Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественно-литературное Движение 70 – 90 – Х годов и специфика литературного процесса

Поиск

Е. В. АБРАМОВСКИХ

 

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Х гг. XIX ВЕКА

 

 

Учебно-методическое пособие

для студентов дневного отделения

Самара 2003


Печатается по решению редакционно-издательского совета Самарского государственного педагогического университета.

 

УДК

 

Абрамовских Е. В. История русской литературы 70 – 90 - х гг. XIX века. Учебно-методическое пособие для студентов дневного отделения. Самара: Изд-во Сам ГПУ, 2003. –

 

Учебно-методическое пособие по курсу «История русской литературы 70 – 90-х гг. XIX века» призвано обеспечить последовательное и качественное усвоение программы курса студентами дневного отделения. В него включены: авторская программа курса истории русской литературы 70 – 90-х гг. XIX века, планы практических занятий, контрольные вопросы для подготовки к экзаменам, темы курсовых и дипломных работ и рекомендации по их выполнению, список текстов для обязательного чтения, список критических статей для конспектирования. В пособии учтена современная научная парадигма литературоведения. Учебно-методическое пособие может быть рекомендовано студентам филологических факультетов педагогических вузов, университетов.

 

Рецензенты:

кафедра рус. яз, истории литературы и журналистики

Южно-уральского государственного университета

канд. филол. наук, доцент Н. Л. Зыховская.

 

Ответственный за выпуск:

канд филол. наук, доцент О. И. Сердюкова.

 

 

Е. В. Абрамовских, 2003

СамГПУ, 2003


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Курс «История русской литературы 70 – 90 – х гг. XIX века» является продолжением и логическим завершением всего курса истории русской литературы XIX века. Предлагаемые программа и пособие – попытка представить новый подход к самому пониманию истории русской литературы и современное прочтение творчества крупнейших отечественных писателей.

Цели, которые мы ставили перед собой при разработке данного курса: выработать у студентов четкую систему представлений о специфике русской литературы 70 – 90-х гг. XIX века; закономерностях литературного процесса; о стилевых доминантах каждого писателя; сориентировать студентов в современной научной парадигме и традиционной проблематике литературоведения.

Задачи курса:

v выявить типологические черты литературного процесса 70 – 90 -х годов XIX в.

v рассмотреть историю литературы этого периода в контексте мировой и национальной истории.

v проследить становление литературной традиции в связи со сменой духовных парадигм.

v ярче очертить своеобразие художественного мира каждого писателя, представить их творчество как сферу оригинальных открытий словесного искусства.

С помощью современных методов литературоведческого анализа способствовать расширению общегуманитарного кругозора студентов, стимулировать самостоятельный научно-исследовательский поиск на основе умений и навыков литературоведческой работы.

Предлагаемое учебное пособие адресовано в первую очередь студентам дневного отделения филологического факультета и факультета журналистики. Структура пособия включает четыре раздела: авторскую программу курса; семинарий (вариативные планы практических занятий); письменные работы (список критических статей для конспектирования, темы курсовых и дипломных работ и рекомендации по их выполнению); формы контроля (тематика контрольных работ, экзаменационные вопросы).

Учебный курс содержит лекционные и практические часы. В течение семестра студенты готовятся к тринадцати практическим занятиям, выбранным из общего списка по усмотрению преподавателя. Остальные планы практических занятий могут использоваться как вопросы для самопроверки при подготовке к экзамену. При подготовке к практическому занятию необходимо прочитать текст анализируемого произведения, изучить предлагаемую литературу, продумать ответы на вопросы. Не всегда вопросы практического занятия предполагают реферативное изложение положений прочитанной литературы; ряд их направлен на самостоятельное анализирование текста и творческую интерпретацию.

При разработке практических занятий учитывались следующие моменты: сопоставительный анализ текстов с точки зрения сквозных проблем; комплексный анализ прозаического текста (рассказа или отрывков из крупных произведений) с акцентом на таких поэтологических категориях, как сюжет, композиция, образы, хронотоп, художественная деталь и др.; филологический комментарий к художественным текстам; работа со стилем писателя (выявление стилевых доминант в творчестве классиков XIX века); творческие задания (презентации художественных текстов, дискуссии, выпуск литературных альманахов по заданной теме и др.). Данная система, на наш взгляд, позволит усовершенствовать навыки литературоведческого анализа текста, а также поможет создать целостное представление об историко-литературном процессе XIX века и очертить сквозные проблемы русской литературы XIX века.

