Англо-саксонская правовая система 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Англо-саксонская правовая система



 

Англосаксонская правовая система в отличие от Романо-германской возникла несколько раньше – в Х1 веке. Прежде всего, ее развитие связано с формированием и развитием английского права. В своем развитии она так же прошла ряд стадий. Первый период (с.V в.до 1066 г.) характеризуется наличием многочисленных законов и обычаев варварских племен. Второй период – период становления общего права начинается с 1066 г.с норманнского завоевания Англии Вильгельмом I Завоевателем и длился до 1485 г., до установления династии Тюдоров. В стране установилась сильная централизованная власть короля, и одним из направлений ее усиления стало расширение юрисдикции королевских судов. Во второй половине ХII в. в Англии возникает институт разъездных судей, которые при рассмотрении дел руководствовались и местными обычаями, и практикой местных судов. Далее они обобщали судебную практику и на основе ее вырабатывали положения, которыми должны были руководствоваться королевские суды как в центре, так и на местах.

Таким образом усилиями королевских судов было создано так называемое «общее право» (Common Law), основанного на принципе: «решение вышестоящего суда является общеобязательным при рассмотрении аналогичного дела этим же или нижестоящим судом».

С 1485 г начинается третий период развития английского права. В этот период наряду с общим правом сформировалось право справедливости. Частные лица, недовольные решением королевских судов нередко обращались непосредственно к королю, с просьбой решить их дело «по справедливости». Король либо рассматривал жалобу, либо передавал ее для рассмотрения лорд-канцлеру. Постепенно лорд-канцлер становился все более автономным судьей с формированием суда канцлера (суда справедливости). При единоличном разрешении конкретного дела лорд-канцлер руководствовался не нормами права, а своим внутренним убеждением. Так постепенно сформировалось право справедливости., в рамках которого решения принимаются в соответствии с прецедентами права справедливости.

Так возник дуализм английского права, который характерен и для современной англо-саксонской правовой системы. Однако в современных условиях все суды могут руководствоваться как нормами общего права, так и права справедливости.

Возникнув и сформировавшись в Англии, общее право получило распространение и в других государствах (США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Индии и др.), главным образом путем колонизации.

Следовательно, общее право, это «судебное» право. Основную роль в его формировании и развитии в отличие от Романо-германского права имеет судебная практика, а не законодатель. Отсюда и отличительные особенности, характерные для этой правовой системы.

Прежде всего, это касается системы английского права. Она не имеет столь четкой систематизации как романо-германская система. Особенно это касается отраслей материального права.

Не знает эта система и деления на публичное и частное. Для нее характерно другое деление – на общее право и право справедливости.

Отличительный характер имеют и прецеденты, как источники права, и сами прецедентные нормы. Поэтому и имеющиеся законодательные нормы английские юристы применяют лишь в случае, когда они истолкованы судебной практикой

Основной источник английского права – судебный прецедент. В современных условиях они создаются только высшими судебными инстанциями: Палатой лордов, Апелляционным судом и Высоким судом. Знает право Англии и нормативные правовые акты – статуты. Однако они не имеют столь важного значения как прецеденты, привнося лишь ряд поправок и дополнений праву, созданному судебной практикой.

Основная форма систематизации общего права – не кодификация, а консолидация.

Правовые системы других государств, воспринявших английскую систему, не воспроизводят ее «автоматически», полностью, а привносят в нее ряд особенностей. Например, правовая система США обладает особенностями, вытекающими из федеративного устройства государства, наличия Конституции и иных кодифицированных актов и т.д.

 

Мусульманская правовая система (мусульманское право)

 

Особенность этой системы определяется тем, что ее формирование и развитие основано не на нормативных актах, и не на судебной практике, а на господствующей религиозной идеологии - положениях ислама.

История мусульманского права начинается с пророка Мухаммеда, жившего в 570- 632 гг. Мухаммед о т имени аллаха адресовал через проповеди основные правила поведения верующим мусульманам. Далее эти правила конкретизировались и развивались в результате деятельности самого пророка Позднее они нашли формальное закрепление в религиозных источниках ислама - Коране и сунне. Дальнейшее развитие положения ислама нашли в работах «праведных» халифов и в деятельности представителей различных правовых школ, разъясняющих положения ислама.

Возникнув в Арабском Халифате, мусульманское право вместе с исламской религией распространилось и на другие государства.

Особенности этой правовой системы, основанной на религиозных воззрениях, проявляются в ее источниках. Это прежде всего, Коран и сунна, а также иджма и кияс. Коран – священная книга ислама, основополагающий источник мусульманского права. Сунна – это сборник положений, вытекающих из жизни самого Мухаммеда. Иджма - положения древних правоведов, знатоков ислама, содержащие обязанности правоверных. Кияс содержит суждения по аналогии.

Система мусульманского права характеризуется делением на публичное и частное. Однако, как свидетельствует известный специалист мусульманского права Р.Л Сюкияйнен, мусульманское право в большей своей части - частное право[48]. Это преимущественно нормы, регламентирующие семейные отношения: брак, развод, родство наследование и т.д., а также отдельные имущественные отношения. Конституционные, административные и финансовые отношения регламентируются нормами публичного права.

Системе мусульманского права присущи отдельные черты феодальных правовых систем – партикуляризм, неопределенность и противоречивость и архаизм. Отмена устаревших норм здесь не допускается, т.к. нормы мусульманского права являются религиозными нормами.

В структуре мусульманского права есть конкретные нормы и нормы-принципы. Причем, последние имеют преимущественное значение.

