Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место экономического анализа в процессе управления деятельностью предприятия

Поиск

Место экономического анализа в процессе управления деятельностью предприятия

Анализ хоз-й деят-ти (экон-им анализ) — это сам-ая, функц-ая наука, наполненная конкретным экономическим содержанием, кот имеет свои подходы в исследовании экономических процессов и явлений. ЭА проводится на двух уровнях: макроуровне и микроуровне. Предмет ЭА - хоз-ые процессы, происходящие на предприятии, и в структурных подразделениях, экономические характеристики, результаты деятельности, а также причинно-следственные связи, выраженные в системе экон.пок-ей. Цель ЭА – аналит. обоснование стратегии разв-я на основе глубокого и всестороннего исследования финансово-хозяйственной деятельности. Задачи ЭА: научное обоснование бизнес-планов, текущих и перспективных планов и нормативов, оптимальных вариантов деловых решений; контроль за вып-ем планов и упр-их решений, экономным использованием ресурсов;поиск резервов повышения эфф-ти производства на основе изучения передового опыта и достижений науки;оценка результатов деят-ти пред-я по выполнению планов, исп-ю имеющихся возможностей;выявление положительных, отрицательных факторов и их количественное измерение;определение неиспользованных внутрихоз-ых резервов и разработка мероприятий по их использованию;обобщение передового опыта и принятие оптимальных управленческих решений. ЭА на макроуровнеЭА на микроуровне.( на уровне отдельных предприятий). Формы анализа: Ретроспективный анализ – позв. определить сложившиеся устойчивые тенденции. План-фактный – регулярный. Перспективный – анализ будущей БО. Виды: 1) экспресс-анализ (инф. база – публик.формы БО) – получ. общего представления и пред-ии 2) Комплексный анализ (3-4 нед.). – детальный анализ финн.сост. орг-ции. (инф. база – формы БО, расшифровки, данные анал. учета, и рез-ты независимого аудита) 3) финансовый анализ как часть общего с=исследования бизнес-процесса 4) ориентир. финн. анализ – для более глубокого изучения выявленный при экспресс анализе проблем. 5) регулярный анализ.

 

Виды экономического анализа и их классификация.

Существуют различные виды экономического анализа. Они могут быть классифицированы по целому ряду классификационных признаков. Основными из них являются следующие: цель исследования, объект изучения, периодичность проведения, назначение, направление исследования, круг изучаемых вопросов и др.

признак классификации виды ЭА
уровень информационного обеспечения внутренний управленческий и внешний финансовый
содержание процесса управления перспективный, ретроспективный, оперативный, итоговый
характер объектов управления анализ стадии расширенного воспроизводства, отраслевой, анализ ведомств и п/п, анализ составных элементов производства и пр-ных отношений
субъекты анализа анализ по заданию руководства, по заданию контрагентов, по заданию собственников и органов управления
периодичность годовой, ежедневный, квартальный, ежемесячный
содержание и полнота изучаемых вопросов полный, локальный, тематический
методы изучения объекта системный, сравнительный, сплошной, выборочный

 

В настоящее время наиболее актуальной является классификация видов экономического анализа деятельности предприятия по типу

отчетности или по категориям аналитиков-исполнителей анализа. По этим признакам экономический анализ подразделяется на управленческий (внутренний) анализ и финансовый (внешний) анализ.

Управленческий (внутренний) анализ осуществляется на основе информации управленческого учета, засекреченной отчетности, содержащей сведения о себестоимости выпускаемой продукции, о продукции не нашедшей сбыта и т.д. Проводится анализ внутренними службами предприятия, аппаратом управления.

Финансовый (внешний) анализ осуществляется на основе открытой финансовой отчетности, публикуемой в специальных справочниках для ознакомления широкой общественности с положением дел на предприятии, с его финансовым положением и результатами хозяйственной деятельности за определенный период. Проводится анализ юридическими и физическими лицами, заинтересованными в получении информации о деятельности данного предприятия.

Управленческий (внутренний) экономический анализ включает следующие направления исследования: анализ производства продукции, работ и услуг; анализ организационно-технического уровня предприятия;

анализ материально-технического снабжения и использования материалов; анализ эффективности использования трудовых ресурсов; и т.д.

