………………..18

Глава II. Элизабет Беннет: неприятие общественных канонов

2.1. Семейство Беннет: общая характеристика………………………19

2.2. Противостояние Элизабет Беннет: борьба за свободу

нравственного выбора…………………………………………………....... 21

2.3. Элизабет Беннет и Дарси: «через тернии к звездам»……………22

2.4. Брак Шарлот Лукас как вынужденное предприятие…………….24

2.5. Судьба Лидии Беннет как неблагоприятный результат

сумасшедшей спешки на «рынке невест»………………………………..25

Выводы по второй главе…………………………………………………...27

Заключение ………………………………………………………………….28

Список литературы

 

Введение

 

Сегодня популярен образ деловой женщины, стремящейся к карьерному росту. Женщины принимают активное участие в политике, добиваются успеха в профессиональной деятельности, одерживают победы на научном поприще. А когда-то, в 19 веке все было по-другому. Образ домохозяйки, которая должна была растить детей, заботиться о муже, не задумываться о финансовом благополучии семьи, закрепился в умах общества.

Это было время балов, сплетен, разговоров о выгодном замужестве, женитьбе, новых нарядах…С женским мнением никто не считался. Женщина принадлежала мужчине. Она не имела права голоса. Поэтому уже в 18 - первой половине 19 века начинают зарождаться истоки феминизма.

В этот период начинает активную работу молодая писательница Джейн Остин. Среди написанных ею романов нравов - «Гордость и предубеждение», который она писала между октябрем 1796 года и августом 1797 года, то есть сразу после завершения «Элинор и Марианны». Первый вариант романа назывался «Первые впечатления». Причиной изменения заглавия послужило, видимо, то обстоятельство, что в 1801 году в свет вышел роман М. Холфорда под названием «Первые впечатления». Новое название позаимствовано из романа Фанни Берни «Цецилия» (1782). В пятом томе «Цецилии» один из героев, доктор Листер, так резюмирует мораль романа: «Вся эта грустная история — результат Гордости и Предубеждения. Однако запомните: если горести наши проистекают от Гордости и Предубеждения, то и избавлением от них мы бываем обязаны также Гордости и Предубеждению, ибо так чудесно уравновешены добро и зло в мире».

Джейн Остин родилась 16 декабря 1775 года в городке Стивентон, графство Хэмпшир. Её отец, Джордж Остин, был приходским священником.

 

Происходил он из старинной кентской семьи, был просвещённым и широко образованным человеком. Его жена, Кассандра Ли, также принадлежала к старинному, но обедневшему роду. Помимо Джейн в семье было шестеро мальчиков и одна девочка (Кассандра). Джейн Остин была предпоследним ребенком. Несмотря на высокую детскую смертность в те годы, все они выжили. Старший брат, Джеймс (1765—1819), имел склонность к литературным занятиям: писал стихи, прозу. Второй брат, Джордж (1766—1838) был психически неполноценным, говорить так и не научился. Ради него Джейн изучила азбуку немых. Третьего брата, Эдварда (1767—1852), усыновили богатые бездетные родственники, что открыло перед ним широкие возможности — из джентри он перешёл в состав дворянства. Два других брата, Френсис Уильям и Чарльз Джон, были военными моряками, и дослужились до адмиральского чина. Но особенная дружба связывала Джейн с сестрой Кассандрой. С ней она делилась всеми своими замыслами и посвящала в свои секреты. Остин были прочтены Шекспир, Голдсмит, Юм, Ридчарсон, Филдинг, Стерн, Мария Эджуорт, Фанни Берни. Из поэтов предпочитала Каупера, Томсона, Томаса Грея. Формирование личности Джейн Остин проходило в интеллектуальной обстановке — среди книг, постоянных бесед о литературе, обсуждений прочитанного и происходящего.

