Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности правовой политики в России
Решающая характеристика правовой политики в любой стране - определение ее общего курса. Подобный курс может состоять или в закреплении, консервации существующей правовой системы, или в ее частичном изменении, или в кардинальном, коренном преобразовании. Проследим этот курс на примере исторического развития Советской России. Правовая политика большевиков состояла в полном изменении правовой системы царской России - разрушении ее “до основания” и создании на разрушенном совершенно нового, "революционного" права. На этапе “развитого социализма” правовая политика состояла в консервации и стабилизации тоталитарного режима, господстве партократии, сохранении правовой системы, обеспечивающей руководство КПСС во всех сферах общественной жизни и прежде всего - в политической сфере. Свое конкретное формальное проявление эта политика нашла в Конституции 1977 г. и принятых на основании ее законах. Правовая политика России начиная с 1985 г. была направлена на обеспечение демократических преобразований по устранению тоталитарно-партократических основ общественного строя. Анализ мирового процесса демократизации в XXI веке, особенно в условиях так называемой «третьей волны» (80-90-е г.г.), показывает, что она протекает успешно, когда 1) является результатом собственного выбора страны, народа; 2) развертывается как органически присущий данному обществу процесс, то есть вырастает из его внутренних противоречий; 3) при условии, что в обществе созрели устойчивые социально-политические и культурные ориентации народа и власти на установление демократических норм и правил жизни. Словом, когда демократия возникает не как результат экспорта ее норм, правил, но как многоэтапный процесс их внутреннего развития, становления. Сложность для понимания процесса демократизации в России обусловлена тем, что он совпал с процессами «модернизации» («трансформации»), то есть преодоления целого комплекса проблем ее «догоняющего» развития, реформ «сверху» и революции «снизу». И задача состоит в том, чтобы прервать эту порочную цепь нашего исторического развития, реально включиться в цивилизационный процесс движения от индустриализма к постиндустриализму. Выделяются три периода демократизации страны: 1) эпоха перестройки (горбачевский период); 2) десятилетие девяностых годов (ельцинский период); начало XXI века (путинский период). Наиболее значительны достижения последнего и длящегося ныне периода российской демократии. За сравнительно короткий исторический период страна была выведена из острейшего системного кризиса 90-х г.г., который был обусловлен механическим насаждением идей, идеалов форм жизни, заимствованных из внешней и чуждой нашей истории социально-экономической модели. Намечается перспектива решать наиболее острые национальные проблемы на пути нетрадиционных, парадоксальных решений: разрыва порочного круга отставаний и догоняющего развития посредством новейших технологий, институционального прорыва в постиндустрианализм с багажом собственного исторического и культурного опыта.
О том, какая демократия нужна России, рассуждает Д. Медведев: «Известно, что в современном мире наиболее развита так называемая представительная демократия. Смысл ее в том, что управление страной от имени народа осуществляют избранные им представители. Очень важно, чтобы эти представители не забывали о взятых на себя обязательствах. Роль государства состоит именно в том, чтобы представительство интересов наших граждан было обеспечено в полной мере и адекватно. Это значит – на основе широкой общественной поддержки на базе действующего законодательства и демократических процедур, в основе которых лежит диалог между обществом и властью. Диалог о целях и приоритетах национального развития».[59] В последние годы юридическая политика была сориентирована на создание правовых предпосылок рыночного хозяйствования, предпринимательства, демократических государственных институтов, признания естественных прав и свобод человека. В целом эта политика и в упомянутые годы, и в настоящее время не отличается достойной целеустремленностью, подчас диктуется текущими потребностями, бессистемна, нередко хаотична. По мнению С.С.Алексеева, общий курс правовой политики в современной России не должен сводиться просто к частичным изменениям действующих законов, внесению в них тех или иных коррективов, изданию новых законов, совершенствованию судебных учреждений, всей системы правоохранительных органов. Россия нуждается в глубокой, комплексной правовой реформе. Суть ее состоит в том, чтобы все многообразные правовые мероприятия, проводимые в стране, были направлены на формирование гуманистического права, права современного гражданского общества.
