Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политический процесс в государствеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Существует множество определений политического процесса: это процессы выработки и принятия политических решений, взаимодействия правительства, парламентов, партий и других политических сил; это причины возникновения той или политической проблемы, способ попадания этой проблемы в повестку дня общества, формы реагирования на нее институтов управления, принятие решений по ней; это результат взаимодействия политических групп; это совокупность действий субъектов политики для достижения определенных результатов по осуществлению своих специфических функций в сфере власти, ведущих к изменению и развитию политической системы общества; это форма функционирования политической системы общества.1 Обобщая эти мнения, можно сказать, что если понятие «политическая жизнь» охватывает вся и все относящееся к политике, а понятие «политическая система» - всю совокупность политических организаций, то понятие «политический процесс» означает функциональную направленность политической жизни, введение ее в определенные рамки, подчинение ее традициям и процессуальным правилам, установкам в политической системе общества. Политический процесс — это функциональная характеристика политической системы, отражающая совокупность ее внутренних изменений, последовательность политических событий и целенаправленное взаимодействие реальных субъектов политики. Политический процесс развертывается в рамках политической системы общества, в региональных и глобальных масштабах. В нем взаимодействуют различные факторы, в результате чего и происходят изменения в политической сфере. Основными компонентами политического процесса являются субъекты политики (социальные и институциональные), политические отношения, политическое поведение и политическая деятельность (политическое участие). С содержательной точки зрения он характеризуется институциализацией политических интересов; выработкой и принятием политических решений; реализацией принятых программ и установок. Современному политическому процессу присущ ряд общих задач, которые по-разному решаются в различных исторических условиях и странах, а также на тех или иных стадиях деятельности его субъектов. Политическому процессу имманентны переплетение и взаимосвязь революционных и реформаторских начал, сознательных и «стихийных» действий масс, восходящих и нисходящих тенденций развития.
В зависимости от объекта применения политической воли политические процессы подразделяются на внутриполитические и внешнеполитические. Внутриполитический процесс протекает между субъектами политики (классами, другими социальными группами, нациями, партиями, общественными движениями, политическими лидерами), сердцевиной деятельности которых является завоевание, удержание и использование политической власти. Внутриполитический процесс охватывает различные сферы жизни общества: политическую, правовую, экономическую, социальную, экологическую, демографическую, культурную, военную и др. Внутриполитические цели могут достигаться как мирными, так и насильственными методами. Внешнеполитический процесс распространяется на отношения с другими государствами как искусство ведения международных дел. Он теснейшим образом связан с господствующим экономическим укладом, общественным и государственным строем общества и выражает их на мировой арене. Одновременно внешнеполитический процесс обладает рядом особенностей, обусловленных существованием в мире множества государств с несовпадающими интересами и программами в различных областях. В современных условиях внешнеполитический процесс во всевозрастающей степени становится искусством переговоров, достижения разумных, взаимоприемлемых политических компромиссов. С точки зрения участвующих в нем субъектов выделяют политические процессы,предполагающие свободное политическое участие граждан в отношениях с государством и другими институтами власти и политические процессы антидемократического тоталитарного толка, где преобладают навязанные гражданам формы политических отношений и жестко централизованные методы принятия управленческих решений. К разновидностям политических процессов можно отнести, к примеру, формы политического участия и принятия решений, обусловленные правлением военных элит, авторитарных лидеров и монархов или единственной в стране партии. С точки зрения устойчивости основных взаимосвязей политических и социальных структур можно говорить о стабильных и нестабильных политических процессах. Стабильный процесс характеризуется устойчивыми формами политической мобилизации и поведения граждан, отработанными механизмами принятия политических решений. Нестабильный политический процесс обычно возникает в условиях кризиса как появление необходимости изменения политической обстановки.