Особенности этой правовой системы проявляются и в специфике предписаний, и в содержании норм. Их источником является не законодатель и не суд, а правило, адресованное мусульманской общине аллахом. Поэтому его нельзя изменить, отменить, поправить.

По своему содержанию нормы ислама являются в основном обязывающими, закрепляющими долг совершать те или иные поступки. При этом в нормах Корана преобладают общие положения нравственного характера.

Подчеркивая особенности мусульманского права, следует отметить, что в современных условиях на его развитие оказали влияние положения англосаксонской и романо-германской правовых систем. Это привело к тому, что в отдельных государствах (например, в Турции) положения ислама практически вытеснены из правовой системы, в других (Алжире, Сирии, Египте) сохранились лишь частично.

В целом же, в современных условиях практически не сохранились особенности систем в чистом виде. В условиях глобализации происходит их сближение, обогащение. Это можно наблюдать на примере правовой системы Японии, США, иных государств.

 

ГЛАВА 9. Право и политика

 

В главе изучается современное значение политики в самом общем виде, определяется ее социальная сфера, в которой сталкиваются, борются, реализуются интересы (прежде всего экономические, материальные) больших социальных групп: классов; народов; национальных, религиозных, профессиональных сообществ и других социальных общностей.

Ключевые слова: политика, политическая борьба, государство, право, экономика, общественная жизнь, общественное сознание, политическое манипулирование, политические нормы, закон, легитимация, экономическая власть, экономическая сфера, кризис, права человека, взаимодействие политики и права, идеология, политика, правовая политика, право, политическая культура, правовая культура.

Природа политики

 

Политика (от греч. ро1itika – государственные и общественные дела) – социальная деятельность в политической сфере общества, направленная главным образом на достижение, удержание, укрепление и реализацию власти. Это отношения между социальными группами и их лидерами по поводу государственной власти; деятельность в сфере отношений между государствами и их союзами (коалициями).

Субъектами политики являются индивид, малая социальная или профессиональная группа, нация, класс, элита и др. социальные общности. В институциональном плане это социальный институт, институированная группа интересов, политическое движение, профсоюз, партия, государство и их союзы.

Основные структурные элементы политики: совокупность определяемых политическими субъектами коренных интересов, установок и целей, которыми они руководствуются во внутренних и международных делах политические отношения: взаимоотношения политической элиты и электората, политической власти и оппозиции, социальных общностей, групп по интересам, политических институтов, политических лидеров, групп поддержки и давления. В основе этих отношений могут быть сотрудничество, кооперация, конфронтация; политическое сознание, т. е. осознание субъектами политической сферы своих политических интересов. В политической практике оно выступает как совокупность оценок, побуждающая субъекта к конкретной политической деятельности. Сама политика в этом случае выступает как институализация и реализация политических идеалов, целей, программ и т. п.; политическая организация общества как совокупность государственных органов – законодательных, исполнительных и судебных, партийно-политических и общественно-политических институтов, в определенной мере конфессиональных объединений, средств массовой информации, групп поддержки и давления. Политическая организация общества составляет организационное ядро политики; практическая деятельность политических субъектов по осуществлению выработанного политического курса и достижению конкретных политических целей.

Основные виды политики: внутренняя, внешняя, мировая. Основные направления политики: экономическая, социальная, национальная, демографическая, аграрная, культурная, техническая, экологическая, военная, геополитика и др.

Социально значимыми функциями политики являются:

- выражение и защита политически важных интересов государств, социальных групп и слоев общества, индивидов;

- структурирование политической организации общества, институирование функционирующих и возникающих политических субъектов;

- управление и руководство социально-политическими процессами в интересах конкретных политических субъектов и всего общества;

- организация политических отношений в обществе, интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов и рационализация возникающих противоречий;

- формирование политического сознания граждан, социализация личности;

- обеспечение преемственности и прогрессивного социально-политического развития общества и его политических субъектов.

Главным же в политике является вопрос о политической власти, о том, кому она принадлежит, кто на нее претендует, от кого и к кому она переходит.

Политика неразрывно и многообразно связана со всеми сферами общественной жизни и взаимно обусловлена ими.

Поскольку в политике отражаются коренные интересы государств и социальных групп, она справедливо считается концентрированным выражением экономики. Вместе с тем, обладая относительной самостоятельностью, политика оказывает сильно влияние (прогрессивное или регрессивное) на экономическую сферу жизни общества.

Столь же тесно и диалектично политика связана с моралью, правом, духовной, религиозной и др. сферами общественной жизни.

Общепризнанно, что политика является наукой и искусством. Наукой политика является с тех пор, как человечеству стали известны законы общественного развития, в соответствии с которыми политические субъекты могут влиять на социальные процессы. Исторический опыт свидетельствует о том, что пренебрежение научными основами политики ведет к снижению темпов социально-экономического развития, застойным явлениям, деградации общества.

Политика является искусством, поскольку имеет дело с субъективной стороной социальных процессов. Действия политических субъектов – индивидов и общностей – не всегда предсказуемы. Искусство политика заключается в способности максимально учесть потенциальные возможности индивида, социальной общности, социально-политического института для достижения конкретной политической цели, используя свои теоретические знания, логические суждения, вдохновение, воображение, интуицию, проявляя творческую смелость и фантазию. Искусство политика состоит и в том, чтобы добиваться оптимального соотношения между политическими целями, методами и средствами их достижения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.224 (0.016 с.)