В списке рекомендуемой литературы указываются новые, сложные, порой полемические, исследования, необходимые для того, чтобы студенты сориентировались в научной парадигме и выработали самостоятельную точку зрения на тот или иной текст, проблему, явление.

Формой отчетности по данному курсу является экзамен. В течение семестра студенты выполняют две срезовые контрольные работы (по выбору преподавателя: либо включающие сквозные вопросы по всему курсу, либо по творчеству Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого). В рамках данного курса студенты по своему выбору могут написать курсовую работу, а впоследствии продолжить над ней работу на V курсе уже на другом уровне – дипломного исследования.

Самостоятельная работа студентов включает: 1) чтение художественных произведений (см. список текстов для обязательного чтения) и заучивание наизусть стихотворений; 2) конспектирование критических статей и научных исследований; 3) реферирование монографий по творчеству Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова; 4) разработка тем для самостоятельного изучения, не включенных в лекционный курс и не вынесенных на семинарские занятия («Антинигилистические романы Н. С. Лескова», «Общая характеристика лирики 70 – 80-х гг. (А. Н. Апухтин, С. Я. Надсон, Вл. С. Соловьев)», «Творчество Д. К. Мамина-Сибиряка», «Мемуарная книга В. Г. Короленко «История моего современника»)[1].

 


 

ЧАСТЬ 1. ПРОГРАММА КУРСА

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Творчество Н. С. Лескова (1831 – 1895)

Место Н. С. Лескова в литературном движении второй половины XIX века.

Основные этапы жизни и деятельности. Ранние очерки и статьи. Отклик на петербургские пожары.

Творчество Лескова в 1860-е гг. Тема провинции и деревни. Литератор – «записчик». Яркие повести из «просто народного быта» («Леди Макбет Мценского уезда», «Воительница»), художественное исследование противоречий национального духа. Антинигилистические повести и романы Лескова («Овцебык», «Некуда», «На ножах»), карикатурное изображение в них русских «нетерпеливцев» и сочувственное – «настоящих нигилистов» (Райнер, Лиза Бахарева).

Эволюция мировоззрения и творчества Лескова в 1870 – 1890-е годы, сближение с Л. Н. Толстым. Поиск «праведников» в разных сферах русской глуши («Соборяне», «Однодум», «Несмертельный Голован», «Павлин», «Человек на часах» и т. д.). Своеобразие лесковского праведника. Произведения о талантливости и героизме русского человека («Запечатленный ангел», «Очарованный странник», «Левша»).

Проблематика и художественное своеобразие хроники «Соборяне». Протоиерей Савелий Туберозов и протопоп Аввакум. «Двойной сюжет» хроники: соборяне и «городские умы». Обращение к соборности – путь к спасению России. И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский о романе.

Усиление сатирических тенденций в творчестве позднего Лескова («Загон», «Железная воля», «Заячий ремиз»).

Мастерство Лескова. Народная языковая стихия в произведениях Лескова. Разнообразие форм повествования. Лесковский сказ. Народная этимология. Лесков и фольклор. «Сказ о тульском косом левше…», его герои, сюжет, общий колорит и стиль. А. П. Чехов и А. М. Горький о Н. С. Лескове.

 

Поэзия 1880-х годов

Новый подъем поэзии. Обновление творчества поэтов 1860-х годов: А. А. Фета, Я. П. Полонского. С. Я. Надсон как «властитель душ» времени, певец скорби, его романтический пафос, афористичность, аллегоризм. Революционная поэзия П. Ф. Якубовича. Концепция любви в поэзии А. Н. Апухтина. Жанр стихотворной психологической новеллы у Апухтина («С курьерским поездом», «Из бумаг прокурора» и т. д.). Взаимовлияние поэзии и прозы восьмидесятников. Новые пути философской лирики. Стихотворения Вл. Соловьева, отражение в них философских исканий, их роль в становлении символизма. Философская поэзия Д. Мережковского, Н. Минского.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

(для студентов дневного отделения филологического факультета)

 

Продолжительность курса для студентов дневного отделения филологического факультета – 66 часов (40 – лекции; 26 – практические занятия); для студентов отделения журналистики – 36 часов.