Финансовый (внешний) анализ включает следующие направления исследования: экспресс-анализ финансово-хозяйственной деятельности и углубленный анализ финансово-хозяйственной деятельности и финансового положения предприятия.

Общими направлениями в управленческом и финансовом анализе являются задачи анализа финансового состояния предприятия.

 

Классификация факторов и резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности в экономическом анализе.

Факторы в ЭА клас-ются по различным признакам, важное значение имеет след. класс-ия факторов: по воздействию на результаты ХД: основные и второстепенные, внутренние и внешние, объективные и субъективные, общие и специфические, постоянные и переменные, экстенсивные и интенсивные. К основным относятся факторы, оказывающие реш. возд. на результативный показатель. Второстепенные не оказывают решающего воздействия на результаты ХД. Большое знач. при исследовании эк. явл., процессов и оценке рез-в дея-ти предприятий имеет класс-ия на внутренние и внешние, т.е. на факторы, которые зависят и не зависят от деятельности предприятия. Основное внимание должно уделяться исслед-ию. внутр. факторов, на которые предприятие может воздействовать. Нередко на результатах работы предприятия отражаются перемены в отрасли специализации. Эти факторы являются внешними. Для правильной оценки деятельности факторы делят на объективные и субъективные. Объективные не зависят от людей (стихийное бедствие). Субъективные зависят от деятельности отдельных людей, предприятий. Факторы также делятся на общие и специфические. Общие действуют во всех отраслях экономики. Специфические действуют в условиях отдельной отрасли экономики или предприятия. По сроку возд-ия на рез-ты производства различают факторы постоянные и переменные. Постоянные оказ. влияние беспрерывно на протяжении всего времени. Переменные проявляются периодически (освоение новой техники, новых видов продукции т.д.). Большое знач. имеет деление факторов на интенсивные и экстенсивные. Экстенсивные связанны с кол-ным, а не качественным приростом результативного показателя (увеличение объема производства продукции путем расширения посевной площади, кол-ва рабочих и т.д) Интенсивные характеризуют степень усилия, напряженности труда в процессе производства (повышение урожайности сельскохозяйственных культур, уровня производительности труда). Если при анализе ставится цель измерить влияние каждого фактора на результаты ХД, то их разделяют на количественные и качественные, сложные и простые, прямые и косвенные, измеримые и неизмеримые. Колич-ными выражают количественную определенность явл. (количество рабочих, оборудования, сырья и т.д.). Кач-ные определяют внутренние качества, признаки и особенности изучаемых объектов (производительность труда, качество продукции, плодородие почвы и т.д.).

Большинство изучаемых в анализе факторов состоят из нескольких элементов. Однако есть и такие, которые не раскладываются на составные части. В связи с этим факторы делятся на сложные (комплексные), простые (элементные). Примером сложного фактора является производительность труда, а простого - количество рабочих дней в отчетном периоде.

Особенности методики оперативного анализа (ОА)

ОА - система повседневного изучения выполнения плановых заданий с целью быстрого реагирования на изменения в процессе производства и для обеспечения непрерывного и эффективного функционирования хозяйственного комплекса. ОА направлен на решение задач, которые стоят перед оперативным управлением предприятием и его подразделениями.Цель ОА-постоянный контроль за рациональностью функционирования хозяйственной системы по выполнению плановых заданий, процессами производства и реализации продукции, а также своевременное выявление и использование текущих внутрипроизводственных резервов для достижения целей предприятия.

Методика оперативного анализа: *определение отклонений от плана по основным количественным и качественным показателям работы предприятия и его подразделений за смену, сутки, декаду; *оценка степени влияния различных факторов на отклонение от плана по анализируемым показателям; *выяснение конкретных причин действия отдельных факторов; *установление лиц, ответственных за недостатки в работе; *быстрая разработка и осуществление мер по устранению действия отрицательных факторов; *подведение итогов работы предприятия по изучаемому вопросу за период. С помощью оперативного анализа определяют специальные показатели: объем выпускаемой и реализованной продукции; себестоимость; прибыль и рентабельность; платеже - и кредитоспособность деятельности предприятия. Особенности оперативного анализа: показатели изучаются в натуральных и стоимостных измерителях; расчеты носят приблизительный характер; на каждом уровне управления используются специфические показатели, которые влияют на конечный обобщающий результат деятельности. Действенный характер ОА приобретает, когда сочетается с автономностью бизнес-единиц предприятия, т.е. когда ОА подвергаются как показатели деятельности предприятия в целом, так и показатели бизнес-единиц: хозрасчетных цехов, участков, бригад. Благоприятные условия для систематического проведения ОА имеются на тех предприятиях, где созданы автоматизированные системы управления производством, так как использование ЭВМ для обработки экономической информации значительно снижает трудоемкость аналитических расчетов, повышает их точность и оперативность.

