Практическое занятие 11. Мифопоэтика. Нуменозная интерпретация. Роман М. Булгакова «Белая гвардия». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие 11. Мифопоэтика. Нуменозная интерпретация. Роман М. Булгакова «Белая гвардия».



Исторические события, лежащие в основе булгаковского романа «Белая гвардия». Хронологические рамки романа. Эпиграфы:из повести «Капитанская дочка» А. Пушкина и Откровения Иоанна Богослова как сквозные мотивы романа. Перекличка с рассказом И. Бунина «Господин из Санкт-Франциско» и детали, связанные с первым эпиграфом: «чертова кукла» (З. Гиппиус) Тальберг, преисподняя, куда спускаются Николка в поисках тела Най-Турса, черт в рясе на колокольне собора,демон Шполянский, демон Шервинский, жаба-бронепоезд «Пролетарий», Явдоха, дом №13 по Васильевскому спуску, камера Петлюры, бандиты-волки, рождающиеся на Владимирской горке. Звуковая,акустическая игра иномирных сил в романе- «кровавой оперетке»: различные бормотания неживых предметов(пушки,пулеметы), пение птиц(канарейка Лариосика, телефонные птицы), гул подвалов гимназии, победные марши петлюриных гайдамаков и галичан, какофония во время православной литургии в соборе св. Софии. Нейролингвистические сдвиги в акустической игре инфернальных сил: анаграммы, повторы и другие невербальные звуки. Сон Алексея и Николки:огромная мортира, женщина-нога Юлия Найс, рай с кукольным Най-Турсом («гай»). Хронотоп снов.Второй эпиграф. Черты семейного романа в произведении. Прием олицетворения в описании интерьера дома Турбиных: предметы и вещи. Семья Турбиных: Елена, Алексей, Николка и их друзья. Мифологичность персонажей:Елена Троянская и ее братья Диоскуры. Утрата социальной роли семьи. Честь в решении судьбы города и страны. Различие понимания чести у Л.Толстого и М. Булгакова. Город в романе Булгакова. Библейская проекция гибели Города: нашествие вражеского войска.

Рекомендуемая литература

6. Геннеп Ван А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М., 2002.

7. Колчанов В.В. К гипотезе стереометрических различий между мифическим и научно-фантастическим объяснениями мира у М. Булгакова и Е. Замятина (материалы к спецсеминару «Мифопоэтика русских писателей-модернистов» // Самостоятельная работа студентов-филологов. Ч.III. Вып. 1.Тамбов: ТГУ, 2003.

8. Косарев А. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость: Учебное пособие для вузов. М.-СПб., 2000.

9. Купер Дж. Энциклопедия символов. М., 1995.

10. Кох Р. Книга символов. Эмблемата. М., 1995.

11. Теория метафоры. М., 1990.

12. Фрейд З. Толкование сновидений. Мн., 1998.

13. Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994.

 

 

Практическое занятие 12. Эзотерический подход. «Аэлита читала хроники Акаши» (Евг. Замятин). Роман А. Толстого «Аэлита» сквозь трактат «Из летописи мира. Хроники акаши» Р. Штейнера (1 час)

- Литературный прием, лежащий в экспозиции романа;

- строение аппарата, маршрут полета, взгляды автора на ракетостроение и астронавигацию в 1920-е годы;

- причины отлета героев;

- экзотические особенности планеты; Соацера: архитектура и социально-политическое устройство. Научно-технические достижения;

- образ Аэлиты; первая легенда;

- Священный Порог и вторая легенда,рассказанная Аэлитой;

- «Аэлита читала «хроники акаши» Штейнера» (Е.Замятин): антропософия в романе;

- точки зрения на существование в мире зла;

- образ Учителя; Учитель как прототип мастера Иоде в «Звездных войнах»;

- проблема счастья в романе;

- жанр произведения: научно-фантастический роман с чертами английского туземного романа.

Рекомендуемая литература

1. Богомолов Н. А. Русская литература и оккультизм. М., 2000.

2. Белый Андрей. Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности. Воспоминания о Штейнере. М., 2000.

3. Колчанов В. В. Поэтика мистерии в романе Е. И. Замятина «Мы». Тамбов, 2009.

4. Штейнер Р. Оккультная история. Полн. собр. соч. Т. 126. СПб., 2004.

5. Штейнер Р. Порог духовного мира. Афористические рассуждения. Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека. Из летописи мира. Т. 1. Пенза, 1991.

 

Практическое занятие 13. Сюрреалистическая художественная система и эзотерический подход. Драма М. Цветаевой «Царь-Девица». Погребальная обрядность и проблемы аксиальной некрофилии в романе А. Платонова «Котлован»

Сюжет и композиция драматической поэмы; главная героиня произведения – Царь-Девица. Миф о Психее, влюбляющегося в своего Амура; мачеха – воплощение бабьей страсти, летучего эроса; Царевич. Иконопись и акварель образа; дядька-шептун; библейские мотивы поэмы: время действия. Пророк Моисей. Михаил-архистратиг, град Содом, налой; образ Царя; жанр поэмы.