Все без исключения романы Джейн Остин автобиографичные. Она не могла писать иначе. В них есть особая изюминка. Сохранилось несколько высказываний. Джейн Остин о работе над стилем романа. Подхватывая слова Вальтера Скотта, сравнившего ее произведения с миниатюрами на слоновой кости, она говорит, что «они не более двух дюймов в ширину, и я пишу на них такой тонкой кистью, что, как ни огромен этот труд, он дает мало эффекта». «Наверное, — добавляет она, — читатель был бы столь же доволен, будь узор менее тонок и закончен… впрочем, художник ничего не может делать неряшливо»[Kampwirth,2004].

 

Однако вот уже на протяжении многих лет роман «Гордость и предубеждение» остается самым читаемым во всем мире. В нем кладезь ума и природная сдержанность, ирония и чувственность, любовь и преданность.

В романе подчеркивается зависимость женщины от выгодного брака как оплота финансового благополучия и защищенности.

Тема нашей работы– «Особенности женского образа в творчестве Джейн Остин (на материале романа «Гордость и предубеждение»). Новизна исследования состоит в выявлении типологических особенностей женского образа и факторов давления общества на женщину в романе Джейн Остин «Гордость и Предубеждение».

Предмет исследования - характеристика женских образовв романе.

Объектом исследования является роман нравов Джейн Остин

«Гордость и предубеждение», выпущенный «в свет» в 1813 году.

Цель нашей работы: проанализировать соотношение «женщина и социум» с точки зрения свободы выбора избранника и будущего вступления в брак в романе Джейн Остин «Гордость и предубеждение».

Для достижения поставленной цели в ходе работы были определены следующие задачи:

1) проанализировать судьбы героинь романа с точки зрения стереотипов, навязываемых обществом того времени: Элизабет Беннет и Шарлот Лукас;

2) сопоставить женский образ, загнанный в рамки стереотипами данной эпохи, с образами героинь Джейн Остин;

3) определить формы давления общества на женщину Англии XIX века и способы преодоления стереотипов в романе Джейн Остен «Гордость и предубеждение».

 

В ходе исследования были использованы методы историко-литературного, системного, сопоставительного анализа.

Практическая значимость работы заключается в том, что собранные материалы могут быть использованы на занятиях по творчеству Джейн Остин в учебных заведениях.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. В первой части изложена сущность поставленной проблемы, а также обозначены факторы влияния общества на женщину викторианской эпохи. Вторая часть представляет собой описание женских образов, рассматривается становление «новой женщины». После каждой главы сделаны выводы. В конце работы дано заключение, представлен список литературы.

 

 

 

Глава I. Формирование нового взгляда на роль женщин в обществе в первой половине XIX века

Понятие образа в литературе

Что есть художественный образ? Эстетический словарь под редакцией А. А. Беляева дает следующее определение: «специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств художника, которое рождается в его воображении, воплощается в создаваемом им произведении в той или иной материальной форме (звуковой, жестомимической, словесной)» [ Беляев,1999:67].

В каждом виде искусства художественный образ имеет особую структуру, обусловленную, с одной стороны, особенностями выражаемого в нем духовного содержания, а с другой - характером материала, в котором содержание это воплощается[Беляев,1999:69]. Так, в архитектуре образ статичен, в литературе динамичен, в живописи изобразителен, в музыке-интонационален.

Говоря о литературе как об особом виде искусства, мы вслед за Г. О. Винокуром, понимаем, что в этой сфере образ художественный представляется нам «нечто, само в себе, внутри себя обладающее некоторой содержательной ценностью» [Винокур,1998:56], так как язык становится одновременно и средством, и предметом искусства.

Художественная речь – это «не просто форма, но и определенное содержание, ставшее формой образа» [Винокур,1998:48 ]. Таким образом, одно содержание, выражающееся в звуковой форме (слове), служит формой другого содержания (образа). В целом мы можем утверждать, что образсодержательная форма.

