Лекция 8. Психоанализ. Структурно-антропологический, или структурно-генетический метод. (1 час) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 8. Психоанализ. Структурно-антропологический, или структурно-генетический метод. (1 час)



Сюжет «Эдипа» и истолкование его З. Фрейдом; привлечение психоаналитиком антропологических данных.

«Электра» как знаковая книга перцепции и интроверсии фрейдовской школы.

Работы К. Леви-Строса «Структурная антропология», «Неприрученная мысль» и «Мифологики». Метод истолкования им легенды об Эдипе. Понятие мифемы. Четырехмерная модель сюжета. Отношение действия и противодействия как девиат поведения человека. Метод Леви-Строса и проблемы современного компьютера: выхолащивание мифического содержания.

Метод генетического структурализма Л. Гольдмана: драматургия Ж. Б. Расина.

Тексты

Делез Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения. Екатеринбург, 2007.

Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985.

Флоренский П. О Блоке // Лит. учеба. 1990. № 6. С. 93—114.

Рекомендуемая литература

1. Аинса Ф. Реконструкция утопии: Эссе / Предисл. Федерико Майора, пер. с фр. Е. Гречаной, И. Стаф. М., 1999.

2. Баран Х. Поэтика русской литературы ХХ века / Авториз. пер. с англ., предисл. Н.В. Котрелева. М., 1993.

3. Гольдман Л. Структурно-генетический метод в истории литературы. М., 2007.

4.Делёз Ж. Критика и клиника / Пер. с фр. О.Е. Волчек и С. Л. Фокина; послесл. и примеч. С.Л. Фокина. СПб., 2002.

5.Делёз Ж. Логика смысла. Theatrum philosophicum / Пер. с фр. Я.И. Свирского. М., 1998.

6.Колобаева Л.А. Русский символизм. М., 2000.

7.Кох Р. Книга символов. Эмблемата. М., 1995.

8.Между Эдипом и Озирисом. Становление психоаналитической концепции мифа. М., 1998.

 

 

Лекция 9. Мифопоэтический подход. (2 часа)

Мифопоэтический метод как модернистская вариация сравнительно-исторического подхода.

1. Юнгианство. Знаковая книга метода «Ответ Иову». «Реконструкты» мифа и символа в работах Аге А. Ханзен-Лёве «Русский символизм. Система поэтических мотивов».

2. Нуменозный, или таутегорический подход. Возражения против символической интерпретации произведений искусства. «Онтологические основания» стихов Ф. Гёльдерлина: 1) Единое, само в себе различающеся: паратаксис, гипотаксис и синтез; 2) Образ и сущность; cубъект и объект; 3) Нуменозное; 4) Близость и чуждость мифического опыта. Греки; 5) Время.

3. Символистская и романтическая интерпретация мифа в литературе: Меонизм Н. Минского, эстетика С. Пшибышевского и миф у символистов.

Теория меонизма Н. Минского. С. Пшибышевский и старшие символисты В. Брюсов и К. Бальмонт. Продолжатель эстетской теории, культовый феномен 1900-х годов, польский писатель и теоретик Ст Пшибышевский. Принципы искусства по Пшибышевскому: асоциальность, аидеологичность, аполитичность, аморальность как принципы мифического отражения реальности. Новый романтический герой. Мифический подход в работах Вяч. Иванова «По звездам», «Борозды и межи», «Родное и вселенское». А. Белый и его трактаты «Символизм как миропонимание» и «Душа самосознающая». А. Белый и Ф. Ницше. Место Эдипа в символистской школе. Эдиповские аллюзии в творчестве А. Блока: декадентские образы Эдипа и Сфинкса в «Незнакомке» и «Скифах».

4. Другие виды мифопоэтического анализа: 1) аллегорическая и эвгемерическая интерпретация; 2) интерпретация как «болезни языка»; 3) как поэзии и «прекрасной видимости»; 5) ритуально-социологическая интерпретация; 5) трансцендентальная интерпретация