Основные пути решения этой задачи следующие: расчистка существующей правовой системы от всего того, что выражает тоталитарные начала и что может послужить основой для возрождения тоталитарной власти; возрождение и продолжение либерально - правовых начал, содержащихся в законодательстве дореволюционной России; не отторжение, а использование всего положительного, конструктивного, что существует в действующем праве; использование прогрессивного опыта зарубежных стран, юридических новаций, содержащихся в международно-правовых документах; практическое использование передовых достижений отечественной и мировой юридической науки в процессе правового регулирования. С точки зрения практической реализации правовая реформа должна включать следующие основные направления: 1. Создание нового нормативного массива на основе совершенной современной конституции. Сюда входит комплекс систематизированных актов - кодексов (уголовный, гражданский, земельный, семейный и т. д.), иные законы и подзаконные акты, регулирующие основы рыночной экономики и жизнедеятельность гражданского общества и государства. 2. Формирование и обеспечение эффективной работы системы правоприменительных органов - органов, обеспечивающих практическую реализацию и охрану действующих норм от нарушений (органов правосудия, прокуратуры, правоохранительной системы, юридических служб и др.). 3. Подготовка юридических кадров, профессионалов-юристов. Она должна осуществляться через систему специальных учебных заведений, учреждений по переподготовке кадров. 4. Организация системы правового просвещения, которая в современных условиях России практически отсутствует. Социальная политика
Для обеспечения реализации основных положений и функционирования социального государства на изложенных выше принципах создаются и приводятся в движение соответствующие механизмы. Определяются они и интегрируются в первую очередь социальной политикой. В социальном государстве социальная политика - главная задающая компонента, ключевой ресурс, активно влияющий на экономику и обеспечивающий ее развитие. Объект и предмет социальной политики далеко не линейный, а многоуровневый и системный. В целом объект и предмет совпадают с главными элементами, блоками и структурами, входящими в крупный комплекс - социально-трудовую сферу (СТС). СТС - это система взаимосвязанных компонентов и частей. Социальная политика осуществляется в таких основных сферах социальных отношений, как: оплата и охрана труда; рынок труда, занятость и безработица; регулирование доходов и потребления товаров массового спроса; пенсионное обеспечение; социальное обслуживание; социальное вспомоществование и предоставление адресной социальной помощи; социальное страхование; обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами; образование и профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации; наука; здравоохранение; культура; физическая культура, спорт и туризм; демография, семья, материнство, отцовство, детство и молодежь; экологическая безопасность; защита социальных прав всех категорий граждан.
Социальная политика на федеральном уровне, на уровне субъекта Федерации и соответствующих органов управления носит в большей мере рамочный, нормативно-задающий характер (отрабатываются и принимаются соответствующие законы, указы, постановления).[60] Реализуется и осуществляется социальная политика, как правило, на городском, районном, муниципальном и корпоративном уровнях. Именно здесь она находит свое окончательное воплощение и фиксирует свою результативность и отдачу. Важнейшим аргументом социальной политики является социальная защита. В целом социальная защита выступает как механизм, призванный ограждать людей от разного рода неблагоприятных для их жизнедеятельности воздействий со стороны социальной среды и смягчать последствия таковых. Это - защита и от возможных нарушений прав, свобод личности, и от административного произвола, и от преступных посягательств на жизнь, здоровье, собственность, честь и достоинство человека, и от других вредоносных факторов. Необходимость выполнения любым человеческим сообществом присущими ему институтами функции социальной защиты своих членов вытекает из самих основ взаимодействия между социумом (любого масштаба) и входящими в него индивидами. Общество и любое сообщество меньших масштабов должны осуществлять такую защиту своих членов. В одних случаях социальная защита заключается в осуществлении мер, которые лишь создают препятствия для действия неблагоприятных для граждан явлений, обеспечивают их безопасность. В других случаях социальная защита включает в себя меры позитивного характера, то есть поддержку, помощь материального, правового, морального и иного характера, рассматривая их как составные части механизма социальной защиты. В социальной защите, то есть в использовании общественного потенциала, сил и средств, которыми располагают общество и его институты, нуждаются и вполне обеспеченные граждане (только по другим аспектам жизнедеятельности, например, в случае болезни, при обращении за медицинской помощью). Нуждаются в социальной защите даже более или менее богатые предприниматели, которым, подчас, требуется защита от рэкета, криминала, чиновничьего произвола и от недобросовестных партнеров, а также организационно-правовая помощь и поддержка со стороны властно-управленческих структур в развитии бизнеса, что является составной частью социальной защиты. Гражданам должна быть обеспечена социальная защита от преступных посягательств, от нарушений их законных прав, свобод и интересов, от загрязнения окружающей природной среды.