На протяжении большей части истории человечества радикальной и непредсказуемой формой развития политических процессов, сопряженной прежде всего с разрушением, а не с созиданием, выступали революции (английская революция 1642 — 1689 г.г., американская революция 1775—1783 г.г.,, французская революция 1789 — 1794 г.г., социалистическая революция в России 1917 г.). В революционном политическом процессе изменение его внутренних параметров происходит путем резкого и кардинального разрешения накапливаемых противоречий. Революция политическая является коренным переворотом в жизни общества, в ходе которого происходит смена государственной власти и господствующих форм собственности. Революция социальная — коренное изменение развития общества, связанное с насильственным разрушением одних социальных отношений и утверждением других. К примеру, опыт Октябрьской революции 1917 г., социалистических преобразований в СССР является беспрецедентным по масштабам и последствиям для отечественного и мирового развития феноменом, который в одних отношениях открыл человечеству новые перспективы, а в других — положил предел некоторым его многовековым иллюзиям и в их числе доктринам поступательного развития общества как объективного исторического закона, единообразия тенденций общественного развития. В литературе справедливо предлагается отличать подлинно демократические революции от «псевдореволюций». Интересны для иллюстрации мнения по этому поводу различных политических деятелей. Так, президент США Дж. Буш “бархатные революции” в Венгрии, Чехословакии, ГДР, “революцию роз” в Грузии, “оранжевую революцию” на Украине, “тюльпановую революцию” в Киргизии, “пурпурную революцию” в Ираке, “кедровую революцию” в Ливане назвал продвижением свободы по всему миру, а президент Белоруссии А.Г. Лукашенко сказал, что никакие это не революции, это обычный бандитизм, ловко скроенный на западные деньги.1 Известно, что попытки внешнего силового (Югославия – 1999 г., Ирак – 2003 г.) и информационного (Грузия, Украина, Киргизия 2004-2005 гг.) использования демократии для дестабилизации положения в некоторых регионах и контроля за ситуацией в них, стали регулярной практикой международной жизни. Разработана подробная стратегия «цветных революций», выявлены внутренние и внешние факторы активизации протестных настроений и выступлений. Исследуются многообразные тактические приемы и условия успеха конфронтационной агитации и пропаганды; деятельности «групп влияния» и неправительственных организаций, финансирующих такого рода «революционные» проекты[106]. Активизация этих сил на постсоветском пространстве связана отнюдь не только с борьбой различных внутренних кланов за власть. Здесь чувствуются мощные устремления транснациональных корпораций к новым источникам сбыта и сырья. Основным притягательным регионом, разумеется, видится Россия с ее огромными территориями и природными богатствами.
Эволюционный политический процесс связан с постепенными преемственными изменениями политических отношений, институтов, систем. Новейшие достижения науки и техники, расширение экономических связей, совершенствование средств коммуникации и массовой информации при стремительном нарастании глобальных проблем привели к всесторонней политической взаимосвязи и взаимозависимости на Земле. В конце XX вв. результате политической эволюции серьезно изменилось традиционное политическое мышление. Произошла смена исторических парадигм. Это проявилось в новом взгляде на современный мир, на систему международной безопасности, выбор приоритетов в мировом развитии. Эволюционный путь открыл новые возможности перед политической практикой ненасильственных действий. Эволюция и революция — две неразрывно связанные между собой формы движения, развития природы и общества. Эволюция политическая каждой отдельно взятой страны всегда уникальна, составляет элемент ее национальной истории. В то же время у группы стран элементы эволюции могут быть схожими, причиной чему служат сопоставимые исторические условия, общность культурных и религиозных ценностей и т. д. Политические процессы, порожденные конфликтами и противоречиями, — это столкновения субъектов политики в их взаимном стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные прежде всего с овладением властью или ее перераспределением, а также с изменением их политического статуса в обществе. Противоречие, выступающее основанием политического конфликта, может не осознаваться участниками политических отношений, конфликт же всегда осознан и предполагает определенные действия сторон друг против друга. Традиционные виды поведения участников политического конфликта — подавление соперника, компромисс, отступление. Важнейшей проблемой современной конфликтологии является прогнозирование политического конфликта и поиск методов его предотвращения, а если он возникает — то разрешение и снижение его негативных последствий, снятие постконфликтных синдромов. Можно выделить также политические процессы, связанные с развитием и функционированием политических партий. Политические партии как один из важнейших элементов политической системы общества выполняют функции представительства, социальной интеграции, политической социализации, политического рекрутирования, идеологическую функцию. Они отличаются добровольностью объединения своих членов и групповым характером социальных интересов, ориентацией на завоевание государственной власти и посреднические взаимоотношения с нею.