Время написания и публикации повести «Котлован». Содержание «Котлована» и советской прозы конца 1920-1930-х годов. Главное отличие повести от современной прозы. Первая часть: изображение строительства «общепролетарского дома», символа социалистического общества. Остановка стройки на стадии котлована. Вторая часть: деревня, подвергнутая сплошной коллективизации. Аналог «общепролетарского дома» - оргдвор, куда сбиваются колхозники, провожая раскулаченных. Многослойность «общепролетарского дома»: мифологический образ дерева, библейская легенда о строительстве вавилонской башни. Искусство художников-авангардистов, повлиявшее на Платонова. «Памятник третьему Интернационалу», созданный архитектором Татлиным в форме вавилонского зиккурата. Образ татлинской башни в стихах А. Гастева. Вера строителей в изменение облика земли коллективными усилиями объединившегося человечества. Унаследованный от Достоевского прием создания образов-двойников: Прушевский-Вощев, Прушевский-Чиклин. Страдание от «неистинности жизни» Прушевского и Вощева. Собирание и сбережение Вощевым «предметов несчастья и безвестности». Строительство дома Прушевским для сохранения людей. Мучение Чиклина от людской незащищенности. Особое отношение к умершим. Любовь Чиклина и Прушевского к одной девушке. Увеличение котлована. Строительная жертва в древности. История одичания матери Насти. Образ медведя-молотобойца как символ подмены классового чутья звериным нюхом. Результаты медвежьего усердия: совпадение с классово-расслоечной ведомостью Активиста. Овеществленные идеи повести: мешок Вощева, гробы. Проблема счастья в «Котловане». Символика финала «Котлована»: смысл призыва слиться с землей.

Рекомендуемая литература

1.Воспоминания о Марине Цветаевой // Составители Л. А. Мнухин, Л. М. Турчинский. М., 1992.

2.Лики Марины Цветаевой. XIII Международная научно-тематическая конференция (9–12 октября 2005 года). Сборник докладов. М., 2006.

3.Ревзина О. Г. Безмерная Цветаева. Опыт системного описания поэтического идиолекта. М., 2009.

4.Саакянц А. Марина Цветаева. Страницы жизни и творчества (1910-1922). М., 1986.

5. Гаврилова Е. Н. Андрей Платонов и Павел Филонов. О поэтике повести «Котлован» // Лит. учеба. 1990. Кн. 1. С. 164-173.

5. Есаулов, И.А. Между звездой и крестом: поэтика А. Платонова // Пасхальность русской словесности / И.А. Есаулов. – М., 2004. – С. 438-523.

6. Проскурина, Е.Н. Поэтика мистериальности в прозе Андрея Платонова конца 20 – 30-х годов на материале повести «Котлован» / Е.Н. Проскурина. – Новосибирск, 2001.

7. Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып.4. Юбилейный. М., 2000.

 

Практическое занятие 14. Натурализм и его основные эстетические принципы. Патография или психология? Сказовая манера исполнения рассказа С. Н. Сергеева-Ценского «Сливы, вишни, черешни». Повесть Л. Сейфуллиной «Перегной». Роман М. Арцыбышева «Санин».

Найти и обосновать материалом текстов принципы натурализма, заложенные в основание метода:

- протоколировать жизненный материал;

- смаковать уродливые проявления человеческой психики, крутить как бы ручку киноаппарата и говорить: смотрите как тотально жесток и отвратителен мир - бациллы жестокости пронизывают лучших из лучших;

- представлять события не как случающиеся, а как случившиеся – этим самым избегать сцен, подпадающих под общественный запрет;

- пересказывать события субъективно, от первого лица рассказчика, очевидца, с одной стороны, для большей убедительности, а с другой – для снятия противоречия между зрителем и читателем;

- эта вторая сторона реализуется даже не в рассказе (ибо рассказ претендует на объективность), а в сказе - собственном взгляде на мир, это как скалка, которая движется, прессует хартию и в виде легенды передает ее потомкам.

- итоги: расцвет натурализма в 10-20-е годы ХХ столетия;

- черно-белое исполнение, не нарушающее временно-пространственного континуума.

Рекомендуемая литература

1. Виноградов В. В. Эволюция русского натурализма. Гоголь и Достоевский. Л., 1929.

2. Колчанов В. В. Лидия Сейфуллина в критике 20-х годов // II Державинские чтения. Филология: материалы научной конференции преподавателей и аспирантов (январь 1997 года). Тамбов. 1996. С 14.

3. Колчанов В. В. Г. В. Якубовский и и С. Н. Сергеев-Ценский (критик и писатель) // «Я с Россией до конца…»: С. Н. Сергеев-Ценский и современность. Научные доклады, статьи, тезисы. Тамбов, 1995. С. 82-99.