Государственная социальная защита в форме поддержки учреждений системы образования, науки, здравоохранения, культуры обеспечивает защиту членов общества от возникновения ситуаций, при которых им было бы невозможно или крайне затруднительно удовлетворять свои потребности в соответствующих сферах жизнедеятельности - получать образование, медицинскую помощь и др. Социальная направленность государства призвана ограничивать своекорыстные интересы и поползновения тех категорий населения, которые обладают значительным превосходством над другими в богатстве, силе и ограждать «социально слабые» категории населения от произвола «социально сильных». Согласно определению МОТ социальная защита как комплекс мер включает: · стимулирование стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности; · предотвращение и компенсацию части доходов в случае возникновения основных социальных рисков с помощью механизма социального страхования; · предоставление социальной помощи уязвимым группам населения, не являющимся участниками системы социального страхования; · доступ граждан к основным правам и услугам, таким, как образование и медицинская помощь. Как показывает мировой опыт, наиболее эффективные и комплексные системы социальной защиты включают в себя государственные пособия, обязательное социальное страхование, пенсионное обеспечение и социальную помощь. При этом основным источником финансирования и общим регулятором системы социальной защиты выступает государство, поскольку оно охватывает все население и имеет более низкие административные расходы, нежели системы с участием частных институтов. Поскольку система социальной защиты затрагивает интересы всего населения, особое значение имеет обеспечение населения достоверной и полной информацией по ее основным сферам и направлениям. В качестве механизма социальной политики, в т.ч. социальной защиты, важная роль принадлежит государственным социальным стандартам (ГСС), то есть устанавливаемым государством нормам и нормативам, обеспечивающим реализацию гарантированных Конституцией социальных прав граждан, а также порядок предоставления этих прав, служащих одновременно ориентирами для социальной и экономической политики социального государства. В настоящее время в практической работе при формировании бюджетов различных уровней применяются социальные нормативы и нормы по широкому кругу показателей. Значительная часть законодательно установленных и закрепленных другими нормативно-правовыми актами социальных нормативов и норм определяют государственные гарантии и регулируют деятельность отраслей социально-культурной сферы: науки, образования, здравоохранения, культуры и др.
Повышению уровня социальной защищенности человека призвана способствовать государственная социальная стандартизация по важнейшим направлениям социальной политики. Большинство этих нормативов и норм является обязательствами государства перед различными категориями и группами населения и должны им обеспечиваться за счет его финансовых ресурсов. Размеры установленных государством социальных нормативов и норм пересматриваются в зависимости от темпов инфляции и имеющихся финансовых ресурсов. Многие социальные государства Европы на законодательной основе обеспечивают доступ своим гражданам к социальным правам, изложенным в принятой ими Европейской социальной хартии, и следуют модели социальной политики, обеспечивающей, по их определению, здоровый ум, здоровый дух в здоровом теле, гарантируя: · право на жилье, налагающее на государство обязательство гарантировать всем доступ к нормальному жилью по разумным ценам; · право на охрану здоровья для всего населения, что требует от государства обеспечить доступное и эффективное медицинское обслуживание каждого и проведения политики предупреждения болезней и опасностей на рабочем месте и несчастных случаев; · право на образование, предусматривающее, что государство должно организовать такую подготовку, которая обеспечит всеобщий доступ к рынку труда, а доступ к высшему образованию - исключительно на основе личных способностей; · право на работу, что обязывает государство проводить социальную и экономическую политику, гарантирующую полную занятость, обеспечивать свободу создания профсоюзов и организаций работодателей для защиты своих экономических и социальных интересов; · право на социальную защиту и, значит, на; социальное страхование, социальную помощь и услуги, защиту от бедности и социального отчуждения, а также осуществление особых мер для защиты семьи и лиц пожилого возраста; · право на свободу передвижения и воссоединения семей; · право на исключение дискриминации по признаку расы, пола, возраста, цвета кожи, языка, религии, взглядов и др. На конференции Совета Европы (14-15 ноября 2002 г.) по доступу к социальным правам показана цена пренебрежения государства к социальным правам своих граждан, в результате чего: · растет нищета и отчужденность в обществе; · снижается экономический рост, так как разрушается главная (человеческая) производительная сила; · население болеет, стареет и умирает, · падают нравственность, культура, теряются моральные ценности в обществе; · уменьшается человеческий потенциал; · уничтожается гражданское общество, · расслаивается общество, растет неравенство в нем и почва для экстремизма; · теряется легитимность самого государства. Многие Европейские социальные государства, присоединившиеся к Социальной Хартий и неуклонно соблюдающие ее требования, добилась высокого уровня жизни, большого экономического