Источниками информации ОА служит первичная документация, данные бухгалтерского и оперативного учета, в частности: наряды, акты о простоях, данные табельного учета, лимитные карты, данные оперативного учета о движении материалов, сдаче полуфабрикатов, заказов, платежные требования и др.

 

Прием процентных чисел.

Один из методов анализа финансово-хозяйственной деятельности — прием процентных чисел, представляю­щий собой табличную реализацию алгоритма, заложенного в индекс структурных сдвигов. С помощью приема процентных чисел оценивается влияние структурных сдвигов в некотором явлении на изме­нение результативного показателя. Предположим, что необходимо проанализировать, в какой степени структурные сдвиги в товарообороте могут повлиять на изменение уров­ня издержек обращения. Издержки обращения представ­ляют собой выраженные в стоимостной оценке расходы торгового пред­приятия, связанные с осуществлением им своей деятельности. Номенкла­тура издержек обращения включает расходы на аренду и содержание зданий, расходы на оплату труда, транспортные расходы, амортизацию, расходы на рекламу и др. Принято измерять издержки обращения в сумме (стоимостная оценка) и в процентах к товарообороту (в последнем случае соответствующий показатель называется уровнем издержек обращения).

Пример

Товарооборот магазина в отчетном периоде составил 22 500 тыс. руб.Выяснить, повлияли ли изменения в структуре товарооборота на величину и уровень издержек обращения.

Товарная группа Удельный вес в товарообороте, % Плановый уровень Процентное число (гр.З х гр.4)
    план факт. откло­нение издержек обращения, %    
А          
Продовольственные товары Непродовольственные товары 57,7 42,3 51,1 48,9 -6,6 +6,6 5,75 3,15 -37,95 +20,79
Всего     4,65 -17,16

Из приведенных в таблице расчетов видно, что повышение в ТО доли непродовольственных товаров на 6,6% (менее издержкоемкой группы товаров) привело к снижению среднего уровня издержек обращения на 0,17% к товарообороту (-17,16:100%), что составляет 38,5 тыс. руб. (22 500 тыс. руб. • 0,17%).Уио = ИО:ТО х 100 %, где Уио - относительный уровень издержек обращения (%); ИО - абсолютная сумма издержек обращения за определенный период времени; ТО -товарооборот торгового предприятия за тот же период времени.

 

Учетная информация.

К учетной информации, представляющей собой самый важный вид экономической информации, используемой при анализе деятельности организаций, относятся данные всех видов учета и отчетности: бухгалтерского учета и отчетности, статистического учета и отчетности, оперативного (оперативно — технического) учета и отчетности. Кроме того сюда следует отнести выборочные учетные данные.

Изо всех видов учетной информации важнейшими являются данные бухгалтерского учета и отчетности Учетная бухгалтерская информация содержится в детализированном виде в бухгалтерских документах (первичных и сводных), в учетных регистрах (журналах-ордерах, ведомостях). В обобщенном виде эта информация отражается в сводном учетном регистре — Главной книге, а также в бухгалтерской отчетности.

Анализ учетной бухгалтерской информации дает возможность оценивать финансово-хозяйственную деятельность организации, выполнение бизнес-планов, а также изыскивать резервы повышения эффективности этой деятельности. Из всей бухгалтерской информации наибольшее значение имеет бухгалтерская (финансовая) отчетность. Она должна включать информацию о финансовых результатах (прибылях и убытках) за отчетный период и о финансовом положении анализируемой организации как на начало, так и на конец отчетного периода.

