![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 8. Психоанализ. Структурно-антропологический, или структурно-генетический метод. (1 час)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сюжет «Эдипа» и истолкование его З. Фрейдом; привлечение психоаналитиком антропологических данных. «Электра» как знаковая книга перцепции и интроверсии фрейдовской школы. Работы К. Леви-Строса «Структурная антропология», «Неприрученная мысль» и «Мифологики». Метод истолкования им легенды об Эдипе. Понятие мифемы. Четырехмерная модель сюжета. Отношение действия и противодействия как девиат поведения человека. Метод Леви-Строса и проблемы современного компьютера: выхолащивание мифического содержания. Метод генетического структурализма Л. Гольдмана: драматургия Ж. Б. Расина. Тексты Делез Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения. Екатеринбург, 2007. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985. Флоренский П. О Блоке // Лит. учеба. 1990. № 6. С. 93—114. Рекомендуемая литература 1. Аинса Ф. Реконструкция утопии: Эссе / Предисл. Федерико Майора, пер. с фр. Е. Гречаной, И. Стаф. М., 1999. 2. Баран Х. Поэтика русской литературы ХХ века / Авториз. пер. с англ., предисл. Н.В. Котрелева. М., 1993. 3. Гольдман Л. Структурно-генетический метод в истории литературы. М., 2007. 4.Делёз Ж. Критика и клиника / Пер. с фр. О.Е. Волчек и С. Л. Фокина; послесл. и примеч. С.Л. Фокина. СПб., 2002. 5.Делёз Ж. Логика смысла. Theatrum philosophicum / Пер. с фр. Я.И. Свирского. М., 1998. 6.Колобаева Л.А. Русский символизм. М., 2000. 7.Кох Р. Книга символов. Эмблемата. М., 1995. 8.Между Эдипом и Озирисом. Становление психоаналитической концепции мифа. М., 1998.
Лекция 9. Мифопоэтический подход. (2 часа) Мифопоэтический метод как модернистская вариация сравнительно-исторического подхода. 1. Юнгианство. Знаковая книга метода «Ответ Иову». «Реконструкты» мифа и символа в работах Аге А. Ханзен-Лёве «Русский символизм. Система поэтических мотивов». 2. Нуменозный, или таутегорический подход. Возражения против символической интерпретации произведений искусства. «Онтологические основания» стихов Ф. Гёльдерлина: 1) Единое, само в себе различающеся: паратаксис, гипотаксис и синтез; 2) Образ и сущность; cубъект и объект; 3) Нуменозное; 4) Близость и чуждость мифического опыта. Греки; 5) Время. 3. Символистская и романтическая интерпретация мифа в литературе: Меонизм Н. Минского, эстетика С. Пшибышевского и миф у символистов. Теория меонизма Н. Минского. С. Пшибышевский и старшие символисты В. Брюсов и К. Бальмонт. Продолжатель эстетской теории, культовый феномен 1900-х годов, польский писатель и теоретик Ст Пшибышевский. Принципы искусства по Пшибышевскому: асоциальность, аидеологичность, аполитичность, аморальность как принципы мифического отражения реальности. Новый романтический герой. Мифический подход в работах Вяч. Иванова «По звездам», «Борозды и межи», «Родное и вселенское». А. Белый и его трактаты «Символизм как миропонимание» и «Душа самосознающая». А. Белый и Ф. Ницше. Место Эдипа в символистской школе. Эдиповские аллюзии в творчестве А. Блока: декадентские образы Эдипа и Сфинкса в «Незнакомке» и «Скифах». 4. Другие виды мифопоэтического анализа: 1) аллегорическая и эвгемерическая интерпретация; 2) интерпретация как «болезни языка»; 3) как поэзии и «прекрасной видимости»; 5) ритуально-социологическая интерпретация; 5) трансцендентальная интерпретация Рекомендуемая литература