 

Хочется отметить, что следует различать понятия «словесный образ» и «художественный образ». [Рудяков,1999:123]

Словесный образ может использоваться и в других видах литературы, тогда его значение можно определить как форму наглядного представления действительности (например, горный хребет, рукав реки). Художественный образ отличается тем, что он представляет собой способ конкретно-чувственного воспроизведения действительности с позиций определенного эстетического идеала (например, холодный ужас, жгучий стыд) [Рудяков,1999:123]. Рассмотрим подробнее понятие художественного образа героя в литературе.

 

Художественный образ героя. Персонаж в литературе

Персонаж (от лат. persona-лицо, маска) - художественный образ человека, совершающего поступки в определённой ситуации. В отличие от повествовательных и лирических героев в литературе, а также носителей эмоций, запечатлеваемых в музыке, например, персонаж помимо переживаний наделен определенным внешним обликом и чертами поведения [Беляев,1999:252], а также формами общения и поведения, черт наружности и близкого окружения(в частности- принадлежащих герою вещей),мыслей, чувств, намерений.[Хализев,2002:197]

Персонаж имеет двоякую природу. Во-первых, он является субъектом изображаемого действия, стимулом развертывания событий, составляющих сюжет. Во-вторых, персонаж имеет самостоятельную значимость, независимую от сюжета. [Хализев,2002:197 ].

Все это составляет, по словам М.М. Бахтина, ядро личности, обладающее определенными ценностными ориентирами в художественном произведении[Бахтин,1999:123]. Здесь традиционно выделяют авантюрно-героический сверхтип( герои, причастные к этому сверхтипу, жаждут быть любимыми, стремятся к славе, склонны бороться, достигать и побеждать; они

своего рода народные избранники или самозванцы).Примером такого сверхтипа может послужить шекспировский Макбет. Это также романтически настроенные бунтари и духовные скитальцы в литературе 19 век, в частности в русской литературе(образ Евгения Онегина,например); к героико-авантюрному началу следует отнести романтически настроенных персонажей, которые верят, что души их прекрасны и что в целом они являются некими избранниками. Причастны к этому сверхтипу, собственно, авантюристы(например, образ Дон Жуана).

Портрет героя -это одна из важнейших составляющих любого художественного произведения; это описание его наружности: телесных, природных и, в частности, возрастных свойств (черты лица и фигуры, цвет волос, например), а также всего того в облике человека, что сформировано социальной средой, культурной традицией, индивидуальной инициативой (одежда и украшения, прическа и косметика)

[Хализев,2002:218 ].Читателю важно наличие портрета героя, так как он может на его основании выстроить определённые доводы, касаемо характера человека, его внутреннего состояния, отношения героя к определенной эпохе и многое другое.

Еще одной составляющей героя является его поведение, то есть совокупность движений и поз, мимики и жестов, произносимых слов их интонациями. [Хализев,2002:221 ].Формы поведения неодинаковы. Выделяют поведение, предначертанное традицией, обычаем, ритуалом; поведение свободное в плане интонирования и жестикуляции. В поведении обнаруживается или игривая легкость, сопряженная с веселостью и смехом,или, наоборот, сосредоточенностью, серьезностью; либо полное отсутствие каких-либо эмоций, некое «амёбное» состояние героя.

 

Не менее важно отношение автора к своему герою. Оно может быть нейтральным, родственным, либо отчужденным. В любом случае в

художественном произведении существует некая дистанция между героем и автором[Хализев,2002:206]. Подчас литературные персонажи обладают самостоятельной жизнью, потому как становятся символами определенного рода мироотношения и поведения, сохраняя свою неповторимость. Таковыми являются Фауст, Гамлет, Дон Кихот и многие другие.

Данная работа посвящена особенностям женского образа в творчестве писательницы Джейн Остин, известной тем, что ей одной из немногих удалось так живо, ярко, нестандартно, автобиографично создать многочисленную галерею женских портретов в английской литературе XIX века.

Рассмотрев понятие художественный образ, мы переходим к вопросу об отношении общества к женщине XIX века в Англии, считая его ключевым как в историческом, так и в литературном аспектах.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 930; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.112 с.)