Практическое занятие № 6. Роман Л. Н. Толстого 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие № 6. Роман Л. Н. Толстого



«Война и мир» (6 часов)

 

I. «Мысль народная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

1. Проблема историзма романа. В чем своеобразие произведения Л. Толстого как исторического романа? Как входит война, история в быт, нравы частных людей? (показать на анализе первых четырех глав первой части).

2. Философия истории Л. Н. Толстого (т. III, ч. I, т. IV, эпилог). Представления Толстого о движущих факторах истории, о человеке как субъекте исторического процесса. С какого момента герои романа выступают как активные участники исторических событий? Как отразился толстовский взгляд на историю в оценке личности Наполеона и личности Кутузова?

3. Взгляд Л. Толстого на причины и характер военной компании 1805 – 1807 гг. и Отечественной войны 1812 года. Способы изображения батальных сцен.

· смотр войск под Браунау (т. I, ч. II, гл. I, II);

· Шенграбенское сражение (т. I, ч. II, гл. XVII – XXI);

· Аустерлицкое сражение (т.I, ч.III, гл. X – XIX);

· Бородинское сражение (т.III, ч.II, гл. XX, XXI, XXXI).

4. Толстовские принципы изображения человека на войне. Особенности толстовского патриотизма. Смысл названия романа «Война и мир».

5. Народ в романе Толстого (Тихон Щербатый и Платон Каратаев).

Творческое задание: представить экспертную оценку изображения войны в романе с точки зрения следующих специалистов:

· литературоведов;

· историков;

· философов;

· психологов.

Для выполнения этого задания необходимо найти в тексте эпизоды, наиболее ярко раскрывающие и иллюстрирующие войну с той точки зрения, которую вам необходимо осветить. Найденный материал позволит вам представить целостный анализ данной темы с различных точек зрения. Не увлекайтесь пересказом!

Задание можно выполнять по группам и индивидуально, только с тем условием, что все пять точек зрения внутри каждой группы будут представлены.

II. «Мысль семейная» в романе «Война и мир».

1. Взгляд Толстого на брак и семью. Параллели «безлюбовных» и «любовных» семей в романе. Толстовская этика любви. Любовь как испытание личности. Причины счастья и несчастья любви в трактовке Толстого.

2. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Особенности духовной эволюции главных героев Л. Толстого. Сходства и различия в мотивах поведения у Пьера и Андрея. Сопоставление стихийности и сознательности в мотивах героев. Андрей Болконский и Пьер Безухов как типичные личности.

3. Итоги и противоречия героев и автора в финале романа. Смысл и характер религиозных верований князя Андрея перед смертью.

4. Проблема «человек и природа» в романе «Война и мир». Значение сцены охоты. Особенности толстовского пейзажа.

5. Психологический анализ в романе «Война и мир». Характеры героев и «диалектика души». Чем вызван интерес писателя к «микроэлементам» внутреннего мира у человека?

6. Своеобразие внутреннего монолога у Толстого. Способы косвенной характеристики героев.

7. Принцип рассредоточенного портрета и его функции в романе.

Литература

Сабуров А. В. «Война и мир» Толстого. Проблематика и поэтика. М., 1959.

Купреянова Е. Н. «Война и мир» Льва Толстого // История русского романа. Л., 1964. Т. 2.

Бочаров С. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» (любое издание)

Чуприна И. В. Нравственно-философские искания Толстого в 1860 – 1870-е гг. Саратов, 1974.

Галаган Г. Я. Л. Н. Толстой. Художественно-этические искания. Л., 1981. Гл. 2.

 

Дополнительная литература

Бурсов Б. Лев Толстой и русский романа. М., 1958. Гл. 4; Камянов В. Поэтический мир эпоса. М., 1978; Бочаров С. Л. Толстой и новое понимание человека // Литература и новый человек. М., 1977; Громов П. О стиле Л. Толстого. «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977; Курляндская Г. Б. Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский. Тула, 1986.