Лекция 10. Эзотерический (оккультный) подход. (2 часа) Нумерологический метод подхода к роману Е. Замятина «Мы» Л. Геллера: «Все устроено согласно числам», или эзотерические коды Евгения Замятина». Антропософский подход Р. Штайнера к эпосу о Гильгамеше: «Оккультная история. События и лица мировой истории в свете духовной науки». Оккультный подход А. Белого к творчеству И. Гете в работе «Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности» (1917). Влияние трактата на поэму С. Есенина «Товарищ». Цикл статей Н. Богомолова «Русская литература и оккультизм». Мистерия как вид художественного творчества. Мистериальный вектор русской литературы: предварительные замечания и терминология. Рекомендуемая литература 1. Геллер Л. «Все устроено согласно числам», или эзотерические коды Евгения Замятина» // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня: коллективная монография: кн. ХIY. Тамбов, 2007. С.20-45. 2. Колчанов В. В. Поэтика мистерии в романе Е. И. Замятина «Мы». Тамбов, 2009. 3. Богомолов Н. А. Русская литература и оккультизм. М., 2000. 4. Белый Андрей. Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности. Воспоминания о Штейнере. М., 2000. 5. Штейнер Р. Оккультная история. Полн. собр. соч. Т. 126. СПб., 2004. 6. Штейнер Р. Порог духовного мира. Афористические рассуждения. Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека. Из летописи мира. Т. 1. Пенза, 1991.
Лекция 11. Экзегетический подход. (1 час) Современная медиевистика: проблемы интерпретации священных текстов. Церковная литература и приравненная к ней. Христология о «Преступлении и наказании» Ф. Достоевского, «Белой гвардии» М. Булгакова. «Литургический дискурс» (С. Федотова) «мелосов» Вяч. Иванова. Метод истолкования о. П. Флоренским стихов А. Блока. Критические замечания к методу. Работы о русских писателях М. М. Дунаева «Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в ХYII – ХХ веках» (2003) Рекомендуемая литература 1. Библия и русская литература: хрестоматия / Автор-составитель М. Г. Качурин. СПб., 1995. 2. Дунаев М. М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII-XX веках. М, 2003. 3. Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: В 5 т. / Под ред. В. Н. Захарова. Петрозаводск, 1994 - 2008. 4. Кунцлер М. Литургия Церкви. М., 2003.
Лекция 12. Вульгарно-экзегетический подход. (1 час) Форма литературно-критического жанра пасквиля. Русское литературоведение в ХХI веке: юродство или бесовство? Слободнюк С. Л. «Идущие путями зла»: Дьяволы Серебряного века. Древний гностицизм в русской литературе 1890-1930-х гг. гг.)» (1998) и «Соловьиный ад. Трилогия вочеловечения Александра Блока: онтология небытия» (2002). Связь работ Слободнюка с вульгарно-социологиченским методом 30-х годов «напостовцев» и «налитпостовцев» Л. Авербаха и Г. Лелевича. Рекомендуемая литература Кузнецов В.В. Русское литературоведение в ХХI веке: юродство или бесовство? (К анализу одного литературно-критического жанра) // Вестник Тамбовского университета. Кафедра истории русской литературы. 1994-2009. Приложение к журналу. Тамбов, 2009. С. 203-210. Слободнюк С. Л. «Идущие путями зла»: Дьяволы Серебряного века. Древний гностицизм в русской литературе 1890-1930-х гг. гг.). СПб., 1998. Слободнюк С. Л. Соловьиный ад. Трилогия вочеловечения Александра Блока: онтология небытия. СПб., 2002.