4. Крыжицкий Г. Режиссерские портреты. М.-Л., 1928.

5. Саянов В. От классиков к современности. Критические статьи. Л., 1929.

 

Практическое занятие 15. Имажинистская художественная система. Материал: С. Есенин. Там, где капустные грядки… Песнь о хлебе. Пугачев. Статьи «Ключи Марии» и «Искусство и быт» (Доклад)

- анализ стихотворения «Там, где капустные грядки…»;

- анализ имажинистской образности в стихотворении «Песнь о хлебе». Крестьянский фольклорный мир в стихотворении. Мифопоэтический подход как наиболее отвечающий есенинскому мироощущению;

- драма «Пугачев»; ее основные линии и характеры действующих лиц;

- статьи С. Есенина «Ключи Марии» и «Искусство и быт». (Доклад)

Рекомендуемая литература

1. Кузьмина С.Ф. История русской литературы XX века. Поэзия Серебряного века М., 2004.

2. Русский имажинизм: история, теория, практика. М., 2005.

3. Хуттунен Т. Имажинист Мариенгоф. Денди. Монтаж. Циники. М., 2007.

4. Поэты-имажинисты. М.; СПб., 1997.

5. Эстетические программы и художественная практика русской поэзии XX века. Хрестоматия. Ижевск, 2008.

6. Юшин П.Ф. Сергей Есенин. Идейно-творческая эволюция. М., 1969.

 

Практическое занятие 16. Художественный орнамент Н. Клюева. Поэтика книжной культуры старообрядчества. Поэма «Погорельщина».

- Особенности вступления. Связь вступления с образом «олонецкого ведуна» в лирике поэта и с зачином «Слова о полку Игореве»; смысл названия деревни Сиговый лоб

- деревенские художественные ремесла, их представители и процессы творчества: а)прялка Арина-баба и набойщик свекр; б)кружевницы Степанида, Проня и Настя; б)резчик Олеха; в)иконник Павел; г)скульптор Селиверст;

- гибель Насти как предзнаменование горя и несчастий, обрушившихся на Сиговой Лоб;

- обращение к иконам-заступницам и св.Николаю; молитвы и песни-заклички;

- пути в горнюю Софию иконника Павла и свекра-деда с Селиверстом. Образы Сирина, св. отцов Зосима и Савватия, старца Нила и его «трудницы» сороки;

- гибель Сигового Лба сквозь мистериальные страсти лирического героя; Васятка как тотемический символ северорусской деревни;

- гибель Сигового Лба сквозь русскую лирическую песню. Противопоставление сказочной девушки-чернавки образам русской тройки; ямщика и Параши;

- икона Павла «Усекновение главы Иоанна Предтечи» и лопарские херувимы в пространстве современного города;

- плач-повесть о «Лидде – городе белых цветов»; влияние «Книги Невидимой» А.Добролюбова;

- агиографические источники клюевской поэмы: жития и патерики; связь их с иконописью;

- синкретизм клюевской поэтики: миф, сказка, былина, лирическая и историческая песни, причитания, плач; жанры народного художественного промысла;

- хронотоп поэмы и его модернистский жанр: мистерия-успение;

- диалог поэтов: Н.Клюев и С.Есенин. Поэма Н.Клюева «Плач о Есенине»; прав ли С.Есенин в стихах, посвященных Н.Клюеву: «Тебе о солнце не пропеть…»?

Рекомендуемая литература

1. Базанов В.Г. С родного берега. О поэзии Николая Клюева. Л. Наука. 1990.

2. Богомолов Н. А. Русская литература и оккультизм. М., 2000.

3. Колчанов В. В. Поэтика мистерии в романе Е. И. Замятина «Мы». Тамбов, 2009.

4. Хализев В. Е. Теория литературы. М., 1999.

5. Эткинд А. Хлыст. Секты. Революция и литература. М., 1998.

6. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1993.

7. Юшин П.Ф. Сергей Есенин. Идейно-творческая эволюция. М., 1969.

 

Практическое занятие 17. Мифопоэтический анализ. Мифопоэтика дадаизма и фовизма в ранней лирике В. Маяковского. Материал: «А вы могли бы?», «Адище города», «Улица», «Нате!», «Вам!»

- Футуризм в России как левое полифункциональное модернистское течение, заимствующее элементы абстракционизма, экспрессионизма, фовизма и дадаизма; его величество случай как «потрясающее» «центральное переживание Дада» и конкретный предмет, превращенный в «изобретенный предмет» посредством случая.

- Теоретик дадаизма Маргрит и его «мистерия мира»; живопись П. Дюшана.

- Первая часть стихотворения «А вы могли бы?»: живописный аспект. Модули дадаизма: случайное изменение порядка вещей, свертывание хронотопа.

- Автопортрет автора, игровое примеривание на себе роли креатора, творца, демиурга, медиума.

- Вторая часть: музыкальный аспект; металлоакустический режим поэта-урбаниста; мистерия чувств и футуристической нежности.