роста, стали высоко конкурентоспособными. В качестве ГСС в области оплаты труда и трудовых отношений предусматривается минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый Федеральным законом, в соответствии с ценой труда и позволяющий гражданину содержать себя и семью (включая ребенка). Минимальный размер оплаты труда по мере приближения его к уровню, обеспечивающему воспроизводство рабочей силы, станет исходной величиной для дифференциации заработной платы по сложности, квалификации, условиям и сферам приложения труда, а также другим критериям оценки трудового вклада работника, учитываемым в процессе заключения коллективных договоров между работниками и работодателями. Должна повышаться, совершенствоваться и выравниваться по отношению к труженикам производственных отраслей заработная плата работников социальной сферы, которые не являются частью совокупного работника единого народнохозяйственного комплекса. Государственные социальные стандарты в области обеспечения занятости и помощи безработным предусматривают установление: · порядка определения страхового взноса по страхованию на случай безработицы; · размеров, сроков и порядка предоставления пособия по безработице; · правил поиска новых рабочих мест; порядка переобучения и профессиональной переподготовки безработных, порядка и сроков предоставления им информации по вопросам трудоустройства. По данным Минэкономики, уровень безработицы в 2009 году вырастет до 7,5 процента, а общая численность россиян без работы составит 5,5 миллиона человек. В 2008 году тот же показатель составлял 4,6 миллиона человек. Прогноз по безработице дали специалисты Международной организации труда (МОТ). По их мнению, в 2008-2009 годах количество безработных в мире может увеличиться на 50 миллионов человек. Представители МОТ охарактеризовали происходящее как «кризис глобального трудового рынка». В качестве ГСС в области пенсионного обеспечения следует устанавливать минимальные размеры пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет, а также гарантии обеспечения своевременности и полноты выплат, срок и порядок индексации пенсий. Размеры пенсий с доплатами должны превышать прожиточный минимум. Также в ГСС предусматривается установление: · размеров и порядка отчислений денежных средств (взносов) юридических и физических лиц в государственный пенсионный фонд; · порядка организации и деятельности негосударственных пенсионных фондов. В качестве ГСС в области обеспечения населения товарами и услугами массового спроса предусматривают установление: · минимального набора важнейших продуктов питания, непродовольственных товаров, услуг (входящих в состав потребительской корзины) и нормативов их потребления для основных социально-демографических групп населения; · перечня категорий населения, нуждающегося в реализации ему товаров массового спроса по сниженным ценам и (или) на иных льготных условиях, а также порядка предоставления таких льгот и организации контроля за его соблюдением. Государственные социальные стандарты в области обеспечения населения жильем, коммунальными и бытовыми услугами: · нормативов обеспечения жилой и (или) общей площадью в расчете на одного человека; · порядка учета граждан, нуждающихся в получении жилья и (или) · улучшении жилищных условий; · порядка предоставления жилья гражданам с разным уровнем денежных доходов; · перечня и нормативов предоставления населению основных видов коммунальных услуг (в составе потребительской корзины); · максимально допустимой (предельной) доли расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг (в совокупном доходе семьи); · порядка предоставления группам населения с низким доходом субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг; · предельной стоимости жилищных и коммунальных услуг в месяц (в расчете на 1 кв. метр общей площади жилья) либо мер по регулированию тарифов на эти услуги; · категорий граждан, которым жилье, коммунальные и бытовые услуги предоставляются бесплатно, с частичной оплатой или на иных льготных условиях; · порядка финансирования расходов предприятия и учреждений жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения из бюджетов разных уровней. В области образования целесообразно иметь ГСС для: дошкольного образования; общего образования; детских специализированных и специальных образовательных учреждений; начального, среднего, высшего профессионального и послевузовского образования. В качестве составляющей ГСС как отраслевой (профессиональный) стандарт должны использоваться соответствующие государственные образовательные стандарты[61], включающие содержание основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, объемы учебной нагрузки обучающихся по основным образовательным программам и др., разрабатываемым Минобразования России. Особого внимания заслуживает разработка ГСС для детских специализированных и специальных образовательных учреждений: специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; детских домов и школ-интернатов для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; специализированных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным и делинквентным поведением. Государственные социальные стандарты в области науки предусматривают: · порядок финансирования научных учреждений (включая научные подразделения вузов); · норматив материально-технического обеспечения деятельность научных учреждений (включая научные подразделения вузов); · порядок предоставления грантов научным учреждениям, коллективам