 

 

Тема, блок тем Количество часов
1. Лекция 1. Введение. Литературное движение 1870-90х годов 2 часа
2. Творчество Ф. М. Достоевского.   20 часов
2. 1. Лекция 2. Становление творческого метода Ф. М. Достоевского (40 – 60- е гг.). 2 часа
2. 2. Лекция 3. Роман Достоевского «Преступление и наказание». 2 часа
2. 3. Лекция 4. Проблема поиска положительно прекрасного человека в романе Ф. М. Достоевского «Идиот». 2 часа
2. 4. Лекция 5. «Бесы» Ф. М. Достоевского как роман-предупреждение.   2 часа
2. 5. Лекция 6. Социально-философская концепция романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». 2 часа
2. 6. Семинар 1. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». 4 часа
2. 7. Семинар 2. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы».   4 часа
2. 8. Семинар 3. Концепция полифонического романа Ф. М. Достоевского (по книге М. М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского»).   2 часа
3. Н. С. Лесков – певец русского праведника. 8 часов
3. 1. Лекция 7. Отражение русской ментальности в творчестве Н. С. Лескова.   2 часа
3. 2. Лекция 8. Особенности поэтики Н. С. Лескова. 2 часа
3. 3. Семинар 4. Парадоксы русского национального характера в творчестве Н. С. Лескова. 4 часа
4. Лекция 9. В. М. Гаршин – «талант человеческий. 2 часа
5. Творчество Л. Н. Толстого. 22 часа
5. 1. Лекция 10. Духовный путь Л. Н. Толстого.   2 часа
5. 2. Лекция 11. Начало творческого пути Л. Н. Толстого. 2 часа
5. 3. Лекция 12. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» (1863 – 1869)   2 часа
5. 4. Лекция 13. Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина» (1873 – 1877). 2 часа
5. 5. Лекция 14. «Завещанье уходящего столетия» (Блок) Идеологический роман Толстого «Воскресение». 2 часа
5. 6. Лекция 15. Особенности реализма «позднего» Толстого. 2 часа
5. 7. Лекция 16. Драматургия Л. Н. Толстого.   2 часа
5. 8. Семинар № 5. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» 6 часов
5. 9. Семинар № 6. Художественные доминанты романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» 4 часа
6. Лекция 17. Творчество В. Г. Короленко 2 часа
7. Творчество А. П. Чехова 10 часов
7. 1. Лекция 18. Поэтика рассказов А. П. Чехова 80-х гг. 2 часа
7. 2. Лекция 19. Повести и рассказы А. П. Чехова о духовных исканиях интеллигенции 2 часа
7. 3. Лекция 20. Новаторство драматургии А. П. Чехова.   2 часа
7. 4. Семинар № 7. Поэтика чеховского рассказа (на примере рассказа «Дама с собачкой»).   2 часа
7. 5. Семинар № 8 Пьеса А. П. Чехова «Чайка» как тип новой драмы. 2 часа

 

 


 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

(для студентов отделения журналистики)

 

Тема, блок тем Количество часов
1. Лекция 1. Введение. Литературное движение 1870-90х годов 2 часа
2. Творчество Ф. М. Достоевского.   12 часов
2. 1. Лекция 2. Становление творческого метода Ф. М. Достоевского (40 – 60- е гг.). 2 часа
2. 2. Лекция 3. «Бесы» Ф. М. Достоевского как роман-предупреждение. 2 часа
2. 3. Лекция 4. Социально-философская концепция романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». 2 часа
2. 4. Семинар 1. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». 4 часа
2. 5. Семинар 2. Роман Ф. М. Достоевского «Идиот». 2 часа
3. Н. С. Лесков – певец русского праведника. 4 часа
3. 1. Лекция 5. Отражение русской ментальности в творчестве Н. С. Лескова. 2 часа
3. 2. Семинар 3. Парадоксы русского национального характера в творчестве Н. С. Лескова. 2 часа
4. Творчество Л. Н. Толстого. 12 часов
4. 1. Лекция 6. Духовный путь Л. Н. Толстого. Основные этапы творческого пути.   2 часа
4. 2. Лекция 7. «Завещанье уходящего столетия» (Блок) Идеологический роман Толстого «Воскресение».   2 часа
4. 3. Лекция 8. Драматургия Л. Н. Толстого.   2 часа
4. 4. Семинар 4. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир»   4 часа
4. 5. Семинар 5. Художественные доминанты романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» 2 часа
5. Творчество А. П. Чехова 6 часов
5. 1. Лекция 9. Поэтика рассказов А. П. Чехова 80-х гг. 2 часа
5. 2. Лекция 10. Повести и рассказы А. П. Чехова о духовных исканиях интеллигенции 2 часа
5. 3. Семинар 6. Пьеса А. П. Чехова «Чайка» как тип новой драмы. 2 часа

 


 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Общие работы

История всемирной литературы. В 9 т. Т. 7. М., 1990. Раздел 1. С. 92 – 196.

История русской драматургии. Вторая половина XIX – начало XX вв. До 1917 года. Л., 1987.

