Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В мире и российском обществеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
а) концептуальные аспекты насилия и ненасилия Политическое насилие – это физическое принуждение, используемое субъектами политики в качестве средства и способа овладения, применения и сохранения политической (государственной) власти. В отличие от других средств власти (организационных, идеологических, правовых) насилие имеет весьма низкий созидательный потенциал. В период революционных социальных преобразований насилие служит средством защиты их от внешней угрозы, нейтрализации или устранения политических противников, но оно не может подменить самих реформ, нацеленных на создание определенных социальных, экономических и политических структур и отношений. Однако уровень нравственного сознания и сохранения несправедливости в современном мире пока еще ограничивает возможности вытеснения насилия из политической жизни. Насилие относится к числу дорогостоящих политических средств. Его использование связано с большими человеческими жертвами и разрушениями материальных ценностей, его трудно контролировать. Актами насилия являются использование в политических целях вооруженных сил, террор, убийство, избиение, принудительные задержания, пытки, взрывы, поджоги зданий, порча имущества, средств коммуникации и т. д. По формам проявление насилия, подразделяется на уличные беспорядки, бунты, восстания, гражданские и другие войны, репрессии, вооруженные конфликты международного характера и терроризм. По своему предметному содержанию насилие в политике включает помимо собственно политических актов военное, духовное (психологическое, идеологическое), административное, судебное насилие. История человечества “пестрит” примерами политического насилия. Актуальность данной проблеме придают широкое распространение насилия и разрушительные последствия его применения. В конце XX, начала XXI в.в. наблюдается новый виток насилия. В 1992 г. по оценкам аналитиков на планете было 73 “горячих точек”, которые угрожали региональной и международной безопасности; в 25 странах шли войны или вооруженные конфликты, в 24 – наблюдался рост напряженности. В 2008 г. в мире зафиксировано около 200 конфликтных этнических регионов, которые “завтра” после провозглашения независимости Косово могут стать “горячими точками”.1 В противовес фактическому насилию и его адептам сформировалась теория ненасильственных действий с различными модификациями. В Европе значимость таких действий признавалась в древнегреческом и древнеримском стоицизме, они начинаются в период раннего христианства. В средние века практику ненасилия исповедовал и осуществлял ряд монашеских органов, В XVIII в. принцип ненасильственных действий получил освещение в философских трудах Вольтера, Руссо, Канта, Локка. В XIX в. значимость этого принципа обосновалась социалистами-утопистами, христианскими социалистами. В Новейшее время принципы ненасилия в политике нашли наиболее полное выражение в учении о непротивлении злу насилием Л. Толстого и в принципах ненасильственных действий в политической сфере М. Ганди. Большой вклад в концепцию ненасилия внесли Ф. М. Достоевский, Г. Торо. М. Ганди выводит ненасилие из чисто религиозной или нравственной среды, лишь опосредованно влиявшей на политические процессы, и переводит его в плоскость самой политики. У Ганди ненасилие выступает уже не как отказ от борьбы, а как одна из форм борьбы, причем, быть может, как самое эффективное средство борьбы с насилием, Для М. Ганди недостаточно личного самосовершенствования, его конечной целью является усовершенствование мира, преобразованного средствами любви и уважения к человеку. С опорой на ненасильственные действия Ганди организовал широкое социально-политическое движение за освобождение Индии от колониальной зависимости, хотя сам стал жертвой террора. В представлении Толстого зло имеет своего рода цепную реакцию: раз возникнув, оно порождает ответные действия, которые, даже будучи оправданными, как правило, не удерживаются в рамках справедливости, порождают новое зло, причем в еще больших масштабах, чем прежнее. И так происходит до бесконечности — до всеобщей катастрофы. Поэтому единственным средством остановить этот разрушительный процесс является решимость воздержаться от возмездия за причиненное зло. Выход из кризиса цивилизации Л. Толстой, А Швейцер видят прежде всего в индивидуальном моральном совершенствовании каждого человека в духе ненасилия и любви ко всему живому. Здесь своеобразно переплетаются евангелические христианские идеи с традиционным подходом восточных религий. Принцип ненасильственного действия как мотив, идейное течение в формулировке “не противиться злу”, так и не нашел широкого политического резонанса в России. Ф.М. Достоевский пытался решить в своих произведениях проблему нравственной недопустимости насилия. В Америке писатель и философ Г. Торо (1817 — 1862) обосновывал использование ненасильственных действий в политике применительно к конституционному государству. Ненасилие доказало свою политическую эффективность в борьбе за достижение независимости Индии, против расовой дискриминации в 1960-е гг. в США, в свержении режима Ф. Маркоса на Филиппинах и т. д. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин, И. Сталин подвергали критике учение о ненасилии, пацифистские концепции, осудили их как социально вредные утопии, сбивающие угнетенные массы с единственно верного, по их мнению, пути решительной революционной борьбы за социальную справедливость. Проблема ненасилия сама по себе остается неоднозначной. В этой концепции есть здравое зерно, привлекавшее к ней внимание прогрессивной общественности едва ли не на всем протяжений развития человечества. Но ей свойственны и противоречия, односторонность, своего рода отстраненность от непростых реалий современного мира. Принцип ненасилия сегодня означает отказ от применения силы в политике и противодействие насилию. С точки зрения морали это миролюбие, миротворчество, милосердие. Ненасилие ориентировано на соблюдение политических, экономических, социальных прав человека, оно утверждает право на жизнь. Деятельность Мартина Лютера Кинга, А. Д. Сахарова выявила значимость данного принципа, проявившегося в столь отдаленных друг от друга точках земного шара. Принцип ненасильственных действий в современной политике становится все более значимым и действенным вопреки вспышкам воинствующего национализма, политического терроризма, агрессии. Его конкретизация во многих реальных политических действиях середины XX в. — важное свидетельство приоритета общечеловеческих ценностей, характерных для политического мышления. Использование насилия властью обесценивает се и делает нелегитимной в глазах подданных. Подобный взгляд на вещи имеет много общего с концепцией ненасильственного сопротивления М. Ганди и Л. Кинга, идеями В.Гавела о "власти безвластных", которые были широко распространены в Чехословакии во время так называемой бархатной революции. Сторонники этого философского направления делают различия между силой и насилием. Они признают за властью наличие силы, но считают, что его проявление должно быть строго регламентировано, иметь определенные правовые рамки. Однако ограничивать власть только правовыми рамками недостаточно, и она должна быть еще морально ответственна за применение силы. Сильная власть способна соотносить свою силу с моральной ответственностью за ее применение, так в целом общественный прогресс бессмыслен без нравственного (духовного) прогресса. Последний должен опережать технический прогресс. Основное содержание нравственного прогресса – формирование ненасильственных действий. б) терроризм и политико-правовые средства борьбы с ним Терроризм — это применение или угроза применения насилия, как правило, направленного против жизни людей, средство достижения политических целей, которые, по мнению тех, кто к нему прибегает, не могут быть достигнуты обычными (законными) средствами. Женевская конвенция 1937 г. о предупреждении терроризма и наказании за него определяет “террористические акты” как “преступные действия, направленные против государства, или имеющие целью терроризировать определенных лиц, или население в целом”. Терроризм – это прямое посягательство на основные ценности, которые отстаивает международное право: законность, защиту гражданских лиц, взаимное уважение людей, принадлежащих к различным конфессиям и культурам, и мирное урегулирование конфликтов. Его усиление связывается с процессами глобализации, отсутствием согласованности ведущих держав в международных делах. Наиболее опасной террористической организацией считается “Аль-Каида”, представляющая общественную угрозу для всего мирового сообщества.1 Реальная цель терроризма состоит в том, чтобы деморализовать общество, против которого направляется удар. Во-первых, терроризм вселяет ужас непредсказуемостью своих действий, методов, средств нападения; неизвестно, когда ждать удара, на какой объект он обрушится - ведь этот объект выбирается произвольно, террористическая акция может настичь любого человека и в любом месте. Во-вторых, действенность террора в нашу эпоху в колоссальной степени умножается, усиливается благодаря средствам массовой информации: люди смотрят все по телевидению и убеждаются, что от террористов-камикадзе нет спасения. Но одновременно в людях рождается ярость: нельзя допустить такого унижения, надо ответить на вызов. И если посмотреть под этим углом зрения на события 11 сентября, то мы увидим, что «сверхзадачей» террористов могло быть только одно: спровоцировать Соединенные Штаты на ответный удар по исламскому миру с тем, чтобы вызвать более мощную, чем когда-либо, волну возмущения и ненависти к Америке не только в мусульманских странах, но и во всем третьем мире. Вот это и было бы искусственно вызванное «цивилизованное противостояние». На взгляд В. Федотовой терроризм представляет собой форму архаической политизации, при которой предельно упрощенная система координат «друг – враг» лишена каких бы то ни было государственных и дипломатических начал и вызывает к древнему инстинкту мести, отчасти родовой. Этим объясняется