и научным работникам; · тарифную сетку и надбавки к заработной плате научных работников (включая научные подразделения вузов); · пенсионное обеспечение научных работников (включая научных работников вузов). Государственные социальные стандарты в области здравоохранения и физического развития предусматривают определение: · перечня видов бесплатной медицинской помощи, предоставляемой населению государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения; · нормативов обеспечения населения бесплатной медицинской помощью, оказываемой государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения в расчете на одного жителя; · категорий граждан, пользующихся льготами при обеспечении медицинской помощью и лекарственными препаратами; · перечня жизненно важных лекарственных средств, в отношении которых осуществляется регулирование и (или) регистрация цен, а также категорий населения, которые должны обеспечиваться ими бесплатно, с частичной оплатой или на иных льготных условиях; · нормативов обеспечения населения спортивными сооружениями и тренерско-преподавательским составом для занятий физической культурой и спортом; · порядка финансирования учреждений здравоохранения и физической культуры из бюджетов разных уровней. К отраслевым (профессиональным) стандартам в области здравоохранения, включаемым в ГСС предоставления медицинской помощи населению, относятся стандарты профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, в т.ч. инвалидов. К нормам и нормативам, включаемым в ГСС предоставления медицинской помощи, относятся объемные показатели, определенные в Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью. В состав ГСС в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения включаются нормы, устанавливаемые государственными санитарно-эпидемиологическими правилами. Государственные социальные стандарты в области культуры предусматривают определение: · нормативов обеспечения населения услугами, оказываемыми учреждениями культуры; · категорий населения, пользующегося бесплатными услугами учреждений культуры и (или) с предоставлением иных льгот; · порядка финансирования учреждений культуры из бюджетов разных уровней с целью сохранения и приумножения национальных культурных ценностей. Государственные социальные стандарты в области социальной помощи и социального обслуживания населения предусматривают определение: · порядка создания и функционирования внебюджетных социальных фондов; · категорий граждан, нуждающихся в социальной помощи; · перечня и нормативов потребления социальных услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания населению бесплатно и (или) на иных льготных условиях; · порядка финансирования учреждений социального обеспечения и социального обслуживания населения из бюджетов разных уровней. Государственные социальные стандарты в области обеспечения экологической безопасности предусматривают определение: · предельно допустимых норм загрязнения окружающей среды; · условий для обеспечения доступности получения гражданами достоверной информации о состоянии окружающей среды; · порядка возмещения ущерба здоровью или имуществу граждан в случае правонарушений в области обеспечения экологической безопасности. Государственные социальные стандарты в области защиты социальных прав граждан предусматривают определение порядка: · предоставления гражданам квалифицированной юридической помощи (включая услуги нотариата); · государственной и общественной защиты прав потребителей товаров и услуг; · предоставления гражданам компенсации причиненного им ущерба в связи с неправомочными действиями учреждений социальной сферы; · финансирования учреждений, предоставляющих юридическую помощь гражданам в области защиты их социальных прав. Государственные социальные стандарты в области применения налогового и ценового механизмов предусматривают установление порядка налогообложения граждан и юридических лиц, предоставление им налоговых льгот, а также регулирование цен и ценообразования в сфере потребительского рынка в соответствии с национальными законодательствами. Базисным механизмом функционирования социального государства является его экономическая политика, уровень и состояние социального рыночного хозяйства, обеспечивающие реальное выполнение социальных обязательств государства перед своими гражданами. Она определяется: · состоянием и эффективностью государственного и частного секторов экономики; · долей валового внутреннего продукта (ВВП), направляемой на развитие социальной сферы и удовлетворение социальных потребностей граждан; · уровнем развития социальной инфраструктуры и материальной базы социальной сферы; · направленностью региональных бюджетов на решение социальных проблем. Необходимо проведение переориентации действующего экономического механизма на социальные цели. Эта работа должна иметь комплексный характер и осуществляться одновременно со всеми органами власти и управления, каждый из которых должен иметь необходимые права, обязанности и ответственность, чтобы обеспечить в необходимых случаях перелом неблагоприятных социально-экономических тенденций и последовательное движение к цивилизованному эффективному общественному социальному рыночному хозяйству. В свете сказанного необходимо комплексное создание нового, экспертиза и дополнение действующего законодательства на соответствие его социально-экономическим целям развития страны на основе следующих постулатов или правил.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.86.172 (0.064 с.) |