История русской критики. В 2 т. М.; Л., 1958.

История русской критики / Под ред. В. В. Прозорова. М., 2001.

История русской литературы. В 4 т. Т. 3 – 4. М.; Л., 1980 – 1983.

История русской литературы XIX века. Вторая половина. М., 1991.

История русской поэзии. В 2 т. Т. 2. М., 1981.

История русского романа. В 2 т. М.; Л., 1964.

Развитие реализма в русской литературе. В 3 т. Т. 2 Кн. 2; Т. 3. М., 1972 – 1973.

Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 т. М., 1990.

Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995.

Кройчик Л. Е., Свительский В. А. Русская литературе XIX в. Ф. М. Достоевский. Л. Н. Толстой. А. П. Чехов. Воронеж, 1996.

Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. Статьи и исследования о русских классиках. М., 1972.

Тамарченко Н. Д. Русский классический роман XIX в. Проблемы поэтики и типологии жанра. М., 1997.

Фридлендер Г. М. Поэтика русского реализма. Очерки о русской литературе XIX века. Л., 1971.

Эйхенбаум Б. О прозе. Л., 1969.

Эйхенбаум Б. О поэзии. Л., 1969.

 

Учебники и учебные пособия

История русской литературы XIX века. 70 – 90-е гг. / под ред. В. Н. Аношкиной, Л. Д. Громовой, В. Б. Катаева. М., 2001.

История русской литературы XIX в. В 2 т. / По ред. С. М. Петрова. М., 1973.

История русской литературы XIX в.: Вторая половина / Под ред. Н. Н. Скатова. М., 1987.

Русская литература конца XIX – начала XX века. (Девяностые годы). М., 1968.

Русская литература рубежа веков (1890-е – нач. 1920-х гг.). Кн. 1. ИМЛИ: РАН, Наследие, 2000.

Кривонос В. Ш. Русская литература XIX века. Учебно-методическое пособие. Самара, 2001.

Кулешов В. И. История русской литературы XIX века (1870 – 1890-е годы). М., 1983.

Щенников Г. К. История русской литературы XIX века. 1870 – 1890- гг. Учебное пособие. Екатеринбург, 2000.

Исследования

Ф. М. Достоевский

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. (любое издание).

Ветловская В. Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». Л., 1977.

Ветловская В. Е. Роман Ф. М. Достоевского «Бедные люди». Л., 1988.

Волгин И. Последний год Достоевского. Изд. 2. М., 1991.

Гроссман Л. П. Достоевский – художник // Творчество Ф. М. Достоевского. М.; Л., 1959. С. 330 – 416.

Достоевский: Эстетика и поэтика. Словарь-справочник / Под ред. Г. К. Щенникова. Челябинск, 1997.

Достоевский в конце XX века. Сб. статей. М., 1996.

Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995.

Карякин Ю. Ф. Достоевский в канун XXI века. М., 1989.

Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М., 1976.

Назиров Р. Г. Творческие принципы Ф. М. Достоевского. Саратов, 1982.

Сараскина Л. «Бесы» – роман-предупреждение. М., 1990.

Селезнев Ю. Достоевский. М., 1981. (ЖЗЛ).

Скафтымов А. П. Тематическая композиция романа «Идиот»; «Записки из подполья» среди публицистики Достоевского // Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. С. 23 – 87; 88 – 133.

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в литературной критике XX века. Хрестоматия по истории русской литературы. Ижевск, 1993.

Творчество Ф. М. Достоевского в русской мысли 1881 – 1931-х гг. Сб. статей. М., 1990.

Фридлендер Г. М. Реализм Достоевского. Л., 1963.

Фридлендер Г. М. Достоевский и мировая литература. Л., 1985.

Чирков Н. М. О стиле Достоевского. М., 1964.

Щенников Г. К. Достоевский и русский реализм. Свердловск, 1987.

Щенников Г. К. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» как явление национального самосознания. Челябинск, 1996.

 

Н. С. Лесков

Видуэцкая И. П. Николай Семенович Лесков. М., 1979.

Горелов А. А. Н. С. Лесков и народная культура. Л., 1988.

В мире Лескова. Сб. ст. М., 1983.

Дыханова Б. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова. М., 1980.

Мосалева Г. В. Поэтика Н. С. Лескова. Ижевск, 1993.

Столярова И. В. В поисках идеала. Творчество Н. С. Лескова. Л., 1978.

Щенников Г. К. Певец русского подвижника // Лесков Н. С. Избранное. Свердловск, 1981. С. 528 – 534.