Формы этой отчетности ежегодно пересматриваются и утверждаются Министерством Финансов Российской Федерации.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность включает в себя следующие отчетные формы: Ф. №1 «Бухгалтерский баланс»; Ф. №2 «Отчет о прибылях и убытках»; Ф. №3 «Отчет об изменениях капитала»; Ф. №4 «Отчет о движении денежных средств»; Ф. №5 «Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках»; Ф. №6 «Отчет о целевом использовании полученных средств».

Бухгалтерская отчетность составляется на русском языке в валюте Российской Федерации. Эти правила должны соблюдаться в отношении организаций всех форм собственности, в том числе и с участием иностранного капитала.

Различают годовую и периодическую (квартальную) бухгалтерскую отчетность. К годовому отчету прилагается пояснение (раньше наз.пояснительная записка). Она содержит дополнительную информацию, не включаемую в формы отчетности, расшифровку отдельных показателей отчетности, а также анализ годового отчета.

Периодическая (квартальная) отчетность включает в себя две отчетные формы: Ф.№1 «Бухгалтерский баланс»; Ф.№2 «Отчет о прибылях и убытках».

В статистическом учете и отчетности находят отражение массовые социально-экономические явления. Статистические данные являются важным источником информации для проведения анализа хозяйственной деятельности организаций. Статистический учет во многом опирается на сведения, предоставляемые бухгалтерским, а также оперативным учетом.

При проведении экономического анализа, наряду с формами бухгалтерской отчетности, используются также и формы статистической отчетности. Основными из этих форм являются следующие: Ф. №1-П «Отчет по продукции»; Ф. №1-Т «Отчет по труду»; Ф. №5-З «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации); Ф. №7 «Отчет о запасах неустановленного оборудования»; Ф. №11 «Отчет о наличии и движении основных средств»; Ф. №БМ «Баланс производственной мощности».

Оперативный учет и отчетность как правило, используется на отдельных участках деятельности организаций. Этот вид учета и отчетности дает возможность быстрее, по сравнению с бухгалтерской и статистической информацией обеспечивать аналитиков необходимыми сведениями. Рационально организованный оперативно-технический учет позволяет иметь и использовать ежедневную информацию о хозяйственных явлениях. Это повышает уровень оперативности, а, следовательно, и эффективности проводимого экономического анализа, позволяет своевременно принимать меры по улучшению деятельности организаций.

К учетной информации относятся также выборочные учетные данные. Они представляют собой информацию, полученную в результате специальных наблюдений, выборок и проверок.

 

Анализ поступления товаров

При анализе ТО следует изучить договора поставки, выполнение плана рассматривается по каждому договору с учетом общего объема поставки, кол-ва ассортимента и качества поставл. товаров. Для заполнения расчетных таблиц привлекаются данные оперативного учета, карточки, ведомости, книги, кот. ведутся торговым отделом или товароведами. В процессе анализа необходимо проверить обеспеченность потребности в завозе материальных ресурсов договорами на их поставку и фактическое их выполнение. План потребности в материалах может не полностью покрываться договорами на поставку и внутренними источниками покрытия. Степень обеспечения предприятия материальными ресурсами оценивается с помощью коэффициентов обеспече­ния: 1) коэффициент обеспече­ния по заключенным договорам на поставку: Коб. дог. = (Qвнут + Qдог) / Qплан; 2 ) коэффициент обеспече­ния по фактическому выполнению договоров на поставку: Коб. факт. = (Qвнут + Qфакт) / Qплан , где Qвнут – покрытие потребности из внутренних источников, т; Qдог – плановый объем поставок в соответствии с заключенными договорами на поставку, т.; Qфакт – фактический объем поставок из внешних источников, т.; Qплан­ – плановая потребность, т.