Особенности политического процесса в современной России определяются историческими традициями и своеобразием того периода развития, который переживает наша страна. Данный период с определенными оговорками можно назвать переходным к некой пока еще абстрактной либерально-демократической модели. Особенности внутриполитического процесса[107] состоят в том, что: - основным содержанием деятельности (политического участия) здесь является завоевание, удержание и использование государственной власти; - он охватывает разные структуры общества: не только собственно политику, но и право, социальную, культурно-идеологическую, экономическую, военную и т.д. сферы общественной жизни; - в деятельности политических субъектов (классов, партий, наций, движений и других институциональных образований) сочетаются как сознательные, упорядоченные, программированные акции, так и стихийные, спонтанные, непредсказуемые выступления, что делает его особенно сложным, поливариантным, трудно прогнозируемым; - функционирование социально-политических структур характеризуется разной направленностью: участием прогрессивных и реакционных; инновационных и консервативных (реставраторских) сил и проектов, вследствие чего сам процесс нередко приобретает альтернативный и нелинейный характер («откаты», «возвраты», «повороты»); - внутриполитические цели могут достигаться как мирными, так и насильственными средствами; а противоречия и конфликты разрешаться как эволюционно, путем постепенных, преемственных изменений («реформы», «перестройки»), так и революционным путем – коренной ломкой старых отношений, институтов («перевороты»). Политические процессы, особенно XX века, принято различать – по степени участия общества, граждан во власти и их влияния на принятие и проведение в жизнь политических решений – как демократические, так и недемократические (авторитарные, тоталитарные). Содержание термина «демократия», буквально означающего «народовластие», отнюдь не сводится к его семантике, которая в лучшем случае раскрывает природу лишь одной из ее исторических форм. Возникнув в Древней Греции, демократия прошла длинный путь развития, становления в качестве сложного многогранного явления, характеризующего как форму организации и осуществления власти, так и способ массового привлечения людей в политическую жизнь общества. Как форма организации власти и форма правления демократия со временем выработала определенные принципы и процедуры, которые обычно, так или иначе, закрепляются в конституциях, действующем законодательстве и традициях страны. Это, в частности: - провозглашение народа первоисточником и первоносителем власти; - равные возможности участия всех граждан в политической жизни, избрании представительных органов власти; - принцип большинства при соблюдении прав меньшинства, означающий, что решения принимаются большинством голосов, тогда как меньшинство имеет право на оппозицию, выражение особого мнения и т.д.;
- разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную; - выборность, подотчетность, сменяемость органов государственной власти и местного самоуправления; - право беспрепятственного контроля за органами власти со стороны народа через формы прямой демократии и политический плюрализм, многообразие мнений, свободную прессу; - равенство всех перед законом и судом[108]. В современной политологии сложились два основных подхода к оценке степени демократичности политического режима страны: 1) нормативистский; 2) функционалистский. Первый схватывает статику, сиюминутное состояние дел и определяет его соответствие некой обязательной для всех норме, модели демократии, взятой из опыта индустриально развитых стран. Помимо указанных выше принципов и процедур, предлагается учитывать и другие признаки: рыночный характер экономики и ее конкурентный потенциал, высокую степень урбанизации, наличие среднего класса, социально-политический плюрализм, развитость средств массовой коммуникации, политическую (гражданскую) культуру и зрелое правосознание и т.