 

 

Л. Н. Толстой

Бабаев Э. Г. Очерки эстетики и творчества Л. Н. Толстого. М., 1981.

Бочаров С. Г. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». М., 1987.

Ильин В. Н. Миросозерцание графа Л. Н. Толстого. Спб., 2000.

Кузина Л. Н. Художественное завещание Льва Толстого. Поэтика Л. Н. Толстого конца XIX – начала XX вв. М., 1993.

Купреянова Е. А. «Война и мир» Л. Н. Толстого. «Анна Каренина» Льва Толстого. Роман «Воскресение» // История русского романа. В 2 т. М.; Л., 1964. Т. 2.

Маймин Е. А. Лев Толстой. Путь писателя. М., 1984.

Николаева Е. В. Художественный мир Льва Толстого. 1880 – 1900-е годы. М., 2000.

Одиноков В. Г. Поэтика романов Л. Н. Толстого. Новосибирск, 1978.

Опульская Л. Д. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». М., 1987.

Полякова Е. И. Театр Л. Толстого. М., 1978.

Сабуров А. А. «Война и мир» Л. Н. Толстого. Проблематика и поэтика. М., 1959.

Скафтымов А. П. Идеи и формы в творчестве Л. Толстого; О психологизме в творчестве Стендаля и Л. Толстого; Образ Кутузова и философия истории в романе Л. Толстого «Война и мир» // Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. С. 134 – 164; 165 – 181; 182 – 217.

Тюнькин К. И., Кузина Л. Н. «Воскресение» Л. Н. Толстого. М., 1978.

Хализев В. Е., Кормилов С. И. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». М., 1987.

Чуприна И. В. Нравственно-философские искания Л. Н. Толстого в 60 – 70-е гг. Саратов, 1974.

Шкловский В. Л. Н. Толстой. М., 1967. (ЖЗЛ)

Эйхенбаум Б. Лев Толстой: семидесятые годы. Л., 1974.

 

 

В. М. Гаршин

Бялый Г. А. Всеволод Михайлович Гаршин. Л., 1969.

Короленко В. Г. Всеволод Михайлович Гаршин // Короленко В. Г. Собр. соч. В 10 т. Т. 8. М., 1956. С. 216 – 247.

Латынина А. Всеволод Гаршин: Творчество и судьба. М., 1986.

Милюков Ю. Г. Творчество В. М. Гаршина и теории мифа XIX века // Литературный процесс и развитие русской культуры XVIII – XX вв. Таллин, 1985. С. 49 – 51.

С. Я. Надсон

Айхенвальд Ю. Надсон // Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М., 1994. С. 362 – 364.

Бялый Г. А. Поэты 1880 – 1890-х годов // Поэты 1880 – 1890-х годов. Л., 1972.

Бялый Г. А. 70 – 90-е годы: Основные направления в журналистике, публицистике, критике // Очерки по истории русской журналистики и критики. Т. II. Вторая половина XIX века. Л., 1965. С. 139 – 149.

Иванова Е. В. Забытый поэт // Надсон С. Я. Стихотворения / Вст. ст. и примеч. Е. В. Ивановой. М., 1987. С. 5 – 20.

Келдыш В. А. Новое в критическом реализме и его эстетике // Литературно-эстетические концепции в России конца XIX – нач. XX вв. М., 1975. С. 66 – 117.

Сапожков С. В. “Сломленные крылья”. Поэзия Семена Яковлевича Надсона // Литература в школе. 1999. № 8. С. 32 – 43.

 

А. Н. Апухтин

Громов П. А. Блок, его предшественники и современники. М.; Л., 1966. С. 31 – 52.

Ермилова Е. В. Поэзия на рубеже веков // Смена литературных стилей. На материале русской литературы XIX – XX веков. М., 1974. С. 105 – 115.

Кожинов В. Лирика «безвременья». (Конец века) // Кожинов В. Книга о русской лирической поэзии XIX века. М., 1978. С. 269 – 277.

Щенникова Л. П. Поэтическое сознание раннего А. Апухтина (1855 – 1868) // Проблемы изучения литературы. Исторические, теоретические и методические подходы. Сб. науч. трудов. Вып. I. Челябинск, 1999. С. 45 – 55.

 

Вл. С. Соловьев

Айхенвальд Ю. Владимир Соловьев // Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М., 1994. С. 370 – 372.

Брюсов В. Вл. Соловьев. Смысл его поэзии // В. Брюсов. Собр. соч. В 7 т. Т. 6. М., 1975. С. 218 – 230.

Аверинцев С. С. К характеристике русского ума. / Вл. Соловьев. Статьи и письма // Новый мир. 1989. № 1.