Практическое занятие № 7. Художественные доминанты романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» (4 часа)

1. Архитектоника романа. Система образов: соотнесение сюжетных линий в романе (Анны – Вронского, Левина – Кити, Облонского – Долли). Принципы построения: «бесконечный лабиринт сцеплений» (Толстой) – сквозные идеи, сюжетные ситуации, параллельные сцены (например, скачки – косьба), связывающие эти линии. Значение заголовочного комплекса (смысл заголовка, эпиграфа).

2. Мотивная структура романа. Функционирование основных мотивов в романе. Мотив дома (семьи), любви (адюльтера), игры, смерти-рождения [4] и др.

3. Символическое пространство романа. Символы[5] в романе («железная дорога», «красный мешочек», «мужичок», «свеча», «комета» и др.).

· место символа в тексте (эпизоды, герои, маркированные тем или иным символом);

· характер символа (единичность/множественность; концентрированность/рассредоточенность);

· интерпретация символа.

4. Роль художественной детали (портретная, пейзажная, психологическая, динамическая, предметная и др.).

5. «Диалектика души». Принципы построения внутреннего монолога у Толстого (часть III, гл. XVI; часть VIII, гл. XXX). Сравнить с принципами построения внутреннего монолога у Достоевского («Преступление и наказание»; часть 3, гл. 5).

6. Оцените монолог с точки зрения внутренней динамики, что в них преобладает: антиномика или диалектика чувств.

· Какое место в размышлениях героя занимает слово или образ другого человека.

· Как проступает в монологе исходный нравственный критерий, голос совести, помогающий разобраться в веренице мыслей?

· Как характеризует персонажа лексика, фразеология, синтаксис его внутренней речи?

· Как проступает в «потоке сознания» голос автора. Функции авторского вмешательства.

7. Авторская позиция (парадоксы художественного замысла и воплощения). Проанализировать формы присутствия автора в художественном тексте.

Индивидуальное задание: 1. подготовить библиографическую справку по основным направлениям в изучении романа «Анна Каренина» за последние пять лет в отечественном и западном литературоведении (5 минут); 2. представить схему, воссоздающую композицию романа.

 

Литература

Купреянова Е. А. «Война и мир» Л. Н. Толстого. «Анна Каренина» Льва Толстого. Роман «Воскресение» // История русского романа. В 2 т. М.; Л., 1964. Т. 2.

Эйхенбаум Б. Лев Толстой: семидесятые годы. Л., 1974.

Чуприна И. В. Нравственно-философские искания Толстого в 1860 – 1870-е годы. Саратов, 1974.

Бабаев Э. Г. Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина». М., 1978.

Одиноков В. Г. Поэтика романов Л. Н. Толстого. Новосибирск, 1978. Гл. 3.

Николаева Е. В. Художественный мир Льва Толстого. 1880 – 1900-е годы. М., 2000.

 

Дополнительная литература

Бойко М. Внутренний монолог в произведениях Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского // Л. Н. Толстой. Сборник статей о творчестве. По ред. Н. К. Гудзия. М., 1959. С. 83 – 99; Громов П. О стиле Л. Толстого. «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977.

Для повторения литературоведческих понятий: Архитектоника; Структура; Композиция; Образ автора; Символ; Художественная деталь; Художественная доминанта; Мотив – см. справочную и энциклопедическую литературу:

Краткая литературная энциклопедия (КЛЭ). Т. 1 – 9. М., 1962 – 1978.

Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

Практическое занятие № 8. Повесть В. Г. Короленко «Слепой музыкант» (2 часа)

1. Проблематика. Жанровые особенности произведения. Смысл подзаголовка. Система образов (Петр Попельский, дядя Максим, Эвелина и др.).

2. Сюжетно-композиционная организация повести. Роль в тексте рассказа о слепом бандуристе.

3. Принципы пространственно-временной организации произведения (усадьба – внешний мир; внутренняя и внешняя слепота; мир природы и т. д.).