д. Если какие-то из этих условий отсутствуют, страна не может быть признана демократической[109]. Указанный подход представляется недостаточным, ибо при этом оказывается вне поля зрения процесс становления, вызревания, исторического «взросления» различных демократических форм и структур, особенно в так называемых развивающихся странах, или странах «третьего мира». Отсюда сторонники другой – функционалистской – позиции отвергают единую норму и модель демократии, толкуя последнюю как непрерывный процесс развития, освоения старых и рождения новых политических форм, в которых выражается основная функция демократии – утверждение народа в качестве первоисточника и первоносителя власти. По сути, показатели, раскрывающие указанную функцию, были выделены еще Аристотелем, и получили свою конкретизацию в XVI-XVIII вв. (Ж. Боден, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант). В зависимости от того, какой именно субъект политики, образующий понятие «народ» (общество в целом, группы, индивиды), играет наиболее важную роль в осуществлении политической власти, указанный подход выделяет следующие типы («формы», «модели») демократии: народная (коллективная), плюралистическая (групповая), либеральная (индвидуалистическая). Представления о народной демократии были заложены еще Платоном и Аристотелем, которые считали ее отнюдь не лучшей формой правления (правления в пользу «толпы», в пользу «бедных»). Эти идеи развили Ж.-Ж. Руссо – в концепции «народного суверенитета», А. Линкольн, который заложил в основание американской конституции тезис о том, что демократия «исходит от народа», «осуществляется народом» и действует «в интересах народа». К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из закона о возрастающей роли народных масс в истории, потому в их теории социализма с идеей подлинной демократии связаны принципы общественных форм собственности, коллективизма, народного самоуправления. Практическое воплощение в жизнь указанных идей в СССР и странах народной демократии показало, что этот тип способен перерождаться в авторитарные и даже тоталитарные формы власти, когда правит меньшинство (элита), добивающаяся формального согласия большинства. Зарубежные критики народной демократии конкретизируют ее негативные стороны в моделях «тоталитарной демократии» (Р. Арон, К. Лефорт), «управляемой демократии» (Дж. Сартори), «колониальной демократии» (А. Зиновьев), «электоральной демократии» (Р. Даль) и т.д.[110] Тип плюралистической демократии, свойственный большинству западноевропейских государств, обусловлен тем, что в современном обществе происходит «диффузия» (М. Дювержье), или распыление власти. На процесс принятия политических решений оказывают влияние множество различных сил: не только государство, но и политические партии и внепартийные объединения, движения граждан. Основным субъектом политики становится группа, через которую личность представляет свои права и защищает интересы. Особой проблемой для обеспечения баланса интересов является создание противовесов узурпации власти со стороны отдельных групп, политических сил[111] (модели «конкурентной демократии» Й. Шумпетера, С. Липсета – Д. Лернера, «полиархической демократии» Р. Даля и др.). Наиболее развитым типом демократии принято считать либеральную, становление и развитие принципов которой насчитывает не одно столетие (Дж. Локк, И. Кант, Ш. Монтескье, Т. Джефферсон, А. Токвиль и др.). Для нее характерны акценты на индивидуально-личностном субъекте (признании приоритетности прав, свобод человека и гражданина), а также его автономии по отношению к группе, обществу. В качестве цели демократии либеральное мировоззрение провозглашает идеал индивидуальной свободы, а средства к этому – равенство всех перед законом и судом. Однако последовательное проведение указанных идей также наталкивается на свои преграды: формальный характер равенства; противоречия между индивидуальными, групповыми, общественными интересами[112]. Отсюда реально существующие демократии обычно носят «смешанный» характер, заимствуя различные идеи, принципы из основных типов. Сказанное имеет самое прямое отношение к развитию политических процессов в России на рубеже XX-XXI вв. Сложность для понимания специфики демократизации нашей страны составило то обстоятельство, что указанный процесс явился лишь одним из аспектов более широкого движения, которое политологи характеризуют в терминах «модернизации», «трансформации», «переходности» социально-экономического и политического развития России; в контексте проблем ее исторического «запаздывания» и «догоняющего» развития; «реформ сверху», сменяющихся периодами «застоя» и нарастанием новых диспропорций и отставаний[113]. На современном этапе, по сути, встал вопрос о том, как прервать эту порочную цепь российского исторического движения, как выйти на новый виток развития, включиться в мировой цивилизационный процесс перехода от индустриализма к постиндустриальному обществу. Изначально было ясно, что решение указанной проблемы невозможно без демонтажа политической