Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимодействие политической и правовой системСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Воздействие на общественную жизнь осуществляет не непосредственно право как система норм. Практически правовое воздействие осуществляется всем комплексом правовых явлений, составляющих в совокупности правовую систему. Последняя оказывает воздействие на всю политическую систему, определяя ее функционирование. 1. Право является важным организующим фактором и представляет собой ядро нормативной основы организации и функционирования политической системы. Оно “учреждает” политические институты, устанавливает права и обязанности структурных элементов системы, основные направления их деятельности. В правовую форму облекаются отношения по поводу государственной власти, взаимосвязи между государственными органами, между государством и иными элементами политической системы, формы деятельности различных звеньев по осуществлению политических задач и функций, поэтому можно сказать, что именно право составляет нормативную основу политической системы. Разумеется, степень правового опосредования ее различных звеньев неодинакова. Деятельность государственных органов регламентируется с исчерпывающей полнотой. Нормативно закрепляются структура государственных органов, их функции, компетенция, порядок формирования и нормотворчества. Менее детально регулируется деятельность политических партий, общественных объединений, в самом общем виде - функционирование церкви. Однако правовое регулирование любых элементов политической системы (а не только государственно-властных органов) - неизбежно. 2. Посредством правовой системы не только обеспечивается организованность, упорядоченность, стабильность внутрисистемных связей, т.е. политической системе придается качество целостности, системности. Право выступает активным средством формирования, выработки в ней определенного содержания. Оно закрепляет экономическую, социальную, идеологическую основу политической системы, важнейшие направления и принципы ее развития. Особая роль здесь принадлежит конституционному регулированию. 3. Как функционально-связующий компонент политической системы правовая система служит осуществлению ее основных функций. Правовые формы реализации главных направлений деятельности политических институтов обеспечивают стабильность и эффективность названного процесса. 4. Право, как и правовая система в целом, выступает необходимым средством разрешения существующих и возникающих противоречий в политической системе общества. Они, в частности, возникают в силу проявления силы инерции, традиций и привычек, сложившихся в период “развитого социализма”. Здесь имеется своего рода конфликт между заинтересованностью общества в динамичном, прогрессивном общественном развитии, изменении структурирования и функционирования политической системы и отсталыми, устаревшими методами и стилем управления, политического руководства. Принятые в последние годы нормативные правовые акты способствуют преодолению этого противоречия, но не исключают его полностью. Наряду с регулированием деятельности субъектов политической системы правовые нормы воздействуют и на поведение отдельных граждан как участников политических отношений. Они закрепляют политические права и свободы, их гарантии и порядок реализации. Политические права и свободы граждан
В системе конституционных прав и свобод граждан важное место занимают общественно-политические права, проистекающие из природы и принципов политической системы общества. Наличие этих прав делает каждого гражданина общественно-политическим деятелем, активным участником политической жизни. Права и обязанности гражданина как общественно-политического деятеля складываются в сфере участия граждан в управлении государством, охватывают область политической свободы, которая как раз и означает свободу народа распоряжаться своими общенародными, государственными делами. Впервые права и свободы закреплены Всеобщей декларацией прав человека, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. В числе политических прав и свобод Декларация устанавливает свободу мысли, совести, религии (ст.18), свободу убеждений и выражения их (ст.19), свободу мирных собраний и ассоциаций (ст.20), право принимать участие в управлении своей страной (ст.21). В последующие годы конституции различных государств значительно расширили объем прав и свобод, в том числе и политических. В частности, достаточно широкий комплекс политических прав и свобод закреплен в Конституции России. Она, в частности, закрепляет свободу мысли и слова (ст. 29), право на объединение (ст.30), право собраний, митингов и демонстраций, (ст.31), право на участие в управлении делами государства (ст.32). Право граждан участвовать в управлении государственными и общественными делами складывается из возможностей, которые, по существу, составляют содержание самостоятельных прав и свобод. Это права, опосредующие формирование представительных органов власти (избирательные права), участие граждан в осуществлении непосредственной демократии (референдум) и в работе государственных органов, контроле их деятельности (право занимать выборные и иные государственные должности, право на жалобу на действия должностных лиц и т.