Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стохастическое моделирование в экономическом анализе.

Поиск

Стохастическое моделирование является дополнением и углублением анализа с помощью жестко-детерминированных моделей. Детерминированный факторный анализ - это методика исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер. Стохастические модели используются по следующим причинам:

а)необходимо изучить влияние факторов, по которым нельзя построить жестко-детерминированные модели

б)необходимо изучить и сравнить влияние факторов, кот невозможно включить в одну и туже детерминированную модель

в) необходимо изучить влияние сложных факторов, которые характеризуются одним определенным количественным показателем.

Задачи экономического анализа в стохастическом моделировании решается приемами: регрессионный, корреляционный и другими математическими методами.

Стохастическое моделирование требует для реализации ряд предпосылок:

1) наличие совокупности,

2) достаточный объем наблюдений,

3) случайность наблюдений,

4) наличие однородности совокупности, при этом д.б. как качественная так и количественная однородность (пример, V = среднеквадратическое отклонение/ Xсреднее, где V- коэффициент вариации, Х-среднее значение признака). В этом случае совокупность однородная (количественная). Примерами качественной однородной совокупности является: а) магазины между собой однородны и желательно выделить отдельно продовольственные и непродовольственные, б) предприятия промышленности, выпускающие однородную продукцию;

5) наличие специального математического аппарата.

Проведение анализа с помощью стохастических моделей выполняется по нескольким этапам:

I. Качественный анализ процедурами кот являются:

1.постановка цели анализа

2.опред-е совокупности результативных факторных признаков

3.опред-е периода времени, за которое следует брать данные

4.выбор метода анализа, при этом:

а) в качестве результативных показ-лей берутся либо показатели эффекта, либо эффективности

б) в кач-ве факторных признаков берутся показатели, комплексно характеризующие ресурсы организации

в) для анализа целесообразно брать не абсолют., а относительные показатели т.к они дают пространственно-временную сравнимость

г) в экономических исследованиях встречаются 2 основных подхода(1. Статический, смысл кот-го состоит в том что за какой-то период времени фиксируются данные по ряду объектов; 2. Динамический -рассмотрение показателей за ряд промежутков времени. Статический подход связан с ограниченностью числа наблюдений, поэтому эти 2 метода на практике объединяются.

II. Предварительный анализ моделируемой совокупности - его процедуры: 1) сбор информации, проверка однородности совокупности, исключение аномальных наблюдений, уточнение необходимого объема выборки, установление законов распределения переменных

III. Построение стохастической модели (регрессивное уравнение) его процедуры:перебор конкурирующих вариантов модели, уточнение перечня факторных признаков. Наиболее широкое распространение имеют линейные уравнения регрессии

IV. Оценка адекватности моделей его процедуры: расчет специальных статистических коэффициентов, характеризующих адекватные модели; проверка соответствия формальных свойств полученной модели логике и задачам исследования; формирование выводов.

 

10. Принципы построения аналитических таблиц.

Построение аналитических таблиц один из важнейших приемов прове­дения анализа финансово-хозяйственной деятельности.

Аналитические таблицы используются на всех этапах проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности:1.на этапе подготовки исходных данных в таблице систематизируются исходные данные, осуществляется предварительная их группировка, рассчитываются отдельные промежуточные итоги и анализируются показатели;2. на этапе аналитической обработки данных с помощью таблиц могут осуществ­ляться конкретные вычисления, включая факторный анализ; 3.на этапе представления результатов анализа финансово-хозяйственной деятель­ности в таблице осуществляется свод наиболее важных показателей, полученных в ре­зультате анализа. Основное предназначение аналитических таблиц - систематизация исходных данных, проведение аналитических расчетов и оформление результатов ана­лиза. Использование таблиц при проведении аналитических процедур и представлении результатов анализа обеспечивает: снижение объема исходных данных в отчетных до­кументах, сис­тематизацию данных и выявление закономерностей; наглядность; уменьшение объема аналитических записок

Аналитическая таблица - это форма наиболее рационального, наглядного и систе­матизированного изложения исходных данных, простейших алгоритмов их обработки и полученных результатов. Она представляет собой комбинацию горизонтальных строк и вертикальных граф (столбцов, колонок). Остов таблицы, в котором заполнена текстовая часть, но отсутствуют числовые данные, называется макетом таблицы. Край­няя левая колонка называется подлежащим таблицы; все остальные колонки - ее ска­зуемым. В подлежащем приводятся наименования основных показателей, критериев, характеристик и т. п., определяющих сущность таблицы; в сказуемом - их количествен­ные значения.

Помимо аналитических таблиц в анализе применяются также статистические таб­лицы, предназначенные прежде всего для представления и свода исходных и промежу­точных данных. Безусловно, нет однозначно трактуемых критериев, с помощью кото­рых можно было бы отграничить статистические таблицы от аналитических; один из подобных условных критериев - наличие в аналитических таблицах некоторых расчет­ных алгоритмов. Аналитические таблицы приводятся в тексте отчета (аналитической записки), статистические - в составе приложений.

 

Графа 2 – подлежащие таблицы, кот содержит наименование показ-лей. Виды статей расходов на продажу, виды статей внереализац дох-в и расх-в; графы с 3 по 7 – сказуемое таблицы.

.

Прием процентных чисел.

Один из методов анализа финансово-хозяйственной деятельности — прием процентных чисел, представляю­щий собой табличную реализацию алгоритма, заложенного в индекс структурных сдвигов. С помощью приема процентных чисел оценивается влияние структурных сдвигов в некотором явлении на изме­нение результативного показателя. Предположим, что необходимо проанализировать, в какой степени структурные сдвиги в товарообороте могут повлиять на изменение уров­ня издержек обращения. Издержки обращения представ­ляют собой выраженные в стоимостной оценке расходы торгового пред­приятия, связанные с осуществлением им своей деятельности. Номенкла­тура издержек обращения включает расходы на аренду и содержание зданий, расходы на оплату труда, транспортные расходы, амортизацию, расходы на рекламу и др. Принято измерять издержки обращения в сумме (стоимостная оценка) и в процентах к товарообороту (в последнем случае соответствующий показатель называется уровнем издержек обращения).

Пример

Товарооборот магазина в отчетном периоде составил 22 500 тыс. руб.Выяснить, повлияли ли изменения в структуре товарооборота на величину и уровень издержек обращения.

Товарная группа Удельный вес в товарообороте, % Плановый уровень Процентное число (гр.З х гр.4)
    план факт. откло­нение издержек обращения, %    
А          
Продовольственные товары Непродовольственные товары 57,7 42,3 51,1 48,9 -6,6 +6,6 5,75 3,15 -37,95 +20,79
Всего     4,65 -17,16

Из приведенных в таблице расчетов видно, что повышение в ТО доли непродовольственных товаров на 6,6% (менее издержкоемкой группы товаров) привело к снижению среднего уровня издержек обращения на 0,17% к товарообороту (-17,16:100%), что составляет 38,5 тыс. руб. (22 500 тыс. руб. • 0,17%).Уио = ИО:ТО х 100 %, где Уио - относительный уровень издержек обращения (%); ИО - абсолютная сумма издержек обращения за определенный период времени; ТО -товарооборот торгового предприятия за тот же период времени.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.211 (0.012 с.)