Блок А. Рыцарь-монах // Александр Блок. Собр. соч. В 6 т. Т. 5. М., 1971. С. 345 – 352.

Иванов Вяч. Религиозное дело Владимира Соловьева // Иванов Вяч. Родное и вселенское. М., 1994. С. 337 – 345.

Лосев А. Ф. Вл. Соловьев и его время. М., 1990.

Лосев А. Ф. Владимир Соловьев. От социально-исторического утопизма к апокалиптике // Контекст. 1992. М., 1993.

Минц З. Г. Владимир Соловьев – поэт // Владимир Соловьев. Стихотворения и шуточные пьесы. Л., 1974. (Библиотека поэта. Большая серия) С. 5 – 48.

Мережковский Д. С. Немой пророк // Мережковский Д. С. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. М., 1991. С. 116 – 126.

Щенников Г. К. Иван Карамазов и Владимир Соловьев // Щенников Г. К. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» как явление национального самосознания. Челябинск, 1996. С. 61 – 81.

Ширинская Н. М. Вл. Соловьев об общественном предназначении искусства // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1990. № 5. С. 40 – 49.

 

Д. Н. Мамин – Сибиряк

Бялый Г. А. В. Г. Короленко. Л., 1983.

Горький М. В. Г. Короленко. // Горький М. Собр. соч. В 30 т. Т. 15. М., 1951. С. 232 – 251.

 

В. Г. Короленко

Бялый Г. А. В. Г. Короленко. Л., 1983.

Горький М. В. Г. Короленко. // Горький М. Собр. соч. В 30 т. Т. 15. М., 1951. С. 232 – 251.

Миронов Г. М. В. Г. Короленко. М., 1962.

Негретов П. И. В. Г. Короленко. Летопись жизни и творчества. 1917 – 1921. М., 1990.

 

 

А. П. Чехов

Бердников Г. П. Драматургия А. П. Чехова. М., 1971.

Гурвич И. А. Проза Чехова. М., 1970.

Зингерман Б. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988.

Ивлева Т. Г. Автор в драматургии А. П. Чехова. Тверь, 2001.

Катаев В. Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. М., 1979.

Кулешов В. И. Статьи о Чехове // В поисках точности и истины. М., 1986. С. 146 – 170.

Лакшин В. Я. Толстой и Чехов. М., 1975.

Линков В. Я. Художественный мир прозы А. П. Чехова. М., 1982.

Паперный З. С. «Вопреки всем правилам»: Драмы и водевили Чехова. М., 1982.

Полоцкая Э. А. Пути чеховских героев. М., 1983.

Семанова Л. М. Чехов-художник. М., 1976.

Скафтымов А. П. О повестях Чехова «Палата № 6» и «Моя жизнь»; К вопросу о принципах построения пьес А. П. Чехова // Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. С. 381 –403; 404 – 435.

Фадеева Н. И. Новаторство драматургии Чехова. Тверь, 1991.

Чудаков А. П. Поэтика Чехова. М., 1971.

Чудаков А. П. Мир Чехова. Возникновение и утверждение. М., 1986.

Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. Л., 1987.

 


 

ЧАСТЬ 2. СЕМИНАРИЙ.

 

Литература

Достоевский Ф. М. Преступление и наказание (любое издание)

Писарев Д. И. Борьба за жизнь // Писарев Д. И. Соч. В 4 т. М., 1956. Т. 4 или Достоевский в русской критике. М., 1956.

Страхов Н. Н. Преступление и наказание // Лит. критика. М., 1984. С. 96 – 122.

Фридлендер Г. М., Опульская Л. Д., Коган Г. Ф., Григорьев А. Л. Примечания к роману «Преступление и наказание» // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. В 30 т. М., 1973. Т. 7.

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1973. Гл. 2, 3.

Карякин Ю. Самообман Раскольникова. М., 1976.

Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М., 1970.

Кожинов В. В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Кожинов В. В. Три шедевра. М., 1971.

Топоров В. Н. Поэтика Достоевского и архаичные схемы мифологического мышления // Проблемы поэтики и истории литературы. Саранск, 1973. С. 91 – 110.

Тюнькин К. И. Бунт Родиона Раскольникова // Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. М., 1968.

Щенников Г. К. Достоевский и русский реализм. Свердловск, 1987. С. 209 – 235.