Рекомендуемая литература

  1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 томах. М., 1995.
  2. Баран Х. Поэтика русской литературы ХХ века. М., 1993.
  3. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2006.
  4. Веселовский А. Народные представления славян. М., 2006.
  5. Геннеп Ван А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М., 2002.
  6. Иванов Вяч. Родное и вселенское. М., 1994.
  7. Колчанов В.В. К гипотезе стереометрических различий между мифическим и научно-фантастическим объяснениями мира у М. Булгакова и Е. Замятина (материалы к спецсеминару «Мифопоэтика русских писателей-модернистов» // Самостоятельная работа студентов-филологов. Ч.III. Вып. 1.Тамбов: ТГУ, 2003.
  8. Колчанов В. В. Поэтика мистерии в романе Е. И. Замятина «Мы». Тамбов, 2009.
  9. Левкиевская Е. Мифы русского народа. М., 2005.
  10. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
  11. Магомедова Д.М. Комментируя Блока. М., 2004.
  12. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1993.
  13. Элиаде М. Мефистофель и андрогин / Пер. с фр. Е.В. Баевской, О.В. Давтян. СПб., 1998.
  14. Элиаде М. Миф о вечном возвращении: Архетипы и повторяемость / Пер. с фр. Е. Морозовой, Е. Мурашкинцевой. СПб., 1998.

 

Лекция 10. Эзотерический (оккультный) подход. (2 часа)

Нумерологический метод подхода к роману Е. Замятина «Мы» Л. Геллера: «Все устроено согласно числам», или эзотерические коды Евгения Замятина». Антропософский подход Р. Штайнера к эпосу о Гильгамеше: «Оккультная история. События и лица мировой истории в свете духовной науки». Оккультный подход А. Белого к творчеству И. Гете в работе «Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности» (1917). Влияние трактата на поэму С. Есенина «Товарищ». Цикл статей Н. Богомолова «Русская литература и оккультизм». Мистерия как вид художественного творчества. Мистериальный вектор русской литературы: предварительные замечания и терминология.

Рекомендуемая литература

1. Геллер Л. «Все устроено согласно числам», или эзотерические коды Евгения Замятина» // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня: коллективная монография: кн. ХIY. Тамбов, 2007. С.20-45.

2. Колчанов В. В. Поэтика мистерии в романе Е. И. Замятина «Мы». Тамбов, 2009.

3. Богомолов Н. А. Русская литература и оккультизм. М., 2000.

4. Белый Андрей. Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности. Воспоминания о Штейнере. М., 2000.

5. Штейнер Р. Оккультная история. Полн. собр. соч. Т. 126. СПб., 2004.

6. Штейнер Р. Порог духовного мира. Афористические рассуждения. Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека. Из летописи мира. Т. 1. Пенза, 1991.

 

Лекция 11. Экзегетический подход. (1 час)

Современная медиевистика: проблемы интерпретации священных текстов. Церковная литература и приравненная к ней. Христология о «Преступлении и наказании» Ф. Достоевского, «Белой гвардии» М. Булгакова. «Литургический дискурс» (С. Федотова) «мелосов» Вяч. Иванова. Метод истолкования о. П. Флоренским стихов А. Блока. Критические замечания к методу. Работы о русских писателях М. М. Дунаева «Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в ХYII – ХХ веках» (2003)

Рекомендуемая литература

1. Библия и русская литература: хрестоматия / Автор-составитель М. Г. Качурин. СПб., 1995.

2. Дунаев М. М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII-XX веках. М, 2003.

3. Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: В 5 т. / Под ред. В. Н. Захарова. Петрозаводск, 1994 - 2008.

4. Кунцлер М. Литургия Церкви. М., 2003.

 

Лекция 12. Вульгарно-экзегетический подход. (1 час)

Форма литературно-критического жанра пасквиля. Русское литературоведение в ХХI веке: юродство или бесовство? Слободнюк С. Л. «Идущие путями зла»: Дьяволы Серебряного века. Древний гностицизм в русской литературе 1890-1930-х гг. гг.)» (1998) и «Соловьиный ад. Трилогия вочеловечения Александра Блока: онтология небытия» (2002).

Связь работ Слободнюка с вульгарно-социологиченским методом 30-х годов «напостовцев» и «налитпостовцев» Л. Авербаха и Г. Лелевича.

Рекомендуемая литература

Кузнецов В.В. Русское литературоведение в ХХI веке: юродство или бесовство? (К анализу одного литературно-критического жанра) // Вестник Тамбовского университета. Кафедра истории русской литературы. 1994-2009. Приложение к журналу. Тамбов, 2009. С. 203-210.

Слободнюк С. Л. «Идущие путями зла»: Дьяволы Серебряного века. Древний гностицизм в русской литературе 1890-1930-х гг. гг.). СПб., 1998.

Слободнюк С. Л. Соловьиный ад. Трилогия вочеловечения Александра Блока: онтология небытия. СПб., 2002.