системы, которая получила в 80-е гг. наименование «феодального», «казарменного», «бюрократического» социализма. Последний охватывал все сферы общественной жизни страны (тогдашнего СССР), отсюда и проблема «переходности» представала как многоаспектная задача движения: - от командно-административного регулирования экономикой и социальной сферой – к рыночным отношениям и высоким технологиям; - от тоталитарной политической системы – к демократическому, гражданско-правовому обществу; - от «нерушимого» союзного единения республик – к реальной национально-территориальной самостоятельности, местному самоуправлению; - от насильственно внедряемой моноидеологии – к идеологическому плюрализму и духовной свободе. В целом с 1985 по 2006 гг. можно выделить, по крайней мере, три периода демократизации в России: 1) эпоху перестройки (горбачевский период); 2) десятилетие девяностых годов (ельцинский период); 3) начало XXI в. (путинский период). Перестройка 1985-1991 годов положила начало процессу демократизации и наиболее значительных результатов достигла в плане утверждения политической и духовной свободы, провозглашения норм нового политического мышления на международной арене, а также, - в деле формирования принципов демократического нормоустройства в России (свобода прессы, собраний, митингов, демонстраций, создание реальной многопартийности, демократических выборов, обеспечение свободы совести и различных вероисповеданий, отмена цензуры; беспрепятственный выезд граждан за границу, установка на политический диалог в мире и отказ от гонки ядерных вооружений). Слабее оказались достижения перестройки в плане экономической либерализации: признание плюрализма собственности, провозглашение экономической самостоятельности предприятий и др. не сопровождались энергичными мерами в сфере ценовой политики, утверждения реальных рыночных отношений, структурной перестройки экономики. В итоге «перестройка оборвалась»[114]. В срыве первого этапа нашей демократизации повинны не только ее организаторы, которые не имели четкой стратегии реформы, проявляли медлительность и упустили историческую инициативу, за что их справедливо критикуют оппоненты[115]. Здесь повлияли и внешние обстоятельства: резкое падение мировых цен на нефть, что обострило проблему дефицита потребительских товаров в период перестройки. Но весьма активную роль сыграли и сознательные установки на срыв перестроечного процесса, с одной стороны, консерваторов, с другой, – неолибералов, которые, как показала история, ожесточенно рвались к власти, а точнее, - к дележу «ничейного» общественного пирога, и действительно, «готовы были поджечь общий дом, чтобы погреть руки у костра». Второй этап демократизации начался с 1991 г., после провала «путча» ГКЧП и развала Союза ССР по инициативе устроителей Беловежской встречи. Провозгласив курс на «новую экономическую реформу», т.е. на решение тех задач, с которыми не справилась перестройка, новые лидеры, «младореформаторы», как ныне их именуют, стали ориентироваться на либеральную модель демократии и, главным образом, на американский социально-экономический и политический опыт. В основе неолиберальной экономической реформы Е. Гайдара «и его команды» лежали установки чикагской школы бизнеса, преломленные через польский опыт «шоковой терапии». Условиями же успеха считались полный разрыв с социал-демократическим по духу курсом перестройки и демонтаж всей советской системы («денационализация», «десоветизация», «дефедерализация»). Итогом этой деятельности стал глубокий системный кризис, охвативший все стороны российского общества: политическую, экономическую, социальную, духовно-идеологическую. - Кризис политической системы выразился в острейших конфликтах законодательной и исполнительной власти; в разрушении властной вертикали и снижении управляемости; ослаблении контроля и нарастании недисциплинированности и безответственности, а в итоге – в разложении управленческого аппарата и неэффективности государственной политики, ее своеобразном «параличе». Аппарат власти РФ в 1994 г. превышал аппарат СССР в 1,5 раза, а управленческие решения не выполнялись на две трети[116]. Не спасала положения дел и регулярная «кадровая чехарда». - Кризис национально-территориального единства проявился в ослаблении связей регионов с центром; сужении роли центральной власти в решении ключевых межрегиональных проблем; в нарастании сепаратистских устремлений, вплоть до сецессии (выхода из состава федеративного государства). Националистические и сепаратистские устремления