д.). Деятельность по реализации политических прав может быть различной степени интенсивности. Сознательная активная деятельность в сфере политических отношений характеризуется как политическая активность. Но поскольку в большинстве своем она связана с реализацией политических прав и свобод, она понимается как политико-правовая активность. Важное значение для нормального функционирования политической системы, развертывания демократии, реализации политических прав и свобод имеет система специальных юридических гарантий, закрепленных в нормативно-правовых актах. Это, например, конституционное право граждан обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов, право на судебную защиту, комплекс гарантий в системе правосудия. В праве нормативно закрепляются не только сами права и свободы, но и процедурный порядок их реализации. Так, в законодательстве четко закрепляется порядок проведения выборов, участия политических партий и движений в этом процессе, порядок организации митингов, демонстраций и т.д. Такая тесная связь права и политики, политической и правовой систем предопределила, что основным принципом функционирования политической системы является законность. Законность - общественно-политический режим общественной жизни, заключающийся в требовании строгого и неукоснительного претворения в жизнь законов и основанных на них иных правовых актов. Применительно к политической системе законность выступает как ее конституционный принцип, содержащий требования строжайшего соблюдения и исполнения правовых предписаний всеми участниками политической жизни, обеспечивающий проведение политики, соответствующей основным принципам права, реализацию и защиту прав человека, активное участие граждан в демократических преобразованиях. Правовую основу политики не следует смешивать с правовой политикой. Правовая политика – это политика в области права и на основе права; в отличие от мировой политики она не имеет тенденции к обособлению и полностью находится в доктринальных координатах верховенства права в международных делах.[58]
Правовая политика
Правовая политика - часть политики, представляющая собой совокупность специальных политических воздействий, преследующих цели формирования и реализации права в ходе решения задач экономического, социального и культурного развития общества. Другими словами, в реализации правовой политики официальная доктрина по вопросам развития права, всей правовой надстройки соединяется с практической деятельностью по ее реализации. Повышение роли права, правового регулирования, законности, усложнения всей правовой системы приводит к вычленению в системе политики самостоятельного ведущего элемента - правовой (юридической) политики. Последняя выступает как часть государственной политики. В ней проявляется взаимоотношение различных политических сил по поводу определения направления и содержания правотворчества, участия в правотворчестве, развития правосознания, повышения правовой культуры. Содержание правовой политики как стратегической линии деятельности государства, всей политической системы - планомерное, научно обоснованное, рассчитанное на ряд лет, целостное программирование мер, направленных на максимальное использование права в решении социальных задач. Основное направление правовой политики - укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, обеспечение нормального функционирования гражданского общества, укрепление законности и правопорядка, защита прав и свобод граждан. Специфическая задача правовой политики - повышение стабильности всех элементов правовой системы, эффективности правового регулирования. В отечественной литературе к анализу правовой политики как специфического явления обращались такие известные русские юристы, как Л.Петражицкий, Б.А.Кистяковский. По мнению последнего, “с точки зрения правовой политики необходимо, прежде всего, находить и устанавливать нормы для удовлетворения вновь возникающих потребностей или осуществления новых представлений о праве и неправе.” Первой работой, в которой были затронуты вопросы правовой политики, явилась монография В.Н.Кудрявцева ”Право и поведение” (М., 1978). Правовая политика реализуется в трех основных направлениях деятельности государства: в правотворчестве, правообеспечительной (в том числе и правоохранительной) дятельности, развитии правосознания и повышении правовой культуры. Она составляет основу деятельности правотворческих, правоприменительных органов и учреждений, занимающихся правовым воспитанием. По своему содержанию юридическая политика включает в себя: определение видов общественных отношений, подлежащих правовому регулированию; определение методов, способов, типов правового регулирования конкретных отношений; планирование основных направлений законодательной деятельности государственных органов; определение компетентности принятия нормативных актов; определение процессуального порядка решения насущных вопросов; определение методов правового воспитания, иных путей повышения уровня правовой культуры граждан. Правовая политика в демократическом обществе базируется на следующих принципах: взаимосвязи юридической, экономической, социальной и культурной политики; всестороннего учета всех социальных слоев и групп при выработке юридической политики; демократизма; научности; законности; верховенства конституции и закона.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.180 (0.011 с.) |