Проверяется также качество полученных от поставщиков материалов, соот­ветствие их стандартам, техническим условиям и условиям договора и в случаях их нарушения предъявляются претензии поставщикам. Особое внимание уделяется про­верке выполнения поставок материалов, выделенных предприятию по госзаказу, и кооперированных поставок. Анализ поступления товаров проводят по торговому предприятию в целом, по отдельным товарным группам и товарам, источникам поступления, поставщикам, а также в разрезе торговых предприятий— получателей товаров. При этом используют как стоимостные, так и натуральные показатели. Оценка выполнения плана и динамики поступления товаров должна проводиться не только за год и по кварталам, но и нарастающим итогом с начала каждого квартала и года. Для оценки поступления товаров в стоимостном и натуральном выражении составляют специальные аналитические таблицы, по данным которых можно глубоко изучить товароснабжение. Используя данные о поступлении отдельных товаров и товарных групп в стоимостном и натуральном выражении, можно рассчитать потоварные средние цены и измерить влияние ценового фактора на размер товарных ресурсов. Средние цены определяют делением стоимости поступивших товаров на их количество. Далее отклонение от плана или в динамике по средней розничной цене товара (товарной группы) умножают на фактическое количество поступившего товара за отчетный период и в результате определяют влияние ценового фактора на розничную стоимость поступившего товара. Большое значение придается выполнению плана по срокам поставки (ритмичности, равномерности). Нарушение сроков поставки ведет к недовыполнению плана производства и реализации продукции. Ритмичность плана ТО показывает как организация справилась с выполнением плана за опред. период и рассчитывается по мес. и кварталам, характеризуется коэф. ритмичности, он рассчитывается с пом. СКО и коэф. вариации. СКО позволяет оценить колебания в выполнении плана ТО: σ = Корень (Σ(х – х ср.)2/ n), где х - %вып-ния плана ТО за кажд. месс./ кв.; х ср. - %вып-ния плана ТО за год; n – число месс./кв. По К вар. м. проанализировать неритмичность выполнения плана ТО: V= σ*100% / х ср.; К ритм. = 100% - V. Чем ближе К ритм. к 100%, тем ритмичнее выполняется план реализации. Равномерность выполнения плана характ-т, как с планом ТО справилась отд. орг. или структ. подразделение или по тов. группе. Равномерность также м.б. измерена с пом. СКО и К вар. СКО позволяет оценить колебание в развитии изучаемого показ-ля: σ = Корень (Σ(х – х ср.)2*f / Σf); х ср. = Σ xf / Σf, где х -%вып-ния плана кажд. орг. или структ. подразделения; х ср. -% вып-ния плана в целом; f – вес, где в кач-ве веса берется плановый ТО кажд. орг. или структ. подразделения. По К вар. (неварномерности) м. проанализировать изменения исслед. показ-ля: V= σ*100% / х ср.. Коэффициент равномерности рассчитывается как разница м/у 100% и К вар., т.е. К равн. = 100% - V. Чем ближе % равномерности к 100%, тем. равномернее выполняется план оборота.

 

16. Анализ выполнения плана, динамики, ритмичности и состава РТО

Оборот розн. торговли – это продажа (перепродажа без видоизменения) новых и б/у товаров для личного потребления или дом. исп-ния. Согласно указаниям Роскомтата осн. признаком операций, относимым к обороту розн. торговли является обязательное наличие кассового чека. Анализ РТО выполняется в след. последовательности: 1) Определяется степень выполнения плана путем сравнения фактического оборота с Σ продажи товаров по плану. В процессе оценки выполнения плана одновременно проверяется 2 аспекта деят-ти п/п: Уровень работы по достижению поставленных целей и качество планирования. 2) Определяется ритмичность и равномерность выполнения плана. Ритмичность плана ТО показывает как организация справилась с выполнением плана за опред. период и рассчитывается по мес. и кварталам, характеризуется коэф. ритмичности, он рассчитывается с пом. СКО и коэф. вариации. СКО позволяет оценить колебания в выполнении плана ТО: σ = Корень (Σ(х – х ср.)2/ n), где х - %вып-ния плана ТО за кажд. месс./ кв.; х ср. - %вып-ния плана ТО за год; n – число месс./кв. По К вар. м. проанализировать неритмичность выполнения плана ТО: V= σ*100% / х ср.; К ритм. = 100% - V. Чем ближе К ритм. к 100%, тем ритмичнее выполняется план реализации.