Дополнительная литература

Джексон Р. Л. Философские PRO и CONTRA в 1-й части «Преступления и наказания» // Джексон Р. Л. Искусство Достоевского: Бреды и ноктюрны. М., 1998. С. 151-164; Томпсон Д. О. Проблемы совести в «Преступлении и наказании» // Евангельский текст в русской литературе ΧΥΙΙΙ- ΧΧ веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Петрозаводск, 1998. Сб. научн. трудов 2. С. 363-373; Борисова В. В. Последний свидетель Свидригайлова // Достоевский и мировая культура. М., 1999. № 13; Новикова Е. Г. Соня и софийность (роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») // Достоевский и мировая культура. М., 1999. № 12.

 

 

Практическое занятие № 2. Роман Ф. М. Достоевского «Идиот» (1868) (2 часа)

1. Творческий замысел романа о «Русском Христе». Связь эволюции замысла с мировоззрением писателя.

2. Проблема положительно прекрасного человека и ее решение в романе. Истоки образа князя Мышкина. Деятельность Мышкина как творимая мифология. Неоднозначность трактовки образа князя Мышкина в литературоведении (сторонники мифологизации образа Мышкина – Г. М. Фридлендер, Г. Г. Ермилова; сторонники демифологизации – В. В. Борисова, К. Н. Мочульский). Ваша точка зрения и система аргументации.

3. Система двойников в романе (Мышкин, Рогожин, Ганя Иволгин, Ипполит). Женские образы в романе (Настасья Филипповна, Аглая).

4. Антитеза как композиционный прием романа. Ключевые сцены как отражение авторской интенциональности (встреча Мышкина с Рогожиным в вагоне поезда; три сцены в доме Епанчиных; сцена в доме Иволгиных; именины Настасьи Филипповны как кульминация всего романа; сцена в доме Рогожина после убийства; финал романа).

5. Символические образы и детали в романе.

6. Современное прочтение классики. Пародическая редукция классического текста в романе Ф. Михайлова «Идиот» (принципы, методы, механизмы).

Литература

Соркина Д.Л. Замысел и его осуществление. (Из истории создания образа князя Мышкина в романе Достоевского «Идиот») // Уч. зап. Томского гос. ун-та, 1965. № 50.

Щенников Г.К. Принципы типизации Достоевского-романиста. (На материале романов «Преступление и наказание» и «Идиот») // Проблемы реализма в русской литературе. (Метод и позиция писателя). Свердловск, 1963.

Скафтымов А. Тематическая композиция романа «Идиот» // Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.

Назиров Р.Г. Герои романа «Идиот» и их прототипы // Русская литература, 1970, № 2 или Назиров Р. Г. О прототипах некоторых персонажей Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. Т. 1. Л., 1974.

Ермилова Г.Г. Тайна князя Мышкина. О романе Достоевского «Идиот». М., 1993.

Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995.

Касаткина Т.А. Характерология Достоевского. М., 1996.

 

 

Практическое занятие № 3. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» (4 часа)

1. «Братья Карамазовы» как итоговое произведение. Связь с темами и образами предыдущих романов Достоевского.

2. Философская проблематика и жанрово-композиционная структура романа. Систематизация героев с точки зрения их нравственно-этической позиции.

3. Отражение в рамках семьи Карамазовых судьбы России и всего человечества. Понятие «карамазовщины», ее социальный, национальный и общечеловеческие аспекты.

4. Образ Дмитрия Карамазова. Проблема нравственно-религиозного возрождения человека в романе. Страсти русского человека. Женские образы в романе.

5. Духовные противоречия Ивана: отрицание им христианского понимания мира и мечты о безрелигиозном Вавилоне, использующем массовую потребность веры. Трагедия мысли и совести. «Двойники» Ивана – Смердяков и черт, их функции в романе.

6. Русский праведник и путь к нравственной и социальной гармонии. Образы старца Зосимы и Алеши Карамазова.

7. Два судебных процесса в романе и суд над Россией.

8. Образы детей в романе и значение финала («Речь у камня»).

Литература

Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского (любое издание). Гл. 5. разд. 3.

Белкин А. «Братья Карамазовы»: социально-философская проблематика // Творчество Достоевского. М., 1959.

Горький М. О «карамазовщине»; Еще о «карамазовщине» // Ф. М. Достоевский в русской критике. М., 1956.

Розанов В. В. Легенда о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского. Опыт критического комментария // Мысли о литературе. М., 1989. С. 41 – 157.

Фридлендер Г. М. Реализм Достоевского. М., 1964. Гл. 7.

Чирков Н. М. О стиле Достоевского. М., 1967. Гл. 11.

Щенников Г. К. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» как явление национального самосознания. Челябинск, 1996.