- Стихотворение «Исчерпывающая картина весны»; черты абстракционистской мистерии.

- Стихотворения «Адище города» и «Улица»; черты фовистской мистерии.

- Стихотворения «Нате!» и «Вам!» как художественное воплощение манифеста «Пощечина общественному вкусу».

Рекомендуемая литература

1. Баран Х. Поэтика русской литературы начала ХХ века: Сборник. М., 1993.

2. Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы ХХ века. М.,1994.

3. Генон Р. Символы священной науки. М.,2004.

4. Исупов К.Г. Русская эстетика истории. СПб., 1992.

5. Колчанов В.В. Автопортрет «А вы могли бы?» В. Маяковского: футуристический вариант литературной мистерии // IХ Державинские чтения. Тамбов, 2004.

6. Михайлов Ал. Точка пули в конце: Жизнь Маяковского. М.,1993.

7. Минералова И.Г. Русская литература серебряного века. Поэтика символизма. М., 2006.

8. Хаджиев Н., Тренин В. Поэтическая культура Маяковского. М., 1970.

 

 

Практическое занятие 18. Постмодернистский дискурс. Шизоанализ, постмодернистский и постструктуралистический подходы. Материал: Роман «Чапаев и Пустота» В. Пелевина; роман В. Сорокина «Голубое сало», «Критика и клиника» Ж. Делеза.

- Поэтика постмодернизма; черты самокомментирования культуры: карта перечитывания; традиции модернизма; мифологизм; даймонизация действительности; представление мира как сумасшедшего дома, как серии эпизодов шизофрении; в котором правят оборотни, придурки, люмпены. Религиозные основы постмодернизма; знаковые книги постиндустриальной эпохи: Гваттари и Делеза «Капитализм и шизофрения», Делеза «Различия и повторяемость», «Логика смысла», «Критика и клиника»; словарь постмодернистской терминологии. Постмодернизм и психопатия.

- Основные произведения неоклассика; тематика романов: «Амон Ра», «Жизнь насекомых», «Священная книга оборотня», «Шлем ужаса»(сообщения студентов).

- Ранние повести и рассказы В.Пелевина: «Желтая стрела», «Затворник и Шестипалый», «Бубен верхнего мира», «Девятый сон Веры Павловны», «Ника»; мотивы кризиса сознания человека в постсоветскую эпоху.

- Рассказ «Проблема верволка в средней полосе»; феномен воздействия психологической науки на художественную литературу. Статья П. Ребиллота «Путешествие героя: ритуализация мистерии»; этапы дисфории, или эпилептических сумерек, связь их с символами мировой мифологии; мистификация пейзажа, погребальная символика; композиция рассказа в свете реинтеграции психики героя.

- Роман «Чапаев и Пустота»; мистификация мифа: «мифа о вечном возвращении» М. Элиаде.Понятие об экзерсисе.

- антитоталитарный миф в романе «Голубое сало» и приемы его вторичной сакрализации.

Рекомендуемая литература

1.Аинса Ф. Реконструкция утопии: Эссе / Предисл. Федерико Майора, пер. с фр. Е. Гречаной, И. Стаф. М., 1999.

2.Баран, Х. Поэтика русской литературы ХХ века / Авториз. пер. с англ., предисл. Н.В. Котрелева. М., 1993.

3.Делёз Ж. Логика смысла. Theatrum philosophicum / Пер. с фр. Я.И. Свирского. М., 1998.

4.Делёз Ж. Критика и клиника / Пер. с фр. О.Е. Волчек и С. Л. Фокина; послесл. и примеч. С.Л. Фокина. СПб., 2002.

5.Колобаева Л.А. Русский символизм. М., 2000.

6.Кох Р. Книга символов. Эмблемата. М., 1995.

7. Липовецкий, М. Паралогии: Трансформации (пост) модернистского дискурса в русской культуре 1920 - 2000-х годов. М., 2008.

8.Шеллинг Ф.В. Философия искусства / Пер. П.С. Попова; прим. А.В. Михайлова. СПб., 1996.

 

1. ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

1. Вопросы преподавателя, рассылаемые по электронной почте.

2. Подготовка и написание рефератов, докладов на заданные темы, студенту предоставляется право выбора темы (из изучаемых тем).

3. Подбор и изучение литературных источников, работа с периодической журнальной печатью.

4. Выполнение контрольных работ по данной дисциплине.

5. Подготовка к участию в научно-практических конференциях как внутри, так и вне бакалавриата.

6. Оформление мультимедийных презентаций учебных разделов и тем, актуальной тематики дисциплины, слайдового сопровождения докладов на практических занятиях.

7. Подготовка бесед и мини-лекций по актуальным проблемам современного анализа.

 

 

Вопросы для тестов и собеседования

1. Какой метод анализа является методом всеобщего познания?

(?)диалектический

(?)историко-культурный

(?)литературно-функциональный

 

2. Какие методы в литературоведении всегда являются вспомогательными?