Равномерность выполнения плана характ-т, как с планом ТО справилась отд. орг. или структ. подразделение или по тов. группе. Равномерность также м.б. измерена с пом. СКО и К вар. СКО позволяет оценить колебание в развитии изучаемого показ-ля: σ = Корень (Σ(х – х ср.)2*f / Σf); х ср. = Σ xf / Σf, где х -%вып-ния плана кажд. орг. или структ. подразделения; х ср. -% вып-ния плана в целом; f – вес, где в кач-ве веса берется плановый ТО кажд. орг. или структ. подразделения. По К вар. (неварномерности) м. проанализировать изменения исслед. показ-ля: V= σ*100% / х ср.. Коэффициент равномерности рассчитывается как разница м/у 100% и К вар., т.е. К равн. = 100% - V. Чем ближе % равномерности к 100%, тем. равномернее выполняется план оборота. 3) Изучается динамика оборота, при этом рассчитываются след. показатели: а) Темп роста (базисные и цепные). Базисные - рассчитываются по сравнению с базисным (начальн.) периодом. Цепные – по сравнению с предыдущим периодом. Тр = ТО1/ ТО0*100%. б) Темп прироста (базисные и цепные). Тпр. = Тр – 100%. в) Абсолютный прирост оборота в Σ, на которую увелич. объем продаж за тот ил иной период. г) Абсолютное значение 1% прироста – деление абсолютного прироста в Σ на темп прироста и показывает значимость 1% прироста. АП = А / Тпр. д) среднегодовой темп роста - рассчитывается по формуле ср.геометрической. Тр ср. = Корень (ТО1/ ТО0)n-1. РТО подразделяется: РТО продовольственных товаров и непродовольственных.

В состав товарооборота розничной торговли включается:

- стоимость проданных населению потребительских товаров: за наличный расчет; по расчетным чекам банков; по перечислениям со счетов вкладчиков; - стоимость проданных товаров по почте с оплатой по безналичному расчету; - стоимость товаров, проданных в кредит в объеме полной стоимости товара; - стоимость товаров, сданных на комиссию; - стоимость проданных по образцам товаров длительного пользования; - полная стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой; - стоимость проданных по подписке печатных изданий; - стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара; - стоимость проданной порожней тары.

Не включается в оборот розничной торговли: - стоимость проданных товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы; - стоимость проездных билетов, талонов на все виды транспорта.

Анализ структуры РТО дает возможность выявить тенденции происходящие в потреблении товаров, создает возм. и эконом обоснов базу планового объема продаж по отдельным группам. 1) Опред степень выполнения плана продажи отдельных групп факт оборот срав с план. 2) расчит темп роста ТО. 3)Опред структура ТО, расчит удельный вес продажи тов, по каждой тов группе. 4)опред степень удовлетв спроса насел на тов: а) прод тов опред группы на 1 чел = Сумма обор по кажд группе тов/числен обслуж населения; б) коэф элластичн отдельных групп тов = Темп прироста спроса / Темп прирост покуп фондов

 

Ан-з товарооборачиваемости.

Т/об -время обращения т-в со дня их поступл-я в торг. п/п до момента реал-ции, а также скорость оборота-та т-в. Товарооб-ть хар-ся:

1) Время обращения в днях хар-ет ср. продолжит-ть пребывания т-в в виде ТЗ

Вдн = срТЗ / ТО однодневн = срТЗ*Д / ТОобщий за период где, Д - кол-во дней в анализир. периоде(30,90,360).

срТЗ = (1/2* З1 + З2 +…+ 1/2*Зn) / (n–1), где З1, З2,..Зn - состояние ТЗ на отд. даты, n – число дат, на кот приводится состояние ТЗ. Или срТЗ=(ТЗнач+ТЗкон)/2

2) Скорость об-та показ-ет сколько раз в теч. изучаемого периода произошло обновление ТЗ. Оборачиваются не сами т-ры, а вложенные в них ср-ва.

Сраз=Д/Вдн=ТОобщ за период/срТЗ

Анализ товарообор-ти осущ-ся путем сравнения фактической товарооб-ти в днях отчет года с нормативной товарооб-тью или с фактич товарооб-тью прош года. В результате выявляется ускорение или замедление данного процесса:

Для опред-я суммы ср-в, высвобождаемых из об-та в рез-те ускорения т/об необх-мо: Вдн фак – Вдн Прош=если+, то замедление, если -, то ускорение.

∑Высвобожд (вовлеченных) средств= (Вдн фак – Вдн план) * ТОоднодневн

Факторный анализ товарооб-ти осущ с пом МЦП. На товарооб-ть оказ влияние -объем товарооборота, -структура товарооб-та, - сумма товарного запаса.