Фридлендер Г. М., Кийко Е. И., Ветловская В. Е. и др. Примечания к роману «Братья Карамазовы» // Полн. собр. соч. Ф. М. Достоевского. В 30 т. Л., 1976. Т. 15. С. 399 – 604.

 

Дополнительная литература

Долинин А. С. Последний роман Достоевского. Как создавались «Подросток» и «Братья Карамазовы». М.; Л. 1963; Ветловская В. Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». Л., 1977; Кулешов В. И. Жизнь и творчество Достоевского. М., 1979; Волгин И. Л. Последний год Достоевского. М., 1986; Мелетинский Е. М. Достоевский в свете исторической поэтики. Как сделаны «Братья Карамазовы». М., 1996.

 

 

Практическое занятие № 4. Концепция полифонического романа Ф. М. Достоевского (по книге М. М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского») (2 часа)

1. Понятие полифонического романа. Его противоположность роману монологическому.

2. Структура характера героя в полифоническом романе Достоевского.

3. Герой и позиция автора по отношению к герою в творчестве Достоевского.

4. Культурно-литературные источники полифонического романа.

5. Специфика повествования в полифоническом романе.

6. Своеобразие монолога и диалога в произведениях Достоевского (с точки зрения Бахтина).

7. Современные проблемы «бахтиноведения».

Литература

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. Любое издание.

Бахтин в зеркале критики. М., 1995.

Панков А. Разгадка Бахтина. М., 1995.

Бахтин М. М. Pro et contra. М., 2002.

Практическое занятие № 5. Парадоксы русского национального характера в творчестве Н. С. Лескова (4 часа)

1. Концепция кроткой и страстной женской натуры в рассказах «Житие одной бабы» и «Леди Макбет Мценского уезда». Сравнительная характеристика двух героинь.

· портрет;

· речевая характеристика;

· отношение к окружающим;

· испытание любовью;

· характер (анализ ключевых эпизодов);

· композиция; смысл заглавия; конфликт.

2. Противоречия в характере Ивана Флягина («Очарованный странник»). Испытания героя как средство раскрытия характера. Своеобразие лесковского праведника. Необходимо проанализировать следующие эпизоды:

· Портретная характеристика героя;

· «Иван Флягин и цыгане»;

· «Воспитательная деятельность героя»;

· «Азиатский поединок»;

· «Быт и нравы татар»,

· «Иван Флягин и князь» (история с Грушей);

· «Дальнейшая судьба Ивана Флягина (артисты, монастырь)».

3. «Левша» как метасемиотический текст. Знаки русского национального характера в сказе «Левша» (специфика русской ментальности).

· Образование;

· Культура;

· Политика;

· Язык как синтез всех уровней.

Индивидуальное задание: составить краткую библиографию литературы о творчестве Лескова за последние 10 лет. Наметить основные тенденции изучения творчества писателя. Представить устное сообщение на 5 – 7 минут.

Литература

Лесков Н. С. Житие одной бабы. Леди Макбет Мценского уезда. Очарованный странник. Левша.

Горький М. Н. С. Лесков // Горький М. Собр. соч. В 30 т. М., 1963. Т. 24. С. 228 – 267.

Троицкий В. Ю. Лесков-художник. М., 1974.

Видуэцкая И. П. Николай Семенович Лесков. М., 1979.

Дыханова Б. С. В поисках своего слова (Из наблюдений над стилем Н. С. Лескова) // Вопросы литературы. 1981. № 2.

Аннинский Л. А. Лесковское ожерелье. М., 1982.

В мире Лескова. Сб. ст. М., 1983.

Горелов А. А. Н. С. Лесков и народная культура. Л., 1988.

Чередникова М. П. Открытие Лескова // Литература в школе. 1991. № 2.

 

Литература

Сабуров А. В. «Война и мир» Толстого. Проблематика и поэтика. М., 1959.

Купреянова Е. Н. «Война и мир» Льва Толстого // История русского романа. Л., 1964. Т. 2.

Бочаров С. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» (любое издание)

Чуприна И. В. Нравственно-философские искания Толстого в 1860 – 1870-е гг. Саратов, 1974.

Галаган Г. Я. Л. Н. Толстой. Художественно-этические искания. Л., 1981. Гл. 2.

 

Дополнительная литература

Бурсов Б. Лев Толстой и русский романа. М., 1958. Гл. 4; Камянов В. Поэтический мир эпоса. М., 1978; Бочаров С. Л. Толстой и новое понимание человека // Литература и новый человек. М., 1977; Громов П. О стиле Л. Толстого. «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977; Курляндская Г. Б. Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский. Тула, 1986.

Практическое занятие № 7.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1052; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.105.222 (0.012 с.)