(?)историко-культурный комментарий

(?)лингвистический

(?)естественно-научный комментарий

 

3. Какие виды анализа следует применять к поэме С. Есенина «Анна Снегина»?

(?)историко-культурный

(?)психологический

(?)мифопоэтический

 

4. Кто впервые в сравнительно-историческом анализе использовал понятие «мотива»?

(?)А. Потебня

(?)А. Веселовский

(?)Ф. Буслаев

 

5. На каком писателе русской литературы строил свою литературоведческую методологию основатель советского государства В. И. Ленин?

(?)А.С. Пушкин

(?)Н.Г.Чернышевский

(?)Н.Е.Салтыков-Щедрин

(?)Л.Н. Толстой

 

6. Как называлась книга А. Воронского, в которой в наиболее полной мере воплотился социологический метод в советском литературоведении?

(?)Искусство видеть мир

(?)О литературе

(?)Литературные портреты

 

7. Назовите два варианта названия книги Л.Д. Троцкого, которая открыла эру вульгарно-социологического метода в советском литературоведении:

(?)Искусство и революция

(?)Литература и революция

(?)Писатель и революция

 

8. Вокруг каких журналов группировались «неистовые ревнители пролетарской чистоты»?

(?)На посту

(?)На литературном посту

(?)На перевале

 

9. Кто назвал метод критического реализма как метод изображения «типических характеров в типических обстоятельствах»?

(?)Н.Добролюбов

(?)Н.Чернышевский

(?)В.Белинский

 

10. Какой тип повествования характерен для рассказа С.Н.Сергеева-Ценского «Сливы, вишни, черешни»?

(?)рассказ

(?)сказ

(?)исповедь

 

11. Какие методы применимы к пьесам М. Горького «Егор Булычев и другие», «Достигаев и другие»?

(?)психоанализ

(?)социологический

(?)психологический

 

12. Кто отозвался об образе Катерины в пьесе Н.Островского «Гроза» как «луче света в темном царстве»?

(?)Н.Добролюбов

(?)Д.Писарев

(?)В.Белинский

 

13. Кто из литературоведов и критиков 19 века впервые подошел к анализу литературного произведения через классово-пролетарский принцип?

(?)Н.Добролюбов

(?)Н.Чернышевский

(?)Д.Писарев

 

Перечень вопросов для зачета:

 

Вопросы для зачета «Анализ литературного произведения»*

 

1. Понятие о филологическом методе анализа текста. Литературоведческие виды анализа и их краткая характеристика.

2. Психологический, или анализ по образам. Анализ произведения по выбору.

3. Художественная деталь в психологическом анализе. Ее трактовка в сравнении с другими подходами (на примере произведений А. Чехова, М.Шолохова, А.Блока и мн. др.)

4. Работа Л. Выготского «Психология искусства».

5. Социологический анализ. Становление метода в ХIХ веке.

6. Эволюция социологического метода в дореволюционном и советском литературоведении ХХ века: марксистский подход.

7. Вульгарно-социологический подход. Между «Снегурочкой» и «Бесприданницей»: пьеса А. Н. Островского «Гроза» в «Мотивах русской драмы» Д. И. Писарева.

8. Вульгарно-социологический подход: работа Л.Д.Троцкого «Литература и революция». Деятельность «неистовых ревнителей»: Г.Лелевича, Л.Авербаха, С.Родова.

9. Становление патографического метода в русской литературе и филологической науке: «Тридцать три урода» Л. Зиновьевой-Аннибал, рассказы Горького 20-х гг. «Карамора», «Отшельник», «Голубая жизнь» и др.

10. Патографический подход. Материал: «Проблема верволка в средней полосе» В. Пелевина. «Мы» Е. Замятина.

11. Историко-культурный метод, или контекстуальный анализ. Культурно-историческая школа. Методологическая система И. Тэна.

12. Историко-культурный метод, или контекстуальный анализ. Эволюционный метод. Культурно-историческая доктрина Ф. Брютеньера.

13. Историко-культурный метод, или контекстуальный анализ. Сравнительно-исторический, или компаративный метод. Открытия Д. Дёнлопа. Деятельность А. Веселовского. Работы А.Н. Веселовского «Историческая поэтика», «Разыскания в области русского духовного стиха» и др.

14. Историко-культурный метод, или контекстуальный анализ. Эстопсихологический метод. Теоретические взгляды Э. Геннекена.

15. Сравнительно-исторический (мотивный, лейтмотивный, концептуальный анализ) и вспомогательный лингвистический. Различия и особенности повторяемости. Этнография и этнология в историко-культурном анализе. Анализ любого произведения.

16. Комплексный анализ, или многообразие традиционных методов в исследовании: историко-культурный, или контекстуальный анализ в применении к поэме «Анна Снегина» С. Есенина.

17. Естественно-научный комментарий (на примере произведений А.Н.Толстого, Е.И.Замятина, бр. Стругацких и др.)