 

Лекция 13. Что такое семиотика? Семиотический анализ. (1 час)

Трудности методологии. Источник метода: формализм. Открытия тартуской школы: книги З. Минц об А. Блоке, работы Д. Магомедовой. Топоров В. Н. «Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического».

Что такое семиотика? Три определения. Основные подходы: иммаментизм, интертекстуализм, семиозис. Философские основы семиотики. Основные черты новой парадигмы, согласно Капре. Семиотика как состояние ума. Критика семиотического метода, строящегося на принципах механицизма, позитивизма и исключения субъекта познания из сферы самого познания.

Схема семиотического анализа произведения

- Выделение отдельных знаков в произведении. Их взаимодействие, анализ и трактовка.

- Взаимодействие знака(ов) и системы(м) в соответствии с сюжетной динамикой произведения. Анализ и трактовка.

- Взаимодействие двух или более знаковых систем в соответствии с сюжетной динамикой произведения.

Социокультурная дифференциация (проблема семиотических кодов взаимодействии нескольких знаковых систем)

Изменение ряда их характеристик в процессе сюжетной динамики на примере произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка»-образование; -происхождение; -социальный статус. Смена показателей (одежда, речь, манеры, мимика). Взаимодействие с третьей системой (Пугачевым).

Рекомендуемая литература

1. Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 4: Знаковые системы культуры, искусства и науки. М., 2007.

2. Исследования по лингвистике и семиотике: Сборник статей к юбилею Вяч. Вс. Иванова. М., 2010.

3. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек-текст-семиосфера-история. М., 1999.

4. Потебня А.А. Из лекций по теории словесности // Эстетика и поэтика. М., 1976. С. 496-497.

5. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М., 1995.

6. Faryno J. Введение в литературоведение. Katowice, 1980. Ч.1. С.6.

 

 

Лекция 14. Постмодернистский дискурс. Современная драма абсурда. (1 ч.)

Истолкование легенды об Эдипе на новом этапе: постмодернистская школа. Знаковая книга второй половины ХХ века «Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения» Ж. Делеза и Ф. Гваттари.

Современная ситуация в современной драматургии, напоминающая 1920-е годы ХХ столетия и ее отличие. Три направления современной драматургии: «новая волна», авангард и постмодернизм. Призраки «театра про любовь» Э. Радзинского и вампиловской «Утиной охоты» в драме абсурда.

Творчество молодого поколения драматургов: Н. Коляды, М. Угаровой, О. Данилова, М. Арбатовой, О. Михайловой. Иное ощущение жизни в отличие от старых драматургов. Советское прошлое не столько как знание конкретных условий, сколько как миф, роковая сила, не зависимая от воли и разума.

Пьеса О. Данилова «Мы идем смотреть Чапаева». Пьеса как миф о герое, который придет и спасет мир. Доводка идеи ожидания до абсурда.

Театральный андеграунд. Интерес к творчеству обериутов (Д. Хармс, А.Введенский), к европейской абсурдистской драме С. Беккета и Э. Ионеско, к драме парадокса Э. Олби. Русская традиция: «Ревизор» и «Женитьба» Н. Гоголя, «Тени» М.Салтыкова-Щедрина, «восемь снов» булгаковского «Бега», пьесы-сказки Шварца. Мотив мира как сумасшедшего дома, который населяют люди-оборотни, люди-придурки, люди-фантомы. «Чудная баба» Н. Садуры, «Вальпургиева ночь, или Шаги командора» Вен. Ерофеева. Убежденность в том, что быстротечная земная реальность – вовсе не единственное, что дано человеку и что способно выразить его сущность. Персонажи пьесы О. Мухиной «Таня-Танечка». Утопическое пространство пьесы – местечко Бибирево. Пространство пьесы М. Арбатовой «Алексеев и тени». Герой и пространство в пьесе О. Михайловой «Стрелец». Фантасмагорийность сюжета. Фантасмагория в пьесе О. Михайловой «Русский сон». Скоморошничанье, шутовство как главные литературные приемы в пьесе Б. Гаврилова «Когда старики умирать уходили…». Драматургия Н. Коляды. Пьеса «Рогатка» в постановке Р. Виктюка. Слава спектакля, смакующая уродства и разнузданную дикость физиологических влечений. Сюжет пьесы. Драматургия, впитывающая концепции постмодернизма с его идеей самокомментирования культуры, восприятия окружающего мира как «текста». Пьесы В. Сорокина («В землянке», «Пельмени»), А. Шипенко, М. Угарова. Пьеса М. Угарова «Русский инвалид за 18 июля…». Отрицание психологизма и реализма в искусстве.