4. Функции синестезии в повести: проникновение в психологию слепых. Найти и проанализировать фрагменты текста, связанные со следующими характеристиками: звук; цвет; запах.

5. Синтез романтизма и реализма в стиле повести.

6. Авторское присутствие в тексте. Роль лирических отступлений.

Литература:

Щербина А. М. «Слепой музыкант» В. Г. Короленко как попытка зрячих проникнуть в психологию слепых. М., 1916.

Ростов Н. В. В. Г. Короленко. М., 1965.

Бялый Г. А. Короленко. Л., 1983.

Дополнительная литература:

Петрова М. Г. Короленко // Русские писатели. 1800 – 1917. Биогр. словарь. М., 1994. Т. 3.

Творческое задание: К занятию подготовить письменную работу на одну из предложенных тем.

· Роль звукового пейзажа в «Слепом музыканте».

· Цветовые эпитеты в повести «Слепой музыкант».

· Функции запахов в художественном пространстве повести.

Практическое занятие № 9. Поэтика чеховского рассказа (на примере рассказа «Дама с собачкой») (2 часа)

1. Особенности композиционного построения рассказа. На какие значимые идейно-художественные фрагменты можно разделить данный текст. Принцип кинематографичности чеховского рассказа. Кульминация. Открытость финала.

2. Принцип сюжетосложения. Соединение нескольких планов в сюжете рассказа: бытового, эмоционально-психологического, нравственно-философского, социально-исторического.

3. Художественное время и пространство рассказа. Роль в тексте «курортного романа», «провинциальных нравов» и «жизни столицы» (Ялта – город С. – Москва, Петербург). Воссоздайте мир, характеризующий каждый из указанных топосов. Фрагменты, связанные с ретардацией и убыстрением времени. Столкновение пространственно-временных сфер.

4. Принцип недосказанности. Роль подтекста в рассказе: ассоциативные связи, мир вещей и предметов, роль повторов, функции деталей. Смысл заглавия рассказа.

5. Особенности формы повествования и ее функции; монолог, диалог.

 

 

Литература

Бердников Г. П. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. М., 1970.

Цилевич Л. М. Сюжет чеховского рассказа. Рига, 1976.

Линков В. Я. Художественный мир прозы Чехова. М., 1982.

Тюпа В. Я. Художественность прозы А. П. Чехова. Новосибирск, 1989.

 

Практическое занятие № 10. Пьеса А. П. Чехова «Чайка» как тип «новой драмы» (2 часа)

1. Традиции западноевропейской драматургии (Ибсен, Метерлинк) в пьесах Чехова.

2. Композиция пьесы. Особенности сюжета и конфликта (внешнего и внутреннего) в пьесе. «Пять пудов любви». Любовь как драма жизни. «Взаимоотражение» действующих лиц: Треплев – Нина Заречная; Тригорин – Аркадина; Треплев – Маша и др.

3. Мотив искусства в пьесе. «Проблема «новых форм» в искусстве.

4. Символические образы пьесы (чайка, озеро, Мировая Душа).

5. Психологизм Чехова-драматурга. Роль подтекста (авторские ремарки, паузы, речь героев) и символических деталей.

6. Жанровая специфика пьесы.

7. Комедия Б. Акунина «Чайка» – опыт реконструкции чеховского подтекста.

 

Литература

Бердников Г. П. Драматургия А. П. Чехова. М., 1971;.

Чудаков А. П. Поэтика Чехова. М., 1971.

Зингерман Б. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988.

Фадеева Н. И. Новаторство драматургии Чехова. Тверь, 1991.

 

Дополнительная литература

Лакшин В. Я. Толстой и Чехов. М., 1975; Паперный М. Л. А. П. Чехов – художник. М., 1976. Гл. 9; Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. Л., 1987; Ивлева Т. Г. Автор в драматургии А. П. Чехова. Тверь, 2001.


 

ЧАСТЬ 3. ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.209.209.28 (0.102 с.)