18. Формалистское литературоведение. Работы В. Шкловского.

19. Мифопоэтический метод. Мистериальный вектор. (ДС СС на 4 курсе)

20. Библия и верлибр. Верлибры А. Ахматовой, М. Цветаевой, А. Блока: «Он любил три вещи на свете…» «Я хотела бы жить с вами в маленьком городе…», «Когда вы стоите на моем пути…».

21. Импрессионистичекий анализ. Цикл «Летейские стихи», стихотворение «Я вернулся в мой город…» О. Мандельштама; «Сумасшедший трамвай» Н. Гумилева.

22. Психоанализ и литература. Метод истолкования З.Фрейдом легенды об Эдипе.

23. Юнгианство.

24. Эзотерический подход.

25. Структурно-антропологический, или структурно-генетический метод. Анализ легенды об Эдипе К.Леви-Стросом.

26. Шизоанализ, постмодернистский и постструктуралистический дискурсы. Знаковая книга Ж. Делёза и Ф. Гваттари «Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения».

27. Историко-социологический метод. Материал: пьеса М. Горького «Егор Булычев и другие

28. Экзегетический (христологический) подход. Метод истолкования о. П. Флоренским стихов А. Блока.

29. Вульгарно-экзегетический подход.

30. Мифопоэтический анализ. В. Маяковский. Мифопоэтика Дада и фовизма в ранней лирике.

31. Семиотический анализ.

32. Шизоанализ, постмодернистский и постструктуралистический подходы. Материал: рассказ В. Пелевина «Проблема верволка в средней полосе», роман «Чапаев и Пустота»; роман В. Сорокина «Голубое сало»; страницы современной драматургии.

33. Постмодернистский дискурс. Современная драма абсурда.

*В связи с изменением программы в настоящем учебном году следует готовить только вопросы, напечатанные 14 кеглем.

 

2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

1. Андрей Белый: Проблемы творчества: Статьи, воспоминания, публикации. М.,1988.

  1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 томах. М., 1995.
  2. Баран Х. Поэтика русской литературы ХХ века. М., 1993.
  3. Богомолов Н. А. Русская литература и оккультизм. М., 2000.
  4. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2006.

6. В. И. Ленин о литературе и искусстве. М., 1967.

7. Валгина Н.С. Теория текста: Учебное пособие. М., 2003.

  1. Веселовский А. Историческая поэтика. М., 1989.
  2. Веселовский А. Народные представления славян. М., 2006.
  3. Веселовский А.Н. Мерлин и Соломон: Избранные работы. М., 2001.
  4. Волков Ф.И. Литература как вид творчества. М., 1985.
  5. Волков Ф.И. Теория литературы. М., 1995.

13. Воронский А. К. искусство видеть мир. М., 1987.

14. Выготский Л. Психология искусства. М., 1968.

15. Геннеп Ван А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М., 2002.

  1. Гольдман Л. Структурно-генетический метод в истории литературы. М., 2007.
  2. Делёз Ж. Критика и клиника. СПб., 2002.
  3. Делёз Ж. Логика смысла. Theatrum philosophicum. М., 1998.
  4. Иванов Вяч. Родное и вселенское. М., 1994.

20. История русской литературы ХХ века: Учебник: В 2 ч. М.-Ставорополь,1998.

21. История русской литературы ХХ века (20-90 годы):Основные имена: Учебное пособие для филологических факультетов университетов. М.,1998.

  1. Исупов К.Г. Русская эстетика истории. СПб., 1992.
  2. Колчанов В.В. К гипотезе стереометрических различий между мифическим и научно-фантастическим объяснениями мира у М. Булгакова и Е. Замятина (материалы к спецсеминару «Мифопоэтика русских писателей-модернистов» // Самостоятельная работа студентов-филологов. Ч.III. Вып. 1.Тамбов: ТГУ, 2003.
  3. Колчанов В. В. Поэтика мистерии в романе Е. И. Замятина «Мы». Тамбов, 2009.
  4. Косарев А. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость: Учебное пособие для вузов. М.-СПб., 2000.

26. Кузьмина С.Ф. История русской литературы XX века. Поэзия Серебряного века М., 2004.

  1. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985.

28. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек-текст-семиосфера-история. М., 1999.

  1. Магомедова Д.М. Комментируя Блока. М., 2004.

30. Потебня А.А. Из лекций по теории словесности // Эстетика и поэтика. М., 1976. С. 496-497.

31. Теория метафоры. М., 1990.

32. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 2003.

33. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. Избранное. М., 1995.

  1. Фрейд З. Толкование сновидений. Мн., 1998.
  2. Фрейд З. Я и Оно: Сочинения. М.-Харьков, 1999.
  3. Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм. Космическая символика. СПб., 2003.
  4. Хализев В. Е. Теория литературы. М., 1999.

38. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.