в первой половине 90-х годов проявились в Татарстане, Башкортостане («парад суверенитетов»), их пиком стали вооруженные экстремистские выступления в Чечне, которые переросли в первую (1994-1996 гг.), а затем вторую (1999-2001 гг.) Чеченские войны и вторжение на территорию России формирований международного терроризма. - Экономический кризис, истоки которого – в резком ослаблении государственного регулирования и контроля за становлением рыночных отношений, в неупорядоченной приватизации и налоговой политике, проявился уже в первые годы неолиберальной реформы в остановке более 1500 крупнейших предприятий, резком падении промышленного производства, стремительном сокращении объема национального дохода, росте внешнего долга, скачках безработицы и инфляции. Все это привело к полному обнищанию 30-40% населения страны; примерно такая же масса оказалась на грани бедности. При этом возросла социальная дифференциация общества: разрывы в уровне доходов богатых и бедных превысили 25-27 раз. - Идеологический и духовно-культурный кризис, обусловленный «экономическим романтизмом» неолибералов и их откровенно пренебрежительным отношением к задаче идеологического обоснования проводимой реформы, к ценностно-целевым и культурно-гуманистическим ее измерениям[117], выразился в девальвации традиционных духовно-нравственных ценностей, росте личностного и группового отчуждения, социальной конфликтности и криминализации морали, а, в конечном счете, – в утрате национальной идентичности и социальных перспектив как личностью, так и обществом[118]. Зримым выражением этих процессов стали такие явления, как рост преступности и расхищение национальных богатств, коррумпированность чиновничества, падение престижа честного, добросовестного труда, всякого рода «отклоняющееся» поведение, особенно в среде молодежи, подростков (наркомания, проституция, алкоголизм и т.д.). Системный кризис, охвативший Россию в 90-е гг., свидетельствует, во-первых, о том, что выбор неолиберальной модели был исторически неточным, ибо существовали и иные, более щадящие стратегии[119], а, во-вторых, антигуманным и потому безответственным. Сторонники иных стратегий предупреждали младореформаторов, что «без создания инфраструктуры рыночного типа, организационных и политических структур, без выработки рыночной культуры, без тщательно продуманных механизмов социальной защиты населения… введение скоропалительного, в порядке “шоковой терапии”, рынка было большой экономической ошибкой. Может быть, не меньшей, чем тотальная коллективизация»[120]. Однако, возобладали стремления поскорее «порулить», а также старый, известный с советских времен, технократический подход к человеку, убеждение, что он «все стерпит» и «за ценой не постоит». Цена же, как мы сегодня знаем, оказалась весьма велика: 10 миллионов потерянных человеческих жизней за период либеральных реформ. Почти столько же, сколько за гражданскую войну в начале века. Системный кризис переходности является той гранью критического состояния общества, за которой может последовать национальная катастрофа или возрождение общественной системы в новом качестве. К концу 90-х годов Россия стояла, по сути, на грани катастрофы. Разваливались не только вертикаль власти, промышленность, сельское хозяйство, социальная сфера, правоохранительная система, но и армия, культура, образование, спорт. Дефолт 1998 года вверг страну в экономический коллапс, из которого, казалось бы, не будет выхода. В 1999 году в руинах стоял Грозный; на воздух начали взлетать дома в ряде российских городов; международный терроризм с идеей «исламского халифата от Кавказа до Урала» двинулся в очередное наступление. Стране угрожал межнациональный и региональный распад. Только на следующем, третьем этапе демократизации, ситуация стала упорядочиваться, выходить из тупика. Сегодня В.В. Путина и его курс многие оппоненты обвиняют в «отступлении» от демократических завоеваний предшествующего периода; в ход идут ярлыки «управляемой демократии», «манипулятивной демократии» и проч.[121] Однако, тут правомерно задаться вопросами: 1) столь ли значительны были эти «завоевания»? 