Рекомендуемая литература

1. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2006.

  1. Даркевич В.П. Народная культура средневековья: светская праздничная жизнь в искусстве IХ – ХVI вв. М., 1988.

3. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 2003.

  1. Фрейд З. Толкование сновидений. Мн., 1998.
  2. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1993.

 

 

Практические занятия

 

Традиционные методы анализа

 

Практическое занятие 1. Психологический анализ в социально-утверждающем реализме (Хализев) и критическом реализме. Материал: «Судьба человека» М. Шолохова и «Крыжовник» А. Чехова.

- Черты эстетики социалистического реализма в экспозиции рассказа «Судьба человека».

- Мастерство Шолохова в использовании художественной детали.

- Композиция рассказа: рассказ в рассказе, трехчастность сюжета основного повествования; завязка сюжета.

- Жизнь А.Соколова до войны; образ Ирины как идеал русской женщины; связь образа с героинями "Тихого Дона"; сцена прощания как сквозной мотив повествования.

- А. Соколов на фронте и в плену: сцены подвозки снарядов, в церкви, в лагере; образ лагерфюрера Мюллера; аналогии из Великой Отечественной войны; побег А.Соколова из плена; героизм или солдатский долг; отличие образа шолоховского солдата от "универсальных солдат" голливудских кинобоевиков, прославляющих подвиги американских наемников.

- Жизнь А. Соколова после войны; обретение человеческого счастья в отцовстве.

- Типология главного героя рассказа.

- Эстетические особенности критического реализма.

- Рассказ А. Чехова «Крыжовник».

- Художественная деталь в рассказе; образ человека с молоточком.

Рекомендуемая литература

1. Акимов В.М. Сто лет русской литературы: От «серебряного века» до наших дней. СПб.,1995.

2. Блум Хэрольд. Страх влияния. Карта перечитывания. Екатеринбург,1998.

3. Добренко Е. Искуссство принадлежит народу. Формовка советского читателя // Новый мир. 1994. №12.

4. Минакова А.М. Поэтический космос М.А. Шолохова: О мифологизме в эпике М.А. Шолохова. М., 1992.

5. Энциклопедия литературных произведений. М., 1998.

6. Якименко Л. Творчество М.А. Шолохова М., 1977.

 

 

Практическое занятие 2. Вульгарно-психологический подход. Между «Снегурочкой» и «Бесприданницей»: драма А. Н. Островского «Гроза». Историко-культурный анализ пьесы в сравнении с психологическим. Материал: «Мотивы русской драмы» Д. И. Писарева.

Статья Д. И. Писарева «Мотивы русской драмы». Стилевая манера критика Полемика с Н. А. Добролюбовым. Отношение к творческой фантазии. Типические характеры и типические обстоятельства. Ошибки и умолчания в цитировании. Характеристики-ярлыки, или личные отношения критика, вне статьи: «полоумная мечтательниа и визионерка», «взбесившаяся баба»; «и она сама ещё темнее «тёмного царства», потому что более того, она – чо-кну-та». Положительные моменты статьи. Неразвитые Писаревым мотивы драмы.

Основы психологизма демократической критики в статье «Луч света в темном царстве» Н. Добролюбова. (доклад). Катарсис у Добролюбова.

Историко-культурный подход с применением мифопоэтического. Связь с «Божественной комедией» А. Данте. Христианская история в драме. Христианская космическая модель вселенной. Мотив первозданной тьмы, «геена огненная», место обитания собак и всякой нечистой птицы и мотив света, храма, рая в библии и русских духовных стихах. Фольклорные элементы произведения. Самоубийство в творчестве драматурга сквозь призму фольклора («Снегурочка») и бытовой драмы («Бесприданница»).

Тексты:

Писарев Д. И. Мотивы русской драмы (любое издание).

Добролюбов Н. А. Луч света в темном царстве (любое издание)

Библиотека русского фольклора. Т.14. Народные духовные стихи. М., 2004.

Рекомендуемая литература

 

1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М., 1995.

2. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2006.

3. Святский Д.О. Под сводом хрустального неба: Очерки по астральной мифологии в области религиозного и народного мировоззрения. М., 2011.

4. Фрейд З. Толкование сновидений. Мн., 1998.

5. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1993.

6. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Ответ Иову. М., 1995.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.047 с.)