Вдн п =срТЗпрош*Д/ТОпрош

Вдн ск= срТЗпрош*Д/ТОфакт

Вдн ф= срТЗфакт*Д/ТОфакт

Вдн ск-Вдн п->влияние тов-рота

Вдн ф- Вдн ск->влияние срТЗ

Влияние товарооборота двоякое: 1- влияет изменение структуры товар-рота:

(с пом. так называемых %х чисел) Вдн = ∑Вi * fi / ∑fi, где Вдн – тов-рот в целом по торг. п/п, Вi – оборачив-ть в дн по i-той тов группе, fi – вес, например уд вес в i-той тов группе. Вдн п = ∑Вi п* fi п/ ∑fi п,

Вдн ск = ∑Вi п* fi ф/ ∑fi ф,

Вдн ф = ∑Вi ф* fi ф/ ∑fi ф,

Вск – Вп – влияние структуры ТО на т/об (уд вес)

Вф – Вск – влияние всех прочих факторов, кроме стр-ры ТО.

2- влияет изменение объема товар-та, для этого необх из совокупного влияния и объема и структуры вычесть уже рассчитанное влияние изменения структуры товарооб-та.

∆Вобъема тов-рота=∆В общ влиян - ∆В структ

 

Jц- индекс цен

  1. Рассчитаем далее влияние на выручку фактора «цена» и фактора «количество проданных товаров»: ∆В(ц) = В1 - В’, ∆В(кол-во тов) = В’ – В0
  2. Расчет влияния фактора «цена»: ∆Пп(ц) = В(ц) * Rп0 /100,

где ∆Пп(ц) – изменение прибыли от продаж за счет фактора «цена»;

Rп0 – рентабельность продаж в базисном периоде.

  1. Расчет влияния фактора «Количество проданных услуг (товаров)»: ∆Пп(к) = ∆В(кол-во тов.) * ∆Rп0 / 100,

где ∆Пп(к) - изменение прибыли от продажи под влиянием фактора «количество проданной продукции»;

∆В(кол-во тов.) - изменение выручки от продажи под влиянием фактора «количество проданных товаров»;

Rп0 - рентабельность продаж в базисном периоде.

Место экономического анализа в процессе управления деятельностью предприятия

Анализ хоз-й деят-ти (экон-им анализ) — это сам-ая, функц-ая наука, наполненная конкретным экономическим содержанием, кот имеет свои подходы в исследовании экономических процессов и явлений. ЭА проводится на двух уровнях: макроуровне и микроуровне. Предмет ЭА - хоз-ые процессы, происходящие на предприятии, и в структурных подразделениях, экономические характеристики, результаты деятельности, а также причинно-следственные связи, выраженные в системе экон.пок-ей. Цель ЭА – аналит. обоснование стратегии разв-я на основе глубокого и всестороннего исследования финансово-хозяйственной деятельности. Задачи ЭА: научное обоснование бизнес-планов, текущих и перспективных планов и нормативов, оптимальных вариантов деловых решений; контроль за вып-ем планов и упр-их решений, экономным использованием ресурсов;поиск резервов повышения эфф-ти производства на основе изучения передового опыта и достижений науки;оценка результатов деят-ти пред-я по выполнению планов, исп-ю имеющихся возможностей;выявление положительных, отрицательных факторов и их количественное измерение;определение неиспользованных внутрихоз-ых резервов и разработка мероприятий по их использованию;обобщение передового опыта и принятие оптимальных управленческих решений. ЭА на макроуровнеЭА на микроуровне.( на уровне отдельных предприятий). Формы анализа: Ретроспективный анализ – позв. определить сложившиеся устойчивые тенденции. План-фактный – регулярный. Перспективный – анализ будущей БО. Виды: 1) экспресс-анализ (инф. база – публик.формы БО) – получ. общего представления и пред-ии 2) Комплексный анализ (3-4 нед.). – детальный анализ финн.сост. орг-ции. (инф. база – формы БО, расшифровки, данные анал. учета, и рез-ты независимого аудита) 3) финансовый анализ как часть общего с=исследования бизнес-процесса 4) ориентир. финн. анализ – для более глубокого изучения выявленный при экспресс анализе проблем. 5) регулярный анализ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.145.17 (0.017 с.)