Лекция 13. Что такое семиотика? Семиотический анализ. (1 час) Трудности методологии. Источник метода: формализм. Открытия тартуской школы: книги З. Минц об А. Блоке, работы Д. Магомедовой. Топоров В. Н. «Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического». Что такое семиотика? Три определения. Основные подходы: иммаментизм, интертекстуализм, семиозис. Философские основы семиотики. Основные черты новой парадигмы, согласно Капре. Семиотика как состояние ума. Критика семиотического метода, строящегося на принципах механицизма, позитивизма и исключения субъекта познания из сферы самого познания. Схема семиотического анализа произведения - Выделение отдельных знаков в произведении. Их взаимодействие, анализ и трактовка. - Взаимодействие знака(ов) и системы(м) в соответствии с сюжетной динамикой произведения. Анализ и трактовка. - Взаимодействие двух или более знаковых систем в соответствии с сюжетной динамикой произведения. Социокультурная дифференциация (проблема семиотических кодов взаимодействии нескольких знаковых систем) Изменение ряда их характеристик в процессе сюжетной динамики на примере произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка»-образование; -происхождение; -социальный статус. Смена показателей (одежда, речь, манеры, мимика). Взаимодействие с третьей системой (Пугачевым). Рекомендуемая литература 1. Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 4: Знаковые системы культуры, искусства и науки. М., 2007. 2. Исследования по лингвистике и семиотике: Сборник статей к юбилею Вяч. Вс. Иванова. М., 2010. 3. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек-текст-семиосфера-история. М., 1999. 4. Потебня А.А. Из лекций по теории словесности // Эстетика и поэтика. М., 1976. С. 496-497. 5. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М., 1995. 6. Faryno J. Введение в литературоведение. Katowice, 1980. Ч.1. С.6.
Лекция 14. Постмодернистский дискурс. Современная драма абсурда. (1 ч.) Истолкование легенды об Эдипе на новом этапе: постмодернистская школа. Знаковая книга второй половины ХХ века «Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения» Ж. Делеза и Ф. Гваттари. Современная ситуация в современной драматургии, напоминающая 1920-е годы ХХ столетия и ее отличие. Три направления современной драматургии: «новая волна», авангард и постмодернизм. Призраки «театра про любовь» Э. Радзинского и вампиловской «Утиной охоты» в драме абсурда. Творчество молодого поколения драматургов: Н. Коляды, М. Угаровой, О. Данилова, М. Арбатовой, О. Михайловой. Иное ощущение жизни в отличие от старых драматургов. Советское прошлое не столько как знание конкретных условий, сколько как миф, роковая сила, не зависимая от воли и разума. Пьеса О. Данилова «Мы идем смотреть Чапаева». Пьеса как миф о герое, который придет и спасет мир. Доводка идеи ожидания до абсурда. Театральный андеграунд. Интерес к творчеству обериутов (Д. Хармс, А.Введенский), к европейской абсурдистской драме С. Беккета и Э. Ионеско, к драме парадокса Э. Олби. Русская традиция: «Ревизор» и «Женитьба» Н. Гоголя, «Тени» М.Салтыкова-Щедрина, «восемь снов» булгаковского «Бега», пьесы-сказки Шварца. Мотив мира как сумасшедшего дома, который населяют люди-оборотни, люди-придурки, люди-фантомы. «Чудная баба» Н. Садуры, «Вальпургиева ночь, или Шаги командора» Вен. Ерофеева. Убежденность в том, что быстротечная земная реальность – вовсе не единственное, что дано человеку и что способно выразить его сущность. Персонажи пьесы О. Мухиной «Таня-Танечка». Утопическое пространство пьесы – местечко Бибирево. Пространство пьесы М. Арбатовой «Алексеев и тени». Герой и пространство в пьесе О. Михайловой «Стрелец». Фантасмагорийность сюжета. Фантасмагория в пьесе О. Михайловой «Русский сон». Скоморошничанье, шутовство как главные литературные приемы в пьесе Б. Гаврилова «Когда старики умирать уходили…». Драматургия Н. Коляды. Пьеса «Рогатка» в постановке Р. Виктюка. Слава спектакля, смакующая уродства и разнузданную дикость физиологических влечений. Сюжет пьесы. Драматургия, впитывающая концепции постмодернизма с его идеей самокомментирования культуры, восприятия окружающего мира как «текста». Пьесы В. Сорокина («В землянке», «Пельмени»), А. Шипенко, М. Угарова. Пьеса М. Угарова «Русский инвалид за 18 июля…». Отрицание психологизма и реализма в искусстве. Рекомендуемая литература 1. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2006.
3. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 2003.
Практические занятия
Традиционные методы анализа
Практическое занятие 1. Психологический анализ в социально-утверждающем реализме (Хализев) и критическом реализме. Материал: «Судьба человека» М. Шолохова и «Крыжовник» А. Чехова. - Черты эстетики социалистического реализма в экспозиции рассказа «Судьба человека». - Мастерство Шолохова в использовании художественной детали. - Композиция рассказа: рассказ в рассказе, трехчастность сюжета основного повествования; завязка сюжета. - Жизнь А.Соколова до войны; образ Ирины как идеал русской женщины; связь образа с героинями "Тихого Дона"; сцена прощания как сквозной мотив повествования. - А. Соколов на фронте и в плену: сцены подвозки снарядов, в церкви, в лагере; образ лагерфюрера Мюллера; аналогии из Великой Отечественной войны; побег А.Соколова из плена; героизм или солдатский долг; отличие образа шолоховского солдата от "универсальных солдат" голливудских кинобоевиков, прославляющих подвиги американских наемников. - Жизнь А. Соколова после войны; обретение человеческого счастья в отцовстве. - Типология главного героя рассказа. - Эстетические особенности критического реализма. - Рассказ А. Чехова «Крыжовник». - Художественная деталь в рассказе; образ человека с молоточком. Рекомендуемая литература 1. Акимов В.М. Сто лет русской литературы: От «серебряного века» до наших дней. СПб.,1995. 2. Блум Хэрольд. Страх влияния. Карта перечитывания. Екатеринбург,1998. 3. Добренко Е. Искуссство принадлежит народу. Формовка советского читателя // Новый мир. 1994. №12. 4. Минакова А.М. Поэтический космос М.А. Шолохова: О мифологизме в эпике М.А. Шолохова. М., 1992. 5. Энциклопедия литературных произведений. М., 1998. 6. Якименко Л. Творчество М.А. Шолохова М., 1977.
Практическое занятие 2. Вульгарно-психологический подход. Между «Снегурочкой» и «Бесприданницей»: драма А. Н. Островского «Гроза». Историко-культурный анализ пьесы в сравнении с психологическим. Материал: «Мотивы русской драмы» Д. И. Писарева. Статья Д. И. Писарева «Мотивы русской драмы». Стилевая манера критика Полемика с Н. А. Добролюбовым. Отношение к творческой фантазии. Типические характеры и типические обстоятельства. Ошибки и умолчания в цитировании. Характеристики-ярлыки, или личные отношения критика, вне статьи: «полоумная мечтательниа и визионерка», «взбесившаяся баба»; «и она сама ещё темнее «тёмного царства», потому что более того, она – чо-кну-та». Положительные моменты статьи. Неразвитые Писаревым мотивы драмы. Основы психологизма демократической критики в статье «Луч света в темном царстве» Н. Добролюбова. (доклад). Катарсис у Добролюбова. Историко-культурный подход с применением мифопоэтического. Связь с «Божественной комедией» А. Данте. Христианская история в драме. Христианская космическая модель вселенной. Мотив первозданной тьмы, «геена огненная», место обитания собак и всякой нечистой птицы и мотив света, храма, рая в библии и русских духовных стихах. Фольклорные элементы произведения. Самоубийство в творчестве драматурга сквозь призму фольклора («Снегурочка») и бытовой драмы («Бесприданница»). Тексты: Писарев Д. И. Мотивы русской драмы (любое издание). Добролюбов Н. А. Луч света в темном царстве (любое издание) Библиотека русского фольклора. Т.14. Народные духовные стихи. М., 2004. Рекомендуемая литература
1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М., 1995. 2. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2006. 3. Святский Д.О. Под сводом хрустального неба: Очерки по астральной мифологии в области религиозного и народного мировоззрения. М., 2011. 4. Фрейд З. Толкование сновидений. Мн., 1998. 5. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1993. 6. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Ответ Иову. М., 1995.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.83 (0.011 с.) |