2) для чего необходима демократия, какова ее цель? Анализируя курс В. В. Путина, представленный в его ежегодных Посланиях Федеральному Собранию, можно заключить, что в них развернута стратегия, прежде всего, выхода из кризиса 90-х гг.: укрепление вертикали власти и государственного контроля в экономике; активная налоговая политика и развитие малого и среднего предпринимательства; расширение местного самоуправления, формирование реальной многопартийности; разрешение острых межнациональных проблем, особенно – в Кавказском регионе; восстановление обороноспособности страны и дееспособности правоохранительной системы и др. Да, эта политика включала элементы того, что иногда называют «мягким авторитаризмом», но, разумеется, здесь это были абсолютно необходимые и адекватные ситуации меры. Неслучайно они встретили массовую поддержку народа: от 60 до 80%. Но это одна сторона дела, главное все-таки в другом. В посланиях 2005-2006 гг. Президент выходит на новый уровень стратегических решений: здесь отчетливо просматривается стремление найти выход из наиболее острых и неотложных национальных проблем (демография и социальная сфера, различные аспекты национальной безопасности и т.д.) на пути нетрадиционных, парадоксальных решений: разрыва порочного круга «отставаний – догоняний» посредством диверсификации экономики и инновационных технологий постиндустриализма. Что это означает? Это значит, что размерность нашего движения по пути демократизации обусловливается: 1) нашими возможностями и историческими обстоятельствами; 2) перспективой технологического и институционального прорыва в мировую цивилизацию и постиндустриальное общество с багажом собственного национально-культурного опыта. «Цивилизаторская миссия российской нации на евразийском континенте должна быть продолжена. Она состоит в том, чтобы демократические ценности, помноженные на национальные интересы, обогащали и укрепляли историческую общность»[122]. Да и мировой опыт цивилизационного развития XXI века тоже, – позволим себе завершить эту мысль. В России налицо следующие явления: распад традиционных социальных институтов и структур управления; социальная дезориентация, утрата многих нравственных ценностей и духовных идеалов; маргинализация значительных слоев населения; использование недозволенных средств и способов для достижения политических целей; попытки фальсификации исторического прошлого и одновременно дискредитация государственных органов; ущемление национального достоинства и развитие комплекса национальной неполноценности. Очевиден и разрыв между принятием достаточно обоснованных и рациональных политических и правовых решений и последующим их исполнением. Это объясняется как отсутствием соответствующих правовых механизмов, так и низкой политико-правовой культурой, одним из элементов которой является, к сожалению традиционно сильный в нашем обществе правовой нигилизм. Вся совокупность неразрешенных социальных, политических, правовых проблем препятствует формированию устойчивого общественно-политического консенсуса, без которого ни одна политическая система не может считаться стабильной, приспособленной к текущим потребностям общественного развития. Драматические последствия перемен в России актуализируют необходимость в разработке политического прогноза, суждений о будущем политического процесса, в конвергенции положительных элементов советского прошлого, периода реформ и зарубежного опыта во всем его многообразии. Такая необходимость диктует острую потребность в сочетании теоретических исследований с прикладными разработками по выявлению потенциала России в ходе политического процесса в контексте как исторического прошлого и сегодняшней действительности, так и прогнозируемых мировых реалий XXI столетия. Прогнозирование развития политического процесса в России возможно с учетом основных противоречий политической системы и общества в целом. Это прежде всего противоречие между капиталом и трудом, конкретизирующее противоречие между производительными силами и производственными отношениями, противоречие между меньшинством богатых и большинством бедных, противоречие между властью и народом.1 Научное предвидение изменений (реформ) в политическом процессе невозможно без определения приоритетности направлений реформ, их информационного обеспечения, организации социологического мониторинга, изучения эффективности различных форм политического участия. Сегодня на основе фактических данных и теоретических разработок можно сделать вывод о том, что развитие политического процесса в современной России привело к созданию переходного типа государстваустремленного, к демократии. Такое развитие определено в нашей литературе как либерализация. Ее суть заключается в том, что усилия государства направлены в первую очередь на создание экономической основы демократии. Речь идет о необходимости развития
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.170.19 (0.023 с.) |