Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русский натурализм 1880 – 1980-х годов

Поиск

Споры о натурализме. Значение натурализма в развитии словесного искусства. Обновление русского социально-бытового романа принципом натуралистической типизации. Новаторство в жанре социального романа в творчестве П. Д. Боборыкина («Китай-город», «Василий Теркин», «По-другому», «Тяга») и А. В. Амфитеатрова («Восьмидесятники», «Девятидесятники»). Проблема народа и интеллигенции в произведениях А. И. Эртеля («Записки степняка», «Гарденины»).

Областное и общероссийское в произведениях Д. Н. Мамина-Сибиряка («Уральские рассказы», «Приваловские миллионы», «Три конца», «Черты из жизни Пепко»). Натуралистические тенденции в творчестве Мамина-Сибиряка.

Литературное движение рубежа веков (1895 – 1905 гг.)

Идейные и эстетические размежевания кануна революции. Формирование русской религиозно-философской мысли и критики (Д. Мережковский, В. Розанов, А. Волынский). Новые явления в искусстве и их отражение в журнале «Мир искусства». Издательство «Знание». Петербургское религиозно-философское общество.

Неоромантические тенденции (молодой Горький). Поэзия символистов. Новая плеяда писателей-реалистов (И. Бунин, А. Куприн, В. Вересаев, Л. Андреев).

Всемирное признание русской классической прозы и драматургии.

Творчество В. Г. Короленко (1853 – 1921)

Основные этапы жизни и творчества. Общественная позиция писателя. «Христианин паче Достоевского» (Амфитеатров).

Участие в народническом движении и освобождение от народнических иллюзий. Тема народа в творчестве молодого Короленко и творческая эволюция писателя («Чудная», «Сон Макара», рассказы о бродягах).

Проблема стиля зрелого Короленко, синтез романтизма и реализма («Лес шумит», «В дурном обществе», «Слепой музыкант»). Теоретическое обоснование художественных новаций. Проблематика и поэтика повести «Слепой музыкант». Конфликт разума (гарибальдец дядя Максим) и чувства (мать, Эвелина). «Слепой музыкант» как роман воспитания. «Психология общечеловеческой тоски по недостижимому» – главная художественная задача повести. «Диссертация по цветному слуху» (А. Белый). Художественные особенности повести.

Полемика с толстовством и либерально-народническими иллюзиями. Символико-философские рассказы Короленко («Тени», «Сказание о Флоре», «Парадокс», «Ночью»). Новые черты в изображении народа («Лес шумит», «В облачный день», «Без языка»). Критика современного либерализма и мещанства («Не страшное»). Общественная и публицистическая деятельность В. Г. Короленко.

Поэтика малой прозы Короленко (очерковая композиция, пейзажная живопись, лиризм описания, музыкальность речи, аллегоризм). Художественность публицистики Короленко.

«История моего современника» – итоговое произведение Короленко: жанр книги, историческая действительность и образ «современника». Литературные мотивы в структуре книги.

Короленко в истории русской литературы. Синтез романтизма и реализма в творчестве писателя. Горький об историко-литературном значении Короленко.

Творчество А. П. Чехова (1860 – 1904)

Своеобразие творческой личности Чехова в литературе восьмидесятников. Переосмысление Чеховым традиционных образов, тем, коллизий русской литературы.

Начало творческого пути. Широта тематического диапазона. Роль сатиры («Хамелеон», «Маска», «Унтер Пришибеев»). Нарочитое заострение описываемых явлений общественной жизни. Традиции Щедрина в сатирической новелле Чехова («Хамелеон», «Маска», «Унтер Пришибеев»). Поэтика ранних юмористических рассказов Чехова.

Произведения А. П. Чехова середины 1880-х гг. («Тоска», «Горе», «Припадок»). Повесть «Степь», ее значение в творческом развитии Чехова и в истории русской литературы. Чеховские «Записки охотника» («Егерь», «Агафья», «Поездка за город»), новый подход к изображению человека из народа. Проблема поисков «общей идеи» и цельного мировоззрения в произведениях Чехова об интеллигенции («Огни», «Скучная история»). Последовательный демократизм, эмоциональная выразительность, музыкальность произведений Чехова.

Значение поездки на Сахалин («Остров Сахалин»).

Постановка важнейших проблем эпохи и человеческого бытия в повестях и рассказах 1890-х гг.: «Дуэль», «Моя жизнь», «Дом с мезонином», «Палата № 6», «Рассказ неизвестного человека», «Черный монах». Принцип объективности в творчестве Чехова, своеобразие способов выражения авторской позиции. Высота нравственных требований к человеку и борьба с «уклонениями от нормы».

Проблема счастья в творчестве Чехова 1890-х гг. («Учитель словесности», «Анна на шее», «Скрипка Ротшильда», «Крыжовник», «Студент»). Проблема любви в прозе Чехова 1890-х гг. («Мужики», «В овраге», «Новая дача»). Стилевое своеобразие и мастерство Чехова-рассказчика (сюжет, деталь, авторская позиция и оценка, характер повествования, язык).

Своеобразие произведений конца 1890-х – начала 1900-х гг., отражение в них эпохи накануне революции 1905 года («По делам службы», «У знакомых», «Архирей»). Тема ухода от старой жизни, изменения в организации повествования, открытые финалы чеховских произведений, символика.

Последний период творчества. «Маленькая трилогия». Эволюция темы будущего у Чехова. Рассказ «Невеста».