  1. Щербина В. Р. Писатель в современном мире. Литература. Идеология. Культура. М., 1973.
  2. Эткинд А. Хлыст. Секты. Революция и литература. М., 1998.
  3. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1993.
  4. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Ответ Иову. М., 1995.

43. Faryno J. Введение в литературоведение. Katowice, 1980. Ч.1.

 

Дополнительная литература

 

 

1. Авербах Л. Из Рапповского дневника. Л., 1931

  1. Белый Андрей. Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности. Воспоминания о Штейнере. М., 2000.

3. Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1998.

  1. Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. М.-Харьков, 2004.
  2. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря / Сост. и послесл. П.В. Алексеева, подг. текста и прим. Р.К. Медведевой. М., 1995.

6. Берковский Н. О русской литературе. М., 1985.

7. Бехтерев В. М. Достоевский и художественная психопатология // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В.М.Бехтерева. 1993. № 2.

8. Библия и русская литература: хрестоматия / Автор-составитель М. Г. Качурин. СПб., 1995.

9. Бирнштейн И.А. Сон В.М. Гаршина. Психоневрологический этюд к вопросу о самоубийстве // Независимый психиатрический журнал. 1993. № 1,2. С.95-100.

  1. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / Пер. С.Н. Зенкина. 2-е изд. М., 2006.

11. Брюсов В. Краткий курс науки о стихе. (Лекции, читанные в Студии Стиховедения в Москве в Москве 1918 г.). М., 1919.

12. Вильдрак Ш., Дюамель Ж. Теория свободного стиха. Заметки о поэтической технике. Перев. и примеч. Вадима Шершеневича. М., 1920.

13. Виноградов В. В. Эволюция русского натурализма. Гоголь и Достоевский. Л., 1929.

14. Владимирский А.В. Мысли психиатра по поводу «Записок сумасшедшего» Н.В. Гоголя // Вопросы нервно-психической медицины. 1903. №3. С.32-48.

15. Воспоминания о Марине Цветаевой // Составители Л. А. Мнухин, Л. М. Турчинский. М., 1992.

16. Время икс. Современный русский свободный стих. М.,1989.

17. Гаврилова Е. Н. Андрей Платонов и Павел Филонов. О поэтике повести «Котлован» // Лит. учеба. 1990. Кн. 1. С. 164-173.

18. Галант И.Б. Эвроэндокринология великих русских писателей и поэтов // Клинический архив гениальности и одаренности. 1927. Т.3. Вып.1. С.19-66.

19. Геллер Л. «Все устроено согласно числам», или эзотерические коды Евгения Замятина» // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня: коллективная монография: кн. ХIY. Тамбов, 2007. С.20-45.

20. Гольдман Л. Структурно-генетический метод в истории литературы. М., 2007.

21. Горелов А. Гроза над соловьиным садом. Александр Блок. Л., 1973.

  1. Даркевич В.П. Народная культура Средневековья: Пародия в литературе и искусстве IХ – ХVI вв. М., 1992.
  2. Даркевич В.П. Народная культура средневековья: светская праздничная жизнь в искусстве IХ – ХVI вв. М., 1988.

24. Долгополов Л. К. Александр Блок. Личность и творчество. Л., 1980.

25. Долинский М.З. Искусство и Александр Блок. Книжная и журнальная графика. Театр. Портреты. М.,1985.

26. Дунаев М. М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII-XX веках. М, 2003.

27. Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: В 5 т. / Под ред. В. Н. Захарова. Петрозаводск, 1994 - 2008.

28. Есаулов, И.А. Между звездой и крестом: поэтика А. Платонова // Пасхальность русской словесности / И.А. Есаулов. М., 2004. С. 438-523.

29. Жирмунский В.М. Драма Александра Блока «Роза и крест»: Литературные источники // Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.

30. Закржевский А. Рыцари безумия: (Футуристы). К., 1914.

  1. Зелинский Ф.Ф. Из жизни идей: Научно-популярные статьи: В 4 т. М., 1995.
  2. Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 4: Знаковые системы культуры, искусства и науки. М., 2007.
  3. Иванов Вяч. И. Родное и вселенское / Сост., вступ. ст. и прим. В. М. Толмачева. М., 1994.

34. Исследования по лингвистике и семиотике: Сборник статей к юбилею Вяч. Вс. Иванова. М., 2010.

35. Каплан Я.Ф. Плюшкин - психологический разбор его // Вопросы философии и психологии. 1902. № 63. С.796-813.

36. Карпов П.И. Творчество душевно-больных и его влияние на развитие науки, искусства и техники. М.; Л., 1926.

37. Колчанов В. В. Г. В. Якубовский и и С. Н. Сергеев-Ценский (критик и писатель) // «Я с Россией до конца…»: С. Н. Сергеев-Ценский и современность. Научные доклады, статьи, тезисы. Тамбов, 1995. С. 82-99.

38. Колчанов В. В. Лидия Сейфуллина в критике 20-х годов // II Державинские чтения. Филология: материалы научной конференции преподавателей и аспирантов (январь 1997 года). Тамбов. 1996. С 14.