и атаки на население: они служат средством, позволяющим через СМИ и граждан добиваться от их правительств рациональных политических целей, которыми задались террористы.1 Террористическая деятельность в современных условиях характеризуется широким размахом, отсутствием явно выраженных государственных границ, наличием связи и взаимодействием с международными террористическими центрами и организациями; жесткой организационной структурой, состоящей из руководящего и оперативного звена, подразделений разведки и контрразведки, материально-технического обеспечения, боевых групп и прикрытия; жесткой конспирацией и тщательным отбором кадров; наличием агентуры в правоохранительных и государственных органах; хорошим техническим оснащением, конкурирующим, а то и превосходящим оснащением подразделений правительственных войск; наличием разветвленной сети конспиративных укрытий, учебных баз и полигонов. Первые террористы появились еще в древности. От рук убийцы пал царь Филипп, отец Александра Македонского. Целая вереница римских императоров: Юлий Цезарь, Калигула, Доминициан, Пертаникс и многие другие были убиты. В более поздние времена убийцы расправлялись с королями и князьями, могущественными властителями и известными военачальниками, высокопоставленными духовными особами. Убийство Андрея Боголюбского (1174 г.), свержение и ослепление московского великого князя Василия II (1446 г.), убийство Папы Римского Иоанна VIII (882 г.). В средние века на Востоке появилась мусульманская секта ассасинов. Создав непреступные горные крепости на северо-западе Ирана, "горные шейхи" рассылали своих агентов-убийц по всему миру с целью "корректировки" политики государств евразийского региона и держали многих правителей в страхе вплоть до XIII в. Жертвами убийц в конце XIX — начале XX в. стали русский император Александр II, король Италии Умберто I, португальский король Карлуш I, наследный принц Луи Филипп, австро-венгерская императрица Елизавета, кронпринц Австро-Венгрии Франц-Фердинанд, премьер-министр Испании генерал Хуан Прим, премьер-министр России П. Столыпин. Террористы убили четырех президентов США: Авраама Линкольна, Джеймса Гарфилда, Уильяма Мак-Кинли, Джона Кеннеди. Двух французских президентов: Сади Карно (1894 г.), Поля Думера (1932 г.). XX век вошел в историю не только двумя мировыми войнами, но и всплеском жестокости в самых разных странах. В Индии три политических деятеля по фамилии Ганди были убиты террористами: Махатма Ганди (1947 г.), Индира Ганди (1984 г.), Раджив Ганди (1991 г.). Среди убитых государственных деятелей оказались министр иностранных дел Германии Вальтер Ратенау и польский президент Габриэль Нарутович (1992 г.), югославский король Александр и французский министр иностранных дел Луи Барту (1934 г.), премьер-министр Цейлона (Шри-Ланка) С.Бандаранаике (1959 г.), премьер-министр Конго Н. Лумумба (1961 г.), президенты Чили С. Аьенде (1973 г.), Бангладеш М. Рахман (1975 г.), Конго М. Нгуаби (1977 г.), американский сенатор Роберт Кеннеди (1968 г.), итальянский премьер-министр Альдо Моро (1978 г.), египетский президент Анвар Садат (1981 г.), президент Гренады М. Бишон (1983 г.), глава шведского правительства Улоф Пальме (1986 г.), премьер-министр Израиля Ицхак Рабин (1995 г.) и многие другие. Политическое насилие широко распространено в странах "третьего мира": достаточно вспомнить гибель президентов Руанды и Бурунди в апреле 1994 г. В 1996 г. талибами был убит президент Афганистана Наджибула.1 Статистика за последние сто лет показывает, что из 80 терактов, совершенных за последнее время против первых лиц государств, 64 достигли цели.2 В последние десятилетия терроризм от убийства царей и президентов перешел к массовому уничтожению мирных граждан.1 Достаточно привести примеры террористических актов, прогремевших на весь мир: взрывы в Мировом торговом центре, Оклахоме-Сити, Атланте (США); токийском, испанском и лондонском метрополитенах; жилых домах и школах Москвы, Беслана и Каспийска (РФ); на о. Бали (Индонезия), Израиле, а также сотни акций национального, религиозного и криминального терроризма. Международное сообщество пытается объединить усилия в борьбе с терроризмом. Однако полного взаимопонимания на политическом и тем более юридическом уровне даже между ведущими странами еще не достигнуто. В последние три десятилетия в рамках ООН был принят ряд договоров, в которых оговорен механизм взаимодействия государств по борьбе с За период своего существования ООН приняла не один десяток резолюций, направленных против международного терроризма, в которых отмечается, что питательной средой для него являются попирание законных прав и интересов суверенных государств и народов, иностранная военная интервенция, расизм и т. д. В 1976 г. при Европейском Союзе был создан специальный координирующий, орган по борьбе с терроризмом — ТРЕВИ. С 1987 г. в его работе принимают участие также США, Канада и Австралия. Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма, принятая ООН в 1994 г., четко определяет, что преступные акты, рассчитанные на создание обстановки террора, не могут быть оправданы никакими политическими, идеологическими, философскими, религиозными, этническими соображениями. Генеральная Ассамблея ООН неоднократно подтверждала, что государства должны обеспечить, чтобы любые меры, принимаемые в целях борьбы с терроризмом, способствовали их обязательствам по международному праву1 Роль международного права в борьбе с терроризмом следует рассматривать по двум главным задачам, стоящим перед ним: обеспечение мира и защита прав человека. Эти задачи взаимосвязаны и оказывают воздействие одна на другую. Терроризм существенно подрывает принципы международного права и внутреннее законодательство государств. Методы террористических актов направлены на дестабилизацию государств и подрыв устоев гражданского общества. Государства в свою очередь обязаны защищать своих граждан от террористических актов. Меры, осуществляемые в борьбе с терроризмом, могут иметь далеко идущие последствия с точки зрения соблюдения законности. Анализируя региональные консультации, проведенные Группой высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам, можно отметить то, что представители государств и организаций гражданского общества высказывали обеспокоенность по поводу того, что нынешняя «война с терроризмом» в некоторых случаях подрывает те самые ценности, по которым наносят удар террористы: права человека и нормы международного права. Необходимо отметить, что большинство тех, кто выражал такую обеспокоенность, не ставили под сомнение серьезность террористической угрозы и признавали, что право на жизнь является первым среди основополагающих прав человека. В то же время они выражали опасения по поводу того, что подходы «к проблемам терроризма, которые сконцентрированы на полицейских, разведывательных и военных мерах, могут подорвать усилия по содействию надлежащему государственному управлению и правам человека, в то же время привести к изоляции больших групп мирового населения и тем самым ослабить потенциал коллективных действий против терроризма.2 Для предотвращения терроризма крайне необходимы защита и обеспечение прав человека путем соблюдения законности. Борьба с международным терроризмом получит новый импульс, если совершенные террористами самые серьезные преступления будут рассматриваться Международным уголовным судом (МУС) и подвергаться преследованию на основании его Статута. Статут МУС включает категорию преступлений против человечности, куда входят убийства и истребление людей, совершенные в рамках широкомасштабного или систематического нападения на любых гражданских лиц, отдельные террористические акты могут преследоваться на основании Статута. На одиннадцатом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию было обращено внимание на отсутствие эффективной системы взаимодействия законодательств различных стран и механизмов международного сотрудничества, которые обеспечивали бы соблюдение резолюции 1373 (2001) Совета Безопасности ООН от 28 сентября 2001 г. Указанная резолюция была принята Советом Безопасности в соответствии с главой VII Устава Организации Объединенных Наций, в связи с чем она имеет обязательную силу для государств-членов. В данной резолюции Совет постановил, что все государства должны: предотвращать и пресекать финансирование террористических актов; ввести уголовную ответственность за умышленные предоставления или сбор, любыми методами, прямо или косвенно, их гражданами или на их территории с намерением, чтобы такие средства использовались или при осознании того, что они будут использованы, для совершения террористических актов; и т.д. Для России перечисленные проблемы могут быть решены на пути выполнения Указа Президента РФ от 7 марта 1996 г. о мерах по усилению борьбы с терроризмом. Исполнение его положений возложено на различные министерства и ведомства России. По сути, в нем обозначены направления работы Российского государства по противодействию такому опасному явлению, как терроризм. Уже приняты федеральные законы, регулирующие деятельность правоохранительных органов, закон об оперативно-розыскной деятельности и другие. По постановлению Правительства РФ от 16 января 1997 г. № 45 создана межведомственная антитеррористическая комиссия, критерий оценки ее работы один — реальный уровень безопасности личности, общества, государства. Данная комиссия является координационным органом, обеспечивающим взаимодействие федеральных органов исполнительной власти при осуществлении антитеррористической деятельности и пресечении актов терроризма. Ее задачи таковы: разработка и осуществление мероприятий в области выявления и пресечения террористической деятельности; внесение в Правительство Российской Федерации предложений по формированию системы мер по обеспечению безопасности и защиты населения от терроризма; осуществление контроля за выполнением федеральными органами исполнительной власти законодательства Российской Федерации по вопросам борьбы с терроризмом; координация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в борьбе с терроризмом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.192 (0.013 с.) |