Драматургия А. П. Чехова – новый этап в развитии русской и мировой драматургии. Первые опыты в области драмы: «Пьеса без названия». Чеховский водевиль. Эволюция Чехова-драматурга. Драма «Иванов» как итог раннего творчества Чехова. «Чайка» Чехова как тип «новой драмы». Проблема истинных и ложных ценностей в драме Чехова «Дядя Ваня». Конфликт духовного и бездуховного в жизни русской интеллигенции в пьесе «Три сестры», символический подтекст пьесы. Жанровая двусоставность пьесы «Вишневый сад». Система образов и проблема смены «культурных эпох».

Новаторство драматургии А. П. Чехова. Драма Чехова как тип «новой драмы», традиции западноевропейской драматургии (Ибсен, Метерлинк). Поэтика. Роль подтекста и символических деталей. Чехов и МХАТ. Чехов и мировая литература XX века. Споры вокруг творчества Чехова.


 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

(для студентов дневного отделения филологического факультета)

 

Продолжительность курса для студентов дневного отделения филологического факультета – 66 часов (40 – лекции; 26 – практические занятия); для студентов отделения журналистики – 36 часов.

 

 

Тема, блок тем Количество часов
1. Лекция 1. Введение. Литературное движение 1870-90х годов 2 часа
2. Творчество Ф. М. Достоевского.   20 часов
2. 1. Лекция 2. Становление творческого метода Ф. М. Достоевского (40 – 60- е гг.). 2 часа
2. 2. Лекция 3. Роман Достоевского «Преступление и наказание». 2 часа
2. 3. Лекция 4. Проблема поиска положительно прекрасного человека в романе Ф. М. Достоевского «Идиот». 2 часа
2. 4. Лекция 5. «Бесы» Ф. М. Достоевского как роман-предупреждение.   2 часа
2. 5. Лекция 6. Социально-философская концепция романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». 2 часа
2. 6. Семинар 1. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». 4 часа
2. 7. Семинар 2. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы».   4 часа
2. 8. Семинар 3. Концепция полифонического романа Ф. М. Достоевского (по книге М. М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского»).   2 часа
3. Н. С. Лесков – певец русского праведника. 8 часов
3. 1. Лекция 7. Отражение русской ментальности в творчестве Н. С. Лескова.   2 часа
3. 2. Лекция 8. Особенности поэтики Н. С. Лескова. 2 часа
3. 3. Семинар 4. Парадоксы русского национального характера в творчестве Н. С. Лескова. 4 часа
4. Лекция 9. В. М. Гаршин – «талант человеческий. 2 часа
5. Творчество Л. Н. Толстого. 22 часа
5. 1. Лекция 10. Духовный путь Л. Н. Толстого.   2 часа
5. 2. Лекция 11. Начало творческого пути Л. Н. Толстого. 2 часа
5. 3. Лекция 12. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» (1863 – 1869)   2 часа
5. 4. Лекция 13. Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина» (1873 – 1877). 2 часа
5. 5. Лекция 14. «Завещанье уходящего столетия» (Блок) Идеологический роман Толстого «Воскресение». 2 часа
5. 6. Лекция 15. Особенности реализма «позднего» Толстого. 2 часа
5. 7. Лекция 16. Драматургия Л. Н. Толстого.   2 часа
5. 8. Семинар № 5. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» 6 часов
5. 9. Семинар № 6. Художественные доминанты романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» 4 часа
6. Лекция 17. Творчество В. Г. Короленко 2 часа
7. Творчество А. П. Чехова 10 часов
7. 1. Лекция 18. Поэтика рассказов А. П. Чехова 80-х гг. 2 часа
7. 2. Лекция 19. Повести и рассказы А. П. Чехова о духовных исканиях интеллигенции 2 часа
7. 3. Лекция 20. Новаторство драматургии А. П. Чехова.   2 часа
7. 4. Семинар № 7. Поэтика чеховского рассказа (на примере рассказа «Дама с собачкой»).   2 часа
7. 5. Семинар № 8 Пьеса А. П. Чехова «Чайка» как тип новой драмы. 2 часа

 

 


 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

(для студентов отделения журналистики)

 

Тема, блок тем Количество часов
1. Лекция 1. Введение. Литературное движение 1870-90х годов 2 часа
2. Творчество Ф. М. Достоевского.   12 часов
2. 1. Лекция 2. Становление творческого метода Ф. М. Достоевского (40 – 60- е гг.). 2 часа
2. 2. Лекция 3. «Бесы» Ф. М. Достоевского как роман-предупреждение. 2 часа
2. 3. Лекция 4. Социально-философская концепция романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». 2 часа
2. 4. Семинар 1. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». 4 часа
2. 5. Семинар 2. Роман Ф. М. Достоевского «Идиот». 2 часа
3. Н. С. Лесков – певец русского праведника. 4 часа
3. 1. Лекция 5. Отражение русской ментальности в творчестве Н. С. Лескова. 2 часа
3. 2. Семинар 3. Парадоксы русского национального характера в творчестве Н. С. Лескова. 2 часа
4. Творчество Л. Н. Толстого. 12 часов
4. 1. Лекция 6. Духовный путь Л. Н. Толстого. Основные этапы творческого пути.   2 часа
4. 2. Лекция 7. «Завещанье уходящего столетия» (Блок) Идеологический роман Толстого «Воскресение».   2 часа
4. 3. Лекция 8. Драматургия Л. Н. Толстого.   2 часа
4. 4. Семинар 4. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир»   4 часа
4. 5. Семинар 5. Художественные доминанты романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» 2 часа
5. Творчество А. П. Чехова 6 часов
5. 1. Лекция 9. Поэтика рассказов А. П. Чехова 80-х гг. 2 часа
5. 2. Лекция 10. Повести и рассказы А. П. Чехова о духовных исканиях интеллигенции 2 часа
5. 3. Семинар 6. Пьеса А. П. Чехова «Чайка» как тип новой драмы. 2 часа

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.9.171 (0.008 с.)