  1. Коринфский А. Народная Русь: сказания, поверья, обычаи и пословицы русского народа. М., 2007.
  2. Кох Р. Книга символов. Эмблемата. М., 1995.

41. Крыжицкий Г. Режиссерские портреты. М.-Л., 1928.

  1. Кунцлер М. Литургия Церкви. М., 2003.
  2. Купер Дж. Энциклопедия символов. М., 1995.
  3. Левкиевская Е. Мифы русского народа. М., 2005.
  4. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. М., 1957.
  5. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985.

47. Липовецкий, М. Паралогии: Трансформации (пост) модернистского дискурса в русской культуре 1920 - 2000-х годов. М., 2008.

48. Лики Марины Цветаевой. XIII Международная научно-тематическая конференция (9–12 октября 2005 года). Сборник докладов. М., 2006.

49. Личко А.Е. История глазами психиатра. СПб., 1996.

50. Лосев А.Ф. Самое само: Сочинения. М., 1999.

  1. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
  2. Майер Р. В пространстве – время здесь…История Грааля / Пер. с нем. В. и М. Витковских. М., 1997.

53. Максимов Д.Е. Поэзия и проза Ал. Блока. Л., 1981.

54. Мамонов А. И. Свободный стих в японской поэзии. М.,1971.

  1. Мансикка В.Й. Религия восточных славян. М., 2005.
  2. Минералова И.Г. Русская литература Серебряного века. Поэтика символизма: Учеб. пособие. 3-е изд., испр. М., 2006.

57. Минц, З.Г. Блок и русский символизм. Избранные труды: В 3-х книгах. СПб., 1999 -2004.

58. Минц Я.В. Материалы к патографии Пушкина // Клинический архив гениальности и одаренности. 1925. Т.1. Вып.2. С.122-46.

59. Минц Я.В. Александр Блок (Патографический очерк) // Клинический архив гениальности и одаренности. 1928. Т.4. Вып.3. С.45-54.

60. Норманн Д. Символизм в мифологии. М., 1997.

61. Полонский Вяч. О литературе. М., 1988.

62. Попов Ю.В. По поводу патографий Н.А.Некрасова и А.А.Фета // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева. 1993. №3. С.171-176.

63. Попов Ю.В. О докладе В.М. Бехтерева «Достоевский и художественная психопатология» // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева. 1993. №2. С.117-118.

  1. Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре / Сост., подг. текстов, ст., коммент. А.Л. Топоркова. М., 2007.
  2. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
  3. Пропп В.Я. Русский героический эпос. Л., 1955.

67. Проскурина, Е.Н. Поэтика мистериальности в прозе Андрея Платонова конца 20 – 30-х годов на материале повести «Котлован» / Е.Н. Проскурина. – Новосибирск, 2001.

68. Поэты-имажинисты. М.; СПб., 1997.

  1. Радин П. Трикстер. Исследование мифов североамериканских индейцев с комментариями К.Г. Юнга и К.К. Кереньи / Пер. с англ. В.В. Кирющенко. СПб., 1999.

70. Радин Е. П. Футуризм и безумие. Параллели творчества и аналогии нового языка кубо-футуристов. СПб., 1914.

71. Ревзина О. Г. Безмерная Цветаева. Опыт системного описания поэтического идиолекта. М., 2009.

72. Розенталь М. Против вульгарной социологии в литературной теории. М., 1936.

73. Русский имажинизм: история, теория, практика. М., 2005.

74. Сарычев, В.А. Александр Блок: Творчество жизни. Воронеж, 2004.

75. Саакянц А. Марина Цветаева. Страницы жизни и творчества (1910-1922). М., 1986.

76. Саянов В. От классиков к современности. Критические статьи. Л., 1929.

77. Святский Д.О. Под сводом хрустального неба: Очерки по астральной мифологии в области религиозного и народного мировоззрения. М., 2011.

78. Синклер У. Искусство Маммоны. Опыт экономического исследования. Л., 1926.

  1. Соловьев В.С. Смысл любви: Избранные произведения / Сост., вступ. ст., коммент. Н.И. Цинбаева. М., 1991.

80. «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып.4. Юбилейный. М., 2000.

  1. Суворова О.В., Колчанов В.В. Литературные и религиозные источники сцены шабаша ведьм в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // IY Державинские чтения. Тамбов, 1999.
  2. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М., 1995.

83. Троцкий Л. Литература и революция. М., 1991.

84. Тынянов Ю. Проблема стихотворного языка. Статьи. М., 1965.

85. Ферри, Энрико. Преступные типы в искусстве и литературе. СПб., 1908.

  1. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993.
  2. Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм. Космическая символика / Пер. с нем. М.Ю. Некрасова. СПб., 2003.

88. Хуттунен Т. Имажинист Мариенгоф. Денди. Монтаж. Циники. М., 2007.

89. Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.212.99.208 (0.221 с.)